БЛАГОЧЕСТИЕ Благочестие – признак «духовно живущего» человека (2:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 363). Благочестие и ИСТИНА пребывают неизменными Благочестие всегда одинаково; как от начала мира было, так и ныне, тоежде есть, и всегда тоежде будет. Истина бо всегда истина есть, всегда непременна и была и есть и будет (4:118). Прославляется имя Божие благочестивым житием (3:78, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 368). В благочестии – истинное счастье христианина (4:109, см. СЧАСТЬЕ , 1029). Чем более к Богу благочестием приближаемся, тем более прославляемся Видишь, что когда идем к солнцу, тень за нами идет: и чем более к солнцу от тени убегаем, тем более тень за нами бежит; так имеются люди благочестивые. Приближаются они к Богу, последует за ними и слава: и чем более к Богу приближаются, тем более и слава за ними следует. И хотя они от славы убегают, но слава за ними бежит, и от ней уйти не могут. Напротив того, когда отходим от солнца, тень от нас отходит, и чем далее от солнца отходим, тем более тень от нас отступает; и хотя бежим за тенью, но достигнуть ее не можем (2:66). Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво (4:150, см. ВОСКРЕСЕНИЕ , 185). Благочестие есть путь в Царство Небесное (2:57, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , 1148). Христианин, если благочестиво живет, идет в вечную жизнь (4:180, см. ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ , 357). Благочестивые, яко плод слова Божия, соберутся в Небесное Царствие (4:174, см. ПОРОКИ , 746). Различие смерти благочестивого и нечестивого (13:449, см. СМЕРТЬ , 932). Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения Ибо истинное благочестие есть как свет, в нощи мира сего сияющий, который хотя и таится, однакож сокрытися не может, но издалеча видится. Сим благочестивого жития примером не менее люди созидаются, как и словом. И хотя сей благочестия пример необходимо нужен родителям ради детей, пастырям, то есть, епископам и иереям, ради словесных Христовых овец, которых словом Божиим пасут; властям ради подвластных; учителям ради учеников; старым всем ради юных; однакож и всем христианам не должно о том пренебрегать, но друг другу в подвиге христианском противу плоти и диавола примером своим помогать и поощрять (2:377–378).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Записка о жизни Ивана Неронова 372 Лета 7161 (1653) августа в 4 день, при патриархе Никоне 373 , царствующаго града Москвы собора Пресвятая Богородицы, честнаго и славнаго ее явления чюдотворныя иконы, иже во граде Казани 374 , протопоп Иоанн Неронов сослан был в сылку от патриарха Никона , за Вологду, в Каменской монастырь. Во 162-м (1653) году, ноября в 6 день, ис Каменскаго монастыря писал послания ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю 375 всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и к ево государеву духовнику благовещенскому протопопу Стефану 376 , такоже иерей писал за своею рукою 377 , за что от патриарха сослан и колко мучен. Того же лета, февраля в 27 день 378 , паки послания писал ко государю царю и к ево государеву духовнику, прося Церкви мира; плача, приписав же и своею рукою доволно. Того же лета, майя во 2 день и к государони царице и великой княгине Марье Ильиничьне 379 писал я со слезами, прося Церкви мира; такоже и к их государеву духовнику, к протопопу Стефану, с прещением 380 писал, моля того, да не умолчит государю царю и царице, известно же творя, яко и гнев Божий грядет неуправления ради Церкви; приписав же и своею рукою к посланию, приводя во свидетельство Божественное Писание. Июля в 1 день, клеветы ради Каменскаго монастыря архимарита Александра 381 , сослан за оток акияна моря, в Кандоложской монастырь 382 , и с Вологды писал ко государеву духовнику, к протопопу Стефану, плачевное моление, ясно сказуя быти хотящий гнев от Бога всей Росии за презрение вопля того и за еже оскорбляемым быти Божиим рабом, проповедующим истинну и просящим Церкви мира. Протопоп же Стефан, еще и внят, и молебное оно писание государю царю прочет, обаче в сомнении бяше, яко рукою протопопа Иоанна Неронова не приписано, сего ради писаше ему в Кандоложской монастырь. Во 163-м (1655) году, апреля в 4 день, то же моление закрепив рукою 383 , доволно писав позади моления, и что в соборной церкви говорил на Вологде, яко гнев Божий быти имать за молчание и за еже попусти мятежником церковным и суесловцем 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 373 στην ες κρτος – букв. встал в силу, т. е. преодолел усилие других Ангелов, противодействовавших мне (ср. 10, 20), „пока не домогся отпущения народа“. Феодорит. 377 По изъяснению Ефрема Сир., Иеронима и новых толковников, разумеются преемники Александра Македонского, происходившие не из его потомства. 378 В дальнейших пророчествах всей главы толковники видят войны преемников Александра Македонскаго: царей Сирийских и Египетских, при чем первыми считают „северных царей“, вторыми „южных“. 379 Слав. их соотв. ατν – в ват., text. recept., а в алекс., лук. спп. и др. ед. ч. ατο, у Феод., Ефр. Сир., Иерон. также ед. ч. Оно в евр. т. и вульг. находится и в контексте уместнее множ. числа. 383 По изъяснению Иеронима и Феодорита, разумеется Вероника, а по Ефр. Сир., Клеопатра. Но подобное же встречаем в 17 ст., а потому можно видеть у этих царей общее правило: через женскую честь приобретать дружбу, союз и т. п. 392 γριαθσεται – будет свиреп, как дикие звери; общая черта языческих царей – звероподобность. Срав. 7 – 8 гл. и 11, 40 ст. 393 Повидимому, подданные северного царя изменят и предадутся южному царю (Ефр. Сир.). Также общее правило, повторяемое в 15. 25 и др. стихах: измена, предательство и т. п. поступки этих звероподобных царей и их подданных. 402 Гр. του στσαι ρασις исполнить видение осьмой главы кн. Даниила об Антиохе Епифане и его гонениях на „святых“ (Knabenbauer. 1. с. 295 р.) и о царстве святых. Ефр. Сир. 408 Слав. Сави – гр. σαβε­евр. – прекрасная; разумеют толковники Палестину, как и в 8, 9. 421 ξουδενθη – слав. уничижися, в рус. син. презренный, прош. переводим будущим. „Антиох Епифан“ – поясняет Феодорит. К нему относят толковники и все пророчества 21 – 45 стт. 422 λισθμασιν – обманом, возмущениями подвластных, и т. п. действиями (Schleusner. 1. с. 4, 74), обычными у этих царей; срав. 8. 25. 11, 23. 25. 32. 34 стт. 425 π τν συναμξεων – от совокуплений; лучше, кажется предл. π придать значение: после, букв. после союзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 52 (1) Восстань, восстань, Облекись в силу свою, Сион! Облекись в одежды нарядные свои, Иерусалим, город святой! Ибо не будет входить в тебя более Необрезанный и нечистый. (2) Стряхнись от пыли, Поднимись, сядь 377 , Иерусалим; Освободи себя 378 от цепей на шее твоей, Пленная дочь Сиона! (3) Ибо так говорит Иегова: «За ничто вы проданы были, «И без серебра искуплены будете». (4) Да, так говорит Господь Иегова: «В Египет сходил народ Мой вначале, «И был там переселенцем; " И Ассур 379 без всякой вины теснил его; (5) «И теперь, что у Меня здесь, – говорит Иегова, – «Когда взят народ Мой за ничто, – «Властители его неистовствуют 380 , – говорит Иегова, – «И постоянно всякий день имя Мое безславится?.. (6) «Но познает народ Мой имя Мое, «Именно – в тот день, «Когда Я – сам скажу: вот Я»! (7) Как прекрасны на горах ноги благовестника 381 , Возвещающего мир, Благовестника доброго, Возвещающего спасение, Говорящего Сиону: «воцарился Бог твой»! (8) Вот голос сторожей твоих.... Они подняли крик, Один другому восклицают, Что с – глазу на – глаз видят Возвращение Иеговы в Сион. (9) Торжествуйте, ликуйте все Развалины Иерусалима; Ибо утешил Иегова народ Свой, Освободил Иерусалим. (10) Обнажил Иегова мышцу святую Свою 382 Перед глазами всех народов, И видят все концы земли Спасение Бога вашего. (11) Возвращайтесь, возвращайтесь, Выходите оттуда, Нечистоты не касайтесь, Выходите из среды ее, Очиститесь, носящие сосуды Иеговы 383 . (12) Только не второпях выходите И бегом не бежите 384 , Потому что пойдёт впереди вас Иегова, И собирающий вас Бог Израиля. XLII 385 (13) Вот войдёт в силу раб Мой, Прославится и вознесется, И возвеличится чрезвычайно. (14) Как изумятся о тебе многие! Так обезображен, больше чем чей либо, вид Его, И лице Его – больше чем кого – либо из сынов человеческих... (15) Но Он рассеет народы многие, Перед Ним закроют цари уста свои, Ибо, чего не рассказывали им, увидят, И чего не слышали, узнают. 377 по LXX κθισον, сядь; другие переводят пленный от . Первому переводу соответствует пунктация, и он ближе к смыслу предшествующей речи, где говорилось о повержении на землю для прохода по местам не удобным, или для подставки при восседании на коня победителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Грациан – римский император Грациан – римский император; род. в Сирмии, 359 г.; убит в Лионе, 25 авг. 383 г.: после своего отца, Валентиниана I, наследовал престол Западно-Римской империи, в 375 г., а от своего дяди Валента – престол Восточно-Римской империи, в 378 г. В этом последнем году он избрал Феодосия своим соправителем. Политика, которой он держался по отношению к церкви и в которой он пошел еще дальше под влиянием Феодосия, имела весьма важные последствия. При нем допускалась полная религиозная свобода, т. е., язычеству, арианству и православию предоставлено было бороться между собою своими собственными средствами. Затем на его церковную политику оказал сильное влияние св. Амвросий Миланский. В 376 г. Г. запретил еретикам собираться для каких-либо религиозных целей, конфисковал принадлежавшую их церквам собственность и передал здания православным. В 377 г. он освободил всех служителей православной церкви, вплоть до «остиария» (привратника), от всех муниципальных повинностей и личных налогов, и в 379 г. он даже освободил от всяких пошлин розничную торговлю, которою низшее духовенство занималось в Иллирии, Италии и Галлии. В 381 г. собор Константинопольский произнес анафему на всех, не признававших Никейского символа веры . После восшествия на престол Феодосия, язычество поставлено было в такое же положение, как и ереси. В 381 г. отступники от христианства в язычество лишены были права делать завещания. В 382 г. все жреческие привилегии, даже привилегии весталок, и всякие пособия со стороны государства, были отняты у язычества, и недвижимые имущества, принадлежавшие языческим капищам, были конфискованы. Затем последовали эдикты против жертвоприношений, гаруспиций, и т. д. Жертвенник победы, находившийся в палате сената, был удален, и Г. отказался принять эмблемы должности Pontifix Maximus, потому что они для него, как христианина, были предметом соблазна. Понятно, что, вследствие этих мероприятий, языческие историки сравнивали его с Нероном, зато православные восхваляли его. При тогдашних обстоятельствах, нетрудно понять, что столь решительные его меры против язычества должны были возбудить во многих местах недовольство. Враги воспользовались его невинными слабостями, особенно его страстью к охоте и пристрастием к аланам, чтобы возбудить против него солдат, и поэтому он, при одном военном бунте, был убит в Лионе, 25 авг. 385 г. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911./Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Исидор (Колоколов Петр), еп.·Михайловский, вик. Рязанской епархии Родился 3 апреля 1866 года в С.-Петербурге. В 1887 году поступил в СПБ духовную академию. 28 сент. 1888 года пострижен в монашество, а 17 октября рукоположен во иеродиакона. В 1891 году рукоположен во иеромонаха и по окончании академии назначен преподавателем Тифлисской духовной семинарии. В 1892 году – инспектор той же семинарии. В 1893 году – исп. должность инспектора в СПБ духовной академии. В этом же году возведен в сан архимандрита, утвержден инспектором академии и определен в распоряжение Ставропольского преосвященного для исполнения обязанностей епархиального миссионера. С 1894 года – управляющий Кавказским миссионерским монастырем. С 1896 года – настоятель Переяславского Никитского монастыря Владимирской епархии. С 1900 года – настоятель Златоустова монастыря. 12 мая 1902 года хиротонисан во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. С 4 ноября 1903 года – епископ Балахнинский, вик. Нижегородской епархии. С 10 ноября 1906 года – епископ Михайловский, вик. Рязанской епархии. 26 мая 1911 года уволен от должности епископа Михайловского и 19 октября откомандирован в распоряжение преосвященного Омского с назначением местопребывания в Покровском общежительном монастыре, а 9 декабря назначен управляющим Омским Покровским монастырем. В июне 1913 года освобожден от управления монастырем с назначением местопребывания в Александро-Невском Фигейском монастыре Вятской епархии. В декабре этого же года перемещен в Трифоновский Успенский монастырь, той же епархии. В 1916 году назначен управляющим на правах настоятеля Тюменского Свято-Троицкого монастыря. 8 марта 1917 года уволен от управления Тюменским Свято-Троицким монастырем и перемещен в число братии Свияжского монастыря Казанской епархии. Это был тот епископ, который дерзнул совершить отпевание Григория Распутина. Скончался в 1918 году. Труды: Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1902, 22, стр.719. Литература: «Церк. Вед.» 1902, стр.61. -«- 1903, стр.377. -»- 1906, стр.493. -«- 1911, стр.241. -»- 1911, стр.422. -«- 1916, стр.378. -»- 1917, стр.71. «Приб. к «ЦВ» 1902, стр.719. -«- 1903, стр.1807. «Русск.Паломн.» 1905, стр.538. -»- 1911, 49, стр.784. «Изв.Каз.Еп.» 1913, стр.833. «Красный Архив” 1930, том 40. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.”, стр.254–255. Булгаков, стр.1406, 1411, 1417. «Мисс.Календ.» 1907, стр.133. ФАМ II, 44, стр.7. Nach М. Pol’skij, Novye mueniki I, 179, wurde er in Samara gepfählt. Regel‘son 524. G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 339. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Carl Olof Jonsson 6. The “Seven Times” of Daniel 4 IN THE PREVIOUS chapter it was shown that the prophecy of the seventy years may be given an application that is in full agreement with a dating of the desolation of Jerusalem in 587 B.C.E. Would this mean, then, that a period of 2,520 years of Gentile times started in 587 B.C.E. and ended – not in 1914 – but in 1934 C.E.? Or could it be that the 2,520уеаг calculation is not founded on a sound biblical basis after all? If not, what meaning should be attached to the outbreak of war in 1914 – a year that had been pointed forward to decades in advance? These are the questions discussed in this chapter. We will first take a look at the attempts made to end the Gentile times in 1934. A. The 1934 Prophecy Ending the times of the Gentiles in 1934 would not be a new idea. As far back as 1886 the British expositor Dr. Henty Grattan Guinness pointed to 1934 in his book Light for the Last Days. 376 Dr. Guinness made use of three different calendars in his calculations and thus succeeded in giving the Gentile times three time periods of different lengths: 2,520, 2,484, and 2,445 years respectively. In addition, he also used several smarmingpoinms, the first in 747 and the last in 587 B.C.E. 377 of terminal dates, extending from 1774 CE. to 1934 CE., all of which were regarded as important dates in God’s prophetic timetable. With the 1934 date, however, the Gentile times would definitely end, reckoned according to Dr. Guinness’ longest scale and from his last smarmingpoinm. The four most important dates in his scheme were 1915, 1917, 1923 and 1934. Dr. Guinness had predicted that the year 1917 would be perhaps the most important year in the termination of the trampling of Jerusalem. When the British general Edmund Allenby on December 9 that year captured Jerusalem and freed Palestine from the Turkish domination, this was seen by many as a confirmation of his chronology. Quite a number of people interested in the prophecies began to look forward to 1934 with great expectations. 378 Among these were also some of the followers of Pastor Charles Taze Russell.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

сост. А.Ф. Грушина Проповеди на святой Великий Пост 1929 года 377 . Проповедь первая (седмица первая, суббота, вечер) Во имя Отца и Сына и СвятогоДуха! Мы, братие, после первой недели Великого поста, которая должна была быть проведена в искреннем покаянии, пришли к празднованию Православия, которое открывает нам выход из нашего греховного состояния и указывает путь, которым должен идти человек, начавший покаяние. Если вы принесли покаяние, то этим самым только ещё начали входить в настоящую жизнь. Ведь завет Бога с человеком был положен два раза – в Ветхом Завете и Новом Завете. В Ветхом Завете он был положен через Моисея на горе Синайской, в Новом – через Сына Своего: Сия есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов ( Мф. 26:28 ). Господь и теперь (в новое) и в древности (ветхое время) открывал Свой завет. Но чтобы для нас открылась возможность быть в Его завете, мы должны сами вступить в завет с Богом. Когда священник в Таинстве исповеди отпускает грехи кающемуся, он просит в молитве дать ему образ покаяния: «Сам и ныне умилосердись над рабом Твоим, и подаждь ему образ покаяния " 378 . Мы сами созданы по образу Божию и по подобию. Мы просим образ покаяния, образ исправления – тот образ, в котором мы должны быть. Покаяние – это наш завет с Богом об исправлении нашей жизни. И если мы не вступим в наш завет, завет человека с Богом, то для нас недействителен и завет Бога с человеком. В Ветхом Завете Бог дал завет Свой через Моисея. И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там, и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые я написал для научения их [Израиля] ( Исх. 24:12 ). И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай... Моисей вступил в средину облака, и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей ( Исх. 24:15–16.18 ). Когда народ увидел, что Моисей долго не сходил с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который шёл бы перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось ( Исх. 32:1 ). Аарон повелел им принести золото. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской! ( Исх. 32:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

того же года в МДА от Воронежской епархии была учреждена стипендия в размере 8,4 тыс. р. в год, с тем чтобы по окончании учебы стипендиаты приезжали на служение в епархию. К сер. 50-х гг. ХХ в. отношение власти к Церкви ухудшилось, что привело к некоторому сокращению приходов в епархии. В 1953 г. под рук. И. было отмечено 250-летие со дня кончины свт. Митрофана Воронежского. В 1956 г. в связи с застройкой территории на месте снесенного Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря стараниями И. были перенесены на городские кладбища и сохранены от поругания останки Воронежских архиереев, погребенных в Благовещенском соборе монастыря, в т. ч. мощи архиеп. свт. Антония (Смирницкого) (в 90-х гг. ХХ в. эти останки были перенесены в некрополь Акатова мон-ря). 25 февр. 1950 г. И. был возведен в сан архиепископа. В 1954 г. в связи с образованием самостоятельной Липецкой обл. И. стал именоваться «архиепископ Воронежский и Липецкий». 25 февр. 1954 г. награжден крестом на клобук. 25 февр. 1959 г. возведен в сан митрополита. Скончался во время поздней литургии в Покровском кафедральном соборе. Погребен в ограде Покровского собора, у алтаря (могила сохр.). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 613. Л. 1-4 об.; Оп. 4. Д. 64; ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1945. 10. С. 30; Награждения архиереев//Там же. 1950. 3. С. 9; 1954. 3. С. 7; 1959. 3. С. 12; Архипастырские труды//Там же. 1954. 8. С. 8, 9; 11. С. 9; 1956. 8. С. 6, 7; 1957. 7. С. 11; 1958. 12. С. 6; Исаакий, архим. Митрополит Воронежский и Липецкий Иосиф: [Некролог]//Там же. 1961. 3. С. 65-67; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 18-19; Митрофан (Шкурин), игум. Митр. Иосиф (Орехов)//Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней. Воронеж, 2003. С. 353-357; Воронежская энциклопедия. Воронеж, 2008. Т. 1. С. 334-335; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР: 1945-1970 гг. М., 2009. Т. 1. С. 294, 377-378, 527; Т. 2. С. 174; Сапелкин Н. С. За други своя…: Воронежская епархия в годы Великой Отечественной войны. Воронеж, 2009. А. Н. Акиньшин, И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/578531.html

20 сент. 1944 г. нем. оккупационными властями А. был насильственно эвакуирован в Сев. Германию в лагерь Омштеде под г. Ольденбургом. Там во временной лагерной церкви-бараке А. открыл первый зарубежный эст. приход. С волной беженцев Эстонию покинули 22 клирика и часть мирян ЭАПЦ. В др. лагерях Германии также появились временные храмы, в к-рых богослужение совершалось на родном для эстонцев языке. В марте 1947 г. А. получил разрешение поселиться в Швеции и до своей смерти проживал в Стокгольме. 15 янв. 1948 г. им был учрежден Синод для управления 17 эст. приходами в разных странах: Швеции (7), США (4), Канаде (3), Англии (1), Германии (1) и Австралии (1). В эмиграции А. по-прежнему считал себя главой автономной Церкви, продолжая до самой смерти именоваться митрополитом Таллинским и всей Эстонии, несмотря на то что Таллинскую кафедру в это время уже занимали канонические архипастыри, находившиеся в юрисдикции РПЦ. 25 окт. 1953 г. А. был похоронен на правосл. Лесном кладбище в Стокгольме. В его отпевании не принял участия никто из офиц. представителей К-польского Патриархата. После кончины А. приходы эст. диаспоры по их просьбе были включены в местные епархиальные структуры К-польского Патриархата. Лит.: Isa Aleksandri Paulus pühitsemine esimeseks Eesti iseseiswa kiriku peapiiskopiks//Uus Elu. Tallinn, 1920. N 4. Lk. 7-10; Laar A. Ülevaade Eesti Ap.-Õigeusu Kiriku elukäigust - Eesti abipiiskopist kuni iseseisvuseni//Ibid. Tallinn, 1923. N 7-8; Samon S. ü lempr., Salasoo S. M. Kiriku ajalugu. Tallinn, 1990 (ümbertrükk); Kaljukosk A. ü pr. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik. 1995 Pãevastik. Tallinn, 1994. Lk. 29-37; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. М., 1997. С. 218-219, 290-292; Нарвский архиерей: Мат-лы к биографии епископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского), впосл. архиепископа Таллинского и Эстонского. Нарва, 1997. С. 41-49; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 377, 378, 385-390, 393, 401-405. Свящ. Александр Вершинин

http://pravenc.ru/text/Паулус.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010