На престоле – антиминс из желтого атласа, 1786 года, два Евангелия (одно из них – Московской печати 1758 года, оправлено серебром, «на верхней его доске – 5 финифтов: посредине Воскресение Господне, по углам – четыре евангелиста; другое – Киевской печати 1773 года, покрыто красным плисом» 376 , на верхней доске изображение Распятия и евангелистов из серебра) 377 , гробница серебряная чеканной работы, два напрестольных креста (серебряный, позлащенный, чеканной работы и кипарисный, резной, в медной посребренной оправе) 378 . Из церковной утвари в храме были: 4 серебряных потира с дискосами, звездицами и лжицами; 2 чаши серебряные и один корец оловянный для теплоты, 4 копия стальных; 2 кадила серебряных, чеканных, 2 кадила из желтой меди; 3 оловянных подсвечника (2 – на престоле, 1 – на жертвеннике), 2 выносных больших подсвечника (2 – на престоле, 1 – на жертвеннике), 2 выносных больших подсвечника из желтой меди; блюдо оловянное для благословения хлебов; чаша для освящения воды из красной меди 379 . До 1801 года в ризнице обители на 7 монашествующих было 23 ризы (среди них 3 парчовых, 3 бархатных, 6 подризников, 1 набедренник, 2 пояса, 7 пар поручей, 9 диаконских стихарей, 11 воздухов, 9 покровцов 380 ). Достаточно богатая ризница сохранилась еще с 80-х годов XVIII века, когда у пустыни были свои земли. В начале XIX века храм Рождества Пресвятой Богородицы, его приделы и колокольня были покрыты черным сибирским железом 381 . В приделе Святителя Николая Чудотворца иконостас был деревянный, покрыт зеленой краской. Справа от царских врат находились икона Спасителя (круглая) и образ Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе; слева – икона Богоматери (также круглая) и образ Святителя Николая Чудотворца с прочими святителями в серебряной позолоченной ризе. Лампады у этих икон были из желтой меди. Перед образом Спасителя на аналое находился образ Святителя Николая Чудотворца, с серебряными, но ветхими, венцом и окладом. Паникадило в Николаевском приделе было из желтой меди 382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Нель­зя, однако, не согласиться с тем, что, настаивая на эм­пирической природе соединения с Богом в Евхаристии, Симеон оставляет в стороне объективный аспект таин­ства 377 . Именно поэтому учение Симеона о Евхаристии вызывало недоумения у его противников. Другим пунктом евхаристического благочестия Си­меона, вызывавшим возражения и недоумения, было его утверждение о том, что причащение должно всегда сопровождаться слезами. Как мы уже сказали, эту идею Симеон заимствовал у своего духовного отца; она подкреплялась также и его собственным опытом 378 . Проблема для его современников заключалась в том, что Симеон отказывался считать опыт слез во время причащения явлением исключительным: то, что стало неотъемлемой частью его собственной мистической жизни, он был склонен считать нормой для всех хри­стиан. В 4-м Огласительном Слове он описывает, как однажды, когда он зачитал группе монахов и мирян высказывание своего духовного отца «Без слез никогда не причащайся», слушатели его сказали в ответ с на­смешкой: «В таком случае мы никогда не будем при­чащаться, но все останемся без Причастия» 379 . Пора­женный такой реакцией, Симеон развивает свое уче­ние о том, что всякий, кто желает достичь истинного сокрушения и слез, легко приобретет их через испол­нение заповедей Божиих (мы уже цитировали это ме­сто из 4-го Слова). На самом деле реакция слушателей Симеона пред­ставляется вполне естественной, если вспомнить, что в аскетической традиции слезы во время молитвы рас­сматриваются как дар Божий 380 . «Немногие имеют дар слез», – говорится в сочинении, приписываемом Афа­насию Александрийскому 381 . Анастасий Синаит счита­ет, что некоторые люди больше расположены к слезам, а другие – меньше, впрочем, каждый может получить дар слез посредством смирения 382 . Иоанн Лествичник признает, что некоторым людям не даются слезы 383 . По его словам, у одного человека могут быть слезы, а у другого – нет; последний должен сокрушаться о том, что не имеет слез 384 . Лествичник также говорит, что Бог «учитывает силу нашей природы»: одни люди «проливают малые капли слез с трудом, словно капли крови», а другие «без труда источают потоки слез» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Относительно Божеского Лица Спасителя нашего, в сем Изложении сказано, что Церковь вселенская верует «и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, Который чрез пророков предвозвестил и рождение от Девы, и страдание и воскресение из мёртвых, и во плоти вознесение на небо возлюбленного Христа Иисуса, Господа нашего, а также и пришествие Его с небес во славе Отчей, чтобы возглавить всяческая ( Еф.1:10 ) и воскресить всякую плоть всего человечества, да пред Иисусом Христом, Господом нашим и Богом, Спасом и Царём, по благоволению Отца невидимого, преклонится всяко колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповестся Ему, и да сотворит Он суд праведный о всех, – да пошлёт духов злобы – ангелов согрешивших и отпадших, также и нечестивых, неправедных, беззаконных людей и богохульников, в огонь вечный, а праведным и святым, и заповеди Его сохранившим, и в любви к Нему пребывшим, дарует жизнь, нетление и вечную славу» 377 . Полнейшее раскрытие сказанного в сем изложении веры о Божестве Иисуса Христа находим в 3 и 4 книгах св. Иринея против ересей. Так в 3 книги читаем: «Все могут видеть, что и у пророков, и у апостолов Он (Иисус Христос) в собственном смысле называется Богом, и Господом, и Царём вечным, и Единородным, и Словом воплощённым; а сего Писание не говорило бы о Нём, если бы Он был только человек, подобию всем нам. Но то и другое свидетельствует о Нём Божественное Писание: и что преславное паче всех получил Он рождение от Высочайшего Отца, и что преславное также принял рождение от Девы» 378 . В 4 книге изъясняя слова Спасителя: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ), св. Ириней выражает высокие мысли о единосущии со Отцом и вечности Сына – Иисуса Христа. «Слова: волит открыти, сказаны не о будущем только времени, как будто Слово начало открывать Отца уже тогда, как Оно родилось от Марии; но они указывают на все вообще времена. Ибо от самого начала Сын, находясь при Своём создании, открывает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как хочет Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сам прп. Никита учил о необходимости плакать, выделяя два типа плача, соответствующие этапам очищения и озарения. Однако в отличие от прп. Симеона, прп. Никита не учил о плаче как о царственной наиглавнейшей добродетели, но и не выступал никогда против аналогичного учения. Также, в отличие от прп. Симеона, прп. Никита поставил плач и слёзы в прямую зависимость от добродетельной печали по Богу ( 2Кор.7:10 ) (по аналогии с плачем и рыданием, происходящим от греховной печали). Так или иначе акцент на необходимости духовного плача помогает современным христианам сосредоточиться на своей душе и хотя бы в малой мере повторить подвиги древних святых. 2 См.: Symeon Neotheologus. Hymni 35, а также: Symeon Neotheologus. Hymni 50:152–156//Symeon Neos Theologos. Hymnen/hrsg. A. Kambylis. Berlin; New York (N.Y.), 1976. (Supple-menta Byzantina; Bd. 3). S. 401. «светы вторые первому в приобщении; так и мы божественной и неизреченной природы стали общниками все, чада Отца, братья Христовы же крещённые Духом Святым». 4 См.: Перцель И. Симеон Новый Богослов и богословие божественной сущности/пер. с англ. Т. А. Щукина под ред. О. Н. Ноговицина//«EINAI: Философия. Религия. Культура». Античная традиция и патристика. 2015. Т. 4. 1/2 (7/8). С. 377–378. 5 См.: Seaford R. Laughter and Tears in Early Greek Literature//Greek Laughter and Tears. Antiquity and After. 2017. S. 27–35; Hunt H. M. Joy-Bearing Grief: Tears of Contrition in the Writings of the Early Syrian and Byzantine Fathers. Leiden; Boston (Mass.), 2004; Hausherr I. Penthos: la doctrine de la componction dans l’orient chrйmien. Roma, 1944; Mьller B. Der Weg des Weinens: die Tradition des «Penthos» in den Apophthegmata Patrum. Gцmmingen, 2000; Ramelli I. L. Tears of Pathos, Repentance and Bliss: Crying and Salvation in Origen and Gregory of Nyssa//Tears in the Graeco-Roman World. 2009. P. 367–396; Bradford D. T. Mystical Process in Isaac the Syrian: Tears, Penthos, and the Physiology of Dispassion//Studies in Spirituality. 2016. Vol. 26. P. 59–104; Fernбn-dez T. Byzantine Tears – a Pseudo-Chrysostomic Fragment on Weeping in the Florilegium Cois-linianum//Encyclopedic Trends in Byzantium? 2011. P. 125–142.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Св. ап. Тит . Петр де Наталибус на основании греч. документов утверждает, что он скончался 25 августа на 94 году и погребен в Крите. Неизвестно, почему Римские мартирологи почти единогласно воспоминают его 4 января. О погребении его в Крите свидетельствует преемник его Андрей критский , а о 94 летнем возрасте месяцеслов Василия. Сказание или житие его составлено Андреем критским (на греч. языке у Комбефия. стр. 155). Св. тело его почивало в кафедральной церкви в Гортине. После опустошения острова сарацынами в 823 году от мощей его осталась одна глава, которая и премесена в Венецию в храм св. Марка. Но по другим известиям глава его хранятся в самом о. Крите в его храме. (Morcelli Т. II. 221. См. об нем Farlati Illyric. sacr. Т. I. 354–393. Сгета Sacra Flaninii Cornelii. Butler 4 iannuar). Мина, патриарх цареградский . Св. Мина из пресвитера и надзирателя над странноприимным домом см. Самсона (27 июня) рукоположен был в патриарха константинопольского папою Агапитом, бывшим тогда в Константинополе, в 536 году. Но он не мало вынес скорбей от преемника Агапита папы Вигилия, который, проискали достигнув папского Престола, по случаю монофизитских спором, подверг св. Мину отлучению. При нем случилось чудное происшествие: один еврейский мальчик по неведению принял Св. тайны в церкви; родитель его, узнав о сем, бросил его в огонь, но он остался невредим мать его приняла крещение, а отец, и после того упорный, наказан позорною смертию Юстинианом. Мина скончался в августе 552 г., правив церковию 16 лет. В Деяниях св. (Aug. I. 65 et V. 164) защищается Вигилий по предзанятой мысли, но в Энциклопедии Герцога 200–204) воздается ему напротив должное по делам. (Сн. Ог. Christ. I. 223). Исповедники в Едесе от ариан . Достоверное сказание об ник и 3 епископах Варсе, Евлогии и Протогене у историка Феодорита, близкого в сим исповедникам и по месту и по времени (Ц. И. кн. IV, гл. 15–17). Василий В. писал Варсу в заточение письма и посылал гостинцы. Сохранились два письма его в Варсу, первое относится к 377 году, второе к 378, в котором Варс и скончался. Он поставлен бил из города Харрана в епископа Едеса по воле импер. Констанция в 361 году; изгнан ок. 373 г. Валентом. (Ог. christi. II. 957. Письма Василия в Твор. св. от. XI. 251 и 261 русск. пере-). 26

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Свт. Григорий Богослов. Слово 45, 29: «Много было в то время чудес: Бог распинаемый, солнце омрачающееся […], чудеса при погребении, которые воспоет ли кто достойно? Но ни одно из них не уподобляется чуду моего спасения. Немногие капли крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя нас воедино»//Там же. С. 680. 358 Α. Θεοδρου. " Εαρ ψυχν. (Θεολογικον σχλιον εις το Πεντηκοστριον). θηναι, 1979. Σ. 58. 359 Ωριγενους. Εις το κατ Ματθαον. 551. II, III//ΒΕΠΕΣ. 14, 390 (4–7, 21–25). 360 Свт. Василий Великий. Толкование на Кн. Исаии//Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1900. С. 158. 361 Св. Епифаний Кипрский говорит, что поскольку здесь был найден череп первозданного человека и здесь были положены его останки, то это место получило название «Лобное». 362 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна. 85, 1//ПСТ. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 573. 363 См.: П. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα εις то κατ Ματθαον. θηναι, 1979. Σ. 490. 364 «Посреде дво ю разбойнику, мерило праведное обр е теся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же, легчащуся от прегрешений, к познанию богословия. Христе Боже, слава Тебе». (Последование 9–го часа). 365 Π. Ευδοκιμωφ. Πλη με τον Θεν. Θεσσαλ., 1970. Σ. 114. 366 Г. Φλωροφσκυ. Το Σμα του Ζντος Χρστου, θεσσαλ., 1972. Σ. 120–121. 367 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о Кресте и разбойнике//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. Μ., 1993. С. 448. 368 Триодь Постная. Во вторник 4–й седмицы. На утрене. Седален после третьего стихословия. 369 Ш а ры (ц. — слав.) — краски. 370 Требник. Сергиев Посад, 1992. Л. 120 (об). 371 Там же. Л. 125. 372 Триодь Цветная. В Фомину Неделю на утрене. Канон, песнь 3, тропарь 1. 373 Там же. В пяток Преполовения на утрене. На «Хвалитех» стихира 1. 374 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 61. 375 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Евреям. С. 43. 376 Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. M., 1892. Вып. 1. С. 252. 377 Триодь Постная. В Великий Четверток вечера. Последование Страстей. Ексапостиларий. 378

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Согласно последней, «совершенные» должны быть подобны ангелам, которые не одевают нагих, не питают голодных и не заботятся о своих братьях: Liber Graduum, col. 751. 357 I/14 (55)=B18 (148—149). 358 Мф. 5:7. 359 B65 (456—457). Текст отсутствует в греческом и русском переводах. 360 I/41 (173)=B65 (455). 361 Этот термин заимствован Исааком у Макария Египетского, Иоанна Апамейского и других сирийских писателей. См. Brock. Note 1 to II/10,34. 362 II10,33—34. 363 I/10,35. 364 II/10,35. 365 Мы будем подробно рассматривать тему мистического «опьянения» в главе VII. 366 П/10,36. 367 Ср. Рим. 12:15. 368 Букв. «из–за чрева». 369 Последние три фразы отсутствуют в греческом и русском переводах. 370 I/89 (424)=B50 (349—350). 371 I/14 (59)=B18 (154). 372 II/1,19. 373 I/89 (424)=B50 (350). 374 Букв.: «Сначала будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию». 375 I/41 (171—172)=B65 (450—452). 376 I/14 (59)=B18 (154). 377 I/91 (434)=B57 (403—404). Речь идет о философе Секунде (II в.). 378 I/42 (178—180)=B66 (468—470). 379 I/42 (180)=B66 (470). 380 I/85 (412)=B46 (334). 381 1 Пет. 3:4. 382 Письмо 2 (сир. версия). 383 В греческом тексте: «свободного образа жизни». 384 I/21 (92—94)=B35 (243—247). 385 Ср. 1 Кор.9:24—25. 386 II/10,40. 387 I/14 (59)=B18 (154). 388 I/2 (10)=B2 (12). 389 Достаточно вспомнить «Толкование Блаженств» св. Григория Нисского и «Лествицу» преп. Иоанна Синайского. 390 Сир. «что нет конца ее прозрениям». 391 I/21 (81)=B35 (225). 392 I/21 (87)=B35 (235). 393 I/36 (156)=B60 (424—425). 394 I/63 (340)=B11 (119). 395 I/21 (91)=B35 (242). 396 I/35 (152)=B59 (418). 397 Ср. Рим.8:17. 398 I/74 (371)=B35 (222). 399 I/41 (174)=B65 (459—460). 400 II/31,1. 401 Ср. Мф.4:1—2. 402 I/21 (89—90)=B35 (238—240). 403 I/56 (276)=B4 (40—41). 404 II/24,3. 405 Букв. «детскому и иудейскому». 406 Ср. Мф.6:16; 21:13; 21:23. 407 II24Д—5. 408 По этому учению, «деятельность» есть собственно исполнение заповедей Христовых, «естественное любомудрие» — созерцание тварного бытия и проникновение в сокровенный смысл тварных существ (познание «логосов тварных вещей»), а «богословие» есть созерцание света Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Степанов И., авт. соч. 15, 02, 122, 265 Степанов, мирянин от Сталинградской епархии 434 Стефан (Проценко), архиепископ 692, 1017 Стефан Яворский (Семен Иванович, 1658–1722), церковный деятель и публицист, местоблюститель Патриаршего Престола в 1700–1721, в 1721 г. назначен президентом Синода 134, 178, 397 Стефан, митрополит Софийский 489 Стефанович Д. Ф., проф.-прот. 363,454 Стефановский Д., протоиерей, осуждённый по процессу астраханских церковников 255 Стратонов Иринарх Александрович, проф., канонист 3, 4, 10, 221, 225,226, 295, 318, 475, 476 Стукалов И. П.. псаломщик, затем, обн. диакон и священник 472, 522 Суворин Борис, авт. соч. 103, 115 Суворов Николай Семенович , проф. Московского университета 172, 522, 1003 Сувчинский П., авт. соч. 279 Сумароков Н., студент Московской обн. Богословской академии 482 Сыренский Николай, петроградский обн. протоиерей 209, 991 Талейран Шарль Морис, французский дипломат 527 Тарсевич Александр, обн. протоиерей 508 Татаринова Е. Ф. 140, 999 Теодорович Лев Михайлович, петроградский обн. протоиерей 305, 991 Терпигорев 161–163 Тертуллиан, христианский теолог и писатель 127 Тимашев Н. С., авт. соч. 72 Тимофей (Зайков), обн. архиепископ 420, 531, 961 Тимофей (Успенский), обн. епископ 961–962 Тимофеев Е., священник 847 Тистрова А., студентка Московской обн. Богословской академии 482 Титлинов Борис Васильевич, профессор 4, 68–71, 75, 84, 85, 97–103, 105, 108–110, 112–115, 118, 119, 121–123, 126, 147, 148, 176, 182, 193, 200–203, 206, 217–219, 227, 229, 268–270, 278, 279, 361, 362, 395–398, 402, 419, 423, 439, 441, 451, 454, 498, 523, 802, 991–992 Тихомиров Михаил, петроградский протоиерей 280 Тихомиров П. И., секретарь канцелярии Петроградского митрополита 236, 237 Тихомиров С. Ф., мч. 1007 Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, свт. 6, 8, 10–12, 16, 31–39, 45, 58, 63, 68–71, 73, 75, 77–81, 83–93, 95, 96, 100, 113, 116, 118–121, 126, 132, 188, 192, 193, 195, 196, 198–208, 212–222, 224, 226–234, 239, 241, 242, 250, 255, 257, 266, 270, 287, 294, 300, 301, 311– 315, 320–324, 326–342, 346, 347, 349, 351–365, 367, 369–374, 377, 378, 381, 382, 385–389, 391, 393, 396, 398, 400, 401, 403–407, 409, 410, 424–428, 430, 435, 436, 438, 440, 443, 444, 448, 449, 451, 471, 479, 485, 503, 504, 510–513, 517, 519, 594, 601, 618, 622, 623, 630, 631, 646, 648, 649, 650, 668, 669, 677, 682, 688, 693, 696, 698, 701, 702, 710, 715, 717–719, 721, 730, 752, 755, 763, 769, 774, 786, 801, 802, 805–807, 809, 810, 820, 821, 831, 838, 850, 851, 857, 858, 894, 895, 902, 905, 906, 911, 912, 919, 921, 928, 930, 932, 936, 937, 950–952, 983, 992

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Там же, PG 45, 512А (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 313). 373 Т. е., если бы Первая Ипостась именовалась по отношению к Духу, то не была бы называема Отцом, но Изводителем, но, поскольку прежде Духа уразумевается Сын, по отношению к Которому Причина Его бытия именуется Отцом, то через посредство Сына, доставляющего нам познание Отца как отца, и Дух Святой называется исходящим от Отца. 374 Т. е., употребляя в качестве промежуточного понятие света, как входящее в само наименование «светящего». 375 Палама здесь возвращается к сделанному чуть выше уподоблению свечения рождению. 376 Григорий Нисский, Житие Григория Чудотворца, PG 46, 912D р. п.: Творения. М. 1872. Ч. 8. С. 147). 377 Его же, Великое огласительное слово, 2, PG 45, 17В (р. п.: Мистическое богословие Восточной Церкви. С. 312). 378 Парафраза Григория Богослова, Слово 42, 15, PG 36, 476AB (р. п.: Т. 1. С. 594). 379 См. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 380 Василий Великий, К Амфилохию, епископу Иконийскому о Святом Духе, 8, PG 32, 105С (р. п.: Творения. Ч. III. С. 263–264). 381 Источник цитаты не установлен. 382 Мф. 12:28, ср. также Лк. 11:20. 383 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 616 D. 384 Там же, 497 А. 385 Там же, 505 А. 386 Там же, 568 С. 387 Там же, 617 С. 388 Там же, 600 С. 389 Там же, 597 А. 390 Этот пассаж на самом деле из Кириллова «Слова о вочеловечении Единородного», PG 75, 1241А. См. также Деяния Третьего Вселенского Собора, Concilia Oecumenica, АСО: Concilium universale Ephesenum anno 431, Berlin, 1965, С. 67, 4–9 (TLG). 391 Источник цитаты не удалось установить. 392 Ин. 7:38. 393 Деян. 1:5. 394 Деян. 2:33. 395 Ин. 15:26. 396 Иер. 2:13. 397 См. Пс. 35:10. 398 Иоанн Златоуст (псевдоэпиграф), Слово на псалом 96:1 и на таинство крещения, 3 PG 55, 607 (р. п.: Т. 5 (2). С. 689). 399 Ин. 4:14. 400 Иоанн Златоуст, Беседа 32 на Евангелие от Иоанна, PG 59, 183А (р. п.: Т. 8(1). С. 205). 401 Кирилл Александрийский, Диалог 3 о Святой Троице, PG 75, 726 С. 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ушаковым же были написаны в 1676 г. на 8 медных кругах два деисуса, образа Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского. Один из деисусов был поставлен против государева золотого крыльца, а образа преподобного Сергия и великомученика Феодора Стратилата в пещерах от того же крыльца, а другой деисус в церкви, с правой стороны от входа с красного крыльца 374 . Другие иконописцы – левкасили и оклеивали клеем 8 деревянных образов, а на них писаны пророки, да две доски круглых с изображениями Спаса Нерукотворенного и Знамения Пресвятой Богородицы, да две больших доски с изображениями ангелов к жертвеннику 375 , причем иконы – распятия, пророков и апостолов к жертвеннику были написаны также Ушаковым с товарищами 376 . Живописец же Феодор Матвеев золотом, серебром и красками расцветил у разных святых – в трапезе, ризы 377 , а иконописец Иван Филатов написал красным и зеленым аспидом с лица от грановитой палаты стенное письмо 378 . В то же время был позолочен деревянный резной жертвенник с дверьми, да около жертвенника ангелы с рипидами вышиною 3 аршина 2 вершка, шириною 1,5 аршина 379 . Само освящение возобновленного храма состоялось 23 декабря 1677 г. при участии самого патриарха Иоакима 380 . Но прошло лишь три года после возобновления церкви, как последовало повеление царя о новом внутреннем возобновлении письма в соборе. Велено было вместо прежнего стенного письма написать новое и в трапезе притчу мытаря и фарисея написать стенным письмом, тогда как раньше она была написана на полотне. В стенописной работе принимали участие жалованные иконописцы Степан Резанец, Симон Ушаков, Иван Левонтьев, 2 московских кормовых иконописца, 2 патриарших, 4 костромских, 4 ярославских, 3 псковских, 6 вологодских и 7 великоустюжских 381 . В частности иконописцы первой статьи Семен Павлов с товарищами другой статьи – починивали с лица стенное письмо 382 , Федор Евтихиев грецкими губами и ветошками стирал стену и вновь писал на ней страшный суд 383 и в алтаре, около Господа Саваофа в силах – гулфарабил 384 ; каменных дел каменщики – Илюшка Кузьмин с товарищами левкасили стену у Спасской церкви в 6 пещерах от Большого Успенского собора, а потому левкасу писали иконописцы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010