На пространствах старых восточных деспотий был накоплен такой опыт нравственного поведения в условиях укоренившейся политической несвободы, который и не снился греко-римскому миру. … Афинский мудрец твердо знает, что его могут умертвить, но не могут унизить грубым физическим насилием, что его размеренная речь на суде будет литься столько времени, сколько ему гарантируют права обвиняемого, и никто не заставит его замолчать, ударив по красноречивым устам (как это случается в Новом Завете с Иисусом и с апостолом Павлом). … Сохранять невозмутимую осанку, соразмерять модуляции своего голоса и осуществляющие себя в этих модуляциях движения своей души можно перед лицом смерти, но не под пыткой … Восточный книжник, мудрец или пророк … хорошо знали, что их тела ничем не гарантированы от таких надругательств, которые попросту не оставят места для сократовской невозмутимости … Истина и святость обращаются к сердцам людей в самом неэстетичном, самом непластичном образе, который только возможен, — в потрясающем обличье «Раба Яхве» из 53-й главы Книги Исаии, явившем собой для христиан прообраз Христа: « …Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему, Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его». Ветхий Завет — это книга, в которой никто не стыдится страдать и кричать о своей боли. Никакой плач в греческой трагедии не знает таких телесных, таких чревных образов страдания: у человека в груди тает сердце и выливается в его утробу, его кости глубоко сотрясены, и плоть прилипает к кости (ср. псалмы 6, 21, 37, 54, 68, 101 и особенно монологи протагониста Книги Иова). В этой связи заметим, что ветхозаветное восприятие человека нисколько не менее телесно, чем греческое, но только для него тело — не осанка, а боль, не жест, а трепет, не объемная пластика мускулов, а уязвляемые «потаенности недр» … образ страждущего и терзаемого тела, в котором, однако, живет такая кровная, чревная, сердечная теплота интимности, которая чужда статуарно выставляющему себя напоказ телу эллинского атлета.

http://blog.predanie.ru/article/pustoj-t...

53 Пс., [ст.] 5. Чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша [рус.: не имеют] Бога пред собою. Кто эти чуждые и крепкие? Это – грехи: грехолюбивая плоть, грешный мир и диавол. Они восстают на нас постоянно и никогда не хотят иметь пред очами своими Бога. 8 ст. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо. Ты можешь отнести это к себе: ты жрешь Богу жертву бескровную; жри ее всегда волею, а не невольно, с охотою, а не принужденно. Ты, далее, имеешь тысячу причин исповедаться имени Господню, что оно благо. 54 Пс., [ст.1–4]. Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего [церк.-слав.: Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего]; внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь от голоса врага, от притеснения нечестивого. Ах, как часто должен взывать человек подобною молитвою! Сколько причин к постоянной внутренней молитве! Человек каждый день и час падает, грешит, и когда согрешит, в душе происходит беспокойство, смятение, тоска, тяжесть, потребность в помиловании; тогда душа невольно молится Богу, уста произносят как бы машинально: помилуй мя, Боже! Боже, милостив буди мне, грешному. Как хочется нам в этой греховной скорби, чтобы Бог внушил нашу молитву и не презрел моления нашего. Пс. 55 , ст.5. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? Человек праведный, богобоязненный не страшится людей, потому что надежда его – Бог всемогущий и праведный. В самом деле, что может сделать мне эта плоть, этот человек, который сам во всем так ограничен, бессилен, что не весть, что утре с ним случится? Пс. 56 , [ст.1–2]. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. Да будет в устах твоих чаще это моление Давида. Но с молитвою Давида имей и его упование. 3 ст. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне. К кому и взывать, как не к вечному Благодетелю нашему, Который Сам же велит нам призывать Его в день скорби нашей? Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня [ Пс. 49:15 ]. 5 ст. Я... среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч. Как прекрасно охарактеризовал святой Давид злость людскую: из уст человеческих, точно, будто стрелы сыплются на нас иногда, а языком своим они поражают нас, нашу честь, как острым мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И когда Господь давал Свое благословение женщине, а Иаир, полный тревоги и надежды, стоял возле, приходят к нему и говорят: «дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» Но не успел Иаир вымолвить слова, как «Иисус, услышав сии слова, – свидетельствует Марк, – тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй», и уже не медля, пошел к нему в дом. Вся толпа ринулась за ними, – но Христос «не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова». Далее мы являемся незримыми свидетелями необычайного чуда, подобного которому Христос еще не совершал ни разу. Он воскресил только что умершую двенадцатилетнюю девушку – дочь Иаира. Как это произошло? Мертвая девушка лежала во внутренних комнатах, а снаружи царило смятение, плач и жалобное завывание свирелей. Проходя сквозь группу плакальщиков, Христос сказал им: «что смущаетесь и плачете? девица не умерла, по спит». ( Мк. 5:39 ). Эти слова вызвали смех окружающих, они почли их нелепостью – «зная, что она умерла» ( Лк. 8:53 ). Но Христос, выслав всех, взял с Собою отца и мать девицы, а также трех учеников и вошел туда, где девица лежала, и взяв ее за руку, сказал: «Талифа куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала», – как свидетельствует евангелист Марк, – и начала ходить; ибо была лет двенадцати». Евангелист Лука добавляет: «И возвратился дух ее»... «и Он велел дать ей есть». «Видевшие это, – говорит Марк, – пришли в великое изумление». Разумеется, нельзя было не изумиться этому невероятному чуду, которое Христос сотворил как знамение Своей власти над смертью, как проявление Своей любви и жалости к великому человеческому горю и как силу, утверждающую и венчающую непоколебимость веры отца девицы. Но оно не было совершено Христом для доказательства Своего Бого-Сыновства и для «популярности» в народе – ибо «Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал». Приводимые ев. Лукой точные арамейские слова «Талифа куми» дают возможность человечеству во все века как бы слышать своими ушами и повторять звуки голоса, произносимые Самим Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Потом присоединяются и голоса ангелов с неба, говорящих: свят Отец, давший в жертву Тельца упитанного, не познавшего греха, как говорит пророк Исайя: «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ); свят Сын, Агнец, всегда приносимый в жертву волею и всегда живой; свят Утешитель, Дух Святой, совершающий жертву. Когда все это совершалось, старший сын, возвратившись из отлучки, услышал пение и лики, и подозвав одного из рабов, спрашивал его, что такое происходит, какой шум оглашает мои уши. Он говорит, а Давид пророк внутри дома воспевает: «тогда возложат на алтарь Твой тельцов» ( Пс. 50:21 ). Он же опять предлагает присутствующим угощение и говорит: «вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Там же и Павел, изъяснитель божественных тайн, взывает и говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Радостью торжествует Церковь и ликует. А он говорит рабу: да, пока я был вне дома, другие в мое отсутствие разделяют мои таинства в моем доме. Да, отвечает тот, пришел брат твой и отец твой заколол тельца упитанного, радуясь, что он возвратился живым и здоровым. Разгневался тогда праведник и не пожелал войти. Разгневался праведник и впал в рабство зависти; поправ удовольствия жизни, он сам был охвачен завистью. Но как же говорит Павел: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл. 9:3 )? Не с той, конечно, целью, чтобы представить праведника завистливым, употребил Спаситель такой оборот речи, но чтобы возвестить чрезмерное богатство милости Отца Своего. Это ясно обнаруживается из дальнейшего. Лк.15:28 .  Отец же его, выйдя, звал его. О, неизреченная мудрость! О, боголюбезный промысл: и грешника помиловал, и праведника ублажил; и стоявшему не позволил пасть, и падшего возбудил, и бедняка обогатил, и богатому не допустил от зависти впасть в бедность. Лк.15:29 .  Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; я хожу «в милотях, козьих кожах, терпя лишения , скорби, озлобления ( Евр. 11:37 ), Лк.15:30 .  когда же пришёл этот сын твой, презревший тебя и проживший твое имение с блудник ами, ты тотчас заколол для него упитанного тельца и ни словом не упрекнул его, ни видом не показав ему своего неудовольствиях, ты тотчас принял его гостеприимно: украсил всего твоею одеждою, облистал золотым перстнем, укрепил сапогами, ввел его в дом свой, и устроил для него трапезу, и чаши наполнил, и тельца упитанного заколол, и верных созвал на пир, и ангелов заставил ликовать, и устроил странное сопиршество неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С четверга на пятницу У Анны первосвященника и Каиафы. Апостол Петр, его отречения на дворе у Каиафы ( Мф.26:57 и д. Мк.14:53 и д. Лк.22:54 и д. Ин.18:12 и д.). Ночью еще Христа привели в дом Анны, бывшего прежде первосвященником, и тестя тогдашнему первосвященнику Каиафы. Анна все еще был почетным членом синедриона. Анна расспрашивал Христа об учении Его и об Его учениках, Христос говорить ему: «Я открыто говорил миру; Я всегда учил в синагоге и в храме пред всеми иудеями. Что же ты Меня спрашиваешь? Спроси тех, которые слушали и слышали, что Я говорил им». Тут один ударил Спасителя нашего по щеке, сказавши: «Так-то ты отвечаешь первосвященнику?» Христос говорит ему: «Если сказал я худо (неправду и дерзость), докажи, что худо; а если хорошо (правду и прилично), то за что ты Меня бьешь?» Иисус Христос у Каиафы Была еще ночь, Анна, не видя успеха своим расспросам, тотчас ночью отправил Иисуса к первосвященнику – Каиафе. Сюда пришли Иоанн с апостолом Петром. Иоанн был впущен по знакомству прямо во двор, а Петр оставлен у ворот; но потом и он, по ходатайству Иоанна, был впущен тоже во двор Каиафы и сел между служителями к огню погреться, и понаблюдать, чем кончится взятие Христа под стражу. В дом Каиафы были собраны уже все: и оба первосвященника и книжники. Конечно, они знали ответ Иисуса Христа Анне; и потому прямо вызвали заранее подготовленных свидетелей против Иисуса. Христос внушал спросить об Его учении слушавших оное. Вот и выступили двое и говорят: «Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу этот храм, и в три дня воздвигну его». Каиафа требует от Иисуса объяснения на это свидетельство. Христос молчит. Каиафа сам спрашивает: «Ты ли Мессия (Христос) Сын Божий» «Я», отвечает Господь. Тогда Каиафа, саддукей в душе, не отличавшийся ревностью по вере Иудейской, будто бы встревоженный ответом Христовым, лицемерно разодрал на себе одежды свои и сказал, обратясь к своим сослуживцам: «Он богохульствует. На что еще нам свидетелей? Вот теперь вы (сами) слышали от Него хулу на Бога. Что вы думаете с Ним сделать?» «Казнить смертью !» «он повинен смерти!» послышались голоса. Решено. Но это собрание незаконно, потому что оно было ночью. Положили объявить свое мнение утром; но слуги синедриона, бывшие при Христе, уже слышали приговор синедриона, и считали себя вправе тираниться над осужденным. Они, пока до рассвета, до утреннего собрания, плевали Христу в лицо, били Его по щекам, и при этом закрывали глаза Христу, злостно смеялись над Его всеведением: «Прорцы нам (угадай нам) Мессия (Христе); кто ударил Тебя?» Христос терпеливо принимал удары и молчал. Апостол Петр все это видел своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Но, Господи, прах и пепел дерзает спросить Тебя: скоро ли придешь изъять нас из этой юдоли плача? Ты медлишь, а порок и нечестие торжествуют на земле: добродетель гонима, а любящие Тебя страдают, умирая каждый день. Почему не приходишь? Время близко, говорит Господь. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Откр. 22, 11–12 ). Для нечестивых уготован вечный огонь, но правда требует исполнения меры грехов, чтобы нечестивые сделались достойными вечной казни; «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится»... Это для них же хуже: мнимое торжество их обратится в истинное и вечное бедствие и временные радости – в вечные слезы. Награды небесные бесконечны, почести перед престолом Божиим многообразны, чем больше подвигов, тем больше награды, чем величественнее победа, тем блистательнее венец: «праведный да творит правду еще», .это для него же лучше. В Царствие Божие не входит ничто скверное, чтобы войти туда, нужно чтобы и малые пятна грехов, слабости и неведения, от которых не свободен праведник, были омыты покаянием: «святый да святится еще», – тем беспрепятственнее будет для него вход в Царство Небесное, в сообщество чистых духов. Так, не Господь медлит прийти к нам и взять нас с Собою, а мы медлим очистить себя и приготовить к сретению Его. На Небе все готово, и возлюбленный Жених не замедлит: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною»... Воскресное чтение ( 114, 53–54 ). ВОЗДАЯНИЕ В притче о наемниках и тот, кому только один час пришлось работать, был одинаково вознагражден домовладыкой ( Мф. 20, 1–16 ). Часы дня в этой притче – образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час – последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь: все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена почти вся жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви голоса Господа: «Придите ко Мне все» ( Мф. 11, 28 ) и апостольского призвания: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5, 20 ). Святитель Феофан Затворник ( 107, 226–227 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Показывает нам Господь в Евангелии, каким образом воскреснем, ибо не одного Лазаря воскресил, а веру всех. Когда ты, читая, веришь, то и мысль твоя, которая была мертва, оживает. Господь, придя ко гробу, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон ( Ин.11:43 ); это сделал Он для того, чтобы показать образ и пример будущего воскресения. Для чего воскликнул голосом, когда мог действовать духом, когда мог повелеть молча? Конечно, для того чтобы показать написанное: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). Ибо труба издает свой звук от повышения голоса. И воззвал: Лазарь! Иди вон. Для чего добавляется также имя? Конечно, для того чтобы один восставший не был принят за другого, или чтобы воскресение не показалось случайным, а не происшедшим по повелению. Итак, услышал умерший и вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком ( Ин.11:44 ). Можешь ли понять, каким образом Лазарь с завязанными глазами и ногами вышел из гроба? Были на нем узы, но не удержали, покрыты были глаза, но видели. Ибо силой Божия приказания природа остановила свое действие, оставила свой порядок, повинуясь гласу Творца; расторглись узы смертные прежде, чем узы гроба: сила Божия действовала прежде, нежели Лазарь начал ходить. Если это тебе удивительно, то вспомни, Кто это повелел, – и перестанешь удивляться: Иисус Христос , Божия сила, жизнь, свет, воскресение мертвых. Сила поставила на ноги лежащего, жизнь дала хождение, свет прогнал тьму, возвратил зрение, воскресение же даровало жизнь. И удивительно ли, что на призыв Божий возвращается душа, возвращается костям кожа, когда от единого прикосновения тела пророка Илии воскрес мертвый: помолился пророк и воскресил умершего отрока. Апостол Петр именем Христовым повелел Тавифе встать и ходить, и тогда многие бедняки, радуясь, думали, что жизнь возвращена ей для творения милостыни; а мы и для спасения еще не веруем. Они воскресение ближнего испросили своими слезами, а мы не верим в существование воскресения и зная о страданиях Христовых. Когда Иисус испускал дух, чтобы показать, что умер для воскресения нашего, тогда явил и сам порядок воскресения: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим ( Мф.27:50–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В этом состоит путь креста. Он есть нечто иное, чем указанный выше путь аскетизма, и образует как бы его завершение. Если выше мы усмотрели специфическое существо христианского аскетизма в единстве самоопределения и любви, то это есть только как бы приближение, шаг на пути к тому последнему осуществлению смысла человеческой жизни, в котором человек уподобляется Христу, – к акту самопожертвования, добровольной жертвенной смерти из любви к людям и миру. Путь христианской жизни есть, в конечном итоге и последнем завершении, не простое следование отвлеченно-общим заветам и заповедям Христа; с полной отчетливостью он открывается нам как путь следования за Христом, подражания Христу. Основная, всеобъемлющая заповедь: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» – имеет свое иное выражение в завете уподобления Христу, стремления к совершенству Христову. Это совершенство нашло, как указано, свое последнее высшее выражение в добровольной, жертвенной смерти Христа за мир. Но, прежде чем пытаться уяснить подлинный смысл этого акта, попытаемся в меру возможности уловить основную, определяющую черту общего облика Христа. Указание на нее дано, как мне кажется, в словах: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня; ибо я кроток и смирен сердцем» (Мтф., 11, 29). Кротость, как основная черта облика Христова, выражена в Новом завете неоднократно – в цитатах из пророка Исайи, предрекавшего облик и образ жизни избранника Божия: отрок Божий, которого Бог избрал, возлюбленный Божий, на которого Он положил Свой Дух, «не вос-прекословит, не возопиет, и никто не услышит на улице голоса Его. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис, 42, Мтф., 12, 19–20). «Как овца, веден был Он на заклание; и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В унижении Его суд Его совершился» (Ис, 53, Деян. ап., 8, 32–33). Как известно, в состав заповедей блаженства также входит восхваление кротости. В числе парадоксальных и умиляющих в своей парадоксальности обетовании блаженства всем умаленным, страждущим, отрекшимся от земных благ и личного самоутверждения – обетование «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», имеет, как мне кажется, какую-то совершенно особую выразительность и как-то особенно поражает сердце. Качество, которое здесь имеется в виду, есть – как уже пришлось упоминать выше – конечно, нечто совсем иное, чем простая уступчивость по душевной слабости, по неспособности упорствовать и бороться там, где это нужно. Кротость есть нравственное состояние души, в котором любовное отношение к другим и отказ от самоутверждения образуют совместно неразделимое единство.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

Илий несколько раз уведомляем был об их дурных поступках, но, вместо наказания, делал им только легкие выговоры. Вследствие такой слабости первосвященника, вера в народе стала упадать, и он подвергся игу филистимлян. Для поддержания в израильтянах веры и для освобождены их от филистимлян Бог Воздвиг пророка Самуила. В городе Раме (Армафеме), в колене Ефремовом, жил благочестивый левит, по имени Елкана; у него была жена Анна. Она не имела детей и постоянно о том сокрушалась. Однажды Елкана по обыкновению, пришел в Силом для поклонения Богу и принесения жертвы. После жертвоприношения Анна, оставшись в Скинии, начала пламенно молиться о разрешении своего неплодия и дала обет посвятить Господу свое первое дитя. Во время ее молитвы был один только первосвященник Илий. Он долго смотрел на Анну, и, видя, что лицо ее пылает и губы движутся, а голоса не слышно, вообразил, что она пьяна, и сказал ей: «долго ли ты будешь в этом виде? Поди, протрезвись». Анна отвечала ему: «господин мой! я вина не пила; я – женщина, убитая скорбью и изливаю душу мою пред Господом». Тогда Илий сказал ей: «поди с миром; Бог Израилев исполнит все, о чем ты просила Его». Обещание первосвященника исполнилось. В скором времени Анна действительно родила сына и назвала его Самуилом, что значит непрошенный у Господа. Как скоро он подрос, Анна привела его в Силом и оставила при Скинии для служения Господу. После сего она имела еще трех сыновей и двух дочерей. § 53. Призвание Самуила Дурной пример сыновей Илия не только не испортил нравов Самуила, но воспламенил его самою сильною любовью к Богу и ревностью к его святому закону. В отрочестве он спал при Скинии, недалеко от того места, где спал и первосвященник Илия. Однажды, когда он только что хотел заснуть, вдруг послышался голос: «Самуил, Самуил!» Думая, что его зовет первосвященник, Самуил пришел к Илию и сказал: «я здесь!» Но Илий отвечал: «я не звал тебя, поди и спи». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Илий понял, что отрока зовет Господь, и в третий раз сказал ему: «если ты еще раз услышишь голос, то скажи: «говори, Господи, раб Твой слушает Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Исайю же с некоторой осторожностью следует отнести к пророкам слышания. По крайней мере, глаголы слышания у него встречаются чаще, чем видения в 1,42 и 1,32 раза соответственно. Большинство самых знаменитых отрывков написаны как пророчества слышания голоса Божия. Например: «Слушайте, небеса, и, внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис 1.2). Или начало другого очень известного мессианского пророчества: «Так многие народы, приведет Он в изумление; цари, закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и, узнают то, чего не слыхали. [Господи,!] кто поверил слышанному от нас, и, кому открылась мышца Господня?» (Ис 52.15–53.1). Достаточных оснований для отнесения пророка Иеремии к одной из двух выделенных групп, нет. Глаголов, относящихся к видению, у него лишь ненамного больше (в целом на 5%), чем глаголов слышания. Иными словами, Иеремия — пророк универсального дарования: слышания и видения одновременно. Подобный же вывод можно, с определенной осторожностью, сделать и о пророках Осин, Михее и Авдии. Что касается остальных ветхозаветных пророков, то вопрос об определении подобного рода их творческих особенностей остается открытым. При этом ни коем случае нельзя даже ставить вопрос о различном качестве пророчества тех или иных пророков. Пророчество как дар, полученный одним пророком свыше, не может быть сравним с даром другого пророка, полученным из того же источника. Дары в принципе не сравнимы. Данное различение необходимо для лучшего понимания художественного языка и образного строя пророческого текста. Внимание к этому различию может быть весьма полезно при попытках понимания, интерпретации и толкования самого текста пророчества и выявления его особенностей по сравнению с книгами других пророков. 3.5. Сыны пророческие В книгах Ветхого Завета встречается очень интересное выражение «сыны пророков» (9 раз) и синонимичное ему выражение «сыны пророческие» (6 раз). Встречается оно только в Третьей и Четвертой книгах Царств и отражает важнейший этап развития пророческого движения после распада единой монархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010