Общее место (locus communis) служит для порицания при показательном роде. Каковое оттого [порицания], несколько отличается. Ведь порицание, которое есть противоположность хвалению, обращается на конкретного показываемого человека в частности, (8) общее же место представляет факт преступления вообще. Потому оно и называется общим местом, что при отсутствии лица [порицаемое] выказывается не столько в человеке, сколько в самом преступлении. Ведь всякий порок обнаруживается (invenitur) не только в одном [человеке], но даже купно во многих [людях]. Глава V. О двухчастном статусе дел Статусом (status) в «Ораторах» 251 называется такая вещь, в которой состоит дело, то есть [его] основание (constitutio). Греки же основание называют в противоположность στσις 252 (раздору). Латиняне же – не только от битвы, посредством которой побеждают положение противника, но и поскольку в нем содержатся обе части. Ведь [статус] состоит из посылки (intentio) и отклонения (depulsio) [чужих доводов]. (2) Статусов же дел два: «от разума» и «от закона». От [статуса] «от разума» (casus rationalis) происходят установление, определение (finis 253 ), оценка, перенесение 254 . От определения – [статусы] законности и сделки. От законности – самостоятельный и несамостоятельный 255 . От несамостоятельного – признание, отведение вины, перенесение вины, возмещение. От признания – снятие вины и мольба о прощении. (3) Статус установления (coniectura, coniecturalis) – это когда факт, который выдвигается одним, решительно отрицается другим. Статус определения (definitivus) – это когда про то, что выдвигается [истцом], заявляется, что [на самом деле произошло] не оно; а то, чем оно должно быть, доказывается прилагаемыми определениями. Оценки (qualitas) – это когда ищется, какова вещь [=суть дела]. И поскольку [здесь] спор ведется о сути и роде дела, то оно называется главным обоснованием 256 . (4) Перенесения (translatio) – это когда дело происходит от того, что нечто или не кажется происходящим, как должно, или кажется, что [оно происходит] не с теми людьми, не в то время, [осуждается] не по тому закону, не за то преступление, и [назначается] не то наказание, какое должно было быть. [Статус] перенесения [называется так], поскольку кажется, что дело нуждается в перенесении [на другого ответчика] и переквалификации (commutatio).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Будем подвизаться: награды вечные приготовлены для подвижников. Спеши проводить чистую жизнь, торопись изгнать мир из помышлений своих и приблизить свое сердце к горнему миру, где царят вечная радость, мир и блаженство. 3 Сатана расставит многоразличные сети, чтобы повергнуть вас в расслабление, дабы вы изнемогли и пали духом. Но и вы уразумели лукавые уловки, посему приготовьтесь для противостояния. Испытываемое вами – от Бога, ибо Он подготавливает вас к сражению, обучает и воспитывает. Так бывает и на воинских учениях. Бойцы сначала изучают сражение в теории, а потом, когда вострубит труба настоящей войны, они, будучи подготовленными, спешат на сражение с уверенностью, что умеют воевать, и жертвуют собой ради своей цели и идеи. Так и вы теперь: раз вы призваны стать воинами Иисусовыми и сражаться с Его врагом, то Христос упражняет вас для того, чтобы сделалась явной ваша любовь к Нему: кто любит Меня, разве не тот, кто хранит заповеди Мои? 253 Дерзайте, чада мои, оставайтесь верными, посвятив себя Тому, Кто возлюбил вас совершенной любовью. Генералы перед началом сражения воодушевляют воинов военными маршами, рассказами о героических подвигах и возжигают в них готовность к самопожертвованию. Это придает большую силу и мужество во время сражения. Так и мы должны воодушевляться подвигами мучеников и преподобных, тем, как они боролись и подвизались, как оставили мир и всё, что в нем, и как ничто не помешало им идти тем путем, который ведет ко Христу. Пример святых отцов будет поддерживать ваше благое желание и произволение, ибо многие, не ведая скрытых сетей, преткнулись и души их отпали от надежды вечной жизни. Размышляйте о любви нашего Иисуса. Любовь Иисуса превыше любой другой земной любви. И чем больше мы оставим, тем большую любовь Божию вкусим 254 . Будем обращать свое внимание горЕ, где Иисус восседает одесную Бога. ГорЕ да зрят наши очи, потому что там находится вечное и нескончаемое. Помыслите о небесной жизни: там – безграничная премудрость Божия, там – красоты непостижимые, там – ангельское пение, там – богатство Божественной любви, там – безболезненная жизнь, там будут отняты слезы и воздыхания, там только радость, любовь, мир, Пасха вечная, праздник, не имеющий конца. О, бездна богатства и ведения Божия! 255 Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Около 217 г. его отозвал в Александрию епископ Димитрий и назначил руководителем огласительного училища. В 230 г. во время путешествия в Грецию он проезжал через Палестину, и здесь друзья, несмотря на оскопление, рукоположили его в сан пресвитера, вероятно, чтобы укрепить его позиции в сложных отношениях с епископом Димитрием. Димитрий отреагировал на рукоположение чрезвычайно резко и на двух соборах 230 и 231 гг. провел решение об изгнании Оригена из Александрии и лишении его сана и права преподавания, а затем отлучил его от Церкви. Это решение не было признано, однако, церковными общинами Палестины, Аравии, Финикии и Ахаии. В распространении нецерковных учений Оригена обвинили гораздо позднее. Как следствие, он окончательно переселяется в Кесарию и основывает училище, подобное александрийскому. В правление императора Декия, предположительно в Кесарии Ориген был брошен в темницу и подвергнут страшным пыткам, от которых на 70 г. жизни он и скончался около 253–254 гг. в городе Тире, где еще долго показывали его могилу. По плодовитости Ориген превзошел всех древнехристианских писателей. Составленный епископом Евсевием каталог его сочинений включал около 2000 «книг». Многие из его сочинений создавались экспромтом, таковы проповеди и слова, которые записывались скорописцами. Из его библейских исследований (в области текстуальной критики и экзегетики) до нас дошло лишь небольшое число, причем по большей части не на греческом языке оригинала, а в латинском переводе. Кроме того, сохранилась «Филокалия», анталогия из его сочинений, составленная совместно святителями Василием Великим и Григорием Богословом (См. подробнее анализ его учения и сочинений: Bertold Altaner – Alfred Stuiber. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvaeter/Bertold Altaner – Alfred Stuiber. – Freiburg-BaselWien: Herder-Verlag, 1966. – S. 197–209. 96 «Сидение одесную отца, – пишет протоиерей Н. Малиновский , – на языке Писания означает не только участие в царских почестях ( 3Цар.2:19–22 ), но и участие в царском достоинстве, власти и управлении царством ( 3Цар.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

253. Если же он уклонится в сторону или встанет перед лицом ведущего, то начнет прокладывать себе новую дорогу, не ту, которую показывает ему провожатый. Поэтому Он и говорит ведомому: «Лица Моего не можно тебе увидеть» ( Исх.33:20 ), то есть не становись перед лицом ведущего. Иначе он начал бы двигаться в противоположном направлении, поскольку благо не противостоит другому благу, а следует за ним. 254. Ведь то, что направлено в сторону, противоположную благу, как бы смотрит ему прямо в лицо. Поэтому в лицо добродетели смотрит порок. Другая добродетель не будет направлена в противоположную сторону. Потому и Моисей не смотрел Богу в лицо, а видел Его только со спины. Ибо тот, кто посмотрит Ему в лицо, не будет жить, как засвидетельствовал Божий глас: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:20 ). 255. Ты видишь, какое великое дело – научиться следовать за Богом. После всех возвышенных восхождений, страшных и славных Богоявлений, человек, научившийся быть позади Бога, только к концу своей жизни смог удостоиться этой благодати. Но тому, кто следует за Богом, уже не страшны никакие препятствия, выставляемые пороком. Зависть собратьев 256. После этого у соплеменников родилась зависть к Моисею ( Числ.12:1–2 ). Зависть – начало злых страстей, отец смерти, первая дверь ко греху, корень порока, родитель скорби, матерь несчастий, предлог непокорства, начало позора. Зависть, обернувшись перед Евой змеем, изгнала нас из рая. Зависть заградила от нас древо жизни и, лишив священных одеяний 50 , дала нам, стыдящимся, листья смоковницы ( Быт.3:1–7 ). 257. Зависть, вопреки природе, вооружила Каина и устроила убийство, которое требовало семикратного отмщения ( Быт.4:8–15, 24 ). Зависть превратила Иосифа в раба ( Быт.37:1–28 ). Зависть – смертоносное жало, скрытое оружие, недуг человеческой природы, желчный яд, добровольное гниение, стрела горечи, гвоздь в душе, огонь в сердце, пламя, сжигающее внутренности. 258. Для зависти несчастье состоит не в собственной беде, а в чужом благополучии, и успех – не в благе для себя, но в беде для ближнего. Зависть страдает от людского процветания и попирает людские несчастья. Говорят, что коршуны, пожирающие мертвечину, гибнут от помазания миром 51 , потому что их природа привыкла к зловонию и тлению. Так и одержимый недугом зависти от благоденствия своего ближнего чахнет, словно его коснулись миром, но если видит, что произошло несчастье, тотчас налетает и вцепляется своим кривым клювом, чтобы вытащить наружу потаенное неблагополучие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать грехи наши не потому, что не знает их; напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений. Не чего-либо тяжелого и трудного требует от нас Бог, но сокрушения сердца, умиления помыслов, прзнания в грехопадении, неутомимого и усильного припадания к Богу, наконец того, чтобы после исповеди просили мы себе прощения, в чем согрешили, и тщательно остерегались сего в последующее время. Итак, во сколько крат лучше плакать и сетовать здесь в продолжение сей краткой и временной жизни, нежели, предаваясь здесь смеху, идти туда на мучения, продолжающиеся во век века? Но ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать грехи свои? Стыдись лучше грешить, нежели исповедываться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там пред целой вселенной. Где больше мучения? Где больше посрамления? На дела мы отважны и бесстыдны; а когда должно исповедываться, тогда стыдимся и медлим. Если будете исповедывать грехи свои, нет в этом стыда, напротив того в этом правда и добродетель. А если бы в этом не было правды и добродетели, то исповедь не имела бы себе награды. Послушай, что сказано: глаголи ты грехи твоя прежде, да оправдишися ( Ис. 43:26 ). Повелевает исповедываться не для того, чтобы ты был наказан, но чтобы ты был прощен». Св. Ефр. сир. Слов. 125: тв. ч. 5 с. 94–95. М. 1850. 657 Они каждодневно дают себе отчет в дневных и ночных своих поступках и замечают и записывают свои поступки и душевные движения, как и в древности поступали строгие и внимательные к себе христиане. Св. Афан. вел. Жит. пр. Антония: тв. ч. 3 с. 253. 254. М. 1853. 662 Непонятно, как исповедь очищает нас от грехов? Справедливо. Но непонятность этого, совершенно естественная для нас, как существ ограниченных и живущих на земле верою, а не видением, отнюдь не есть доказательство недейственности исповеди, точно также, как и непонятность для нас того, например, как очищает нас от грехов вода крещения, не доказывает недействительности нашего возрождения чрез это таинство; потому что и на исповеди, как и в крещении, действует чрез священника Бог (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Сегодня от корня Иессеева ( Ис. 11:1 ) произрос жезл, на котором поднимается для [всего] мира цветок богоипостасный 249 . Сегодня из перстного естества устроил на земле небо Тот, Кто некогда в древности создал из вод и поднял на высоту твердь ( Быт. 1:6 ). И поистине это небо значительно божественнее и удивительнее [первого], ибо Тот, Кто поставил на вещественном небе солнце, из этого [неба] Сам воссияет – Солнце правды ( Мал. 4:2 ) 250 . Он [имеет] два естества – хотя неистовствуют [против этого] акефалы; Одну Ипостась – хотя разрывают ее несториане 251 . Ибо Свет вечный, от вечного Света получающий предвечное 252 бытие, Невещественный и Бестелесный, от Девы воплощается 253 и как жених из брачного чертога выходит, пребывая Богом и став земнородным [человеком]; Он радуется, как исполин, пробежать поприще ( Пс. 18:6–7 ) нашей жизни, через страдания достичь смерти, связать сильного и расхитить вещи его ( Мф. 12:29 ), т.е. наше естество, и возвести на небесную землю заблудшую овцу ( Мф. 18:12 ) 254 . Сегодня Сын плотника (Мф: 13:55) – Вседетельное Слово 255 сотворившего Им все [Отца], крепкая мышца Всевышнего Бога, заточив Духом [Святым] – как перстом – притупленное тесло нашего естества, построил себе одушевленную лестницу, основание которой установлено на земле, а верх [касается] самого неба, [лестницу], на которой почил Бог и образ 256 которой видел Иаков ( Быт. 28:12–13 ). Сойдя по ней непревратно, правильнее же [сказать] снизойдя, Бог явился на земле и обращался между людьми ( Вар. 3:38 ). Сие – сошествие, исполненное снисхождения уничижение, жительство на земле, знание о Себе, данное живущим на ней 257 . Мысленная лестница – Дева – утверждена на земле: Она родилась от земли, глава же Ее [достигла до] неба. Всякой жене глава – муж ( 1Кор. 11:3 ), но для Этой, ибо мужа Она не знала, главой стал Бог и Отец, Духом Святым осенивший Ее и ниспославший, как [некое] божественное духовное семя, Сына Своего и Слово, всемогущую Силу. По благоволению Отца не от естественного соединения, но от Духа Святого и Марии Девы сверхъестественным образом Слово непреложно стало плотию и обитало с нами ( Ин. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Противополагая самолюбию богоугодную самоотверженную любовь, мы находим следующие ее стороны: 1) тяготение славить Бога, всецело слушаться Его и смиряться пред людьми; 2) тяготение милосердствовать им; 3) стремление хранить целомудрие и пост. Другими словами, в самоотверженной любви сторонами святого настроения являются – смирение, милосердие, целомудрие и пост. Перечисленные качества носителя истинной любви как раз противоположны самолюбию-гордости, корысти, плотолюбию и чревоугодию. Подобный анализ настроения христианской любви вызывает два новых вопроса: во-первых, какое отношение имеют слагаемые любви к общей настроенности любящего, так как не совсем понятна органическая связь их с любовью; во-вторых, каково место благодати Божией в акте христианской любви. Прежде всего ответим на первый вопрос, как одушевляются любовью молитва , смирение, милосердие, целомудрие и пост. На низшей ступени молитвенного совершенствования молитва есть возношение ума к Богу с покаянным чувством. По мере обретения опыта прощения грехов, углубления богопознания, принятия действий благодати и восчувствования промысла Божия сердце молящегося загорается любовью к Богу. У него возникает жажда изливать молитвенно чувства любви как хвалы, благодарения, славословия и преданности Богу. Тогда потоками молитвенных устремлений к Богу возносятся из человеческого сердца токи любви – теплые, умиленные и горячие. Молитва служит в таких случаях облачением любви, способом ее изъявления. Применительно к заповеди о любви к Богу всем сердцем, всею душею, всем помышлением и всею крепостию 253 молитва должна охватывать у молящегося энергию всего сердца, всего нерассеянного ума, всецелой силы воли и быть возможно частой. Образец такой молитвы являли все святые. Например, о святом мученике Трифоне 254 повествуется, что во время мучений он вперил духовный взор к Богу, пламенея любовью к Нему, и ни во что ставил мучения. Что касается смирения, милосердия, целомудрия и поста, то на первый взгляд они кажутся лишь противовесами, стеснением и началами, искореняющими гордость, корыстолюбие и плотолюбие. Но более глубокое вникание в существо этих состояний открывает в них нечто большее. Они – подлинно врата для входа в душу Божественной энергии любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Что и первое и второе опасения устранимы, показывает тот факт, что в Русской Церкви их не существует. Там кающиеся забывают, что перед ним стоит человек – священник, они открывают свои грехи невидимо присутствующему здесь Господу, веря словам: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся»... 253 Священник же, с первых дней своего пастырствования, проникается сознанием, что он должен быть навеки немым хранителем вручаемых ему на исповеди тайн, что в кающемся грешнике он должен, при всех условиях, любить его богоподобную душу, ценить искренность его исповедания, сообразно с состоянием и пользой души кающегося «решить» или «связывать» его грехи, но ни в коем случае не осуждать или принижать его потом за его признания; что он должен облегчать и исцелять, а не смущать или изранивать смятенную совесть грешника. У добрых русских пастырей-духовников 254 создавалось такое настроение, что в момент исповедания грехи человеческие вызывали их на обличения, осуждения, иногда на скорбные, вместе с грешником, слезы, а затем эти же поведанные грехи бесследно исчезали из их памяти и задерживались лишь те, которые обязывали духовника к особенной дальнейшей заботе о каявшемся, к наблюдению за ним, к своевременной поддержке его. О выдаче тайны исповеди страшились думать русские пастыри. Словом, в Русской Церкви между верующими и духовниками установилось полное согласие в понимании долга и тайны исповеди: верующие с детства приучаются к сознанию, что они на исповеди, пред невидимо присутствующим Господом, обязаны чистосердечно исповедовать все грехи свои и что свидетель их исповеди – духовник – никому не выдаст поведанных ему тайн; духовники же в свою очередь сознают, что даже угроза смерти не должна заставить их кому бы то ни было открыть исповедную тайну. Как бы то ни было, мы стоим перед несомненными фактами: 1) в некоторых православных церквах исповедь забыта; 2) верующие, не исповедуясь, недостойно приступают к Св. Тайнам; 3) пастыри при отсутствии исповеди лишены могущественного средства для влияния на души верующих. Не подлежит при этом сомнению, что сделать исповедь обязательной для всех верующих там, где она забыта, – дело нелегкое. Самыми решительными распоряжениями свыше этого не сделать. Тут прежде всего нужно приучить верующих к сознанию необходимости, спасительности и безопасности исповедного подвига. И опять же, сразу и этого не достигнуть. Частная исповедь для некоторых, раньше не приступавших к ней, может показаться слишком рискованным, трудным, непосильным подвигом. Таким лицам сначала надо предложить нечто более легкое, более приемлемое, что, однако, ввело бы их в дух покаяния, приучило к сознанию важности и необходимости исповедания грехов своих. Таким средством, по нашему мнению, может быть общая исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

253 . Если в продолжение дела откроется, что обвиняющая сторона также виновна в нарушении супружеской верности, то просьба ее о разводе отвергается Консисториею, разве будет доказано, что противная сторона, знав о том долгое время, и по крайней мере не менее года, не приносила на сие жалобы. 254 . Когда, в случае нарушения супружеской верности, оскорбленная сторона простила другой виновной против нее стороне, или, известись о ее преступлении, добровольно оставалась с нею в супружеском сожитии, то сим она потеряла право требовать развода по сей причине. 255 . Муж вправе требовать развода, если узнает, что жена его прежде их брака находилась с кем-либо другим в непозволительной связи. Но в сем случае проситель обязан представить самые ясные, никакому сомнению не подлежащие доказательства. Он лишается права просить о сем, если до принесения жалобы уже прижил с своею женою сына или дочь, или же хотя и не имеет и не имел от нее детей, но знав о ее прежней непозволительной связи, оставался в супружеском с нею сожитии. То же самое право и с тем же ограничением имеет и жена, если желает и может доказать в суде, что муж ее, после данного ей при обручении обещания, имел с другою женщиною незаконную связь, которая до того была ей неизвестна. 256 . Брак может быть расторгнут, если одна из сторон оставила другую и не соглашается возвратиться к ней; но при сем наблюдается: 1) Что перемена в местопребывании мужа не может почитаться злонамеренным оставлением жены; напротив, жена, по требованию супруга, обязана следовать за ним и в случае сопротивления может быть к сему принуждена. – Особые правила об Азиатцах заграничных, женившихся на Русских подданных и отъезжающих за границу, определены в Законах Гражданских. 2) Что муж обязан принять к себе жену, если она желает следовать за ним в новое его местопребывание. Если же он будет сему упорно сопротивляться, не имея на то законных причин, то жена может просить о разводе. 3) Что если жена оставила мужа без его согласия, не имея на то законных причин, и потом, несмотря на его требования, не хочет к нему возвратиться, то муж должен жаловаться на сие гражданскому начальству; буде же, вопреки понуждений оного, жена его не возвратится к нему, он может просить о разводе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

253 Гаон в талмудическом иудаизме обозначает также: 1) главу еврейской академии в Вавилоне; 2) почетное звание раввина. 254 «Он избрал наследие наше» – Раши толкует: «Он вернет нас туда», в наследие, в землю, где Храм. Получается, что Господь не Иакова «возлюбил» – «возвышенность Иакова возлюбил» (МЛ). 255 Принадлежащие Тиру, обслуживающие Тир. Определение «Фарисейский», возможно, обозначало тип корабля – мощного, способного пересечь море (как мы говорим: оканский лайнер). «Фарсис» – какой-то далекий порт, предположительно в Испании ( Ион.1:3 ). Финикийцы вели с Фарсисом торговлю во времена Давида и Соломона. 257 В иудаизме «корабли Фарсиса» – «жители Цора», Тира, «часть Едома» (Раши). Едом в символике иудаизма – Рим и наследующая ему культура. Слово цор в пророчестве Исаии (гл.23) записано в краткой форме (без буквы вав), что должно, согласно Раши, символически обозначать «Рим». – Не денежный «Тир» противник для иудаизма, для него противник – «Рим». 258 В иудаизме: « " последствия греха кружат по моим стопам» – преступления, которые я топчу ногами, то есть пренебрегаю ими, которые мне кажутся легкими, именно они обвиняют меня на суде» (Раши). – При таком истолковании символ «пята» приобрел противоположное значение: это не то, что делает меня уязвимым (от змея), а то, чем я топчу и попираю. 259 «В чести» – слово того же корня, что йакар (быть драгоценным; ст.9): тот, кто отверг драгой (честной) выкуп за себя, в чести не пребудет (ст.21). 261 Кесел – «поясница», «почки», «глупость " … отсюда толкование: «жир у них на крестце и закрывает почки, и те [почки] не дают им совета прекратить злодеяния» (Вавилонский Талмуд. Шабат 31б; Раши). См. Пс.38 /37:8). 266 В иудаизме слова Псалма «Он призовет небо» толкуют: «чтобы наказать небесного князя народов мира» (Мехильта, Шира, Раши). Подразумевается, что у каждого из народов есть ангелы-покровители, и Господь призовет их князя, чтобы наказать его, а через него – все народы. Таким образом, Господь «призовет небо» ради кары и чтобы «отомстить за народ Свой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010