Того ради, припадая к милосердию Вашего Величества, прилежно молю: да будет поведено прочее время мизерного моего живота скончать мне в чернеческом безмолвии, да не горше что безвинно постражду. Вашего Величества всенижайший, всеблагожелательный молитвенник Феодосий мизерный» 353 . Архимандрита Феодосия быть может напрасно сопровождали упреки в холодности к вере 354 . В бумагах Петра сохранилась собственноручная записка Феодосия об огромном вреде, приносимом братьями-раскольниками Андреем и Семеном Денисовыми, имевшими свободный доступ к Олонецкому коменданту Вилиму Генику. На записке отметка: «сие делать тогда, когда Его Царское Величество будет у Геника на заводах» 355 . С 1-го января 1721-го года архимандрит Феодосий стал архиепископом Новгородским 356 . 25-го января 1721-го года был издан манифест об учреждена Святейшего Синода, а 14-го февраля 1721-го года состоялось открытие Святейшего Синода 357 . 17-го апреля 1721-го года для управления церковных дед по С.-Петербургу и новозавоеванным городам учреждено тиунское правление под ведением Святейшего Синода. Была учреждена для управления епархиальными делами Петербургского района Тиунская Контора и во главе ее поставлен судия, архимандрит Калязинский Трифиллий, а с 1723-го года 15-го июля стал Петербургский протопоп, ассесор Святейшего Синода Иоанн Семенов 358 . Рукоположение в Петербурге стало производиться по указам Святейшего Синода 359 , – рукополагали преосвященные, бывшие в Петербурге на чреде 360 , иногда преосвященный Аарон 361 . Богослужение совершал очередной архиерей: 28-го января 1723-го года Петербургский генерал-полицмейстер Девиер писал Царице, что в день рожденья цесаревны Анны Петровны ее высочество изволила слушать литургию в церкви Исаакиея Далматского, служил недавно прибывший архиерей Устюжский 362 . Замена Петербургского района Новгородскою епархией и учреждение Святейшего Синода, отнявши у архиепископа Феодосия управление духовными делами Петербурга и Петербургского района, не изменили высокого положения Феодосия в столице. Даже наоборот: он поднялся еще выше. Теперь он титуловался: «Великий господин, Святейшего Правительствуюшего Синода вице-президент, преосвященный Феодосий, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий и архимандрит Монастыря Александро-Невского» 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иначе дело обстояло с общинами новациан в вост. областях Римской империи. Применительно к Египту и Сирии информация об общинах новациан имеет крайне отрывочный характер, однако в К-поле и прилегающих к нему малоазийских провинциях позиции новациан были весьма сильны (подробнее о распространении новацианства во Фригии и в М. Азии вплоть до правления имп. Феодосия II см.: Hirschmann. 2015. S. 84-137). По сообщению Сократа Схоластика, К-польские епископы благожелательно относились к новацианам и позволяли им собираться внутри города в собственных храмах ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11). В 325 г. Акезий, новацианский еп. К-польский, был приглашен имп. св. Константином I Великим на Вселенский I Собор ; он и последующие новацианские епископы столицы разделяли правосл. учение о единосущии Отца и Сына, принимая участие в борьбе с арианством на стороне православных (см.: Ibid. I 10; V 10; V 21; VI 22; VII 7; хронологический перечень 7 новацианских епископов К-поля см.: Mattei. 2006. P. 3554). В 8-м каноне I Вселенского Собора была признана действительность крещения и священства у новациан (кафаров). В 326 г. имп. Константин I издал указ, позволявший новацианам в К-поле иметь свои храмы и кладбища (CTh. 16. 5. 2; см.: Papandrea. 2008. P. 42). В 345 г. Македоний, архиеп. К-польский, убедил имп. Констанция II (337-361) разрушить один из новацианских храмов ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38), однако впосл. при имп. Юлиане Отступнике (360-363) храм был отстроен заново и возвращен новацианам (см.: Mattei. 2006. P. 3554; Hirschmann. 2015. S. 102-103). У мн. христиан новациане пользовались большим уважением, поскольку их догматическое учение ничем не отличалось от православного, а их отличия от Вселенской Церкви состояли лишь в строгости нравов и церковной дисциплины. Ввиду этого мн. императоры, издававшие указы о преследовании др. еретиков и раскольников, делали для новациан исключение. Так, в 383 г. имп. Феодосий I издал указ, разрешавший новацианам как исповедующим единосущие собираться в городах, иметь свои храмы и места для молитвы (см.: Socr.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

В 1793 г. епископ Феоктист определил настоятелем Глинской пустыни строителя бывшего Волновского Троицкого монастыря иеромонаха Александра (Проворова) 354 . В течение одиннадцати лет (с 1793 по 1804 год) его назначали настоятелем Глинской пустыни четыре раза. Первое пребывание о. Александра в обители было недолгим. Уже 11 октября 1794 года вместо него настоятелем Глинской пустыни стал игумен Путивльского Молченского монастыря Паисий 355 , управлявший обителью до 17 февраля 1796 года. Затем в Глинскую пустынь был возвращен строитель иеромонах Александр (Проворов). На этот раз он управлял обителью почти три года. Материальное положение пустыни в те годы было очень тяжелым. Земли не было, обитель пользовалась только лесом при монастыре 356 , монашествующих, в соответствии со штатами 1764 года, было всего лишь семь 357 . Обитель существовала тогда в основном на пожертвования благотворителей. Но не только Глинская пустынь, многие русские монастыри в то время бедствовали в результате секуляризации, большая же их часть была упразднена. Улучшение наступило лишь после указа императора Павла I от 18 декабря 1797 года о наделении монастырей 30 десятинами земли, мельницей из казенных оброчных статей и рыбными ловлями 358 . Исполнение этого указа в отношении Глинской пустыни задерживалось. Поэтому строитель Александр направил в 1798 году прошение Преосвященному Феоктисту об «определении Глинской пустыни земли, мельницы и рыбной ловли» 359 . Казенная палата выделила обители «в трех местах весьма невыгодной чресполосности» 360 36 десятин 494 сажен земли, в том числе удобной 22 десятины 1398 сажен, а остальная под поселением и неудобная 361 . Земля эта к хлебопашеству была непригодна, так как часть ее состояла под лесом, а остальную занимало обширное болото, заросшее кустарником 362 . Император Павел I даровал Глинской пустыни в Путивльском уезде в 30 верстах от обители при селе Новая Слобода водяную мельницу с 14 десятинами земли под нею и рыбную ловлю в пруде у мельницы 363 . По указу Курского губернского правления 20 мая 1798 года Путивльский земский суд передал мельницу во владение Глинской пустыни 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Речь идет о кратком правлении императора Юлиана Отступника (361–363), предпринявшего попытку реставрации язычества. По характеристике одного историка, «из всех мер, направленных против христианства, мера Юлиана была лучше других обдумана и искусно направлена: но ни одна не дала столь посредственных результатов». — Буасье Г. «Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке». М., 1892. С.88. 36 Святитель Кирилл Александрийский соотносит это место в плане историческом с Навуходоносором, а в плане духовном — с сатаной. — «Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского», ч.10. Сергиев Посад, 1897. С.263. 37 Фраза τη ιδα διαλκτω подразумевает беседу на коптском языке. 38 Употребляя понятие милость (λεος), преподобный Феодор, возможно, подразумевал тот смысл его, который Сам Господь наметил в Нагорной проповеди. «Путь милости — один из евангельских путей, поставленный Господом на пятом месте [...] В форме милости и мира Господь выразил здесь любовь человека к ближнему. Следовательно, Он заповедал, чтобы мы все свои отношения к ближним измеряли милостию и миром [...] Только одни милостивые (οι ελεμονες) получат то, что сами делают — они будут помилованы (ελεηθσονται). А об этом человек всегда молил Господа, и теперь молит и будет молить, пока стоит этот мир, весь лежащий во зле (1 Ин.5:19) [...] Название сынов Божиих будет дано за всегдашнее творение мира. Следовательно, и милость Божия приобретается душою милостивою». — Болотов В.В. «Понятие милости (Богословско-филологический опыт разграничения ελεειν и ιλσκεσθαι)»//«Христианское Чтение». 1897. m.I. С.615. 39 Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим (δευτερεοντι) при нем, то есть его помощником; см.: «Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником». М., 1994. С.100. 40 Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A. «La liturgie dans le cenobitisme pachomien au quatrième siècle». P.262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. «Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле». — Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.70. Повеление преподобного Феодора «торопить» (επειξον) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике бущего клирика и архипастыря (της εκκλησας του Θεου λειτουργς), для которого знание Священного Писания подразумевалось. 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

36. ЛИБЕРИЙ Римские Папы. Список 36. ЛИБЕРИЙ. 352—366. Римлянин. Из-за недостатка смелости и решительности оказался неспособным продолжить дело, начатое его предшественником. Первоначально пытался защищать Афанасия. Но когда сын Константина Великого — Констанций, поддерживавший ариан, сослал Либерия во Фракию и вместо него посадил на Петров трон священника Феликса, папа изменил свою позицию, осудил Афанасия, подписал компромиссный символ веры, приближенный к арианской доктрине, а затем, помилованный императором, вернулся в Рим. В период языческой реакции во время правления императора Юлиана, прозванного Отступником (361—363), усилилась оппозиция старой римской аристократии, верной религиозным традициям античного Рима. Во времена Либерия был составлен первый реестр римских епископов и официальный список христианских мучеников. В 352 г. был построен новый собор в честь богоматери, который позднее стал называться собором Санта Мария Маджоре. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441914/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИДДСКАЯ НЕРУКОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лидская икона Божией Матери в греческом храме вмч. Георгия Победоносца в Лидде Явление нерукотворного образа Божией Матери апостолам Петру и Иоанну на столпе в Лидде. Клеймо русской иконы Во время правления императора Юлиана Отступника (361-363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотёсы для уничтожения чудотворного образа. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была сделана копия, которая была увезена в Рим и также прославилась чудотворениями. Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, построенном в Лидде Энеем, которого исцелил апостол Пётр ( Деян. 9, 32 -35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией, Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912-959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе . Использованные материалы Редакция текста от: 09.07.2020 07:34:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9623.html

Глава 51 (1) Приклоните слух ко Мне, Стремящиеся к правде, Ищущие Иегову! Воззрите на скалу, из которой вы иссечены, И на изрытый ров, Из которого извлечены 356 . (2) Посмотрите на Авраама, отца вашего, И на Сарру, родившую вас 357 , – Как одного Я призвал его, И благословил его 358 , и умножил его. (3) Так утешит Иегова Сион, Утешит все развалины его, И сделает пустыню его как эдем 359 , И одичавшее пространство его – как прекраснейший сад 360 ; Веселие и радость будут в нём, Славословие и звуки песней 361 . (4) Внимайте Мне, народ Мой, И племя Мое... ко Мне приклоните слухе: Ибо закон от Меня произойдёт, И суд Мой во свет народам Я поставлю. (5) Приближается правда Моя, Восходит 362 спасение Мое, И мышцы Мои произведут суд над народами, На Меня острова надеяться будут, И на силу Мою станут полагаться. (6) Подымите к небу глаза ваши, И посмотрите на землю долу: Вот небеса, как дым, исчезнут, И земля, как одежда, расползется, И живущие на ней, как мошка 363 , изомрут; А спасение Мое на веки будет, И правда Моя не престанет. 364 (7) Послушайте Меня, познавшие правду, Народ, у которого закон Мой в сердце его: Не бойтесь поношения людей, И злословия их не страшитесь. (8) Ибо, как одежду, съест их моль, И, как волну, съест их червь; А правда Моя во веки будет, И спасение Мое – в роды родов. (9) Возстань, возстань, Облекись силою 365 , мышца Иеговы! Восстань, как в дни прежние, Во времена древние! Разве не ты та, что сразила Египет 366 , Пронзила крокодила 367 ? (10) Разве не ты та, что иссушила море, Воды бездны великой 368 , Превратила глубины моря В дорогу, чтобы прошли избавленные? (11) И спасаемые ныне Иеговою возвратятся И придут на Сион с песнею; – И веселие вечное на главе их; Радость и веселие пойдут вслед за ними, Удалятся печаль и вздохи 369 . (12) Я, Я – сам утешитель ваш! Кто ты, что боишься Человека, который умирает, И сына человеческого, Который как трава исчезает? (13) – Что забываешь Иегову, сотворившего тебя, Распростёршего небо И основавшего землю? – Что страшишься постоянно,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Псалом 30 В конец. Псалом Давида. При исступлении 356 . На Тебя, Господи, я уповал, да не постыжусь во век: по правде Твоей избавь меня и спаси меня. Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня, будь мне Богом – защитником и домом прибежища, во спасение мне. Ибо Ты держава моя и прибежище мое, и ради имени Твоего наставляй меня и питай меня. Изведи меня из сети сей, которую затаили для меня, ибо Ты, Господь, защитник мой; В руки Твои предаю дух мой 357 . Ты избавил меня, Господи, Боже истины. Ты возненавидел почитающих суетное 358 напрасно, а я на Господа уповал. Возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение мое, избавил от бедствия душу мою И не оставил меня в руках врагов, поставил на просторе ноги мои. Помилуй меня, Господи, ибо я скорблю, помутились от ярости 359 око мое, душа моя и внутренность моя. Ибо истощилась в болезни жизнь моя и лета мои (прошли) в воздыханиях, изнемогла в бедности сила моя и кости мои потряслись. У всех врагов моих я сделался поношением, а наипаче у соседей моих, и страшным для знакомых моих: видящие меня вон убегали от меня. Я был забыт в сердце (их), как умерший, я стал, как разбитый сосуд. Ибо я слышал хулу от многих, вокруг живущих, когда они собирались вместе на меня, совещались исторгнуть душу мою. Но я на Тебя, Господи, уповал, сказал: Ты – Бог мой! В руках Твоих жребий мой: избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви 360 лице Твое рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей. Господи! Да не постыжусь, что я призвал Тебя, да постыдятся нечестивые и да сойдут в ад. Да будут немы уста льстивые, с гордостью и презрением наговаривающие на праведника беззакония. Сколь велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя, приготовил для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими! Ты укроешь их под кровом лица Твоего от мятежа людского, укроешь их в скинии 361 от возмутительной речи 362 . Благословен Господь, что дивно явил милость Свою (как бы) в укрепленном городе 363 . А я сказал в исступлении 364 моим: я отвержен от очей Твоих. Посему 365 услышал Ты голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В молитвах к Богу Триединому, благоговейно созерцая непостижимую тайну Его смотрения, от века предреченную, Церковь воспевает 360 Его вечное Божество, все наполняющее, и особенно благодатное снисхождение к человечеству в различных явлениях и знамениях, сообразно человеческой немощи, как-то: в видении тверди небесной, в облаке, в пламене огненном, во тьме, мраке, буре, гласе и проч. и особенно в образе и подобии человеческом 361 ; – славословить Господа, вступившего прежде воплощения Своего в завете с человеками и давшего им закон Свой, внушая, что Бог есть ревнитель, творящий тысящами милость любящим Его и хранящим заповеди Его, что Он есть един, и для нашего блага надобно Его единого бояться, Ему единому служить, к Нему единому прилепиться, именем Его единого кляться. К явлению Господа во плоти главным образом относились пророческие предсказания. Безначальный начался, Слово воплотилось, Бог соделался человеком, соделался – не применением естеств, но соединением во ипостаси. Воплощенный стал сугуб естеством, но не ипостасью, явился совершен в Божестве и человечестве. Стал Един от двух противных, в двух совершенных естествах, нераздельно познаваемый, хотением и действием по обоим существам 362 . Родившись бессеменно, Он плотью показался без истления. В Своем воплощении Он показал нашу нищету и богатство Своего милосердия: ибо Он соделался человеком, дабы человека соединить с Богом; явился на спасение и обновление мира, призывая всех к покаянию. Пришел на землю, – да свой паки обновить образ, истлевший страстьми, и заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, с небесными совокупит силами и спасет мир 363 . Пришел на землю спасти мир, – как Царь нового Сиона, – и паки приидет во славе судить живых и мертвых. Молитвы Пресв. Богородице и Святым Православная Церковь руководствует верующих – прославлять и призывать, вкупе с Господом, Пресвятую Богородицу и Святых, и тем научает нас – творить угодное Богу и воздавать должное благотворным для нас совершенствам их. Честь, воздаваемая Святым, относится к Самому Богу. Ибо подвигами веры и любви Христианской Святые приблизились к Богу и соделались другами и участниками Его благодати, присносущного Его света и славы. Господь говорит своим избранным ученикам: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ), и молился о них Богу Отцу: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им ( Ин.17:22–24 ). праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его ( Откр.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Немало также огорчений Исааку и Ревекке доставил Исав и своей враждой к брату своему Иакову, – за то, что последний предвосхитил у него благословение первородного. Когда Исаак состарился, то пожелал, перед смертью , благословить сыновей своих. Премудрому Промыслу угодно было, чтобы благословение первородного в данном случае получил не Исав, а Иаков. Орудием этого промысла явилась Ревекка 361 . «Премудрый и благопромыслительный Господь чрез Ревекку готовит исполнение собственного предречения» 362 . «Предварительно узнала она от Бога всяческих, что «больший поработает меньшему». Поверив же сему предречению, привела она в действие все средства, чтобы Иакову получить отцово благословение» 363 . «Так как Бог действовал в этих событиях, то и совершилось всё успешно» 364 . «Иаков, поступив во всём по совету Ревекки, успел получить благословение от отца и совершил сию похвальную татьбу, за что и содействие от Бога приобрёл, и старания его достигли успеха» 365 : он стал первородным по благословению. А «первородством прообразуется многое; в нём бесчисленные тайны. В нём изобразилось крещение, в нём запечатлелась вера, в нём назнаменованы целомудрие и преславное девство» 366 . – «Что же, скажет кто-нибудь, неужели и Бог содействовал такой лжи (т.е. поступку Иакова и Ревекки)? Не просто испытывай, возлюбленный, случившееся, а узнай цель, так как это делалось не ради житейской какой выгоды...... Итак, мы в этих случаях смотрим не на самые события, а на цель событий и на намерение тех, кто совершал такие дела» 367 . – «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его, и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моему; и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала и призвала младшего сына своего, Иакова, и сказала ему: вот Исав, брат твой, грозит убить тебя. И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги (в Месопотамию) к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего» 368 . «Заметь благоразумие матери, – как она, движимая собственным чувством, а лучше сказать, служа и в настоящем случае исполнению предопределения Божия, советует сыну то же, что и Христос внушал Своим ученикам, когда советовал им не подвергать себя напрасно опасности, но удалением укрощать раздражение страстей человеческих» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010