В последствии некоторые из этих сомневавшихся признали подлинность и самого Сто­глава, – один из таковых даже признал «необходимым согласиться, что митрополит Макарий подписал Стоглав со статьей о двуперстии, если только Стоглав был подписан присутствовавшими на соборе отцами» 51 (что, однако до сих пор не доказано). Мы не станем входить здесь в рассуждение о подлинности, или неподлинности Стоглава. Заметим только, что можно признавать несомненным, что на соборе 1551 года возобладали голоса за двуперстие и со­стоялось определение именно о двуперстии; но в то же время можно крайне сомневаться, чтобы это постановление состоя­лось в том запутанном и противоречивом виде, как оно излагается в 31 гл. Стоглавника, и чтобы в этом виде оно могло быть подписано м. Макарием и прочими отцами собора. В доказательство подлинности Стоглава «со статьей о двуперстии», т. е. и 31-й главы его, приводят наказные списки м. Макария. Но в них излагаются статьи Стоглава и кратко и не все 52 ; в частности, определение о двуперстии излагается в самом сокращенном виде, – приводится из 31 гл. Стоглава только часть его, помещенная в начале 53 . Отсюда, повторяем, можно только с решительностью за­ключать, что на соборе 1551 г. действительно состоялось определение о двуперстии; но отсюда еще не следует, что оно состоялось именно в том виде, как излагает его 31 глава Стоглавника. Наказные списки подтверждают действительность состоявшегося на соборе постановления о двуперстии, но не подлинность Стоглавника, как книги действительных соборных постановлений, и притом в полном его составе. А между тем не должно забывать известных, весьма важных исторических свидетельств, возбуждающих некоторые сомнения относительно постановлений Стоглавого собора и Стоглавника. Через год после Стоглавого собора, на новом соборе 1553 г. царь Иван Васильевич говорил с м. Макарием и епископами «о прежнем соборном уложении о многоразличных делах и чинах церковных, и по книге соборной чли, которые дела исправилися, и которыя еще не исправилися» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

43 Стреляния (стрелы, τοξεματα) юношеская (юношей, людей молодых, след. сильных и способных защищаться) сокрушат (мидяне и персы), – это значит, что даже лучших, самых могущественных воинов вавилонских враги лишат возможности стрелять, сломав стрелы их. 44 Под строкою в слав. тексте вместо этих слов стоит: притчу сию. Притчею (παροιμα) называется вообще искусственная аллегорическая форма речи, имеющая часто вид загадки, пословицы. Настоящая плачевная песнь называется притчею вероятно потому, что она имея вообще форму поэтическую, выражает мысль не прямо, а чрез сравнение и как бы с некоторою иронией. 45 Разумеются не только правители вавилонского царства, но и правители других подвластных Вавилону царств, в том числе и правители ассирийского царства, некогда поработившие израильтян. 46 Эта причина радости деревьев ливанских показывает, что царь вавилонский, овладев Палестиной, без пощады истреблял ливанский лес. 47 В этом смысле слова эти повторяют и поясняют высказанную выше мысль о том, что злое племя (семя) царя вавилонского не останется надолго, т. е. не наследует царства его (св. Ефрем Сир.). 49 Утреннюет (греч. ρθρζει), подобно тому, как – ночует, вечеряет значит – проводит утро; а от нощи утреннюет – значит начинает утро с глубокой ночи, когда еще темно, раньше утреннего рассвета. 52 Св. Иустин видит сходство между Иаковом и Мессией именно как между образом и прообразуемым: «Бог, говоря чрез Исаию о Христе, называет Его Иаковом и Израилем по сходству» (ν παραβολ). 53 Суд собственно означает приговор правды Божией, определяющей ту или иную участь людям ( Пс. 142:2 ), иногда же требование правды Божией, выраженное в законе, или самый закон, а так как у евреев понятие закона сопредельно с понятием религии, то и самую религию ( 4Цар. 17:26 ). В данном случае это слово следует понимать в последнем значении, разумея под ним новозаветный евангельский закон или религию христианскую (ср. выше Ис. 2:3 ). 54 Ниже ослабит, т. е. не даст послабления или свободы своему голосу, не станет из тщеславия напрягать голоса, подобно тому, как иногда делают люди, стараясь переспорить или перекричать один другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

—137— 59 . При решении указанных в ст. 58, п. «ж», дел приглашаются и представители заинтересованных учреждений, с правом совещательного голоса. 60 . Если при разборе и решении дела возникает разногласие, то дело решается большинством голосов: при равенстве голосов решает дело голос председательствующего. 61 . В случае несогласия правящего архиерея с решением епархиального совета, принятым в заседании, происходившем под личным его председательством, дело переносится на рассмотрение высшей церковной власти. При несогласии архиерея с решением, принятым епархиальным советом без его участия в обсуждении дела, архиерей, указывая основания своего несогласия, передает дело на вторичное рассмотрение совета. Если согласие и на этот раз не будет достигнуто, дело переносится на рассмотрение высшей церковной власти. Неотложные распоряжения по делу предоставляются власти епископа. 62 . Секретарь епархиального совета избирается епархиальным советом из лиц духовных или светских. Соответствуя тем нравственным требованиям, какие по ст. 53 и 54 предъявляются к членам епархиального совета, избираемый должен обладать высшим образованием. Секретарь утверждается высшею церковною властью по представлению епархиального архиерея. 63 . Секретарь епархиального совета обязуется присутствовать на всех заседаниях совета. Не принимая участия в постановлении решений, секретарь, при обсуждении дел, дает необходимые справки из законов, а равно справки и объяснения и по обстоятельствам дела. 64 . Секретарю епархиального совета принадлежит право: а) допускать к занятиям в канцелярии совета лиц, желающих поступить на службу в канцелярию, и, по надлежащем их испытании, представлять их к определению в должности и б) принимать на службу в канцелярию совета лиц, занимающихся перепиской и регистрацией, определять им, по их трудам и способностям, размер ежемесячного содержания, денежные награды и пособия, в пределах сметной суммы на этот предмет, по соглашению с епархиальным советом, с одобрения епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хаббарда, в попытке настолько дискредитировать их, чтобы каждый чувствовал отвращение к ним и не воспринимал исходящую от них информацию. В данном термине, как в капле воды, отражается военизированная паранойя сайентологов, поскольку он создан по ассоциации с деятельностью разведывательно-шпионских ведомств, вынужденных периодически дискредитировать своих провалившихся агентов. Эта тактика использовалась против CAN, подобные «мероприятия» проводятся регулярно и в отношении одного из переводчиков этой книги, Евгения Волкова. (Прим. перев.) n_47 Многие христиане верят, что они " рождаются вновь " , когда вверяют свою, жизнь Иисусу. Однако имеется существенная разница между переживанием личного опыта преображения и пребыванием под влиянием других людей в условиях сильного социального давления, эмоционально и психологически изнурительного манипулирования. n_48 Тренинговые упражнения (Training Routines) — жестко стандартизированные, механистические учебные процедуры, обязательные для многократного и много часового повторения во время семинаров в " центрах дианетики " и в " церкви сайентологии " . Их эффект в основном отупляюще-дрессировочный, иногда доводящий людей до тяжелейших нервных и психотических срывов. (Прим. перев.) n_49 Мне рассказала об этом Моника Пиньотти, бывший член сайентологической организации Си Орг с шестилетним стажем. n_50 Электронную почту тожеследует принимать во внимание, но пользоваться ею можно только в том случае, если у члена культа есть личный электронный адрес. n_51 Отзеркаливание — психологический термин, обозначающий сознательное зеркальное повторение позы, мимики, жестов, темпа и громкости голоса (и т. д.) своего собеседника для установления комфортного контакта. (Прим. перев.) n_52 Статистика приведена по данным Американской ассоциации по изучению тревожных расстройств (Anxiety Disorders Association of America). n_53 В оригинале — host, т. е. " принимающая сторона " , а в биологии — " приютивший паразита " . (Прим. перев.) n_54 Я впервые узнал об этих методах в 1980-81 гг., когда в течение года знакомился с принципами нейролингвистического программирования (НЛП).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Тем с большею готовностью на публичные прения шел сам св. Стефан. И вот все узнали время, когда будут спорить между собой учители веры, и собралось множество слушателей. Улицы не вмещали народа. Таким образом, все обратились за пределы селения, к берегу Выма. Пама начал свою речь к св. Стефану укоризнами: „какою властию ты все это делаешь 53 ? Дела твои таковы, каких никто до тебя не делал и не смел делать. За них достаточною казнью может быть только смерть, которую ты и потерпишь от наших богов, так что всякая память о тебе исчезнет». Св. Стефан спокойно ответил: „боги ваши и голоса не подали, когда я истреблял их». Затем он снова раскрыл пред всеми зырянами, кто же это были боги их. „Это бесы, изгнанные с неба (сказал он). Они-то принимали от вас божеское поклонение в идолах, которые сами по себе бездушны и ничем не в силах помочь вам. Они-то действовали чрез идолов, как могут действовать и на силы природы (на воздух и т. д.). Они всегда злы, завистливы и враждебны Богу и людям. Поэтому от них ничего не могло быть и для вас, кроме зла и погибели». Что же Пама, защитник идолопоклонства? Пама думает поддержать своих богов таким важным (по его мнению) обстоятельством: „пермяки смело идут против зверей (наприм., один-двое одолевают медведя), между тем как русские должны на этот раз запастись совокупною силою до десяти человек и более». Этот успех пермяков он и относил к помощи богов. Святой же Стефан для объяснения настоящего успеха не вдается в естественные или практические рассуждения. Он возводит мысль своих слушателей к первобыт­ному невинному состоянию человека, когда человек обладал и зверями; он представляет примеры из жизни святых, как святые Божии, снова приблизившись к первобытной святости, достигали и прежней власти над животными, даже самыми свирепыми. Пама прибегает к новому и будто более сильному доказательству, что вера их правая. Он говорит: „когда я и подобные мне жрецы обращаемся к богам нашим (здесь, разумеется, гаданье-волшебство), то через час же узнаем то, что происходит в дальней стороне, между тем как вы – христиане узнаете это разве через несколько недель».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Бесстыдно и дерзко взирали люди на Голгофскую Скорбь Страдальца. Били Его по Лику на суде. И вот скрыло солнце лик свой, не выдержало. И солнце и луна не дали света своего. И погрузилась Земля в страшную трёхчасовую тьму. Не могли светила взирать на Страдания своего Творца. Померк на Кресте Свет Истинный – померкли светила тварные. Бесчувственны были каменные сердца распинателей, не дрогнули сердца людские. Тогда Земля потряслась, и камни расселись. «И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на Земле. Такое землетрясение! Так великое!» ( Откр.16:18 ; «Чаша гнева Божия»). Содрогнулся Шар Земной, затрясся, лопнули камни, расселись, рассыпались. Так страдала Земля от Страдания своего Творца. И поныне сохранилась на Голгофе трещина, идущая не вдоль, а поперёк каменных слоев, что не могло произойти естественным образом. Отверзлись гробы от потрясения земного. И гробные пещеры Иудейских гор и скал устрашали случайных странников и прохожих открытым видом костей и скелетов людских, истлевших саванов и могильной тьмою. Открывшиеся покойники ждали с почившим Голгофским Страдальцем День своего воскресения. ( Мф.27:51–53 ). Над Землёю была беспросветная тьма... А ты, Иерусалим, город пророков и святых, город храма и жертвы, город царей и священников, что пережил ты? что ощутил? не остался ли бесчувственным? О, Иерусалим, Иерусалим, ты изверг из себя своего Владыку, вне стана твоего Он пострадал! О, Иерусалим!.. Тысячи и тысячи паломников с тысячами тельцов и овец наводняли в Тот День твои, Иерусалим, узкие улочки и дома. Твои священники и левиты заканчивали в храме последние приготовления к великой Пасхе. Мешала спустившаяся неожиданно тьма, но надо было спешить. Откладывать было некогда, к вечеру всё должно быть готово. И вдруг... изумленные взоры! – и остолбеневшие служители видят, как священная Завеса, полторы тысячи лет скрывавшая от взоров Святое Святых, рвётся... Рвётся сама сверху донизу. Не человек снизу, а некая Высшая Сила сверху разрывает, обнажая ветхую святыню... Хотелось зажмурить от страха глаза, чтобы не видеть непосвященным взором скрытое, неположенное им. (Только раз в год и только первосвященник мог зайти за Завесу) ( Исх.30:10 ; Лев.16:2 ; Евр.9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

53 «Хором в древней драме была бессменная группа мужчин или женщин, или тех и других вместе, имевшая назначением постоянно напоминать зрителям о предмете пьесы, месте действие и проч., вообще сообщать впечатление единства пьесе. Так как в книге П. П. действие происходит в женском отделении иерусалимского дворца, то хором или несменяемой группой на сцене являются в ней дамы Соломонова гарема; они играют роль посредниц между двумя главными действующими лицами». 54 «На востоке обморок считался особенным состоянием богоозарения, которое не должно было нарушаться прикосновением. Поэтому случаи обморока с героиней П. П. указывают неизбежное задержание действие или окончание акта». 55 Впрочем, Евальд не первый назвал Песнь Песней оперою. Такое определение находим уже у Вахтера (1722) и Антона (1800). Последний так определил музыкальное исполнение Песни Песней:      «Соломону      и одному из братьев Сулаииты принадлежит партия бассо, Суламите – сопрано, остальным действующим лицам – партия баритона» (Solomonis carmen melcum… Anton). Кэмиф указание на оперное исполнение Песни Песней видит уже в талмуде Sanhedrin, 101, а. Но употребленное там выражение Kemin Zemer не имеет отношения к опере. 56 До последней крайности мысль Евальда о закруглении отдельных партий н строф доведена у Вейссбаха, который строфы Песни Песней выравнивает, не только по количеству стихов, но и по количеству понятий и наименований, встречающихся в строфах. 57 Ссылка, не имеющая отношения к делу, потому что апостол Павел в указанном месте говорит о перемене тона н характера своих наставлений, а не голоса в буквальном смысле. «Не домышляюсь до вас», строго замечает апостол в ответ на это неуместное сопоставление Евальда. 58 Бетхер смешивает здесь простое антифонное пение псалмов или песни Девворы и игру на театральных подмостках как явления однородные. Но в таком случае всякие народная песни, обыкновенно состоящая из вопросов и ответов, должна считаться драмою, всякий простой разговор двух лиц – сценическою игрою.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

наше соч. о Страд. Иисуса Христа от Гефсим. до Голгофы), несмотря на все безбожие, притерпенное Им от поругания Его на суде Анны Каиафы и Пилата, несмотря, наконец, на «Голгофу и Крест, со всем хулением людей, пришедших на «зрелище» Его страданий и смерти на Кресте, Он пребыл беспредельно и безгранично до конца не отторженным в Своей Человеческой воле от Воли Божией, хотя в то же время имел в Себе лично только единое самосознание, что он есть Сын Божий, и что целые сонмы Ангелов, по монавению Воли Его Отца, а с Волею Отца и Его Воли, как Сына Божия, могут явиться на Его защиту вместо «малого его стада», т. е. вместо Его учеников ( Мф.26:53 ). Истинно так: стоя на сем суде, Он, «не восприкословил, не возопил, и никто не услышал на улицах голоса Его, трости надломленной не переломил и льна курящего не угасил»: В этой характеристике «Отрока, к которому благоволит душа Бога», дано нам, по самой сущности зла в мире, указание на то, что Иисус Христос судил зло Собою до совершенного и безусловно полного его не только истощения, но и отрицания его, как ничтожества, ибо, будучи «фикцией самобожества» или «яко-божества» падших разумно-свободных существ, зло реально только своим разрушением того, что есть истинно суще, так как сие истинно сущее есть суще от Бога и в Боге (См. наше соч. «Добро и Зло» глл. IV, V, VI – 58–101). Поэтому зло могло со всем и со всяким своим устремлением обрушиться на Личность Иисуса Христа, но Сам Он лично, по Своей человеческой воле, ни в каком моменте не явил Себя причастным злу: «Трости надломленной не переломил и льна курящего не угасил». Однако этот суд добра над злом, при всем его безусловном значении, был бы только в одной своей половине-части, если бы в то же время он не восполнялся второю своею половиною-частью: сию вторую половину-часть, с одной стороны, должно было бы составить, как действительно и составило, свидетельство-учение Иисуса Христа о такой совершенной полноте истины и правды Божией, которая не только содержала бы в себе и давала бы совершеннейшее ведение «вещей Божественных», принадлежащих Вере и благочестию для вечной жизни с Богом, но и указывало бы и предуставляла бы самый путь к вечной жизни; с другой стороны, должно было бы исторически, в смысле реального факта на земле в роде человеческом, составить, как действительно, и составило, откровение начала самой вечной жизни, как «Царства Божия на земле», как «скинии Бога с человеками» ( Откр.21:3 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Остаётся без предубеждения видеть положение этих слов за пределами слов молитвы пророка и их почти тожество с надписаниями псалмов 4, 6, 53, 54, 66, 75 (ср. 60 ) – технический термин надписания псалмов. Вся разница в том, что у Аввакума в 3, 19 мы читаем только лишний суффикс – или вернее, игнорируя гласные знаки, только – (). Некоторые авторитетные современные экзегеты признают эту прибавку излишней 225 , и тогда мы получаем в данном случае одинаковость заключительных слов книги пророка Аввакума с надписаниями псалмов. Что значит – это вопрос требующий специального исследования. Впрочем, () бесспорно есть причастие Pi’el’я в значении существительного начальник хора ( 2Пар. 34:13 ; 1Пар. 25 ); относительно же нужно признать, что он для исследователя Библии – загадка, как и вообще библейские музыкальные термины. Считают установленным переводить на струнных инструментах, хотя, ду­мается нам, содержание тех псалмов, которые над­писаны , и песни Аввакума оправдывает и определение этого термина у Raschi: sur mes chants (Neguinot) означает мелодические модуляции голоса, который повы­шается и понижается 226 . Перевод заключительных слов третьей главы пред­ставляется такой: «Начальнику хора – на струнных орудиях с меняющейся мелодией». Такими сопровождающими указаниями пророк снабжает свою , грустную мелодичную песнь для исполнения в храме Господнем. Мессианское значение пророчеств Аввакума по святоотеческому толкованию В предшествующем отделе нашей работы при истолковании непосредственного смысла книги пророка Аввакума пред нами постоянно, как правило для нас, предносился принцип блаженного Иеронима: Sequimur... historiae vilitatem 227 . Теперь, после попытки выполнить эту задачу, для нас встаёт ещё одна задача – дать духовное, мессианское толкование изучаемому нами пророчеству. В святоотеческих толкованиях на книгу пророка Аввакума на ряду с указанием прямого смысла заключающихся в ней пророчеств идёт толкование их переносное, типологическое – в духовном смысле, в приложении к временам Новозаветным, в частности и в особенности – к Господу на­шему Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

53.) 8. О преподавателях Преподаватели определяются епархиальным Архиереем, по представлению училищного совета, из лиц духовных и светских, имеющих удовлетворительные аттестаты о своем образовании в высших и средних учебных заведениях. (§ 54.) Примечание 1. Епархиальным преосвященным предоставляется казеннокоштных воспитанников духовных академий, равно и стипендиатов духовного ведомства, получающих образование на математическом факультете в университетах, определять на службу на имеющиеся вакансии в епархиальных женских училищах, если они сами выразят на то желание, с тем однако, чтобы всякий раз делалось предварительно сношение с центральным управлением о неимении к тому каких-либо особых препятствий. (Опред. 10 – 22 Марта 1877 г. 401. Ц. В. 14). Служба в епархиальных женских училищах окончивших курс воспитанников духовных академий засчитывается в счет обязательной службы по духовно-учебному ведомству за казенное содержание. (Опред. 2 – 9 Июня 1876 г. 986. Ц. В. 25.) Примечание 2. С разрешения Преосвященного, к преподаванию могут быть допускаемы училищным советом и учительницы, получившие достаточное образование и предварительно испытанные советом училища. (§ 54.) Преподаватель должен держаться установленной программы и назначенного учебника, не употребляя письменных к нему дополнений, без крайней нужды. (§ 55). Преподаватель должен пройти свой предмет в назначенный срок, заботясь о том, чтобы все, преподанное им воспитанницам, было основательно и отчетливо усвоено ими. (§ 56.) В случае невозможности быть в классе, преподаватель уведомляет начальницу о причине своего отсутствия заблаговременно, дабы начальница могла принять меры к назначению воспитанницам занятий. (§ 57.) 9. О почетном блюстителе по хозяйственной части Почетный блюститель по хозяйственной части избирается училищным советом из дворян, почетных граждан, или купцов, и утверждается в этом звании епархиальным Архиереем. Примечание. В эту должность могут быть избираемы и лица женского пола из тех же сословий. (§ 58.) Почетный блюститель содействует возможно лучшему содержанию училища по хозяйственной части денежными и другими, по усердию своему, единовременными или постоянными приношениями. (§ 59). Почетный блюститель имеет право осматривать училище и наблюдать за содержанием живущих в нем воспитанниц. (§ 60). Почетный блюститель приглашается в заседание училищного совета по хозяйственным делам, с правом голоса. (§ 61.) 10. О экономе училища

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010