Миссия Сократа . Сократ по сей день остается образом философа по преимуществу. Философа, являющего свое умозрение даже внешним видом, поведением и, конечно, драматичным финалом своей жизни. Образ Сократа двоится: все то, что мы знаем о нем, известно нам со слов его учеников, прежде всего Платона. Если, читая «Апологию», мы уверяемся: «вот он, настоящий Сократ», – кажется, слышим даже интонации его голоса, то Сократ поздних диалогов – это сам Платон, или, скорее, олицетворение вышечеловеческой мудрости, заключенной в обманчивом облике «сатира». При этом отношение между «Сократом историческим» и Сократом – литературным персонажем совершенно особое, по сравнению с другими легендарными личностями – Эмпедоклом, Пифагором, Гераклитом, – Сократ уже у своих современников вызывал удивление, ощущение двусмысленности сбивающим с толку обликом и манерой излагать свои мысли. От абсолютной серьезности Сократа до «он же смеется над нами» – парадоксально малая дистанция. При этом Сократ не воскрешал людей как Эмпедокл, не спускался в Аид, как Пифагор, не уходил в аристократический затвор, как Гераклит. Он прожил жизнь добропорядочного обывателя, а умер как преступник, от него не дошло ни строчки, Сократ ничего не писал, однако его мысли стали настоящим переворотом не только в античной философской традиции, но и в том, что несколько старомодно можно назвать «историей европейского духа». Сократова мысль концентрируется вокруг своеобразных тем – вопросов, загадок с «двойным дном», из которых, наверное, самым известным является философский императив «познай самого себя». Фразу эту, конечно, не Сократ придумал, она несет в себе черты древнего – мистериального происхождения. Начертанная на храме Аполлона в Дельфах, формула побуждала посвященного к демонстрации ритуального знания. «Познай себя» – это другая форма вопроса «кто ты?», только обращенного к самому себе, архаическую параллель мы встречаем еще в орфических погребальных текстах, обнаруженных в Южной Италии. «Я прихожу чистая из чистых, о царица преисподних, Эвклей, Эвбулей и другие бессмертные боги! Ибо я тоже горжусь происхождением от вашего счастливого рода. Но Мойра сразила меня и Громовержец – Перуном. Я вырвалась из многострадального мучительного круга... Я погрузился в лоно Владычицы Подземной Царицы. – «Счастливым и блаженным, ты станешь богом вместо смертного!» – «Я козленок упал в молоко» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Пение собственно многолетия меняет интонацию заздравной чаши. Если тропари пели на гласы знаменным распевом, то многолетие поют демеством. Здесь исчезают привычные интонации знаменного распева, устанавливается более свободный ритм демества с его синкопами и пунктирными ритмами демественных попевок. Хор поет многолетие дважды. Второе многолетие сразу начинается фразой «Даждь, Боже, многа лета» демественного распева с его несимметричным ритмом. Не случайно в комментариях на полях упоминается деместик, который является не только руководителем хора, но и запевалой. Многолетие содержит типичные интонации демественного стиля. Музыкальная культура XVIII в. развивалась не ровно, не одинаково в разных местах России. Провинция не поспевала за стремительным развитием музыкальных центров — Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Ярославля, Вологды. Во многих местах провинции все еще пели по старинке, одноголосно, так, как написано в древнем Обиходе. С. В. Смоленский называет это явление «спусканием стиля», которое проявляется в том, что в столицах и крупных певческих центрах пение уже пели партесно, на 4 голоса, а в иных местах звучал и концертный стиль, пели сложные 12-голосные концерты и партесные гармонизации. В провинции развитие задерживалось, там по-прежнему пели знаменным распевом, в один голос, хотя при этом уже пользовались киевской нотацией, как это видно в Обиходе отца Василия, созданной в 20-е гг. XVIII столетия. Как полагал С. В. Смоленский, с резким наступлением новых многоголосных стилей — сперва барочных «партесов», потом «итальянского пения» — старые певческие стили не пропадали бесследно, а уходили из столиц в провинцию, из городов в села, превращаясь в «простое пение», которое звучало в храмах России и существовало в некоей полуустной-полуписьменной форме, сохранялись старые стили и в монастырях. Сначала, примерно с конца XVII — начала XVIII в., «древнее крюковое одноголосное пение ушло в деревню, в дальние монастыри. Новое нотное искусство обосновалось преимущественно в городах и в более богатых монастырях» [Смоленский 2002: 53]. Во второй половине XVIII столетия «вторично уходит на север, в уезды, в дальние монастыри только что развернувшееся искусство кантов и псальмов [точнее, вообще барочного “партеса”]. Их место в столицах, в архиерейских хорах занято новым, вполне чужим художеством — итальянщиною Тут именно и обозначается начало применения музыки кантов к богослужебным текстам» [Там же: 65].

http://bogoslov.ru/article/6177475

Петр_ 3 декабря 2021, 21:36 Позвольте привести врезавшийся в память рассказ одного старика-офицера. В 60-е годы он как-то будучи в новенькой лейтенантской форме в полупустом автобусе вскочил с сиденья, уступая место вошедшей пожилой женщине, и вдруг был ошеломлён её искренним и повелительным: " Сиди, сынок, сиди " . И только через минуту, полную смущения и смятения (женщина осталась стоять и всё смотрела на него, как-то любяще и строго, а в автобусе стало тихо-тихо), он вдруг понял, почему - городок его первого места службы во время войны больше года был в ОККУПАЦИИ. Пожалуйста, попробуйте услышать эту историю: читательницы - для себя, читатели - для себя. Евгения 3 декабря 2021, 16:40 Когда мы с мужем только поженились, духовник (как я потом узнала) дал ему очень мудрый совет - никогда не продавливай свою волю, не старайся добиться послушания жены; если ты будешь вести себя как мужчина, все само встанет на свои места. Так оно и получилось. Я со временем поняла, что у мужа гораздо лучше работает " приниматель решений " )) И было пару явных уроков от Господа)) Не могу сказать, что я идеально послушная жена, но муж для меня большой авторитет и если наши мнения в важных вопросах расходятся, право решающего голоса принадлежит ему. Дмитрий 3 декабря 2021, 16:03 Думаю, что с рукоприкладством для большинства христиан понятно, что это не хорошо. А вот с командованием в семье и руководством думаю, что " командир " , независимо, муж или жена, должен отвечать за результаты своего руководства. И знать свои силы и возможности. Увы, часто такой связи не наблюдается- руководит один, а расхлебывает другой... Впрочем, любовь и терпение все покрывают, и жизнь вразумляет... Дмитрий Собриевский 3 декабря 2021, 13:53 Спаси Господь! И повод отличный выбран для статьи. Марина Анатольевна 3 декабря 2021, 11:04 Счастье семьи - Е Д И Н О Д У Ш И Е, " плоть и кость " - Царствия Божия не наследуют, а душа по природе христианка. А разве Христос хоть раз позволил себе ударить женщину? Только торгующих в храме его Отца.

http://pravoslavie.ru/143199.html

Абсолютное большинство (28 млн из 48,7 млн голосов) в УС получили две крайне левые партии: ПСР (более 17 млн) и РСДРП(б) (10 626 943 голоса). Эсеры пользовались поддержкой большинства крестьянства. За большевиков голосовали: Западный фронт (67%), Балтийский флот (58%), Северный фронт (56%), Северо-Западный и Центральный промышленные районы (53%), Москва (48%) и Петроград (45%). Лидеры Февраля потерпели полное поражение: кадеты, хотя и заняли второе место в обеих столицах, набрали немногим более 2 млн голосов, а меньшевики — около 1,5 млн. Национально ориентированные и традиционалистские круги были представлены ничтожным числом стронников (народный союз «Христианское единение за Веру и Родину» получил 67 505 голосов). В итоге в числе 766 депутатов оказалось 374 эсера (+ 81 от украинской ПСР), 180 большевиков, 22 меньшевика (+ 11 от украинской СДРП) и 13 других социалистов. Умеренные демократы были представлены меньшинством (24 кадета). 25 мест получили автономисты и федералисты. Национальные группы были представлены казахо-киргизской партией «Алаш» (12), азербайджанскими мусаватистами (10), армянскими дашнаками (9) и сионистами (4 места). Правые партии получили 1 (!) место. УС открылось в обстановке большевистской диктатуры 18 января 1918 г. На нём присутствовало 410 депутатов из 766. Большевики и их союзники левые эсеры, имевшие 155 мандатов (38,5%), попытались легализовать свои декреты, принятые после Октябрьского переворота, и написанную Лениным «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая объявляла Россию Республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако депутаты большинством голосов (237) отказались даже включать этот вопрос в повестку дня. Ночью большевики и левые эсеры покинули УС. После их ухода, в 3 ч. ночи 6 января 1918 г., было принято постановление, провозглашавшее Российскую демократическую федеративную республику. Однако на этот момент УС уже лишилось кворума, который был определён в 400 человек ( Постановление Временного правительства — Совета Народных Комиссаров от 26 ноября 1917 г.). Под утро депутаты разошлись по домам, и более уже не собирались: большевики во главе с Лениным и Троцким решили разогнать неподатливый орган. Дальнейшая легализация РСФСР осуществлялась исключительно в рамках партийно-советского правового поля, носящего классово-ограниченный характер.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/03/yu...

Облачившись в священные одежды, священник омывает руки, читая стихи 25-го псалма: Омою водой неповинности руки мои и обойду Жертвенник Твой, Господи, дабы услышать голоса воздающих хвалу Тебе, вещающих о всех чудесах Твоих. Мне возлюблена Красота Твоего Дома – место обитания Славы Твоей! Так не погуби душу мою, как отступника, и жизнь мою, как душу убийцы, в руках коего беззаконие и десница коего полна мздоимствований. Сохрани меня, Господи, и помилуй, ибо хожу в одежде непорочности и нога моя стоит на верном пути, и в собраниях (Народа Твоего) благословлю Тебя, Господи. Проскомидия 5 Подойдя к жертвеннику и трижды поклонившись, священник поёт или читает тропарь (глас 4) и затем целует священные сосуды: Искупил Ты нас от клятвы нарушенной заповеди, 6 / пролив, Спасе наш, честную Кровь Свою./Когда же ко кресту Тебя пригвоздили/и копием пронзили,/Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе!/ Или: Пролив Свою драгоценную Кровь, Спасе наш,/Ты освободил нас от проклятия нарушенной заповеди./Когда же Тебя пригвоздили ко кресту и копием пронзили,/Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе!/ И начинает проскомидию: Благословен Бог 7 наш всегда, ныне и во век, и во веки веков! Аминь. Зятем священник берет просфору и, трижды делая над ней знак креста копием, говорит: Да будет сей знак креста в воспоминание (спасительных страданий) Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Надрезая просфору (с правой стороны печати), он произносит применительно ко Христу древнее пророчество Исаии ( Ис.53:7–8 ) о страданиях Спасителя: Как овца, Он был веден на заклание (с левой стороны): и, как агнец непорочный перед стригущим его бывает безгласным, так и Он не отверзает уст Своих; (с верхней стороны): как обычный Человек, после темницы и суда Он был взят для распятия, (с нижней стороны): но таинственное происхождение Его кто изъяснит? (извлекая копием агничную центральную часть из просфоры): подобно сему действию, отнималась у Него земная жизнь Его. После диаконских слов: «Принеси в жертву, владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Лэси. Ограничимся немногими выдержками из новейших трудов. На страницах нашего журнала некогда формулировалось, что 1) «по учению Христа Спасителя, принципиально нерасторжимый брачный союз может быть разорван мужем по вине прелюбодеяния жены; 2) развод бывает полный и оставляет супругу свободу для вступления в новый брак, поскольку он прелюбодействует в нем единственно при наличности прежней брачной связи, которая επ πορνεα нарушается окончательно; 3) при совершенной равноправности мужчины и женщины в христианстве, это ограничение одинаково приложимо к обоим супругам». При этом «επ πορνεα происходит полное прекращение брачной связи, освобождающее непорочного для нового супружества. И вся причина в том, что это преступление совершенно поражает существеннейшие брачные элементы, потрясает самую основу брачного сочленения, поскольку оно должно быть абсолютным таинственным единением сочетавшихся, – малой церковью двух, где пребывает Христос и где воспроизводится Его взаимная любовь с верующими. В силу этого и прелюбодеяние подрывает и губит самый корень брака», когда это есть «закоснелое упорство любодействующего, закоренелость его в пороке и нежелание возвратить себе расположение поруганного». В этом смысле «всякий πορνεων тем самым уничтожает брачный союз, умирает для него и освобождает невинного для нового супружества», ибо «брачное соединение необходимо распадается при допущении πορνεα», при чем «прелюбодеяние упраздняет супружество» (см. «Христ. Чтение» 1895 г., I вып., стр. 52, 53, 22, 24–25, 26). Тот же (нижеподписавшийся) автор в «Особом Совещании при Св. Синоде для обсуждения и выработки проекта положения о поводах к разводу» заявлял: «По неизменному церковно-христианскому сознанию, прелюбодеяние есть не личная обида, а грех пред Богом по преступлению божественных заповедей. Посему он прежде всего требует не суда и мщения, но христианского снисхождения и братского исправления. Все патристические голоса решительно, настойчиво и неизменно утверждают и повторяют, что один голый факт – даже не единичного, а длительного – прелюбодеяния, сам по себе, вовсе не вызывает развода и не уполномочивает на него невинного супруга; напротив, они авторитетно внушают пострадавшему члену терпеть до последней возможности и сначала исчерпать все меры личного воздействия к устранению разрыва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мне очень не нравится система, при которой страной несменяемо управляет некая группировка людей, которая сама себя назначила начальством и не допускает даже теоретической возможности уступить место кому-то еще. Не нравятся проистекающая отсюда безнаказанность и подмена интересов страны корпоративными интересами, а законности — личной преданностью. … Вопрос «кто вместо Путина» — риторический, он принципиально не имеет решения, пока не решен другой вопрос: «что вместо этой системы». А вот когда будет что-нибудь другое, тогда и увидим, кто. Может быть, даже и за тех же самых нынешних я бы голосовал, если бы они были сменяемыми и потому вменяемыми. Совершенно этого не исключаю. Как уже известно всему миру, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, напротив, подобный механизм одобряет и считает, что «это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить». Впрочем, питерский блогер Игорь Гаслов полагает, что слова отца Всеволода — просто троллинг (и я склонна с этим мнением согласиться). По Facebook’y пошла гулять политическая шутка : Норвежцы в одной из газет устроили голосование – кто будет следующим президентом России: Владимир Путин или Владимир Путин? Проголосовало 6500 человек. Самое удивительно, что даже голоса разделились: 53% на 47%. Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы ! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 февраля, 2023 19 марта, 2019 31 октября, 2017

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

КПРФ как партия, которая в значительной степени «забирала на себя» ковидную повестку, сейчас оказалась в числе потерявших голоса». Зато, по мнению социолога, на подъеме находится «зеленая», экологическая повестка. «Две «профильные партии» – РЭП «Зеленые» и «Зеленая альтернатива» – отнюдь не являются монополистами в борьбе за чистоту окружающей среды, – указал эксперт. – Экологическую тематику используют и «Единая Россия», и КПРФ. Электорат обеих «зеленых» партий не показывает никакого роста – ведь помимо декларации проблемы нужно еще предоставить избирателям варианты ее решения». Опрос ВЦИОМ проводился 31 августа – 1 сентября. Использовался метод телефонного интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. В опросе приняли участие 1000 россиян в возрасте от 18 лет. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%, предупреждают во ВЦИОМ. Опрос «ФОМнибус» проводился в рамках заказа фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ) 26 августа методом интервью по месту жительства респондента, в нем приняли участие 1500 жителей 104 населенных пунктов 53 российских субъектов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Вопрос звучал так: «В сентябре этого года состоятся выборы в Государственную думу. Если вы примете в них участие, то как, за какую партию вы, скорее всего, проголосуете?». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2021/09/03/malye_...

Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет – и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, – Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. Наша сильно ослабленная олимпийская команда пусть сражается в полную силу, пожелаем ей только удачи. Будем молиться и радоваться ее успехам. Но не будем огорчаться и поражениям. Будем помнить, что мы идем путем зерна . Наш путь именно этот. Победа наша и в поражении. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Арина 13 августа 2016, 13:53 Ольга, а откуда такая альтернатива, если не спорт (или около спорта), то обязательно преступление? olga 12 августа 2016, 02:16 Нужно перестать фантазировать и признать, что современный мip в подавляющем своём большинстве - это мip атеистов. Атеист, он ведь только по самосознанию, якобы, не нуждается в Боге. А на деле, мы наблюдаем разные формы поклонения твари вместо Творца. То есть, всё пространство окружающее атеиста заполняется не столько его неверием, сколько напротив его верой во что угодно, будь то красота голоса, сила мышц, внешние данные, умственные способности. И весь сотворённый Богом тварный мip, в лице атеиста, поклоняется различным явлениям, а не сотворившему всё Богу Вседержителю Творцу. Ну, не абсурд ли это? Абсурд. Бог, долготерпит наш абсурд. До последней степени, так часто за гранью нашего понимания, в надежде на покаяние и примирение с Ним, с Богом. Вот, некоторые люди, тоже, от любви пофилософствовать думают - олимпиада языческое действо, в футболе никакого проку, спорт в современном виде не нужен. А что вы думаете, все эти люди, вдруг, образумятся и поспешат на молитву? Конечно, нет. А после того, куда они поспешат и чем займутся, увеличится во всём мире, количество преступлений. Вы, этого хотите? Думаю, что нет. Святой Паисий Святогорец сказал: " весь мир это Храм под открытым небом " . И Глава этого мира Бог. И если Он Благословляя Указывает нам на состояние и мipa в котором мы живём, и на наше собственное состояние, ибо мы к сожалению " часть " этого мipa. То думается начинать нужно не с осуждения, а с покаяния. О, как бы преобразился наш грешный мip, если бы все сражения проходили на спортивных площадках! Но мы и этого не можем. Мы воюем друг с другом, а против врага рода человеческого не воюем. Нет сил. А их, потому и нет. Милосердный Господи помилуй, нас грешных. Спасибо за статью.

http://pravoslavie.ru/95855.html

По окончании коллоквиума, Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительною. Справка: §§ 136 и 81 лит. в п. 6 устава духовных академий. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высоко- —57— преосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении инспектора Новгородской духовной семинарии, кандидата богословия, иеромонаха Евдокима в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата иеромонаха Евдокима и копии с отзывов о ней профессоров Митрофана Муретова и Ивана Корсунского . На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1898 г. Июня 9. Принимаю на себя ходатайство и вместе с сим ходатайствую». 8 июня 1898 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии архимандрита Арсения, исправляющий должность инспектора иеромонах Иннокентий и члены Совета Академии, кроме профессоров В. Кипарисова и М. Муретова , не присутствовавших по болезни, и А. Введенского , находящегося в заграничной командировке. Слушали: I. а) Внесенные председателями комиссий, производивших испытания студентов I-ro курса Академии, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. – По рассмотрении сих списков оказалось, что из 53 студентов I-ro курса (студенты Петр Соколов и граф Георгий Доррер уволены были Правлением Академии из числа студентов I-ro курса по прошениям, – пред началом испытаний) 10 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям балл не менее 4½, 26 – не менее 4, 16 – не менее 3 и 1 (сербский уроженец) – 2,47. Неудовлетворительные баллы имеют студенты (иностранные уроженцы): Евангел Саригиани: на устном испытании по введению в круг богословских наук – 2+, на семестровом сочинении по библейской истории – 2½ и на проповеди – 2½, – и Лука Иокич: на устных испытаниях по введению в круг богословских наук, еврейскому языку, древней гражданской истории и французскому языку – 2, по латинскому языку – 1 и на семестровом сочинении по библейской истории 2½.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010