Первые исповедные вопросники обращены к мирянам; между тем писали и хранили рукописи с вопросниками монахи. В списке Пандектов Антиоха Черногорца, содержащем Покаянье, есть писцовая запись, из которой следует, что переписывал книгу инок. Скрепа, идущая по нижнему полю той же рукописи, говорит о том, что 29 мая 1655 г. книга была вложена патриархом Никоном на подворье Иверского монастыря в Москве. Другая запись свидетельствует о принадлежности рукописи Воскресенскому монастырю. Известно ещё две рукописи, вложенные патриархом Никоном , как и Пандекты, «по своей душе и по своих родителех» в Иверский монастырь в марте 1655 г.; обе рукописи были в 1661 г. переданы Никоном в Воскресенский монастырь. 151 Можно предположить, что Пандекты, вместе с остальным вкладом 1655 г. в Иверский монастырь, были переданы Никоном в Воскресенский монастырь в 1661 г. Записи в рукописях Соф. 524 и Соф. 1056 также говорят о принадлежности их монастырям в XVII в. Конечно, рукописи могли попасть в соответствующие монастыри спустя много времени после составления. Все же многочисленные примеры написания и принадлежности рукописей с мирскими вопросниками монастырям, относящиеся к более позднему времени, говорят о том, что в XIV–XVI вв. была широко распространена практика исповеди мирян (как мужчин, так и женщин) в монастырях. Вероятно, первые исповедные вопросники также были составлены в стенах монастыря. Содержание исповедных вопросников менялось со временем, отражая изменения в жизни и представлениях средневековых людей, хотя многие статьи переходили из одного вопросника в другой век за веком. Вопросники, известные по рукописям XIV в., невозможно возвести к единому архетипу; текст их независим друг от друга. Некоторые вопросники XIV в. не получили прямого продолжения в позднейшей традиции; другие списки, редакции или переделки их неизвестны. 152 Только три вопросника XIV в. легли в основу позднейших текстов. Вопросник Ж- Соф. 524 стал одним из источников текста Ж-O.I.473, известного в рукописях XV–XVI вв. 153 Покаянье было в XV в. использовано книжником Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином при составлении исповедного вопросника М-КБ 22/1099. 154

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

26 Киево-Печерский патерик//Древнерусские патерики. Изд. подг.  Ольшевская Л. А.  и  Травников С. Н.  М., 1999. С. 21. 27 Там же. 28 Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подг.  Щапов Я. Н.  М., 1976. С. 23. 29 Там же. С. 70. 30 РНБ. F. п. II. 1. Л. 402 об. – полностью запись воспроизводится:  Срезневский И. И.  Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897 (Сборник ОРЯС Т. 65. С. 48–49). 31   Теодорович Н. И.Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской епархии. Почаев, 1893. С. 18; См. также  Пушкарева Н. Л.  Женщины Древней Руси. М., 1989. 32 Харьковский исторический музей. Вст. инв. КБ-55 (21 129). Л. 286. 33   Макарий, митр. (Булгаков).История русской церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 312. 34 Популярная биография Евдокии, а также Ефросинии Суздальской, Софьи Витовтовны, Елены Глинской, Ирины Годуновой:  Морозова Л. Е.  Затворницы. Миф о великих княгинях. М., 2002. 35   Пушкарева Н. Л.Женщины Древней Руси. С. 117. 36   Дубровский М.Житие преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. С кратким описанием основанного в г. Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 37 Древнерусские княжеские уставы. С. 20. 38   Голубинский Е. Е.История русской церкви. Т. 1. Ч. 1. С. 468–469. 39 Стоглав. Гл. 5, вопр. 11 –  Емченко Е. Б.  Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 257. 40 Стоглав. Гл. 7. –  Емченко Е. Б.  Стоглав. С. 270–271. 41   Boskovska N.Die russische Frau im 17. Jahrhundert, Koln, 1998. S. 420. 42 Ibid. S. 420–421. 43 Правила святых Вселенских соборов. С. 441. 44 Там же. С. 444. 45 Там же. С. 239–240. 46 О захоронении в одной могиле –  Никитенко Н. Н.  Русь и Византия. С. 239–240. 47   Абрашкевич М. М.Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса, 1904. С. 485. 48 В печатной Кормчей это 13 правило – Кормчая. Л. 597. В более ранних собраниях – 17. См. публикацию В. Н. Бенешевича :  Бенешевич В. Н.  Два списка первоначальной Синтагмы. С. 186. Здесь приводится и греческий текст. 49 См., например, РГБ. Ф. 247 59. Сборник аскетический XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Новотроицкое, казенное село на берегу реки Сары, в 28 верстах от Ростова. В нем 38 дворов, 114 душ и 94 надела. Пятиглавый, в связи с колокольнею, храм воздвигнут в 1806 г. усердием прихожан и имеет два престола: Богоявления Господня и Архистратига Михаила. Прежде церковь была деревянная, которая сгорела, но в каком именно году это случилось, сведений нет. Ни чудотворных и особо чтимых икон, ни документов об основании храма, ни древней утвари и подобных предметов здесь нет. Крестные ходы в приходе совершаются 23 апреля, 1 июля, 13 июля. При церкви 51 десятина земли и приход из 3 селений. Касательно возникновения села Новотроицкого предание передает, что оно было выстроено вновь на месте совершенно сгоревшего старого, и в конце прошлого столетия находилось в ведении Троицкой лавры, так как здесь были монастырские запашки и скотный двор. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Комментарии и обсуждение Желающие помочь восстановлению храма могут направлять средства: Местная религиозная организация прихода церкви святых Косьмы и Дамиана г. Ростова Ярославской епархии Русской Православной Церкви ИНН 7609018141 КПП 760901001 Р/с 40703810800000020120 в КБ «РБА» (000), БИК 047897756 К/с 30101810400000000756 с обязательной пометкой " На храм в Новотроицком " . 11 июня 2006 года после праздничного молебна и Водосвятия селяне выбрали председателя приходского совета - о. Александра, его помошников, казначея. Учителя московской школы 1308 с семьями вновь посетили Новотроицкое в эти дни и вместе с жителями и " дачниками " продолжили приводить храм в порядок: готовить вход к укладке пола, освобождать от земли и корней растений фундамент. Учителю истории удалось обнаружить несколько интересных экспонатов для школьного музея. Был найден и помещен в храме старинный кованый крест с купола колокольни, упавший и исчезнувший много лет назад!

http://sobory.ru/article/?object=03396

Опять-таки к моему удивлению Сергей живо отозвался на мой звонок, ответив, как старому доброму знакомому, будто мы вчера только виделись в нашем КБ. – Первые четыре года я только писал, – рассказывал он. – А потом мне стало этого мало, и я начал работать с детьми: выступать в школах, устраивать встречи в детских библиотеках. Узнав, что я работаю в православной организации, контактирую с разными церковными структурами, да и сам человек воцерковленный, он спросил, не смогу ли я помочь ему в издании его новой книги для подростков в православном издательстве. Светские издательства, по его словам, не принимали в работу патриотические книги для детей. Речь шла о рукописи приключенческой повести «Клад и крест». Конечно, я с радостью согласился. Прочитав рукопись, я предложил сделать строго светское изложение более «православным» с тем, чтобы в итоге получилась книга для обычных подростков, далеких от Церкви, но ненавязчиво подводящая к ней и к вере через знакомство с русской историей, которая неразрывно связана с Православием. Собственно, это была изначальная идея самого Сергея. Даже придуманное им название повести он толковал символически (и говорил об этом публично на всех встречах с читателями): «“Клад” – это светская сторона жизни, это многовековая история России, это ее славные люди всех времен: политики, общественные деятели, руководители, рядовые труженики. “Крест” – это религиозная сторона жизни, символ Веры» . Еще с возобновления нашего знакомства и начала совместной работы Сергей хотел «получить одобрение книги от лица Церкви». «Да, – писал он, – это не чисто религиозная литература, но зато она безусловно патриотическая и говорит о путях, ведущих детей к Вере и к любви к Отчизне! Если бы удалось получить такое одобрение (не знаю, в каком виде), это было бы здорово!» «Я верю, что наша встреча не могла быть случайной, – написал он мне через пять дней, – здесь заложены очень большие потенциальные возможности, соединения светского и духовного во имя возрождения России. Наша задача – их реализовать, несмотря на все сложности!»

http://pravoslavie.ru/158593.html

«Или в пожаре грабил?» – статья, широко распространённая в текстах, обращённых к мужчинам, она встречается в половине вопросников, адресованных мужчинам, и только в одном тексте, предназначенном для исповеди женщин (Ж-O.I.473). 595 Эта статья достаточно устойчива, лишь изредка встречаются некоторые разночтения. Так, глагол «грабил» в некоторых случаях заменяется словом «корыстовался». 596 Вопрос неизменно носит обобщённый характер: в нём не уточняется, что именно служило предметом грабежа во время пожара, как это делается в некоторых других статьях, касающихся кражи. Практически во всех вопросниках отсутствует епитимья за подобный грех . Вероятно, вопрос изначально попал в исповедные тексты не из списка епитимийных правил, а был внесён одним из первых составителей (статья имеется уже в тексте XIV в.). Именно независимостью данной статьи от епитимийных правил можно объяснить систематическое отсутствие в вопросниках епитимьи. Впрочем, епитимья за мародёрство во время пожара присутствует в вопросном тексте XIV в. Покаянье, откуда она перешла в вопросник XV в. М-КБ 22/1099; в обоих текстах назначается одна и та же, весьма существенная, епитимья – год поста. 597 Большие размеры епитимьи показывают, что внесена она была в текст очень рано, когда система Иоанна Постника , характеризующаяся малыми епитимьями, измерявшимися днями, а не годами, ещё не прижилась полностью на Руси, и духовники больше склонялись к системе Василия Великого , по которой назначались большие епитимьи. Не случайно епитимья не перешла в позднейшие тексты, использовавшие указанные вопросники в качестве источника. 3. Ограбление мёртвых «Или мертвеца лупливал?» – статья, являющаяся исключительной принадлежностью текстов, обращённых к мужчинам, в которых она встречается очень часто. Неизвестно ни одного текста, адресованного женщинам, в котором была бы подобная статья. Вопрос подразумевает, разумеется, не избиение мертвецов, а ограбление могил. 598 Вместо глагола «лупливать» используются слова: «одрать», «красть», «грабить». В отдельных случаях статья поясняется: «Гробы раскапывал, мертвь лупливал?». 599 В некоторых текстах встречается иная формулировка того же вопроса: «Гроба не крадывал ли?» или просто: «Гробный тать?» 600

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Как было страшно и горько, когда начинал – без денег и материалов, а старую кладку растаскивали на сараи местные жители. Местные проявляли недовольство, власти жёстко контролировали, а рабочим нечем было заплатить. Но любимая с семинарских лет святая Ксения откликалась на молитвы и помогала ему с кирпичиками. Отец Василий, как оказалось, строителем никогда не был и дела этого совсем не знал – помнится, даже сломал пятки на обеих ногах, неумело спрыгнув с верхотуры храма Борогодице-Рождественского монастыря. Но архиерей ободрил словом, и батюшка почувствовал Божье призвание. Поверил в Его помощь и немного в свои силы. Моему личному вопросу в конце официальной беседы отец Василий почти не удивился, только добродушное лицо его расплылось в улыбке, добавив светлым глазам новые лучики морщин. «Надо ли тебе перекреститься? Да разве можно? Нет, я тогда молодой был, старательный, ничего не мог пропустить. И разрешительную читал. Да я же этот день хорошо помню. Ох и много вас было! А как вы тогда связки разрабатывали… Сорок лет в ушах звенит». Моя несвятая святая В те же восьмидесятые и девяностые годы каждое лето мы приезжали с семьёй в Якшино – на базу отдыха одного из оборонных КБ Тулы. Это место облюбовал директор предприятия Михалёв, любитель природы и русской старины, собиравший рисунки, чертежи и фото старинного княжеского имения, которое было там раньше. Благодаря ему от усадьбы кое-что сохранилось, хотя чего только не перебывало на этом месте: детский интернат, рабочая артель. До сих пор стоит разрушенным храм Преображения Господня, где при советском строе обосновался молокозавод – от трубы сепаратора и сейчас зияет отверстие в алтаре, а через всю апсиду проходит глубокая трещина, похожая на след молнии. В окнах пробивается травка – свято место не пусто, жизнь жительствует. Пятнадцатилетней девочкой, рисуя этюды с якшинских княжеских прудов, я встретила словоохотливого сотрудника базы, знатока местной истории. – Тебя зовут Валентина? Ты чем-то похожа на хозяйку усадьбы. Длинное платье, русые волосы, акварельные краски… Расскажу тебе про Валентину Гордееву, урождённую Ушакову. Она тоже любила ходить на этюды, любовалась природой этих мест. Сохранились её стихи, наброски и зарисовки.

http://azbyka.ru/way/kazhdoe-utro-on-raz...

И потому так важно воспитывать отцовское начало в мужчине. Конечно, подобные советы вызывают горечь – а где их, отцов, взять то, если нет? Но размышления авторов не сводятся к сентенциям «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». И адресованы их советы именно мужчинам. Не советы даже, а постановка проблемы – как воспитать настоящих мужчин, а не «милое никакое существо». Забота матери – одно, забота отца – совершенно другое: «Отец не будет жалеть и сочувствовать, он будет в первую очередь требовать, и даже его поддержка будет другой: поддержкой-вызовом». Какое глубокое определение, рождающее многие размышления. И такое нужное, почти забытое в мире неповзрослевших людей, постоянно предъявляющих обвинения в недолюбленности собственным родителям. А давайте вспомним, что любовь – это еще и требование, и вызов, и высокая планка. Ведь порой именно поддержка-вызов может дать больше, чем поддержка-всепрощение. О семейных обязанностях мужчины и о том, как не превратить их в тяжелую лямку повседневности, как не забывать о любви и радости совместного бытия, рассуждают батюшки, подкрепляя свои размышления советами святых отцов. «Да, планка нам задана очень высокая – быть образом Христа в своей семье и священником в своей домашней Церкви». Аскетом призван быть настоящий муж – стойким, трудолюбивым, спокойным. …и на работе Но как бы ни были важны домашние обязанности мужчины, в первую очередь его призвание – общественный труд. «Жена пахнет костром, а муж – ветром», – недаром говорили древние. И потому немало слов в книге сказано о мужской работе. Авторам думается, что именно в ней, а точнее, в ее отсутствии или несерьезности, кроется секрет многих душевных травм и бед. «У русского человека есть особенность: он может участвовать только в великих делах. Ему неинтересно работать просто ради денег… Вот, к примеру, развитие авиации: человек может быть главным конструктором КБ, а может – обыкновенным заводским токарем, это не имеет значения. Причастность к великому делу будет одинаково вдохновлять этих людей. Потому-то в настоящее время, когда великие задачи не ставятся ни в науке, ни в культуре, ни в производстве, роль мужчины сразу оскудела. Некое уныние у мужчин наблюдается, потому что только добывать деньги для православного человека, для русского человека – задача слишком простая и не соответствует высоким запросам души», – пишет архимандрит Георгий (Шестун).

http://ruskline.ru/opp/2022/12/02/nastoy...

Когда нам говорят «царь проиграл Первую мировую, товарищ Сталин выиграл Вторую мировую», перед нами классический случай лжи. На момент насильственного отстранения Государя от власти русская армия стояла на территории двух из трёх сопредельных вражеских держав. Возглавивший армию в качестве Верховного Главнокомандующего Государь не только сыграл крупную роль в ликвидации последствий Свянцянского прорыва немцев, но и в планировании и осуществлении важнейших операций 1916 года – наступления на Нарочи (спасшего французский Верден) и знаменитого Брусиловского прорыва. Ежедневное внимание император уделял улучшению снабжения русской армии, его неустанным попечением были преодолены снарядный и орудийный голод, внедрены противогазы. Не было никакого сомнения в том, что Россия в 1917 году вместе с союзниками стояла на пороге победы, когда русская власть получила подлый удар изнутри, в конечном счёте приведший к установлению диктатуры коммунистической секты во главе с полу-немцем, подрабатывавшим германским шпионажем. Невозможно было себе представить, чтобы в Первую мировую могли случиться такие события, как блокада немцами города на Неве или необходимость оборонять от них Москву. Во Второй мировой, которая могла бы и не начаться, не помешай революционеры царю победить в первой, «царский» фактор сказывался на усилиях нашей страны постоянно. Приморские города Ленинград и Севастополь держались благодаря артиллерийскому огню «царских» фортов береговой обороны – «Красной горки» на севере и 31-й и 35-й батарей на юге. «Ленин»-град ещё и защищали орудия царских линкоров («индустриализатору» Сталину, напомню, ни одного линкора построить не удалось, как бы он о них ни мечтал). Общепризнано, что одним из советских военных козырей был танк Т-34. «Если бы советская власть не провела индустриализацию, такие танки не были бы возможны» – верещали пропагандисты. Однако вот загвоздка, Т-34 был разработан в КБ на Харьковском паровозостроительном заводе, основанном… в 1896 году, аккурат при царе Николае, и за два десятилетия дореволюционной истории ставшем одним из опорных предприятий российского ВПК с колоссальным технологическим опытом и выучкой кадров. И тут кувалда социализма на поверку оказалась «сохой царя Николая».

http://pravoslavie.ru/122486.html

Православные миссионеры начала XX в. признавали, что их церковь выступила на поприще проповеди в Китае с большим опозданием, но это не внушало им робости 93 . «Несмотря на то, что инославные миссии располагают гораздо большими средствами и имеют хорошо организованное миссионерское дело, китайцы во многих местах отдают предпочтение православной вере перед католичеством и протестантством. Это обязывает и нас, православных, с большим вниманием относиться к делу миссионерства в Китае. И в видах религиозных, и в целях государственных мы должны стремиться к насаждению православия в Китае. Китайцы наш ближайший на Востоке сосед. И если мы сумеем сделать их братьями по вере, то тем самым мы предотвратим возможность многих грозных столкновений в будущем» [КБ 1914вып. 1–2с. 2]. Накануне Первой мировой войны Миссия ставила амбициозную задачу расширения числа православных храмов в Китае, способных привлечь к вере «любопытствующих язычников» не только величием, но и проповедью на китайском языке. Даже в первые годы воины велась активная работа по сбору пожертвований на строительство в Пекине величественного собора, который символизировал бы превращение города в религиозную столицу китайского православия. Однако бедствия военных лет осушили поток финансовой помощи из России, а вслед за прибытием η Китай сотен тысяч российских беженцев Миссия целиком занялась их духовными нуждами, на многие десятилетия отложив в сторону дело проповеди среди китайцев. Тем временем по мере распада и ухода в прошлое императорского Китая оценки китайской культуры и китайского национального характера западными миссионерами становились все более и более смягченными. Нельсон Биттои, бывший заместитель редактора шанхайского миссионерского журнала «The Chinese Recorder», оставил ряд достаточно представительных для начала XX в. характеристик китайской культуры и общества. Его критика конфуцианского морального норматива близка к критическим голосам антитрадиционалистов из рядов китайского демократического движения той эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да, конечно, музейный коллектив пострадает. Людей, безусловно, жаль. Но петербургская и российская культура от этого не рухнет . А в искренность сердобольности петербургских интеллигентов верится слабо, вспоминая, как за многотысячные коллективы десятков уникальных заводов, КБ и проектных институтов, пачками закрывавшихся в " лихие " 90-е, они отчего-то не переживали и петиций не выпускали. И либеральная, и поведшаяся за ними сетевая общественность, противопоставляя как непримиримых антиподов светскую культуру, олицетворяемую в данном случае государственным учреждением " Музей " Исаакиевский собор " , и Русское православие в лице Московского Патриархата, демонстрируют характерное для разночинских образованцев непонимание и незнание истоков и корней современной русской культуры. Из тысячелетней истории русского искусства минимум 800 лет кряду оно было на 90-100 процентов духовным и православным. Это относится в первую очередь к живописи (первые светские парсуны относятся к XVII веку), и каменной архитектуре, и музыке. Любой трезвый историк искусства признает, что своеобразие русской культуры, прошедшей мимо европейского Ренессанса и, как и в случае с византийским наследием, сразу поглотившей его плоды, заключается именно в прорастании обращенного к человеку искусства из мощного древа христианской культуры. Следовательно, сама предлагаемая либералами дилемма " культура или религия " ложна в своей основе. Хочу еще раз сформулировать свою позицию. Управляй Исаакием что народный артист Буров, что митрополит Варсонофий, для меня он был, есть и останется главным собором Петербурга. И архитектурной доминантой северной столицы. И одним из символов города. И памятником культуры. Двери которого для меня открыты. Все остальное - от лукавого. Либералы же в очередной раз отреагировали на Церковь как бесы на ладан. Что ж, очевидно, что дело не в ладане. Евгений Верещагин Фото Юлии Карнаевой [ 1 ] ГМП " Исаакиевский собор " не расформирован, никто из сотрудников не уволен, музею предоставлено помещение на Большой Морской улице, куда будет перенесена экспозиция, посвященная истории собора. Прим. ИА " Вода живая " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010