(XII). Услыхав об этом. Ираклий устыдился (устрашился) 406 , но не хотел ни уничтожить своего послания, ни также переносить позора. Тогда он, думая совершить нечто великое, издает так называемый эдикт, предлагающий не исповедовать ни одно ни два действия. Прочитав это, единомысленники Севира в банях и на базарах поносили ли церковь Божию, говоря: «прежде единомысленники Нестория Халкидонны, обратившись к истине, одумались соединившись с нами посредством (признания) одного действия в одной природе Христа, – а теперь, осудив что было хорошо, погубили то и другое, не исповедуя во Христе ни одну ни две природы» 407 . (XIII) После же смерти Сергия Константинопольского престол занял Пирр, который нечестиво удержал то, что определили Сергий и Кир. А после кончины Ираклия царство принял его сын Константин. Но Пирр с Мартиною умертвил его ядом. Вступает на царство Ираклона, 426 сын Мартины. Но сенат 427 и город изгнали из города Пирра, как нечестивца, вместе с Мартиною и ее сыном. Воцаряется Констант 428 сын Константина, a во епископа 429 Константинопольского поставляется Павел, тоже еретик. (XIV ср. IV–VII) Τοτων οτως γινομνων Μξιμος, τ ντι φιλσοφος κα πρξει κα ϑεωρ τ τς φιλοσοφας κρατνων δγματα κα τ πρτα φρων ν τας βασιλεοις αλος, πρτος γρ τν τος βασιλικος πηρετοντων γρμμασι ν, κα —26— коварству своего нрава, вместе с известностью Мартиною, женщиною дурною и готовою на всякое злодеяние, умертвив ядом 432 , возводит вместо него на царство, сверх ожидания всех, сына ее, по имени Ираклона 433 . Дело, достойное архиерея и приличное его кротости! Но сенат, возненавидев Ираклону, скоро лишает его власти и в то же время изгоняет из столицы и нечестивого Пирра с единонравною Мартиною, – и таким образом этот герой, будучи удален с престола и из города, получает возмездие за то, что злокозненно совершил неправедное убийство. Тогда воцаряется Констант 434 , сын убитого Константина, поставивший Павла епископом Византийским 435 , который и сам разделял 436 безрассудный догмат монофелитский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Автор Epistola Synodica с двенадцатью анафематизмами Нестория (428-431), а также полемических сочинений против него, в которых утверждается нераздельное соединение природ во Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих трудах был введён термин «ипостасное единство» двух природ без их смешения или разделения. Участник III Вселенского Собора (431), осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Матери Божией Богородицей. 31. Святитель Иоанн I (354-407) - архиепископ Константинопольский (398-404), один из величайших отцов Церкви. За проповеди против роскоши, которые императрица Евдоксия († 404), супруга Аркадия (395-408), приняла на свой счёт, святой был отправлен в ссылку, но последовавшее затем землетрясение сподвигло царицу вернуть его в столицу. Проповеди против пороков высшего общества привели к новому гонению на святителя (из шести лет патриаршества, три он провёл в ссылках). Умер святой Иоанн в изгнании под Командами (Абхазия), по дороге в Питиунт. Перенесение мощей святителя в Константинополь произошло в 438 г. За свои проповеди (ок. 1000) святого Иоанна, начиная с VI века, стали именовать Златоустом. Оставил толкования на многие книги Священного Писания и почитается Церковью как великий экзегет. Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввёл в церковное употребление крестные ходы. 32. Между понятием «соборная» (кафолическая) и понятием «вселенская» имеется различие. Соборность означает духовное единение всех членов Церкви земной между собой и с Церковью Торжествующей на Небесах во главе со Христом; вселенскость же означает, что Церковь Христова имеет распространение вселенское, т.е. всемирное, по всей вселенной - «даже до края земли» (Деян. 1, 8). Вселенскость Церкви есть составляющая соборности Церкви. Распространившись по всему миру в виде Поместных Церквей, святая Церковь, тем не менее, не утратила своего единства, своей соборности, потому что единственное основание подлинной соборности есть истина - Православие. Впервые слово «католический» для обозначения Церкви встречается у священномученика Игнатия Богоносца (ок.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Автор трактатов начал монашеский путь ок. 390 г., будучи средних лет, во всяком случае в расцвете сил. Стиль его ранних произведений обнаруживает в нем человека образованного и начитанного. Адресатами его писем, даже если не принимать во внимание подложные и сомнительные, часто являются люди знатные - военачальники, чиновники, имп. Аркадий (Ep. II 265, в рус. пер. II 255), что может косвенно указывать либо на благородное происхождение автора (это более вероятно), либо на его широкую известность за пределами Анкиры (очевидных свидетельств этому нет). На рубеже веков (398-400) Нил Анкирский, по-видимому, жил в К-поле, где стал одним из учеников (почитателей, слушателей?) свт. Иоанна Златоуста . О том, какого он был возраста в этот период, нет никаких данных. Если признавать подлинность письма имп. Аркадию (395-408), написанного скорее всего из Анкиры в ответ на просьбу императора молиться за К-поль, подвергшийся землетрясению (ок. 407), Нил Анкирский либо был уже подвижником преклонного возраста, известным даже императору, либо последний знал Нила, когда тот был крупным чиновником его отца. Ок. 400 г. в К-поле Нил Анкирский познакомился с сочинениями Евагрия Понтийского. В «Комментарии на Песнь Песней», к-рый Нил Анкирский написал в расцвете сил, не будучи еще немощным старцем ( Nil. In Cant. Prol. 4. 3-6//SC. 403. P. 120), в «Слове подвижническом», в «Слове о нестяжательности к Магне» уже заметно влияние Евагрия. В 20-х гг. V в. Нил Анкирский находился в Анкире, судя по его осведомленности о событиях изгнания прп. Александра Константинопольского из К-поля (называются разные даты этого события: от 426 до 428) в «Слове о нестяжательности к Магне». Автор «Сказания...», по-видимому, расстался с женой в среднем возрасте (ок. 35-40 лет), его сын Феодул в момент пленения кочевниками был еще цветущим юношей, и отец сильно беспокоился за его участь, зная, что именно таких юношей варвары приносят в жертву. Если учесть, что отец и сын подвизались на Синае неск. лет, вместе «терпели злострадания в пустыне», то в момент разлучения с матерью Феодул был еще мальчиком (10-15 лет).

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Дух. Академии. Творения бл. Августина, Еп. Иппонского. Ч. 1-я. Киев. 1880. Предисловие: Жизнь и творения бл. Августина, Еп. Иппонийского. Стр. 1–29 и 30–46. Архиеп. Филарет Черниговский . Историческое учение об отцах и учителях Церкви. С.-Петербург. 1859. I–III. Т. III, § 196, стр. 18–25 и 25–44. ср. 2-е изд. СПб. 1882. I–III. Т. III, § 196, стр. 17–22 и 22–35. Ф. В. Фаррар. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. (Перев. с англ. А. П. Лопухина ). Изд. 2-е. I–II. Петроград. 1902–1903. Т. II. Гл. XVII, стр. 284–434. Блаженный Августин . Профф. А. П. Лопухин – П. П. Глубоковский. Православная Богословская Энциклопедия. Т. I-й. Петроград. 1900. « Августин, Аврелий, бл.» стр. 102–112. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. Новый энциклопедический Словарь. С.-Петербург. (год не обозначен). Т. I-й, стр. 128–149. Статья Ив. Гревса: " Августин». Энциклопедический Словарь, составленный русскими учеными и литераторами. С.-Петербург. 1861 г. Т. I-й, стр. 160–179. Статья П. Л. « Августин, Аврелий». Прот. А. Ковальницкий. Обращение из неверия в христианство философа Августина (напоминание неверующим нашего времени). Изд. 2-е. С.-Петербург. 1893. X. X. Блаженная Моника. Изд. 4-е. С.-Петербург. 1904. Н. П. Кибардин. Система педагогики по воззрениям бл. Августина. Правосл. Собес. 1910. 5, 7–8 и отд. Его же. Новая школа блаженного Августина . С.-Петербург. 1912 (Извлеч. Из Журнала Минист. Нар. Просв. за 1912 г.). Х. X. Победа, победившая мир. Москва. 1895. (Изд. К. П. Победоносцева . Заимств. из англ. писат. Лилли. «Христианская революция»). Гогоцкий. Философский лексикон. С.-Петербург. 1859. Изд. 2-е. Ст. « Августин, блаженный ». Т. I, стр. 17–25. Целлер. Очерк истории греческой философии. С.-Петербург. 1886. Пер. с нем. М. Некрасова. П. П. Соколов. Учение о Святой Троице в новейшей идеалистической философии. Вера и Раз. 1893 г. Отд. фил., стр. 351–382, 406–428, 490–520. 1894 г. стр. 375–407 и дал. (работа не окончена).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Во времена св. Иоанна Златоуста (ок. 347–407 гг.), по-видимому, наряду с сохранявшейся еще кое-где практикой громкого чтения евхаристических молитв, все более входила в силу новая практика такого тихого, но воодушевленного, чтения. Это чтение не было абсолютно молчаливым, мысленным. Народ внимал ему, хотя и не слышал отчетливо каждое слово. «Не один священник, – говорит св. Иоанн Златоуст , – приносит благодарение, но и весь народ; ибо, сперва получив ответ от народа и потом согласие, что достойно и праведно есть совершаемое, начинает священник благодарение. И что удивительного, если вместе со священником взывает и народ, когда он возносит оные священные песни совокупно с самими херувимами и горними силами» (см. выше). Это место показывает как будто, что чтение молитв прерывалось на время совместного пения: «Свят, свят, свят Господь Саваоф...», чтобы возобновиться уже тогда, когда вновь наступит молчание в храме. Ясные указания на тихое чтение евхаристических молитв имеются в толковании на литургию Феодора Мопсуэстийского (ок. 350–428 гг.): «Когда мы пребываем в молчании в великом почтительном страхе, священник начинает анафору». Серафимский гимн, как видно из слов Феодора Мопсуэстийского, поется всеми присутствующими, и «священник присоединяется громко к невидимым воинствам...». «Священник читает тихо эти молитвы» (см. Б. Сове . Евхаристия в Древней Церкви..., стр. 181–182). Подобное видим у несторианского писателя Нарсаи († ок. 503 г.), основателя Низибийской школы, который в своей 17-й гомилии дает описание и истолкование современной ему литургии: «После возгласа: горе имеем сердца, вся община хранит молчание, и все готовятся к пламенной молитве в своих сердцах... Священник, уста Церкви, открывает свои уста и беседует наедине (beraza) с Богом, как с другом». Конец молитвы произносится вслух. После серафимского гимна, произносимого всем народом, «вся Церковь возвращается к молчанию, и священник начинает общение с Богом...» ( Б. Сове . Евхаристия в Древней Церкви.., стр. 183).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Воздвижение честного Креста. Tomo 3, fol. 51, книжка слов et Tomo 5, fol. 239. св.м. Никиты. Tomo 5, folio 260, один лист. св.м. Евфимии. Tomo 5, folio 280, листов три. св.м. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Tomo 4, fol. 480, полтрета листа. св. Евмения. Не нашел. св.мм. Трофима, Савватия и Доримедонта. Tomo 5, fol. 337, полтрета листа. к, св.м. Евстафия Плакиды и иже с ним. Tomo 6, fol. 30, листов 6. ка, св. апостола Кондрата. Не нашел. кв, св. Фоки епископа Синайского. Не нашел. А св. Фоки вертоградаря Tomo 5, folio 363, больше листа. кг, Зачатие св. Иоанна Предтечи и св.м. Андрея и Иоанны, и чад их. Не нашел. кд, св.м. Феклы. Tomo 5, fol. 389, пол листка. ке, пр. Евфросинии, преименованной Измарагдом. Tomo 1, fol. 43, полтора листка св. Иоанна Богослова. Tomo 6, folio 1114, полкварта листа. к, св.м. Каллистрата и дружины его. Tomo 5, f. 407, полтрета листа. ки, св. Харитона. Tomo 5, folio 428, три листа. к, св. Кириака нет (потом «нет» зачеркнуто) есть. Tomo 5, fol. 474. л, св.м. Григория Армейского. Tomo 5, fol. 480. Подобным образом процитированы и все следующие месяцы. Характер ссылок дает основание предполагать, что все они сделаны по какому-то одному агиологическому сборнику, состоявшему из семи томов. А так как в самом начале месяцеслова стоит крупными буквами сделанная надпись «SURIUS», то можно с полною уверенностью утверждать, что все эти отметки сделаны по сочинению латинского аббата Лаврентия Сурия: «Vitae sanctorum orientis et occidentis», вышедшему в первый раз в 1560–1575 годах и имевшему несколько изданий. Святитель, как видно по бывшему у него в руках экземпляру Сурия и сохранявшемуся в Московской Типографской библиотеке 3261), пользовался вторым изданием этого сборника, напечатанным в 1578–1586 годах 145 . Судя по имеющимся на корешках томов надписям, книги сначала находились в Виленском Свято-Духовском монастыре, затем чрез Кирилла Филимоновича переданы были в монастырь Печерский и отсюда поступили к свят. Димитрию. Седьмой том имеет надпись: «ex libris Варлаама Ясинского» и, по-видимому, принадлежал знаменитому Киевскому митрополиту 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Второй Киликии). Если он еще в сане пресвитера вел оживленную борьбу с ересями, то это борьба лишь учено–литературная. В звании епископа он мог, по–видимому, также свободно предаваться учено–литературной деятельности и с этой стороны приобрел широкую известность и за пределами своей области. В 394 г., будучи в Константинополе на соборе, он привел в восхищение своей проповедью Феодосия Великого. В 404–407 гг., во время ссылки Златоуста, он пытался, хотя и безуспешно, облегчить участь своего друга. Есть, правда, сообщение, что когда–то однажды в Антиохии он вызвал волнение в народе, выразив в проповеди свое христологическое воззрение. Известно также, что в 418–422 гг. он благосклонно принял изгнанных с Запада пелагиан (Юлиана Экланского). Но эти факты не имели особого значения, имя его при жизни пользовалось высоким уважением даже в Александрии, и он умер в мире с Церковью (около 428 г.). Выясненное, однако, уже вскоре после смерти неправославие его догматических взглядов было причиной того, что из плодов его литературной деятельности доныне сохранилось лишь немногое. Подобно Диодору, он излагал основы своей герменевтики в особых сочинениях (De allegoria ex historia contra Origenem, De obscura lectione) и писал толкования почти на все священные книги. Но в греческом подлиннике имеется лишь комментарий на малых пророков, затем, в латинском переводе, — на послания ап. Павла (1880–1882, за исключением Посланий к Римлянам и к Коринфянам) и в сирийском — на Евангелие от Иоанна (1897). Из прочих комментариев и других сочинений известны лишь отрывки. Из догматико–полемических сочинений 15 книг о Воплощении (против евномиан и аполлинаристов) написаны им еще во время пресвитерства; тогда же написаны две особые книги против Евномия. Против аполлинарианства он выступал с особым сочинением в конце жизни (De assumente et assumpto). По поводу пелагианского спора он писал сочинение против Иеронима («Против тех, которые говорят, что человек грешит по природе, а не по собственной воле»). Известен по названиям и отрывкам целый ряд и других сочинений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Гл. 5: Взявший в жены женщину 542 , будучи мирянином, как до крещения, так и после пусть не допускается в клир, так как он кажется исключенным из него этим недостатком. Ибо в крещении отпускаются грехи, а не разрешается союз со взятой женой 543 . Гл. 6: А также и взявший вторую жену пусть не делается клириком, ибо написано: единыя жены мужа 544 . Ок. 405 г. Иннокентий I, папа римский, послание 17 к епископам Македония, гл. I. Я узнал, что взявшие вдов в жены не только сделаны клириками, но и достигли митры высшаго священства... Пусть знает ваша любовь, что мы и все церкви на востоке и на западе совершенно не допускаем этого... 545 Гл. 2. Говорят, что нельзя называть второбрачным того, кто, будучи оглашенным, имел и потерял жену, если он после крещения женился на другой... Кто не видит, что это противоречит предписанию апостола, говорящего, что священником должно делаться одной жены мужу 546 . 407 г. Бл. Иероним в письме 123 (11) к Агерухии (Геронтии, Ахерузии, Ахерундии) о моногамии; «Вместе с тем, обрати внимание, что вдовой избирается только жена одного мужа, и не должно думать (и мы думаем), что это – привилегия одних священников, что к алтарю допускаются только имеющие одну жену. Ибо второбрачный исключается не только от должности священнослужителя, до и от милостыни церковной, так как второбрачная считается недостойной пособия. Хотя бы это и предписывалось священнослужительским законом, однако, и мирянин должен быть таковым, чтобы он мог быть избран во священство 547 . 418 г. Собор в Телепте (в Африке): Епископ, поставивший в клирики женатого на вдове или отверженной, да не рукополагает 548 . 418 г. Папа Зосима, послание к Гесихию, епископу Самонитанскому: Однако, нужно соблюдать тот закон, чтобы ни второбрачный, ни кающийся, ни муж вдовы не мог быть допущен к этим степеням (священства) 549 . 419–451 г. 550 Versio prisca canonum, где помещены в правильном латинском переводе 10 анкирское и 1 неокесарийское правила 551 . 428 г. Папа Целестин в послании 4, церквам виеннской и нарбонской, гл. 6: Не допускайте недозволенных рукоположений. Пусть не рукополагается никто из мирян, но один второбрачный, ни один состоящий или состоявший мужем вдовы, но пусть будет непорочный и такой, какового избрал апостол. Господь повелел через Моисея: пусть священник берет женой деву ( Лев. 21:13 ). Ему следует и дополняет апостол, говоря в том же духе, что нужно посвящать во епископа единыя жены мужа. Пусть священнослужители избираются согласно этой формуле, а произведенные недозволенные рукоположения пусть будут отменены 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

д. Этот текст опубликован в проложном разделе Великих Миней-Четьих под 12 окт. (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 936-937). Под 13 февр. в нестишном Прологе пространной редакции есть еще одна статья, связанная с М.,- «Слово от жития Мартина Милостивого». Возможно, поводом для ее вставки послужила отмечаемая в этот день память прп. Мартиниана, именуемого в пространной редакции Мартином. Проложная статья основана на, вероятно, существовавшем слав. переводе «Жизни Мартина» Сульпиция Севера (пересказывается 3-я глава с историей о плаще). В отличие от лат. текста в Прологе указано, что 20-летний М. после явления ему Христа сразу же принял крещение. Статья, аналогичная проложной (с таким же заголовком), но несколько отличающаяся по содержанию, читается в сборнике кон. XV - нач. XVI в. из собрания Саратовского ун-та (НБ СГУ. 45, Л. 304г-305б); возможно, она представляет собой переработанную выписку из Пролога. Этот текст находится под 13 февр. в Великих Минеях-Четьих в проложном разделе ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 477 (1-я паг.)). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского под 12 окт. помечено: «и святаго отца Мартина епископа Милостиваго, зри о нем в Прологе» ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 210 об.). В «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» для компенсации искаженных и крайне запутанных сведений об этом святом под 12 окт. составлено новое повествование на основе перевода «Жизни Мартина» и «Диалогов» Сульпиция Севера, искусно сплетенных в одно целое. Ист.: BHG, N 1181-1181b, 1181e; Halkin F. Légende grecque de S. Martin évêque de Tours//RSBN. N. S. 1983/1984. Vol. 20/21. P. 69-91; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 85, 103-104; Μακαρος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2004. Τ. 3: Νομβριος. Σ. 134-139; Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 316; Т. 3. С. 422-423; Delehaye H. La Vie grecque de S. Martin de Tours//SBN. 1939. T. 5. P. 428-431; idem. Mélanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. P. 403-407. (SH; 42); Troupeau G. La vie de S. Martin dans les synaxaires des églises orientales//Bull. de la Société archéologique de Touraine. 1995. T. 44. P. 631-637; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 306; Прокопенко Л. В. Состав и источники Пролога за сентябрьскую половину года по спискам XII - нач. XV вв.//Лингвист. источниковедение и история рус. языка: 2006-2009. М., 2010. С. 197, 219, 221, 295.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Два Рима – «древний» на Тибре и «новый» на Босфоре – оказались лицом к лицу в границах имперского православия. В эпоху императора Юстиниана (527–565), решающем периоде созидания средневековой византийской цивилизации, богословие Константинопольской Церкви сознательно пыталось синтезировать несогласные между собой традиции прошлого и преодолеть расхождения между ними. В самом Константинополе возобладало влияние, идущее из Антиохии. И великий свт. Иоанн Златоуст (ок. 347–407, архиепископ с 393 по 404 гг.), и злосчастный Несторий (ок. 451, архиепископ с 428 по 431 гг.), оба обучались в Антиохии, принесли в столицу экзегетические и богослужебные традиции Сирии и создали прочную христологическую традицию, впоследствии известную под названием «халкидонской». Тем не менее в VI веке объединяющая (теперь мы бы сказали «экуменическая») политика Юстиниана заставила считать образцом христологию, связанную с Александрией. Эти синкретические течения были явным результатом всемирной и всеобъединяющей роли, которую играла столица империи. Так же как Рим на Западе, Константинополь не мог осуществлять своей «вселенской» власти, не пытаясь примирять и выступать в роли судьи. Роль же эта исключала одностороннее принятие какого-либо отдельного богословского течения. Замечательно то, что результатом был не компромиссный гибрид, а подлинный синтез 64 . В имперской столице располагались высшие учебные заведения: университет, организованный в 425 г. указом Феодосия II и продолжавший с промежутками существовать до позднего средневековья, и патриаршее училище для образования высшего духовенства 65 . Училища существовали и в других городах. Центрами богословского образования были также и некоторые монастыри. Однако влияние этих училищ, будь то училище светское или церковное, никак не может сравниваться с влиянием средневековых университетов Запада после XII века. Императорский университет способствовал сохранению в узком аристократическом, интеллектуальном кругу классической традиции греческой древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010