357 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды (священники были разделены Давидом на 24 чреды, и во главе одной из них был поставлен Авия) и мужем Елизаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. После наречения рожденного сына он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было пророка в Израиле. Предание о смерти Захарии изложено ниже (см. стр. 1). 361 Имя Елизавета означает “Бог есть клятва ее”. В Ветхом завете так звали жену первосвященника Аарона, брата Моисеева. В Новом Завете Елисаветой называется жена священника Захарии, из рода Аарона, мать Иоанна Крестителя и родственница Пресвятой Девы Марии Богоматери. 362 Иоанн Предтеча и Креститель Господень был сын Захарии, престарелого священника, и Елисаветы, жены его. Он родился за 6 месяцев до рождения Господа Иисуса. Память великого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна Святая Церковь совершает 7 раз в году: 23 сентября (6 октября) – в честь его зачатия, 24 июня (7 июля) – в день его рождения, 29 августа (11 сентября) – в день усекновения его главы, 7/20 января – на другой день Крещения Господня, 24 февраля (9 марта) в память 1 и 2 обретения его главы, 12/25 октября – в память перенесения из Мальты в Гатчину в 1799 году десной его руки. 363 При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. 364 Иосиф не захотел обличить Ее мнимого преступления перед всеми, чтобы не подвергнуть ее позорной и мучительной смерти, согласно закону Моисееву ( Втор. 22, 23–24 : “Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя”). Он намеревался тайно отпустить ее от себя, не оглашая причины этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

360 В следующих далее словах вплоть до геон причаститас имеет место порча текста, ср. в Кол.: рече бо гь. аминь глю вамъ аще не два на земли согласта въкупь. сирчь плоть и дша єже къ горнему тещи житью желаєта. или паки тма в стра(с) сластолюби съ земными прилежати тмь и геон причаститас. аще ли согла(с)но об си будта къ болюбию. дша же и тло. о всемъ же аще просита, сбудетьс има... 361 В словах Иисуса Христа речь идёт не о душе и теле, а о двух людях; ср.: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:19 ). Представление о тесном взаимодействии материальной и душевной субстанций человеческого естества, находящихся в состоянии взаимовлияния друг на друга, исходит из установок на гармонизацию духовного и материального начал, эталоном которых в православной традиции является «Диоптра» Филиппа Пустынника. Подобного рода тенденции не согласуются с отторжением души от плоти в объяснении зачатия с точки зрения дуального разграничения начал естества человеческого зародыша (см. коммент. 329 и 332), но вполне совместимы с зачином палейного «Сказания о семени», отражающем ортодоксальную точку зрения Восточной Церкви. Видимо, имеет место чересполосное помещение в тексте рассказа извлечений из источников разной идейно-мировоззренческой направленности. 363 О душевном оке см. коммент. 249. В гносеологических рассуждениях ум (душевное око) рассматривается как орган познания идеального и, следовательно, блага. Поэтому в нравственном исследовании того, что является благом, а что нет, он является органом, призванном обуздывать дурные помыслы. 364 Цитата весьма сокращена; ср.: «Одному даётся Духом слово мудрости, дру­гому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исце­лений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различе­ние духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие произ­водит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1 Кор. 12:8–11 ). – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

356.  …смерть вторая не имеет власти, но …будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр. 20. 6). 357.  Когда же окончится тысяча лет… (Откр. 20. 7). 358.  …всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся (Ис. 1. 28). 359.  …ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8. 13). 360.  Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 361.  Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6. 68). 362. 2 Кор. 2. 16. 363.  …восхищены… на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4. 17). 364. Евр. 6. 20; Рим. 8. 18. 365.  …каждый в своем порядке (1 Кор. 15. 22–23). 366.  …в руки Бога живого (Евр. 10. 31). 367. Святого Григория Паламы к монахине Ксении. 368. Эпикур, греческий философ, утверждал, что человек находится на земле для наслаждения, и предоставлял последователям своим вполне предаваться ему. Чтоб доставить разврату всю свободу, он отвергал бытие Божие и бессмертие души человеческой. Для всех, желающих разрушить закон, ограничивающий их злую волю, уничтожить даже воспоминание о Боге, о добродетели, о казни за грех, учение Эпикура оказалось столько удобным, что нашло множество последователей в древние и особливо в новейшие времена. 369. Эти положения о бесконечности адских мук заимствованы из известной математической теории о бесконечном. К этой теории мы обращаемся часто, чтоб по возможности правильно и точно объяснить отношения тварей к Творцу, в собственном смысле непостижимые и необъяснимые. Не способна к такому объяснению ни одна наука, кроме математики. Она, одна она, доказывая неприступность бесконечного к постижению его, ставит в правильные отношения к нему все числа, то есть все виды тварей. Вселенная есть число, и все составные части ее суть числа. Непосвященный в таинства математики никак не совместит в себе понятия, что все числа, столько различные между собою, вместе совершенно равны одно с другим в отношении к бесконечному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Бременит ли тебя вина, тяжелая вина? Что же? Взгляд на тот берег, где ходил Иисус, близь моря Галилейского 357 , где Он жил, учил, исцелял и освобождал, пробудит в душе живое воспоминание о Нем с Его любовью к грешникам. Припомним лишь человека, одержимого духом нечистым в синагоге Капернаумской. Замолчи и выйди из него, сказал Иисус, и дух нечистый оставил его 358 . Или приведем себе на память расслабленного, который чрез разобранную кровлю дома был спущен к ногам Спасителя. И Иисус, видя веру его, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. А тем, которые соблазнялись в сердце своем, Он сказал: чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, (тогда говорит расслабленному) встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, и пошел в дом свой. Народ же, увидя это, удивился и прославил Бога 359 . Доведена ли душа житейскою суетою до того, что для нее становится неясным тот путь, которым она должна следовать, – бросим взор на те высоты, где некогда Иисус излагал учение о блаженствах 360 . Учение это осветит нам наш путь, наполнит радостно наше сердце и, как бы освеженные обильною росой, мы принесем новые плоды в тридцать, в семьдесят, во сто крат. Но быть может, при встрече на нашем пути, со всевозможными соблазнами, мы, испытав наше сердце, убедимся в крайнем его развращении, – пусть и это не приводить нас в отчаяние. На этом берегу стоял некогда дом для сбора пошлин, и в нем сидел Иисус среди множества мытарей и грешников, так что книжники говорили Его ученикам: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию 361 . И еще в другой раз, говоря о потерянной овце, Он изрек: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее 362 . А женщина, страдавшая 12 лет кровотечением 363 , а слепые, прокаженные, бесноватые, особенно же Гадаринские 364 , не доносится ли к нам, чрез водную поверхность, их голос: взгляни, возлюбленная душа какова бы ты ни была, на нашу болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Осмысление искажения человеческого естества святитель Феофан Затворник строит на словах апостола Павла из послания к Евреям: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго ( Евр. 3:12–13 ). Святитель из этого делает заключение, согласное, как можно видеть, с мнениями и других святых отцов: такое изменение «начинается неверием, ослаблением убеждения в истине, омрачением ума» 361 . Человек действительно отходит от Бога, поскольку неверие «наводит некоторую тень на истину, на Бога, закон Его и Божественный порядок – следовательно, и их отдаляет из сознания по мере увеличения сей тени. Так поступил диавол вначале, омрачив лик Божий в уме прародителей» 362 . В другом послании апостола тех, кто в горделивом надеянии на себя противится Господу, апостол Павел называет «людьми, развращенными умом» ( 2Тим. 3:8 ).Святитель Феофан Затворник поясняет, что особый вид развращения ума – «обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный» 363 . Как писал С. М. Зарин, превратный ум – «худое делание разума» 364 . В послании к Римлянам апостол Павел прямо указывает на то, что человеческое естество при его отпадении от Бога изменяется: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, самохвалы, горды…( Рим. 1:28–30 ). Святитель Феофан Затворник обращает внимание на то, что святой апостол показывает: поскольку люди не старались о богоугождении, не заботились сохранить память о Боге (не заботились иметь Бога в разуме), Он приводит их к неестественному – превратному. «Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в беспорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным» 365 , – отмечает святитель Иоанн Златоуст . При этом возникающие помыслы, «задерживаясь в нас по причине страстей, низводят ум «в бедствие и пагубу» (см. 1Тим. 6:9 )» 366 . В таком уме, по слову преподобного Исихия Иерусалимского , «наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются» 367 . Собственные помыслы ума вступают в беседу с помыслами чуждыми, предлагаемыми уму злыми силами 368 , дают, по словам преподобного, на их неподобные вопросы такие же и ответы. «Удушаемый» мыслями гордости ум, по словам святых отцов, оказывается неспособным «предстать перед Богом и увенчаться «венцом правды» ( 2Тим. 4:8 )» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших пра­родителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой – будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Матф. 12:36 ), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Матф. 25:41 ). Кроме того Священное Писание – б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого ( Притч. 3:33 ; срав. 15:25), и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш ( Пс. 93:23 ); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий ( Евр. 12:29 ; Втор. 4:24 ), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою ( Рим. 1:18 ; срав. Исх. 32:10 ; Числ. 11:10 ; Пс. 2:5,12; 87:17 ; Иов. 7:14 ); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Рим. 12:19 ; Евр. 10:80 ; Втор. 32:35 ); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя ( Пс. 93:1 ). Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкно­венно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два: Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали при­знавать двух богов: бога верховного – благого, и бога подчиненного ему – правосудного. 361 Против такой мысли пастыри древ­ней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден; 362 что благость Его – бла­гость праведная, и правда Его – правда благая; 363 что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас; 364 остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы; 365 и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды. 366

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Поэтому, вы лучше оставьте любовь к спорам, и покайтесь прежде, нежели придет тот великий день суда, когда по предсказанию Писания, как я доказал, будут рыдать все из колен ваших, пронзившие этого Христа. Я изъяснил вам смысл пророчества: «клялся Господь: ты священник: по чину Мелхиседекову» 360 . Я уже сказал также, что пророчество Исаии: «гроб Его взят из среды» 361 относится ко Христу, Который имел быть погребенным и воскреснут. Много я говорил и о том, что этот Христос есть Судия всех живых и мертвых. Подобным образом и Нафан говорил о Нем Давиду так: «я буду ему Отцом, Он будет Мне Сыном, и не удалю от Него милости Своей, как Я поступил с теми, которые были до него; и поставлю Его в дому Моем и в Царстве его даже до века» 362 . И Иезекииль называет вождем и в доме не кого-нибудь другого, а только этого самого Христа 363 . Ибо Он есть избранный Священник, вечный Царь, Христос, как Сын Божий, и не думайте, что Исаия и другие пророки говорят, что во время второго пришествия Его будут приносимы к алтарю жертвы кровавые или возлияния, но истинные и духовные – хвалы и благодарения. Не напрасно мы в Него уверовали и не обмануты научившими нас так: но это было также устроено чудным промыслом Божиим, что мы чрез призвание нового и вечного завета, т. е. Христа, и разумнее и благочестивее вас, которые только мнимо разумны и богопочтительны, а не на самом деле. Удивляясь этому, Исаия сказал: «и сомкнут цари уста свои, потому что те, которым не было возвещено о Нем, увидят, и которые не слыхали, уразумеют. Господь! кто поверил слуху нашему: и мышца Господня кому открылась» 364 ? Говоря это, Трифон, – присовокупил я, – сколько возможно стараюсь повторить сказанное мною прежде, хотя кратко и сжато, ради тех, которые пришли с тобою сегодня. – Хорошо делаешь, – сказал Трифон, – и хотя бы ты еще пространнее повторял то же самое, будь уверен, что я и присутствующие очень рады слушать. Глава 119 – Думаете ли, государи мои, – опять я начал говорить, – что мы могли бы когда-нибудь понять это в Писаниях, если бы не получили благодати к уразумению их по воле восхотевшего устроить это, чтобы сбылось сказанное Моисеем: «они прогневали меня чужими, огорчали меня мерзостями своими, приносили жертвы демонам, которых не звали; явились новые и недавние (боги), которых не звали отцы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Расставшись с мыслью самому выстроить храм, Давид, с величайшим усердием, принялся за приготовления, которые должны были облегчить его преемнику это великое дело. «Соломон, мой сын, – говорил он -, молод и малосилен, а дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величествен на славу и украшение перед всеми землями. И так буду я заготовлять для него» 359 . Богатые добычи многочисленных войн доставили громадный запас металлов: количество железа и меди не исчислено по причине громадности и сравнительной незначительности цены, серебра же показано миллион талантов, а золота – сто тысяч 360 . К этому запасу, образовавшемуся в сокровищнице скинии, Давид присоединил богатый вклад из собственных средств – три тысячи талантов наилучшего качества золота 361 и семь тысяч талантов чистого серебра. Кроме того, Давид сделал воззвание ко всем именитым и богатым евреям, которые и пожертвовали пять тысяч талантов с лишком золота, десять тысяч талантов серебра, восемнадцать тысяч – меди и сто тысяч – железа. Жертвовали также и драгоценные камни. Заботы Давида не ограничились этим, он, можно сказать, приступил к самому построению, не возводя лишь самого здания храма: он собрал всех инородцев, живших в царстве и сведущих в каменном мастерстве и поручил им обделку камней для будущего здания, а финикияне в огромном количестве доставляли кедровые деревья 362 . Лишенный возможности видеть самый храм, Давид мысленно представлял себе его образ, потому что он составил «чертеж всего, что было у него на душе, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега; дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных, и священнических и левитских отделений и всякого служебного дела в доме Господнем, и всех служебных сосудов дома Господня, золотых вещей с означением веса для всякого из служебных сосудов...», и проч. 363 Этот чертеж он вручил Соломону с завещанием выполнить все, что в нем обозначено. Таким образом, создание храма было делом не одного Соломона. Впрочем, если честь самого построения храма, требовавшего, без сомнения, громадного ума, знаний и настойчивости, принадлежит именно Соломону, зато устройство богослужения в будущем храме – его порядок, правильность, торжественность и величие – принадлежит всецело Давиду. Он сообщил строгую организацию всему составу многочисленных священнодействующих лиц и храмовых служителей 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010