Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВИАН (Флавий Клавдий Иовиан; лат. Flavius Claudius Iovianus) (330/1, Сингидун, ныне Белград, Сербия - 17.02.364, Дадастана, М. Азия), рим. имп. (с 26/27 июня 363). Род. в семье комита доместиков Варрониана, к-рый в 30-х гг. IV в. был командующим гвардией имп. Константина II (337-340). Скорее всего И. принял крещение в юном возрасте, так же как Юлиан Отступник , поскольку при имп. дворе в 30-50-х гг. IV в. принадлежность к христианству была необходимым условием развития карьеры. Как и его отец, И. посвятил жизнь военной службе. При имп. Констанции II (337-361), вероятно с сер. 50-х гг. IV в., занимал пост протектора-доместика в имп. гвардии. После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. сопровождал его тело из Киликии в К-поль. При имп. Юлиане Отступнике (361-363) И. получил пост примикерия доместиков (начальник имп. гвардии). Ряд христианских авторов позднеантичной и византийской эпох упоминали, что И. был уволен со службы имп. Юлианом за верность христианству ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 22; Oros. Hist. adv. pag. 1967. VII 31); эти сведения следует признать легендарными. С весны 363 г. И. участвовал в походе имп. Юлиана против Персии в качестве примикерия доместиков. И. был избран императором на совещании командиров рим. армии в лагере в Сев. Месопотамии (восточнее совр. Самарры, Ирак) в ночь на 27 июня 363 г., сразу после гибели имп. Юлиана. Скорее всего И. представлял собой компромиссную фигуру, пребывание к-рой на престоле устраивало большинство группировок внутри рим. армии (офицеров-язычников и христиан, выходцев из разных провинций и т. п.). Так или иначе, его избрание не вызвало к.-л. серьезного противодействия как в армии, так и в гос-ве. Ввиду краткости периода правления И. сложно говорить о его политической программе. Основные мероприятия его правления были связаны с преодолением последствий и возможным сокращением ущерба для Римской империи от неудачного Персидского похода имп.

http://pravenc.ru/text/578216.html

Остаётся только предполагать, что это была подлинно христианская кончина живота. В историю древнецерковной письменности Созомен вошёл как автор лишь одной “Церковной истории”. Она содержит девять книг и охватывает период с 324 г. до 414 г., хотя сам автор имел явное намерение довести свою “Историю” до 439 г. Произведение посвящено императору Феодосию II Младшему, и в специальном “Посвящении”, предваряющем само сочинение, Созомен много говорит о добродетелях этого василевса. Перечислив многие из его добродетелей, автор заключает: “По всем этим причинам, приступая к изложению Церковной истории, я счёл необходимым посвятить её тебе. Ибо кому ещё я мог преподнести это сочинение, намереваясь изобразить добродетель многих богодухновенных ( qespes…wn) мужей, описать события вселенской Церкви ( kaqTlou ™kklhs…an) и показать, сколько встречала она врагов и как всегда находила покровительство у тебя и твоих предков? Итак, ты, знающий всё и обладающий всякой добродетелью, а особенно — благочестием ( в этом случае ‘православием’), которое, по слову Божию, есть начало премудрости, прими от меня это сочинение, рассмотри его и сделай к нему либо прибавления, либо что-нибудь исключи из него, как то подсказывает точное [рассуждение твоё], очищенное твоими трудами. Ибо что покажется хорошим тебе, то будет полезно и превосходно для всех читателей”. Следовательно, Созомен делает императора как бы высшим судьёй своего труда. Здесь же в “Посвящении” он излагает и структуру произведения: первый и второй тома ( mTmoj) охватывают церковные события царствования Константина Великого (324–337 гг.), третий и четвёртый тома — события при правлении его сыновей (337–361 гг.), пятый и шестой — царствование Юлиана Отступника (361–363), Иовиана (363–364 гг.), Валентиниана (364–375 гг.) и Валента (364–378 гг.), седьмая и восьмая — события до начала царствования Феодосия Младшего (408 г.), а девятая — само это царствование. Эта авторская структура действительно определила остов “Церковной истории”, только девятая книга по каким-то неизвестным нам причинам не была завершена.

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

Илария Пиктавийского ( Hilar. Pict. Fragm. hist. B. VI 3), приписывал эту формулировку именно М., к-рый, как следует из его слов, был основным редактором конечного текста «датированной веры». Герминий писал, что «веру надиктовал Марк, избранный нами всеми» (Marcum a omnibus nobis electum fidem dictasse). Об участии М. в Селевкийском Соборе осенью 359 г. ничего не известно. Дальнейшие сведения о М. относятся к его подвигу исповедничества при имп. Юлиане Отступнике (361-363). При смене гос. политики М. припомнили разрушение храма в Арефусе и обязали его восстановить святилище за свой или церковный счет либо внести на его постройку соответствующую сумму. М., видя гнев арефусийских язычников, бежал из города, однако, узнав, что в уничтожении храма обвинили людей из его паствы, вернулся. М. схватили и потребовали выдать означенную сумму. Он отказался, и его подвергли бичеванию, затем бросили в зловонную яму, потом отдали на поругание толпе мальчишек, которые кололи его тело стилосами. Созомен в отличие от Феодорита Кирского описывает этот эпизод более драматично: подростки издевались над М., пинали его и «изорвали уши в клочья». Потом, намазав епископа рыбьим жиром и медом, они посадили его в тростниковую корзину и подвесили на дерево; М. жалили пчелы и осы. Святой говорил мучителям, что он парит высоко, а они, как пресмыкающиеся, ползают по земле. Видя терпение старца, язычники дважды снижали требуемую сумму, однако святой заявил, что не даст ни обола на столь нечестивое дело. Ничего не добившись, они отпустили М. Созомен добавляет, что это было сделано по распоряжению префекта, к-рый указал имп. Юлиану на бесполезность таких мер, служащих скорее к чести христиан и бесславию язычников. Отсюда следует, что М. был официально привлечен к суду за разрушение храма и в соответствии с законом подвергся пыткам (т. е. бичеванию). Феодорит отметил, что многие из его мучителей, видя подвиг исповедника, обратились ко Христу и впосл. были наставлены М. в вере. М. скончался в правление имп. Иовиана (363-364), видимо вслед. перенесенных пыток. История диакона К. († 363/4), пострадавшего в Илиополе (ныне Баальбек, Ливан), не имеет прямого отношения к М. Гонения в Илиополе в 362-363 гг. носили спонтанный характер. Толпы язычников устроили погром христ. общины. Феодорит Кирский писал, что идолопоклонники растерзали К. за разрушение множества идолов. После того как диакон был убит, нек-рые язычники, разрезав его чрево, съели печень. За это участники злодеяния понесли различные наказания от Бога: у одних выпали зубы, истлел язык, другие ослепли. Созомен не упоминает о К., но рассказывает, что в Илиополе ярость толпы обрушилась на посвященных Богу дев, к-рых сначала выставили нагими для всеобщего поругания, потом содрали с них кожу, а их тела бросили на съедение свиньям. Согласно Феодориту, христ. девы пострадали в Аскалоне и Газе в Палестине. Почитание на Востоке и у славян

http://pravenc.ru/text/2562256.html

Феодорит повествует и о таком случае. Однажды до пустынника Юлиана дошли сведения об антихристианских угрозах римского императора Юлиана (361–363 гг.), вошедшего в историю с прозвищем «Отступник», так как он отступил от заветов Константина Великого , признавшего христианскую религию. Узнав о столь позорных деяниях императора, Юлиан-отшельник дал обет в течение десяти дней беспрестанно молиться. Он истово выполнял свой обет и однажды во время молитвы услышал голос, поведавший ему, «что нечистое и мерзкое животное погибло». Так Провидение сообщило отшельнику о смерти, постигшей Юлиана Отступника во время похода на персов. Несмотря на то, что срок обета еще не истек, Юлиан тотчас же прекратил молитву и молитву ходатайственную заменил псалмопением, воссылая благодарственное пение Господу-Спасителю» (Там же). Замена молитвы пением псалмов представлялась Юлиану естественной реакцией на радостное сообщение о божественном возмездии, настигшем врага христианства. Рассказывая о монахе Публии, Феодорит Киррский пишет, что тот никогда не проводил время праздно и что, подобно уже упоминавшемуся Маркиану, «за псалмопением у него следовала молитва, молитву сменяло псалмопение, а после того и другого он обращался к чтению Божественных Писаний» (Там же, 5). Таким образом, мы узнаем, что чередование пения с молитвой – самое распространенное времяпрепровождение для пустынников. Действительно, молитва, псалмопение и чтение Священного Писания – три важнейших дела, посредством которых осуществлялось отрешение от мира и служение Богу. Вокруг Публия группировались монахи-греки, ежедневно возносившие молитвы и песнопения на греческом языке. Под их влиянием местные жители Малой Азии также стали приобщаться к идеям христианства. В конце концов греки и аборигены объединились в единое монашеское братство и «совершали песнопения попеременно то на одном, то на другом языке». Это был своеобразный интернациональный хор, сплоченный идеями христианства и, конечно, едиными песнопениями. Феодорит рассказывает также о служении аскета Афраата, воспитанного «между персами и народами, зараженными нечестием (Там же, 8). Сам Афраат достиг высочайшей добродетели благодаря тому, что после крещения «предавался попечению о своей душе» в построенной невдалеке от месопотамского города Эдессы хижине. Когда во времена правления императоров Иовиана (363–364 гт.) и Валента (364–378 гт.) происходили жестокие гонения на христиан, Афраат вместе со всем христианским народом пел знаменитый 136-й псалом «При реках Вавилона», в котором оплакивается судьба евреев в вавилонском плену. Образы этого псалма были настолько близки униженным и преследуемым христианам, что они воспринимали псалмовое повествование как рассказ об их собственной доле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340 г.), Констанс (до 350 г.), управлявшие Западом, и Констанций, управлявший сначала (с 337 г.) Востоком, а по смерти Констанса и Западом (до 361 г.). Они изменили политику своего отца по отношению к язычникам; строгие и насильственные меры против язычников, по их понятию, могли скорее всего уничтожить идолопоклонство и дать полное торжество христианству. Особенно нетерпимостью отличался Констанций. Вместе с Констансом он в 341 году издал закон, которым под угрозой смерти запрещались языческие жертвоприношения и всякого рода суеверные гадания; тот же закон был повторяем еще несколько раз (в 346, 350, 353 и 356 гг.). Вместе с этим Констанций разрушал языческие храмы или отдавал их христианам, которые обращали их в церкви; только немногие храмы, бывшие памятниками истории или искусства, оставались нетронутыми. Вообще, в правление Констанция принадлежность к язычеству считалась государственным преступлением, как в прежние времена принадлежность к христианству. Следствием крутых мер Констанция было то, что толпы язычников обращались в христианство поневоле и без сердечного убеждения в истинности его. Язычники, состоявшие на государственной службе, прежде других спешили принимать христианство, чтобы удержать за собою занимаемые должности. Язычество уничтожалось быстро по городам, и только в важнейших их них, например Александрии, Афинах и Риме, оно имело еще значительную силу. Древние патрицианские фамилии Рима и ученые Александрии и Афин сильно отстаивали язычество; первые защищали религию своих предков, которые поставили империю на высшую степень славы и могущества, вторые – философию, науку и литературу, которые процветали в языческом мире. Сам Констанций при всем своем желании уничтожить язычество не отваживался разрушать языческие храмы в Риме и даже не отнял государственного жалования у жрецов. § 3. Положение Церкви при Юлиане Отступнике Насильственные меры Констанция повели к тому, что язычники, принявшие христианство поневоле и не принявшие его, сделались ожесточенными фанатиками и тем упорнее держались своей старой религии, чем настойчивее их преследовали. Затаенным желанием их было – взять перевес над христианами, какой они имели до времени Константина Великого . С восшествием на престол преемника Констанция, Юлиана (361–363), желания их исполнились на некоторое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Константина власть над империей перешла к трем его сыновьям, междоусобные войны которых продолжались до 351 г., когда одному из братьев, Констанцию, удалось сосредоточить всю власть в своих руках. За правлением Констанция следует короткий, но яркий эпизод двухлетнего правления императора–язычника Юлиана (361–363 гг.). За попытку возродить древние эллинские культы (правда, в соединении с некоторыми этическими положениями христиан) Юлиан был прозван церковью Отступником. Прямым преследованиям христиане при нем не подвергались; они только были отстранены от высших должностей и преподавания в школах. Широко образованный человек, приверженец неоплатонизма, Юлиан пользовался поддержкой образованной языческой знати, но не имел популярности ни в низших сословиях, ни в армии. После его гибели во время похода на персов у дела его не нашлось продолжателей. Сменивший его на престоле Иовиан отменил его распоряжения об ограничении прав христиан, – так после небольшого перерыва возобновилось победоносное шествие новой религии. При последнем императоре династии Константина, Валенте, правившем во второй половине IV в. совместно с Валентинианом, который устроил себе резиденцию в Милане, обособление западной и восточной частей империи стало очевидным; шел процесс образования двух самостоятельных культур. Через семнадцать лет после Валента основатель следующей династии, Феодосий I, умирая (395 г.), оставил в завещании сыновьям империю поделенной на две части: восточную половину получил Аркадий, западную – Гонорий. Таким образом, к концу IV в. четко определяются масштабы и пределы Византийского государства: оно занимало Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Сирию, Палестину, Армению, Киренаику, Египет и владело колониями на Черном море (Херсонес и др.); эту огромную территорию населяли греки, македоняне, фракийцы, готы, копты, сирийцы, армяне, славянские племена. Сословный состав империи по пестроте не уступал национальному. Крупные землевладельцы – потомки римской рабовладельческой аристократии – вместе с придворной знатью, императорскими чиновниками и высокими чинами духовенства составляли высшее сословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Установив, таким образом, тесную связь между онтологическими понятиями «сущность» и «ипостась», триадологией и языком Священного Писания, я проанализировал книгу III «Против Евномия». Меня смутил тот факт, что одна цитата из приводимых Василием из «Апологии» Евномия не обретается в существующей ныне рукописной традиции этой работы Евномия. Отсюда возникает вопрос — продолжает ли Василий в книге III опровергать «Апологию» Евномия? Когда я анализировал библейские аргументы, приводимые Василием, и сравнивал их с «Апологией» Евномия, у меня возникло впечатление, что Василий в книге III, изменяет свое намерение, учитывая то, что его учение о Святом Духе, как он его здесь вкратце обрисовал, аналогично учению Евномия. Я сравнил богословие, опровергаемое в рукописи книги III с богословием, опровергаемым Афанасием в его «Посланиях к Серапиону». Эти опровергаемые Василием и Афанасием учения о Святом Духе практически идентичны — и у нас появляется раннее свидетельство о спорах касательно учения о Святом Духе в Малой Азии в шестидесятых годах. Для понимания исторической обстановки, в которой были написаны эти три книги, я предположил, что существует связь между кратким намеком в Письме 223 Василия и полемической целью всех трех книг. Итак, заключил я, Василия попросили создать убедительное опровержение Евномия и установить общее основание для всех богословов, которые могли бы объединиться под знаменем Никейского Символа веры. Место и время действия — приготовления к Лампсакскому Собору 364 года. Раньше мы говорили о церковных партиях (сторонниках омоусиос, омиусиос, гетероусиос и т.д.), и меня удивляет, что в новейшей истории триадологических споров картина устойчивых партий сменяется картиной теологических стратегий и групп. Однако у нас есть более старые наблюдения, особенно сделанные издателем работ Афанасия Бреннеке, который утверждал, что границы партий были достаточно подвижными. Очень легко представить себе, допустим, переход некоторых епископов от омиусиан и к омеям (homeans). Как мне видится, после Юлиана (361-363 гг.) во время краткого правления Иовиана в начале 364 года группы сформировались новым образом, собрав вместе омоусиан и омеев, одинаково не принимавших богословия Евномия. Так, по моему мнению, правление Юлиана явилось своего рода «катализатором», сделавшим возможным переформирование церковных групп и коалиций.

http://bogoslov.ru/article/570196

Суворов Н. И. Знамено-Филипповский Яиковский монастырь Вологодской епархии//Вологодские епархиальные ведомости. 1888. 3. Прибавления. С. 40–41. Суворов И. Н.К истории Знамено-Филипповской Яиковской пустыни Устюжского уезда. Документ 1686 г.//Вологодские епархиальные ведомости. 1899. 20. Прибавления. – С. 501; Копытков В.В. Указ. соч. С. 93–97. В семействе «купеческого человека» Ивана Якимова Антипина (1697–1761 гг.) было двое сыновей. Старший – Михаил (1720 г. р.) проживал со своей семьей в родительском доме в Чухломе, младший, Иван (1734 г. р.), обустроился в Великом Устюге (РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 4077, л. 5 об.; д. 4078, л. 206 об.). ВУЦА, ф. 129, оп. 2, д. 1630, л. 5 об.–6. РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 4078, л. 206 об. Метрических и исповедных книг церкви Рождества Богородицы до 1772 г., в приходе которой состояли Антипины, в фондах ВУЦА не имеется. В исповедной книге за 1772 г. в «приказных и их домашних» указаны Великоустюжской провинции «канцелярист Иван Иванов Антипин 37 л[ет], жена ево Анна 21 г[од], у них дочь Анна девица 16 л[ет]» (ВУЦА, ф. 590, оп. 1, д. 1, л. 283 об.; ф. 361. оп. 1, д. 11, л. 417; ф. 363, оп. 1, д. 2149, л. 106 об.) Дворянская опека – орган, образованный при каждом верхнем земском суде на основании «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г .Учреждалась в составе уездного предводителя дворянства, судьи и 2– 4 дворян-заседателей, избираемых на 3 года. Ведению опеки подлежало назначение опекунов над малолетними сиротами, наблюдение за действиями опекунов и рассмотрение их отчетов (ВУЦА, ф. 361, оп. 3, д. 62, л. 1–1 об.; д. 563, л. 2; оп. 1, д. 11, л. 417). Там же, ф. 129, оп. 2, д. 209, л. 1а; Государственный архив Ярославской области, ф. 72, оп. 1, д. 1694, л. 1–2. РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 4078, л. 206 об.; ВУЦА, ф. 361, оп. 1, д. 11, л. 417; ф. 363, оп. 1, д. 5558, л. 1 об.; ф. 364, оп. 1, д. 74, л. 69 об. Согласно архивным данным, здесь Антипины поселились в 1780 г. Ранее они проживали в нижнем конце Никольской улицы, недалеко от Устюжской градской Рождественской церкви. В октябре 1780 г. Иоанн Антипин продал этот дом за 400 рублей «Великоустюжской области Совестного суда судье» полковнику Льву Разварину. Ещё ранее, в 1773 г., И. И. Антипин построил себе дом рядом с Устюжской Спасо-Преображенской церковью. Однако по жалобе местного священника Якова Артемьева «для предосторожности и сохранения церквей от пожарных случаев»Великоустюжское духовное правление 10 октября 1773 г. настояло на перенесении антипинского строения на другое место (ВУЦА, ф. 361, оп. 3, д. 2262, л. 15 об.; д. 135, л. 3–4; ф. 363, оп. 1, д. 2165, л. 189).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929631/

388 Речь идет об императоре Флавии Валерии Константине I Великом (306–337 гг.) и его сыне императоре Флавии Юлии Констанции II (337–361 гг.). Константин I умер 22.05.337, а Констанций II еще при жизни отца, в 324 г., был титулован цезарем и в 335 г. получил в правление азиатские провинции империи. 389 Флавий Клавдий Юлиан Отступник (360–363 гг.) сам происходил из рода Константина – он был сыном Юлия Констанция, племянником Константина I. К моменту его воцарения из рода Константина кроме самого Юлиана в живых, насколько нам известно, осталась лишь дочь Констанция II – Констанция, родившаяся уже после смерти Констанция II в 361 г. Сведений о преследовании ее и ее матери, третьей жены Констанция II, Фаустины, мы не имеем. Фаустина с Констанцией жили в Константинополе (Amm. Marc. XXVI, 7, 10), и уехала Констанция оттуда, только когда вышла замуж за императора Грациана (Amm. Marc. XXIX, 6, 7). По-видимому, этот пассаж о преследовании Юлианом верного христианской вере рода Константина Великого связан с распространенной в христианской литературной традиции, прежде всего восточной, легенды о языческих гонениях при Юлиане (см., например, Theodor. III или мартирий (рассказ о мученичестве) Иуды Кириака, епископа Иерусалимского, созданный в конце IV – начале V вв., согласно которому Юлиан пытает и казнит Кириака, его мать Анну и своего «начальника песнопений», который объявил себя христианином). Посещение Юлианом Нисибиса следует связывать с его походом против персов в 363 г. 390 Флавий Иовиан (27.06.363–17.02.364), будучи начальником личной охраны Юлиана, после смерти последнего был возведен на трон. Иовиан заключил с персидским царем Шапуром II мирный договор на 30 лет, по которому отказался от Армении и Месопотамии, в состав которой входил Нисибис. 391 Юлий I (337–352 гг.), папа Римский. Играл ведущую роль в борьбе против арианства во второй четверти IV в. Он оказал содействие в 339 г. Маркеллу Анкирскому и Афанасию Александрийскому после того, как они были низложены арианами. В 340 г. он собрал в Риме собор, куда съехались около 50 епископов, в основном Западной церкви, который признал эти низложения незаконными. Юлий единолично решил созвать Вселенский собор в Сердике (совр. София в Болгарии) в 343 г., на который, однако, восточные епископы не приехали. Собор поддержал решение Римского собора и утвердил за Римским епископом (Юлием) право принимать апелляции на решения всех провинциальных епископских синодов, присуждавших кого-либо к лишению епископского сана. В 346 г. по решению императора Констанция II Афанасию было возвращено епископское достоинство, и Юлий I отправил жителям Александрии послание, хваля их за верность истинному пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ И МАКАРИЙ [греч. Εγνιος κα Μακριος] († 362/363), преподобные, исповедники Антиохийские, Мавританские (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.). История Е. и М. имеет 2 традиции изложения. Первая связана с Мученичеством вмч. Артемия (BHG, N 169 y-z), где рассказывается, что, когда имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию, к нему привели пресвитеров Е. и М. На допросе они не только не отреклись от христ. веры, но и обличили императора в нечестии, за что их подвергли пыткам. Вмч. Артемий, пришедший в Антиохию в числе др. военачальников, стал свидетелем мучений пресвитеров и упрекал Юлиана в жестокости и языческих заблуждениях. Артемия, Е. и М. бросили в темницу. Наутро Юлиан повелел отправить пресвитеров в место под названием Авгасис (Αγασις), где не было воды. Там святые пребывали 40 дней и скончались 20 дек. Мон. Иоанн Родосский в поздней переработке Мученичества вмч. Артемия (BHG, N 170) называет место изгнания Е. и М. «Оасис Аравийский» (Οασις τς Αραβας) и добавляет, что через 40 дней пресвитеры были обезглавлены. Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Вторая традиция представлена в греч. Мученичестве Е. и М. и его кратких переводах на лат. язык (не позднее IX в.). Автор греч. жития рассказывает, что во время правления имп. Юлиана были схвачены братья-христиане Е. и М. Они предстали перед императором на суде. За отказ поклониться языческим богам братья были подвергнуты мучениям: их жгли огнем, подвесив вниз головой и связав ноги, затем положили на раскаленное железо. Юлиан хитростью, уговорами и обещаниями богатства пытался заставить Е. и М. поклоняться идолам. Когда братья отказались принести жертвы, император пригласил заклинателей змей. Но и змеи не устрашили Е. и М. Разгневанный Юлиан не казнил братьев, как они того желали, а отправил их в Мавританию, в г. Диндон (Δινδν). Е. и М. первыми проповедовали Евангелие местным жителям и совершили много чудес. Они поднялись на высокую гору, где в пещере жил огромный змей, причинявший вред обитателям этой страны. По молитве Е. и М. змей сгорел в огне, сошедшем с неба. Святые поселились на том месте и ничего не вкушали в течение 30 дней. После этого небесный свет в виде 12 лампад осветил пещеру и из камня, распавшегося на 2 половины, обильно потекла вода. Проведя 4 месяца в изгнании, Е. и М. с миром почили 22 февр.

http://pravenc.ru/text/187013.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010