К которой же нам пристать стороне? О дерзновение, само себя посрамляющее! я-де не могу понять. Подлинно так, вера если бы ума твоего сосудцем была измеряема, величество ее было бы унижено: она есть та, которая составляет превосходнейшее действие самой премудрости Божия. Почему не только неудивительно, что ты ее совершенно не понимаешь, но еще тем более она почтенна и священна. Я-де не понимаю: но по крайней мере понимаешь то, что ни к чему худому она не руководствует, по крайней мере все веры учение внушает любовь к Богу, к ближнему, и хранить честность нравов. Воплощение Сына Божия есть непостижимо; но по крайней мере то понятно, что доказывает оно любовь Божию к нам, что толико снисходит Он к человеческому роду, что только печется о спасении нашем. A сие заставляет признавать тебе пред Ним себя грешником, искать средств ко очищению, и взаимною к Нему гореть любовью. Сие не понятно ли? но со всем тем я-де не понимаю. Подлинно не понимаешь; ибо мысль твоя помраченна страстями, сердце развратно, и душа расслабленна; а в таковую душу Дух премудрости не входит. Сие помраченное зерцало очисти добродетельно, и воссияет к тебе свет истины небесной. Ты не понимаешь: но другие, чистые мысли и доброе сердце имющие говорят: мы откровенным лицом на славу Господню взираем 252 . А покрывало Моисеево, то есть, мысль, по одной наружности о всем судящая, на сердце, лежит у человека только ожесточенного. Том V. стр, 200, 201. IX. Нищета духовная Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. Мф.5:3 . I. Мир почитает нищим того, который ни дому, ни одежды, ни пищи, ни денег не имеет, и с нуждою и c милостынею питается; а напротив того почитает богатым, который всем тем изобилует. Нищий духом в сем разуме подлинно есть нищь, и никак ботатым назваться не может. Ибо он следует Тому, Который не имел где главы приклонить; ибо он есть из числа тех, которые со Апостолом вопиют: до нынешнего часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем 253 , и скитаемся в пустынях и в горах, и вертепах и в пропастях земных 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

—253— мулировке учения о Лице Господа Иисуса Христа, подготовила собой почву для монофизитства 606 и не только отрицательным, но и положительным образом содействовала той формулировке этого учения, какую оно получило на Халкидонском, четвертом вселенском соборе 607 . Это положение системы Аполлинария в истории христологии естественно влекло меня к тому, чтобы, не ограничиваясь изучением догматических движений IV-ro века, расширить область своих занятий и на предшествовавшие века, понять христологические волнения IV-ro столетия в связи с тем, что было выработано по этому вопросу ранее, – короче говоря, обратиться к изучению состояния христологии за первые четыре века церковной истории. Отсюда и мои занятия распадались на три главных группы: 1) на исследование жизни и литературной деятельности Аполлинария в связи с другими обстоятельствами церковной жизни его эпохи; 2) – изучение христологических движений IV-ro века, развившихся под воздействием учения Аполлинария и 3) – обзор христологических воззрений церковных писателей первых трех столетий в их исторической последовательности. «I. Исследованием жизни и литературной деятельности Аполлинария Лаодикийского я занимался, будучи еще студентом IV-ro курса Академии, и результаты этих занятий были представлены мной в качестве кандидатского сочинения. Вследствие обширности темы, разнообразия вопросов, затрагиваемых ей, и других причин я не успел окончить и обработать его в желательной мере. Так как в течение всего минувшего учебного года в Академии не имелось свободной преподавательской кафедры, в виду которой я обязывался бы к изучению исключительно какой-либо одной определенной отрасли богословской науки, то прежде всего свое время я и отдал на окончание, пополнение —254— и улучшение своей монографии об Аполлинарии. К этому меня побуждало и то соображение, что обработка моей монографии возможна лишь при тех книжных сокровищах, какими владеет наша академическая библиотека и которыми я мог рассчитывать свободно пользоваться только в течение года стипендиатства. Руководясь отзывом профессора А. П. Лебедева о моем кандидатском сочинении, я направил свое внимание на следующие стороны в жизни и литературной деятельности Аполлинария:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда любимая дочь Зайнаб прислала в выкуп за своего мужа ожерелье, подаренное Хадиджей, растроганный Мухаммад отпустил Абу-л-Аса безвозмездно. Весь апрель в Медину приезжали родственники пленных, чтобы их выкупить. Только Абу Суфйан, узнав о размере выкупа за своего сына, доставшегося в долю Мухаммада, отказался платить: «Да неужто соединятся против меня моя кровь и мои деньги?! Ханзалу убили, а мне еще выкупать Амра?!» Но вскоре в Мекку приехал один из ансаров из рода амр б. ауф, договорившийся с курайшитами, что они не помешают ему совершить малый хаджж. Абу Суфйан добился, чтобы его арестовали: по просьбе сородичей арестованного Мухаммад обменял его на сына Абу Суфйана. Только после того как основная масса пленников вернулась в Мекку, Абу Суфйан решил исполнить свою клятву отомстить за Бадр. С четырьмя десятками всадников он приехал в ночь на 12 июня 253 в восточную часть оазиса к горе Сайб и, оставив отряд, в одиночку отправился на разведку в селение бану надир, где один из предводителей племени снабдил его необходимой информацией. На рассвете мекканцы совершили набег на ал-Урайд, убили на поле одного мусульманина и его работника, подожгли пальмы или посевы и сразу же повернули обратно. Мухаммад, спешно собрав двести человек, бросился в погоню и почти настиг мекканцев на второй день пути, но они, чтобы освободиться от лишнего груза, бросили мешки с савиком и оторвались от погони. Подобрав эти трофеи, по которым набег вошел в историю как «день савика», мусульмане через день вернулись в Медину, и 10 зу-л-хиджжа Мухаммад зарезал традиционное жертвенное животное, как было принято во время хаджжа в Мекке. Первый военный успех придал Мухаммаду решимость распространить свое влияние за пределы оазиса, на районы обитания бану сулайм и гатафан, кочевавших восточнее и северо-восточнее Медины. 15 мухаррама 3/8 июля 624 г. Мухаммад с отрядом в 200 человек отправился к вади Каркарат ал-Кудр (80–90 км восточнее Медины, см. рис. 8), где будто бы собрались бану сулайм и гатафан, но никого не встретил и через 15 дней возвратился в Медину со стадом в 500 верблюдов, захваченных в верховьях вади одним из разъездов 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Так как верховное существо не имеет в себе инаковости, то оно всегда и всему присуще 253 . Будучи не в силах устранить инаковость и различие, деконструктивное отрицание остается позади, в сфере умопостигаемого (в отрывке Плотина она обозначена как «бесплотные вещи»), что и составляет мир Сущности и Идей. В самом деле, предикативный язык и концептуальная мысль – эти путала метафизики – всегда основывались на категориях инаковости и различия этих знаменах деконструкции. Однако преодоление первых невозможно без отказа от последних. Присущий деконструктивистам страх перед имманентностью стоит им утраты трансцендентности, ведь «трансцендентность, которая не имманентна, – это не подлинная трансцендентность, а просто инаковость» 254 . Бог не является ничем ни в чем потому, что Он «все во всем» ( 1Кор.15:28 ), и «не находится нигде, но нет места, где бы оно не находилось» (Эннеады V. 5. 8: 24–25), или, словами Дионисия, движение апофатики (безымянность Бога) никогда не будет полным без своего катафатического противовеса (многоименности Бога) (БИ, VII, 3, 872А). Вопреки всем возможным опасениям, отношения комплиментарности между отрицанием и утверждением, анонимностью и полионимностью, трансцендентностью и имманентностью не введет обратно, ко впадению в метафизическую диалектику. Это отношение управляется парадоксальной (а значит, неметафизической) формулой Халкедона: «неразлучно, непреложно, неслиянно, нераздельно». Всякая неуравновешенность в ипостасном единении противоположного – когда противоположности остаются таковыми: например, апофатическое молчание предстает несовместимым с катафатическим языком, или трансцендентность оказывается непримирима с имманентностью – неминуемо отвергает Воплощение Неименуемого и Неописуемого в языке и истории. Даже такое трезвое и острое чтение христианского апофатизма, которое предложил Мерольд Вестфал, анализируя Дионисия, может пасть жертвой упрощения, когда в «отрицательном богословии» видят лишь движение трансценденции 255 . Обсуждение Вестфалом Августина, Дионисия и Аквината вновь вызывает призрак Кантианского времени 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

247 In eo considebat synedrium magnum Israelis, nempe in conclavis parte profana, nam conclave gazit partim erat sanctum, et partim profanum, at in dimidio sancto non licebat ulli senatori sedere, quia solis regibus e stirpe Davidis licebat in atrio sedere, quemadmodum scriptum est 2Sam 7, 18 . Middoth. V, 3. (Surenh. V, 398). 250 2Мак. 4:7–14 . Здесь (ст. 12) Ксист назван довольно характерным именем срамного навеса. Место древнего Ксиста Иосифа Флавия, по согласному определению всех исследователей, теперь занимает пустынная, поросшая кактусами площадь, лежащая как раз на средине между мостами Вильсона и Робинзона, на нижнем контрфорсе горы Сиона, обращенном к Хараму. 252 Archäol. d. Leidensgesch. s. 9. Весьма оригинальное мнение по этому вопросу встречаем мы в Handwurt. d. Bibl. Altert, v. Riehm (B. II, s. 1597–1598). Отрицая достоверность свидетельства Мишны о положении gazith на том основании, что внутренний двор храма имел лишь специальное назначение для целей культа и что объяснение названия gazith в смысле общего архитектурного признака не приводит будто бы ровно ни к чему, автор трактата о синедрионе ухитряется видеть в этом названии ни больше ни меньше, как только перевод греческого «Ксиста» (ξστος собственно значит «высеченный, выдолбленный»). Lischkath haggazith, таким образом, у него получает значение: «зала у Ксиста». После высказанных нами замечаний относительно названия и положения синедриональной залы талмудистов считаем лишним останавливаться подробно на этом мнении. 253 Babyl. Avodah Zarah fol. 8,2. О талмудическом объяснении причины такого переселения см. Lightfoot, Vol. II, pag. 671; Vol. I, I. 566. Archäol. d. Leidensgesch. v. Friedlieb, s. 22–24; Bibl. Realwurt v. Winer. B. II, s. 553, not. 1 и др. 254 Locus apertus versus plateam in quo merces vendunt. Schbrer, Lehrbuch d. neut. Zeitgesch. s. 416, not. 6. 255 Schbrer, s. 416. Holtzmann в Bibel-Lexik. v. Schenkel. B. V s. 449. Другие, напротив, указывают место для этих у подножия горы Елеонской. Напр., Деренбург в Essai sur l’histoire et la ghographie de la Palestine. Paris, 1867, p. 465 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

31 мая 1835 года Наместник Невской лавры архимандрит Палладий рапортовал митрополиту Серафиму о том, что прибывшего к нему 30 мая архимандрита Фотия в тот же день всем принятым обрядам обучил. 247 С Фотия была взята подписка: «Цветных ряс никогда употреблять не буду, в чем даю сию расписку 3 июня 1835 года» 248 . 19 июня обер-прокурор Св. Синода просил митрополита уведомить его об обучении Фотия, так как ему нужно донести Императору. В тот же день митрополит сообщил об обучении и подписке. 249 На время покаяния, наложенного на Фотия, он должен был служить как простой иеромонах, – указывал в своем труде А.Алексеев . 250 Недоброжелатели Фотия были обрадованы этой видимой немилостью Царя. А.Н.Голицын так рассказывал об этом событии Ю.Н.Бартеньеву: «Фотий запутывается в своей мантии, которую велели ему снять [цветной подрясник], и протягивает свою лапу Государю. Государь не заходит в его кельи. По приезде в Петербург делается предписание обер-прокурору вытребовать Фотия в Петербург и отдать его для науки, как встречать Царя, наместнику здешней лавры Палладию» 251 . После этих событий контроль светских властей над Фотием усилился. 18 ноября 1835 года архимандрит извещал графиню о том, что её письма доходят до него вскрытые и чтобы она была осторожна 252 . «Воспитание» в Невском монастыре не прошло даром для здоровья Фотия. А.Г.Слезкинский на основании писем Фотия к графине относил начало его болезни к концу 1835 года. 253 В этот период Фотий о своем здоровье писал графине подробно и ежедневно. В 1835 году у него начали чернеть десны, разлагались и страшно пахли. В начале следующего года Фотий оправился, но летом 1836 года заболел ещё тяжелей. Он писал графине, что пот с него льет градом и он колодой валяется на постели. Он ничего не ел и поддерживал себя лишь причастием: «О пище и слышать не могу, даже крохи и капли взять противно. Как чудно мне причастие святое; так оно вчера мне было по сердцу, приятно, хорошо, на потребу, что уже и выразить не могу» 254 . Выводы А.Г.Слезскинского относительно болезни Фотия достаточно спорны, он и прежде болел почти ежегодно. Причем, из писем архимандрита видно, что симптомы болезней 1835, 1836 и 1837 годов совершенно разные. В 1835 году они напоминали цингу, в 1836 году – лихорадку и, наконец, смерть Фотия в 1838 году настала от кишечно-желудочного заболевания, которым, как указывается в автобиографии, Фотий страдал с 1818 года. 255

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

249 Таковы, например, оба гимна Романа в честь 40 севастийских мучеников 57 и 58 по изданию Мааса-Трипаниса). 250 Кукулий – букв, «капюшон», как бы «шапка» гимна: зачин кондака или акафиста, особая вступительная строфа, соединенная с прочими строфами (икосами) общим рефреном, но отличающаяся от них иной метрической структурой, меньшим размером и специфическим содержанием «прооймия» (либо сжатое суммирование темы, либо воззвание к Богу или верующим). 251 Здесь и ниже перевод наш, по изданию: St. Ephraem Syri Hymni et sermones. T. 3/Ed. Th. J. Lamy. Mechliniae, 1889. Coll. 685–695. 253 Гимны, построенные по формальной модели Акафиста Богородице, начали возникать в греческой гимнографии на исходе византийской эпохи, примерно через семь-восемь веков после возникновения своего образца. В греческом обиходе их называют икосами, резервируя наименование «Тцлюˆ " AmOioxoq для образца, а по-русски – акафистами; то, что у греков называется «Икосы на Иисуса Христа», у русских называется «Акафист Иисусу Христу». Сочинение новых «акафистов» в русском провинциальном монастыре конца XIX века – тема рассказа Чехова «Святою ночью». 254 Как известно, даже тексты наиболее ранних литаний («Лоретан-ской», «Всем святым») многократно перерабатывались в течение веков. 255 Примером может служить сонет немецкого поэта XVII в. Андреа-са Грифиуса «An die Sternen», в котором звезды последовательно названы «огнями», «светочами», «алмазами», «цветами», «стражами», «свидетелями», «герольдами». 256 В стихотворении другого немецкого поэта той же эпохи, К. Гофмана фон Гофмансвальдау, первые же две строки задают вопрос: «что есть мир?» Следует долгий ряд ответов, каждый из которых занимает по строке: это скудное и недолгое мерцание, быстротечная молния, пестрое поле терний, красивая с виду больница, дом рабьего труда, покрытая алавастром гробница и т. п. 258 Памятником этой популярности является поэма о фениксе, дошедшая под именем Лактанция (рус. пер. Ю. Ф. Шульца см.: Памятники поздней античной поэзии и прозы II-V Еека/Отв. ред. и автор введения М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1964. С. 184–188).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

225 В подлиннике эта статья читается так: No religious test shall ever be required as a qualification to any office or public trust under the United States. Конституция Соединенных Штатов VI статья, 3 параграф. Краткость формулы затрудняет точность передачи этой статьи на русском языке, См. The Constitutions of the several states of the Union and United States. New York, 1806, p, 19. 226 Elliot, The Debates in the several state conventions on the adoption of the Federal Constitution. 2-d edition. Vol. IV, p. 195. 245 Подлинный текст: Congress shall make no law concerning the establishment, of a religion or prohibiting the free exercise thereof. Первое дополнение к Конституции Соединенных Штатов. The Constitutions of the several states of the Union and of United States N. Y., 1866, p. 20. 246 White, Sketch of the origin and progress of the Catholic Church in the United states of America. Appendix к Dorras, History of Catholic Church, Vol, I, p. 611. 252 Особенное преобладание эта теория получила в демократической партии, признанным вождем которой выступили Джеферсон. Это отчасти, по мнению католического автора, объясняет, тот факт, почему большая масса католиков в Соединенных Штатах так крепко держится этой партии и всегда за неё подает свой голос. Catholic World, июль 1876 г. стр. 440–441. 253 Копия с рукописного отношения епископа Карроля касательно происхождения и состояния католичества в Соединенных Штатах. White. Sketch, р. 605. 254 Излагаемая теория является господствующей в американской литературе и признается даже римско-католической литературой, хотя и в своеобразной окраске. См, напр. ст. в главном католическом журнале Catholic World; «Independence of Church» (Vol. IV); «Church and State. (Vol. V); «Church and state» (Vol. XI); «Religion and State in the U, S. " (Vol. XX) и пр. Эту же теорию по отношению Соединенных Штатов признает и известный немецкий историк Лео во введении к своей Universalgeschichte. 255 Вступление в «The declaration of Independence», подпис. 4 июля 1776 года. См. The Constitutions of the several states of Union and United States, New-York. 1866, p. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Резюме делал исполняющий должность доцента П.В. Тихомиров . После ужина был музыкальный вечер, на котором студенты в моем присутствии играли и пели. Есть некоторые таланты, но в общем мало. Философский кружок навряд ли долго протянет при настоящей постановке. Ведь философиею не все, далеко не все любят заниматься, а между тем на нем присутствуют, или могут присутствовать, все студенты, которые вместо этих чисто научных рефератов хотят сделать кружок – место обсуждения разных социальных вопросов, что им не дозволяется. Отсюда – недовольство. Нужно бы побольше создать подобных специ­альных кружков по разным предметам, под руководством специалистов профессоров, чтобы действительно эти кружки состояли из лиц, инте­ресующихся данною областью. Но навряд ли это будет. Тут требуются фактические знания, а по-философски каждый может более или менее рассуждать. Ввиду такой ненормальной постановки кружка один из инициаторов его возникновения – П.П. Соколов 253 – устранился от участия в нем. А жаль будет, если заглохнет это дело, оно все-таки имело значение для студентов, отвлекая и развлекая их. 3-е декабря. Вторник. Отец инспектор ажитируется (ажитация (фр. agitation) – сильное волнение, возбужденное состояние – прим. электронной редакции) по поводу разных слухов касательно его статьи. Монахи лаврские инсинуиру­ют, что он уничтожает монашество; о. Никон угрожает «письменно» сокрушить. Отец инспектор написал очень резкое письмо известному сотруднику «Московских ведомостей» Тихомирову в ответ на пригла­шение его на какое-то тайное заседание. В ответе своем он изобличает ложь статьи его/в «Московских ведомостях» «Обмирщение христианства», написанной в защиту воззрений о. Никона 254 . При этом очень резко говорит о современном направлении монашеской бездеятельной жизни. Затем я вечер провел в интересной беседе с о. Анастасием по поводу реферата Л. Тихомирова 4-го декабря, на котором он присутствовал. Реферат оглавляется «Запросы жизни и церковное управление» 260 . На нем были и в обсуждении его, между прочим, принимали участие следующие лица: редактор «Московских ведомостей» В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010