578 ОСкарлатосеБеглицисм.: GerlachS. Op. cit. S. 270,296; Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 119, 123. 579 См.: Papadopoullos Т. H. Op. cit. P. 48–49. 580 См. об этом ниже. 581 Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 126–154. 582 Ibid. P. 135–136, 148–149. О любви Чиайны к греческим знатным людям см. поэму Георгия Этолийского в книге: Banescu N. Un Роёгпе grec vulgaire, а также поэму Ставриноса Вестиария νδραγαθες του εσεβεσττου κα νδρειο–ττου Μιχαλ βοεβδα//Legrand Ε. Recueil des poemes historiques. 583 О семье Кантакузинов см. выше: Кн. II, гл. 2. 584 Daponte К. Χρονογρφος. Σ. 17. 585 Daponte К. " Ιστορικς Κατλογος//Sathas С. Op. cit. Т. III. Σ. 172–175. 586 Daponte Κ. Χρονογρφος. Σ. 15–16; " Ιστορικς Κατλογος. Σ. 166–167. Димитрий Кантемир в кн. «История величия и упадка Османской империи» рассказывает о следах оспы на лице Роксандры и отказе Матфея Валашского жениться на ней; но его свидетельство ненадежно, потому что он не любил семью Маврокордато и писал об этом 70 лет спустя. Дапонте высоко оценивает ее образованность, так же как и Иаков Манос Аргосский (в предисловии к книге ее сына Александра Маврокордато «История иудеев»). См.: StourdzaA. L " Europe Orientale et le role historique des Maurocordato. P. 32–34, 408–409, где приводятся все соответствующие источники, но нет точности в датах и именах. Романтический образ Роксандры представлен ее потомком и основан на семейных бумагах: Bibesco, princesse. La Nymphe Europe. Vol. I. P. 63–71. 587 Мы не располагаем удовлетворительным жизнеописанием великого эк–сапорита. Он часто упоминается в константинопольских источниках своего времени, особенно у Дапонте и Кантемира, а также во всех сочинениях того времени, в которых идет речь о Леванте или дипломатии эпохи. См.: Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 203–207; Stourdza A. Op. cit. P. 35 ff; Legrand Ε. Genealogie des Maurocordatos de Constantinople. P. 10 ff. См. также романтический очерк: Bibesco. Op. cit. P. 72–114. О проведенных им реформах образования см. выше: Кн. II, гл. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

В Западной Церкви употребляется также наименование – ascensio восхождение (на небо, Himmelfahrt) – термин еще более ясно выражающий сущность события. Этот термин входит в употребление с XIII века (Augusti Cit. op. 109). В древнейшем арабском календаре встречается название Planctus dominae, dominae Mariae (плач о госпоже Марии) – и ascensio – праздник восхождения Ее на небо с телом «согласно учению сирийцев, франков, армян и римлян» (Binterim Cit. op. 430). Иногда он именовался Transitus S. Mariae. («Переход» от земли на небо Св. Марии). Так озаглавливаются и известные сказания Мелитона Сардийского и Иосифа Аримафейского. Transitus подобно assumptio было довольно обычным также термином для понятия смерти ( Григорий Турский – Transitus S. Martini, Бонавентура – Transitus S. – Francisci, – Binterim. Cit. op. 430). В древнейшем римском календаре употреблялось название – Depositio – (погребение) S. Mariae (ibid.); этот термин употреблялся впрочем весьма редко. Еще реже – pausatio (успокоение от жизни) S. Mariae (ibid.). При Бенедикте XIV этот термин употреблялся для обозначения того промежутка времени, какое заключалось между смертию Богоматери и вознесением на небо Ее тела (ibid. 341). 136 ) Этою осмотрительностью, по словам К. Тишенфорда, объясняется и то, что апокрифы об Успении так долго не были издаваемы. Apocalypses apocryphae Mois, Esdrae, Pauli, Iohannis, item Mariae dormitii. Const. Tischendoef. p. XXXIV. 137 ) Theolohische Studien und Kritiken. Eine Leitschrift fur Gesamte Gebiet der Theologie. 1886. Iahr Erstes Heft. – Zur Geschichte der Marienverehrung . Karl Benrath. – S. 43. 140 ) Слово св. Иоанна приписывается также ап. Иакову, брату Господню. Lambetii cit. op. 405. Полное заглавие его у К. Тишенфорда такое: Του αγιου Ιωαννου του θεολογου λογος εις την χοιμησιν της αγ θεοτοχου. p. 95. А относительно «Книги Св. Мелитона» должно заметить, что она известна в двух редакциях: одна приведена у C. Tischendorf. cit. op. pp. 124–136, а другая у Migne Crus, Complet. t. V. col. 1231–240. sr. lat. Мы пользовались первою, важнейшие пропуски только восполняли из второй.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

61 Aurelius Augustinus. Contra Maximinum haereticum Arianorum episcopum libri duo//PL. 42. Col. 743–814. 63 Об этом см.: Mathisen R. W. Sigisvult the Patrician, Maximinus the Arian, and Polit­ical Stratagems in the Western Roman Empire c. 425–440//Early Medieval Europe. 1999. Vol. 8. Pt. 2. P. 173–196. O личности Максимина см. также: Meslin. Op. cit. P. 92–99; McLynn N. B. From Palladius to Maximinus: Passing the Arian Torch//Journal of Early Christian Studies. 1996. 4. P. 477–493. 66 Meslin. Op. cit. P. 96; Gryson. Op. cit. P. 68. P. Мэтизен, напротив, поддерживает подобного рода идентификацию (см.: Mathisen R. W. Op. cit. P. 185–186). 78 Об этом см: Duval Y.-M. La «manoeuvre frauduleuse» de Rimini: à la recherche du Liber aduersus Vrsacium et Valentem//Duval Y.-M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfield; Singapore; Sydney, 1998. P. 51–103 81 См.: Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l’Empire Ro­main. P., 1918. P. 480; Meslin. Op. cit. P. 180. 84 Cyprian. De unitate Ecclesiae. X–XI. Русский перевод трактата здесь и далее цит. по: Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч. 2. Киев, 1879. 95 B этой связи особенно показательна экклезиология митр. Иоанна (Зизиуласа), который определяет «природу Бога» как «общение», имеющее своим началом Ипостась Бога Отца, и сопоставляет с Троическим единством единство церковное: « Церковь одна, потому что Бог один. Однако выражается это общением многих». Развивая свой тезис, митр. Иоанн приходит к умозаключению, что для осуществления общения на сверхлокальном уровне в Церкви должна наличествовать институция, в которой воплощались бы одновременно единство и множественность. Такой институцией является собор, возглавляемый первенствующим епископом. Тот же принцип реализуется на локальном уровне во взаимодействии епископа-предстоятеля и возглавляемой им церковной общины (см.: Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. M., 2006. С. 133–137). Подобного рода тринитарная экклезиология представляется по крайней мере спорной, поскольку предполагает интерполяцию на тварный мир уникальных и непознаваемых внутритроических ипостасных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

169 Cramer. Op. cit. Т. VIII. Р. 5, приводит толкование на Иакова, I, 13 и в указателе (Р. 597) сообщает, что в рукописном кодексе он надписывается именем Дионисия Александрийского ( λεξανδρεας). На стр.25 приводится другой фрагмент с толкованием на Иакова, 4, 1, надписанный именем Διονυσου. В более полном виде этот фрагмент напечатан у Simon’a de Magistris. Op. cit. P. 200; cp. также: Routh. Ibid. P. 409. 170 Cramer. Op. cit. T. IV. P. 418, где приводится толкование на Послание к Римлянам, XI, 26, с надписанием: Διονυσου λεξανδρεας. Ср. также: Routh. Op. cit. P. 410. 171 В доказательство достаточно указать на то, что один небольшой отрывок из послания св. Дионисия к папе Стефану сохранился между комментариями древних отцев на книгу Второзакония (ср.: Творения св. Дионисия в русском переводе. Казань, 1900. С. 59, прим. 2 (С. 30, прим. 1 нового изд.)), а другой более значительный по объему фрагмент, помещенный в сборнике толкований на Евангелие от Иоанна (см.: Migne. PG. Т. X. Col. 1600–1601 ), взят из первой книги «Обличения и оправдания» (ср.: Migne. PL. Т. V. Col. 120 , num. 3–4). Любопытно отметить, что Harnack (Op. cit. S. 423) признает последний фрагмент слишком бесцветным, чтобы решить вопрос о его подлинности. 172 В числе этих фрагментов есть два отрывка с толкованиями на слова апостола Иакова: Бог несть искуситель злым. ( Иак. 1,13 ). Св. Дионисий говорит здесь о том самом предмете, о котором он, по свидетельству Евсевия (Церковная история. VII, 26), написал обширное сочинение к Евфранору под заглавием: «Об искушениях». Но само собой разумеется, что отрывки с толкованиями на выписанные слова апостола Иакова могли находиться не только в этом послании, но и в связном комментарии на все Послание апостола Иакова. 173 Epist. XLVIII seu liber apologeticus ad Pammachium pro libris contra Jovinianum, num. 19: «nunc enumerandum mihi est, qui Ecclesiasticorum de impari numero disputarint, Clemens, Hippolytus, Origenes, Dionysius, Eusebius, Didymus, nostrorumque Tertullianus, Cyprianus, Victorinus, Lactantius, Hilarius».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

102 Ответ от 30.IX 1931 г. на приглашение, сделанное Вселенским Патриархом Русской Церкви об отправлении представителей в комиссию Православных Церквей, перенесшую свое местопребывание из Ламбет, в 1931 г. (см. «Журнал Московской Патриархии», 1932, 7 и 8. – Apud Pan. Bramiomis Op. cit, p. 109. 103 Следующий отрывок из книги «The Doctrine in the Church of England», может быть рассматриваем как полуофициальное свидетельство англиканского богословского сознания относительно символической ценности «39 членов»: «Англиканские символические книги (formularies) указывают догматическую, церковную и историческую позицию англиканства в его отношениях с остальным западным христианством, начиная с XVI в. Что же касается отношения англиканства к другим церковным группам (организациям), то оно и по ныне выражается в соблюдении (почитании) этих книг». 105 Теория о ветвях единого дерева, систематизированная в прошом веке Пусеем (Pusey in rev irenicon) о совершенном равенстве трех главных разветвлениях христианства – восточного, римско-католического и англиканского, составляющих единую соборную Церковь , и из которых ни одно не может по праву считать себя Церковью Единой Апостольской, Святой и Соборной. P. Congar, Chretiens desunis 1937, p. 217 Apud P. Bramiomis, Op. cit. p. 107. ni; Gsorgen Collen, Op. cit, p. 105. 106 Весьма типичным является ответ, данный Архиепископами Кентерберийским и Йоркским делегации о числе 3200 клириков в связи с волнениями, вызванными появлением книги, 22 мая 1939 г., что не существует серьезного мотива делать декларации относительно уточнения доктрины, так как «это могло бы быть истолковано, как попытка заградить путь свободному мышлению и изучению, нежели послужить на защиту церковного вероучения», эта книга вышла под следующимназванием: Doctrine in the Church of England, 1938 Church Times – 30 iunie 1939. Apud P. Bratiotis, Op. cit., p. 114. n. 1. 107 Ламбетская Конференция, состоявшаяся в 1920 г.,сделала заявление, что допускает к взаимообщению в таинствах верующих Шведской Церкви. Что же касается их пасторов, то им разрешается пропобедывать в англиканских церквах. Более того 19 сентября того же года два англиканских епископа, участвовали в посвящении двух лютеранских епископов в Упсале; 22-го мая 1922 г., епископ Фульгамм принимал участие от имени Кентерберийского Архиепископа в посвящении Упсальского епископа. Georges Coolen, Op. cit., p. 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характерный пример — Исход 28, 29—30, ср.: Buber 1964, S. 1095—1109. 92 Помимо семитских языков, греческого языка, латыни и всего семейства романских языков так обстоит дело в славянских языках; исключение — германские языки, где семантика «духа» этимологически связана с семантикой экстатического ужаса. 93 Buber. Op. cit., S. 1097—1104. 94 Brockelmann. Op. cit., 718ab; Lisowsky 1958, S. 1321—1323. 95 Вплоть до современного иврита; см.: Шапиро 1963, с. 567. Напротив, греческое πνεμα в современном языке окончательно утратило семантику «ветра»; см.: Хориков, Малев 1980, с. 634—635. 96 Brockelmann. Op. cit., 722b. 97 Ср. псалом 80/81, 11. 98 Hymn, de Fide Χ, 1 («Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium», 154. Louvain, 1955). 99 Там же, 22. 100 Ср. выше примеч. 82; а также, наши замечания в кн.: Мифы народов мира, т. I. М., 1980, с. 76—77. 101 Об этом материале см.: Barnard. Op. cit., p. 194—223. 102 Этот уклон характеризует, как известно, и Антиохийскую школу, являвшуюся как бы соединительным звеном между сирийской и грекоязычной теологией. 103 Ср.: Аверинцев 1977а, с. 173—174. 104 Слова собеседника дитяти Симеона, будущего столпника, из жития этого святого, см.: Житие Симеона, с. 25. 105 Lisowsky. Op. cit., S. 893. 106 VII Немейская ода, пятый эпод, пер. М. Л. Гаспарова, см.: Пиндар. Вакхилид 1980, с. 143. 107 Роскошь узора и глубины сердца: поэзия Григора Нарекаци//Литературная Армения, 1986, 1, с. 49—60; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. М., 1988, с. 11—26 (Памятники письменности Востока. LXXVII). 108 Четьи минеи на 21 месяца мекехи (ср. также Житие Григора Нарекаци, с. 321). 109 Пер. Л. А. Ханларян, которой автор выражает самую сердечную благодарность за всестороннюю и великодушную помощь. 110 См.: Исаак Сириянин 1911, с. 206. 111 Обе цитаты — выражение взглядов, отчасти основывавшихся на авторитете Иоанна Златоуста (ум. 407) и оспаривавшихся в начале XVI века в «Слове на ересь новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого ( Памятники литературы Древней Руси… 9 с. 324 и 346). Ср. также «Ответ кирилловских старцев» на это послание Иосифа Волоцкого (там же, с. 358—362). 112

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

Филарет, Архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах церкви. СПб. 1882. Изд. 2. Т. III, стр. 31. Проф. А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб. 1898, стр. 96–97. 19 Это утверждение не распространяется, однако, на некоторые частности и подробности августиновского учения о Св. Духе, не получившие в современной ему патристической литературе вполне обстоятельного решения и строго-определенного выражения. (De fide et symbolo IX, 19. Migne, t. 40, col. 191). 20 О причинах отсутствия у Августина системы и невозможности конструировать ее см. подробнее: Dr. A. Dorner, Augustinus, sein theologisches System und seine religions – philosophische Anschauung. Berlin. 1873. Einleitung. S. 1. Более решительно высказывается об этом Prof. A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freib. im Breisg. 1890. Bd. III. Ss. 82–92. Здесь он категорически заявляет по этому поводу: «von System Augustins nicht die Rede sein kann» (S. 91). 21 См., напр., Prof. Th. Gangauf. Des hl. Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieinigen. Augsb. 1865. Einleitung. S. 30. A. Dvrner. Op. cit., Einleitung, S. 1. C. Bindemann. Op. cit. Bd. III, Ss. 709,744; F. u. P. Böhringer. Aurelius Augustinus, Bischof von Hippo. Stuttgart. 1877–1878. Bd. II. Ss. 760 cnfr. 416. Prof. A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freib. im Br. 1888. Bd. II, S. 295. Dr. J. Schwane, op. cit. и мн. др. – Из отечественных богословов: (Проф.) А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. С.-Петербург. 1898. стр. 97. Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. Киев. 1885. Т. 2-ой, стр. 549 и -мн. др. 23 " opus tam laboriosum» – Augustini Epist. ad papam Aurelium. Migne, t. 42, 817–818. Cnfr. Epist. CLXXIV. Migne, t. 33, col. 758. 24 " eos libros (de Trinitate).... a paucis intelligi posse arbitror». Epist. CLXIX, с. 1. Migne, t. 33, col. 743. 26 См. Migne, s. 1., t. 47, col. 27: De Trinitate Dei libri quindecim, anno 400 inchoati, anno 416 absoluti. Ср. Th. Gangauf. Op. cit. Ss. 32–33. Его же. Metaphysische Psychologie des heil. Augustinus. Augsburg. 1852. (Einleitung. § 1. Leben und Schriften des hl. Augustinus, S. 17).– По Bardenhetwer " у, соч. «De Trinitate Dei» начато Августином в 398 г., а закончено посл 416 г. (Op. cit., S. 418).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

227 Latourette K.S. History of the Expansion of Christianity. T. II. (The thousand years of uncertainty). London, 1938. P. 266. 228 Францисканец Гильом Рубрук, посол Людовика Святого к великому хану, упоминает (1254), что он застал в Каракоруме (Монголия) христианских изгнанников или пленников с Запада, а также православных – грузин, армян и русских – в полном религиозном упадке, поскольку монгольские несториане, которые вызывали жалость у Рубрука своим невежеством и пристрастием к спиртным напиткам, запрещали им входить в свои церкви, если они не примут повторное крещение (Richard G. Les Missions chez les Mongols aux XIII et XIV siecles/Histoire Universelle des Missions Catholiques. T. I. Paris, 1956. P. 180). 229 Персидские власти испытывали антипатию к христианам и постоянно подозревали их, считая иностранными агентами, особенно с того момента, когда Римское государство – их основной соперник – признало христианство своей официальной религией. 231 Tisserant E. Op. cit. P. 207. В VI-VII и XI вв. Герат упоминается еще как митрополичья кафедра (Latourette. Op. cit. Р. 273). 232 Janin. Melchites/Dictionnaire de Theologie Catholique. T. X. C. 515. Мелькиты – от сирийского malka «царь, император». 234 Catrice P. Les missions Orthodoxes/Histoire Universelle des Missions Catholiques. T. IV Paris, 1958. P.250. 236 Как известно, она ушла в схизму после III Вселенского Собора (431). Фостер считает главной причиной отделения нетерпение персидских христиан показать свою независимость от Византийской Церкви. «Автономия была не только желанной – для них она была вопросом жизни и смерти» (Op. cit. Р. 51). Несомненно, что это было серьезной причиной. Но не будем забывать, что несторианская ересь, отрицающая единство двух природ во Христе – Божественной и человеческой, выросла в недрах Сирийской Церкви со своим главным представителем Феодором Мопсуестийским. 237 Эта гранитная стела (2,36 х 0,86 х 0,25 м) была установлена в 781 г. в ограде одного христианского монастыря города Си-нган-фу. Самая длинная надпись содержит: 1) изложение догматики, весьма неопределенное; 2) историю распространения христианства от 635 до 780 гг.; 3) похвалу спонсору стелы Ги-Сеу; 4) похвалы императорам, упомянутым в исторической части; 5) повествование об установке стелы (Saeki P.Y. The Nestorian Monument in China. London, 1916). Соответствующую библиографию см. в: Latourette. Op. cit. P. 277. и Tisserant. Op. cit. P. 201.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

16 Idem. De adoratione et cultu in Spiritu et veritate//PG. 68. Col. 636C; Idem. Glaphyra in Pentateuchum. Glaphyra in Genesim. Lib. III//PG. 69. Col. 129B; Ibid. Lib. VI//PG. 69. Col. 297C. 17 Idem. Thesaurus 5//PG. 75. Col. 65B; Idem. Commentarii in Joannem II, 1//Pusey Ph. Op. cit. Vol. 1. P. 175, 177. 22 Святую Троицу сам святитель предельно часто определяет как «святая» (γα) и «единосущная» (μοοσιος), реже – «поклоняемая» (προσκυνουμνη), в единичных случаях «божественная» (θεα) или «непорочная» (χραντος). 23 Прилагательное «честной» (τμιος) очень часто относится к Крови и Кресту Спасителя; появляется в составе библейских цитатах; даётся в абстрактном значении (нечто) «честное» (τ τμια). Определение «досточтимый» прилагается к Святой Деве, но только в передаче слов ересиарха Нестория. Лишь однажды в превосходной степени σεβασμιτατον указывает на предмет особенного благоговения у язычников. Часто в том же значении появляется однокоренное существительное σβασμα, как правило, во мн. ч. («чтилища»). Прилагательное «неразделяемый» (μ χωριζμενος) даётся в христологическом контексте, указывая на недопустимость разделения божества и человечества во Христе. 29 Ткачёв Е. В. Катены. С. 728. К. Завадски работал с ней при подготовке критического издания «Толкования на 2-е Послание к Коринфянам» свт. Кирилла Александрийского . Составитель каталога афонских рукописей Сп. Ламброс датировал её X в., но сам К. Завадски относит её к VIII в., ориентируясь на ту датировку, которую предложил исследователь и издатель катенарных фрагментов на Послания ап. Павла К. Штааб (Zawadzki K. Op. cit. P. 394, n. 8). 30 Pusey Ph. Op. cit. Vol. 2. P. 332–333=Zawadzki K. Op. cit. P. 397, 398. Второй фрагмент является извлечением из трактата Севира Антиохийского «Против нечестивого Грамматика» (CPG 7024). 31 Petri Callinicensis patriarcharchae Antiocheni tractatus contra Damianum. IV. Libri tertii capita XXXV–L/ed. R. Y. Ebied, A. van Roey, L. R. Wickham. Turnhout, 2003. (CCSG; vol. 54). P. 65=Zawadzki K. Op. cit. P. 398.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010