VII. Размышляя, возлюбленные, благочестивым сердцем о вышесказанном, всегда помните апостольское наставление, как оно, предостерегая всех людей, говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» ( Кол.2:8–10 ). Не говорит: духовно, но: телесно, чтобы мы постигали истинную сущность плоти там, где есть телесный храм полноты Божественности. Ею непременно преизобилует также и вся Церковь , которая, будучи утверждена Главой, есть тело Христа, живущего и царствующего с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.   Слово IX на Рождество Христово I. Итак, возлюбленные, (прославление) величия Божественных деяний без сомнения превосходит всякий дар человеческого красноречия, но именно то, что вызывает трудность при разъяснении, призывая не умолчать, приходит нам на помощь, ведь в Иисусе Христе, Сыне Божием, имеем мы дело не только с Божественной сущностью, но также и с человеческой природой, что и подтверждается пророком: «род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ). Никакое слово не в состоянии изъяснить схождение в одном Лице обеих сущностей – лишь одной вере это под силу. Поэтому всегда недостаточно усилий славящего и всегда есть повод для прославления. Так давайте же возрадуемся как раз тому, что мы не способны до конца прославить это Таинство милосердия, а когда мы не в состоянии изъяснить высоту нашего спасения, то превосходящее нас полагаем благом. Ибо никто не приближается к постижению истины более того, кто, даже весьма преуспев в Божественных делах, понимает, что ему всегда недостает того, к чему он стремится. А тот, кто решил, что уже достиг цели, к которой до этого стремился, как не получил требуемого, так и не оказался достаточно настойчивым в поисках. Так давайте не приходить в замешательство от нашего бессилия, ибо ободряют нас голоса Евангелия и пророков, которые таким образом воодушевляют и научают нас, что Рождество Господа (благодаря которому Слово стало плотью) почитается нами не только когда мы вспоминаем прошедшее, но и когда взираем на настоящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sl...

И укрепи нас не обольщаться гибнущими радостями мира сего, но стремиться к наслаждению будущими сокровищами. Ибо Ты благословен и восхваляем во всех святых Твоих во веки веков. Аминь. И начинаем 6 час или совершаем отпуст. ЧАС ШЕСТОЙ Придите, поклонимся: (3) И три поклона. Псалом 53 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня. Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих. Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою. Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей. Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё. Псалом 54 Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего, внемли мне и услышь меня. Опечалился я в горести моей и смутился от голоса врага и от притеснения грешника, ибо возвели на меня беззаконие и во гневе враждовали против меня. Встревожилось сердце моё во мне, и боязнь смерти напала на меня, страх и трепет нашли на меня, и покрыла меня тьма. И я сказал: «Кто даст мне крылья, как у голубя, и я полечу и упокоюсь?» Вот, я удалился в изгнание и водворился в пустыне. Ожидал я Бога, спасающего меня от малодушия и от бури. Потопи, Господи, и раздели их языки, ибо видел я беззаконие и пререкание во граде. Днём и ночью обходят они его по стенам его; беззаконие и горе посреди него и неправда, и не исчезли с улиц его лихоимство и обман. Ибо если бы враг поносил меня, я бы то перенёс; и если бы ненавистник мой величался надо мною, я бы укрылся от него. Но ты, человек со мной единодушный, наставник мой и ближний мой, чьё общение услаждало мои трапезы, в доме Божием мы ходили в единомыслии! Да придёт же смерть на них, и пусть сойдут они во ад живыми, ибо злодейство в жилищах их, посреди них. Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня; вечером, и утром, и в полдень поведаю и возвещу – и Он услышит голос мой. Избавит мирно душу мою от приближающихся ко мне, ибо их много было рядом со мною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Поэтому послушай, сын мой, и будь внимателен к словам уст моих. Сердце твое пусть не уклоняется на путь ее, не приближайся к. дверям дома ее, не блуждай по стезям ее, потому что многие пали от нее умерщвленными, и велико число убитых ею. Пути к дому ее – пути к аду, низводящие в обиталище смерти 44 . «Сын мой! Внимай моей мудрости и склони разум твой к благомудрию моему, чтобы соблюсти совет и свидетельство уст S 7/L 6//CA I. 7///моих, которое я предлагаю тебе 45 , потому что уста распутной женщины изливают сладкий мед, и своими льстивыми речами дает она сладость нёбу твоему 46 ; последствия же этого более горьки, чем полынь, и острие меча обоюдоострого 47 , ибо стези греха низводят прилепившихся к нему в обиталище ада; стопы греха не знают покоя, но не ходить он в стране жизни; безвестны и блуждающи пути его. Поэтому, сын мой, слушай меня и не уклоняйся от слов уст моих; путь твой пусть будет далек от нее и не приближайся к двери дома ее, дабы ты не пожертвовал другим жизнью твоей и летами твоими тем, кои не имеют милосердая; дабы чужие не насытились от силы твоей и (приобретенное) имение твое не перешло в чужие дома. И чтобы не раскаиваться тебе в твоей старости, при погибели плоти тела твоего, и не сказать: зачем я ненавидел наставление, и сердце мое презирало обличение, и (почему) не слушал я голоса учителей своих и не склонял уха своего к наставникам своим 48 . Едва не впал я во всякое зло 49 . Но чтобы не удлинять и не расширять поучительное увещание чрезмерно: вы мудрые,/если мы что-либо опустили, выбирайте себе ://: лучшее из святых писаний и Евангелие Господа, чтобы вы укрепились и отбросили, и отогнали от себя всякие неправды и оказались беспорочными в вечной жизни у Бога. Жена, бойся твоего мужа и страшись его, и угождай ему одному. Будь готовой к служению ему, простирай руки твои к шерсти, и твоя мысль пусть направляется к веретену, как говорит Премудрость: «Кто найдет добронравную жену, цена ее больше жемчуга; сердце мужа уповает на нее и нет недостатка в пропитании; ибо во всем помощница мужа своего и не допускает никакого недостатка в жизни его 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан.5:26). Говорят: у дающего есть превосходство перед приемлющим; и еще: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил? (Мат. 27:46); и еще: Бог Отец воскресил Его из мертвых (Гал.1:1). Как же, говорят, воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?» 2) Из многих возражений предложили мы эти немногие, чтобы, по разрешении их, без труда было можно разуметь и прочие. Поэтому обязаны мы, по возможности, объяснить силу их. Если Павел говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых; то Иоанн повествует: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и я в три для воздвигну его. А он говорил о храме тела Своего (Иоан.2:19, 21). Из этого для внимательных следует, что, поскольку воскрешено тело, то у Павла говорится, что воскрешен из мертвых Сын, потому что относящееся к Его телу говорится о Его лице. Посему таким же образом, когда говорится, что Отец дал жизнь Сыну, разуметь должно жизнь, даруемую плоти. Ибо если Сын есть жизнь, то для чего жизни принимать жизнь? И если Он сам дает обетование, говоря: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек (Иоан.10:27,28)… И если говорит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? то говорит это от нашего лица; потому что Он принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, и проч. (Фил. 2:7,8); и как говорит Исаия: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис.53:4). Поэтому, не о Себе болезнует, но о нас; не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир. И когда Апостол говорит: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Фил.2:9); говорит это о храме, т. е. теле Его. 3) Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышнего, и плоти Вышнего дал имя выше всякого имени. Не Божие Слово по благодати приняло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: Слово было Бог (Иоан.1:1), то есть, всегда был Бог–Слово, и Сей самый Бог соделался плотию, чтобы плоть его соделалась Богом–Словом; и как Фома, осязав плоть Его воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Иоан.20:28)…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

52:2–5 См. ком. к Пс. 13,1–4 . 52:6 Начало этого стиха повторяет Пс. 13,5 . Далее тексты двух псалмов несколько расходятся между собой. рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Т.е. Бог уничтожит нечестивцев. В ВЗ Бог предстает сражающимся на стороне Своего народа против его врагов из плоти и крови. 52 спасение Израилю. Псалмопевец выражает надежду на скорое избавление Израиля от зла и несчастий. Глава 53 Пс. 53 Этот псалом представляет собой плач человека, преследуемого безбожниками. Псалмопевец просит Господа о помощи и обещает воздать Ему за свое спасение обильные хвалы. 53:1–2 Заголовок свидетельствует о том, что псалом был создан Давидом еще до того, как он взошел на израильский престол. Поводом для его создания послужило предательство Давида зифеями (ср. 1Цар. 23,19; 26,11 ). 53 суди меня. Давид обращается к Богу как к справедливому Судье с жалобой на предавших его зифеев, которые были иудеями, т.е. соплеменниками будущего царя. Однако псалом не привязан именно к этому эпизоду и имеет более широкое 53 чужие восстали на меня. Хотя зифеи и были соплеменниками Давида, лично он их не знал. 53:8–9 Псалмопевец обещает возблагодарить Господа, когда Тот спасет его от преследователей (см. Пс. 21,23 и ком.). 53 усердно принесу Тебе жертву. Имеется в виду не традиционная жертва благодарения, которую израильтяне приносили Богу за какое-то конкретное благодеяние, а чистосердечное выражение благодарности и любви к Господу. Глава 54 Пс. 54 Как и большинство других плачей, данный псалом представляет собой сетование на притеснения со стороны врагов. Из общего числа он выделяется тем, что в нем идет речь о предательстве близкого человека, вместе с которым псалмопевец прежде служил их общему Богу. Пройдя через глубины отчаяния, Давид в завершение с надеждой обращается к Господу. Этот псалом пророчески предвосхищает страдания Христа, преданного одним из приближенных Своих учеников Иудой ( Мф. 26,47–56 ). 54 от голоса врага, от притеснения нечестивого. Кто именно выступал притеснителем псалмопевца, здесь, как и в большинстве псалмов, не уточняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Таблица 5. Состав 10 II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г. по ученым степеням, квалификации и образованию, чел. Ученая (научная) степень, квалификация, образование С правом решающ. голоса С правом совещ. голоса Без права голоса Магистр богословия 10 Кандидат богословия 10 Студент духовной академии, не закончивший курс обучения Выпускник духовной семинарии Студент 9 духовной семинарии Выпускник богословских курсов при духовной семинарии Выпускник (городского, сельского) училища Выпускник миссионерской школы прот. С. Кашменского Выпускник народной школы Выпускник школы Великобритании Ученик братской школы Получивший домашнее образование Итого: Источник: составлено автором по данным с. 48–51] Таблица 6. Состав депутатов II Всероссийского миссионерского съезда 1891 г., обратившихся из раскола и сектантства, чел. Количество, чел., с правом решающ. голоса Количество, чел., с правом совещ. голоса Количество, чел., без права голоса Примечание Обратившихся из раскола В том числе: единов. прот. – 1, иереев – 3, единов. иереев – 6, миссионер – 1, псаломщик – 1. В том числе: единов. прот. – 1, единов. иеромонах – 1, иереев – 5, единов. иереев – 4, монах – 1, епарх. миссионер – 1, единов. псаломщик – 1. Итого: Источник: составлено автором по данным с. 48–51] В табл. 6 приведены данные по лицам, обратившимся из раскола и сектантства. Из раскола в лоно Церкви возвратилось 38 депутатов Съезда, из сектантства лишь 1 из них. При этом 24 чел. были из крестьян, 15 чел. из мещан и др. сословий. Судьбы их после присоединения к Православию оказались связанными с миссией, при этом, в частности: 2 чел. стали протоиереями, 1 – иеромонахом, 18 – иереями, 1 – иноком, 1 – епархиальным миссионером, 1 – миссионером и 2 – псаломщиками (на момент регистрации на Съезде). Съезд четко сформулировал цель внутренней миссии РПЦ «на текущем этапе», а именно: «Охрана православия и всего народа от религиозных заблуждений и возвращение на путь истины от веры отпавших цит. по 53, с. 490]. Обращая внимание на цели и характер съезда архим. Павел высказал мнение, что «съезд должен быть по преимуществу практическим, опираться на факты и наблюдения депутатов-миссионеров, и только на них построить свои выводы, соображения и постановления» с. 4]. Подчеркивая состав задач съезда (вопросов, подлежащих обсуждению) Председательствующий «указал на то, что нынешнему съезду необходимо подробно разработать вопрос о рационалистических сектах и определить насколько они вредны для церкви и государства; “все это нужно обосновать на таких фактах и наблюдениях, которых не могли бы оспаривать теоретики“» с. 4].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

88// Morin. 1895-1903. Pars 3. P. 53). Восприняв Его, пророки и апостолы говорили «от лица Бога» (ex persona Dei - In Gal. Col. 345; In Eph. Col. 493). Библия написана «под диктовку (dictante) Св. Духа» (In Zach. Col. 1442; ср.: Ep. 120. 10), поэтому в ней «даже отдельные слова, слоги, черты, точки наполнены смыслом» (In Eph. Col. 481; ср.: Ep. 53. 8-9). Сам Бог учит через Свое Писание, поэтому оно имеет непререкаемый авторитет (In Gal. Col. 322); оно всегда истинно и не может противоречить само себе; если же мы встречаем в нем 2 противоположных высказывания, то, как полагал И. С., следует считать, что оба они истинны, и искать возможность правильно понять это (Ep. 27. 11; 46. 11; In Jerem. Col. 885). Касаясь вопроса о самом акте вдохновения, И. С. резко критиковал монтанистическое представление о его экстатическом и бессознательном характере (In Naum. Col. 1232) и отмечал, что пророки обладали здравым умом и сохраняли свободу воли: они были людьми мудрыми и понимали то, что говорили; им подчинялись «пророческие духи»; в их власти было молчать или говорить (In Is. Col. 19-20; Tract. in Ps. 84// Morin. 1895-1903. Pars 3. P. 43). Бог обращался к пророкам и апостолам не посредством внешнего голоса, но говорил в их душах и сердцах, «вдохновляя» (inspirante), «советуя» (suggerebat) и «внушая» (insinuat) то, что хотел сообщить через них людям, при этом не подавляя их свободы (Ep. 53. 3; In Eccl. Col. 1013, 1113). И. С. часто указывал на то, что св. писатели во всей полноте сохраняли личные качества и лит. способности, выражая откровения Божии применительно к культурно-исторической ситуации своего времени; поэтому написанные ими книги, хотя и были вдохновлены Богом, по праву носят их имена (см., напр.: De vir. illustr. 3-9; Praef. in Is. Col. 771; Prol. in Jerem. Col. 847). По убеждению И. С., необходимым условием получения Божественного вдохновения была особая личная святость и нравственная чистота св. писателей (In Amos. Col. 1010; Ep. 18. 15). Однако перед И. С. остро встал вопрос, какой текст Библии (в частности, ВЗ) следует считать богодухновенным: древнееврейский, сохранявшийся в иудейской традиции, к-рый И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

В спальне показалась длинная, стройная фигура семинарского «папаши». «Вставайте, вставайте», – слышался его ровный методичный голос.   Л. 53 Спальни быстро пустели. В классных коридорах началось оживление. Стали появляться квартирные ученики. Многие толпились около библиотеки. С открытием последней в ней началось полное столпотворение. Библиотекари сбивались с ног, бегая от одного шкафа к другому и отыскивая ту или иную книгу. «Что не спросишь, ничего нет, – слышались недовольные голоса, – вероятно, все забрали себе». Малыши, первоклассники и второклассники, то входили в комнату VI кл[асса], то, открыв дверь, вызывали кого-ниб[удь] и ступали с вызванными в таинственные переговоры. Динь-динь-динь – прозвенел колоколец. Коридор быстро опустел. Все спешили в классы и занимали свои места. Нервное состояние учащихся стало доходить до последней степени. «А что, если для наблюдения к нам явится Жорж? Он все книги отберет», – кто-то крикнул неожиданно. Это предположение на большую часть произвело удручающее впечатление. «Не может быть этого. Кто читает экспромт,   Л. 53 об.   тот обыкновенно и сидит». «А в прошлом-то году…» «Ты опять про Адриана…» Стоявший у дверей Ковригин вбежал в класс со словами: «Канунов к нам идет». «Слава Богу!» – послышались голоса. В класс вошел Вас[илий] Сем[енови]ч и, по прочтении молитвы, занял свое место на кафедре. Наступила невозмутимая тишина. «Тема будет по нравст[венному] богословию», – держа в руках небольшой лоскуток бумаги, объявил Канунов и вслед за сим прочитал самую тему. «На эту тему я говорил вам на одном из последних уроков, есть кой-что и в вашем учебнике, отвечайте прямо на вопрос и старайтесь писать не много». Опять полная минутная тишина. Затем, точно по мановению, началось шуршание от перелистываемых книг. В[асилий] С[еменови]ч был безучастен к происходившему в классе. Он занялся своим делом – выводом годичных баллов по журналу и не обращал никакого   Л. 54   внимания на пишущих. Прошло с час времени. Пишущие с нетерпением ждут перемены…

http://bogoslov.ru/article/6192438

Из этих надписей видно, что этот портик два раза был возобновляем, и в последний раз в честь Анжела Диеда, проконсула Далмации и Эпира. ПВ. В общественном саду есть каменная, вогнутая, овальная беседка. В ней есть надписи 43 . Вдоль городской крепости, по берегу канала, устроено шоссе и недавно насажен ряд акаций. С этого шоссе, через ворота вы поднимаетесь выше и вдруг вы очутились в недавно разведенном саду. Тут прогулка вечером довольно приятна. С одной стороны виден Велебич, а с другой холмы, окаймляющие Задерский канал. Тут я видел многих гуляющих и между прочим две изрядные коляски. Это редкость в Задере. Ибо в самом городе невозможно ездить в экипажах, по причине необыкновенной тесноты улиц. Под стенами Задеры 44 , в пристани, против самых главных ворот, ночью, два славянина, сидя на своих лодках, на которых они привозили хворост для отопления, пели песни на сербском языке. Один запевал густым басом, а другой, спустя несколько тонов, подтягивал. Модуляции этого подпевалы чудны, дики, извилисты, кудрявы; голос его увивался около монотонного голоса запевалы, как плющ обвивается около дерева. В конце, оба голоса сливались в один тон, пониженный в октаву против начального тона песни. Пение было так протяжно, странно, заунывно, что наводило тоску на душу. Я не мог понять содержания песни, но расслушал два слова: «милостив, исповедую». Это пение совершенно оригинально; наипаче извивы и переливы голоса другого певуна поразительны странным ржанием, да, ржанием. Пение несколько походит на игру волынки. Зара, столичный или лучше, главный город Далмации, находится под 44° 6» 51» широты и 12° 53» 33» долготы. Определительным пунктом этого измерения служила колокольня церкви Св. Симеона. Зара некогда была главным городом древней Либурнии. Позднее этот город был римскою колонией, по свидетельству Плиния и Птоломея. По разрушении Салоны, Зара сделалась главным городом Далмации и в истории этой страны постоянно задавала тон всем прочим городам. Этот город построен на узкой косе, так что море омывает его с трех сторон. Только с восточной стороны он соединяется с твердой землею посредством узкой полосы земли, которая, впрочем, перекопана рвом. По мнению знатоков военного искуства, Зара есть единственный город в Далмации, который может быть почитаем правительством укрепленим. Он обнесен каменными стенами и укреплен девятью бастионами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

такие видения, какие мы получаем от изваяний, или во сне, или от других бросков мысли и прочих наших орудий суждения, никогда не могли бы иметь сходство с предметами сущими и истинными, если бы не существовало чего-то, долетающего до нас; но в них не могли бы иметь место ошибки, если бы мы не получали в себе самих еще какого-то движения, хоть и связанного [с вообразительным броском], но и отличного от него; если это движение 809 не подтверждается или опровергается, то возникает ложность, если же подтверждается или не опровергается, то возникает истина. Этого положения должны мы крепко держаться, чтобы не отбрасывать критериев, основанных на очевидности, но и не допускать беспорядка от ошибки, принятой за истину. 53 Далее, слышание возникает от истечения, исходящего от предмета, который говорит, звучит, шумит или как-нибудь иначе возбуждает слух. Это истечение рассеивается на плотные частицы, подобные целому и сохраняющие взаимодействие и своеобразное единство по отношению к своему источнику; оно-то и вызывает по большей части восприятие предмета-источника или по крайней мере обнаруживает его внешнее присутствие, – ибо без доносящегося оттуда взаимодействия частиц восприятие было бы невозможно. Поэтому не надо думать 810 , что это самый воздух меняет вид от испускаемого голоса или чего-нибудь подобного – такого преобразования воздуха от голоса было бы заведомо недостаточно; нет, это удар, происходящий в нас при испускании голоса, тотчас производит вытеснение некоторых плотностей, образующих поток дыхания, и от этого в нас возникает слуховое претерпевание. Точно так же и обоняние, подобно слуху, не могло бы вызывать претерпевание, если бы от предмета не доносились частицы, соразмерные возбуждению органа этого чувства; иные возбуждают его беспорядочно и неприятно, иные – мирно и приятно. 54,55 Далее, следует полагать, что атомы не обладают никакими свойствами видимых предметов, кроме как формой, весом, величиною и теми свойствами, которые естественно связаны с формой. Ибо всякое свойство переменчиво, атомы же неизменны – ведь необходимо, чтобы при разложении сложного оставалось нечто прочное и неразложимое, благодаря чему перемены совершались бы не в ничто и не из ничего, а по большей части путем перемещений, иногда же путем прибавления и убавления. Поэтому необходимо, чтобы

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010