A=Athens, Εθνικ Βιβλιοθκη 2092 (olim Thessalonica, Γυμνσιον 23). 176 Sixteenth century, paper, i+485 pages. The manuscript is written throughout by a single copyist. It contains two major sections, namely, a collection of Palamite documents in the first half and a collection of anti-Latin writings in the second half. I. Palamite section: Apodictic Treatises (pp. 1–47) 177 Against Bekkos (pp. 48–52) Ep 1 Akindynos (pp. 52–59) Ep 2 Akindynos (pp. 59–60) 5      Ep 1 Barlaam (pp. 60–73) 178 Ep 2 Barlaam (pp. 73–86) Triads (pp. 86–212) 8.      Phakrases, Dialogue (pp. 213–219) 9.      Contra Gregoram 1–4 (pp. 219–276) Reply on Basil (pp. 276–279) Capita 150 (pp. 279–314) Hagioretic Tome (pp. 314–318) Synodal Tome 1351 (pp. 323–347) 179 II. Anti-Latin section: Mark Eugenikos of Ephesus, Oratio ad Eugenium papam quartum (pp. 351–353), ed. L. Petit, PO 17:336–341. Idem, Capita syllogistica contra Latinos (pp. 353 – 370), ed. L. Petit, po 17:368–415. Ibid., Syllogistic Chapters Against the Heresy of the Akindynists and Against the Latins (pp. 370– 377), ed. W. Gass, Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo (Greifswald, 1849; repr. Leipzig, 1899), pp. 217–232. Ibid., Πρς τος ν τ συνδ ττε. inc. Τοτο τ γιον σμβολον παιτομεν μς …; des. … δοξσωμεν τ πντιμον και μεγαλοπρεπς νομα το πατρς και το υο και το γου πνεματος (p. 377), unedited (?). 180 Gregory (George) of Cyprus, De processione Spiritus sancti (pp. 378–396), ed. Dositheos, Patriarch of Jerusalem, Τμος γπης (Jassy-Moldavia, 1698), pp. 387ff.=pg 142:269–300. Barlaam the Calabrian, Antilatin Treatises 1–6 and 20 (pp. 396–443), unedited. 181 Scholarios, First Treatise on the Procession of the Holy Spirit, excerpts (pp. 443–451), ed. L. Petit et al., Œuvres 2:5–71.22. (The text breaks off in mid-sentence. 182 ) Matthew Monotropos, Adversus Latinos (pp. 455–471), unedited. 9.      Nikephoros Blemmydes, Reply to John Doukas (pp. 471–473), ed. A. Heisenberg, Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina (Leipzig, 1896), pp. 110ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Видим, что люди, хотящие внити в чертог царский, одеваются в светлыя и чистыя одежды, и тако входят; а в рубищах и гнусных одеяниях туда не допущаются. Тако в чертог небеснаго Царя входят тии только души, которыя имеют светлыя и чистыя одежды, одеяния брачная и чистый виссон; но в рубищах греховных туда не допущаются. «Ибо не внидет туда ничтоже скверно» ( Апок. 21, 27 ). Христиане во святом крещении благодатию Божиею совлекаются греховных рубищ, и одеваются в чистую одежду и одеяние брачное, и тако делаются достойными входа в небесный оный чертог (4:377–378). Сын Божий отворил паки вход в Царство Небесное Как человек согрешил в РАИ, изгнан из рая, и заключился рай, заключилися и небеса. Смотри, что делает грех! Но как Сын Божий явился на земли, то и двере небесные отворилися, и глас небеснаго Отца услышал человек, который из рая изгнан был; и услышали люди: «покайтеся, приближися бо царство небесное». Тем показалося, что отворился паки вход в царство небесное людям; как Бог на землю пришел, то и люди начали на небо восходить, и земнии жители получают гражданство небесное, и человеки с Ангелами совокупляются (5:100). В Царство Небесное без Христа никто не войдет Пойдем, христиане, за Христом, Избавителем нашим. Который к нам пришел, и милостивно посетил нас, и зовет нас в небесное Свое царствие; и приведет нас во оный блаженнейший покой и присносущную радость, идеже есть всех веселящихся жилище. Истинный и верный есть вождь Иисус, и без НЕГО никто в царствие Божие не внидет: поручим убо и мы себе Ему в предводительство, и неотлучно последуем Ему, да приведет и нас в место вечнаго упокоения (4:24). В царство небесное зовут пророки, апостолы и проповедники (2:56, см. СЛОВО БОЖИЕ , 915). Царство Небесное открыто для истинно верующих, то есть живущих по вере Верным о Христе отверсты двери царствия небеснаго, якоже Божие слово святое уверяет нас, и церковь святая содержит и исповедует; но напротив того Апостол заключает вход в царствие небесное неисправным христианам: «Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят?» и проч. ( 1Кор. 6, 9 и 10; Гал. 5, 19–21 и на прочиих местах). И Христос глаголет: «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» ( Мф. 7, 21 ). Следовательно и ВЕРЫ не имеют тии, которые творят таковые дела, которыми заключается вход в царство и блаженство вечное (3:191).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

С сер. XVI в. М. все реже упоминается в источниках. В османскую эпоху его положение по отношению к главным политическим и экономическим узлам региона оставалось таким же периферийным. Путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленький городок, полный античных и средневек. руин. Население, занимавшееся прежде всего животноводством, составляли курды, арабизированные туркмены, с кон. XIX в. к ним добавились переселившиеся с Кавказа черкесы, после 1915 г.- армяне. Начиная с эпохи франц. мандата население стало быстро расти: в 1932 г. оно насчитывало 2 тыс. чел., в 1960 г.- 8,5 тыс., в 1981 г.- 30,8 тыс., в 2012 г.- 78 тыс. Подъем региона в последние десятилетия был связан со строительством плотин на Евфрате и с сельскохозяйственным освоением приевфратских степей. Известные епископы М. Филоксен (325), Феодот (378 - после 381), Луций (394), Александр (несторианин, низложен; до 431-435), Панолбий (444), Иоанн, Стефан (до 448 - после 457), Кир (монофизит, низложен в 484), Филоксен (Ксенайа; монофизит; 485-519), Феодор (553), Стефан (кон. VI в.), Михаил (?) (787), Николай (?) (787), Агапий (1-я пол. X в.), Иоанн (XI в.), Никон (XII в.), Константин (XII в.). Епископы Сирийской яковитской Церкви: Иаков (564), Фома (600), Иосиф (685), Иоанн (790), Сергий (между 818 и 845), Авраам (между 818 и 845), Симеон (между 846 и 873), Иоанн (между 878 и 883), Михаил (между 887 и 896), Феодор (между 923 и 935), Иаков (между 936 и 953), Тимофей (между 986 и 1002/3), Филоксен (митр. М. и Гишры; между 986 и 1002/3), Филоксен (между 1031 и 1042), Афанасий (между 1086 и 1088), Филоксен (между 1090 и 1129), Игнатий (между 1090 и 1129), Иоанн (между 1090 и 1129), Бар Андреас (1130, низложен), Бар Туркая (епископ М. и Телль-Башера; XII в.?), Дионисий (1155), Филоксен (между 1166 и 1199), Афанасий (до 1253 - после 1264). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 925-930; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. Beirut, 1965r. P. 36-39; Chabot J.-B. Les évêques jacobites du VIIIe au XIIIe siècle d " après la Chronique de Michel le Syrien//ROC. 1899. Vol. 4. P. 444-451, 495-511; 1900. Vol. 5. P. 605-636; Pauly, Wissowa. Suppl. Bd. 4. Sp. 732-742; Devreesse R. Le patriarchat d " Antioche depuis la paix de l " église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 283-284; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. P. 66-68; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 782-783; Elisse eff N. Manbidj//EI. 1991. Vol. 6. P. 377-383; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2; 1998. Т. 3; Todt K.-P. «Notitia» und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jh.//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9. S. 173-185; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 19993. P. 159.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

2 мая Сталин распорядился опросить членов Политбюро относительно предложения о помиловании. Каменев, Рыков и М. П. Томский высказались за помилование, Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов проголосовали за расстрел. 4 мая на заседании Политбюро смертный приговор был официально утвержден. На следующий день Президиум ВЦИК в соответствии с распоряжением Политбюро утвердил приговоры. 10 мая председатель Иваново-Вознесенского ревтрибунала Павлов отправил телеграмму председателю Верховного ревтрибунала Н. В. Крыленко: «Приговор над Светозаровым, Языковым, Рождественским приведен в исполнение 10 мая 1922 г. в 2 часа утра». Предположительно местом расстрела стала окраина г. Иваново-Вознесенска близ городской Дмитровской тюрьмы, где содержались приговоренные. По одним данным, расстрелянных похоронили в общей безымянной могиле на месте казни, по другим - на пустыре за 1-й городской больницей. П. вместе с др. Шуйскими мучениками был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 373. Ед. хр. 5865; ГАИО. Ф. 858. Оп. 2. Д. 15; ГАРФ. Ф. Р-1005. Оп. 1. Д. 377. Т. 1; ГАВО. Ф. 454. Оп. 1. Д. 455; Ф. 556. Оп. 109. Д. 378, 613; РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 48; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 24. Лит.: Баделин В. И. Золото Церкви. Иваново, 1995; Дамаскин. Кн. 2. С. 37-53; он же (Дамаскин (Орловский), архим.). Новомученики и исповедники Иваново-Вознесенские. М., 2018; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 120-121, 140-144; Кн. 2. С. 10-11; Петров С. Г. Изъятие ценностей Рус. Церкви в 1922 г.//Гуманитарные науки в Сибири. 2001. 2. С. 15-19; Иереи Шуйского у. Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.): Ист.-генеалогич. справ. Иваново, 2003; ЖНИР. Апр. С. 267-288; Ставровский Е. С. Святые земли Шуйской. М., 2007. С. 60-64. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр.

http://pravenc.ru/text/2581859.html

Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души ( 46, 721 ). Как никто не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах детей ( 46, 720 ). Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 719 ). Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 93 ). Садовник привязывает саженцы к колу, укрепленному в земле, чтобы ветер и буря не повалили их. И сучки или негодные побеги отсекает, чтобы они не повредили дереву и не иссушили его. Поступайте так и вы с малыми и молодыми вашими детьми, привязывайте сердца их к страху Божию, чтобы не поколебались они от сатанинских козней и не оставили благочестия. Отсекайте растущие в них страсти, чтобы не выросли и не завладели ими, и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут, то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как дикие побеги на дереве. Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли и не повредили человеку, и не погубили его, омытого, освященного и оправданного святым Крещением, необходимо наказанием и учением Господним их отсекать. Отсекайте, возлюбленные, такие побеги в душах детей ваших, «воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф. 6,4 ) ( 104, 373–374 ). Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение. Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов, и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова. Слово всякого наставника, соединенное с жизнью, – достойное и сильное наставление: тем более наставление родителей ( 104, 377–378 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

311 М. J. Le Guillou, «Des controversies au dialogue oecuménique», in Istina (1958), 1, pp. 65–112. 312 Gustave Thils, «La Théologie Oecumenique. Notion – Formes – Démarches» (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovanensium, vol. 16), (Louvain, 1961), pp. 15–46. 315 См., например, об этом недавнюю статью: Frère Max Thurian, «The Visible Unity of Christians», in: The Ecumenical Review, vol. 13. 3 (April, 1961), pp. 313–334. 316 См., например, образцовый учебник: Joseph Lortz, Geshichte der Kirche; к 1959 г. выдержал 20 изданий. 317 См., например, Wilhelm de Vries, S.J., «Die Haltung des heiligen Stuhles gegenüber der getrennten Hierarchic im Nachen Osten zur Zeit der Unionen», in Zeitschrift für die katholische Theologie, Bd. 80 (1958), ss. 378–409. 318 О Карсавине см. Bernhard Schultz, Russische Denker (Wien, 1950), cc. 405–419. Статья «Уроки отреченной веры» опубликована в «Евразийском временнике», вып. 4 (Берлин, 1925), сс. 82–154; см. также статью Карсавина «Der Geist des Russischen Christentums», in: Östliches Christentum, Dokumente, опубликованную Николаем фон Бубновым и Гансом Эренбергом, Bd. 2 (München, 1925), сс. 307–377. Карсавин был плодовитым автором в 20-х гг., но писал в основном на русском. См. также Dr. Erich Franz Sommer, «Vom Leben und Sterben eines russischen Metaphysikers. Ein vespäteter Nachruf auf Leo Karsavin», (12.7.1952), in: Orientalia Christiana Periodica, vol. 24 (Roma, 1958), pp. 131–141. 319 См. особенно его работу: Essai sur le théologie mystique de 1Église dOrient [Очерк мистического богословия Восточной Церкви] (Paris, 1944); Перевод на английский: The Mystical Theology of the Eastern Church (London, 1957); см. дебаты о вопросе Filioque между О.Владимиром Родзянко и Лосским (на русском), in: Messager de 1Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale, 24 (1955) и 25 (1957). См. также «Memorial Vladimir Lossky, 1903–1958» – Messager, 30–31 (1959). 320 См., например, L. A. Zander, Vision and Action (London, 1952), и мой тщательный обзор этой книги, in: The Christian East, N.S., vol. 2, 3/4,1953, pp. 112–120, а также, in: The Collected Works of Georges Florovsky.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

3 . И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 . Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Слово Господне обращено к совести мужей Иуды и Иерусалима, т. е. к тому чувству правды, которое вместе с Образом Божиим начертано в душе каждого человека, и не может исчезнуть, так как у самых закоренелых злодеев правда Божия глаголет в угрызениях их совести. Мы говорили уже по поводу стиха 2-го об тех откровениях Божиих и законах Его и учреждениях Его, которые изображены под образами ограды и башни и точила и очищения от камней и насаждения лоз. Вопрос, поставленный в стихе 2, повторяется в стихе 4. Почему народ, которому дарованы были не только материальные, но и духовные блага, пал так низко, что не может принести плодов добра? Нет сомнения, что самый народ избранный Богом, ради верного Авраама, никогда не был лучшим из племен человеческих. Этому служит доказательством и ряд его возмущений в пустыне и в стране обетованной, и то повеление Божие, о котором пророчествовал Ной 377 , что сыны Иафета будут владычествовать на земле и вселятся в шатрах Симовых,-с устранением Семитов от управления землею. Но есть еще другой ответ на вопрос, почему при всех оградах закона, народ не мог принести плодов добра. Ответ этот лежит в Мессианских пророчествах Исаии, книга которого есть полная картина бессилия человеческого, если только Сам Бог не спасет его, послав того Еммануила, которого страдания и славу Исаия видел и описал в своих пророчествах. Как мы говорили по поводу Екклезиаста, – скорбь, почти отчаяние, охватившие мудреца, были средством приуготовить душу к радости увидеть Избавителя; тоска его и сознание бессилия должны, были разбить гордые помыслы человека и заставить его молить Господа успокоить в Его правде мятежный доселе дух его и взять его страдающую душу, как Его достояние 378 . Точно также, думаем мы, – вся история народа Иудейского есть история всего человечества, и пророчество Исаии относится ко всем народам. Человек не мог исполнить своего назначения и был нравственно несчастен, доколе на землю не были принесены Господом нашим Иисусом Христом благодать и истина 379 . Только перерождение человека во Христе 380 могло изменить мир, общество, семью, человека. Что мы видим и ныне увядание так называемых христианских обществ, то это зависит от того, что некоторые, отрекшись от Христа, не Ему принадлежат, и потому возвращаются в то состояние, из которого их вывело Христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Совершенно очевидно, что численность христиан в османских переписях занижена, но насколько занижена – ответить крайне проблематично. Нижняя планка – данные тапу дефтери, показывающие, что на середину XVI века доля христиан в населении трех сирийских эялетов составляла около 10% (7–8% в Дамасском, менее 4% в Халебском и около 20% в Триполийском). 377 В реальности их могло быть 15–20%, 378 некоторые авторы говорят о 25–30%. 379 Все-таки представляется правомерным при реконструкции демографии сирийских христиан опираться на данные османских переписей. Памятуя при этом, что имеющиеся цифры занижены и, во-вторых, что нам важны не столько абсолютные, сколько относительные показатели: христианское присутствие в той или иной местности, его удельный вес и колебания этого веса. Самый общий обзор имеющихся демографических данных показывает, что христиане в разных пропорциях жили во всех регионах Сирии и Палестины, где имелось оседлое земледельческое население – на побережье, в горах и по западной кромке Сирийской пустыни. Восточная граница расселения православных (за исключением отдельных островков) проходила по линии Керак-Хауран-Дамаск-ан-Небк-Хомс-Хама-Халеб. Далее на северо-восток, христианские общины встречались в Верхней Месопотамии, следуя за изгибом Благодатного Полумесяца до Багдада, а также довольно густо заселяли горы Курдистана и Армянское нагорье, но православные среди них к XVI века практически исчезли, за исключением нескольких деревень в округах Амида (Диарбакыра) и Эрзерума. Православные селились как в сельской местности, так и в городах; большинство сведений источников относится к городским общинам – тем центрам, где находилась церковная иерархия и интеллектуальная элита. Впрочем, в реалиях средневековой Сирии не всегда легко провести четкую грань между городом и деревней, многие города деградировали, пустели и ветшали. Тем не менее на общем фоне выделяется ряд значительных урбанистических центров с большой долей христианского населения. История ближневосточного православия, описанная в хрониках, – это на 90% история нескольких городов. Два мегаполиса: христианский демографический взрыв

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1449. remigio seruare integram in tantis fluctibus passionem Schenkl. 1450. См.: 2 Макк. 6:24–28. 1451. См.: 2 Макк. 7и след. 1452. См.: Сирах. 23:18. 1453. См.: Мк. 3:17. 1454. См.: Иез. 1:15–20. См. комментарий свт. Амвросия на эти слова пророка Иезекииля в uirgt. 18. 118. 1455. Выражение, часто употребляемое античными авторами: Vergilius, Aen. 1. 98; Seneca, Phoen. 142–143; Lucan, 5. 263. 1456. См.: 2 Макк. 7:18. 1457. Ср.: Быт. 1:31. Палла указывает на 4 Макк. 14. 7–8, где семь сыновей сравниваются с семью днями творения (см.: Palla. Р. 327, п. 133). 1458. Ср.: Быт. 2:3. 1459. Семь дней — семь дней творения. Восьмой день — это день будущего века, когда свершится второе пришествие Господа. 1460. et R2, Maurini, Schenkl: at coni. Nauroy, ut cett. codd. 1461. Свт. Амвросий употребляет военные термины: acies, impetus, ordo, proelium triumphale, militare, pugna, agmen, уподобляя духовную битву военному сражению. 1462. non declinauit R, Maurini, Nauroy: declinauit cett, codd., Schenkl. 1463. Сократ говорит о прекрасной песне, которую поют лебеди, почуяв приближение смерти. Сократ говорит, что лебеди поют от радости, «что скоро отойдут к богу» (Фсдон 85b, пер. С. П. Маркиша). 1464. См.: Песн. 8:7. 1465. Нравственному толкованию библейской истории и экзегезе Священно­го Писания, в частности книги Бытия, свт. Амвросий посвящает многие свои труды: «О Ное» (377). «О Каине и Авеле» (377–378), «Об Аврааме» (378–383), «О рае» (378), «Шестоднев» (378–390 ), «Об Иакове и блажен­ной жизни» (386), «Об Исааке или душе» (386–387). 1466. Свт. Амвросий первым в Западной Церкви вводит в употребление при­менявшуюся на Востоке еще во времена Оригена практику проповедо­вать серии гомилий несколько дней подряд. 1467. Образы Иосифа, виночерпия, стольника и фараона служат для свт. Ам­вросия иллюстрацией современных ему событий. 1468. См.: PL 16:994В–1002С. 1469. См. об этом: Palanque J. R. Saint Ambroise et l’empire romain. P., 1933. P. 511–514. К этой же дате склоняется Р. Палла, переводчик и коммента­тор этого трактата в издании Амброзианской библиотеки (Sancti Ambrosii episcopi Mediolanensis. De Ioseph/Introd., trad., not. e indici R. Palla//Sant’Ambrogio. Opcre esegetische IIÏ Isacco о l " anima. 11 bene della morte. Giacobbe e la vita beata. Giuseppe. Milanö Biblioteca Ambrosiana. Romä Citta Nuova, 1982. P. 335–409. (Sancti Ambrosii episcopi Mediolanensis operä 3).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

3) Сила Божия хлеб и вино претворит в Тело и Кровь Христовы ( Лк.1:37 ; Быт.18:14 ; Рим.4:21 ; Чис.11:23 ; Мф.22:29, 19:26 ; Мк.10:27 ) (370 б –372 а ). «От сих всех триех показаний», заключает последний довод «Камень веры», «навыкнем сего православныя церкве сынове, и твердо напишем на скрижалех сердец наших, яко сие трое: глагол Божий неложный, хотение действительное, всемогущество неопределенное, вся стрелы лукавого разженные, на веру нашу православную намеряемыя угашает: всякия мнимых неудобств пленицы, аки меч обоюду остр ра ссецает» (372 аб ). На основании этих доводов православные могут давать твердые ответы на все вопросы кальвинистов относительно существа таинства Евхаристии (372 б –373 б ). 1) Если согласиться с кальвинистами, что Евхаристия есть простой образ Тела и Крови Христа, тогда необходимо не только уничтожить всякое различие между образом и образуемым, но и допустить превосходство первого пред вторым, так как Ветхозаветные прообразы Евхаристии – манна и агнец пасхальный – заключали в себе более таинственного смысла, чем простой хлеб и вино (374 а –375 б ). 5) Евхаристия, как Новый Завет между Богом и человеком, должна быть установлена И. Христом в прямых и ясных словах, не допускающих никаких споров и перетолкований (375 б –376 а ). Как символом Ветхого Завета служила действительная и истинная кровь животных, так и печатию Нового Завета служит истинная Кровь Христа (376 аб ). Евхаристия есть также «дар преизящнейший», который Христос обещал Своим ученикам ( Ин.6:51 ), а с таким достоинством ее не мирится понятие о ней, как только образе Тела Христова (376 б –377 а ). Кроме того, в «тайне евхаристии Святейшия обретается закон, уставление же и наставление учеников в сих словесех: Сие творите в мое воспоминание. Словесам же закона уставления же и наставления, подобает быти ясным и явственным, а непокровенным, ниже образителным, и усумнение некое в себе имущым» (377 а ). 6) Господь И. Христос ревностно заботился о том, чтобы даровать нам в изобилии все потребное для спасения; но в числе душеспасительных средств находится и то, чтобы мы имели истинное и действительное (а не образительное и духовное) соединение с нашею Главою – Христом: это и достигается чрез вкушение Его истинного Тела и Крови в таинстве Евхаристии (377 б –378 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010