Населена полковником Феодором Григорье­вичем Донцом, так же как Малая Даниловка принадлежала брату его Ивану Григорьевичу. Первый храм в Основе построен уже тогда, как Основа в 1713 г. приобретена покупкой у вдовы Феодора Григорьевича полковником Григорием Семеновичем Квиткой. В благословенной грамоте митрополита Илариона 26 августа 1714 г. читаем: «От харьковскаго полковника Григория Семеновича Квитки писано, что имеет он обещание в маетности своей, в де­ревне Основе, построить церковь Божию, во имя Св. Иоанна Предтечи, того ради, что оная дере­венька растоянием от других церквей в дальности и на ту церковь и лес совсем в готовности; а без нашего де указу и без благословения церкви строить не смеет... И аз смиренный преосвященный Иларион митрополит – благословил и о том дал благословенную грамоту: а верх бы на той церкви построить о пяти главах, а не шатровой, и олтарь круглый тройной,– а подле царских дверей по правую сторону поставити в начале образ всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставити образ настоящия церкви, а по левую сторону царских дверей, меж северных, поставити образ Пресвятыя Богородицы» и проч. В фамильной летописи Г. Квиток, сотник Иван Григорьевич (впоследствии полковник) говорит: «Июня 24 (1730) прибыл я из Прилуки в село Основу, в которой день преосвященный Епифаний белгородский, по прошению отца, в том же селе на праздник служил в церкви». Храм сей стоял на правой стороне Лопани, бли­же нынешнего к Харькову, в 1752 г. он перенесен был туда, где стоит нынешний; это было по же­ланию вдовы Прасковьи Квиткиной. По лето­писи Квиток храм сей сгорел ночью на 20 декабря 1780 г. «не смотрением пьянаго пономаря», говорит летопись Квиток; вместе с тем сгорела и «пребогатая ризница». 1782 г. устроена уже была ныне существующая деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи и освя­щена префектом коллегиума Михаилом Шванским. Строитель ее Федор Иванович перенес сюда в склеп прах родителей своих. Чис ло прихожан: в 1730 г. – 50 м уж.,407 жен., в 1750 г. – 487 муж., 428 жен., в 1770 г. – 527 муж., 463 жен., в 1790 г. – 608 муж., 622 жен., в 1810 г. – 618 муж., 632 жен., в 1830 г., – 732 муж., 801 жен., в 1850 г. – 817 муж., 856 жен. душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Неусыпаев Иван, священник – 391 Никита, старец, иконописец – 391 Никита Пустосвят, писатель-старообрядец – 386, 414 Никитин Афанасий, тверской купец, писатель-путешественник – 428 Никитин Василий, московский купец (см. Путимец В.Н.) Никитин Д.Т., новгородский купец, владелец рукописи – 488, 531 Никифор, старообрядец – 391 Никодим, член синедриона, ученик Христа, автор апокрифического Евангелия – 88, 90, 203, 206, 327, 470, 584, 600, 603 Николай, сын В.И. Сабинина – 500 Николай Мирликийский (св. Никола, Николай Чудотворец), св. – 112, 230, 359, 587, 615 Никольский М.Н., историк церкви – 404 Никон, русский патриарх – 467, 587 Нильский И., историк – 484, 624 Норов A.C., исследователь – 483 О вчинников П.А., собиратель древних рукописей – 489 Озия, иудейский царь, библ. – 612 Ольгерд Гедиминович, великий князь Литовский – 572, 574 Ольферов С.Г., старообрядец (см. Алферов С.Г.) Ольшевская Л.А., историк литературы – 467, 487, 626 Омар I, халиф – 599 Орешкова С.Ф., историк – 410, 412 Орешников A.C., историк – 533 Орлов (Арлов) К.К., ржевский купец, владелец рукописи – 492, 531 Острожский К.И., князь – 21, 141, 257, 476, 536, 572 Охозия, иудейский царь, библ. – 598 Охония, «нечестивый еврей» – 614 П авел, апостол, св. – 590, 606, 612, 617 Павел, коломенский епископ – 407 Павел Любопытный, историк старообрядческой церкви – 396 Павсаний, спартанский полководец – 581 Паисий, иерусалимский патриарх – 605 Паисий II, константинопольский патриарх – 409 Паламарчук Петр, историк церкви – 620 Палий (Гурко, Палей) С.Ф., предводитель украинского казачества – 22, 25, 120–122, 142, 145, 238, 239, 259, 263, 369–371, 401, 410, 413, 504, 507, 532, 555, 573, 574, 617 Панченко А.М., историк литературы – 414, 416, 424, 449, 451 Пахомий, волоколамский старообрядец – 385–387, 402 Пелагия (Пелагея), византийская св. – 102, 219, 343, 611 Пересветов Иван, писатель-публицист – 462, 469 Перетц В.Н., исследователь и собиратель древнерусских рукописных книг – 486, 495, 496, 562, 625 Петр, апостол, св. – 71, 187, 312, 569, 590, 593–595, 612, 615, 617

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из наиболее заметных экзегетов антиохийской школы был Иоанн Златоуст (347–407), которого против его желания в 398 г. поставили патриархом Константинопольским и часто называли христианским Демосфеном (за свой проповеднический дар он и заслужил прозвище «Златоуст», Χρυσστομος). Последующие поколения часто использовали его проповеди и трактаты для толкования Библии. Согласно Сюйсеру (Suicer), именно он дал Библии ее нынешнее название – τα βιβλα, то есть Книги 486 . Среди 11 с небольшим тысяч цитат из Нового Завета, согласно Бауру, у него нет ни одной из 2–го Послания Петра, 2–го и 3–го Иоанна, Иуды и Апокалипсиса 487 . Другими словами, его канон Нового Завета совпадает с версией Пешитто – сирийского перевода, который имел хождение в Антиохии в его время (см. ниже с. 216). С этим согласуется и Синопсис священных книг, часто приписываемый Златоусту, в котором перечислены 14 Посланий Павла, четыре Евангелия, Деяния и три Соборных послания 488 . Феодор, епископ Мопсуэстийский из Киликии (ум. в 428 г.), тоже был представителем антиохийской богословской школы, то есть отвергал александрийский подход аллегорического толкования и в своих комментариях использовал исторический и филологический метод толкования. К сожалению, до нас дошли лишь фрагменты его пространных комментариев на Иоанна и Павла и Псалтирь на греческом, латинском и сирийском языках. Из наличного материала нельзя понять, какова его позиция в отношении Соборных посланий. Леонтий Византийский (конец VI века) обвиняет его в том, что Феодор отвергал Послание Иакова и следовавшие за ним Соборные послания (και τς εξης καθολικς) 489 . Трудно понять, значит ли это, что Феодор признавал только 1–е Петра и 1–е Иоанна (как предполагал Westcott) или он целиком придерживался формы сирийского канона до времени Раббулы и появления версии Пешитто, в котором отсутствовали все Соборные послания. В пользу последнего предположения говорят слова Ишодада из Мерва о том, что Феодор не ссылается на три главных Соборных послания 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Он порицал также св. Епифания за его сочувствие антропоморфизму. После того как исчезли поводы скрывать симпатии к Оригену, Феофил снова стал читать его открыто, заявляя, что оригеновы сочинения подобны лугу, усеянному цветами всякого рода, что хорошее он срывает, а тернистое оставляет, как колючее Но было время, когда Феофил отрекался от Оригена и преследовал своих противников под предлогом недопустимости оригенизма. Когда монахи узнали, что епископ не разделяет их антропоморфистских представлений, то, оставив свои монастыри, пришли в Александрию с целью убить Феофила. Находясь в столь затруднительном положении, последний, однако, не растерялся. Он вышел к антропоморфитам с ласковой улыбкой и приветствовал их словами: " Созерцая вас, я как будто созерцаю лицо Бога " . Но монахи потребовали более определенных заявлений. " Если правда, что у Бога такое же лицо, какое и у нас, - ответили они, - то предай проклятию сочинения Оригена... а если не сделаешь этого, то прими от нас жребий людей нечестивых и богопротивных " . " Исполню ваше желание, - сказал на это Феофил, - не гневайтесь на меня: я сам не люблю оригеновых сочинений и порицаю тех, которые принимают их " . После этого, преследуя по личным мотивам " длинных братьев " , он добился их изгнания из Нитрии путем обвинения их в оригенизме, а затем возбудил простосердечную ревность Епифания Кипрского к тому, чтобы тот обвинил в оригенизме и св. Иоанна Златоуста Таковы были враги великого святителя. Они представляют собой как бы темный фон, на котором тем яснее выделяется исключительная личность вселенского учителя. Св. Иоанн Златоуст был совестью Церкви своего времени, и в лице его врагов против него, как против голоса совести, восстали все страсти. Они восторжествовали. Насилие заставило смолкнуть его негодующее слово. Но совесть нельзя заглушить надолго. В 407 г. Златоуст скончался в изгнании. В 417 г. его имя было внесено в диптихи Аттиком, патриархом Константинопольским, а в 419 г. - Кириллом Александрийским. В 428 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/412/...

она была истощена физически и морально из-за страданий и одиночества. Иоанн Златоуст ободрял ее, в письмах сообщал новости о самом себе и высказывал надежду на скорую встречу ( Malingrey. 1968. P. 368). Перед смертью она вверила паству Марине, своей родственнице и духовной дочери (Ibid. P. 426; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIII 24). Согласно Житию, О. скончалась 25 июля, при имп. Аркадии (395-408) ( Malingrey. 1968. P. 430). Буске считал, что ее кончина произошла ок. 408 г. ( Bousquet. 1906. P. 230), по мнению Малингрей, О. скончалась после 408 г., согласно Дельмеру,- в 407 или 408 г. ( Delmaire. 1991. P. 146). После смерти О. явилась во сне епископу Никомидии (известно, что в 408 это был Пансофий - в 401 его рукоположил свт. Иоанн Златоуст - Sozom. Hist. eccl. VIII 6; однако, по мнению Малингрей, эти сведения из Жития не заслуживают доверия, поэтому не следует отождествлять епископа из Жития с историческим лицом - Malingrey. 1968. P. 428. Not. 1), повелела положить ее тело в гроб и спустить в море; в месте, где по воле Божией лодка с гробом остановится, следовало ее похоронить. Епископ исполнил волю усопшей: около полуночи лодка пристала к берегу напротив мон-ря св. ап. Фомы во Врохфи (вероятно, мон-рь располагался на азиатской стороне Босфора, в совр. р-не Кандилли или Ваникёй - Janin R. Constantinople byzantine. P., 1950. P. 441), о чем игумену было дано указание во сне. При большом стечении клира и мирян останки святой погребли в этом монастыре. У ее могилы происходили исцеления от различных болезней ( Malingrey. 1968. P. 426-430). После кончины О. устроенным ею мон-рем руководила Марина, а после ее смерти абатиссой была избрана диаконисса Елисанфия (Ibid. P. 432-434). В конце Жития автор восхваляет добродетели О.: святая помогала церквам, мон-рям, заботилась о бедных, узниках, а также об изгнанниках и достигла вершин милосердия и смирения. Ее жизнь была лишена суетной славы, нрав - хитрости, внешность - украшений, ночные бдения - сна. О. отличалась благоразумием, скромностью, невозмутимостью, простотой, великодушием, носила безыскусную одежду.

http://pravenc.ru/text/2578321.html

Основные святоотеческие принципы и методы библейской экзегезы Прежде чем говорить о дошедших до наших дней святоотеческих толкованиях на книгу Иова, следует также сказать и о тех экзегетических принципах, которые применялись древнехристианскими писателями – при изъяснении как интересующего нас конкретного библейского текста, так и всего Священного Писания в целом. Издревле в святоотеческой экзегетической традиции существовало несколько существенно отличавшихся друг от друга подходов к истолкованию Библии – своеобразных методов, применявшихся при составлении комментариев на Священное Писание . Как правило, такие методы принято связывать с той или иной действовавшей в Древней Церкви богословской школой. Чаще всего ученые – библеисты и патрологи – вспоминают здесь о двух школах богословской мысли, чьи представители создали огромное число важнейших толкований на книги Священного Писания – Александрийской и Антиохийской. Первую из них – Александрийскую школу – связывают с именами таких известных в Древней Церкви богословов и истолкователей Библии, как стоявший у ее истоков и живший в конце II века дидаскал Пантен (правда, от него до нас не дошло никаких текстов), а следом за ним – жившие и творившие в Александрии Климент Александрийский (ок. 150 – ок. 215) и Ориген (ок. 185–254); из позднейших толкователей Библии, принадлежавших к Александрийской школе, безусловно следует упомянуть знаменитого экзегета IV столетия Дидима Слепца (ок. 310–398) и замечательного богослова и экзегета V века святителя Кирилла Александрийского (376–444). Что касается Антиохийской школы, то ее основателем принято считать священномученика Лукиана Самосатского, пострадавшего за Христа во время гонений на Церковь в 312 году. Знаменитейшими экзегетами этой школы безусловно стали святитель Иоанн Златоуст (ум. 407) и блаженный Феодорит Кирский (ум. ок. 458). Также нельзя не упомянуть имена таких толкователей Антиохийской школы, как Диодор Тарсийский (IV в.) и Феодор Мопсуэстийский (ум. 428) – правда, оба они оказались предтечами несторианской ереси и в этом качестве были осуждены Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Пантелеймонов монастырь на Афоне – 591 Покрова Богородицы в Климовске – 409 Покрова Богородицы на Ветке – 406 Покрова Богородицы недалеко от Калуги – 10, 130, 247, 564 Саввы Освященного недалеко от Иерусалима – 80, 84–87, 97, 105, 194, 199–202, 213, 220, 222, 322, 337, 344, 346, 348–351, 400, 421, 440, 451, 464, 466, 502, 522, 523, 549, 596, 600, 636 Святой Екатерины (Екатерининский, Екатериновский) в Иерусалиме – 97, 213, 214, 337, 523, 605 Святой Феклы в Иерусалиме – 595, 606 Симонов монастырь в Москве – 388 Синайский монастырь (Синайское подворье) в Александрии – 466 Синайский монастырь (Синайское подворье) в Константинополе – 37, 156, 275, 524, 579 Соловецкий монастырь – 397, 407, 568 Софийский монастырь в Киеве (см. Спасо-Софийский монастырь) Спасский монастырь в Белеве (см. Спасо-Преображенский монастырь) Спасо-Воротынский монастырь под Калугой – 8, 9, 127, 245, 397, 398, 423, 462, 518, 564, 636 Спасо-Преображенский монастырь в Белеве – 131, 248, 524, 565 Спасо-Софийский монастырь в Киеве 21, 142, 258, 573 Тверской Отроч монастырь – 571 Тихвинский монастырь на Ветке – 406 Трапезундский монастырь на Афоне 381 Троице-Сергиев монастырь (Троице-Сергиева лавра) – 385, 388, 389, 466, 571 Успения Богородицы в Орле – 565 Успенский монастырь в Юрьевце 405 Успенский Новопечерский монастырь недалеко от Брянска – 567 Успенский Преображенский монастырь в Глухове – 567 Феодора Стратилата в Иерусалиме – 97, 214, 337 Феодосия Великого недалеко от Иерусалима – 87, 202, 351, 600 Харитона Исповедника в Иерусалиме 97, 214, 337 Чудов монастырь в Москве – 579 Морские ворота (Чадлады-капу) в Константинополе – 582 Москва, город – 7, 9, 15, 21–23, 28, 29, 33, 36–38, 42–45, 48–50, 56, 59, 61, 94, 100, 111, 116, 126, 130, 135, 143, 148, 149, 152, 155–157, 162, 164, 166, 167, 172, 173, 177, 209, 217, 221, 229, 235, 244, 252, 258, 259, 266, 271, 274–276, 282, 283, 289–291, 297, 300, 303, 333, 341, 345, 358, 363, 364, 378, 379, 381–383, 387, 390, 391, 395, 401, 408, 411, 428–431, 436, 454, 459, 476, 487, 493, 495, 498, 500, 504, 505, 508, 509, 512, 515, 518–521, 529, 531, 563, 565, 571, 573, 579, 581, 582, 584, 586, 590, 591, 601, 618, 619, 623, 636

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр (Петър), царь Болгарии в 927–969 гг. – 421 Петр Деляя (Оделян, сер. XI в.), глава антивизантийского восстания в Болгарии – 422 Петр I , русский император в 1694–1725 гг. – 118 Петр Патрикий (Магистр, VI в.), византийский историк – 252 Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт – 130 Пипин III Короткий (714–768), франкский майордом, с 751 г. франкский король, сын Карла Мартелла, отец Карла Великого – 362, 460 Пирс Г. (Peirce), английский историк византийского искусства – 92 Платов (428 или 427 – 348 или 347 до н. э.), древнегреческий философ – 130,182,183,257 Плутарх Херонейский (ок. 46 – ок. 127), греческий писатель и философ-моралист – 148 Покровский Иосиф Алексеевич (1868–1920), историк греко-римского права – 211 Порфирий (Константин Александрович Успенский, 1804–1885), епископ Чигиринский, исследователь христианского Востока – 442 Приск Фракийский или Панийский (V в.), византийский ритор и историк, ездивший в 447 г. с посольством к гуннам и оставивший описание этой поездки – 186 Прокопий Кесарийский (ок. 500–562), византийский историк эпохи имп. Юстиниана Великого , автор сочинений «История войн Юстиниана», «О постройках Юстиниана», «Тайная история», секретарь военачальника Велизария- 174, 194, 202, 203, 205, 223, 224, 230, 237, 251, 252, 258 Прокопия , жена имп. Михаила I – 364 Птолемей Клавдий (II в.), греческий астроном, математик и географ – 232 Пульхерия , сестра Феодосия II – 121, 155, 162, 317 Райт Ф. A. (Wright), английский филолог-классик и византинист – 77 Рамбо Альфред (Rambaud, 1842–1905), французский историк – 74, 222, 407 Рансимен Стивен (Runciman), английский византинист – 68, 69, 439 Регель Василий (Андреас Фридрих Вильгельм) Эдуардович (1857–1932), византинист, медиевист, славист, редактор «Византийского временника», основатель «Византийского обозрения» – 89, 90 Ришелье Арман-Жан дю Плесси (1585–1642), герцог, французский кардинал с 1622 г., первый министр Франции с 1624 (в годы правления Людовика XIII) – 42 Роберт Гуискар (Гвискард, 1015–1085), предводитель норманнов, завоевавших южную Италию и Сицилию, герцог Апулии и Калабрии с 1061 г. – 433, 472, 473

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Пётр Закавказский см. Пётр (Данилов), обн. епископ Пётр Крутицкий, митрополит см. Пётр (Полянский) , митрополит, Патриарший Местоблюститель Пётр Могила, митрополит Киевский 178 Пётр Омский см. Петр (Блинов), обн. митрополит Пётр, Владикавказский см. Петр (Рождественский), обн. архиепископ Пётр, Закавказский см. Петр (Данилов), обн. епископ Пётр, ап. 39, 124, 407 Пётр, митрополит Сибирский см. Пётр (Блинов), митрополит Пётр, митрополит см. Пётр (Полянский) , митрополит. Патриарший Местоблюститель Петров Григорий Спиридонович, бывш. священник 181, 1004 Петров С. Г., историк 16 Петровский А. В., протоиерей, осуждённый по петрогадскому процессу 251 Пешель, осуждённый по петроградскому процессу 251 Пий XII, Римский Папа 847 Пимен (Пегов), архиепископ 256, 277, 310, 313, 418, 421, 441, 484, 489, 491, 493, 498–502, 526, 537, 613, 720, 908–910, 911, 917 Пимен, архиепископ Каменец-Подольский см. Пимен (Пегов), архиепископ Пимен, епископ см. Пимен (Пегов), архиепископ Пимен, митрополит Харьковский см. Пимен (Пегов), архиепископ Пименский Алексей, обн. протоиерей 298 Питирим (Окнов), митрополит 189 Питирим (Свиридов), митрополит Ленинградский 604, 1017 Питирим, митрополит Петроградский см. Питирим (Окнов), митрополит Платон (Рождественский), митрополит 67, 189, 355, 384, 424, 481, 771, 1015 Платон, митрополит Американский см. Платон (Рождественский), митрополит Платон, митрополит, Экзарх Грузии см. Платон (Рождественский), митрополит Платонов Николай Федорович, б. протоиерей см. Николай (Платонов), обн. митрополит Плиний, римский писатель 403 Плотников Н. К., мирянин г. Тулы 428, 437 Плотников С. Т., авт. соч. 219, 253, 268, 302, 303 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907), в 1880–1905 гг. обер-прокурор Св. Синода 103, 146, 1000 Пожарский Дмитрий Михайлович, кн., русский полководец, соратник 546 " Покровский А., обн. протоиерей Рязанской епархии 242 Покровский А. И., проф. 361, 362, 399, 441,451, 486, 496, 990–991 Покровский Н. Н., академик, историк 16 Покровский Петр, обн. диакон Ярославской епархии 243, 285, 286

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Плюшар Адольф-Александр 218, 410 — «Энциклопедический лексикон» 218, 410 Погодин Григорий Петрович 308, 439 Погодин Дмитрий Петрович 307, 308 («Митя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодин Михаил Петрович 11–14, 16–20, 22–26, 31, 35, 37, 39–41, 44, 59, 76, 91, 92, 165, 166, 186, 191, 205, 206, 210, 212, 213, 217, 219–222, 224, 233, 237, 238, 240–243, 248, 249, 251, 253–255, 259–260, 264, 268, 272–274, 277, 279, 281, 284, 286, 296–299, 305, 307, 311, 325, 326, 330, 332, 337, 340, 341, 343, 345, 349, 351–353, 356, 363, 364, 366, 369–374, 376, 379, 381–385, 390, 393, 400, 401, 403–405, 408–417, 419–421, 424–428, 430–433, 436, 437, 439, 440, 444, 446, 448, 449, 452–454 — «История в лицах о Димитрии Самозванце» 31 («Самозванец»), 363 — Лекции профессора Погодина по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира» 31 («Лекции по Герену»), 363 — «Начертание русской истории для училищ» 31 («Русская История»), 32 («История»), 363 — «Очерк русской истории» 32 («тот эскиз, который ты поместил в Наблюдателе»), 364 Погодин Петр Петрович 307 («Петя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодина Елизавета Васильевна 25, 237, 241, 263, 264, 275, 286, 307, 317, 326, 340, 411, 415, 416, 424, 437, 439, 441 Полевой Николай Алексеевич 32, 182, 364, 404 — «История русского народа» 364 — «Русская история для первоначального чтения» 32 («Детская история»), 364 Полтава 91, 104, 114, 118, 120, 126, 153, 165, 171, 185, 188, 193, 254, 258, 259, 278–280, 283, 298, 334, 375, 392 Понжи (Pongis), банкир 116, 135, 395 Пономарев Л. 424 Пономарев С. 427 Посников, учитель в Патриотическом институте 176, 403 Прага 210 Прокопович Василий Яковлевич 198 («Васька»), 205, 218, 219, 226 (Васька»), 407, 408, 410, 412 Прокопович Мария Никифоровна, рожд. Трохнева 63, 86, 136, 163, 377, 395 Прокопович Николай Николаевич 86 («Николай»), 136 (Ян), 142 Прокопович Николай Яковлевич 14–17, 22, 34, 60, 81, 89, 93, 94, 99, 102, 107, 109, 115, 116, 123, 133, 136, 148, 161–163, 179, 218, 259, 352, 365, 376, 377, 379, 380, 382, 384, 386–390, 394, 397, 400, 410, 452, 453

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010