С приходом к власти Юлиана Отступника (361–363) в Палестине стали возрождаться язычество и иудейство. Император повелел даже возвести вновь храм Соломона, дабы опровергнуть Иисусово пророчество. Но начавшееся строительство вскоре было остановлено из-за сильного землетрясения. Новый император Валент II также поддерживал арианство. На свою кафедру святой Кирилл окончательно возвратился лишь в 379 г., с приходом к власти православного императора Феодосия. Император созвал в 381 г. II Вселенский собор, на который был приглашен и Кирилл. Осудивший арианство собор почтил многолетний подвиг православного епископа, признав его единственным и законным епископом «Церкви Иерусалимской, Матери всех Церквей». С этого момента в Палестине начала возрождаться былая слава. Тем временем долгожданный мир и покой Иерусалимской Церкви сменили оригенские споры. Уже осужденный ранее на Западе Ориген имел массу почитателей в среде иерусалимской паствы, во главе которой стоял сам Иерусалимский епископ Иоанн II (386–417). Примирение наступило лишь к 411 г., когда на смену оригенским спорам в Палестину пришел пелагианизм. В этом году в Иерусалим прибыл еретик Пелагий, утверждавший, что спасение человека совершается лишь посредством совершенных дел и без участия Божией благодати. Собранный в Иерусалиме в 415 г. Поместный собор оправдал Пелагия, но в то же время запретил ему распространять свои воззрения. К V b. авторитет Иерусалимской Церкви вырос настолько, что ее жизнь стала привлекать внимание Царьграда. Период правления Патриарха Иерусалимского Ювеналия (422–458), поборника монашества и горячего защитника Православия, знаменовался восхождением на небосводе монашеской жизни Востока новых звезд: св. Евфимия, преп. Феоктиста, преп. Исихия и многих других, а также дарованием Иерусалимской Церкви статуса Патриархата. Осудивший вместе со Святыми Отцами на III Вселенском соборе несторианскую ересь Ювеналий был отмечен особым вниманием императора Феодосия II. Но лишь на IV Вселенском соборе, в 451 г., Иерусалимской Церкви был дарован статус Патриархата. Основными причинами достижения Иерусалимом этого высокого звания было все возрастающее значение этой Церкви в жизни Вселенской Церкви, состоящее в важности занимаемого ею места и активном участии на первых трех Вселенских соборах; возведение на Святых Местах величественных храмов и полное торжество в Палестине христианства; стечение со всего мира множества паломников; явление в лоне Церкви видных личностей и церковных учителей, а также их борьба за окончательное торжество Православия; большой интерес к Святым Местам императоров и, наконец, расцвет Иерусалима и упадок Кесарии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Лиддская (На Столпе В Лидде) " Описания иконы Описание иконы Лиддская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии В городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, они увидели на одном из опорных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы дивной красоты. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу. Во время правления императора Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по в[...] Икона Лиддская (На Столпе В Лидде) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта ­ ­и ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе. Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба. В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконобор[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-180

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Лиддская В городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, они увидели на одном из опорных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы дивной красоты. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу. Во время правления императора Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру, в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения нерукотворному образу Богоматери. В VIII веке по приказу Константинопольского патриарха Германа с него был сделан список, который чудесным образом оказался в Риме и также получил чудотворную силу (празднование 26 июня). Этот список получил наименование Римского. Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32–35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией. Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829–842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912–959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.

http://pravicon.com/info-102

Как это возможно? Ведь это означало бы, что причастник должен погрузиться в чтение Последования прямо во время Божественной литургии, фактически перестав участвовать в ней. В наши дни подобное небрежение можно встретить только у нерадивых прихожан, «не дочитавших» правило дома и стоящих в храме, уткнувшись в молитвослов. Но указания Последования не ошибаются. Происхождение Последования ко Святому Причащению уходит своими корнями в реалии церковной истории, действительно предполагавшие погружение в частную, а не общую, молитву непосредственно до и после принятия Святых Таин. Лишь с течением времени, когда эти реалии перестали существовать, произошло приспособление Последования к тому порядку службы, который нам привычен. Церковь в эпоху первых пяти Вселенских Соборов (IV–VI вв.): новые возможности и новые пастырские проблемы Упомянутые реалии относятся к эпохе первых пяти Вселенских Соборов. До того времени, то есть до IV века, Церковь представляла собой сеть рассеянных по Римской империи общин – совсем, как правило (исключение могли составлять крупнейшие города), небольших и постоянно находившихся под угрозой преследований со стороны центральной или местной власти. Центральное таинство Церкви – Евхаристия – происходило в форме совместных трапез этих общин, во время которых предстоятель (епископ или пресвитер), совершив благодарение, преломлял Святой Хлеб и подавал Его и Чашу всем присутствующим верным. В IV веке численность христианских общин многократно выросла. Этому способствовала политика римских императоров, начиная со святого равноапостольного Константина Великого (†337), который не только прекратил гонения на христиан, но и предоставил христианским общинам и их предстоятелям некоторые льготы, включая частичное освобождение от налогов. Следующие императоры продолжили наделять Церковь различными привилегиями (хотя некоторые из них, будучи арианами, на деле препятствовали Православию), а также начали постепенно ограничивать в правах старое римское язычество. Даже кратковременное правление Юлиана Отступника (361–363), попытавшегося вернуть язычеству доминирующее положение в империи, лишь ускорило окончательно завершившийся при императоре Феодосии Великом (†395) процесс закрытия языческих храмов и исключения языческих практик из публичной сферы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Федор Тирон Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание. При императоре Максимине Дазе (305–313) Епископ Мефодий Патарский Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа. Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан. При императоре Лицинии (308–324) 40 Севастийских мучеников Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы. Святой император Константин I Великий (306-337) Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

http://foma.ru/ot-nerona-konstantina-poc...

Да и сам Констанций оказался непоследовательным. В 357 г. во время посещения Рима император-христианин восхищался красотой языческих храмов и статуй, исполнил буквально все отправления верховного жреца, подтвердил привилегии весталок, учредил обычные пособия на языческие обряды и назначил членов римской языческой знати на различные должности. Единственной антиязыческой мерой Констанция во время его визита в Рим был приказ удалить из зала заседаний сенатской курии алтарь Победы. В целом религиозная политика Констанция оказалась несостоятельной: раздоры в среде христиан усилились при нем настолько, что отвратили от христианства многих колеблющихся и даже новообращенных; меры против язычества оказались малоэффективными: запреты, несмотря на их строгость, оставались мертвой буквой, и языческий культ не был отделен от государства. Попытка нанести удар древней религии в условиях ослабления внутренними раздорами и внешним давлением церкви с самого начала была обречена на неудачу и привела к противоположному результату – короткому, но яркому периоду возрождения язычества при Юлиане. Недолгие годы правления – с 361 по 363 – этого без сомнения талантливого и яркого императора оказались переломными в сосуществовании язычества и христианства и имели большое значение для судеб последнего. Юлиан по существу дал понять христианским лидерам, что христианизация Римской империи не произойдет автоматически, и заставил их всерьез задуматься над тем, к чему может привести «обращение» христианства в империю. Кроме того, Юлиан дал христианам образцы борьбы с враждебной религией в условиях «мирного» сосуществования, причем об эффективности их христиане могли судить по собственному опыту. Меры Юлиана по отношению к христианству отнюдь не были столь суровыми, как его предшественника в отношении язычества. Прямыми репрессиями можно считать лишь отстранение христиан от общественных должностей и стеснение их в получении образования, что выразилось в запрете преподавать в школах христианским учителям. Вместе с тем, Юлиан не только предоставил христианам свободу вероисповедания, но даже вернул из ссылки сосланных Констанцием епископов, не без основания рассчитывая тем самым ввергнуть церковь в новые губительные междуусобные распри. Но Юлиан попытался сделать по отношению к христианству то, что спустя два десятилетия обрекло на гибель язычество – лишил церковь государственного субсидирования и отменил существовавшие на этот счет законы Константина-Констанция и привилегии клириков. Фактически этим был приостановлен процесс слияния церкви с государством. Действуя по отношению к христианству мудро, осторожно и расчетливо, Юлиан не дал повода даже церковным историкам назвать его гонителем христиан 38 , хотя антихристианская направленность его политики никогда не подвергалась сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

После возвращения в Рим Л. воздерживался от участия в богословских спорах. Папские легаты не присутствовали на Ариминском Соборе (лето 359) и на Соборе в К-поле (янв. 360), участники к-рого подписали отредактированную греч. версию ариминской формулы. Со временем Л. удалось восстановить свой авторитет, о чем свидетельствует визит свт. Илария в Рим после его возвращения из ссылки. В годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363) Л. осудил решения, принятые на Ариминском Соборе, и обратился к епископам Италии с призывом простить обманутых «по незнанию» участников этого Собора ( Liberius. 1916. P. 156-157). После Александрийского Собора, созванного свт. Афанасием в 362 г., отношения между Л. и вост. епископами стали налаживаться. После прихода к власти имп. Валента (364-378), к-рый покровительствовал арианам, вост. епископы стали искать поддержки у Папского престола; правивший на Западе имп. Валентиниан I (364-375) поддерживал никейскую партию. В 366 г. вост. епископы, участвовавшие в Соборе в Лампсаке (364), отправили к Л. посольство во главе с Евстафием Севастийским, выразив желание вступить в общение с Римской Церковью. Л. принял послов только после того, как они письменно заверили папу в том, что исповедуют Никейский Символ веры и осуждают еретиков. В свою очередь Л. вручил им послание о восстановлении общения с Церквами Востока при условии, что вост. епископы будут сохранять никейское вероисповедание ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12). Это послание было зачитано на Соборе в Тиане (367), и т. о. мир был восстановлен. Свт. Амвросий Медиоланский в соч. «О девах» передает содержание речи, к-рую произнес «блаженной памяти Либерий» в Ватиканской базилике св. Петра во время посвящения девы Марцеллины , сестры Амвросия ( Ambros. Mediol. De virginit. III 1-15). Согласно Liber Pontificalis, Л. облицевал усыпальницу св. Агнесы мраморными плитами и построил базилику, впосл. названную его именем, недалеко от рынка Ливии (iuxta macellum Libiae) (LP. T. 1. P. 208). Папа Римский Сикст III (432-440) построил на этом месте базилику Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре). Л. был похоронен в катакомбах Присциллы на Соляной дороге, возможно в базилике св. Сильвестра, где находились гробницы его предшественников.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Святитель Кирилл нашел приют у епископа Силуана в Тарсе. В 359 году в Селевкии (в Сирии) собрался Поместный Собор, в котором участвовало около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл. Акакий стал настаивать на удалении святителя Кирилла, но тщетно. Селевкийский Собор восстановил в правах святителя Кирилла. Тогда Акакий покинул Собор и в Константинополе перед императором Констанцием и Патриархом-арианином Евдоксием (360–370) оклеветал Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению. Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он под видом благочестия отменил все постановления Констанция. Святитель Кирилл вернулся к пастве. Через некоторое время Юлиан утвердился на престоле и открыто отрекся от Христа. Он позволил иудеям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм, выделив на это часть средств из государственной казны. Между тем святитель Кирилл предсказывал, что должны исполниться слова Спасителя о разорении самих камней храма ( Лк. 21, 6 ). Однажды ночью произошло столь сильное землетрясение, что сдвинулись с места даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма, а восстановленное незадолго до этого было полностью разрушено. После этого святитель Кирилл вновь подвергся изгнанию, а его место занял святой Кириак. (Он был иудей и носил имя Иуда. Во время поисков святой царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня он указал его сокрытое местонахождение. Уверовав во Спасителя после обретения Честного Креста, Иуда крестился и получил имя Кириак.) Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (†363; память 28 октября). После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз подвергся ссылке. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к пастве. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе в Константинополе, осудившем ересь бывшего константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев (Македоний считал Святого Духа тварным) и утвердившем Никео-Цареградский Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Речь идет о кратком правлении императора Юлиана Отступника (361–363), предпринявшего попытку реставрации язычества. По характеристике одного историка, “из всех мер, направленных против христианства, мера Юлиана была лучше других обдумана и искусно направлена: но ни одна не дала столь посредственных результатов”. — Буасье Г . Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в четвертом веке. М., 1892. С. 88. Святитель Кирилл Александрийский соотносит это место в плане историческом с Навуходоносором, а в плане духовном — с сатаной. — Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Ч. 10. Сергиев Посад, 1897. С. 263. Фраза tÍ „d…v dialšktJ подразумевает беседу на коптском языке. Употребляя понятие милость ( œleoj), преподобный Феодор, возможно, подразумевал тот смысл его, который Сам Господь наметил в Нагорной проповеди. “Путь милости — один из евангельских путей, поставленный Господом на пятом месте В форме милости и мира Господь выразил здесь любовь человека к ближнему. Следовательно, Он заповедал, чтобы мы все свои отношения к ближним измеряли милостию и миром   Только одни милостивые ( oƒ ™le»monej) получат то, что сами делают — они будут помилованы ( ™lehq»sontai). А об этом человек всегда молил Господа, и теперь молит и будет молить, пока стоит этот мир, весь лежащий во зле (1 Ин 5:19) Название сынов Божиих будет дано за всегдашнее творение мира. Следовательно, и милость Божия приобретается душою милостивою”. — Болотов В. В . Понятие милости (Богословско-филологический опыт разграничения ™lee‹n и ƒl£skesqai)//Христианское Чтение. 1897. Т. I. Ñ. 615. Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим ( deutereÚonti) при нем, то есть его помощником; см.: Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником. М., 1994. С. 100. Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A . La liturgie dans le au quatri–me si–cle. P. 262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. “Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле”. — Архимандрит Палладий . Указ. соч. С. 70. Повеление преподобного Феодора “торопить” (œpei­xon) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике будущего клирика и архипастыря ( mБj ™kklhs…aj тоа Qeoa leitourgÒj), для которого знание Священного Писания подразумевалось.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

В качестве ключевого был избран термин «ипостась», которым Каппадокийцы обозначали личностное существование, в отличие от «сущности» – термина, которым обозначили онтологическую общность. Отец, Сын и Святой Дух суть три Ипостаси, равные и единосущные одна другой, то есть имеющие одну и ту же Божественную сущность. Вторичное и окончательное осуждение арианства последовало на II Вселенском Соборе. Однако прежде чем говорить о нем, необходимо сказать о ереси Аполлинария Лаодикийского, осужденной на Соборе в Александрии в 362 году. Аполлинарий следовал Никейскому Собору в исповедании Божества Сына, однако считал, что человеческая природа Сына не могла быть совершенной, так как две совершенные природы – одна неизменяемая (Божественная), другая изменяемая (человеческая) – не могли соединиться в одном Лице. На основе классического деления человеческого естества на ум, душу и тело Аполлинарий утверждал, что у Христа не было человеческого ума, вместо которого был Божественный Логос. Учение Аполлинария предшествовало христологическим спорам V века. Следует также упомянуть о попытке возрождения язычества императором Юлианом Отступником (331/332–363). Воспитанный в христианской вере, крещенный в юности и даже посвященный в степень чтеца, Юлиан тайно симпатизировал язычеству. Придя к власти в 361 году, он сделал свои симпатии явными и поставил целью восстановление язычества в качестве господствующей религии. В его планы не входило открытое и массовое гонение на Церковь , подобное тем, какие имели место в доконстантиновскую эпоху: христианская Церковь стала достаточно крепкой, многочисленной и влиятельной, чтобы с ней можно было вступить в открытую борьбу. Юлиан избрал более прикровенную тактику. Летом 362 года он издал Эдикт об учителях, целью которого было возбранить христианам преподавание в университетах и школах. Эдикт ставил своей целью нанесение удара по христианской интеллигенции, которая была все еще достаточно малочисленной. Трудно предположить, как бы развернулась деятельность Юлиана, если бы после непродолжительного царствования он не погиб в ходе военной кампании против персов. Правление Юлиана стало последней в истории Римской империи попыткой реванша язычества. При Валенте, покровительствовавшем арианству, язычество вновь отступило на второй план, а император Феодосий Великий (347–395) нанес по нему решающий удар, объявив его в 380 году вне закона и сделав христианство обязательной верой. В 381 году Феодосий созвал в Константинополе II Вселенский Собор, на котором было вновь осуждено арианство, а также ряд других ересей, в том числе монтанизм, аполлинарианство и савеллианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010