428 Сам Арсений, келья которого, как говорят, находилась в тридцати двух милях от этого места, вероятно, оставался в ней несколько дольше, если только мы правильно понимаем послание Августина, датируя разорение пустыни 407–8 гг. 429 Приписываемые ему слова, сказанные будто бы уже после бегства, ясно свидетельствуют о событиях августа 410 года: «Мир потерял Рим, а монахи Скит». 430 IV. Через три поколения В404 году Иероним похоронил в Вифлееме Павлу, 431 нашествие же Алариха в 410 году заставило старшую Меланию вновь отправиться в Иерусалим, где (через сорок дней после своего прибытия в Святой Город) она и умерла. 432 В 417 году внучка Мелании Старшей младшая Мелания и ее супруг Пиниан приняли монашество и поселились в двух Елеонских обителях. В эту пору Мелании Младшей было тридцать четыре года. За много лет до этого она убедила своего мужа в том, что они должны жить как брат и сестра, 433 и еще до разорения Рима успела раздать почти все свое богатое имение. 434 Эта пара провела на севере Африки семь лет, а затем через Александрию перебралась в Иерусалим. 435 Пиниан и Мелания хотели стать рядовыми членами здешней Церкви. Тем не менее, в течение длительного времени Мелания продолжала заниматься строительством храмов и раздачей средств на иные церковные нужды. В 418 году она смогла побывать и в египетс ких пустынях. 436 В 437 году Мелания, воспользовавшись cursus publicus (государственной почтой), отправилась в Константинополь, где в роли западного посла появился все еще остававшийся язычником ее родной дядя Волусиан, которого незадолго до его кончины она успела обратить в христианскую веру. 437 Ко времени ее первого появления в Палестине умерли уже и Иоанн, епископ Иерусалимский, и Евстохия. 438 Однако Иероним все еще жил в Вифлееме. Его неприятие Оригена нисколько не уменьшилось, а отношения с окружающими ничуть не улучшились. За год до этого монастыри подверглись нападению, во время которого был убит диакон. 439 Иероним считал повинными в этом пелагиан, искавших случая отомстить за изгнание Пелагия из Палестины после того, как синод в Диосполе осудил его ересь, не признав виновным его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

612 Т. е. среди приверженцев традиционной эллинской культуры, которые смогут оценить присланное произведение по достоинству и извлечь из него пользу для себя. 613 Обезьяна часто встречается в греческой литературе как гротескный образ. Об удивительном же чадолюбии обезьян упоминает еще Плиний Старший (Естественная история, VIII, 216). 614 Лисипп из Сикиона (ок. 370 – ок. 316 гг. до н. э.) считался одним из величайших скульпторов своего времени. Он мастерски умел передать движение в бронзе. Апелл из Колофона (его акмэ приходилось на 322 г. до н. э.) был одним из лучших художников своего времени. Оба они обладали исключительным правом изображать (один в скульптуре, другой в живописи) черты Александра Великого. История не сохранила до наших дней свидетельств упоминаемого Синезием творческого взаимодействия двух гениев. 615 Письмо отправлено из Кирены в Константинополь в сентябре 405 г. О Пилемене см. выше прим. 45 к Письму 50 (102). 617 Вероятно, речь идет о посольской миссии Синезия в 399–402 гг. и о трудностях, с которыми он столкнулся в ожидании приема «близ дома, повелевающего всей землей» (Ср.: Гимн I, 428–492). 620 Речь идет о караване с выращенным в Африке зерном, который ежегодно в сентябре отправлялся в Константинополь для снабжения столицы продовольствием. 621 Флавий Аблабий – критянин незнатного происхождения, сделавший головокружительную карьеру при императоре Константине в начале IV в. (префект претория Востока в 329–337 гг., консул 331 г.). Имел поместье в Вифинии и дворец в Константинополе. Константин назначил Аблабия наставником своего сына Констанция (очевидно, тогда он и жил в покоях, упомянутых здесь Синезием). Однако после смерти Константина в 337 г. его бывший воспитанник, воцарившись, лишил его всех должностей, а затем и жизни. 622 Плакидия – сводная сестра Аркадия (395–408) и Гонория (395–423), дочь Феодосия I от его второй жены Галлы. В 405 г. ей было 17 лет. 623 Письмо написано предположительно в октябре 407 года (некоторые ученые датируют его 402 годом) в бухте Азарион на побережье Нижней Ливии и повествует о морском путешествии Синезия из Александрии в Пентаполь; адресовано брату Синезия Евоптию, находившемуся тогда в Александрии. Это одно из наиболее известных писем Синезия – как благодаря его литературным достоинствам, так и множеству содержащихся в нем деталей касательно повседневной жизни и реалий морского путешествия в ту эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

62 Супрасл. Лет. 65. Новгор. 1. Лет. 83. Акт. Зап. Рос. 1. пр. 16. Кейстут, шестой сын Гедимина, умер 1381 г., кажется, язычником. Но дочь его с именем Марии окрещена была тверским Епископом Евенмием и на другой день обвенчана с Иоанном Михайловичем Княз. Тверским, в 1375 г. (Никон. Лет.). 63 Четь-Минея 14 Апр. Летоп. изд. Даниловичем. стр. 170. Воскр. Лет. 9,384. Соф. Врем. 1,332. 333. Коялович Miscellanca p. 8. 9. 1650. Стебельский Zywoly SS. Parascevii, Euphrozynyy. T. 2. Коялович, как и Густин. Лет. (стр. 34.), относит кончину Мучеников к 1328 г., но это явная ошибка: тогда владел Гедимин. О погребении Мучеников в Виленской Николаевской Церкви Акт. Зап. Рос. I. N 76. 64 Воскр. Лет. 2,334 «Княгине же Иулиания, видя мужа своего Ольгерда, последнее дышуща, зело печаловашеся о его о его спасении, и созва сыны своя и отца своего духовного призва, Давида архим. печерскаго, и увеща своего мужа и Божием поспещением сподоби его св. крощения и святою схимою того украсивше». Грамота Юлиании православию в Акт. Зап. Рос. N 5. См. Летоп. Даниловича 180–191, 29. 30. 65 Длугош: «Ягайлу, Скиригайлу и всех благородных юношей мать их воспитывала по греческим обычаям, внушая им греческий обряд». Lib. 10. Р. 60. У Кромери послы говорят Ядвиге: «Что касается до христианской веры, то Ягайло с другими его братьями, родившийся от матери христианки, еще с малолетства утвержден в православной вере и доселе не оставляет сердечного расположения к ней». (Hiest. Poloniie, Warsaviie, 1767. р. 407.). Стрыковский (кн. 13 стр. 428) пишет, что сыновья первой супруги Ольгердовой старанием Матери все были крещены в русскую веру. Итак, и сыновья Юлиании и сыновья Марии были христианами православного исповедания (Сл. Прим. 64.). Вот имена сыновей Ольгерда с показанием княжеств их: а) дети Марии 1. Владимир Кн. Бельский и потом Киевский; 2. Вигунт-Андрей К. Полоцкий, крещенный во Пскове, в 1341 г. † 1399 г. 3. Корибут – Минигайло – Димитрий К. Брянский † 1399 г. 4. Зедзевит – Иоанн К. Подольский, 5. Бутов – Борис, † после 1386 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

903 Имеем в в виду послания различных Церквей к императору Льву, о происхождении которых мы сказали выше. 907 Concilia. T. I. Pars. 2. P. 471; T. II. Pars. 1. P. 89, 47; Деяния... II, 493; III, 278, 157. 908 Concilia. T. II. Pars. 1. P.352–353, 363, 371; Деяния... IV, 405, 407, 428, 455. Исключения составляют его указы, адресованные бунтовщикам-монофизитам, монахам Александрийской и Иерусалимской церквей. В них из предосторожности, как бы ещё более не разжечь страстей, символ Константинопольский замалчивается, а упоминается один Никейский (Ibidem. P. 357, 361; Деяния... IV, 410, 422). 912 Каспари в своём превосходном труде «Quellen zur Geschichte des Tauf-Symbole» приходит к следующим выводам: в конце V столетия в Восточной церкви при крещении стали употреблять символ Константинопольский (Bd. I. S. 113), причём чем дальше, тем больше вытесняется из церковной практики символ Никейский (Bd. II. S. 28); в то же время Константинопольский символ распространяется и получает авторитет и в церкви Римской (Bd. II. S. 114–115). 914 Acta Chalced. P. 373, 374, 375; Деяния... IV, 468–469; cp.: 473, 482. Эти последние действительно прямо объявляли императору Льву в послании: «Халкидонского собора Церковь великого города Александрии не принимает» (Деяния... IV, 492). 917 Если Пятый Вселенский собор и перерешает некоторые постановления IV Вселенского собора относительно отдельных лиц, то, однако, он всецело блюдёт вероопределение этого Собора, и потому на его деяния нельзя смотреть как на противодействие определениям предыдущего Собора. 919 Интересно слышать мнение современника, протестантского писателя Schapper’a (Op. cit. S. 38) о значении Халкидонского собора. Он говорит: «Полемика, какая поднимается против него в нашем столетии, доказывает, что его господство не прекратилось. Халкидонский собор вот уже полторы тысячи лет пользовался и пользуется влиянием и значением, и в этом заключается указание, что он представляет собой момент истины непреходящего свойства. И если Собор не даёт осязательного решения вопроса, то разве настоящее время разрешило этот труднейший вопрос?»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

A Continental Commentary: Psalms 60–150. Minneapolis, MN: Fortress Press, 1993. Р. 429). См. об этом: Westermann C. Ausgewählte Psalmen: Übersetzt und erklärt. Göttingen: Vandenhoeck & Rupprecht, 1984. Р. 203. Baethgen F. Die Psalmen übersetzt und erklärt. Vol. 2. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1897 . P. 371–372. Weiser А. The Psalms: A Commentary. Р. 745. Mowinckel S. Psalmenstudien. Buch 2. Amsterdam: P. Schippers, 1961. P. 170–171. См., напр.: Willis J. T. Psalm 121 as Wisdom Poem. P. 441. Ceresko A. R. Psalm 121: A Prayer of a Warrior?//Biblica. 1989. Vol. 70, no. 4. P. 496. Amzallag N., Avriel M. Complex antiphony in Psalms 121, 126 and 128. P. 506–507. Mannati M. Les psaumes graduels constituentils un genre littéraire distinct á l’intérieur du Psautier biblique?//Semitica Paris. 1979. No. 29. P. 85–100. См. об этом: Kraus H.-J. A Continental Commentary: Psalms 60–150. Р. 428. См. подробнее: Hossfeld F.-L., Zenger E. Psalms 3: A Commentary on Psalms 101–150. Р. 321. Ibid. Р. 322. См. об этом: Westermann C. Ausgewählte Psalmen: Übersetzt und erklärt. Р. 202. См. подробнее: Richter H. F. Von den Bergen kommt keine Hilfe. Zu Psalm 121//Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft. 2004. Vol. 116, no. 3. P. 406–407. См. об этом: Hossfeld F.-L., Zenger E. Psalms 3: A Commentary on Psalms 101–150. Р. 322. См. об этом: Becking B. God-Talk for a Disillusioned Pilgrim in Psalm 121. P. 5. Ibid. P. 6. Maré L. P. Psalm 121: Yahweh’s protection against mythological powers//Old Testament Essays. 2006. Vol. 19, no. 2. P. 713. Ceresko A. R. Psalm 121: A Prayer of a Warrior? P. 504. Ibid. P. 509. См. об этом: Honeyman A. M. Merismus in biblical Hebrew//Journal of Biblical Literature. 1952. Vol. 71, no. 1. Р. 11–18. См. об этом: Maré L. P. Psalm 121: Yahweh’s protection against mythological powers. P. 714. Becking B. God-Talk for a Disillusioned Pilgrim in Psalm 121. P. 8. См. об этом: Weippert M. H. E. Des dieux endormis et se réveillant, ou bien des dieux mourant et ressuscitant?//Nederlands Theologisch Tijdschrift Wageningen.

http://bogoslov.ru/article/6177544

Bergamelli F. Dal Padre al Padre. Il Padre come principio e termine del Cristo e del cristiano in Ignazio di Antiochia. – Studia Patristica 37, 2001, 168–176. de Bhaldreithe К. The Christology of Ignatius of Antioch. – Ibid., 200–206. Hill C.E. Ignatius and the Apostolate: The Witness of Ignatius to the Emergence of Christian Scripture. – Ibid., 226–248. Псевдо-Игнатий (пространная редакция посланий) CPG 1026. TLG 1443/002 Перевод Из всех русских переводов лишь в указанных выше казан. изд. 1855 и 1857 г. приводится параллельно с кратким и пространный вариант. Исследования Прокошев П.А. Didascalia apostolorum и первые шесть книг Апостольских постановлений. Историко-критическое исследование из области источников церковного права. Томск, 1913, 408–416 (богословский язык и термины Игнатия и Псевдо-Игнатия), 416–428 (вопрос об арианстве Пс.-Игнатия; вывод: не арианин, а умеренный никеец). Smith James D. The Ignatian long recension and Christian communities in fourth century Syrian Antioch. Harvard University Cambridge, МА, 1986 (microfilm). 181 p. [Summary: DA 47, 1986, 1781А]. Другие приписываемые св. Игнатию произведения CPG 1028–1035 Св. Поликарп, епископ Смирнский CPG 1040 (SPURIA: 1042). TLG 1622 Издания и комментированные переводы Bauer J.P. Die Polykarpbriefe. Göttingen, 1995 (Kommentar zu den Apostolischen Vätern 5). Другие издания указаны выше, с. 407. Переводы Неполный (без гл. 10–14) Поликарпа Гайтанникова: Послание к Филиппийцам. – ХЧ 1821, ч. 1, 115–124. Отд. издание: Переводы с греческого языка на русский Московской Духовной Академии Ректора, Первоклассного Ставропигиального Новоспасского монастыря Архимандрита Поликарпа, вновь пересмотренные и исправленные. М., 1835, 1–8; М., 18852 (каталог книг Тузова, 1911, 200). Полный П.А. Преображенского: ПМА1, 441–450. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антон., 150–156; ЖМП 1967, 8, 58–60; Богомыслие 3 (Одесса), 1992, 112–117 (уточнения Н.Александренко к переводу П.Преображенского на с. 118). Литургическая традиция Иаков (Цветков С.), иеромон. [Кондак и икосы св. Поликарпу Смирнскому (23 февр.). Перев. с греч. по рукоп. кондакарию XII-XIII в. Синод, б-ки). – ЧОЛДП 1888, 1, пагин. 3-я, 195–197. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

evang. он цитует Апокалипсис Иоанна, как новозаветный авторитет 116 . Что касается последующего времени, то оно не дает ничего достопримечательного для истории вопроса о положении Апокалипсиса в новозаветном каноне. Пред отцами стояла дилемма: или последовать преданию церкви, или же своему личному вкусу, по большей части определяемому направлением школы. Поэтому далее и нельзя встретить каких-либо исследований о нашей книге, а просто приходится отмечать, какой церковный писатель признавал Апокалипсис, или просто цитовал его, и какой нет. Иногда об отношении к книге известного писателя нельзя высказаться определенно. Кирилл Иерусалимский Св. Кирилл Иерусалимский (315–386) 117 в четвертом огласительном слове пересчитывает все священные книги нашего канона, за исключением Апокалипсиса. Перечислив, он прибавляет: τ δ λοιπ πντα ξω κεσθω ν δευτρ. При изложении эсхатологии в 15-м слове св. Кирилл ссылается на книгу пророка Даниила: οκ ξ ποκρφων λγομεν, λλ’ κ το Δανιλ. Не относит ли он Апокалипсис прямо к πκρυφα? 118 . Епифаний Кипрский Наоборот, св. Епифаний Кипрский († 403 г.) принимает и Апокалипсис и подробно опровергает возражения против этой священной книги со стороны алогов. Отметим здесь еще, что Епифаний сообщает об изгнании Иоанна на Патмос и написании Апокалипсиса при императоре Клавдии 119 . Иоанн Златоуст Переходим к церквам собственно сирийским. Иоанн Златоуст († 407 г.), сначала пресвитер Антиохийский и впоследствии архиепископ Константинопольский, не цитует Апокалипсиса. Тем не менее, говорят, он знал его. Указывают даже места в его гомилиях на Евангелиста Матфея, в которых образы откровения Царства Божия и будущего блаженства стоят в связи с Апокалипсисом 120 . Однако Gregory считает незаслуживающим внимания известие Свиды о пользовании Златоуста Апокалипсисом 121 . Синопсис Златоуста также проходит эту священную книгу молчанием 122 . Феодор Мопсуестийский. Блаж. Феодорит. Мнение об Апокалипсисе Феодора Мопсуестийского († 428 г.) неизвестно. Но все же можно предполагать, что он относился к нему неблагосклонно, как и вообще к ντιλεγμενα 123 . Между прочим, он отвергал послание Иакова, не считаясь даже с обычаем сирийской церкви 124 . Точно так же и блаж. Феодорит (ок. † 458 г.) нигде не цитует Апокалипсиса 125 . Юнилий

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Maria Annunziata как Богоматерь, так и архангел – на коленях, и в середине между ними пюпитр с книгой. На картине Франчиа (XV в.) в латеранском музее Богоматерь, в роскошных одеждах, опирается на пюпитр, перед ней архангел с лилией в руке; вверху Бог Отец, сидящий на херувимах; а на левой стороне город с башнями и море с плывущими кораблями. Доменико Хйрландайо (XV в.) во фресках Maria Novella во Флоренции представил Богоматерь в виде светской женщины, с открытой головой, а архангела на коленях с ветвью. На бронзовых вратах флорентийского ваптистерия Гиберти (XV в.) Богоматерь в одной узкой тунике; но еще более странно то, что здесь Бог Отец выпускает Св. Духа в виде голубя из своих рук. Иногда Св. Дух идет к Богоматери по жердочке, которую держит Бог Отец 428 . На картине Нери ди Биччи (XV в.) во Флорентинской академии изящных искусств 52) рядом с благовещением поставлено изгнание прародителей из рая (ср. его же картины там же, 9, 20, 22 и 13; в луврской галерее 273). На картине фламандской школы в луврской галерее 595 обстановка благовещения напоминает католический храм 429 ; Богоматерь с распущенными волосами, без нимба, с книгой; архангел в парчовой одежде вроде фелони. В рукописи нац. библ. lat. 1176 благовещение в палатах готического стиля (л. 4 об.); Богоматерь с золотистыми распущенными волосами сидит перед пюпитром, на котором – книга. Едва начала она перевертывать лист книги, как является ангел с золотистыми кудрями без нимба, со свитком и жезлом. Вверху Бог Отец с державой в руке; от Него исходит в лучах Св. Дух; там же ангелы играют на музыкальных инструментах 430 . В рукописи нац. библ. lat. 1355 Богоматерь с распущенными волосами стоит на коленях; архангел припадает на одно колено; вверху Бог Отец с державой. Сходно благовещение во французской рукописи там же, 407: то же положение и распущенные волосы Богоматери, но перед ней две книги; архангел в церковных одеждах. Иногда здесь и Бог Отец является в папской тиаре, как в рукописи нац. библ. 1167, л. 31, во французском печатном издании «Жизнь Иисуса Христа» 1501 г., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Marquardt, Römische Staatsverwaltung, В. I. 81. Во главе префектур были поставлены четыре префекта с выделением из компетенции этого органа военной власти, которую раньте имел praefeotus praetorio. 964 Этот порядок установился со времени Адриана: при Марке Аврелие императорский совет назывался auditorium, при Диоклециане consistorium, со времени Константина сделалось обычным первое название. Geib, Geschichte des röm. Crimiualprocess, стр. 427–428. Bethmann-Hollweg, B. III, 92 и след. 967 В этом смысле карфагенский собор 407 г. правилом 10-м (по слав. кн. прав. 117-е) постановил: „аще кто из клира будет просити от царя рассмотрения о себе в светских судилищах, лишен будет своея чести, аще же будет от царя просити себе суда епископского, отнюдь да не возбранится ему сие“. 968 В этом смысле рассуждает Августин, обращаясь к донатистам; „majores vestri causam Caociliani ad impcratorem Constantin um detulerunt. Sed quia Constantinus non est ausus do causa opisoopi judicare, eam discutiendam atquo finiendam opiscopis delegavit. Quod et factum est in urbe Roma praesidento Melchiade, opiscopo illius ecclesiae, cum mullis collegis suis“. А относительно второго пересмотра дела донатистов, Августин выражается следующим образом: „neque enim ausus est christianus imperator sic eorum tumultuosas et fallaces querelas suscipere, ut de judicio opiscoporum, qui Romae sederant, ipso judicaret, sed alios episcopoe dedit“. Fessler, стр. 28, пр. 3 и стр. 30–31, прим. 4. Zhishman, Die Synoden, стр. 30 и сл. В замечательное положение пришлось стать Феодосию II относительно III всел. собора. Император был поставлен в затруднение, чью сторону принять, собора ли ефесского, державшего несколько заседаний под председательством Кирилла александрийского , или собора антиохийской партии, державшей свои заседания. Для разъяснения недоумения, император пригласил депутатов от того и другого собрания изложить ход дел на соборе; это изложение выслушано было в общем собрании государственных сановников. Выслушав показания той и другой стороны, императорский совет нашел незаконным ход дел на соборе, бывшем под председательством Кирилла, и кассировал приговор его о низложении Нестория, по поводу ереси которого составлялся третий вселенский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

XIII, 19, 23 и многими другими аргументами 70 . Упоминание о возможных недоумениях носит у Евфалия чисто теоретический характер ( δ πρς βραους πιστολ δοκε μν οκ εναι Παλου δι τε τν χαρακτρα, κα τ μ προγρφειν, ς ν πσαις τας πστολας...) археологической реминисценции, ибо нет ни малейших намеков, чтобы подобные вопросы волновали или даже занимали современные церковные круги Александрии и Египта. Но тоже правильно и для других «восточных» церквей. Для Иерусалимской удостоверителем служит св. Кирилл († 18 марта 386 г.), который констатирует у Павла 14 посланий и апеллирует к истолкованиям их для Nc. XLIV, 7–8 и CIX, 26–27 в Ebp. I, 8–12 71 . Св. Епифаний Кипрский († 12 мая 403 г.) в специальной речи o Маркионовском каноне не предусматривает каких-либо возражений, когда заявляет, что в некоторых списках послание к Евреям помещается на 13-м месте, в иных – на десятом 72 , а в другой ассоциации – все отрицания подлинности объясняет арианскою тенденциозностью 73 . Из Каппадокийцев св. Григорий Богослов (I в 389-м или 390 г.) тоже считает 14-ть посланий Павла 74 , а Василий Великий († 1 января 379 г.) цитует Ebp. XI, 6. I, 3 под именем этого Апостола 75 , как и Григорий Нисский († вскоре после 394 г.) Ebp. I, XXI, 3 76 ; Амфилохий Иконийский († после 394 г.) отмечает отвержение некоторыми данного послания, якобы апокрифического, но называет это мнение ложным по причине апостольской подлинности документа 77 . Из Антиохийцев св. Иоанн Златоуст († 14 сентября 407 г.) без всяких колебаний принимает Павлово авторство послания к Евреям и подробно изъясняет его, утверждая Италийское происхождение и Палестинское предназначение 78 . Феодор Мопсуестийский († 428 г.), решительно приписывая данное послание эллинскому благовестнику, оправдывает опущение его имени в титуле тем, что он не был Апостолом евреев, и представляет систематический комментарий 79 . Блаж. Феодорит († 458 г.) исключение послания к Евреям у некоторых из канона мотивирует лишь неистовством арианского недуга и с замечательною выразительностью уверенно опирается на незыблемость исторического предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010