Считалось, что И. Т. покровительствует борющимся с пороком пьянства; именно при Николо-Часовенской ц. было учреждено Тульское всегородское об-во трезвости. В 1935 г. Никольский храм был закрыт и вскоре разрушен. Верующие перезахоронили останки И. Т. на Всехсвятском кладбище, недалеко от кафедрального собора. Почитание блаженного не прекращалось, на могиле служили панихиды, горожане просили его заступничества, в т. ч. в годы Великой Отечественной войны. В 1988 г. И. Т. был причислен к лику местночтимых святых Тульской епархии. Мощи подвижника, обретенные 3 авг. 1990 г., почивали в нижней церкви кафедрального Всехсвятского собора. С 2007 г. рака с мощами И. Т. находится в Успенском кафедральном соборе, в нижнем храме Всех Тульских святых. На могиле И. Т. на Всехсвятском кладбище установлен памятный деревянный крест с лампадой. Во имя И. Т. освящен левый придел Покровско-Феодосиевского храма Тулы. Частицы мощей И. Т. хранятся во Всехсвятском соборе, в Успенском соборе г. Богородицка Тульской обл., в Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре , в Александро-Невском Покровском монастыре пос. Колывань Новосибирской обл., в Благовещенском соборе г. Павлодара, в Никольском храме с. Междуреченского Алматинской обл. и в др. Первая икона И. Т., написанная тулячкой Н. С. Смирновой с литографии прижизненного портрета подвижника, хранится во Всехсвятском соборе Тулы. Иконы и настенные изображения подвижника имеются во мн. храмах Тульской епархии. В честь И. Т. названо Об-во православных врачей, учрежденное в 2002 г. (г. Тула, ул. Льва Толстого, 76). Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2138. Л. 40. Лит.: Мат-лы для ист.-стат. описания Тульской губ. Тула, 1888. Вып. 1: Святые храмы г. Тулы; Любомудров А. А. Древняя Тула. Тула, 1908. С. 3-4; Архангельский С. М., свящ. Юродивый старец Иван Степанович Котельников//Тульские ЕВ. 1912. Ч. неофиц. 5, 1 февр. С. 92-98; Архангельский С. М., свящ., Суриков И. М. Юродивый старец Иван Степанович Котельников. Тула, 1912; Белоус А. Его степенство купец Котельников, Христа ради юродивый...//Тула вечерняя. 1994. 14 сент.; Лозинский Р. Р., прот. Страницы минувшего: (История г. Тулы и его храмов). Тула, 2000. С. 43; Акафист и житие блж. Иоанна Христа ради юродивого, Тульского чудотворца. Тула, 2001; Любимый храм Иоанна Тульского//Слобода. 2008. 39; Паромонова И. Ю. Тула. ХХ в.: Подробности. Тула, 2008. С. 95-96; Кириленко Н. Николочасовенская ц.//Приокские зори: Лит.-худож. и публицистический журнал. Тула, 2009. 2. С. 212-214; она же. Храмы г. Тулы. Тула, 2010; Тульский синодик, 1558-2009. Тула, 2009. С. 135, 304, 372, 373, 407, 428.

http://pravenc.ru/text/471517.html

Феофил и Златоуст. 399 – 407 г. III. Христологические споры §135. Общий обзор. Александрийская и антиохийская школы §136. Ересь Аполлинария, 362 – 381 г. §137. Несторианские споры, 428 – 431 г. §138. Вселенский собор в Эфесе, 431 г. Компромисс §139. Несториане §140. Евтихианские споры. «Разбойничий собор», 449 г. §141. Вселенский собор в Халкидоне, 451 г. §142. Ортодоксальная христология, анализ и критика §143. Монофизитские споры §144. Три капитула и Пятый вселенский собор, 553 г. §145. Монофизитские секты: яковиты, копты, абиссинцы, армяне, марониты IV. Антропологические споры §146. Характеристика пелагианских споров §147. Внешняя история пелагианского спора, 411 – 431 г. §148. Пелагианские споры в Палестине §149. Позиция Римской церкви. Осуждение пелагианства §150. Пелагианская система: изначальное положение и свобода человека; грехопадение §151. Пелагианская система: учение о возможностях человека и Божьей благодати §152. Система Августина: изначальное состояние человека и свобода воли §153. Система Августина: грехопадение и его последствия §154. Система Августина: первородный грех и происхождение человеческой души §155. Доводы в пользу учения о первородном грехе и наследственной вине §156. Ответы на возражения пелагиан §157. Учение Августина об искупительной благодати §158. Учение о предопределении §159. Полупелагианство §160. Победа полуавгустинианства. Собор в Оранже, 529 г. Глава Х. Греческие Отцы Церкви и богословская литература I. Греческие отцы церкви §161. Евсевий Кесарийский §162. Историки церкви после Евсевия §163. Афанасий Великий §164. Василии Великий §165. Григорий Нисский §166. Григорий Назианзин §167. Дидим Александрийский §168. Кирилл Иерусалимский §169. Епифаний §170. Иоанн Златоуст §171. Кирилл Александрийский §172. Ефрем Сирин II. Латинские отцы церкви §173. Лактанций §174. Иларий из Пуатъе §175. Амвросий §176. Иероним как богослов и ученый §177. Труды Иеронима §178. Августин §179. Труды Августина §180. Влияние Августина, его связь с католичеством и протестантизмом

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Основные источники Классические работы Эриугена, И.С. О природах, о разделении природы (частичный рус. пер. Иоанн Скот. Эриугена. Перифюсеон («О природах»), из кн. 1.//Философия природы в античности и в Средние века. – М., 2000; Иоанн Скот Эриугена. Перифюсеон («О природах»), из кн. 3.//Средние века. – М., 1994. – Т. 57; 1995. – Т. 58). Бруно Дж. О причине начале и едином , 1584. Бенедикт С. Этика , доказанная в геометрическом порядке. Москва: АСТ, 2001. Toland J. Socinianism truly stated; being an example of fair dealing in all theological controversys. To which is prefixt, indifference in disputes: recommended by a pantheist to an orthodox friend , London, 1705. Гегель, Ф.В. Философия права , 1820. Illingworth, J.R. Divine Immanence , London: Macmillan, 1898. Классические работы по истории пантеизма Plumptre C. General Sketch of the History of Pantheism, Cambridge University Press, 2011 (репринт с издания 1878-1879 годов) ( Том 1 , Том 2 ). Dewey J. The Pantheism of Spinoza //Journal of Speculative Philosophy. 1882. 16 (3). Р. 249-257. Stokes, G.J. Gnosticism and Modern Pantheism//Mind. 1895. 4 (15). Р. 320-333. Harris, W.T. Is Pantheism the Legitimate Outcome of Modern Science?//Journal of Speculative Philosophy.1885. 19. Р. 407-428. Современный пантеизм Harrison P. Elements of Pantheism: A Spirituality of Nature and the Universe , Coral Springs, Florida: Llumina Press, 2013. Alexander S. Theism and Pantheism.//Hibbert Journal. 1926. 25:251. Otto R., The Idea of the Holy , Oxford: Oxford University Press, 1958. Corrington, R.S. Deep Pantheism: Toward a New Transcendentalism. Lexington Books, 2015. Sprigge , T.L.S. The God of Metaphysics. Clarendon Press, 2006. Sprigge, T.L.S. Pantheism.//The Monist. 1997. 80 (2). Р. 191-217. Jantzen G . God " s World, God " s Body. Westminster Press, 1984. Leslie J. Infinite Minds: A Philosophical Cosmology. Oxford University Press, 2001. Levine, M.P. Pantheism, Ethics and Ecology.//Environmental Values. 1994. 3 (2). Р. 121-138. Levine, M.P. Pantheism; A non-theistic concept of deity, London: Routledge, 1994.

http://bogoslov.ru/article/5998375

Из-за скудости данных трудно судить о том, отличался ли архиерейский чин Божественной литургии от иерейского в I-IV вв., однако общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют утверждать, что священнический чин литургии в раннехрист. эпоху был простым повторением епископского. Особенности архиерейской литургии визант. обряда сложились не сразу. Поскольку древнейшие сохранившиеся списки к-польских литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого датируются кон. VIII в. (Vat. Barber. gr. 336 - Parenti, Velkovska. Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Eucologio), источниками, позволяющими судить о развитии к-польского евхаристического чина в V-VIII вв., являются литургические комментарии (в первую очередь трактат «О церковной иерархии» (кон. V - нач. VI в.) и «Церковная история» свт. Германа I К-польского († 733)), а также косвенные свидетельства святых отцов и церковных писателей (см. классификацию источников в кн.: Taft. Great Entrance. P. XVII-XLII, источники по истории архиерейского чина литургии: idem. The Pontifical Liturgy. Pt. 2. P. 89-97). Из творений свт. Иоанна Златоуста († 407) можно заключить, что в нач. V в. только архиерей мог восседать на горнем месте в отличие от пресвитеров, садившихся по сторонам от него (Paverd F. van de. P. 417-428). Это отличие до сих пор сохраняется за А. б. Вторым древнейшим и важнейшим отличием архиерейской литургии следует считать Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух возможность включения в нее чинопоследований хиротоний: епископской - после Трисвятого, т. е. до начала литургии, к-рая во времена свт. Иоанна Златоуста начиналась с возгласа «Ερνη πσι» (    ); пресвитерской - после великого входа ; диаконской - после анафоры . Место хиротонии в службе соответствует месту, занимаемому в евхаристическом собрании епископом (возглавлять литургию), пресвитером (участвовать в совершении таинства Евхаристии или совершать его самостоятельно), диаконом (помогать епископу и пресвитеру). При наличии пресвитерской хиротонии чин литургии усложняется вручением новорукоположенному т. н. Залога , части св. Агнца, во время анафоры (а при диаконской - дополнительным осенением дикирием и трикирием после анафоры и хиротонии).

http://pravenc.ru/text/Архиерейское ...

Иноуе Кавацино-ками – 239 Иноуе Какугоро – 278, 279 Иноуе Павел – 428, 429 Иноуе Стефан – 392 Иноуе Хрисанф – 116, 117 Иоаким, св. – 517, 678 Иоаким, в Сиозава – 11, 12 Иоанн Богослов, св. – 37 Иоанн, евангелист – 203 Иоанн Златоуст – 775 Иоанн Кронштадтский – 300, 314, 356, 388 Иоаннский, митрополит Московский – 293, 320 Инаое Иоанн – 382 Иномама Гавриил – 356 Иокояма Ной – 332, 354, 355 Иона, китайский ученый – 796, 797 Иоритоми – см. Иоритомо Иоритомо – 50, 685 Иосида, врач – 681 Иосида Давид – см. Давид Иосида Стефан – 202 Иосимото Стефан – 202 Иосиф, в Сиозава – 12 Иосиф, библ. – 510, 517, 553, 584, 753 Иосицуне – 50, 169 Иото Димитрий – 431 Ирокава Симеон – 777 Исава Авраам – 26 Исайя, в Аннака – 9 Исибаси – 341 Исивара Агавья – 556 Исивара Иустин – 556 Исивара Петр – 232 Исигаме – 366, 665, 737 Исида, из Кокура – 447 Исида Анна – 201 Исида Игнатий – 201 Исида Иоанн – 198, 201, 264, 265, 270, 575, 578 Исидзука Стефан – 640, 642, 729, 739 Исидор, митрополит СПБ – 126, 127, 308, 319, 362, 363, 666 Исизака Александр – 711 Исизака Лин – 461, 470–472 Исизака Саломея – 471 Исии Акила – 392 Исии Павел – 30, 31, 42, 47, 65, 104–106, 108, 109 Исии Поликарп – 73, 75, 77 Исикава – 196, 555 Исикава Захария – 659 Исикава Лука – 88, 90 Исикава Петр – 314, 529, 555 Исимаки Агафья – 407 Исимото – 200 Исо Петр – 691 Исогае – см. Исогаи Исогаи Василий – 762 Исогаи Мария – 392 Исогаи Павел – 390, 392, 397 Исогаи Стефан – 213 Исохиса – 543 Исохиса, ученик – 548 Исохиса Иоанн – 544, 556, 557, 564 Исохиса Кирилл – 544 Исохиса Федор – 544 Итабаси – 342, 555 Итабаси Ирина – 407 Итабаси Исайя – 552 Итабаси Юния – 555 Итигаки – 279 Ито, граф – 279, 310, 446, 613 Ито, ростовщик – 668 Ито, в Нобеока – 456 Ито, из Ямага – 471 Ито Авраам – 365, 370 Ито Евфимия – 191, 193 Ито Иоанн – 89, 333, 363, 384, 392, 397, 573, 776–778 Ито Моисей – 195 Ито Николай – 154, 619, 640, 641, 643 Ито Петр – 371 Итоо – см. Ито Иуда – 257, 460, 488, 725 Ицибеи Кувадзу – 543, 544 Ицидзё Екатерина – 29 Ицидзё Стефан – 29, 109, 110, 332, 350

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Труды Киевской духовной академии. – 1870, август. – С. 489. – 1881, август. – С. 379. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 1–2. – С. 42. – 1954, 10. – С. 58. – 1958, 9. – С. 12. – 1959, 11. – С. 36, 49. Вестник Европы. – СПб., 1873, т. 3. – С. 235–237. Исторический вестник. – 1886, февраль. – С. 394. – 1888, январь. – С. 239. – 1890, август. – С. 400–401, 403–405, 407–408. – 1893, май. – С. 467. – 1894, июль. – С. 141. – 1896, апрель. – С. 157–160, 163; ноябрь. – С. 92; декабрь. – С. 236, 928. – 1904, октябрь. – С. 882–883, 890. – 1906, август. – С. 526. Русская старина. – 1872, январь. – С. 80. – 1873, т. 7, апрель. – С. 497; т. 8. – С. 47.189. – 1874, март. – С. 136, 515, 516; апрель. – С. 685; июль. – С. 646. – 1875, январь. – С. 157–158. – 1876, май. – С. 13, 49. – 1877, январь. – С. 12 и т. 19. – С. 252. – 1878, май. – С. 41–42. – 1879, август. – С. 607; октябрь. – С. 181–182. – 1881, май. – С. 84. – 1882, август. – С. 235. – 1904, сентябрь. – С. 692, 699, 700; октябрь. – С. 107. – 1910, май. – С. 405. Русский архив. – 1870, 4 и 5. – С. 755, 790. – 1871. 12. – С. 2066; 7 и 8. – С. 1110; 6. – С. 306. – 1875, кн. 1, 3. – С. 289–312, 308; кн. 2, 5. – С. 10. – 1904, кн. 1, 2. – С. 206, 210, 214, 217–219. кн. 2, 7. – С. 394. – 1910, кн. 1, 3. – С. 428–431, 468–469. Императрица Мария Федоровна//Русский архив. – 1889, кн. 3. – С. 203. Рассказы из недавней истории//Русский архив. – 1889, кн. 3. – С. 495. Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским//Русский архив. – 1889, кн. 3. – С. 587. Из дневника М. С. Ребелинского//Русский архив. – 1897, кн. 1. – С. 468–469. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19, 21, 42. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 16–18; т. 12. – С. 158. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 602–603; т. 2. – С. 1676, 2108, 2149. 2178.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

для основанного им монастыря пресвятыя Богородицы. Устав Иерусалимский или Саввы Освящённого передаётся в хорошем перг. списке N 383 XIV в., из прочих его списков NN 384. 385. 386. 387. 388. и 391 принадлежали знаменитым обителям и соборным церквам. Два списка N389, 1553 г., и N 393, XVII в., правленые для издания. Для удобнейшего употребления устава Иерусалимского Геннадий, архиепископ Новгородский, составил особенный так называемый «Окозрительный уставец», как видно, исправляемый и пополняемый и впоследствии: в Синодальной библиотеке есть три таковых уставца N 395. 401 и 405, все XVII в. За сим следуют частные уставы церковные и отчасти монастырские, именно N 396. 397. 398 Моск. Успенского собора. N 399 Новгор. Софийского собора, 400. 401 сводный устав Троицкого и Кириллова монастырей, N 403 Иосифова Волоколамского монастыря и N 404 Сийского монастыря: почти все они XVII в. – Псалтыри с возследованием в библиотеке имеется шесть списков, из коих первые три N 406. 407. 408 XV в.. два XVI N 409. 410„ и один N 411 XVII в. Между ними примечательна псалтирь под N 407, принадлежавшая Соловецкой обители, а первоначально основателю её преп. Зосиме, по которой он сам совершал правило. – Октоихов семь списков, старший на перг. N 412 писанный по велению Новгородского архиепископа Евфимия для Софийского собора, 1436 г, второй XV в., за тем четыре ΧVΙ в. и один N 418, правленый для печати, XVII в. Одинакового с октоихом содержания параклитики сохраняются в четырёх экземплярах N 419–422, перг. XIV в., поступивших из Пскова и Новгорода. – Списков триоди постной пять N 423–427, из коих первый перг. XII в. с древними нотами для пения; прочие все XVI в. Цветной триоди три экземпляра: N 428, писанный в Ладожский Малышевский монастырь, перг. 1311 г., N 439 XVI в. и N 430 правленый для печати ΧVII в. – Книгу Описания заключают два хотя не одинаковые перг. списка так называемых шестодневов т.е. воскресных и вседневных служб по октоиху, к коим в том и другом списке прибавлены ещё службы избранным святым, – N 431 XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2. «Если бы Христос был только человеком, Он бы не спас мира; а если бы Он был Богом, Он бы не спас его страданием». «Если бы Он был только человеком или только Богом, Он бы не мог быть посредником между Богом и людьми». Так писал аристотелевец Аполлинарий Лаодикийский (р. 305— 310 г., еписк.— 361, ум. до 392 г.; ср. стр. 109, 109 сл.). Следовательно, умозаключал он, «одна воплотившаяся природа Бога Слова»; следовательно, «во Христе Бог и плоть — одно и то же». Человек (по Аристотелю) состоит из тела, души и ума или духа.— Логос «соделался» одушевленною плотью. «не принимая человеческий ум, ум превратный и оскверняемый нечистыми размышлениями, но — будучи Божественным Умом, необратимым, небесным». Он «заступил место ума в человеке». «О, новая вера! О, Божественное смешение: Бог и плоть составили одну природу!» Новая вера, конечно, но — безумная, подлинное начало учения об «одной природе» (μα φσις; μον φσις) во Христе, или монофиситства. Против аполлинаризма сейчас же выступили и св. Афанасий, и каппадокийцы. Оно было осуждено (362 и 381 г.). Но ученики Аполлинария продолжали распространять его сочинения под именами Василия Великого и других признанных учителей Церкви. Этим отчасти и объясняется неточность в терминологии Кирилла Александрийского («природа» вместо «ипостаси»; ср., впрочем, стр. 202 сл.), вызвавшая ряд недоумений и использованная моно-фистами. Но борьба только начиналась. Главными врагами аполлинаризма были антиохийцы, к которым принадлежали Диодор Тарсийский (ум. в 392 г.), глава их школы, св. Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), Феодор Мопсуэстийский (ум. в 428 г.), «учитель учителей и толкователь толкователей» Феодорит Кирский (ум. ок. 458 г.), Ива Эдесский (ум. в 457 г.). Они обновили традиции старой антиохийской школы (гл. VII, 2), оплодотворив их малоасийским, «Иринеевским» богословием. Враги аллегорического метода александрийцев, они сосредоточивались на проблемах религиозно-нравственных — ив этом смысле Златоуст является одним из трех «вселенских великих учителей» — и на «положительном» богословии — ученейший Феодорит дал систематическое изложение христианской веры (ср.

http://sedmitza.ru/lib/text/443099/

Dr. M. Meinertz, XV. Band), Munster i. W. 1933. Св. Иоанна Златоуста († 407 г.) у Migne gr. LXI, col. 611–682, по-русски: Москва 1842; Творения X, Спб. 1904, стр. 729–816. Севериана Гавальского (†после 409 г) тоже в «Катенах» и у Prof. К. Staab. Феодора Мопсуэстийского († 428 г.) по-латыни в издании Prof. Н. В. Swete, Cambridge 1880. Блаж. Феодорита Киррского († около 457 г.) у Migne gr. t. LXXXII, col. 459–504, по-русски – в издании Московской Дух. Академии, т. VII, Москва 1861. Ср. еще св. Кирилла Александрийского († 27 июня 444 г.) у Migne gr. LXXIV, col. 952 (к Гaл. IV, 3, 19 ); Геннадия Константинопольского († 471 г.) в отрывках у Migne gr. LXXXV, col. 1729–1732, и у Prof. К. Staab; Икумения, епископа Триккского (VI века), у Migne gr. CXVIII и Prof. К. Staab (ср. J. A. Cramer, Catenae VIII, Oxonii1844); патр. Фотия († около 821 г.) в отрывках у Migne gr., CI, col. 1253, и у Prof. К. Staab; св. Иоанна Дамаскина († после 754 г.) у Migne gr. XCV. Феофилакта, архиеп. Болгарского († в исходе XI века), у Migne gr. CXXIV, col. 952–1032, русский пер Казань 1884. Евсевия Зигави(бе)на по изданию Никифора Калогераса в Афинах 1877 г. (о нем см. Franz Cumont, La date et le lieu de la naissance d’Euthymios Zygabenos в «Byzantinische Zeitschrift» herausg. von Prof. K. Krumbacher, Bd. XII, Leipzig 1903, 3–4, S. 582–584, что Евфимий Зигабен родился не ранее 1010 г. во Фригии на юге Фемы Опсикион). Латинские комментаторы (ср. Prof. A. Souter, The Earliest Latin Commentaries on the Epistles of St. Paul, Oxford 1929): К. Мария (Фабия) Викторина (учительАвгустина, христианин с 361 г; см. Migne lat. t, VIII). Амвросиаста (Migne lat. t. XVII), т. e. автора, который неправильно отожествлялся со св. Амвросием Медиоланским и доселе остается спорным по своему имени и положению, но относится к IV веку и считается жителем Рима. Блаж. Иеронима († 440 г., а его комментарий на послание к Галатам написан в Вифлееме около 386–388 г.г.; Migne lat. t. XXVI; по-русски в «Творениях блаж. Иеронима Стридонского », ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Византийское историописание начинается с Евсевия , епископа Кесарии Палестинской. Как автор «Хроники» (в 2 книгах, до 325 г.) он является одним из первых представителей хронографического жанра, которому в Византии было суждено приобрести особенно большое значение; однако совершенно новый путь проторил он своей обширной «Церковной историей» (в 10 книгах, до 324 г.) 43 . Ему принадлежит также знаменитая «Жизнь Константина Великого » 44 . Крупнейшим историком IV в. является Аммиан Марцеллин , толерантный язычник, «История» которого, написанная по-латыни, замышлялась как продолжение Тацита (сохранились только книги 14–31, с 353 до 378 г.) 45 . Впрочем, уже в это время греческие авторы господствуют в историописании. Следует назвать сочинения трех языческих историков: Евнапия из Сард (для 270–404 гг., сохранилось лишь во фрагментах) 46 , Олимпиодора из Фив (фрагменты, относящиеся к 407–425 гг.) 47 и Зосима (от Августа до 410 г., более подробен с Диоклетиана) 48 . Из исторического труда Приска до нас дошли ценные отрывки, относящиеся к 433–468 гг., касающиеся истории Аттилы и гуннов 49 . Церковная история была продолжена по примеру Евсевия Сократом (для 306–439 гг.) 50 , Созоменом (для 324–415 гг.) 51 , Феодоритом Кирским (для 325–428 гг.) 52 ; к ним присоединяется также Евагрий , труд которого (для 431–593 гг.) важен также и для светской истории 53 ; то же касается лишь частично сохранившейся, написанной по-сирийски церковной истории Иоанна Эфесского , которая доводится до времени императора Маврикия 54 . Ценный исторический материал содержат также сочинения великих отцов Церкви, прежде всего Афанасия Александрийского , Григория Назианзина , Василия Кесарийского , Григория Нисского и Иоанна Златоуста . Очень важными для историка являются акты Вселенских Соборов 55 , из которых пять первых относятся к кратко рассмотренной в настоящем разделе ранневизантийской эпохе. Из числа обширных риторических сочинений особого внимания заслуживают сочинения императора Юлиана 56 , а также его современников Фемистия 57 и Либания 58 , особенно же относящиеся уже и к V в. сочинения Синесия 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010