86 Zur ältesten Geschichte des Primates in der Kirche, Bonn, 1879. По Friedrich " у πεδοι – представители или «епископы 3-х, так называемых, кафедр Петра» (S.149). 87 Die πεδοι auf der Synode zu Nicäa (Zeitschr. fur kirchl. Wissensch. und kirchl. Leben, 1889, S. 137–151; сн. Zeitschr f. Kirchengesch., B. XI, 1889, S. 171. Wolff проводит взгляд, согласно которому термин πεδοι относится к 2-м епископам, занимавшим на соборе первые места по правую и левую сторону от Константина, а таковыми, по его мнению, были Евстафий Антиохийский и Александр Александрийский . 88 Op. cit (сн. также его Das Konzil von Nicäa, Freiburg i. B. u. Leipzig, 1896, S. 32 и Гидулянова, loc. cit. πεδοι, по всей вероятности, – наиболее выдающиеся участники собора, сплоченные Константином в тесную коллегию, «с которой он находился в интимных отношения (mit der er in Fuhlung blieh), чтобы таким путем, при всей видимости полной автономии отцов, держать поводья исключительно в своих руках (die Zügel... in seinen Händen zu vereinigen)». 89 Das Verhältnis von Staat und Kirche in Byzanz (Histor. Zeitschr, 1901. B. 86, N. F. L, S. 198), сн. Гидулянова, op. cit, стр. 132. 90 Loc. cit. «Если, замечает по этому поводу Seeck (op. cit., S. 347), Феодорит I, 7, 10 приписывает приветственную речь Евстафию, то он (очевидно) совершенно не понял какого-нибудь места из сочинения этого последнего (конечно, о Никейском соборе), в котором тот повествовал о своих речах на соборе». 92 По мнению Boschius " a (op. cit, p. 131) это выражение Иеронима следует толковать не иначе, как фигурально (в смысле указания на приветствие Константину), потому что, в собственном смысле, первым из антиохийских епископов на борьбу с арианством выступил будто бы Филогоний (ср. выше свидетельство Златоуста). 102 Если только не считать за известие о деятельности Евстафия на I соборе 2 его подписи (Eustathius Antiochenus и Eustachius Antiochiae) под соборными определениями (см. у Mansi, Act. cont., t. II, c. c. 693 и 698). 104 Н. Глубоковский. Бл. Феодорит, т. II, стр. 293 (Москва, 1890); сн. К. Смирнова, Обозрение источников истории первого вселенского Никейского собора, Ярославль. 1888, стр. 285.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

По свидетельству суфия Аль-Газали, «откровения, какие бывают у суфиев, – так ярки, что они видят наяву ангелов и души пророков, слышат их голоса, удостаиваются их милости» (см. В.Джемс, op.cit., с.393). Как видения, так и откровения обыкновенно запечатлены характером субъективности. Если христианские мистики, как напр Рейсбрук, Мария Тереза или Яков Беме, в минуты экстаза постигают тайну Св. Троицы, или сотворения мира (ср. В. Джемс, op.cit., сс.399–401), то буддийские подвижники в такие минуты созерцают прошлое своего «я» в бесчисленные периоды его переселений, познают существа, странствующие по мирам, видят, как они умирают и возрождаются и т.д. (ср.Ольденберг, op.cit., с.248). Но как бы ни были субъективны видения мистика, каждая личность в момент экстаза проявляет максимум интеллектуального напряжения и творчества (ср.Рибо. Болезни воли, op.cit., с.136). Картину экстаза обыкновенно дополняет левитация – чувство телесной легкости или даже полное исчезновение ощущения телесности, когда мистик не сознает, находится ли он в теле, или вне тела. Часто тело мое, – говорит Тереза, – делалось до того легким, что совершенно утрачивало свою тяжесть; иногда это доходило до того, что я не чувствовала прикосновения ног своих к земле (см.Рибо, op.cit., c.133–134). Мысль о тождестве человеческого «я» с бесконечным божественным «Я» является лейтмотивом всех мистических спекуляций. Приведем несколько примеров. «Как может человек, – говорит Суоми Вивекананда, – дойти до того, чтобы искать Бога? Он живет в биениях вашего сердца, а вы не знаете этого и ошибочно ищете Его где-то вне себя. Он ближайший из близкого к вам. Он – ваша собственная душа, реальность вашей собственной жизни, вашего тела и вашего духа Я есмь Ты, и Ты – я. Вот ваша природа. Познайте ее и проявите ее. Не стремитесь стать чистыми, – вы чисты в естестве своем. Вам не нужно искать совершенства, вы уже совершенны. Всякая добрая мысль, которая приходит вам в голову, или которую вы выполняете, есть проникновение за покрывало, скрывающее истину, и за этим покрывалом взору представляется Чистота, Бесконечность, Бог, – вечное Естество всего существующего, вечная Мудрость сего мира, ваше истинное я.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Minin/mis...

Равным образом Раде (Op. cit. s. 127, anm. 1), перепутывая слова Гефеле, говорит об особом Соборе в Италии, о котором история ничего не знает и западному Собору 381 г. отводит место в Медиолане. Подобному воззрению следует и пр. Гидулянов (Op. cit. стр. 540). Миланский Собор, – справедливо замечает Rauschen (Op. cit. s. 109–110, cp. 132, anm. 3), – есть чистая фикция Гефеле. Что письмо Sanctum принадлежит Аквилейскому Собору, за это ясно говорит свидетельство Феодорита (V, 9) и отсутствие других свидетельств, чтобы в этом году кроме Аквилеи западные епископы собирались и в Медиолане. Соборы, бывшие в этом году на Западе, именно происходили в Аквилее, откуда несомненно было послано и письмо Quam libet, написанное до созыва Константинопольского Собора. Главная роль на Западном Соборе, которая принадлежала Амвросию Медиоланскому , не может быть признана показателем того, что Собор происходил в Милане. Ср. проф. Спасский Op. cit. стр. 632, пр. 1. 1021 Mansi, Op. cit. t. III, p. 631–632. Существует два письма этого Собора: Sanctum и Fidei, и в актах последнее письмо считается по времени первым. Такого взгляда держится и Hefele (II, s. 36). Но Rade (s. 127), основываясь на внутренних признаках того и другого письма, вполне справедливо перестанавливает письма, считая первым Sanctum, а вторым – Fidei. Так в письме Sanctum, написанном, очевидно, непосредственно под свежим впечатлением решения в Константинополе, Отцы Собора высказывают Феодосию В. жалобы на нестроения, какие произвел своею деятельностью Собор 381 г. в церковной жизни. В письме же Fidei они защищаются против нападков, которые позволил сделать Феодосий по их адресу в своем ответном письме. Сюда следует добавить еще и то, что письмо Sanctum устанавливает тесную связь с письмом Quam libet (Mansi, t. III, p. 623–624) и считает его недавним, а последнее было написано не ранее конца 380 г. или начала 381 г. Отсюда, нет никакого сомнения, что Fidei позднее Sanctum, которое очевидно было написано в июне или в июле 381 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 472–473. 47 О происхождении монашества см.: Schiwietz S. Das Morgenlдndische Мцпснтит. Bd. I, passim. Особенно: S. 48–90, 148–225. 48 Justinian. Novellae/Ed. К. Ε. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 133, 535, 538, 539, 554; Knecht Α. System des Justinianichen Kirchenvermцgensrechmes. S. 57–60. 49 Hefele C. J. H istoire des Conciles, в переводе на франц. Η. Leclercq (HefeleLeclercq). T. III, I. P. 560 ff., особенно P. 568–569. 50 См.: Gardner A. Theodore of Studium. P. 66 ff. 51 Brehier L. Le Monde Byzantine. Vol. II. Institutions de I Empire Byzantine. P. 545–546. 52 Ibid. P. 550–559. 53 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 564–565. 54 Benjamin of Tudela. Itinerary/Transl. M. N. Adler. P. 11–14. 55 Tafra Ii О. Thessalonique au XIV е siecle. P. 99–107. 56 См. выше в этой же главе. 57 Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. IV. P. 298–301; Wiegand T. Der Latros, passim. 58 Об Афоне см.: Meyer Р. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster, passim. 59 Delehaye Ε. Les Saints Stylites, passim. 60 Vita S. Lucae Junioris//PG. T. CXI. Col. 441–480, passim. 61 См.: Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveaux Theologien/Ed. I. Haussher and G. Horn, with introduction//Orientalia Christiana. Vol. XII. 62 О никейских монастырях см.: Nicephorus Blemmydas. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. Α. Heisenberg. P. 39.0 Трапезунде см.: Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα του Τραπεζοντας. Σ. 471–478.; Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 276–281. 63 Janin R. La Geographie ecclesiastique de l Empire Byzantin. Pt. 1, III. Les Eglises et les monasteres. P. 222–223. О церкви монастыря Хора см.: Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. I. P. 316. Единственный монастырь, основанный Михаилом, находился на маленьком острове Оксия. 64 Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 191–193. 65 Nicol D. M. M eteora, the Rock Monasteries of Thessaly. P. 70 ff. 66 Meyer P. Op. cit. Р. 54, 190–194. 67 Ibid. Р. 203–210. 68 Ibid. Р. 57 ff. 69 О положении мирян см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 79–80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

2310 γρ πλις οκεα τν σοφν ρετ [Ибо родной город мудрецов – добродетель...] (Philo Alexandrinus. Legum allegoriarum liber III, 1, Schwickert. T. 1. P. 126). 2312 Κα πολιτεεται μν ν ορανος, π γς παιδαγωγομενος, πατρα δ κε λαμβνει, ν π γς μανϑνει (Clemens Alexandrinus. Paedagogus III, 12, PG 8, 677C). 2313 Λγουσι γρ κα ο Στωικο, τν μν ορανν κυρως πλιν, τ δ π γς νταϑα οκ τι πλεις (Clemens Alexandrinus. Stromata IV, 26, PG 8:1381). 2315 Schurer Е. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 3 Aufl. Leipzig, 1898. Bd. 2. S. 506–553. 2345 Ambrosius Mediolanensis. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 1, 4–5, PL 15, 1201; Niederhuber J. Op. cit. S. 86. 2347 Idem. Expositio Evangelii secundum Lucam II, 89, PL 15, 1585. Cp.: De viduis, 20, PL 16, 241. 2354 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 47, 4. См.: Pruner J. Op. cit. S. 21. 2356 Ex omni valle congregatus est populus catholicus [От всякой долины собирается народ кафолический] (Ambrosius Mediolanensis. Hexaemeron III, 3, PL 14:156). 2357 Ambrosias Mediolanensis. Expositio in psalnium David CXVIII, sermo 12, 25, PL 15, 1369. Cp.: Niederhuber J. Op. cit. S. 81. 2358 Idem. De Abraham 11, 66, PL 14, 488; DeTobia, 74, PL 14, 788. Cp.: Niedcrhuber J. Op. cit. S. 81–82. 2367 Ex duobus igitur constat Ecclesia, ut aut peccare nescias, aut peccare desinas [ Церковь стоит на двух (принципах): или ты не знаешь греха, или перестаёшь грешить] (Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam VII, 96, PL 15:1724). 2376 Ubi tres, id est Pater et Filius et Spiritus Sanctus, ibi Ecclesia, quae trium corpus est [Где Трое, то есть Отец, Сын и Святой Дух, там Церковь , которая есть тело Трёх] (Tertullianus. De baptismo, 6, PL 1:1206). 2390 Idem. Expositio Evangelii secundum Lucam VIII, 73, PL 15, 1787. Cp.: Förster Th. Op. cit. S. 164. 2423 Ubi ergo Petrus, ibi Ecclesia; ubi Ecclesia, ibi nulla mors... Beatus Petrus, cui non inferorum porta praevaluit, non coeli porta se clausit; sed e contrario destruxit inferni vestibula, patefecit coelestia. In terris itaque positus coelum aperuit, inferos clausit [Где Пётр, там Церковь ; где Церковь, там нет никакой смерти... Блажен Пётр, которого не одолели врата ада и не закрылись врата небесные, но наоборот, он разрушил вход в ад и открыл на небеса. Итак, будучи поставлен на земле, он открыл небо и заключил преисподнюю] (Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 40, 30, PL 14:1082).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1136 Порфирий. История Афона. Ч. III. С. 5, 199; Странствования Василия Григорьевича Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. Изд. Православного Палестинского об-ва. Ч. III. С. 282–283. 1140 Порфирий. Об актах, находящихся в обителях Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 42; Müller. Verzeichniss der in den Athosklöstern aufbewahrten Urkunden; Miklosich. Slavische Bibliothek. В. I. S. 150. 1143 Там же. С. 186; Он же. Об актах, находящихся в обителях Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 42; Müller. Op. cit. S. 151; Muralt. Essai de chronographie byzantine. T. II. S.-Pétersb., 1871. P. 6. 1147 Он же. Об актах, находящихся в обителях Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 42; Müller. Op. cit. S. 151; Muralt. Op. cit. T. I. P. 43. 1149 Порфирий. Описание Афонских монастырей//ЖМНП. Ч. LVIII. С. 58; Он же. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. I. Отд. 1. С. 75. 1171 Порфирий. Указатель актов, находящихся в обителях св. Горы Афонской//ЖМНП. Ч. LV. С. 58; Muralt. Op. cit. T. I. P. 73; Müller. Op. cit. S. 153. 1176 Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. С. 51 и далее. 1177 В описи в числе железных вещей показаны: чапов (садовая лопатка) – 10, дакилей – 15, ножниц садовых – 6; в числе одежды значится 8 ряс, кожаных хорзанов 15; из посуды перечисляются: тарелок – 24, ложек – 40 связок... 1178 Монастырь св. Пантелеимона находился на юго-западной стороне Афона, немного ниже его хребта. Он был построен в первое же время после утверждения монахов на Афоне каким-нибудь фессалоникийцем. Этот монастырь считался первым между второстепенными (Порфирий. Описание Афонских монастырей//ЖМНП. Ч. LVIII. С. 137). 1179 Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. С. 71. 1183 Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на св. Горе Афонской. М., 1886. С. 17. 1184 Странствования Василия Григорьевича Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. Изд. Православного Палестинского об-ва. Ч. III. С. 255.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

164 Извеков. Op. cit., с. 26, 44. Другой его доклад 18 сентября 1897 г. в Обществе – «О предполагаемом опыте исследования древности христианских богослужебных песнопений». Извеков. Op. cit., с. 76. 169 Стихиры великопостных служб с переводом на русский язык, указанием чтения и кратким изложением содержания их. М., 1876, с. 267. (Изд. 2-е; изд. 3-е – 1897) Ср. письмо брата прот. Боголюбского – проф. П.С. Казанского от 31 марта 1876 г. А.Н. Бахметевой: «Ныне отпечатаны службы и на весь Великий пост . Перевод сделал Михаил Симонович». У Троицы в Академии, с. 587. 170 В 1876 г. – у архиеп. Саввы. Op. cit.; в 1869 г. «Церковные ведомости», 1913, 18–19, с. 798. 171 (1813–1890). Магистр (курса 1832–1836) МДА. О нем: Русский биограф. словарь, ХХ, с. 34. Добролюбов И.В. и Яхонтов С.Д. Библиографический словарь писателей, ученых и художников (преимущественно) Рязанской губ. Рязань, 1910, с. 158. (1814–1891); Венгеров. Источники, т. IV, с. 477, «Московские епарх. ведомости», 1886, 181, 235, 236; 1890, 361 (некролог), 1891, От него остались «автобиографические записи», частью опубликованные в сборнике «У Троицы в Академии» («Из записок московского протоиерея Н.И. Надеждина», с. 42–79), и «Дневник» за 1841–1863 и 1866–1890 гг. («Столетие Московской 1-й гимназии», с. 329–330). 173 (1831–1897). 1-й магистр ХХ курса (1852–1856) МДА; законоучитель и в 70-х годах священник Благовещенской (на Тверской ул.) церкви, впоследствии протопресвитер Московского Успенского собора. О нем см.: У Троицы в Академии, с. 225–226. 174 (1832–1914). Магистр ХХ курса (1852–1856) МДА, настоятель Ермолаевской что на Б. Садовой ул. Церкви. «Моск. епарх. ведомости», 1914, 9, с. 189–191. У Троицы в Академии, с. 112–130. 177 Некоторые сведения о комиссии – у архиеп. Саввы. Op. cit., т. VI, с. 45–46, 56, 66, 71, 77, 103; т. VIII, с. 229. 178 Письмо А.В. Гаврилова архиеп. Савве от 12 апреля 1886 г. Архиеп. Савва Op. cit., с. VIII, с. 35; ср. с. 45 179 (1831–1911). 7-й магистр ХХ курса (1853–1857) СПбДА. Родосский. Словарь, с. 408; «Церковный вестник», 1911, 41, с. 1294–1295; 42, с. 1812–1814. Прот. П. Левашов. Редкий пример пастырского служения. «Церковные ведомости», 1913, 5, приб., с. 249–254. Прот. С.А. Архангелов. Наше пастырство. Памяти прот. Н.И. Розанова. СПб., 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

1472 Lib. II. Ep. 37. Absit a me, ut statuta majonim consacerdotibus meis in qualibet ecdesia infringam; quia mihi injuriam facio, si fratrum meorum jura perturbo. 1474 По словам Моне, св. Григорий устранил в молитвах всё, напоминавшее о бедствиях Рима от внешних врагов IV и V вв., и исправил их в духе общехристианском. Latein. und Griech. Messen. 1850. S. 108 и 115. 1475 Мабильон (De lit. Gallic. L. I, c. 2) в сокращении числа этих четырех родов молитв полагает главное отличие Григориева Сакраментария от Геласиева. Le Brun (Op. cit., p. 147) исчисляет еще другие частности, отличающие тот и другой Сакраментарий. 1476 Они изложены у Даниеля в Cod. Lit. Т. I. S. 131–133, с прибавлением нескольких, введенных после VII в. 1477 По свидетельству многих западных писателей, сам св. Григорий в молитве: Напс igliur oblationem прибавил слова: diesque nostros in tua pace dispone, atque ab aeterna damnatione nos eripi et in electorum tuorum jubeas grege numerari. Иоанн Диакон. Vit. Greg. II, 17. Автор Микролога, cap. XII и другие. 1479 Augusti. Op. cit. Bd. IV. S. 264; A.J. Binterim. Op. cit. Bd. IV. S. 34; Kliefoth, A.J. Binterim. Op. cit. Bd. III. S. 207. 1481 Об Антифонарии св. Григория говорят Иоанн Диакон в его книге, II, 6, автор Микролога, CXXIV и другие. Он издан Памелием в Liturg. lat., 1572, потом Томазием, 1691. Приписываемый некоторыми св. Григорию сборник Благословений в конце литургии, под именем Benedictionale, и изданный Ламбецием (Comm. Vindob L. II, с. 5), не может быть признан подлинным его произведением, так как подобные благословения, общеупотребительные в галликанской и испанской литургиях, не употреблялись в древней римской и могли быть заимствованы в последнюю из первых в позднейшее время. A.J. Binterim. Op. cit. Bd. IV. S. 44; Еп. Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнописцев ши песнопений греческой церкви. 1860 Т. III. С. 187. 1483 Даже тот список, который был послан ими от папы Адриана Карлу Великому, не сохранился или доселе не найден. Указанный в Венской библиотеке Лимбецием (Т. II. Bubl. Caesar, с. 5) оказался с позднейшими вставками и потому признан Мураторием (De reb. liturg. с. VI) не за тот самый, который был послан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Причиной ее является избыток холода и влажности, но также избыток или разложение мокроты. 6) Каталепсия (или catochus) — это состояние оцепенения и ступора или сочетания судорог и ступора. 7) Эпилепсия характеризуется судорогами всего тела и остановкой психических функций. Она поражает мозг и бывает вызвана большим скоплением жидкости (мокроты или черной желчи), закупоривающей выходы из среднего желудочка или расположенного за ним. Однако античная медицина, кажется, не помещает ее в разряд психических расстройств, впрочем, как и каталепсию, апоплексию и истерию (см.: Jackson S. W. Op. cit. P. 377–378). Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XII: PG. 44. Col. 160D-161A. Ср.: Col. 157D. Свт. Иоанн Златоуст пишет: “И тело Бог создал сообразным с благородством души и способным выполнять ее веления; создал не просто каким-нибудь, но таким, каким ему нужно быть для служения разумной душе, так что если бы оно не было таким, действия души встретили бы сильные препятствия. Это и видно во время болезней…” (Беседы о статуях. XI. 4//Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 137). Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XII: PG. 44. Col. 161AB (рус. пер.: Указ. изд. С. 47–48). Там же. XII: PG. 44. Col. 164C. Ср.: Col. 164D; Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. XI. 4. Hausherr I. Jean le Solitaire — Pseudo-Jean de Lycopolis. Dialogue sur l’ame et les passions des hommes. Rome, 1939. P. 68. (Прп. Иоанн Отшельник, или Иоанн Арамейский, сирийский аскетический писатель IV b. См. о нем в статьях Г. М. Кесселя: Богословский вестник/Изд. МДАиС. 2005–2006. Серп П., 2006. С. 42–57, 642–649. — Ред.). См. также: Немесий Эмесский. О природе человека. 13. Немесий Эмесский, похоже, тоже склоняется к этой концепции (см.: Там же). Галеновская медицина сама имеет, но в силу своего натуралистического характера, “чисто соматический подход, так что нарушения не включаются (ею) в число психических болезней” (Dols M. Op. cit. P. 138, 140). Однако это согласуется с фундаментальным принципом гиппократо-галеновской медицины, по которому болезнь соответствует нарушению (гуморальному), а функцией лечения является восстановление естественного равновесия организма: устраняется то, что он имеет в избытке, или привносится в организм то, в чем он нуждается, по принципу противоречий (см.: Dols M. Op. cit. Р. 138). См.: Dols M. Op. cit. Р. 137–138; Miller T.S. Op. cit. P. 163–166; Keenan M.E. St. Gregory of Nazianzus… P. 2630; idem. St. Gregory of Nyssa… P. 154–157. Например, одна апофтегма сообщает нам о случае с молодой женщиной, которая заболела из-за некоторых мыслей. Врачи, которые ее осмотрели, сказали: “У нее, должно быть, какая-то психическая болезнь, так как у нее нет никакого телесного недуга”. С тех пор они признали себя некомпетентными и удалились (Apophtegmes. N 37).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

32 Эпитрапезий и келлиот – Г. Дестунис переводит «стольник и спальничий» (Опыт биографии..., с. 436). 33 Один из константинопольских монастырей (см.: Janin R. La geographie ecclesiastique de 1 " Empire Byzantin, Premier partie... Tome III Les eglises et monasteres. Paris, 1953, p. 516–517). 34 Иосиф Врненний – один из душеприказчиков императора Мануила II (см.: Dolger F. Regesten, 3398: Janin R. Op. cit., p. 517). 36 Первая жена Иоанна VII, дочь русского великого князя Василия I (см. о ней Медведев И. П. Внучка Дмитрия Донского...; Dolger F. Regesten, n. 3337). 37 Ливский монастырь, согласно хронистам, был расположен в районе Константинополя, называемом Мердосангарис (Janin R. Op. cit., р. 318–321) 49 О смерти Мехмеда I в 1421 г. (а не в 1420, как считает Сфрандзи) см.: Босворт К.. Э. Указ. соч., с. 185; примечание В. Греку (М. х., с. 11, Balfour D. Op. cit., p. 140). 50 Монастырь Перивлепты («видимой отовсюду»), посвященный Богородице, был построен в западной части Константинополя, возвышающейся над морем, чем и объясняется название (см.: Janin R. Op. cit., р. 227–231). 54 О разногласиях между Мануилом и Иоанном в вопросе, касающемся поддержки Мустафы, сообщает также Халкокондил (с. 222–224), Дука же приписывает поддержку Мустафы Мануилу, который впоследствии якобы изменил свои политические симпатии в пользу Мурада (Дука, с. 175). 58 О походе Мустафы в Анатолию рассказывают и Халкокондил и Дука (XXIV, 3–8; XXV, 4–10; XXVII, 1–7). 61 Осаду Константинополя Мурадом описал в своем труде I. Cananus, (ed. Im. Bekker. Bonn, 1838, p. 457–479). 62 О посольствах византийского правительства к Мураду летом и осенью 1422 г. см. Dolger F. Regesten, 3388, 3390–3393. 66 О туркофильстве Димитрия Палеолога, пятого сына Манунла II см.: Удальцова З. В. Предательская политика феодальной знати Византии в период турецкого завоевания.– ВВ, 7, с. 93–121; Branoush E. L. Op. cit. 67 15 ноября 1423 г. О поездке Uoahha VIII в Венецию, Милан и Венгрию по вопросам об унии и военной помощи см.: Marinescu С. Deux empereurs byzantins en Occident: Manuel II et Jean VIII PaleologueComptes-rendus de l " Academie des Inscriptions et belles-lettres, Paris, 1957, p. 23–35: Dolger F. Regesten, 3409–3411.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010