Затем когда Иосиф поклонился до земли своему умиравшему отцу, и подвел к нему детей своих для благословения, – вдохновенный Израиль крестообразно возлагает руки свои на усыновленных внучат (Ст. 8–14), к произносит следующие слово: Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих! (Ст. 15. 16). По замечанию преосвящ. митр. Филарета, в сих словах патриарха Иакова есть указание на ветхозаветное почитание Бога в Троице; ибо Иаков призывает Бога Промыслителя, Избавителя я Освятителя 356 . .... да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. Сими словами усыновляя себе детей сына своего Иосиф, Иаков молит Бога, дабы, в силу оного усыновления, внуки его причтены были к обетованному племени Израилеву, и сподобились великих обетований, данных отцам его Аврааму я Исааку! Подобно сему имя Божие нарекается на нас, поскольку мы чада Божии 357 . И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову младшего Ефрема, а левую на старшего Манассию, ... и прискорбно было ему это (Ст. 17). Ибо правая рука служила в ветхом завете символом преимущественного достоинства 358 , также благодати и полноты благословений 359 , я равно и избрания к славе 360 . Когда Иосиф хотел поправят мнимую ошибку своего отца, и переложить его десницу на своего первенца Манассию, то Иаков не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его; и от семени его произойдет многочисленный народ. (Ст. 19). Последующая история Евреев действительно показывает, что колено Ефремово было одно из самых могущественных и превосходило численностию Манассиино колено 361 . По отложении же 10-ти колеи от сына Соломонова, Ефремово колено стало во главе царства Израильского, и всегда отличалось воинским духом 362 . Посему-то конечно пророки все царство Израильское называли нередко одним именем Ефрема 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Данное рассуждение обращено только к тем, кто вместе с Павлом рассматривает смерть как следствие греха (многие иудеи на основании Книги Бытия несомненно могли разделять это убеждение) 357 . Изложенная в Послании к Евреям аргументация представляется мне более убедительной в том, что полностью не полагается на эту связь, но подробно рассматривает ее в рамках модели жертвоприношения. Иисус пожертвовал собой 358 , «чтобы подъять грехи многих» 359 . Автор подчеркивает, что Иисус не пошел по пути многократного принесения жертв, как это делают обыкновенные священники, но, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». 360 Для успешного выполнения своего жертвоприношения «Христос вошел не в рукотворенное святилище», но «в само небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» 361 . Таким образом, вознесение Иисуса было необходимо для завершения жертвоприношения. Как и в древней иудейской модели, жертва должна достигнуть самого Бога. Согласно принятой ранее форме выражения, дар должен быть принят Богом. Мы видим, что Христос вознесся, потому что «Бог ... мира ... воздвигнул из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного» 362 . Воскресение показывает, что Иисус вознесся, несомненно, благодаря своим сверхъестественным способностям, которые он затем продемонстрировал, и впоследствии не умер снова, но просто прекратил свое земное существование. Следовательно, Бог принял жертву («завета вечного») и нет необходимости в дальнейших жертвоприношениях. Авторы Нового Завета также видят в воскресении подтверждение учения Иисуса. По их мнению, воскресение доказывает, что Иисус уже обладал (или затем Бог наделил его) сверхъестественным статусом «Сына Божьего» вне зависимости от степени точности интерпретации этого понятия. Он «открылся Сыном Божиим ... через воскресение из мертвых» 363 . «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его», – говорит Петр в своей речи в день Пятидесятницы в Деяниях Апостолов 364 . В контексте этого высказывания о воскресении Иисуса Петр заявляет далее, что «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Мф. 9:34, 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк. 11:15 )? Поэтому и осудили они Его на смертную казнь, распяв, как злодея, вместе с разбойниками. 3. И чтобы тебе стало все понятно, в заключение скажу: разве извлек какую пользу народ арианский, 361 видя во многих и различных храмах наших свершающиеся исцеления, знамения и чудеса? Нет, не извлек, [а потому] подвергается более суровому суду. Делая это ясным, Господь сказал об иудеях: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха» ( Ин. 15:22 ). 362 Потому-то и случающиеся знамения служат для многих к большему осуждению. Вопрос 23а 363 [Есть] великая [проблема], многократно обсуждаемая и исследуемая всеми: можем ли мы сказать, что жизнь человеческая имеет [заранее установленный] предел, или его нет? Если такой предел существует, то почему Давид говорит Богу: «Не возведи мене во преполовение дний моих» ( Пс. 101:25 ), а также: «мужие кровей и льсти не преполовят дний своих» ( Пс. 54:24 )? А если его нет, то почему тот же Давид говорит: «Се пяди положил еси дни моя» ( Пс. 38:6 )? Опять же, если такой предел есть, то почему Соломон изрекает: «Не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время свое» ( Еккл. 7:17 )? Если можно умереть «не во время свое», то почему некоторые думают, что позволительно говорить: «Смерть навлекается на тех, в которых уже исполнился предел жизни их»? 364 И почему, когда Езекия и ниневитяне просили о [продлении] жизни, Бог добавил им [еще годы] (см.: 4Цар. 20:5–6 ; Ион. 3:9 )? Ответ 1. Источник мудрости и великое вместилище ведения, апостол Павел, когда пишет к коринфянам, говорит: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно... тот ест и пьет осуждение себе... оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:30 ). Обрати пристальное внимание на это: вследствие того, что вы недостойно причащаетесь Божественных Таин, многие умирают. Стало быть, если достойно бы причащались, то не умерли бы тогда. Зачем в таком случае мы ищем [какой-то] предел жизни, предназначенный для многих из нас? Также Бог сказал к Елифазу Феманитину: «Согрешил еси ты и оба друзи твои, и если бы не Иов, служитель Мой, то уничтожил бы Я вас» ( Иов. 42:7 ). 365 И Псалмопевец говорит об израильтянах: «И рече потребити их, еще бы не Моисей, избранный Его» ( Пс. 105:23 ). Поэтому вследствие добродетели Иова и Моисея, [проявленной] по отношению к Богу, они не умерли, а не потому, что не исполнился предел их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает». 361 – «Как медный змей был», – пишет блаженный Феодорит , епископ Киррский , – «изображением змиев, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змея, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти и приобретают вечную жизнь». 362 Прообразом креста было (крестообразное) поднятие Моисеем рук во время битвы евреев с амаликитянами ( Исх.17:11 ). «Словами и делами крест был предъизображаем», – учит святой Иоанн Златоуст . – «И жертвоприношение Исаака означало крест; поэтому и сказал Христос: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Патриарх возрадовался, увидев образ креста... И Моисей побеждал Амалика потому, что показывал образ креста; и бесчисленное множество событий можно видеть в Ветхом Завете, которые предъизображали крест” 363 – «Удивляюсь я», – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – «истине прообразований; в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение... О том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: «жизнь твоя будет висеть пред тобою..». ( Втор.28:66 ). Сей образ представил Моисей в распятом змее, дабы уязвленный живым змеем, взирая на медного змея, исцелен был верою... Жизнь всегда даруется через древо. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисее море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нем. Итак, Моисеев жезл имел силу; ужели бессилен крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие прообразования. Древо при Моисее усладило воду, а из ребра Иисусова вода истекла на древе». 364 Крест – знамение Господа Иисуса Христа «Тогда явится знамение (σημειоν – значок, воен. знак, знамя) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Как объясняет это в символических терминах преп. Максим Исповедник , смирение заключается также в принятии ограничений и подверженности, как и все прочие люди, падшему состоянию, которое в настоящее время принуждает физически подчиняться его законам и сохраняет наше тело под его игом. Начиная со Своих Страстей, Христос был отличным примером такого смирения, которое проявилось не только в допущении, при том что Он был в божественном состоянии, всех страданий, связанных с условиями падшего человечества, ни в молчаливом приятии всего того, что Его мучители неправедно заставляли Его вынести, но и в том, что все это Он делал в полном подчинении Его человеческой воли воле Своего Отца: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя ( Мф. 26:42 ; Лк. 22:42 ). Надежда Тот, кто страдает, может помочь себе надеждой и даже уверенностью в том, что его страдание не только закончится, но за ним последуют, ему на смену придут в Боге радость и вечное блаженство в Царствии Небесном. Так, преп. Максим Исповедник одному из своих корреспондентов советует: «…будем взирать на начальника и совершителя нашего спасения Иисуса ( Евр. 12:2 ), и станем мужественно претерпевать происходящее. Ведь конец всякой скорби – радость, и всякого страдания – отдых, и всякого позора – слава, и вообще, конец всех горестей, переносимых ради добродетели, – уподобление Богу во всем и наслаждение вечным беспредельным покоем» 361 . Он также цитирует слова апостола Павла: Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим. 8:18 ) и не колеблется заключить из этого: «Мне кажется, таким образом, что человек может радоваться от того, что он страдает» 362 , не потому, что он мог бы найти радость в самом этом страдании, но потому, что в страдании он уверен, что в Царствии Небесном оно не только будет уничтожено, но на его месте будет нескончаемая высшая радость. Христианин может даже уже получить задатки «радости ожидаемых благ» и через них быть в некоторой степени «победителем сегодняшних скорбей» 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Нищета же, отречение от самых близких своих и от жизни, наоборот, есть обогащение неветшающими сокровищами себя, есть идеальная жизнь истинного, совершенного христианина. Полную противоположность этих двух направлений и, так сказать, принципиальных устремлений жизни Господь, как известно, изобразил наглядно в Нагорной проповеди под видом прохождения широкими и узкими воротами, и заповедал нам: «… входить тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь и немногие находят их» 360 . «… Многие поищут войти, и не возмогут» 361 . Живя верою в спасшего нас крестом Христа, человек и сам должен взять на себя крест свой 362 : без креста нет христианства. С другой стороны, уподобляясь Совершенному Отцу своему, бесконечно доброму и к врагам Его, людям злым и неправедным, христианин и сам должен быть добр, быть искренно и бескорыстно добр ко всем: кто не делает добра, тот не христианин, кто никому не служит – Христа отвергает 363 . Отсюда, коренною заповедью нового закона жизни является любовь. «Заповедь новую даю вам», – сказал Христос (заметим, – не тогда, когда Он позвал и принял их к Себе, а когда уже покидал их, т. е. когда они, неотступно ходившие все это время за Ним, слышали уже все земное учение Его), и эта новая заповедь: «… да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы» 364 . Да, любить друг друга – давно говорилось, без этого, наверно, и не помнило человечество себя, ибо и при патриархах не жило оно без любви: но любить, как Христос возлюбил нас, – никто никогда не говорил, и не скажет нам, такою правдою Его слов, тем более что и Сам Он их сказал тогда, когда возымел на то уже и историческое право так проявившейся любви, – сказал тогда, когда по слову евангелиста именно, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их 365 и в этом настроении создал для них вечерю любви. Так заповедь эта – и предсмертное завещание Его, ибо Он, когда уже прощался со Своими учениками, перед тем, как пойти в путь на принесение жертвы любви, сказал им ее.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Хорошо знакомый с богословскими течениями своего времени и при этом обладающий личным опытом благодати Божией старец Софроний в общении с Бальфуром глубоко понимает мышление богословов-интеллектуалов, изучивших богословие по книгам и по мыслям искусных в духовной жизни людей. Потому старец и писал об отношении между свободой человека и действием Божественной благодати, о подходе богослова-мыслителя и богослова-эмпирика, о различии между душевным и духовным человеком и т. д. Путь православного богословия другой: оно исходит из безмолвия, как его понимает Православие, потому старец пишет Бальфуру: «Помучайтесь, потрудитесь, поскорбите, помолитесь, поплачьте о своей душе, читая их» 359 . Два уровня духовной жизни Время их переписки совпало с важным периодом в жизни старца Софрония: он пребывал в огненном покаянии, дух его неизменно был устремлен к Богу: это было исключительно богатое в плане духовного опыта время. В письмах вырисовывается духовный портрет старца – некий отеческий образ. В предыдущих главах описан отъезд старца Софрония из Парижа на Святую Гору, в 1925 году, куда его привела жажда познать Бога. Переписка с Бальфуром датируется с 1932 года, спустя семь лет по прибытии старца на Афон. Это было временем «всепоглощающего» порыва к Богу и великой жажды подобия Христу во всем – в Его проявлениях [в воплощении], согласно Божественному домостроительству. Он горел желанием богообщения, сподобился величайших моментов богооткровения и созерцания нетварного света. Потому, укрепляя Бальфура духовно, старец написал ему: «Говорю Вам то, в чем уверен, что сам пережил» 360 . Из всей православной традиции известно, что жизнь христианина – это борьба за единение со Христом: чтобы родиться, со-распяться и со-воскреснуть с Ним. Апостол Павел интенсивно жил это. Поэтому он сказал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» 361 . В другом послании он писал, что своим подвигом он восполняет недостаток страданий Христовых: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь » 362 ; также он пишет, что видел воскресшего Христа 363 и т. д. Такой опыт можно найти у многих святых. К примеру, святой Григорий Богослов в своих сочинениях много раз говорил о своем сораспятии, спогребении Христу и совоскресении, что составляет основу истинной духовной жизни православного христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Канонические пророки жили в эпоху всемирных царств. Еврейский народ был вовлечен в систему мировых народных отношений. Ассирийская монархия поглотила северное израильское царство, падением которого возвысилось значение Иудеи; затем сменившее Ассура халдейское царство пленило иудеев; властью персидского царя иудеи были возвращены из плена, оставаясь в зависимости от могущества персидского царства. Вместе с тем как религиозное созерцание пророков получало универсальную безграничность, оно становилось этическим. Иегова как всемогущий владеет всем миром, небом и землей; как праведный Он одинаково судит все народы. Богоизбранный народ отягощается могущественными монархиями ассирийцев и халдеев и освобождается распоряжением персидского царя: все это делается по воле Иеговы и по Его правде. Ассур исполняет советы Иеговы, он – бич гнева Его, жезл в руке Ассура служит орудием Его негодования 361 , Навуходоносор – раб Его 362 и Кир – помазанник Его 363 . С полною ясностью выражается у пророков истина универсальных целей ветхого завета. В планы Иеговы входят все народы 364 , Он воцарится над всею землею 365 , все народы будут призывать Его имя и единодушно служить Ему, все народы придут к горе Его дома 366 . Иегова управляет вселенной, ничто не ускользает от Его промышления, все народы равны пред Ним: сыны ефиоплян для Него таковы же, как сыны израилевы. Не Он ли вывел Израиля из земли Египетской, филистимлян из Кафтора и арамлян из Кира 367 ? Если Израиль Его наследие, то и египтяне – народ Его и ассирияне – дело рук Его 368 . Его око на всех людей, как и на все колена израилевы – на Емаф, на Тир и Сидон 369 , Он посещает всех, обрезанных и необрезанных, Египет и Иудею, и Едома, и сыновей Аммоновых, и Моава 370 . Беспримерно высокий и чистый еврейский монотеизм, о котором было сказано выше, есть преимущественный результат пророческой проповеди . Идея Бога – Господа всей земли и всех народов, Вождя не только еврейских войск, но и всего небесного воинства (   ), Владыки всей природы – соединяется у пророков с именем Иегова Саваоф   ( )    371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Тело отделить от души может только Тот, Кто их сочетал, а отделить душу от тела может и тот, кто устремлён к добродетели. Ибо отцы наши называют отшельничество попечением о смерти и бегством от тела». 358 Наконец, духовное разумение – это подлинная мудрость, которая даёт возможность рассмотреть последний смысл уныния на той глубине, где обнажается вся нищета этого лукавого помысла. Станет ли он после всего этого восклицать: «Никто не видит моё несчастье», 359 будучи уверен, что «Бог ещё посетит его»? 360 Даже апостолам надлежало пройти через это искушение. 361 Если «душа не понимает, что быть искушаемой ради Христа – это тоже дар Святого Духа», следует напомнить ей слова апостола: по Его благоволению нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». 362 Постепенно человек начинает понимать, что эти «искушения» необходимы и без них нет спасения: «Как атлет не может стяжать венец не сражаясь, так невозможно быть христианином без брани. 363 Кто избегает благополезного искушения, избегает вечной жизни, 364 ибо тот, кто не терпит гонений ради Господа, не узрит брачный чертог Христа». 365 Так, уныние и депрессия, лишённые изначально всякого положительного смысла, постепенно теряют свой исключительно вредоносный характер, чтобы стать дорогой к подлинно христианскому житию, sequella Christi. 366 «Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоволение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык к послушанию и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». 367 6. Уныние и духовная жизнь Многим, вероятно, предложенные средства от уныния не покажутся столь уж притягательными, поскольку так или иначе все они предполагают отказ от всякого рода наслаждений. «Отказ, – возразят нам, – это же наилучший способ усилить чувство подавленности и агрессивность?» Конечно, это так, если отказ не открывает новые горизонты, перспективы, не даёт надежды однажды выйти из этого плачевного состояния. Однако, приведённые фрагменты из трактатов Евагрия позволяют судить о том, насколько конечный выигрыш выше первоначальной ставки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Мы располагаем также косвенным свидетельством от Юлиана Отступника, римского императора в 361–363 г., который был одним из самых даровитых древних противников христианства. В своём труде, направленном против христиан, он пишет, что «Иисусу... поклоняются уже около 300 лет, хотя за Свою жизнь Он не совершил ничего достойного славы, если не считать исцеления хромых и слепых и изгнания бесов в деревушках Вифсаиде и Вифании...» Император невольно признаёт за Христом чудотворные способности. Возражения критикам «Если чудеса воспринимаются органами чувств, – подчёркивает Бернард Рамм, – то о них могут говорить свидетели. Если свидетельские показания убедительны, то они, в записанном виде, равноценны опыту очевидца этих чудес». И действительно, многие чудеса были совершены Христом при очевидцах. Они поддаются открытому исследованию. Скептики могут изучать их, как им угодно. Разберём, например, библейский рассказ о воскрешении Лазаря. Согласно тому же Бернарду Рамму, «Если воскрешение Лазаря было реально засвидетельствовано Иоанном, а затем он описал его в Евангелии, ещё находясь в здравом уме и трезвой памяти, то в юридическом смысле этот рассказ равноценен нашим собственным впечатлениям». Враги Христа не отрицали воскрешения Лазаря. Вместо этого они постарались как можно скорее убить Христа, покуда за Ним не пошёл весь народ ( Иоан. 11:48 ). Таким образом, и враги Иисуса, и Его друзья признавали за Ним чудотворные силы. Однако враги считали, что эти силы Он получил от дьявола ( Матф. 12:24 ), а друзья – что от Бога. В ответ на обвинения врагов Христос сказал: «...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» ( Матф. 12:25–26 ). Чудеса Христа подтверждены свидетельствами. От них нельзя отмахиваться из-за того, что нам известно о подозрительных языческих чудесах. Некоторые чудеса подложны, но это не означает, что таково вообще всё чудесное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010