Вопрос о провинциальном (фемном) управлении при Комнинах не разработан. Известно, что в XI веке число фем доходило до 38. 359 В связи с некоторым изменением территории империи в XI и XII веках, в смысле ее уменьшения, границы провинций и их число не могли остаться прежними. Материал для суждения по данному вопросу может быть почерпнут из новеллы Алексея III Ангела от ноября 1198 г., 360 где говорится о торговых привилегиях, дарованных императором Венеции и где перечисляются “поименно все области, находящиеся под властью Романии, в которых (венецианцы) должны торговать.” 361 Список, имеющийся в этой новелле и являющийся еще недостаточно изученным источником, дает приблизительное представление об изменениях, которые произошли в провинциальном устройстве империи в XII веке. Большая часть прежних фем управлялась военными должностными лицами, или стратигами. Позднее, особенно после битвы при Манцикерте в 1071 г., и затем в течение XII века, по мере возрастания турецкой опасности в Малой Азии и отделения Болгарии в 1186 г., территория империи значительно уменьшилась. Ввиду уменьшения территории, весьма важный и почетный титул стратига, присваиваемый главному должностному лицу фемы, к концу XI века вышел из употребления. При Комнинах титул “стратиг” исчез полностью, так как стал соответствовать гораздо меньшему, чем раньше, размеру провинций. Постепенно он был заменен “дуксом” – титулом, который носили в IX веке и ранее наместники некоторых небольших провинций. 362 В торговой ситуации империи при Комнинах и Ангелах произошло весьма важное изменение: в результате Крестовых походов Запад и Восток начали устанавливать прямые торговые связи между собой и Византия потеряла роль коммерческого агента между ними. 363 Это был тяжелый удар по экономическому могуществу империи. С другой стороны, и в столице, и в некоторых других городах Венеция уже обеспечила себе с начала царствования Алексея Комнина господствующее положение. При том же императоре пизанцы получили весьма важные торговые привилегии в Константинополе. Они получили место для причала (scala) и специальный квартал с лавками и частными домами. Специальные места были зарезервированы для пизанцев во время богослужений в Св. Софии и на ипподроме на время общественных спектаклей. 364 К концу правления Иоанна Комнина генуэзцы начали первые переговоры с Византией и совершенно очевидно, что основным пунктом этих переговоров были торговые дела. Политика Мануила была тесно связана с торговыми интересами Венеции, Пизы и Генуи, которые, уменьшая экономическое могущество империи, находились в постоянной торговой конкуренции между собой. В 1169 году Генуя получила исключительно выгодные торговые привилегии по всей империи, за исключением двух мест на северных берегах Черного и Азовского морей. 365

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

С этого времени правление Тарасия до конца его жизни представляется сравнительно покойным. Необыкновенно уживчивый, он сумел поставить себя в хорошие отношения и с преемником Ирины Никифором, низложившим ее 31-го октября 802-го года 357 . Из царствования этого императора летописи отмечают только один шаг Тарасия. Летом 803-го года против Никифора вспыхнуло возмущение, во главе которого стал начальник фемы Восточной Варданис Турк. Так как дела Варданиса пошли плохо, то он согласился положить оружие под условием сохранения ему жизни. Никифор дал письменное удостоверение, под которым в числе других первое место занимала подпись патриарха, – факт, свидетельствующий ясно, как в общем высоко стоял авторитет патриархов Византии, не смотря на случавшиеся насилия власти над отдельными иерархами 358 . Феофан добавляет, что Никифор не сохранил своего слова, подослал потом убийц к Варданису и таким образом не обратил внимания на ручательство патриарха 359 , но этот рассказ по всем признакам есть выдумка летописца, весьма неблагосклонно относившегося к Никифору 360 . Мы рассказали по возможности все факты церковно-политической деятельности Тарасия. Нам остается теперь отметить черты его жизни, как человека и пастыря. Из обзора его деятельности до – и после собора можно заключать несомненно, что он был человек горячо преданный делу православия и глубоко религиозный. Уже одно то, что Ирина выставила его – секретаря кандидатом на кафедру, говорит само по себе, что религиозность его и тогда уже была известна населению столицы 361 . В сане патриарха она проявлялась у него еще заметнее: он служил очень часто; любовь к богослужению у него была настолько велика, что ни старость, ни болезни не удерживали его от участия в нем: иногда от слабости он вынужден был опираться грудью на аналой (τετρπους) пред престолом 362 . Помимо того дома он часто и много молился 363 . В своей частной жизни он был чрезвычайно умерен и воздержен. Уже судя по сказанному выше, ему много приходилось работать – тем более, что образование, полученное им в юности, не могло удовлетворит запросов, которые предъявлялись к нему, как патриарху, и при том в такое смутное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евсевий Самосатский, сщмч. - житие Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 - 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: " Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам " . Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361 - 363). Наступило еще более трудное время - началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363 - 364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия - святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364 - 378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий - в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravicon.com/info-2241

Православные отмечают память священномученика Евсевия, епископа Самосатского. 5 июля, 2012. Новостная служба Священномученик Евсевий твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. За это он терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. 5 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Священномученик Евсевий твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. За это он терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 — 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, потребовал отдать этот акт. Святитель отказался. Разгневанный император пригрозил, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, и не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361363), началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363 — 364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364 — 378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Но верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель сказал, что следует повиноваться существующей власти, убеждая пасомых твердо держаться Православия.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

   Современные историки сравнивали его с Петром Великим в России и Наполеоном.    Евсевий Кесарийский в своем «Панегирике Константину» писал, что после триумфа христианства, положившего конец созданиям Сатаны, т. е. ложным богам, языческие государства оказались уничтожены: «Единый Бог провозглашен для всего рода людского. В то же время единая мощь, Римская империя, поднялась и достигла расцвета. В тот же период, по ясному знаку того же Господа, два источника благословения — Римская империя и доктрина христианского благочестия — слились вместе для блага человечества... Две могущественные силы, начавшиеся в одной точке, Римская империя под скипетром самодержца и христианская религия, подчинили все [эти] противоречивые силы». Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века    После смерти Константина его три сына Константин, Констанций и Констант, приняли каждый титул августа и разделили между собой власть в империи. Вскоре между тремя правителями вспыхнула борьба, в которой двое из братьев были убиты, Константин в 340 году, Констант десятью годами позже. Констанций, тем самым, остался единственным властителем империи и правил до 361 года. Будучи бездетным, после смерти братьев он был очень озабочен вопросом престолонаследия. Его политика по уничтожению всех членов своей семьи пощадила только двух двоюродных братьев — Галла и Юлиана, которых он убрал (kept away) из столицы. Желая, однако, обеспечить трон своей династии, он сделал Галла цезарем. Последний же вызвал подозрения императора и был убит в 354 году.    Таково было положение дел, когда брат Галла Юлиан был вызван ко двору Констанция, где он получил положение цезаря (355 г.) и женился на Елене, сестре Констанция. За кратким царствованием (361—363) Юлиана, смерть которого положила конец династии Константина Великого, последовало столь же краткое правление его преемника, бывшего командира придворной гвардии Иовиана (363—364), который был избран августом армией. После его смерти новый выбор пал на Валентиниана I (364—375), который, сразу же после избрания, был вынужден из-за требований своих солдат утвердить своего брата Валента августом и соправителем (364—376).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Император угрожал отсечь святителю руку — Евсевий протянул обе 5 июля. ПРАВМИР. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное ha I Bceлehckoм Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры. Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363). Наступило еще более трудное время — началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое ha I Bceлehckoм Соборе.  Ариане, боясь твердых исповедников Православия — святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Он убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravmir.ru/328449/

В наши дни, когда перед каждым верующим, как и перед всей Церковью, встают вопросы из глубин церковного сознания, а также поставленные миром в его агонии, метании и в его отчаянном искании ответов, ему доступных и понятных, — мы, верующие, должны научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных, а также людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью. Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный отцом Иларионом в наше понимание путей православного богословия через писания святого Григория Богослова. митрополит Антоний Сурожский ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ Святитель Григорий Богослов — один из наиболее прославленных богословов Восточной христианской Церкви. Наряду с Василием Великим и Иоанном Златоустом, он почитается в Православной Церкви как «вселенский великий учитель и святитель». В византийскую эпоху, то есть в течение десяти веков (с V по XIV век), Григорий воспринимался как «богослов номер один»: сам термин «богослов» отождествлялся в Византии прежде всего с его именем. По «индексу цитируемости» сочинения Григория уступали только Библии. Так же как на библейские книги, на сочинения «Богослова» писали многочисленные комментарии и схолии, его Слова читались в церкви за богослужением, его сочинения переписывались от руки и имели самое широкое распространение. В формировании догматического учения Восточной Церкви Григорий Богослов сыграл решающую роль, и многие его сочинения вошли в золотой фонд христианской письменности. Жизнь Григория совпала по времени с периодом возрождения христианской Церкви после трех веков гонений. После того как император Константин (306-337) издал Миланский эдикт, христиане получили легальный статус на территории Римской империи. Стремительный рост Церкви, начавшийся при Константине, продолжился при Констанции (337—361), который потворствовал арианской ереси. Краткое правление Юлиана Отступника (361-363) было отмечено попыткой возрождения язычества в качестве государственной религии, однако эта попытка не увенчалась успехом. Юлиан был последним языческим императором; его преемники Иовиан (363—364), Валент (364—378) и Феодосии (379—395), так же как и все последующие василевсы, были христианами. Феодосии был тем императором, который восстановил Православие после пятидесяти лет арианской смуты и утвердил Григория в качестве архиепископа Константинопольского.

http://pravoslavie.ru/6101.html

Современные историки сравнивали его с Петром Великим в России 197 и Наполеоном. 198 Евсевий Кесарийский в своем «Панегирике Константину» писал, что после триумфа христианства, положившего конец созданиям Сатаны, т. е. ложным богам, языческие государства оказались уничтожены: «Единый Бог провозглашен для всего рода людского. В то же время единая мощь, Римская империя, поднялась и достигла расцвета. В тот же период, по ясному знаку того же Господа, два источника благословения – Римская империя и доктрина христианского благочестия – слились вместе для блага человечества... Две могущественные силы, начавшиеся в одной точке, Римская империя под скипетром самодержца и христианская религия, подчинили все [эти] противоречивые силы». 199 Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века После смерти Константина его три сына Константин, Констанций и Констант, приняли каждый титул августа и разделили между собой власть в империи. Вскоре между тремя правителями вспыхнула борьба, в которой двое из братьев были убиты, Константин в 340 году, Констант десятью годами позже. Констанций, тем самым, остался единственным властителем империи и правил до 361 года. Будучи бездетным, после смерти братьев он был очень озабочен вопросом престолонаследия. Его политика по уничтожению всех членов своей семьи пощадила только двух двоюродных братьев – Галла и Юлиана, которых он убрал (kept away) из столицы. Желая, однако, обеспечить трон своей династии, он сделал Галла цезарем. Последний же вызвал подозрения императора и был убит в 354 году. Таково было положение дел, когда брат Галла Юлиан был вызван ко двору Констанция, где он получил положение цезаря (355 г.) и женился на Елене, сестре Констанция. За кратким царствованием (361–363) Юлиана, смерть которого положила конец династии Константина Великого , последовало столь же краткое правление его преемника, бывшего командира придворной гвардии Иовиана (363–364), который был избран августом армией. После его смерти новый выбор пал на Валентиниана I (364–375), который, сразу же после избрания, был вынужден из-за требований своих солдат утвердить своего брата Валента августом и соправителем (364–376).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ И ЗИНОН [греч. Ευ j σβιος, Νεστβος, Ζνων] († 361-362), мученики Газские (пам. греч. 21 сент.). Церковный историк Созомен сообщает ( Sozom. Hist. eccl. V 9), что во время гонения имп. Юлиана Отступника (361-363) братья-христиане Е., Н. и З. в Газе (Палестина) сначала были брошены в темницу и подвергнуты побоям, а затем растерзаны толпой язычников, обвинивших их в том, что они «пользовались обстоятельствами прошедшего времени для истребления и оскорбления язычества» (в правление имп.-христианина Констанция II, при к-ром имперское правительство, формально заявляя о своей терпимости к язычеству, под различными предлогами закрывало языческие святилища). Мучеников умертвили «жесточайшим образом»: их били палками и камнями, «женщины, выходя из-за станков, кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали ее на мучеников, то пронзали их вертелами». Тела мучеников сожгли за городом в том месте, где обычно сжигали трупы павших животных, и перемешали их кости с останками верблюдов и ослов. Однако по Божественному откровению останки мучеников были найдены некой христианкой, проезжавшей в то время через Газу, и переданы их родственнику, к-рого также звали Зиноном. Во время расправы над мучениками он бежал в соседний г. Антедону, где также претерпел побои от язычников. При имп. Феодосии I Великом (379-395) Зинон стал епископом Газы (более вероятно, Маюмы Газской - газского порта, ср.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1027), воздвиг за городом молитвенный дом, в к-ром поместил мощи мучеников вместе с останками исп. Нестора, к-рый при жизни был другом Е., Н. и З. Схваченный толпой вместе с братьями-мучениками, Нестор претерпел жестокие побои, но язычники, увидев его красивое лицо, сжалились и бросили его полуживого за городскими воротами. Он скончался в доме Зинона, несмотря на все усилия вылечить его. Юлиан Отступник, осудивший в послании к александрийцам убийство язычниками Александрийского еп. Георгия Каппадокийца (24 дек. 361), в послании к жителям Газы даже не упомянул о происшедшем событии. Более того, император сместил тогдашнего правителя пров. Палестина Первая за то, что последний, поступив по закону, взял под стражу нек-рых зачинщиков расправы над Газскими мучениками.

http://pravenc.ru/text/187384.html

В империи были случаи мученичества от рук раскольников новациан (сщмч. Ипатий Гангрский, Малая Азия, †326, память 31 марта) 275 . Борьбу с христианством вел император Юлиан Отступник (361–363), пытавшийся возродить в империи язычество. Но Юлиан «знал христианство изнутри и поэтому был убежден, что худшим оружием против него было бы гонение, сделавшее из “галилеян” мучеников» 276 . Преследования при нем не носили официального и массового характера, не были систематическим уничтожением христиан, совершались эпизодически и, образно говоря, в порядке самосуда. Тем не менее, и в его царствование церковный календарь пополняется новыми именами мучеников. К царствованию Юлиана относится подвиг очень почитаемого на Руси св. мч. Иоанна Воина (30 июля). Он служил в войске Юлиана и наряду с другими был послан преследовать христиан. Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, – освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу, за что был посажен императором в темницу. Когда в 363 году Юлиан был убит на войне с персами, св. Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Несмотря на мирную кончину (он умер в глубокой старости), св. Иоанн Воин причислен к лику мучеников за свое необычайное милосердие, за те мучения сердца, которые он испытывал, сострадая несчастным. Среди мучеников периода правления Юлиана Отступника – сщмч. Кириак, епископ Иерусалимский , престарелый иудей по имени Иуда, сообщивший св. царице Елене, что Животворящий Крест находится под языческим храмом богини Венеры на холме, над пещерой Гроба Господня. Иуда обратился ко Христу вместе со многими свидетелями воскресения мертвеца от прикосновения к нему Креста Господня и крестился с именем Кириак. После отсечения руки и других пыток он был брошен в кипящий котел по личному приказу Юлиана, когда тот прибыл в Иерусалим во время похода на персов. Память св. Кириака 28 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010