248 На воспоминания Керенскаго, лично не бывшаго в эти дни в Ц. С, вероятно, оказало влияние свидетельство той же Вырубовой, утверждавшей, что из царскаго окружения «спаслись все, кто мог». Однако, она делала оговорку, что «вся так называемая половина Ея Величества, все до одного человека, начиная с камердинера и кончая низшими служащими, все остались». 249 У мемуаристов разнаго ранга «удивительным образом» можно встретить выражение сожаления или злорадства по поводу того, что в России не нашлось верных ландскнехтов, погибших защищая монархию, на подобие швейцарцев Людовика XVI. Условия осады Тюльерийскаго дворца весьма мало походили на условия пребывания царской семьи в Александровском дворце. Параллель здесь не уместна. 250 Князь Палей утверждает, что корреспондент пришел к ним под видом «офицера», и что Великий Князь отказался с ним беседовать – это не помешало появлению длиннейшаго интервью. Откуда корреспондент мог узнать факты, о которых говорится в интервью и которые соответствовали действительности? В. Кн. написал опровержение, которое с большими изменениями воспроизвело «Новое Время». 251 Характерно, что А. Ф. уловила лишь первый абзац «манифеста» в то время, как его сущность была как раз противоположной. 252 О нем упоминает кн. Палей, разсказывая, как составлялся в 4 часа дня перваго марта кн. Путятиным, причисленным к Мин. Двора, Бирюковым и Ивановым – «Манифест». 253 Это утверждает снова кн. Палей. Ей разсказывали, что ф. Гроттен на коленях просил А. Ф. дать свою подпись. 254 «Носи Его (т. е. Распутина) крест, если даже неудобно, ради моего спокойствия». – добавляла А. Ф. почти обычную свою просьбу. 255 В воспоминаниях Палей сообщает, что в. кн. Павел был осведомлен ранним утром 3-го об отречении «верным» человеком, присланным ген. Рессином, командиром Своднаго полка в Ц. Селе, и уже в 4 ч. 30 м. утра читал сам Манифест. 256 Разговоры об этом «плане» должны быть, сопоставлены с пресловутыми сплетнями о сепаратном мире, который будто бы подготовлялся накануне революции в некоторых правых политических кругах. Эта легенда разсмотрена о первой части моей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Господь видит прошедшее, настоящее и будущее, у Него один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день ( 2Петр.3:5–9 ). Он ведает, какие препятствия будут в исполнении задуманного человеком, и для разрешения трудностей направит самые лучшие средства для достижения назначенного. Вся жизнь человека на ладони Господа, и все пути Ему известны ( Пс.138:2–5 ). Помощь Бога всегда близко, но, пока не перепробует человек в упорстве своем все свои средства, Господь терпеливо ждет, не прикасаясь к свободе человека. Ждет, не взовет ли человек всем сердцем: «Господи, помоги!» Православное христианское вероучение поясняет – через скорби в человеке проявляется то, что было сокрыто глубоко в сердце. Ведь в обычном ритме жизни человек представляется сам себе спокойным и мирным. Но стоит ему попасть в неожиданное затруднение, как проявляются в нем гнев, печаль, уныние, гордость, неверие и показывают его немощь, усмиряют самомнение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) уподобляет испытующего трудности пловцу в море. При столкновении с восходящей волной опытный склоняется под нее. Волна проходит вдоль корабля, не нанося никакого вреда пловцу, и он совершит благополучно плавание свое. А если вздумает воспротивиться, то волна отбросит пловца и отнесет на значительное расстояние. А если будет противиться и другой волне, то вновь будет отброшен и устранен с предпринятого пути. Упрямый пловец лишь утомится без пользы. «Так и при напастях. Если кто перенесет напасть с терпением и смирением, то она пройдет безвредно для него. Если же предастся печали, смущению, будет обвинять каждого, то обременит себя невыносимою тягостью, усугубляя действие на себя напасти, не получит от напасти никакой пользы, получит вред. Напасти тогда приносят великую пользу, когда переносятся терпеливо, без смущения» 251 . О труде Труд, как предпринимательский, так и наемный, суетен и бесполезен для души человека, если не приводит к познанию Бога. Человек ходит под Богом, пред Его взором и отчет будет давать Ему. Не просто труд заповедан человеку, а труд со смирением, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что 252 . Без смирения никакие добродетели не угодны Богу, как самый хороший обед, без соли приготовленный 253 . Работа с упованием на промысл Божий не может привести к переутомлению, неврастении или сердечной болезни. Если это есть, то это знак, что человек работает «во имя свое», надеясь на свои силы, а не на благодать Божию 254 . Может человек в трудах и скудости прожить всю жизнь, но только Господь ведает, в чем польза для него, ведь легко для Господа в день смерти воздать человеку по делам его ( Сир.11:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Он входит в подробности касательно экономической части церковных поместий, рассуждает об условиях отдачи их в аренду, о продаже и покупке сельских продуктов. При одном случае он пишет, что следует сократить количество выращиваемых лошадей, потому что конюхи стоят дорого, а прибыли от этого дела очень мало; римский первосвященник не забывает при этом упомянуть, как распорядиться конской сбруей в случае сокращения коннозаводства. Нам кажется очень трогательной эта попечительность великого из пап о церковном хозяйстве. Разумеется, эта заботливость происходила не из суетности и не из своекорыстия, а из сознания, что всякий долг нужно исполнять — как следует. (О мале был еси верен, над многими тя поставлю). Римские епископы древности, однако же, не управляли церковным имуществом непосредственно: тот же Григорий вел управление этим имуществом посредством десяти дефензоров, которым при этом поручен был некоторого рода надзор за епископами по части расходования церковного достояния. — Uhlhorn, вышеуказан. сочинение, S. 253—254.     Marcellini. Rerum gestarum libri. Vol. 2, Lib. 27, cap. 3 (14), p. 100. Lips., 1875.    По мнению проф. Голубинского, Юстиниан таксировал пошлину хиротонисуемых, дабы положить предел той безмерности, до какой иногда доходила эта пошлина (такса была установлена такая: высшая плата 400 золотых монет, затем 300, 120, 42 и наконец 28 таких монет); по уверению того же автора, греческие архиереи в действительности и впоследствии не слушались новеллы Юстиниана, а пошлина значительно превосходила норму, установленную Юстинианом (История русской церкви, I том, 1-я полов., 308—309. Изд. 1-е). Определение стоимости византийской золотой монеты нами сделано выше на основании изысканий г. Голубинского     Глубоковский. Вышеуказ. сочин., I, 47.    Творения его. Т. III, 172.    «Митрополические и патриаршие церкви бывали принуждены нести весьма значительные расходы представительства; в особенности патриарх Константинопольский принужден был нести такого рода расходы в соответствии его высокому положению».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Это отрывок уже цитировался в главе I. 242 Там же, 182. 243 Ф. М. Достоевский, Братья Карамазовы, 262, 270. 244 Я уже цитировала этот отрывок на страницах, посвященных эпизоду «Колокол» в фильме «Андрей Рублев». 245 «Всё как океан, — говорит старец Зосима в Братьях Карамазовых, — всё течет и соприкасается, в одном месте тронешь, а в другом конце мира отдается» (указ. соч., 290). Подобное переживание не раз описывалось в духовных текстах. В числе прочих см. Antony Bloom, Body and Matter in Spiritual Life, в Essays on the Christian Understanding of Man, London, 1967, 40-41. 246 О спешке свидетельствует и одежда: пальто и платки поверх ночной рубашки. На мой взгляд, важно, что первыми выходят ребенок и собака, то есть те, кто эмоционально наиболее близки видящему сон. Мария видит их на улице, открыв дверь дома. 247 Подобным образом Доменико носит в себе чувство вины за страдания, которые он причинил своей семье. 248 Привязанность, которая слышится в слове «Андрей», произнесенном женой, свидетельствует о том, что любовная связь по- прежнему жива, несмотря на разлуку. 249 Арсений Тарковский, Избранное, Смоленск: Русич, 2002, 342. 250 Горчаков, читающий текст по памяти, прерывает его после первого стиха последней строфы и завершает первым стихом. 251 Итальянские ботинки могли иметь такое очарование для советского человека восьмидесятых. 252 Арсений Тарковский, Избранное, 400. 253 Глагол «светятся» вводит тему света, которая будет центральной в следующем восьмистишии. 254 Предпоследняя строфа подсказывает, что поэт пишет не только для русского читателя, но для любого человека, нуждающегося в его словах и могущего их понять («И под сенью случайного крова/Загореться посмертно, как слово»): 255 Уже в 1926 году Арсений Тарковский написал стихотворение на эту тему — Свеча: «Мерцая желтым язычком,/Свеча все больше оплывает./Вот так и мы с тобой живем,/Душа горит, и тело тает» (А. Тарковский, указ. соч., 12). 256 Б. Пастернак Доктор Живаго, в Собрание сочинений в пяти томах, т. 3, М.: Художественная литература, 1990, 526. Образ свечи впервые появляется в главе Елка у Свентицкихи в финале, в воспоминаниях Лары: «И она стала напрягать память,., но ничего не могла припомнить, кроме свечи, горевшей на подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной коре стекла. Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, — свеча горела на столе, свеча горела, — прошло в его жизни его предназначение» (там же, 401). 257

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

He перечисляя этих планет, скажем, что некоторые из них были чтимы впоследствии под видимыми образами или естественных выступов скал 253 , или искусственных изображений и арабы приписывали им разные влияния на явления природы и на самого человека и приносили жертвы. Сатурн считался звездой несчастья, а Юпитер и Венера звездами счастья н благополучия 254 . Период сближения этих звезд считается до сих пор среди мусульман самым благодетельным для тех людей, которые зарождаются в это время. Таков был в позднейшее время знаменитый Тимур, носящий особое название «Сахибу-кыран», т.е. господин двух сбизившихся созвездий. Из истории естественных религий известно, что народные верования постепенно изменялись, осложнялись и количественно увеличивались, частью путем внешнего заимствования при торговых и других сношениях с иноземными народами, частью же путем внутреннего процесса духовного развития народа. Естественное чувство человека быть ближе к своему божеству, иметь его около себя, пред своими глазами, вызвало идолопочитание 255 . У древних арабов по тем же побуждениям явилось идолослужение. И если евреи, имевшие закон и пророков, не редко впадали в идолопоклонство, то тем легче было дойти до такого состояния древним арабам, не имевшим писаний и пророков (Коран, гл. 34, ст. 43; гл. 3, ст. 19; гл. 62, ст. 2), а вместо того слышавшим о видимых богах соседних народов. Таким образом, и в древней Каабе стали появляться видимые изображения разных божеств, заимствованные у других народов; в других пунктах полуострова стали также появляться идолы и фетиши. Число божеств постепенно увеличивалось в Аравии, но при отсутствии образованности у арабов 256 многобожие их не сложилось в стройную мифологическую систему, а мусульманские писатели не считали для себя нужным и приличным вникнуть глубже в те идеи, которые лежали в основе арабского политеистического миросозерцания. Поэтому перед нами являются многочисленные божества древних арабов, не соединенные между собой общей религиозной идеей, подобно тому, как и сами арабы, расчлененные на множество племен, колен и родов, не составляли однного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Герб Головиных: (Общий Российский Гербовник, часть V, 32): щит разделён на четыре части. В 1-й части, в голубом поле, серебряный центавр, (т. е. конь с человеческим туловищем и головою), влево обращённый, обеими подъятыми руками держит белую повязку. Во 2-й части, в красном поле, обращённый вправо лев с дворянскою короною на голове, держит в правой лапе меч. В 3-й части, в красном поле, золотой крест. В 4-й части, в голубом поле, серебряный полумесяц, рогами вправо. На щите дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа голубой, слева красный, подложен золотом. Щит держат два льва. Герб графов Головиных (Общий Российский Гербовник, часть 31): щит разделён на четыре части, как у дворян Головиных, только посреди герба горизонтальная, широкая серебряная полоса, от средины коей вдеть вверх, перпендикулярно, подобная же полоса. На средине герба малый щиток, правая половина коего золотая, а левая красная, и в нём двуглавый орёл Империи Римской, красный в поле золотом, и золотой в поле красном. На этом среднем щитке княжеская корона Империи Римской, а на всём гербу корона графская, и на ней два шлема с дворянскими коронами. Между шлемами серебряный полумесяц, рогами вверх, и на нём возвышаются, и крестообразно проходит сквозь выше находящуюся графскую корону: а) два вымпела морские с золотыми головками, из коих правый вымпел голубой, а левый красный; и б) два корабельные флага с пятью полосами на каждом, (красною, белою, голубою, золотою и чёрною). Намет справа голубой, подложенный серебром, слева красный, подложенный золотом. Герб держат, справа лев с мечём в лапе; слева соболь со стрелою в лапе; и у льва и у соболя на головах дворянские короны 256 . 252 У Ивана Ивановича был сын Фома, внуки: Семён и Алексей; и правнук Василий Алексеевич, со смертию коего угасла фамилия Третьяковых. 253 У Юрия Дмитриевича Грязного-Ховрина был сын Иван Юрьевич, со смертию коего угасла фамилия Ховриных. 254 Граф Николай Фёдорович оставил несколько побочный сыновей, поселившихся в Дании. Один из них, Пётр-Густав Головин, был датским генерал-майором при Короле Христине VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1 Января 249. В момент принятия Св. Таин не допускай и малейшего приражения помыслов сомнения, неверия, пытливого рассуждения. Скажи просто: теперь не время рассуждать!.. 2 Января 250. Солнце Праведное! Взойди незаходимо в душе моей! Преложи холод ее в теплоту, тьму – в свет, нечистоту в благолепие, смрад в благоухание, бесплодие в плодоносие добрых дел веры и благочестия! 2 Января 251. Плени меня, Господи, в сладкий плен Твой! Свяжи душу и сердце мое узами любви Твоей и изведи на работу деятельную, отрадную и плодоносную! ... Боже мой! Грешен, мерзок я, слаб и немощен, но Ты сотвори со мною сие желанное, благое насилие! 2 Января 252. Господи! Пища моя, Отрада моя, Хлеб мой насущный, «все» мое! Не дай мне охладеть к Тебе, оставить Тебя, перестать жаждать Тебя, не услаждаться Тобою. Даруй наслаждаться Тобою независимо от благолепия службы и многолюдства предстоящих. 3 Января 253. «Терпи» Господа в молении и служении! Не уный душою, если замедлит к Тебе, сокроется от Тебя, испытуя терпение и усердие Твое! Служи Ему, хотя бы не было вовсе соучастников в Твоем служении и тех, для кого оно предназначается. 3 Января 254. Скорблю душою о недостаточном благолепии и истовости совершения церковных служб. Раздираюсь сердцем от пустоты храмов Божиих, и от безответного равнодушия предстоящих на великий чудный оный призыв к Трапезе для всех: «Со страхом Божиим и верою приступите!» ... 3 Января 255. Как слабы, непрочны, бесплодны мои собственные усилия стяжать Господа и воцарить Его в своем сердце, – конечно, потому, что слишком многое приписывается еще этим моим усилиям в ничего, или мало – оставляется на долю Милосердия Божия! О, как мало во мне смирения! Но как много порчи, растления не телесного только, но гораздо ужаснейшего душевного! 4 Января 256. Весьма надо быть осторожным и разборчивым даже в добрых побуждениях. Имея несомненно благое желание и искреннее усердие почитать в чужом монастыре за утреней шестопсалмие и канон, я обуревался такого рода кажущимися добрыми соображениями: «если выступлю читать, не будет ли это выставкой своего «я», совершенно непрошенной и ненужной?» Но собственные чтецы были так из рук вон плохи, что жажда утешения от мало-мальски вразумительного чтения превозмогала это смущение; за то опять думалось, не покажется ли мое неожиданное выступление в качестве чтеца гордым желанием показать: «вот де, как надо читать?» и т. п. Колеблясь между этими и подобными соображениями, я вдруг почувствовал в себе прилив деятельного желания почитать, при чем досадный упрек сам собою вылился откуда-то извнутри по адресу нашей медлительности и казуистичности там, где надо действовать просто, прямо, бесхитростно и не рассуждая: «пусть что хотят думают и говорят другие: отчего ты не колеблешься так, когда собираешься сделать какую-нибудь прямую пакость!?» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В учении о богопознании Б. соединяет августиновскую традицию с учением «Ареопагитик». Мистическое богопознание для Б. есть не отдельная наука, но часть богословия, к-рая учит возвращению человека к Богу и освещает роль Божественной благодати в этом возвращении. Б. полагает, что мистическое богопознание включает в себя 3 ступени: очищение (purgatio), просвещение (illuminatio) и совершенствование (perfectio - Itin. IV 7; Comment. in Luc.//Opera omnia. T. 7. P. 349b; ср.: Areop. CH. III 2, 3; VII 3). Только благодаря благодати Христовой человек вновь становится в правильное отношение к Богу (Brevil.//Opera omnia. T. 5. P. 253-254). Благодать Божия заново творит человека, обновляет в нем образ Божий; новая жизнь, в к-рой душа становится невестой Христовой, дочерью Небесного Отца, храмом Св. Духа (Brevil. V 1). Следуя «Ареопагитикам», Б. отмечает, что благодать очищает, просвещает и совершенствует душу; душа оживотворяется, преобразуется, а затем возвышается к Богу, уподобляется Ему и соединяется с Ним (Comment. in lib. Sentent.//Opera omnia. T. 2. P. 635а; Brevil. V 1). Многие из этих результатов Б. относит к тому, что он называет ramificationes (разветвлениями) благодати,- к добродетелям, дарам и блаженствам (Brevil. V 4-6). Насаждаемые в человеке добродетели «исправляют» силы души, делая их способными к правильным поступкам. «Богословские» добродетели ставят ум, память и волю человека в правильное отношение к Богу как его Первообразу. Основные (нравственные) добродетели направляют разум и желания к исполнению обязанностей человека по отношению к себе самому и ближнему (Brevil. V 4). Дары Св. Духа придают определенную гибкость практическим добродетелям христ. жизни для достижения operatio expedita (беспрепятственного действия - Comment. in lib. Sentent.//Opera omnia. T. 3. P. 741а) в действии и страдании ради Христа (Brevil. V 5). Блаженства необходимы для совершенства души, к-рую они наделяют способностью к совершенному действию и страданию (Brevil. V 6). Таинства исцеляют душу от всех ежедневных прегрешений и несовершенств и помогают добродетелям, дарам и блаженствам достичь искомого результата.

http://pravenc.ru/text/149731.html

Но Gunkel, признавая длинный путь развития вавилонского мифа, указывает в Библии и следы этого развития, – указывает, именно, на те места, где речь идет о Раави ( Ис.51:9 ; Пс.89:10 ; Иов.26:12; 9:13 ; Пс.87:4 ; Ис.30:7 ; Пс.40:5 ), Левиафане ( Пс.73:12–19 ; Ис.27:1 ; Иов.40:25; 41:26 ; Пс.103:25 ; Иов.3:8 ), Бегемоте ( Иов.40 ; Пс.67:31 ), драконе в море ( Иов.7:12 ; Пс.43:20 ; Иез.29:3–6; 32:2–8 ) 244 . Это – поэтические рецензии вавилонского мифа, линия развития которого и определяется так: 1) Мардук, 2) поэтические рецензии, 3) Быт.1 . Вавилонский миф переносится к евреям. Там он теряет кое-что из своего мифологического и почти все из своего политеистического. В Быт.1 он, насколько это вообще возможно, вполне иудаизируется 245 . Точно так же замечается громадное различие и между вавилонским рассказом о потопе 249 и библейском изложением того же события. Утверждая безусловную зависимость последнего от первого 250 , сам Gunkel говорит: „Израильское предание ни в каком случае не приняло просто вавилонское, но его весьма сильно преобразовало, что по истине является чудом мировой истории; оно превратило грязь в золото“ 251 . В ряд подобных же научных мнений должно отнести и утверждения H. Zimmern’a, устанавливающего параллелизм между библейскими истинами и представлениями Вавилонян о своих богах 252 , а также и его выводы относительно содержащейся в Библии истории первобытного человечества 253 . О первом мы не считаем нужным и распространяться, об отношении же Zimmern’a к библейской истории нужно сказать то же, что и об отношении Gunkel’я. Самая крайняя позиция, на которую здесь мог бы стать историк, не теряя научной почвы, состояла бы в присоединении к положению, что в этой области одинаково нельзя доказывать, что так именно должно быть, как нельзя оспаривать и того, что так могло быть 254 . Кто не хочет остаться на этой позиции, тот скорее найдет соображения в пользу самостоятельности иудейства, чем против этого. Мы вполне соглашаемся, что Вавилон влиял на Ханаан в доизраильское еще время, и допускаем его влияние на внешнюю культуру евреев 255 . Но о существенном влиянии в сфере религии нельзя говорить, потому что в пользу этого нет никакого решительного доказательства. Сравнение библейских рассказов, к которым находят параллели в Вавилоне 256 , обнаруживает радикальное различие мировоззрения и духа двух религий. Если бы в пользу возможности заимствования сослались на увлечение евреев ханаанскими культами, то против этого можно возразить, что язычествующий слой Израиля не мог произвести того преобразования вавилонских мифов, какое общепризнано 257 , притом же нам указывают и на незначительность вавилонского влияния в Ханаане в сфере религии и мифологии: так, в ханаанском культе Ваала и Астарты, хотя имена звучат по-вавилонски, нельзя с несомненностью установить отношения божеств к звездам 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Одновременное существование благочиннической и уездной миссии (о ней речь пойдет в следующем разделе) многим казалось неоправданным. В хранящейся в архиве Собора машинописной копии проекта, подготовленного Бизюковским съездом, напротив раздела «Уездная миссия» имеется приписка: «Лишнее звено». 253 Однако Собор счел лишним звеном не уездную миссию, а благочинническую. На 115 заседании Собора по предложению архиепископа Коломенского Иоасафа (Каллистова) 254 раздел «Окружная (благочинническая) миссия» был исключен. 255 3.3.3. Уездная миссия Как уже было сказано в предыдущем разделе, Правила об устройстве внутренней миссии (1908) предусматривали должности уездного и епархиального миссионера, а проект Бизюковского съезда (1917) подразумевал существование окружной и уездной миссии. В докладе отдела О внутренней и внешней миссии структура уездной миссии описывалась следующим образом. Руководить ее работой должен был уездный съезд духовенства и мирян с исполнительным органом в виде уездного миссионерского совета. Предполагалось, что в члены совета будут избираться священнослужители и миряне в равном числе. Уездные миссионеры (количество которых определяется епархиальным собранием) должны были назначаться и увольняться епархиальным архиереем по представлению епархиального миссионера после переговоров с уездным миссионерским советом. Уездная миссия должна была решать задачи как пастырско-народной, так и специальной (т.е. профессиональной) миссии, занимаясь организацией миссионерских крестных ходов, созданием миссионерско-апологетических и гомилетических курсов, учреждением братств, распространением литературы, проведением лекций и чтений. Планировалось, что в каждом уезде будет несколько профессиональных миссионеров, которые не служат на приходе, а занимаются исключительно миссионерским служением. В уездах, не имеющих возможности содержать таких миссионеров, эти обязанности должны были брать на себя приходские священники, имеющие необходимое образование. Уездные миссионеры должны были организовывать беседы, регулярно посещать неблагополучные населенные пункты и приходы и помогать пастырям в организации пастырско-приходской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010