Грата, а на донатистов начались гонения. Сам Донат был арестован и сослан, вероятно, в Галлию (Ibid. III 3, 12; VII 6), где и умер ( Hieron. Chron. An. 355). Однако в 361 г. имп. Юлиан Отступник помог донатистам вернуть утраченные позиции. В 70-80-х гг. IV в. движение Д. достигло пика. Даже один из имп. викариев в Сев. Африке, Флавиан (ок. 377), был донатистом. Во главе раскольников начиная с 362 г. стоял Пармениан , к-рый сумел укрепить единство донатистов, победив оппонентов внутри движения - Рогата, еп. Картенны, и экзегета Тихония, поставившего под сомнение святость донатистской иерархии. После смерти Пармениана в 391/2 г. движение раскололось: экстремистское крыло возглавил Примиан, более умеренное - родственник Доната Максимиан. Максимианисты при поддержке ок. 100 епископов на Соборе в Цебарсуссе в 393 г. добились осуждения Примиана за нарушения дисциплинарного характера ( Aug. Ep. 43. 9. 26; Idem. In Ps. 36. 2. 19-20). В ответ 310 епископов (в основном из Нумидии) встали на сторону Примиана и на Соборе в Багаи в 394 г. провозгласили отделение от максимианистов ( I dem. Contr. Cresc. III 56. 62; IV 4. 5; 7. 9). Примианистам удалось также приостановить действие в Сев. Африке антиеретических законов имп. Феодосия I Великого . Д. вне Северной Африки Общины донатистов были созданы в Италии, Испании и Галлии. Согласно Оптату , Донат в 314 г. отправил в Рим Виктора из Гарбы для восстановления там «истинного апостольского преемства» ( Optat. De schism. donat. II 4). Блж. Августин утверждает, что донатистские епископы были направлены не только в Рим, но и в Испанию ( Aug. Contr. litt. Petil. II 108. 246; Idem. Ad catholicos. 3. 6). Сохранились имена неск. из этих епископов - Викторин, Бонифаций, Евколпий, Макробий, Луциан, Клавдиан, Феликс. Клавдиан был провозглашен донатистами епископом Римским в противовес еп. Дамасу и пробыл в Риме до 378 г. После Римского Собора 386 г. все оставшиеся донатисты присоединились к канонической Церкви. Возможно, с Д. была связана секта присциллиан в Испании.

http://pravenc.ru/text/178932.html

58. Книга о шибболетах. И. С. Лилли. С. 644 –652. 59. Очерк жизни К. Н. Бестужева–Рюмина. И. К. Шмурло. С. 652–656. 60. Св. ап. и евангелист Иоанн Богослов. Арх. А.П. Евдокима. С. 656–658 61. Пострижение в монашество. Арх. Иннокентия. – Св. Па­хомий Великий и первое иноческое общежитие. Арх. Н.П. Палладия. С. 658–662. 62. Общедоступное изъяснение послания св. ап. Павла к га­латам. Еп. Никанора. С. 662–664. 63. Учение христианской Церкви о нравственности или нрав­ственное богословие. С. Никитского. А. П. С. 822–824. 64. В. Шарбонель. Жажда жизни. С. 824–829. 65. Церковно–исторические повествования общедоступного содержания и изложения. Проф. А. Лебедева . А. Поло­зова. С. 830–841. 66. Письмо к редактору. Η. И. Субботина. 841 с. 67. Объявления. С. 148–872. Вера и церковь . 1900 г. Книга 1 Отдел 1 1. Слово о святой Церкви. Протоиерей Иоанн Сергиев. С. 5–8 2. О вере, как первой христианской добродетели. Священник Сергий Страхов. С. 9–24 3. То же. С. 238–264 4. Смысл язычества. (Философский комментарий на первую главу, ст. 18 –32 5. послания к Римлянам и места параллельные). Проф. А. И. Введенского . С. 25–48 6. Основная причина современно пессимизма. Свящ. И. В. Арсеньев. С. 49–72 7. Лекции по введению в круг богословских наук. Архим. Михаила (Грибановского) . А. Полозов. С. 127–136 8. Слово на день Богоявления Господня. Протоиерей Иоанн Сергиев. С. 177–181 9. Эволюционизм перед нравственным судом христианства. Прот. А. В. Мартынов. С. 182–214 10. О прогрессе. А. Беляев . С. 215–237 11. То же. С. 555–573 12. Христос Спаситель на знамение пререкаемое. Прот. И. И. Сергиев. С. 321–324 13. О взаимных отношениях христианской веры и знания. Гр. П. Смыслов. С. 325–356 14. Новейший спекулятивный теизм. Константин Г. Воблый. С. 357–368 15. Христианский пост. Священник Иаков П. Галахов. С. 369–377 16. По вопросу о согласовании предполагаемого исправления нашего календаря с каноническими постановлениями православной Церкви. Вл. П. Михайлов. С. 378–400 17. Слово перед плащаницей во св. и Великий пяток. Протоиерей И. И. Сергиев. С. 481–482

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже один из предшественников святого Афанасия, святитель Дионисий Великий, епископ Александрийский († 264), в своем ответном послании к епископу Ливии Василиду (ок. 260 г.), составившем четыре древнейших отеческих канона, решает этот вопрос несколько иначе, чем он решался до сих пор. Из его послания ясно, что в его время не было церковного закона, запрещающего «нечистым» людям приходить в церковь и причащаться, и сам святой отец не считает себя вправе издать какое-либо правило, а предоставляет это совести каждого (правило 2, 3 и 4). Но лично он решительно против такого дозволения. Он ссылается на пример кровоточивой жены, прикоснувшейся лишь к краю одежды Спасителя 376 , на слова Апостола Павла ( 1Кор. 7, 6 ), советующего, но не повелевающего (ст. 6) супругам уклоняться друг от друга для молитвы, и высказывает уверенность, что душевная и телесная нечистота явится препятствием ( κωλυθσεται) для всякого входить во святая и во святая святых, то есть в храм и алтарь 377 . И уже Лаодикийский Собор (ок. 364 г.), запрещая мирянам входить в алтарь (правило 19), в особом правиле (44) запрещает это женщинам, делая это, по объяснению Зонары, ввиду особенностей женской природы 378 . Гораздо далее своих предшественников по кафедре идет ученик Афанасия Великого Тимофей Александрийский († 385). В своих ответах некоторым епископам и клирикам он считает известные физиологические явления у мужчин и женщин безусловным препятствием для причащения и крещения (Правила 5, 6, 7, 12, 13). Однако тот факт, что епископы обращались к нему с такими вопросами, показывает, что церковного закона об этом до него не существовало, а двенадцатое правило показывает, что александрийский епископ стоит в этом отношении не на обрядовой, еврейской, а на новой, чисто моральной почве, считая эти состояния нечистыми не сами по себе, а как показатели душевной нечистоты. Именно на вопрос, является ли нечистое сновидение препятствием к причащению, он отвечает, что является только тогда, когда у известного лица была похоть женщины ( πιθυμα γυναικς), а в противном случае на это нужно смотреть как на искушение от дьявола, желающего помешать причащению. И Вальсамон в толковании на это правило объясняет, что истечение семени только тогда является препятствием к причащению, когда оно явилось следствием помысла ( λογισμς), участия ума ( νος) в похоти и добровольного ей сочувствия ( νμεινεν κα νεφιλοχρησε), откуда и возникло нечистое представление ( φαντασα) 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

Архиерейство М. характеризуется активным храмостроительством в его епархии, а также возведением зданий светского назначения. Уже в год поставления на кафедру 9 сент. М. освятил храм во имя ап. Филиппа на Нутной ул., при этом «на обедни простил Бог жену очима болну» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 542). 8 июня 1529 г. на Ярославовом дворище была освящена ц. во имя мч. Прокопия. По распоряжению вел. князя в честь рождения княжича Иоанна (впосл. царь Иоанн IV Васильевич Грозный) в новгородском Детинце в 1532 г. была возведена деревянная ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 23 сент. 1532 г. были освящены новый придел ц. в честь Воскресения Христова на Павловой ул. и каменная Благовещенская ц. «во Офимъине монастыре» (6 окт.- Там же. С. 550; ср.: Конявская. 2005. С. 376), в последнем случае самим М. В том же году 6 окт. были освящены в Колмовом мон-ре ц. во имя Пресв. Троицы, 16 окт.- деревянная ц. во имя святых Космы и Дамиана в Кузнецах на Гзени под Новгородом. Во время эпидемии чумы, начавшейся в окт. 1532 г. на Псковской и Новгородской землях, М. «нача учити игуменны и священники и всех людеи о покаянии» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 550), «соборне и по всему граду, и по монастырем, и по околним погостом заповедал молебны и моления воспущати... со слезами... непрестанно день и нощь, и по всей ноугородцкои вотчине и псковской, службы и пения во святых церквах... Заповедати по всему Новгороду и окрест града, и по монастырем пост, от мала и до велика, мужи и жены, и старцы, и юноша, и младенцы, две недели от мяса и от млека, и от рыб, единою днем» ( Конявская. 2005. С. 376). Однако эпидемия только усиливалась. По распоряжению архиепископа после молебна в Софийском соборе 8 нояб. была возведена обетная деревянная ц. во имя св. евангелиста Марка (посвящение было определено жребием на престоле Софийского собора). Поветрие прекратилось только 6 янв. 1533 г. (Там же. С. 377). При строительстве стены на Софийской стороне Новгорода в 1534 г. «примет городовой денежный» распространили «на архиепископа, и на священники, и на весь причт церковный, а доселе того не бывало» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 567; Т. 43. С. 234). Строительство деревянных стен с башнями под рук. итал. архитектора было начато 3 мая после крестного хода во главе с М. и молебна на городском валу ( Конявская. 2005. С. 378).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

340-342 КИРИЛЛ (1285-1367 (XV-XVI вв.?)), Челмогорский, Каргопольский, прп. (пам. 8 дек., 3 июня - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 342-348 КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) 349-359 КИРИЛЛ сщмч. (пам. 29 марта), диак.- см. в ст. Марк, еп. Арефусийский, и Кирилл, диакон, священномученики КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) 359-362 КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ) 362-377 КИРИЛЛ прмч. Зографский (пам. 10 окт.; пам. греч. 22 сент.) - см. в ст. Зографские преподобномученики 377-378 КИРИЛЛ († нач. XVI в. (?)), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших), Вельский 378-381 КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович; род. 20.11.1946), Патриарх Московский и всея Руси (с 1 февр. 2009) 382-500 501-502 КИРИЛЛ (сер. XII - нач. XIII в.), митр. Кизический, визант. экзегет, полемист, поэт; в миру Константин Стильб (Стильвис) 502-504 КИРИЛЛ (Богословский-Платонов Константин Лукьянович; 1788-1841), архиеп. Подольский и Брацлавский 504-508 508-510 КИРИЛЛ (Дмитриев Борис Михайлович; род. 1954), архиеп. Сан-Францисский и Западноамериканский, 2-й заместитель председателя и секретарь Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 510-511 511-512 КИРИЛЛ (Ковачев Богомил Петров; 1954-2013), митр. Варненский и Великопреславский Болгарской Православной Церкви КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский

http://pravenc.ru/vol/XXXIV.html

В собственном смысле слова М. а. (т. е. учениками апостолов) могут называться лишь 3 автора: сщмч. Климент Римский, к-рый «лицезрел блаженных апостолов [Петра и Павла] и общался с ними» ( Iren. Adv. haer. III 3. 3), сщмч. Игнатий Богоносец (древняя традиция расходится в том, учеником какого именно апостола он был; подробнее см.: ПМА. 2008. С. 314) и сщмч. Поликарп Смирнский, «наставленный апостолами» ( Iren. Adv. haer. III 3. 4), бывший учеником ап. Иоанна Богослова (ПМА. 2008. С. 377-378). К лит-ре М. а. также относят: «Дидахе» (после 1-й публикации памятника в 1883); Послание Варнавы, приписанное апостолу, но датируемое II в.; «Пастырь» Ермы (ок. 140-150) (считалось, что этого Ерму упоминает ап. Павел (Рим 16. 14), но, согласно Муратори канону , он был братом свт. Пия I , еп. Римского); фрагменты сочинений Папия Иерапольского, бывшего, по утверждению сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. V 33. 4), учеником ап. Иоанна Богослова, но скорее всего - некоего «пресвитера» с тем же именем ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 5); 2-е Послание сщмч. Климента Римского, написанное неизвестным автором. Диогнету послание , ранее причислявшееся к писаниям М. а., в наст. время относят к лит-ре апологетов раннехристианских . Общая характеристика сочинений М. а. По большей части творения М. а. (за исключением произведений Ермы и Папия Иерапольского) являются посланиями, написанными с конкретными целями в связи с нуждами тех или иных общин, поэтому в них отсутствует систематическое богословское учение. М. а. отличают сравнительная простота мыслей и языка, высокое горение духа, стремление умереть за Христа, Второе пришествие Которого ими скоро ожидалось, побуждение христиан к высокой моральной жизни. Географически писания М. а. охватывают довольно широкий регион: Рим (сщмч. Климент Римский и Ерма), М. Азию (священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский), Фригию (Папий Иерапольский), Египет (Послание Варнавы), Сирию («Дидахе»). Хронологическая и тематическая близость М. а. к апостолам способствовала тому, что их писания часто включались в состав библейских рукописей и следовали непосредственно за НЗ. Так, сочинения сщмч. Климента Римского вошли в Александрийский кодекс , «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы» - в Синайский кодекс (о каноническом статусе писаний М. а. см.: Henne. 1997). Тем самым сочинения М. а. являются как бы переходным звеном от НЗ к более поздним святоотеческим творениям.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

(Л. 365) А попов в Юрьеве новгороцких 2 ч[еловека] да дьякон. Да Печерского монастыря архимарит оставил в Юрьеве на время чорново попа. А новгороцкого 3-го попа по отписке Макарья, митрополита Новгороцково и Великолуцково, велено из Юрьева отпустить в Новгород. А государева жалованья во 165-м году дано новгородцким попом всем по 30 рублев, дьякону 20 рублев. И впредь в Юрьеве Ливонском в соборные церкви у Покрова Пресвятые Богородицы тем новгороцким попом, и диякону, и Печерского монастыря чорному попу, и дьячком, и пономарем, и сторожем, колким человеком быть и государева жалования руги денег и хлеба по чему давать на год человеку, и о том великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец, как укажет. Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова (Л. 377) Список с отписки, списан в Розряде нынешняго 166-го году генваря в 4 де[нь]. Государю, царю и великому князю Алексею Михаиловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, холопи твои, Ивашка Хилков с товарыщи, челом бьют. Нынешняго, государь, 166-го году ноября в 9 [день] писал к нам, холопем твоим, изо Пскова Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, по твоему государеву, цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца, указу и по грамоте великого государя святеишего Никона, Патриарха Московского и всеа Великия, и Малыя, и Белыя России, Божие милосердие – образы и прочие церковные потребы – изо Пскова в Юрьев Ливонскои отпущены в лодьях. А для освящения церкви послал Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, Печерского монастыря архиморита Зосима да троицкого соборного священника Федора. И ноября ж, государь, в 10 де[нь] Печерского монастыря архимарит Зосима и троицкои соборнои священник Федор для освящения церкви в Юрьев приехали и Божие милосердие – образы и вся церковная – ко освящению в Юрьев Ливонскои прислана. И по твоему государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа (Л. 378) Великия, и Малые, и Белыя Росии самодержца, указу Печерского монастыря архимарит Зосим в Юрьеве Ливонском церков освятил во имя Покрова Пречистые Богородицы. А что, государь, Божественных икон, и книг, и прочих церковных потреб Печерского монастыря с архиморитом Зосимою и с священником Федором в Юрьев Ливонской изо Пскова прислано и чево церковного строенья в Юрьев не прислал, и о том послали к тебе, великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, мы, холопи твои, к Москве роспись под сею отпискою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Ниже приводятся авторские комментарии к службе преподобному и богоносному отцу нашему Феодору Санаксарскому , сам текст которой, набранный церковно–славянском шрифтом Slavonic Narrow, усовершенствованным бывшим сотрудником издательства Свято–Троице Сергиевой лавры, студентом Московской Духовной Семинарии, диаконом Романом Глыбовским, помещен нами в Приложении. Служба включает в себя Малую, Великую вечерни и Утреню. Первая стихира на Малой вечерне, написанная на подобен «Небесных чинов», основывается на евангельской притче о работодателе. При этом святой Христов избранник Феодор, который покинул мир в молодые годы, по прошествии приблизительно четвертой части всей своей жизни – или в условный «третий час» из двенадцати часов (сравн. Мф. 20, 1–4 373 ), фигурирующих в притче, призывается испросить нам у Всевышнего милость сопричислиться к «работникам одиннадцатого часа», потрудившимся меньше всех, но вознагражденным в равной степени с прочими работниками Божественного виноградника, (сравн. Мф. 20, 6–9 374 ). В следующей стихире заимствуется другой евангельский текст, касающийся пророчества Христа Спасителя о предстоящих гонениях Его истинных учеников и обетования их спасения. Здесь ублажается долготерпение многострадального отца Феодора, ненавидимого при его жизни лжебратиями и лжечадами, и мучимого по их наветам (сравн. Мф. 10, 21–22 375 ; Мк. 13, 12–13 376 ). Вместе с тем эта стихира несет в себе положительный призыв к молящимся дерзновенно присоединиться ко всем подобным страдальцам: « ... дерзайте, Отцом ... Небесным возлюбленные, и как претерпевшие до конца спасены будете». В третьей стихире святой авва Феодор уподобляется Санаксарской ветви истинной Лозы, во Христе многоплодной, Отцом Небесным возделанной и очищенной, Духом Святым орошаемой и обогащающей свою честную обитель многими духовными плодами (сравн. Ин. 15, 1–2, 5, 9–10 377 ). Продолжая евангельскую тематику и в следующей стихире, мы призываем преподобного отца и старца Феодора, рачительно возделывавшего в своей Санаксарской обители Христову ниву, молиться вместе со святыми апостолами ко Господу, чтобы Он послал новых делателей на Свою жатву (сравн. Мф. 9, 36–38 378 ; Лк. 10, 2 379 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Осенью 375 г. Е. из ссылки одобрил предложение пресвитеров Дорофея Неокесарийского и Сантиссима Антиохийского об организации нового посольства в Рим ( Basil. Magn. Ep. 120). Дорофей по пути на Запад весной 376 г. встретился с Е. Видимо, тогда же он вручил Е. послание Василия ( Idem. Ep. 239), в к-ром тот выражал скептическое отношение к этому предприятию. В 377 г. свт. Василий жаловался в письме еп. Петру II Александрийскому, что в состоявшемся в Риме разговоре пресв. Дорофея с папой Дамасом I и еп. Петром еп. Мелетий и Е. были «причислены к последователям Ария» ( Idem. Ep. 266). Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.68.Л. 118) Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.68.Л. 118) Е. вернулся на кафедру осенью 378 г., после гибели имп. Валента. Вскоре он рукоположил правосл. епископов вместо арианствующих на неск. кафедр: в Берою, Иераполь, Халкиду, Кир, Карры (Харран). На кафедру Эдессы возвел свт. Евлогия ( Theodoret. Hist. eccl. V 4). Все эти рукоположения несомненно были сделаны с ведома и одобрения еп. Мелетия Антиохийского, однако, по описанию Феодорита, Е. превзошел Мелетия в количестве рукоположенных епископов. Осенью 379 г. Е. участвовал в Соборе в Антиохии под председательством Мелетия; его имя значится в числе 150 мелетианских епископов, пославших папе Дамасу доказательство православия своего исповедания (PL. 13. Col. 353). Вскоре Е. направился в г. Долиха, чтобы утвердить там нового епископа Мариса, что вызвало недовольство местных жителей. Во время въезда епископов в город некая женщина, по сообщению Феодорита арианка, бросила в Е. кусок черепицы с кровли дома и разбила ему голову. От этой раны он вскоре скончался, завещав никого не наказывать за свою смерть. Феодорит Кирский в «Церковной истории» описывал Е. в панегирическом тоне. Сведения из этого сочинения послужили основой для синаксарных Житий Е. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Е. помещена под 22 июня. Под тем же числом (22 харизана) она находится в различных сиро-яковитских календарях.

http://pravenc.ru/text/187319.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010