Кто прочтет Amm. Marc., 25, 8, 13–9, 12; Zosim. 3. 32. 33; Chron. Pasch. a. 363, тот поймет, что нисивинцы «обидным миром» называли мир Иовиана с Шапуром II и так глубоко были возмущены образом действий нового римского августа, что учительному Валагашу должно было стоить больших забот – удержать свою паству в сознании верноподданического долга и (как выражается св. Ефрем) «своими молитвами зачинить наши тайные трещины». Следовательно, вопреки Элии и Chronicon Edessenum (Hallier, S. 98), Валагаш скончался не в 361 г., а пережил даже тяжелые дни в августе 363 г., и «Аврам был поставлен после него» – видимо – во епископа нисивинских переселенцев, вероятно, в селении Нисивине, что при Амиде. Одним словом, я думаю, что в нисивинской церкви сохранилось историческое предание о продолжительности правления лишь некоторых епископов (Баву I, Баву II, Валагаша); но писатели «преемства времен» и «истории», видимо, сбитые с пути уже двойством имени Баву, пытались наугад группировать эти цифры [Баву – и 8 и 5 лет, Валагаш – 18? лет] около твердо преданной даты кончины св. Иакова. В виде простой конъектуры намечаю такую хронологию: Баву I- с 293 по 298г…… 5 лет Иаков- с 298 по 338г…… 40 -″- Баву II- с 338 по 346г…… 8 -″- Валагаш- с 346 по 364г…… 18 -″- 224 Основная часть этого мартирология содержит имена «исповедников» (maudyn’, но в древнесирской письменности это наименование прилагается не к исповедникам в том техническом смысле, в каком это имя μολογητς, употребляется в православном месяцеслове, а ко всем мученикам, начиная с 26 дня кануна первого «по-ионийски», ba-d h -yawnye’, т. е. 26 декабря («исповедник древний, maudynâ qad h myâ, в Иерусалиме Стефан апостол, глава исповедников [ršâ d h maudyn, ρχιμρτυς, первомученик]) и кончая 24 днем тешрина другого, т. е. 24 ноября («в Кесарии каппадокийской Верникиан [brnyqyns]; и в Александрии [велик]ой Петр [епис]коп, исповедник [послед]ний»; в Martyrologium Hieronymianum под viiij k dec ноября!] по cod. Epternacensis [начала VIII в.]: cessa сарро uerociani euticis alaxan petri epi»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕМИЛИАН [греч. Αμιλιανς; лат. Aemilianus] († 362), мч. Доростольский (пам. 18 июля). Пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Был сыном Савватиана, префекта г. Доростол (лат. Дуростор, ныне Силистра, Болгария). Первое упоминание о Е. у церковных писателей кон. IV-V в.- в продолжении «Хроники» Евсевия Кесарийского, написанном блж. Иеронимом Стридонским, к-рый кратко сообщает: «Эмилиан за разрушение алтарей в Доросторе сожжен викарием». Это событие Иероним датирует 3-м годом 285-й олимпиады и 2-м годом правления Юлиана Отступника (с нояб. 362 по июль 363). Проспер Аквитанский , переработавший в сер. V в. «Хронику» Евсевия-Иеронима, относит кончину Е. к консульству Мамертина и Невитты (362). Свт. Амвросий Медиоланский в письме от 389 г. ( Ambros. Mediol. Ep. 40//PL. 16. Col. 1154-1155), не называя ни имени Е., ни места страдания, сообщает, что некий христианин, осужденный за разрушение языческих алтарей и разбрасывание приготовленных жертвоприношений, претерпел мученическую кончину при имп. Юлиане. Среди греч. авторов о Е. впервые упоминает блж. Феодорит Кирский ( Theodoret. Hist. eccl. III 7); он лишь уточняет сообщения латинских хронистов, добавляя, что Е. был сожжен по приказу начальника всей Фракии, т. е. викария этого диоцеза. В данной форме это сообщение перешло в Пасхальную хронику и далее - в «Хронографию» прп. Феофана Исповедника . В этих 2 источниках Е. именуется воином. Сохранилось Мученичество Е., составленное, по-видимому, не позднее кон. VI - нач. VII в. Судя по ряду топографических указаний, оно было создано скорее в Доростоле или Придунайском регионе, чем в К-поле. Мученичество содержит вполне достоверный рассказ о кончине Е., не противоречащий свидетельствам более ранних источников. Хотя в Мученичестве не упоминается о перенесении мощей Е. в К-поль и это событие нигде точно не датируется, оно имело место до составления Пасхальной хроники (1-я пол. VII в.), т. к. в ней идет речь о ц. во имя Е. и об одноименных воротах в зап. к-польском квартале Равд (Ρβδος). Наряду с преданием в основу Мученичества Е. легли подлинные документы допроса святого. На это указывают приведенные точные сведения о времени (3-й ч. дня 16 июля) и месте (10-й квартал Клавдия) ареста Е., а также имена произведших его воинов (Валериан и Максентий). Мученичество

http://pravenc.ru/text/189945.html

В существующем виде Мученичество Д. слабо отражает действительность, хотя составитель ввел в повествование ряд реальных исторических деятелей, в т. ч. имп. Юлиана Отступника. В молодости, до провозглашения цезарем (355), Юлиан действительно был причетником, однако не субдиаконом, а чтецом, и не в Риме, а в имп. резиденции Мацелл в Каппадокии. Кроме того, Юлиан никогда не бывал в Риме, а образование получил на Востоке - в Пергаме, Никомидии, Афинах, К-поле. «Префект города» Апрониан и его сын Астерий в действительности являются одним лицом - Луцием Турцием Апронианом Астерием, префектом Рима в 363 г. Арреций находился в подчинении у префекта Италии, и Астерий не имел к этому городу отношения. Мч. Иларин (Илариан) упоминается под 16 июля в Мартирологе блж. Иеронима. Церковь в Риме, известная как «титул Пастыря», упоминается в Мученичествах ряда рим. и италийских святых (напр., мч. Конкордия Сполетийского), но не поддается точной идентификации. Имя пресв. Пимения (Pimenius) является латинизированной формой греч. слова ποιμην - пастырь. В Мученичестве Д. имеются также хронологические ошибки - имп. Юлиан правил всего 2 года (361-363), а рукоположивший Д. папа Юлий I скончался задолго до его восшествия на престол (354). По стилю, построению сюжета и методам изложения Мученичество Д. близко к группе агиографических памятников, связанных с именами мучеников, пострадавших в Риме и соседних областях Умбрии и Тусции. Эти «Страсти» (Passiones) являются произведениями одной школы, работавшей в Риме в VI-VIII вв., а возможно, уже с кон. V в. ( Lanzoni. P. 438-439). Расцвет этой школы приходится на время визант. власти в Италии (2-я пол. VI - нач. VIII в.), когда с греч. языка был переведен ряд вост. Мученичеств, к-рые оказали на творчество рим. школы большое влияние. В ее произведениях мн. италийским святым приписано вост. происхождение, их подвиги датированы временем правления имп. Юлиана, при к-ром гонения на христиан происходили только в вост. части Римской империи. На Мученичество Д. оказали влияние такие произведения, как Мученичество св. Галликана и Житие св. Доната , еп. Эврийского.

http://pravenc.ru/text/178914.html

в российской дореволюционной науке. Также важно отметить, что к работам И.Е. Троицкого обращаются и зарубежные исследователи с. 4-5, 155; 3, с. 11]. Рассмотрим работу профессора А.Л. Катанского, посвященную попыткам соединения Православной Церкви с Римом в XI-XV вв. В данной работе дается много информации о деятельности Григория Кипрского (автор называет патриарха его светским именем – Георгий Кипрский). Исследователь отмечает, что в период правления Михаила Палеолога будущий патриарх поддерживал сторонников унии с. 143, 176, 189]. Повествование о полемике между Иоанном Векком и противниками унии начинается с описания Собора 1283 г., на котором присутствовал и Григорий Кипрский с. 176]. Подробно описывается избрание Григория на патриарший престол и связанные с этим событием обстоятельства с. 177-181]. Затем А.Л. Катанский переходит к описанию полемики начавшейся в 1285 г., на заседаниях Влахернского Собора, и продолжившейся в последующие годы: автор рассматривает публикацию Томоса 1285 г., ответ Векка на этот документ, последующие сочинения и кризис, вызванный этой полемикой с. 181-184]. Подробный анализ богословия Григория Кипрского в этой работе не представлен. Достаточно подробно рассматривает патриаршество Григория Кипрского дореволюционный российский историк А.П. Лебедев с. 354-363]. Он приводит изложение полемики между Григорием II и его главным оппонентом – Иоанном Векком. Профессор А.П. Лебедев рассматривает некоторые положения Томоса Собора 1285 г., характеризующие деятельность сторонников унии, а также сочинения Иоанна Векка и патриарха Григория, появившиеся в ходе дальнейшего спора с. 357-361]. В конце описания патриаршества Григория приводится список его сочинений, переведенных на русский язык к моменту написания работы А.П. Лебедева с. 363, сноска 165]. Особый интерес представляют упоминания учения Григория Кипрского в работах одного из самых известных дореволюционных историков Церкви В.В. Болотова «Тезисы о «Filioque» и «Реферат, предложенный в заседании Комиссии по старокатолическому вопросу 22 января 1893 года», включенных в сборник «К вопросу о Filioque» В работе «Тезисы о «Filioque» профессор В.В.

http://bogoslov.ru/article/6170113

46 Это выражение можно понимать двояко: как указание на то, что богослужение начиналось уже на площади, или как указание на благословение народа епископом. 51 Антиноя (Антинополь) – город, построенный императором Адрианом в 130 г., был столицей Фиваиды. На месте города сохранилось несколько колонн, которые находятся на правом берегу Нила в 10 км к югу от совр. города Бени-Хассана. 53 В греч. тексте форма именительного падежа – πολλ, поэтому было бы правильнее называть святого Аполло. В некоторых рукописях «Истории египетских монахов» он назван Великим. Отрывки из «ИЕМ» вошли в «Отечник» свт. Игнатия (Брянчанинова) , где этот святой назван Аполлосом Великим. В святцах Русской Православной Церкви святой вспоминается 31 марта/13 апреля под именем Аполлония Египетского. 54 Гермополь (Гермополис) – некогда был столицей одного из номов Верхнего Египта. В V в. до н.э. здесь поселились греки. Сейчас от города сохранились колонны базилики, несколько древнеегипетских памятников и гробниц. На месте Гермополя находится деревня Ашминиен (на левом берегу Нила в 20 км от города Бени-Хассана). 57 Юлиан Отступник (Флавий Клавдий, 332–363) – римский император в 361–363 гг. Был воспитан в христианской вере, но затем перешел в язычество и стремился возродить языческий культ. 60 «Знание... бывает двоякое: первое практическое, т. е. деятельное, которое относится к исправлению нравов и очищению пороков; второе теоретическое, т. е. которое состоит в созерцании божественных предметов и познании сокровеннейших истин... Итак, кто желает достигнуть созерцания Бога, тому необходимо со всем усердием и силою сначала приобресть деятельное знание» (Преп. Иоанн Кассиан . Указ. соч. С. 420). Эти слова из 14 Собеседования аввы Нестероя из Скитской пустыни помогают понять смысл двух сторон монашеского подвига. 61 Насильственная вербовка монахов в войско происходила в правление императора Валента (364–378) (см.: Гиббон Э. Указ. соч. С. 300). 67 С головой быка изображали нескольких богов египетского пантеона: Амона, бога урожая, Аписа, бога плодородия. Мневис, божество города Гелиополя, почитался в виде черного быка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преследование на Востоке активно продолжалось до 313 г., когда по требованию Константина Великого Максимин Даза был вынужден его прекратить. Сохранился текст его рескрипта на имя префекта Сабина, в к-ром предписывалось «не обижать жителей» и привлекать «к вере в богов больше лаской и убеждением» (текст: Euseb. Hist. eccl. IX 9). В провозглашенную императором терпимость христиане не верили, с тревогой наблюдая за новой политикой прежнего жестокого гонителя, пока он не сошел с исторической сцены, разгромленный Лицинием в 313 г. Сорок мучеников Севастийских. Центральная часть триптиха «Сорок мучеников и святые воины». X-XI вв. (ГЭ) Сорок мучеников Севастийских. Центральная часть триптиха «Сорок мучеников и святые воины». X-XI вв. (ГЭ) В том же году в Медиолане императоры Константин и Лициний, разделившие власть в империи, провозгласили эдикт, предоставлявший полную свободу христианству. «Таким образом, закончилась трехсотлетняя эпоха гонений на христиан со стороны язычников, закончилась со славой для новой религии и позором для язычества» ( Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 167). Несмотря на сокрушительное поражение язычества, в IV в. произошло еще 2 кратковременных рецидива прежней антихрист. политики. Имп. Лициний (308-324) правивший Востоком империи и с 312 г. заключивший союз с имп. Константином и поддержавший Миланский эдикт, по неясным причинам ок. 320 г. открыл Г. против Церкви в своих владениях. Оно прекратилось после его разгрома Константином Великим при Хрисополе и низложения в 324 г. Жертвами Г. Лициния среди проч. стали вмч. Феодор Стратилат (319; пам. 8 февр., 8 июня), мч. Евстафий Анкирский (пам. 28 июля), еп. Василий Амасийский (26 апр.), Фока Вертоградарь Синопский (пам. 22 сент.); 40 Севастийских мучеников (пам. 9 марта), а также Севастийские мученики Аттик, Агапий, Евдоксий и др. (пам. 3 нояб.); мученики Илия, Зотик, Лукиан и Валериан Томские (Фракия; пам. 13 сент.). Имп. Юлиан Отступник (361-363) стал последним гонителем Церкви в Римской империи. Предприняв отчаянную попытку возродить язычество, он не мог преследовать христиан открытым судом. Объявив всеобщую веротерпимость, Юлиан запретил христианам преподавать грамматику и риторику. Возвратив из ссылок епископов, император провоцировал конфликты между догматическими противниками, арианами и православными, или даже поддерживал нек-рых еретиков (крайних ариан - аномеев). В период его краткого правления во мн. городах Востока империи происходили антихрист. погромы, в результате к-рых неск. христиан стали мучениками. Гибель Юлиана в 363 г. положила конец последней попытке язычества возобладать над христианством.

http://pravenc.ru/text/166129.html

При императоре Лицинии (308–324) Правил Востоком империи и с 312 г. заключил союз с императором Константином и поддержал Миланский эдикт, по неясным причинам около 320 г. открыл Гонение против Церкви в своих владениях. Оно прекратилось после его разгрома Константином Великим при Хрисополе и низложения в 324 г. Жертвами Г. Лициния среди прочих стали великомученик Феодор Стратилат , мученик Евстафий Анкирский , епископ Василий Амасийский , Фока Вертоградарь Синопский ; 40 Севастийских мучеников , а также Севастийские мученики Аттик, Агапий, Евдоксий и др. ; мученики Илия, Зотик, Лукиан и Валериан Томские (Фракия) . При императоре Юлиане Отступнике (361–363) Стал последним гонителем Церкви в Римской империи. Предприняв отчаянную попытку возродить язычество, он не мог преследовать христиан открытым судом. Объявив всеобщую веротерпимость, Юлиан запретил христианам преподавать грамматику и риторику. Возвратив из ссылок епископов, император провоцировал конфликты между догматическими противниками, арианами и православными, или даже поддерживал некоторых еретиков (крайних ариан — аномеев). В период его краткого правления во многих городах Востока империи происходили антихристианские погромы, в результате которых несколько христиан стали мучениками. Гибель Юлиана в 363 г. положила конец последней попытке язычества возобладать над христианством. Святые [ править править код ] С древних времен Римская кафедра считает своим основателем святого апостола Петра. Хотя это оспаривается сейчас даже католическими учеными, трудно подвергнуть сомнению факт его пребывания, проповеди и мученической кончины в этом городе. В Риме есть несколько мест, связанных с памятью апостола Петра: Собор святого Петра, воздвигнутый над его мощами; Мамертинская темница, в которой он был заключен вместе с апостолом Павлом ; храм апостола Петра «в веригах», в котором благоговейно хранятся его вериги . Святыни [ править править код ] В итальянской столице существуют места, священные для всех последователей Христа, но большинство церквей в Риме, как, например, собор святого Петра, являются католическими . Собор апостола Петра на Ватиканском холме [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРТЕМИЙ АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Артемий Антиохийский, великомученик Артемий Антиохийский (+ 362 ), великомученик Память 20 октября Св. Артемий был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого (306-337, память 21 мая), а затем - его сына и преемника, Констанция II (337-361). Артемий имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта . В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Императора Констанция на престоле сменил Юлиан Отступник (361-363), который, желая возвратить язычество , вел непримиримую борьбу с Христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел святой Артемий и всенародно обличил Юлиана в нечестии. Разгневанный Отступник подверг святого жестоким пыткам. После этого великомученика бросили в темницу. На следующий день Юлиан потребовал, чтобы великомученик Артемий признал языческих богов. Встретив решительный отказ, император прибег к пыткам. Подвижник переносил все без единого стона. Святой предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Отступник разъярился и прибег к еще более лютым пыткам, но они не сломили волю великомученика, и тогда святой Артемий был обезглавлен (+ 362 ). Его останки были погребены христианами. После кончины святого великомученика Артемия сбылось его пророчество о скорой гибели Юлиана Отступника. После гибели императора мощи святого великомученика Артемия были с почестями перенесены из Антиохии в Константинополь . Молитвословия Мч. Евстратий Севастийский, вмч. Артемий Антиохийский и мч. Полиевкт Мелитинский. Икона (таблетка) из новгородского Софийского собора (кон. XV в. 24×19). Новгородский государственный музей-заповедник Тропарь, глас 4

http://drevo-info.ru/articles/11551.html

Отношение языческой литературы к христианству с III века Попытки языческих ученых оживить и восстановить языческую религию на новых началах Сочинение Филострата: жизнь Аполлония Тианского Сочинение Парфирия Последние нападения языческой литературы на христианство в IV веке Внешняя история церкви с IV века Биография Константина Великого Оценка личности Константина Великого Правление сыновей Константина Великого (337–361) Юлиан Отступник (361–363) Религиозное состояние общества после реформы Константина Великого Истрия появления ересей и расколов в христианстве О значении изучения этой истории Источники Происхождение сект Общие причины Частные причины Иудействующие секты Происхождение их Гностические секты Учение о Боге Учение об эонах О происхождении эонов Дуалистические воззрения гностиков Учение о происхождении мира Учение о человеке Учение об искуплении и Искупитель Учение о будущей жизни Частные гностические системы Гностические системы в I веке Симон Маг Николаиты Киринфиане Гностические секты II века. Сатурнин (Саторнил), Василид, Карпократ Валентин и Маркион Последователи Валентина и Маркиона Гностики III века О причинах упадка гностицизма Манихейство Развитие христианского богословия в первые века Иоан Богослов Св. Ириней Тертуллиан Ипполит Пантен Климент Александрийский Ориген Монархианизм Алом Христианское богословие III века (догмат Св. Троицы) Секты раскольнические Раскольнические секты во II и начале III века Монтанизм Раскольнические секты во III – IV веков Хилиазм Новацианство Раскол Мелетианский Донатисты Религиозные волнения в христианской церкви в период вселенских соборов Особенные причины, характер и значение этих волнений волнений Арианство Судьба арианства Христианские споры в церкви. Вопросы о личности Христа и его состояний до V века Несторианство, Эфесский собор. Судьба несторианства Ересь монофизитская Иконоборство и 7-й вселенский собор Западно-христианские ереси конца IV и V ст     Первая лекция была посвящена указанию пособий при изучении Церковной истории. Вот эти пособия: Сочинения Неандера, Куртца, Шаффа и Альцога – на немецком языке. Сочинение Куртца, сокращенное (есть на русском языке в переводе Рудакова) самое удобное, но оно, как и все другие, не удовлетворяет Министерской программе. На русском языке – семинарское руководство Евграфа Смирнова. По историографии на русском языке единственное сочинение профессора Московской Духовной Академии Лебедева, обнимающее только часть предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Св. Пахомий родился в верхней Фиваиде около 292 года по Р. X. Он основал в Египте в Тавеннской пустыне многие монастыри, и прославившись святостью жизни, скончался в 348 году. Преемником его в правлении основанных им монастырей был некто Петроний, который скончался спустя месяц после него. Место Петрония заступил Орсизий, который, находя для себя обременительным управление тавеннскими монастырями, избрал себе преемником св. Феодора, ученика Пахомия. Феодор родился около 314 года, умер около 367 года по Р. X . Память Св. Пахомия Восточною нашею Церковью празднуется мая 15, св. Феодора мая 16 дня. 2 Предсказание св. Феодора о гонении на Церковь Божию было в 352 году, как это видно из того, что в сем году Аммон пришел в монастырь св. Феодора. (Смотри примеч. к § 4 сего письма). Поскольку же гонение должно было вскоре случиться после предсказания, как после сам Феодор сказал о сем Аммону, то очевидно, что здесь разумеется то гонение, которое ариане воздвигли против правоверных в 353 году в царствование императора Констанция, покровительствовавшего арианам, и которое продолжалось до 361 года, то есть, до смерти Констанция. 3 Император язычник, о котором здесь говорится, есть богоотступник Юлиан, восшедший на престол Греческой империи по смерти Констанция в 361 и убитый на войне с персами в 363 году. 4 По Геншению и Папеброхию – седину Елуриона, по Тиллемонту – седину, или лучше, почтенный вид св. Феодора, которому было в сие время тридцать восемь лет. 5 Здесь разумеется гонение, воздвигнутое арианами против правоверных в царствование императора Валента, и продолжавшееся с 364 до 378 года, то есть, до восшествия на престол Греческой империи Феодосия Великого. 6 Он провозглашен кесарем в 351 году по Р. X. Марта 15 дня. Memoires. Тот. VII. Рагт. 3. nomes sur St. Theodore. 9 Хотя все монастыри, основанные св. Пахомием в Фиваиде в Тавеннской пустыне, известны вообще под именем Тавеннских, но сим именем особенно называется первый основанный им монастырь. Второй по времени построения, но первый по многочисленности монахов и славе своей, монастырь был Вав, находившийся в области Диосполитайской в сопредельности с областью Тентиритскою в близком расстоянии от монастыря Тавеннского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010