Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КВОДВУЛЬТДЕЙ КАРФАГЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Кводвультдей, еп Карфагенский. Мозаика (V в.) в крипте епископов, катакомбы св. Ианнуария, Неаполь, Италия Кводвультдей (лат. Quodvultdeus - букв. что желает Бог; ок. 380 / 390 - ок. 453 / 454 ), епископ Карфагенский , святитель Память 19 февраля (Зап. ), 26 октября (Итал. , Зап. ) В 407 /8 году  , будучи еще юношей, Кводвультдей вместе с родственниками и друзьями присутствовал при освящении еп. Аврелием Карфагенским  в качестве христианской церкви языческого храма " Небесной богини " в Карфагене (Caelestis templum ), закрытого еще в 399 году вместе с другими языческими храмами по приказу имп. Гонория . Это событие, которое было приурочено к празднованию Пасхи и на которое собрался весь клир и верующие города, произвело на юного Кводвультдея неизгладимое впечатление и повлияло на его дальнейшую судьбу. Около 417 - 421 годов Кводвультдей, следуя призванию к церковной деятельности и получив соответствующее христианское образование , был рукоположен во диакона свт. Аврелием Карфагенским , с которым у него впоследствии сложились теплые дружеские отношения . Будучи диаконом, Кводвультдей принимал участие в борьбе Карфагенской Церкви с пелагианами , манихеями  и тертуллианистами ( . В 428 - 429 годах с позволения свт. Аврелия Кводвультдей вступил в переписку с блж. Августином , направив ему деяния одного из Карфагенских Соборов , посвященные борьбе с манихейством , и два собственных письма, сохранившиеся в собрании писем блж. Августина , в которых просил его написать для нужд Карфагенской Церкви трактат против ересей, где в сжатой форме (summatim) были бы изложены заблуждения всех известных в то время ересей и приведены возражения против них со стороны Церкви. Блж. Августин поначалу отказывался исполнить просьбу Кводвультдея, сославшись на сложность задачи, большую занятость и существование аналогичных трудов таких знаменитых ересеологов, как свт. Епифаний Кипрский и Филастрий, еп. Бриксийский , однако после получения второго письма Кводвультдея, где тот подробнее обосновывал необходимость появления такого труда, блж. Августин уступил настойчивым просьбам и написал трактат " De haeresibus " (О ересях), который посвятил своему " святому и возлюбленному сыну и собрату диакону Кводвультдеусу " .

http://drevo-info.ru/articles/7244.html

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Платон Платон (др.-греч. Πλτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλς). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), возводили, согласно легендам (см. труды Диогена Лаэртского), к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно, и вообще просматривается много параллелей с биографией Иисуса Христа. Перектиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов, недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопонесской войны. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/975

Бруно Дж. О причине начале и едином , 1584. Бенедикт С. Этика , доказанная в геометрическом порядке. Москва: АСТ, 2001. Toland J. Socinianism truly stated; being an example of fair dealing in all theological controversys. To which is prefixt, indifference in disputes: recommended by a pantheist to an orthodox friend , London, 1705. Гегель, Ф.В. Философия права , 1820. Illingworth, J.R. Divine Immanence , London: Macmillan, 1898. Классические работы по истории пантеизма Plumptre C. General Sketch of the History of Pantheism, Cambridge University Press, 2011 (репринт с издания 1878-1879 годов) ( Том 1 , Том 2 ). Dewey J. The Pantheism of Spinoza //Journal of Speculative Philosophy. 1882. 16 (3). Р. 249-257. Stokes, G.J. Gnosticism and Modern Pantheism//Mind. 1895. 4 (15). Р. 320-333. Harris, W.T. Is Pantheism the Legitimate Outcome of Modern Science?//Journal of Speculative Philosophy.1885. 19. Р. 407-428. Современный пантеизм Harrison P. Elements of Pantheism: A Spirituality of Nature and the Universe , Coral Springs, Florida: Llumina Press, 2013. Alexander S. Theism and Pantheism.//Hibbert Journal. 1926. 25:251. Otto R., The Idea of the Holy , Oxford: Oxford University Press, 1958. Corrington, R.S. Deep Pantheism: Toward a New Transcendentalism. Lexington Books, 2015. Sprigge , T.L.S. The God of Metaphysics. Clarendon Press, 2006. Sprigge, T.L.S. Pantheism.//The Monist. 1997. 80 (2). Р. 191-217. Jantzen G . God " s World, God " s Body. Westminster Press, 1984. Leslie J. Infinite Minds: A Philosophical Cosmology. Oxford University Press, 2001. Levine, M.P. Pantheism, Ethics and Ecology.//Environmental Values. 1994. 3 (2). Р. 121-138. Levine, M.P. Pantheism; A non-theistic concept of deity, London: Routledge, 1994. Forrest P. God Without the Supernatural: A Defense of Scientific Theism, Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.   Другие значимые современные работы включены в упоминаемые далее сборник Alternative Concepts of God: Essays on the Metaphysics of the Divine и в номера журналов International Journal for Philosophy of Religion и European Journal for Philosophy of Religion, посвященные пантеизму и панентеизму .

http://bogoslov.ru/article/5998375

И вот Закончено чтение более чем пятисотстраничного тома переписки Толстых. Вот как можно разбить по периодам узнанную жизнь графского рода (исключая уж совсем ранние годы жизни), исходя из их писем друг к другу: молодость – страсти и забота о погашении карточных и иных долгов, наделанных за границей (в том числе и от игры в рулетку); зрелость – трудности в семейной жизни и в определённой мере расплата за «ошибки молодости»; погашение долгов друг перед другом и занимание денег друг у друга; старость – болезни, думы о смерти и, наконец-то, интерес к писательским трудам Льва Николаевича, к его «общественной жизни». Впрочем, и тут это большей частью только названо, без глубокого проникновения. Вот и вся человеческая жизнь для взгляда со стороны – если судить о ней по переписке, совершавшейся всю жизнь между родными людьми. Но ведь будь иначе, другое было бы и содержание писем. Ведь это был единственный способ общения (за исключением личных встреч) между родными людьми. Все Толстые в конце жизненного пути пришли к Богу. Все задумались о том, что там – дальше, за гранью. «Главное то, что готовлюсь к смерти, то есть к другой жизни, и приготовление это состоит в том, чтобы в это остаточное время прожить получше и понять, что можно. Я думаю, что там всё это пригодится» 402 от 23 февраля 1903 года из Ясной Поляны Толстой – С.Н. Толстому). «Думаю, что как естественно молодым радоваться, что они растут, так нам радоваться, что мы разлагаемся, что уничтожаются те пределы (границы), которые держат нас в таком узком существе, как человек» 407 от 1 апреля 1903 года из Ясной Поляны Толстой – С.Н. Толстому). «В одном желал бы уверить тебя, что страдания перед смертью, наступая постепенно, не так страшны, как нам кажется, а что после смерти нас ничего не может ожидать, кроме хорошего» 422 от 9 октября 1903 г. Из Ясной Поляны. Толстой – С.Н. Толстому). «Трудно умирать без простой мужицкой веры, а её ни за какие сокровища нельзя получить. Философии же для того, чтобы было легко умирать, мало… но биллионы биллионов через это прошли, и надо присоединиться к большинству» 428 от 27 февраля 1904 года из Пирогова С.Н. Толстой – Толстому).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/bo...

361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель 487-488 488-490 490-491 ВАГНЕР Георгий Карлович (1908-1995), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси 490-491 491-492 493-494 494-495 ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Вообще, «установившееся в раннехристианской мысли выражение «антиохийская школа» отсылает нас к широким и, следовательно, не общим по значению аспектам: 1) христологическому воз­зрению; 2) библейской экзегезе, образовавшейся в Сирии и расцветшей в конце IV-ro – начале V-ro вв. в работах Диодора Тарсийского (ум. 390 г.) и его двух учеников – свт. Иоанна Златоуста (347–407) и Феодора Мопсуетского (ок. 350–428)», 30 а также блаж. Феодорита Кирского (386–457). Само понятие «антиохийская школа» сродни понятию «каппадокийская школа» т. к. в отличие от александрий­ской школы, ограничившейся местом и дисциплинарным курсом, она не имела ни «определенного преподавательского состава, ни четко обозначенного круга предметов». 31 Однозначного мнения об основателе антиохийской школы нет. 32 Одним из первых родоначальников антиохийской школы считается антиохийский пресвитер, мученик Лукиан (ум. 311 г.). Он был родом из Самосат и свое об­разование получил в соседнем городе Эдессе. «Он был настоящим дидаскалом, ученость и авторитет которого собрали вокруг него верных учеников, образовавших целую школу». 33 Известным его трудом является версия перевода Септуагинты, исправленная по еврейскому тексту («Лукианова рецензия»). Эти исправления носи­ли преимущественно грамматический характер. Для Лукиана предназначение экзегезы – устранение неясностей текста, связанных с ошибками и даже намеренными вставками 34 переводчиков и переписчиков. Св. Лукиан Антиохийский, хотя и широко пользовался историко-грамматическим методом истолкования Священного Писания, не отвергал полностью аллегорический метод, и, скорее всего, испытал некоторое влияние Оригена . «Лукиан находился под воздействием Оригена не только в своей библейско-исторической деятельности, но и в догматических воззрениях; тем не менее, утвержденное им направление в экзегетике мало-помалу раскры­лось в полной противоположности догматико-аллегорическому методу Оригена и наложило отпечаток на весь характер богословия Антиохийской школы». 35

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Золотой век» греческой патристики Законоположник киновитской жизни св. Василий Великий († 379) в своих Правилах должен был специально рассмотреть вопрос об общем псалмопении 48 . Но поскольку он был глубоким созерцателем, его Беседы на Шестоднев 49 являются замечательным руководством по вхождению в «естественное созерцание». Его проповедь О мученице Иулитте содержит ценные общие замечания о молитве 50 . Для св. Григория Богослова († 390) связь между и была важной жизненной проблемой; его личные выводы были приняты традицией из-за его большого авторитета 51 . Трактат св. Григория Нисского О жизни Моисея сыграл решающую роль для разработки терминологии мистики мрака и, частично через псевдо-Дионисия, оказал влияние на великих мистиков Востока и Запада 52 . Среди Отцов трудно найти того, кто бы с большей настоятельностью стремился подготовить верующих к участию в тайнах божественной литургии, к достойному принятию Тела и Крови Христовых, чем св. Кирилл Иерусалимский († ок. 386/387) в своих Тайноводственных поучениях 53 . А чтобы понять, сколько замечательных рассуждений о молитве содержится в проповедях Иоанна Златоуста († 407), достаточно заглянуть в Указатели в издании Миня 54 . Главным предметом его забот было научить христианский народ молиться и объяснить ему смысл церковного культа. Но и у него мы находим много рассуждений о трезвении духа, о хранении сердца, иными словами, о добродетелях, характерных для исихастов 55 . Четвертая глава Слова об Анне 56 представляет собой небольшой трактат о молитве. Комментарии на Библию Диодора Тарсийского († до 394) и Феодора Мопсуестийского († 428) являются примерами другого прочтения Писания, отличного от александрийского 57 . Духовные беседы т. н. псевдо-Макария (I- вв.) оказали на теорию восточного созерцания влияние, аналогичное влиянию Евагрия, интеллектуализм которого уравновешивался подлинными мистическими прозрениями эмоционального характера 58 . Среди книг или антологий и собраний бесед можно найти сочинения О молитве 59 , О восхождении духа 60 , Охранении сердца 61 . Для Исихия Иерусалимского (V в.) созерцание заключается в духовном познании Писания и предполагает способность к духовному различению, необходимую каждому христианину 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Как Богочеловек для племени спасающихся избранников заменил Собою Адама, и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их Матерью (свт. Игнатий Брянчанинов , 11, 404). Источник. ...Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 404). Источник. Сошествие Святаго Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз нисшел на нее Святый дух после благовестил, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, соделал благодатно-чистою, способной принять в Себя Бога-слова и соделаться Его Матерью... Во второй раз нисшел Святый Дух на Деву в день Пятидесятницы... разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 407–408). Приснодева превыше всех святых человеков, как по той причине, что соделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 423). Источник. Как заменил Господь Адама Собою, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девою, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренною и богоугодною жизнью в сосуд Божий (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 425). Источник. Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь , обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», к одной Богоматери она употребляет слова: «Спаси нас» (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 428). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

М. перевести этот трактат, становится ясно, что, хотя Д. М. был, по словам Кассиодора, искусен в диалектике, он испытывал большие трудности при переводе греч. философской терминологии. Догматико-полемические «Duae epistolae S. Cyrilli Alexandrini ad Successum» (Два послания св. Кирилла Александрийского к Суккессу) - перевод 45-го и 46-го посланий св. Кирилла к Суккессу, еп. Диокесарии Исаврийской, посвященных опровержению ряда несторианских заблуждений (PG. 77. Col. 223-245), сделан по просьбе 2 скифских монахов - Иоанна Максенция и Леонтия (см.: Praefatio ad Iohannem et Leontium//CCSL. Vol. 85. P. 55-56). «Oratio Procli Constantinopolitani de Deipara» (Слово Прокла Константинопольского о Богородице) - перевод 1-го слова Прокла , архиеп. К-польского, «Похвала Пресвятой Богородице Марии» (PG. 65. Col. 680-692), произнесенного им 23 дек. 428 г. в соборе Св. Софии в К-поле; Св. Дева провозглашается Богородицей (Θεοτκος), раскрывается правосл. христология в противоположность несторианской; перевод ранее приписывался Марию Меркатору (PL. 48. Col. 775-781). «Epistola (Tomus) Procli Constantinopolitani ad Armenos de fide» (Послание (Томос) Прокла Константинопольского к армянам о вере - PL. 67. Col. 410-418) - перевод 2-го вероучительного послания Прокла К-польского (PG. 65. Col. 856-873), адресованного арм. епископам, пресвитерам и архимандритам, в к-ром автор предупреждает об опасных для веры положениях, содержащихся в извлечениях из сочинений Феодора Мопсуестийского, переведенных после осуждения Нестория на арм. язык его сторонниками, и последовательно опровергает аргументы своих противников, раскрывая правосл. христологическое учение. Перевод Д. М., предваряемый предисловием (PL. 67. Col. 407-410), адресован Фелициану и Пастору, первый из которых, по-видимому, был епископом Руспийским, избранным в 533 г. в качестве преемника Фульгенция . Вероятно, Д. М. принадлежит ранняя версия перевода 13-го послания Прокла К-польского к Домну II Антиохийскому (см.: Bibliotheca Patrum. P., 1644. P. 658). Возможно также, что Д. М. перевел с латинского на греческий 2 послания папы св. Келестина I: «Ad Nestorium» (К Несторию - PL. 50. Col. 470-486) и «Ad clerum et populum Constantinopolitanum» (К клиру и народу константинопольскому - Ibid. Col. 486-500). Канонические

http://pravenc.ru/text/178471.html

Наиболее важными текстами, переведенными Дионисием Малым с греческого языка, являются трактаты против несторианства , по тематике близко соприкасающиеся с его церковно-каноническими трудами: " Epistola synodica S. Cyrilli et concilii Alexandrini contra Nestorium " (Соборное послание св. Кирилла и Александрийского Собора против Нестория - PL. 67. Col. 11-18) и 17-е послание свт. Кирилла Александрийского с 12 анафематизмами , одобренное Александрийским Собором и направленное Несторию в октябре 430 года. В предисловии, адресованном некоему еп. Петру, Дионисий Малый сообщает, что посчитал необходимым перевести это послание, поскольку оно в то время еще не было известно на Западе. В действительности более чем за 50 лет до этого послание свт. Кирилла уже было переведено на латинский Марием Меркатором , однако на Западе оно не получило широкого распространения. При переводе Дионисий Малый активно пользовался текстом Мария Меркатора, причем различия двух переводов столь незначительны (гл. обр. в тексте анафематизмов), что можно говорить о выполненной Дионисием редакции старого перевода. Также известны переводы: " Duae epistolae S. Cyrilli Alexandrini ad Successum " (Два послания св. Кирилла Александрийского к Суккессу) - перевод 45-го и 46-го посланий св. Кирилла к Суккессу, еп. Диокесарии Исаврийской, посвященных опровержению ряда несторианских заблуждений, сделан по просьбе двух скифских монахов - Иоанна Максенция и Леонтия . " Oratio Procli Constantinopolitani de Deipara " (Слово Прокла Константинопольского о Богородице) - перевод 1-го слова Прокла, архиеп. Константинопольского , «Похвала Пресвятой Богородице Марии» (PG. 65. Col. 680-692), произнесенного им 23 декабря 428 года в соборе Св. Софии в Константинополе; Св. Дева провозглашается Богородицей (Θεοτκος), раскрывается православная христология в противоположность несторианской; перевод ранее приписывался Марию Меркатору (PL. 48. Col. 775-781). " Epistola (Tomus) Procli Constantinopolitani ad Armenos de fide " (Послание (Томос) Прокла Константинопольского к армянам о вере - PL. 67. Col. 410-418) - перевод второго вероучительного послания Прокла Константинопольского (PG. 65. Col. 856-873), адресованного армянским епископам, пресвитерам и архимандритам, в котором автор предупреждает об опасных для веры положениях, содержащихся в извлечениях из сочинений Феодора Мопсуестийского, переведенных после осуждения Нестория на армянский язык его сторонниками, и последовательно опровергает аргументы своих противников, раскрывая православное христологическое учение. Перевод Дионисия, предваряемый предисловием (PL. 67. Col. 407-410), адресован Фелициану и Пастору, первый из которых, по-видимому, был епископом Руспийским, избранным в 533 г. в качестве преемника Фульгенция.

http://drevo-info.ru/articles/4066.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010