Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ И МАКАРИЙ [греч. Εγνιος κα Μακριος] († 362/363), преподобные, исповедники Антиохийские, Мавританские (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.). История Е. и М. имеет 2 традиции изложения. Первая связана с Мученичеством вмч. Артемия (BHG, N 169 y-z), где рассказывается, что, когда имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию, к нему привели пресвитеров Е. и М. На допросе они не только не отреклись от христ. веры, но и обличили императора в нечестии, за что их подвергли пыткам. Вмч. Артемий, пришедший в Антиохию в числе др. военачальников, стал свидетелем мучений пресвитеров и упрекал Юлиана в жестокости и языческих заблуждениях. Артемия, Е. и М. бросили в темницу. Наутро Юлиан повелел отправить пресвитеров в место под названием Авгасис (Αγασις), где не было воды. Там святые пребывали 40 дней и скончались 20 дек. Мон. Иоанн Родосский в поздней переработке Мученичества вмч. Артемия (BHG, N 170) называет место изгнания Е. и М. «Оасис Аравийский» (Οασις τς Αραβας) и добавляет, что через 40 дней пресвитеры были обезглавлены. Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Вторая традиция представлена в греч. Мученичестве Е. и М. и его кратких переводах на лат. язык (не позднее IX в.). Автор греч. жития рассказывает, что во время правления имп. Юлиана были схвачены братья-христиане Е. и М. Они предстали перед императором на суде. За отказ поклониться языческим богам братья были подвергнуты мучениям: их жгли огнем, подвесив вниз головой и связав ноги, затем положили на раскаленное железо. Юлиан хитростью, уговорами и обещаниями богатства пытался заставить Е. и М. поклоняться идолам. Когда братья отказались принести жертвы, император пригласил заклинателей змей. Но и змеи не устрашили Е. и М. Разгневанный Юлиан не казнил братьев, как они того желали, а отправил их в Мавританию, в г. Диндон (Δινδν). Е. и М. первыми проповедовали Евангелие местным жителям и совершили много чудес. Они поднялись на высокую гору, где в пещере жил огромный змей, причинявший вред обитателям этой страны. По молитве Е. и М. змей сгорел в огне, сошедшем с неба. Святые поселились на том месте и ничего не вкушали в течение 30 дней. После этого небесный свет в виде 12 лампад осветил пещеру и из камня, распавшегося на 2 половины, обильно потекла вода. Проведя 4 месяца в изгнании, Е. и М. с миром почили 22 февр.

http://pravenc.ru/text/187013.html

По смерти архиепископа Давида в 1324 г. «сдумавше Новгородци, и игумени, и попове, и черньци, и весь Новгород, взлюбиша вси Богом назнаменана Моисия, прежде бывша архимандрита у святого Георгия и взведоша и на сени, и посадиша и в владычии дворе, дóндеже позовет его митрополит» 360 . В след., 1325 г., новоизбранный владыка Моисей отправился в новую столицу Москву, куда перенесена была кафедра святительская, и был хиротонисан св. Петром митрополитом. Это была первая хиротония, еще в убогом тогда Успенском соборе, и знаменательно было для будущего то, что первое сие посвящение совершилось руками одного великого угодника Божия, над другим святым мужем. Еще доселе хранятся в Успенском соборе яшмовые сосуды, которые св. Моисей принес в дар святителю Петру Чудотворцу 361 . Новопоставленный владыка Моисей, находясь еще в Москве после хиротонии, участвовал вместе с митрополитом и посвящавшими его епископами: Тверским, Ростовским и Рязанским в погребении в. к. Московского Георгия, убиенного в орде, над которым горько плакал державный брат его Иоанн Калита и весь народ 362 . По возвращении святителя в Новгород, уже в 1326 г., вскоре скончался и рукополагавший его митрополит Петр 363 . Место его заступил Феогност, родом Грек 364 . В первый же год своего правления владыка Моисей испытал много огорчений: сначала страшный пожар опустошил великий Новгород, истребив главные его улицы и несколько храмов, потом произошло народное волнение в городе, кончившееся грабежом двора Остафья Дворянинцева и сожжением всего его имущества 365 , а затем Новгороду грозила та же участь, какая постигла Тверскую область. Татары, мстя в. к. Тверскому, Александру Михайловичу, за избиение многих из них в Твери, опустошили Тверь, Кашин и Новоторжскую волость, и уже приближались к Новгороду, где искал убежища несчастный князь; и только богатый откуп и дары отвратили опасность 366 . Когда же князь с жарким участием принят был во Пскове, это опять едва не навлекло бед на паству святителя Моисея. Он ездил во Псков с тысяцким Авраамом и убеждал псковитян отступиться от князя Александра, но напрасно 367 ; и лишь строгость первосвятителя России, Феогноста, наложившего проклятие на Псков 368 , отвратила беду неминучую. Вскоре за тем, опять жестокий пожар опустошил торговую сторону 369 . Несмотря, однако ж, на трудное время, владыка Моисей устроил женскую обитель на Десятине и соорудил каменный храм Богоматери на том месте, где совершилось чудо от Ее иконы, при осаде Новгорода от Суздальской рати 370 , и потом с честью принимал у себя в. к. Иоанна, приходившего посетить свою отчину, вместе с митрополитом и с князьями Тверскими. Так были тревожны начальные годы правления св. Моисея в Новгороде и слишком тяготили его душу, стремившуюся к пустынному покою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Флавий. Иуд. война VII, 5, 5, 7; см. также изображения на арке имп. Тита в Риме). Жертвенник каждений, как наиболее драгоценный сосуд, вероятно, был сокрыт иудейскими священниками где-то в подземельях храма во время осады Иерусалима римлянами. Развалины храма. Первый период . Со времени разрушения Иерусалима императором Титом храм представлял из себя груду развалин, в которых обитали дикие животные. Сюда приходили для сетований и молитв иудейские книжники. Первое свидетельство о так называемом плаче евреев, продолжающемся и доныне, находим у Иосифа Флавия (Иуд. война VII, 8, 7). Во время восстания Бар-Кохбы и трехлетней независимости Иудеи (133–135) была предпринята попытка восстановить первый этаж храма. Император Адриан, в начале своего правления склонный разрешить иудеям восстановить храм, после восстания изгнал из Иерусалима всех евреев и запретил под страхом смерти приближаться к городу и храму (этот запрет действовал еще и сто лет спустя). Развалины, по приказу императора, были переделаны в языческий храм Юпитера Капитолийского, разрушенный с воцарением императора Константина Великого . Со стороны христиан в это время устанавливается особое отношение к развалинам ветхозаветного храма, как к месту неприкосновенному, заклятому. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский писал: «Когда антихрист придет к иудеям как Христос и от иудеев потребует поклонения, тогда, чтобы обольстить их более, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от рода Давидова и что ему необходимо восстановить храм, некогда сооруженный Соломоном. Придет же антихрист тогда, когда в иудейском храме не останется камня на камне по определению Спасителя (Мф. 24:2). Когда падение от ветхости и разрушение, делаемое в видах извлечения материала для новых построек или по другим причинам, истребит все камни, разумею же не внешние стены, но и внутренность храма, где были херувимы, тогда придет антихрист во всех знамениях» (Огласит, слов. 15:15). Вековое безмолвие на развалинах храма было прервано лишь в годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), посвященного Максимом Эфесским в тайны каббалы и открыто отрекшегося от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПОФОР И АБУНДИЙ [лат. Carpophorus et Abundius; итал. Carpoforo e Abbondio], мученики (пам. зап. 10 дек.), пострадали в г. Сполетий (ныне Сполето, Италия) и в г. Фульгиния (ныне Фолиньо, Италия). Сказание о К. и об А. сохранилось в составе Мученичества и обращения св. Анастасия и 11 братьев, или Мученичества 12 святых (BHL, N 1620-1622),- пространной агиографической повести о мучениках, пострадавших в обл. Умбрия. Мученичество 12 святых содержится в 2 легендариях, происходящих из аббатства Сан-Феличе-ди-Нарко (1194) и из ц. Сан-Брицио (нач. XIII в.), к-рые с XVI в. хранились в б-ке кафедрального собора в Сполето. Рукописи были использованы болландистом Кунрадом Яннингом, к-рый опубликовал Мученичество в сер. «Acta Sanctorum» . Др. версия сказания под заглавием «Мученичество святых мучеников Абундия и Карпофора» издана Бонино Момбрицио (BHL, N 1622). В Мученичестве повествуется о святых, живших в разное время, к-рые, однако, представлены как современники и родственники. Согласно Мученичеству, св. Анастасий, его сыновья Евтихий и Бриций, племянники Иоанн, Теудила, Вакх, А., К., Лаврентий, Прокл, Геркулан и Бараттал прибыли в Рим из Сирии в годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363). Они остановились в доме Римского еп. (папы) Урбана I (222-230), который рукоположил Бриция и К. во пресвитеров, а Лаврентия и А.- во диаконов. О прибытии из Сирии христиан, которые присоединились к рим. клирикам и проповедовали свою веру, донесли имп. Юлиану, и он велел их арестовать. Мучеников схватили и привели к императору, после краткого допроса их избили палками и бросили в темницу, где морили голодом. Через нек-рое время Анастасий был казнен, а др. христианам удалось бежать из Рима и скрыться в др. городах. Бриций, К. и А. прибыли в Сполетий, где находились проконсулы (наместники) Тургий, Леонтий и Марциан, жестокие гонители христиан. Мученики усердно проповедовали христ. веру, обратили множество язычников, устроили церковь и начали уничтожать языческие храмы и священные рощи. Узнав об этом, Тургий и Леонтий велели схватить мучеников, к-рые скрывались в доме благочестивой христианки Синклеты. На допросе К. и А. заявили, что поклоняться следует не ложным языческим богам, к-рые суть рукотворные идолы, а истинному Богу христиан. Наместники велели избить К. и А. палками, бросить в темницу и запечатать дверь, чтобы заморить мучеников голодом. После рассказа о пресв. Бриции, к-рому удалось спастись от гонителей, сообщается о том, как К. и А. были освобождены из темницы ангелом и укрылись в «крипте», расположенной за пределами города, где совершали богослужения и проповедовали.

http://pravenc.ru/text/1681159.html

Закрыть Первая паломница Запада Эта подвижница уже при жизни была легендой 27.04.2023 1390 Время на чтение 10 минут Преподобная Мелания Старшая - одна из самых интересных и ярких фигур в церковной истории 4-го века. С ней связаны родством или дружбой такие подвижники, как преподобный Руфин Аквилейский, святитель Павлин Ноланский, преподобный Исидор Странноприимец, блаженный Иероним Стридонский, диакониса Олимпиада Константинопольская и другие. Не менее значимой личностью была и ее внучка Мелания Младшая. Но о последней известно очень много благодаря житийным текстам Симеона Метафраста и игумена Геронтия, распространившимся и на Востоке, и на Западе, а также исследованию кардинала Рамполлы (1905 год). О Мелании Старшей сохранилось значительно меньше информации. Основная в «Истории Лавсаика» Палладия, познакомившегося с ней в Иерусалиме, да кое-что в письмах ее родственника святителя Павлина Ноланского и других современников. Палладий называет ее треблаженной, блаженный Иероним - новой Феклой, благороднейшей из римских жен. Конечно же, он имеет в виду благородство духа. Родилась преподобная Мелания в Испании около 342 года (более поздняя датировка убедительно опровергнута Мерфи), там же прошли ее детские и отроческие годы. Мать ее из богатого и знатного рода Понтиев была родной сестрой матери святителя Павлина Ноланского (по другой версии - Павлин приходился дядей Мелании, но она была старше дядюшки лет на 10). Отец святой Мелании (по другой версии - дед) получил консулат в 341 году. Семья была родовитой и заслуженной. Мужа - Валерия Максимуса - ей подобрали из такого же семейства. Она вступила в брак в 14-15 лет (356-357 год). Господь даровал молодоженам трех сыновей. Семейство переехало в Рим, Валерий Максимус сделал прекрасную карьеру и в 361 году стал префектом Вечного Города. Он пробыл на этом посту до 363 года, а потом, вероятно, был назначен президом в провинцию, возможно, в Испанию. Но обращает на себя внимание тот факт, что Валерий Максимус стал и пребывал римским префектом в правление Юлиана Отступника, поэтому могла иметь место ссылка, что кажется более вероятным. Как бы то ни было, семья последовала за ним. Возможно, семья святой Мелании была христианской, но, может, и нет, потому что ее близкий родственник Павлин благополучно жил в язычестве до 25 лет, пока не женился на христианке Тарасии. В любом случае, крестились тогда в зрелом возрасте, кроме случаев смертельной болезни. Когда Мелания Старшая приняла святое Крещение, неизвестно.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/11/...

Скачать epub pdf Память 26 мучеников Готских 2149 Память 27 марта Сии святые мученики пострадали при готском царе Унгерихе в царствование римских императоров Юлиана, Валентиниана и Грациана 2150 . В то время, когда они, будучи христианами, совершали богослужение и прославляли Бога в храмах своих, Унгерих послал своих слуг, которые по его повелению подожгли храмы и сожгли всех, находившихся в них, числом 308 человек. После сего, если встречали христианина, несшего во храм приношение, то, схватив, его подвергали допросу и, если он исповедовал свою веру во Христа, то его тут же бросали в огонь, и, таким образом, вместо приношений приносились Христу тела христиан. Эти тела святых мучеников собирала супруга другого готского царя, по имени Алла, готка по происхождению и правоверная христианка 2151 . Передав правление своему сыну 2152 и взяв с собою пресвитеров, она переходила с места на место, пока не поселилась вместе с дочерью своею Дуклидою в стране Сирской 2153 . После сего она призвала к себе сына своего и, когда тот пришел, она возвратилась с ним в Готию, а мощи святых отдала дочери своей, которая в царствование Валентиана и Феодосия пришла в Кизик 2154 и отдала часть мощей в этом городе на освящение храма. Возвратившись в Готию, святая Алла была побита камнями вместе с Агафоном и, таким образом, приняла мученическую кончину, а Дуклида мирно скончалась, спустя несколько лет после смерти своей матери. 2149 Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря. Готы жили главным образом по реке Дунаю в нынешней Румынии. Впоследствии они расселились почти по всей Европе. 2150 Юлиан царствовал с 361 до 363 г., Валентиниан – с 364 до 375 г., а Грациан – с 375 до 383 г., так что царствование этих трех императоров обнимает период времени около 20 лет. 2153 Сирская страна, или Сирия, расположена была в Азии, на севере от Палестины. Предполагают, что Сирской страной здесь называется страна римская, вероятно, нынешняя Румыния. 2154 Под этим названием известен город в северной Мизии, в Малой Азии, но так же называлась местность в нынешнем Крыму, где было готское княжество. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Следует также упомянуть о попытке возрождения язычества императором Юлианом Отступником (331/332–363). Воспитанный в христианской вере, крещенный в юности и даже посвященный в степень чтеца, Юлиан тайно симпатизировал язычеству. Придя к власти в 361 году, он сделал свои симпатии явными и поставил целью восстановление язычества в качестве господствующей религии. В его планы не входило открытое и массовое гонение на Церковь , подобное тем, какие имели место в доконстантиновскую эпоху: Христианская Церковь стала достаточно крепкой, многочисленной и влиятельной, чтобы с ней можно было вступить в открытую борьбу. Юлиан избрал более прикровенную тактику. Летом 362 года он издал «Эдикт об учителях», целью которого было возбранить христианам преподавание в университетах и школах. Эдикт ставил своей целью нанесение удара по христианской интеллигенции, которая была все еще достаточно малочисленной. Трудно предположить, как бы развернулась деятельность Юлиана, если бы после непродолжительного царствования он не погиб в ходе военной кампании против персов. Правление Юлиана стало последней в истории Римской империи попыткой реванша язычества. При Валенте, покровительствовавшем арианству, язычество вновь отступило на второй план, а император Феодосий Великий (347–395) нанес по нему решающий удар, объявив его в 380 году вне закона и сделав христианство обязательной верой. В 381 году Феодосий созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором было вновь осуждено арианство, а также ряд других ересей, в том числе монтанизм, аполлинарианство и савеллианство.  Осуждены были также «духоборцы», или македониане (по имени епископа Константинопольского Македония), учившие, что Святой Дух не равен Отцу и Сыну и не является Богом. В период, предшествовавший Собору, учение о Святом Духе было предметом разногласия не только между арианами и защитниками Никейской веры, но и в среде последних. Василий Великий , например, из осторожности избегал называть Святого Духа Богом, за что его упрекал Григорий Богослов . Сам Григорий с ревностью защищал учение о Божестве Святого Духа на Вселенском Соборе и после его окончания. Отцы Вселенского Собора существенно расширили Никейский Символ веры , заменив лаконичное «И в Духа Святого» на: «И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, вещавшего через пророков». Однако в этих словах нет прямого утверждения о том, что Святой Дух является Богом. Отвергнув ересь пневматомахов и признав Духа равным Отцу и Сыну, участники Собора не пошли на то, чтобы внести утверждение о Божестве Святого Духа в Символ веры . Это утверждение стало общепринятым в православной триадологии уже после Вселенского Собора. Христологические споры

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 586 г. направленный в К-поль папский апокрисиарий Григорий (впосл. свт. Григорий I Великий , папа Римский) послал в Ватиканскую базилику св. Петра главу Л. Согласно хронике мон-ря св. Андрея ad clivum Scauri в Риме (древнейший список XII в.), он также привез из К-поля руку Л., к-рая была положена в ц. ап. Андрея близ собора св. Петра ( Godding. 2004. P. 149-150). В Падуе в бенедиктинском мон-ре Санта-Джустина также с древности почитались мощи Л. Предполагали, что они могли быть привезены туда либо в правление имп. Юлиана Отступника (361-363), либо в иконоборческий период. В базилике монастыря Санта-Джустина также хранится икона Божией Матери К-польской, к-рая, по местному преданию, была написана Л. и привезена в Падую вместе с его мощами (однако недавнее исследование деревянной основы показало, что икона создана между 1020 и 1170 гг.). В «Истории перенесения мощей апостолов Луки и Матфея из Константинополя в Падую» (между 1260 и 1280) повествуется, что во время уничтожений реликвий и икон при Юлиане Отступнике свящ. Урий, хранитель ц. св. Апостолов в К-поле, увез из столицы мощи апостолов Л. и Матфея. Он отправился на корабле в Италию, сначала достиг островов Венецианской лагуны, затем прибыл в Падую и передал мощи мон-рю Санта-Джустина. Нек-рое время они хранились в базилике, но из-за вражеских нашествий (скорее всего во время нападения венгров в 899) были скрыты на расположенном рядом кладбище, к-рое было разрушено землетрясением 1117 г. Согласно «Сказанию об обретении мощей мц. Иустины, ап. Луки и ап. Матфея», эти реликвии были обретены 14 апр. 1177 г. Свинцовый саркофаг с мощами Л. был обнаружен на месте раннехрист. мартирия (на мраморной сени VI в. сохр. лат. надпись: «На этом месте помещены мощи святых апостолов»). Этот саркофаг представляет собой прямоугольный ящик длиной ок. 2 м, без декора, за исключением розетки звездчатой формы с 8 лучами, помещенной на одной из его коротких сторон. Опознание останков как мощей Л. было сделано на основании изображений на саркофаге символов евангелиста - тельцов (не обнаружены при исследовании в 1998, дальнейшее изучение показало, что первоначальная крышка утрачена, а новая изготовлена в эпоху Ренессанса) и надписи с именем святого, нанесенной на внутреннюю сторону саркофага.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Вступив в супружество с дочерью имп. Кантакузена (в 1408 г.), Стефан имел в ней добрую, благочестивую супругу; только она оказалась безплодною, и это печалило обоих. Состарившаяся Милица-Евфосиния приняла монашество с именем Евгении в обители Люботинии, построенной ею между Каранавацом и Крушевацом, и скоро (нояб. 11, 1405 г.) скончалась. Счастлив был Стефан, имевший такую мать, какова была кн. Милица; умная, энергическая, благочестивая, она много облегчала тяжкую долю народа, над которым начал тяготеть меч турок, восстановляла народные храмы, напр. Дечанской обители, утешала бедность и вдовство безприютное. Летопись говорит о Милице: «по смерти мужа своего, недалеко от Крушевца, в Рассии, созда монастырь, зовомий Любостиня, и тамо постриглася в иночество и совокупила многия сестры, наипаче великих госпожи, котории вдови изостали по мужех избитых с Лазаре на Косову. И тамо преставилася и погребена. А како она тамо Богу угодила, свидетельствуют чудеса повседневныя над немощными, котории приходят к гробу ея, многократ и миро истекает от гроба ея». Она скончалась в великой схиме нояб. 11, 1405 г. 360 Стефан умным правлением своим приводил в порядок и оживлял отчизну.– Он писался в грамотах: «милостию Божиею господин вьсои земли србскои и поморию и подунаиским странам» 361 . Соседи уважали его.– Венгерский король Сигизмунд искал союза с ним. Пользуясь тишиною, Стефан стал украшать избранный им для пребывания своего Белград. Построив себе княжеский дом и храм св. Николаю, устроил при последнем обширную больницу. Затем стал строить обитель иноческую, себе Задушбину; это на горе при р. Рессаве, в браничевском округе. Храм строился в честь св. Троицы и он был украшаем лучшими художниками; приглашены были иноки, особенно из Афонской горы. На освящение храма приглашен был патр. Кирилл, с собором архипастырей сербских,– почётные светские люди княжества также были здесь. В праздник св. Троицы в 1408 г. освящен был храм с полным торжеством 362 . По житию, храм убран был мрамором и дорогою мусиею; летописец отзывается о живописи его: «банско злато и ресавско писание не обретаетьсе нигде же» 363 .– Приглашены были иноки для общежития особенно из Афонской горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, казалось, что восшествие на патриарший трон Фотия означало возвращение мира в Константинопольскую Церковь , её единство. То же самое впечатление преобладало и в византийском обществе, которое чувствовало, что мир спасён и что споры партий – дело прошлого. Это стало возможным благодаря мудрому решению Игнатия уйти в отставку и принести в жертву свои личные интересы, а также примирительному духу Фотия и готовности делать уступки. Восстание партии игнатиан и его причины Мир, к сожалению, не длился долго. Спустя два месяца после интронизации Фотия борьба между этими двумя партиями вспыхнула с новой, небывалой силой. Игнатианские источники делают Фотия ответственным за возобновления вражды, поскольку он нарушил подписку относительно Игнатия 358 . В чём именно состояло это нарушение, они не указывают. С особым гневом нападает на Фотия Никита. Для того, чтобы проверить эти сведения из антифотианской среды, мы имеем четыре письма, которые патриарх адресует Варде в начале правления. Там Фотий объявляет правительство непосредственно ответственным за совершённые жестокости, ходатайствует от имени некоторых из жертв, секретаря Христодула и хартофилакса Власия, и даже угрожает Варде своей отставкой, если преследования не прекратятся 359 . Таким образом, игнатианский и фотианский документы снова противоречат друг другу. Чтобы добраться до правды, мы должны узнать поводы возобновления вражды. Обратимся к Митрофану. У него освящается этот вопрос более обстоятельно, чем у Никиты. Согласно ему, новый конфликт был спровоцирован игнатианами. Они собрались в храме святой Ирины, объявили Игнатия законным патриархом и немедленно отлучили Фотия. С тех пор как Митрофан и другие игнатианские источники обвинили Фотия в нарушении его обещаний игнатианам, компромисса, подписанного по требованию упорных епископов, именно это явилось основным поводом для разрыва. Митрофан предоставляет нам основные положения компромисса: Фотий должен был почитать «Игнатия как патриарха, выше всяких подозрений и обвинений, возводимых на него; он никогда не должен говорить слово против него и не позволять это делать другим» 360 . Феогност 361 , исполняя роль Игнатия в его Libellus, говорит: «Когда же к нему [Фотию] приступили митрополиты, они затребовали у него документ, подписанный его собственной рукой относительно меня. В этом документе он утверждал в письменной форме и под присягой, что он может предпринять только то, что я одобрю, как если бы я был его собственным отцом» 362 . Никита заканчивает, заявляя, что Фотий обязался «оставить Игнатию его патриаршее достоинство, делать всё в соответствии с его пожеланиями и не чинить преград на его пути» 363 . Это значило, что Игнатия надо рассматривать, прежде всего, как патриарха, проживающего со всеми епископскими почестями в почётной отставке. Такими им кажутся детали условия, приемлемые для Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010