Делеэ, «Мученичество...» в значительной степени является фиктивным документом ( Delehaye. 1903), в то время как А. Грегуар и П. Оржель ( Gr é goire, Orgels. 1951) полагали, что оно содержит вполне достоверные сведения о монтанистской общине г. Анкиры в правление имп. Максимина II Дайи (312). С. Митчелл, привлекая новые археологические данные (открытие остатков ц. мч. Феодота в Анкире), приводит ряд аргументов в пользу историчности «Мученичества...» ( Mitchell. 1982). Исследователями было выдвинуто предположение, что этот текст написан не ранее V в. и автор взял имя Нил, поскольку Н. А. был одним из самых известных писателей Анкиры ( Delehaye. 1903. P. 327; Gr é goire, Orgels. 1951. S. 178-179). Единственным аргументом в пользу такой поздней датировки является использование в «Мученичестве...» слова παπς (папа) по отношению к пресвитеру (гл. 11), что будто бы характерно для периода не ранее V в. Однако существуют свидетельства употребления этого термина в разговорном языке и эпиграфике и в III-IV вв., так что наличие слова παπς в «Мученичестве...», напротив, может служить аргументом в пользу его древности ( Mitchell. 1982. P. 112-113). Утверждение автора о том, что он был свидетелем событий, также заслуживает доверия, иначе останется неясным, откуда он получил столь подробные сведения о нек-рых описываемых им событиях. Автор утверждает, что «Мученичество...» было написано в Анкире, городе, к которому принадлежал мученик, где находился его семейный дом и имущество (гл. 34). Можно предположить, что автор поддерживал контакты с семьей мч. Феодота и с христ. общиной, к к-рой тот принадлежал и для назидания к-рой текст и был составлен. Мч. Феодот называется в «Мученичестве...» «предстоятелем Галилеян» (гл. 31: προσττης τν Γαλιλαων), что может указывать на время правления имп. Юлиана Отступника (361-363), когда «галилеянами» уничижительно называли христиан. Следов., если признать, что автор - очевидец событий, во время гонения имп. Максимина он был еще молодым человеком и дожил до правления имп.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Имп. Констанций II. Солид Имп. Констанций II. Солид Централизаторская политика Констанция II вызывала недовольство куриалов крупных городов и приверженцев язычества в кругах образованного общества. Выразителем настроений этой части населения стал двоюродный брат Констанция, племянник Константина Великого Юлиан Отступник , после смерти Констанция в 361 г. оставшийся единственным представителем Константиновой династии. Он получил образование у афин. философов и ритора Ливания. Не имевший наследников Констанций II женил Юлиана на своей сестре, в 355 г. провозгласил его кесарем и отдал ему в управление Галлию. Юлиан показал себя способным военачальником и добился ряда побед над германцами. 1 февр. 360 г. войско провозгласило его августом против воли Констанция, что едва не привело к гражданской войне. Однако после внезапной смерти Констанция II Юлиан беспрепятственно вступил на престол. Он был приверженцем язычества, сторонником муниципальной самостоятельности в рамках единого гос-ва, старался укрепить городскую верхушку и стал возвращать в ведение курий территории, отнятые у городов в предшествующее правление. Однако предоставлять куриям прежнее самоуправление имп. Юлиан был не склонен. 26 июня 363 г. во время похода против персов он погиб. Имп. Иовиан отменил все распоряжения своего предшественника. После скорой смерти Иовиана в 364 г. императором был избран Валентиниан I , к-рый возвел на престол в качестве соправителя своего брата Валента . Валентиниан отправился на Запад, Валент остался править на Востоке. Византия в этот период находилась в состоянии глубокого потрясения, вызванного реакцией на неудачную попытку реставрации язычества при Юлиане. В особенно тяжелом положении оказались балканские провинции, подвергавшиеся частым варварским набегам. Отмена распоряжений имп. Юлиана о возвращении городам земельных территорий вызвала недовольство городской знати. Раздражены были и галльские легионы, к-рые возвели на престол Юлиана и теперь находились в немилости. Эти легионы восстали против Валента и 28 сент. 365 г. провозгласили императором племянника Юлиана - Прокопия, к-рому удалось занять К-поль. Основой его политики стала поддержка городских курий; расправа с чиновниками, ставленниками Валента, обеспечила ему расположение широких народных масс, к-рые примкнули к нему как во Фракии, так и в зап. областях М. Азии. Поддерживало имп. Прокопия и сельское население, в основном языческое. Однако недостаток средств заставил его поднять налоги, и это сделало его непопулярным. Часть войск сохранила преданность Валенту. Армия Прокопия начала таять; Прокопий был схвачен и 27 мая 366 г. казнен.

http://pravenc.ru/text/372674.html

На месте развалин Иерусалима Адриан основал языческий город – Элия-Капитолина (в честь императора и Капитолийской триады – Юпитер, Юнона, Минерва). Евреям вплоть до правления Константина Великого (см. примечание 55) было запрещено входить в Иерусалим. Адриан, продолжая бывшие до него гонения на христиан, обуздал между тем ярость их преследователей требованием судебного разбирательства для определения вины обвиняемых. 92 Юлиан Отступник (331–363), Римский император, правивший с 361 года, племянник Константина Великого (см. примечание 55). Воспитанный почитателем эллинской культуры, под влиянием ритора-язычника Ливания и неоплатоника Максима, Юлиан тайно ненавидел христианство. Поэтому его вступление на престол вызвало у язычников ликование: язычество вновь стало государственной религией. С особым торжеством новый император совершал многочисленные жертвоприношения, зачастую самолично. Понимая, что кровавыми гонениями изжить христианство невозможно, он надеялся уничтожить его посредством тонкой политики: то, что казалось обществу терпимостью к различным христианским партиям и сектам, в действительности являлось следствием расчета, что в результате внутренней борьбы христианство само придет к падению. Юлиан запретил христианским ученым преподавать философию и поэзию в школах; чтобы посмеяться над пророчеством Спасителя об Иерусалимском Храме (о том, что от него не останется и камня на камне (см.: Мф. 24, 1–2 ; Мк. 13, 1–2 ; Лк. 21, 5–6 )), приказал иудеям восстановить его, дав при этом и средства. Однако трижды являвшийся из-под земли огонь истреблял начатые постройки, так что иудеи в ужасе отказались от предпринятого дела. Естественно, что все привилегии государственной религии принадлежали при Юлиане уже не христианству, а язычеству. На знаменах империи вместо Креста помещались изображения языческих богов, воинские церемонии снова приобретали языческий характер. Политика Юлиана в отношении религии постепенно повела к стеснению всех христиан, что стало все более ощущаться во всех житейских делах: на службе предпочитались язычники, споры и суды решались в их пользу: у христиан отбирались храмы, ими возведенные или восстановленные, со всем имуществом при них, и передавались язычникам; в Антиохии он приказал окропить жертвенной кровью все продаваемые на рынках припасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это замечательное свидетельство известного иудейского священника и историка, жившего в последней половине первого столетия, находится во всех известных рукописях его сочинений; дважды целиком цитируется (приводится) Евсевием без всякого сомнения в подлинности, и принимается, поэтому, многими учеными богословами, как несомненно принадлежащее Иосифу. К этому можно еще прибавить и то, что Иосиф в полной своей иудейской истории, доходящей до 66 г. по Р. Хр. и написанной почти около 93 г., не легко мог обойти историю Христа, тем более, что он упоминает в других частях своего сочинения об Иоанне Крестителе и Иакове Праведном, как о заслуживающих почитания. Там, где он говорит о мученической смерти Иакова, он ссылается на приведенное выше нами место; и вообще не представляется никакого разумного основания сомневаться в подлинности как рассказа Иосифа об Иакове, так равно и рассказа его Христе. Марк Аврелий, язычник, император римский, живший в 3 веке по Р. Хр., не зная оснований религии христианской, удивлялся однажды тому, что каждый почти день стараются вынудить у него новый указ против христиан, и спросил одного из своих приближенных: за что преследуют христиан с таким ожесточением? «За то, отвечал придворный, – что они почитают Богом человека, распятого на кресте» – «О! как они жалки», – сказал Марк Аврелий. – «Обожание ими Распятого, – продолжал приближенный, – так велико, что они с охотою подвергаются всякого рода лишениям и готовы скорее потерять все свое имение, быть сосланы в ссылку, претерпеть жесточайшие мучения и самую смерть, нежели отречься от человека, умершего на кресте». – «Да это сумасшествие!» – заметил император. «Но, умирая, – прибавил при этом приближенный, – они благословляют своих судей, обнимают и прощают своих убийц». – «Прощают убийц!» – воскликнул Марк Аврелий: «я отказываюсь от моих слов; – закон их свят, нравоучение истинно, и вера их божественна». Юлиан отступник, римский император (361–363 г.), не без дарований, самый отчаянный из всех древних врагов христианской религии, всеми силами своей власти и примером идолослужения старался ниспровергнуть христианство в римской империи. Его правление прошло как призрачная тень, не оставив по себе никакого следа, – за исключением того важного урока, что древнее язычество угасло безнадежно, и что никакая мирская сила не в состоянии была остановить торжественного шествия христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Стрельниковой. 79 Волкаций Галликан (4 в. н.э.), по свидетельству Иеронима (Против на 1, 16), написал комментарий к Цицерону. 80 Как рассказывает Библия, царь Соломон имел широкие связи с соседом и союзником израильского царства — Финикией, главным городом которой был Тир. Среди финикиян было много искусных мастеров и ученых, Которых Соломон использовал на работе в Израиле. 81 Согласно библейскому преданию, юноша Давид, будущий царь Израиля, вступил в единоборство с филистимским великаном Голиафом, вооруженный лишь пастушьим посохом, пращой и камнями. Попав в лоб великана камнем и оглушив его, Давид вырвал у него из рук меч и одним уда ром отрубил ему голову. 82 Цельс (сер. 2 в. н.э.) — автор «Правдивого слова», сочинения, высмеивающего христиан, до нас не дошедшего и известного лишь по книге Оригена «Contra Celsum». 83 Порфирий (3 в. н.э.) — уроженец Тира, ученик Плотина, философа, неоплатоника. Автор полемического сочинения «15 книг против христиан», от которого сохранились лишь цитаты у церковных писателей. 84 Ориген (185—254) упоминается в связи с сочинением «Contra Celsum», в котором он ревностно защищал христианское учение от нападок язычников. 85 Мефодий (2–я пол. 3 — нач. 4 в.) — епископ, автор сочинений, направленных против различных языческих и еретическо христианских доктрин, в том числе и сочинения против Порфирия, которое и имеет в виду Иероним. 86 Евсевий (264—340) — первый церковный историограф, автор ряда «Хронику». 87 Аполлинарий (4 в. н.э.) — грамматик и пресвитер. Перелагал в стихи книги Ветхого Завета с целью заменить ими чтение языческих авторов. 88 Юлиан Август — обычно именуемый в истории Юлианом Отступником, римский император (годы правления 361—363), посвятивший свою деятельность возрождению язычества. Здесь имеется в виду его трактат «Против христиан». 89 Иосиф Флавий (род. в 37 г.) — историк, уроженец Иерусалима; помимо исторических сочинений об иудейской войне и истории Иудеи написал книгу против Апиона, александрийского грамматика, в ответ на его «Жалобу на Иудеев», обращенную к императору Калигуле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Император-отступник, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. 2 ноября. ПРАВМИР. Православные отмечают память святого великомученика Артемия. Святой великомученик Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого, а затем — его сына и преемника, Констанция. Артемий, имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Императора Констанция на престоле сменил Юлиан (361363). Император-отступник, желая возвратить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. После этого великомученика бросили в темницу. Во время молитвы, которую святой возносил ко Господу, ему явился Сам Христос в окружении Ангелов и сказал: «Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным. Итак, будь мужествен и радуйся — ты будешь со Мною в Моем Царстве». Услышав это от Самого Господа, великомученик обрадовался и стал горячо благодарить и славословить Его. На следующий день Юлиан потребовал, чтобы великомученик Артемий признал языческих богов. Встретив решительный отказ, император прибег к пыткам. Подвижник переносил всё без единого стона. Святой предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Отступник разъярился и прибег к еще более лютым пыткам, но они не сломили волю великомученика, и тогда святой Артемий был обезглавлен (+ 362).

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Керстен в описании путешествия барона фон Декен говорит: «В стране Паре в каждом селении есть султан, или, скорее, человек, который не любит, когда его не называют этим именем» 358 ; то же самое приблизительно узнаем мы и о многих других местностях Африки 359 . У океанийцев власть начальника очень часто слаба и даже совершенно призрачна 360 . У горных жителей Индии 361 , и у народов крайнего севера 362 – всюду встречаем мы одно и то же явление, исключающее всякую мысль о правительственном деспотизме на низших ступенях общественной культуры. Кажущиеся исключения из этого правила не могут поколебать нашего общего вывода. Если мы встречаем по местам действительно деспотические монархии, то всегда у этих народов мы найдем такую степень цивилизации, которая часто совсем не позволяет нам принимать их в расчет при составлении суждения о первобытном состоянии общества: племена ашантиев, дагомейцев, или фиджийцев в настоящее время уже не причисляются к дикарям, а относятся в разряд варваров. С другой стороны, даже у этих народов, при более внимательном исследовании, деспотизм правительства оказывается совсем не тем, чем его многие были склонны считать: правитель стоит в строгой зависимости от обычаев и общественного мнения страны, рискуя остаться без подданных, в случае пренебрежения теми и другим 363 . Если после всего этого еще можно указать значительное количество народов, у которых начальники действительно пользуются очень большим авторитетом, —331— то этот авторитет имеет мало общего с политическим деспотизмом в нашем смысле слова. В основе его лежит или религиозное почитание начальников (о чем у нас будет речь потом), или глубокое преклонение пред принципами родового старшинства, или то и другое вместе. Игнорируя эти условия, путешественники и исследователи занимали часто ненадлежащую точку зрения при описании общественной организации тех или других народов, стараясь приписать им деспотический образ правления. Следствием этого является всегда множество путаницы и противоречий 364 , принимающих иной раз комический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он был полон аффектации, тщеславия, напыщенности, красноречия, мастерски умел притворяться. Все, что он говорил или писал, было рассчитано на произведение впечатления. Вместо того чтобы ощутить дух времени и встать во главе истинного прогресса, он предпочел партию, у которой не было ни силы, ни будущего, тем самым заняв ложную и проигрышную позицию, не соответствовавшую его миссии правителя. Воистину, великие умы всегда в большей или меньшей степени спорили со своим веком, что мы наблюдаем в лице деятелей Реформации, апостолов, даже самого Христа. Но их антагонизм проистекал из ясного понимания реальных потребностей и искренней преданности интересам своей эпохи; все прогрессивное и преображающее так или иначе отражает в себе лучшие особенности своего времени и поднимает его на более высокий уровень. Антагонизм Юлиана, начавшийся с радикально неверного понимания исторических тенденций и воодушевленный эгоистическими амбициями, был ретроградным и реакционным, а кроме того, он был направлен не на доброе дело. Юлиан был неправ, и потому заслужил свою трагическую судьбу, как реакционер–фанатик. Он тут же с ревностным пылом начал неустанно выполнять свои обязанности правителя, военачальника, судьи, оратора, верховного жреца и писателя. Он мечтал о славе Александра Великого, Марка Аврелия, Платона и Диогена. Единственным отдыхом, который он признавал, была перемена занятий. Он мог одновременно писать, слушать и говорить. Он посвящал все свое время выполнению своего долга перед империей и самосовершенствованию. За восемнадцать кратких месяцев правления (декабрь 361 – июнь 363) он наметил столько планов, что их хватило бы на всю жизнь, и написал большую часть своих литературных произведений. Он практиковал строжайшую экономию в общественных делах, запретил при своем дворе всю бесполезную роскошь, одним указом уволил толпы цирюльников, виночерпиев, поваров, церемониймейстеров и прочих ненужных слуг, которые заполняли дворец, – однако вместо этого окружил себя не менее бесполезными языческими мистиками, софистами, фокусниками, заклинателями, прорицателями, болтунами и насмешниками, которые теперь потоками устремлялись к его двору.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

443 Речь идет о кратком правлении императора Юлиана Отступника (361–363), предпринявшего попытку реставрации язычества. По характеристике одного историка, «из всех мер, направленных против христианства, мера Юлиана была лучше других обдумана и искусно направлена: но ни одна не дала столь посредственных результатов». Буасье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892, с. 88. 444 Св. Кирилл Александрийский , толкуя это место, соотносит его, в плане историческом, с Навуходоносором, а в плане духовном, с сатаной. «Презорливым называет его или за его самонадеянность или за чванство, а обидливым и величавым за то, что он вследствие великой надменности и пустой спеси, так сказать, никак не хочет допустить мысли о несравненном превосходстве всемогущего Бога. Такой ниче-соже скончает , говорит; ибо у него никогда конец дел не будет соответствовать его замыслам». Творения святаго отца нашего Кирилла Александрийскаго , ч. 10. Сергиев Посад, 1897, с. 263. 446 Употребляя понятие «милость» ( λεος), преп,. Феодор, возможно, подразумевал тот смысл его, который Сам Господь наметил в Нагорной проповеди, где «изобразил святые пути, которые благополучно могут довести человека до его Небесного Отечества. Путь милости – один из евангельских путей, поставленный Господом на пятом месте. Евангельские пути различны, но все они ведут, к одной цели, спасению, почему и всех идущих ими Господь одинаково ублажил, показал величие и силу их души и невыразимую радость. Каждый путь – узкие врата ( Мф. 7:13 ), потому что требует неустанной борьбы и страданий. На одних путях нужна борьба с самим собою, на других с внешним, окружающим миром. В форме милости и мира Господь выразил здесь любовь человека к ближнему. Следовательно, Он заповедал, чтобы мы все свои отношения к ближним измеряли милостию и миром. Если здесь милость стоит рядом с миром, то в отношении своей награды решительно отделяется от него, и от всех добродетелей, имеющих увенчаться на небе. Только одни милостивые ( ι ελεμονες) получат то, что сами делают – они будут помилованы ( λεηθσονται). А об этом человек всегда молил Господа, и теперь молит и будет молить, пока стоит этот мир, весь лежащий во зле ( 1Ин. 5, 19 ). Царство Небесное обещано полному и постоянному отречению от сего мира. Название сынов Божиих будет дано за всегдашнее творение мира. Следовательно, и милость Божия приобретается душою милостивою». Болотов В. В. П онятие милости. (Богословско-фидологический опыт разграничения λεν и ιλσκεσθαι)//Христианское. Чтение, 1897, т. I, с. 615.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

После смерти Константина власть над империей перешла к трем его сыновьям, междоусобные войны которых продолжались до 351 г., когда одному из братьев, Констанцию, удалось сосредоточить всю власть в своих руках. За правлением Констанция следует короткий, но яркий эпизод двухлетнего правления императора–язычника Юлиана (361–363 гг.). За попытку возродить древние эллинские культы (правда, в соединении с некоторыми этическими положениями христиан) Юлиан был прозван церковью Отступником. Прямым преследованиям христиане при нем не подвергались; они только были отстранены от высших должностей и преподавания в школах. Широко образованный человек, приверженец неоплатонизма, Юлиан пользовался поддержкой образованной языческой знати, но не имел популярности ни в низших сословиях, ни в армии. После его гибели во время похода на персов у дела его не нашлось продолжателей. Сменивший его на престоле Иовиан отменил его распоряжения об ограничении прав христиан, – так после небольшого перерыва возобновилось победоносное шествие новой религии. При последнем императоре династии Константина, Валенте, правившем во второй половине IV в. совместно с Валентинианом, который устроил себе резиденцию в Милане, обособление западной и восточной частей империи стало очевидным; шел процесс образования двух самостоятельных культур. Через семнадцать лет после Валента основатель следующей династии, Феодосий I, умирая (395 г.), оставил в завещании сыновьям империю поделенной на две части: восточную половину получил Аркадий, западную – Гонорий. Таким образом, к концу IV в. четко определяются масштабы и пределы Византийского государства: оно занимало Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Сирию, Палестину, Армению, Киренаику, Египет и владело колониями на Черном море (Херсонес и др.); эту огромную территорию населяли греки, македоняне, фракийцы, готы, копты, сирийцы, армяне, славянские племена. Сословный состав империи по пестроте не уступал национальному. Крупные землевладельцы – потомки римской рабовладельческой аристократии – вместе с придворной знатью, императорскими чиновниками и высокими чинами духовенства составляли высшее сословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010