Собиранием книг в Древней Руси занимались не только централь­ные книгохранилища и монастыри, но, подобно известным меценатам- собирателям позднейшего времени (Румянцев, Хлудов, Никитин, Ува­ров, Егоров, Большаков, Барсов и др.), и отдельные лица-книголюбы. Инок Евфросин (конец XV в.), большой знаток современной ему книж­ности, упоминая – часто с похвалой-древнейшего писателя и соби­рателя книг Соломона, книголюбов Исидора и Оригена , в одном месте замечает, что «некий Димитрий книгохранитель, яко суть книг собрано пол шести тмы, и еще посла в Иерусалим о книгах» 97 . Существует, наконец, известие, что Владимирский князь Константин Всеволодович в конце XIII в. основал училище при церкви св. Михаи­ла во Владимире, где обучали русских юношей русские и греческие мо­нахи, и собрал библиотеку, в которой насчитывалось только греческих книг до 1000 98 . Располагая довольно значительными книжными собраниями само­го разнообразного содержания, сосредоточенными в многочисленных церковных, гражданских и частных книгохранилищах, Древняя Русь времен Максима Грека далеко не бедна была и образованными людь­ми. Среди русских книжников уже в XV в. встречались лица, обладав­шие большой начитанностью и интересовавшиеся не только церковно­религиозными вопросами, но и самыми разнообразными отраслями «внешнего» и научного знания. Наглядным примером в данном случае является инок Евфросин, книгописец XV в., литературная и культур­ная деятельность которого освещена в указанной нами выше работе Я. С. Лурье. На основании тщательного изучения четырех сборников из собра­ния Кирилло-Белозерского монастыря (КБ-6, КБ-9, КБ-11, КБ-22), со­ставленных и переписанных рукою Евфросина, Я. С. Лурье убедитель­но показывает, что трудолюбивый книгописец включил в свои сборни­ки десятки памятников первоклассного и литературного и исторического значения, уделяя при этом особое внимание материалам светского науч­ного содержания 99 . Между прочим, после статей астрономического, ес­тественнонаучного и филологического характера Евфросин сообщает, что «на свете языков человеческих 72, четвероногих же род 54 и рыб­ных род 102 и змеиных род 103» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Николай Фёдорович Герасюта родился 18 декабря 1919 г. в городе Александрия. В 1941 г. закончил физико-математический факультет Одесского государственного университета. С началом Великой Отечественной войны призван на фронт, где прошёл путь от рядового до офицера. Николай Федорович участвовал в обороне Сталинграда, боях за освобождение Украины , штурме Берлина. После войны Герасюта работал в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, где принимал участие в изучении документации на ракету ФАУ-2 (институт «Нордхаузен»). За период работы с 1947 по 1951 гг. был сначала инженером, потом научным сотрудником. В 1951-1954 гг. работал в КБ завода п/я 186 в Днепропетровске, был начальником сектора баллистики, научным руководителем. Герасюта стоял у истоков КБ «Южное», затем занимал там должности начальника сектора, начальника отдела баллистики (1954-1962), заместителя главного конструктора по вопросам баллистики, динамики и систем управления ракет дальнего действия, и ракет-носителей космических аппаратов (1962-1987). Внёс большой вклад в становление КБ как мощного конструкторского предприятия. Помимо науки, ученый преподавал на кафедре автоматики физико-технического факультета Днепропетровского государственного университета с 1952 по 1985 гг. Получил должность профессора за теоретические исследования в 1961 году, был также заведующим кафедры, проводил научные исследования в отрасли ракетостроения. Под руководством Николая Фёдоровича Герасюты и при его личном участии были разработаны и внедрены методы решения многопараметрических краевых и вариационных задач, связанных с построением оптимальных траекторий движения ракет и космических аппаратов, статистических методов оценки лётно-технических характеристик ракет. Учёный был одним из основных авторов разработки четырёх поколений боевых ракетных комплексов (Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, Р-36М) и космических ракет-носителей «Космос», «Циклон», «Зенит». В 1961 г. Н.Ф.Герасюта получил звание Герой Социалистического Труда за разработку проблем жизнеобеспечения первых космонавтов и успешное возвращение первого космонавта Юрия Гагарина. Ученый стал лауреатом Государственной премии СССР (1967) и Ленинской премии (1972) за успешное решение проблем полёта первых космических кораблей. Член-корреспондент АН УССР Н.Ф.Герасюта ушел из жизни в 1987 г. В 2005 г. в Одесском национальном университете имени И.И.Мечникова была открыта мемориальная доска в память о Н.Ф.Герасюте.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/10/de...

Труды профессора Н. Н. Глубоковского до сих пор практически не утратили свой научной значимости; поднятые и рассмотренные в них библейские вопросы остаются в большинстве своем актуальными. Некоторые работы ученого переизданы или переиздаются в бумажном варианте, но большая часть его научного наследия по-прежнему недоступна для широких кругов библейских исследователей. Учитывая это, Кафедра библеистики Московской духовной академии (http://www.bible-mda.ru) совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим» (http://www.seraphim.ru) подготовили более 30 работ Н. Н. Глубоковского в электронном варианте в рамках проекта по созданию электронных книг по библеистике, включая основной труд профессора – «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (объемом 2350 страниц). Священник Димитрий Юревич Библиография основных трудов проф. Н. Н. Глубоковского (полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим») Библейско-богословские сочинения Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914, 76 с. Отт. из: Труды КДА, 1914. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие//ХЧ, 1897, февр., с. 277–316; 3, с. 323–372; 4, с. 566–611. Благовестие св. апостола Павла и иудейско-эллинистическое богословие//ХЧ, 1901, февр., с. 266–287. Благовестие св. апостола Павла и мистерии//ХЧ, 1909, апр., июнь–июль. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. апостола Павла и теософия Филона Александрийского//ХЧ, 1901, март, с. 402–438; апр., с. 566–603; май, с. 720–759; июнь, с. 902–936. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, LXX†890 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

К., 1898, 2+69 с. Из: Труды КДА, 1898. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 32.       Самаряне. Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян . К., 1913, 617 с. с разд. паг. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 33.      Толкование на книгу св. пророка Авдия/Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина , т. 7. Отд. издание: К., 1909. 34.      Толкование на книгу св. пророка Михея/Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина , т. 7. Отд. издание: К., 1911. 35.       Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии . К., 1904, 20 с. Отт. из: Труды КДА, 1903, 10. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. ИИ.Гомилетические произведения 36.      Грех Пилата. Слово, сказанное в церкви Киево-братского монастыря в пяток четвертой недели Великого поста, на вечернем богослужении, известном под названием пассии. [К., 1893,] 12 с. Из: Труды КДА, 1893, 4. 37.      О хранении церковных уставов. Слово в пяток четвертой недели Великого поста при воспоминании страстей Христовых. К., 1901, 8 с. Из: Труды КДА, 1901, 4. 38.      О христианском пользовании даром слова. Слово в пяток четвертой недели Великого поста. К., 9 с. Из: Труды КДА, 1898, 4. 39.      Слово в Великий пяток. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 22 марта 1896 г. [К.,] 1896, 10 c. Из: Труды КДА, 1896, 5. 40.      Слово в Великий пяток. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 11 апреля 1897 г. К., 7 c. Из: Труды КДА, 1897, 5 41.      Слово в Великий пяток, на вечернем богослужении, перед плащаницей. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 4 апреля 1903 г. К., 6 c. Из: Труды КДА, 1903, 4. 42.      Слово в пяток второй недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 8 марта 1902 г. К., 1902, 8 c. Из: Труды КДА, 1902, 4. 43.      Слово в пяток третьей недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в великой церкви Киево-брат-ского монастыря 19 марта 1910 г. К., 1910, 8 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Труды профессора Н. Н. Глубоковского до сих пор практически не утратили свой научной значимости; поднятые и рассмотренные в них библейские вопросы остаются в большинстве своем актуальными. Некоторые работы ученого переизданы или переиздаются в бумажном варианте, но большая часть его научного наследия по-прежнему недоступна для широких кругов библейских исследователей. Учитывая это, Кафедра библеистики Московской духовной академии совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим» подготовили более 30 работ Н. Н. Глубоковского в электронном варианте в рамках проекта по созданию электронных книг по библеистике, включая основной труд профессора – «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (объемом 2350 страниц). Священник Димитрий Юревич Библиография основных трудов проф. Н. Н. Глубоковского (полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим») I.             Библейско-богословские сочинения 1 .            Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914,    76 с. Отт. из: Труды КДА, 1914. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 2 .            Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие//ХЧ, 1897, февр., с. 277–316; 3, с. 323–372; 4, с. 566–611. 3 .            Благовестие св. апостола Павла и иудейско-эллинистическое богословие//ХЧ, 1901, февр., с. 266–287. 4 .            Благовестие св. апостола Павла и мистерии//ХЧ, 1909, апр., июнь- июль. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 5 .            Благовестие св. апостола Павла и теософия Филона Александрийского//ХЧ, 1901, март, с. 402–438; апр., с. 566–603; май, с. 720–759; июнь, с. 902–936. 6 .            Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, LXX890 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Труды профессора Н. Н. Глубоковского до сих пор практически не утратили своей научной значимости; поднятые и рассмотренные в них библейские вопросы остаются в большинстве своем актуальными. Некоторые работы ученого переизданы или переиздаются в бумажном варианте, но большая часть его научного наследия по прежнему недоступна для широких кругов библейских исследователей. Учитывая это, Кафедра библеистики Московской духовной академии (http://www.bible–mda.ru) совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим» (http://www.seraphim.ru) подготовили более 30 работ Н. Н. Глубоковского в электронном варианте в рамках проекта по созданию электронных книг по библеистике, включая основной труд профессора – «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» (объемом 2350 страниц). Священник Димитрий Юревич Библиография основных трудов проф. Н. Н. Глубоковского (полужирным выделены книги, электронные издания которых подготовлены Кафедрой библеистики МДА совместно с Региональным фондом поддержки православного образования и просвещения «Серафим») I. Библейско-богословские сочинения Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового Завета. К., 1914, 76 с. Отт. из: Труды КДА, 1914. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие//ХЧ, 1897, февр., с. 277–316; 3, с. 323–372; 4, с. 566–611. Благовестие св. апостола Павла и иудейско-эллинистическое богословие//ХЧ, 1901, февр., с. 266–287. Благовестие св. апостола Павла и мистерии//ХЧ, 1909, апр., июнь–июль. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. Благовестие св. апостола Павла и теософия Филона Александрийского//ХЧ, 1901, март, с. 402–438; апр., с. 566–603; май, с. 720–759; июнь, с. 902–936. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. и: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905, LXX+890 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Галина И. 13 марта 2018, 17:10 Насчет " реверанса в сторону Америки " . Из текста: " О высокой эффективности существующей уже 20 лет программы «КБ» свидетельствуют результаты американских выпускников, успешно поступающих в лучшие ВУЗы " . Если КБ являются формой " современного христианского классического образования " , то неужели единственным критерием эффективности этой реализуемой программы (аони должны быть обозначены непосредственно в самой программе) являются " результаты американских выпускников, успешно поступающих в лучшие ВУЗы " - чисто практический? При чем здесь христианство и " лестница духовных высот " ? Или современное переложение " Лествицы " прп.Иоанна Лествичника " ,прости,Господи. Была ли сейчас гос.экспертиза программы 13 марта 2018, 15:52 Уважаемый отец Анатолий, было бы странно обучать сегодня детей по программам, составленным в античной Греции или средневековой Европе. Программа " Классические беседы " использует содержание, естественное для России 21 века. Однако, инструменты учебы, которые предлагает КБ, а именно грамматика, диалектика и риторика прекрасны для любого времени и для любого государства. В их основе лежит здравый смысл. К сожалению, в современной школе диалектика и риторика даются детям в крайне скудном объеме. И да, эти инструменты были разработаны задолго до становления русского государства, но разве это является достаточным основанием для того, чтобы от них отказаться? Екатерина 13 марта 2018, 15:43 Спасибо, замечательная статья, помогающая разобраться в основных понятиях. Надеюсь, что каждый, употребляющий слово " классический " в своей повседневной речи, с ней ознакомится. марина 13 марта 2018, 15:27 Спасибо за статью. Она является очень хорошей основой , для дальнейшего изучения темы классического образования. Мне кажется, как раз располагает к углублению в тему, а не деланию выжимок из статьи. Про программу могу сказать, что это действительно первая программа в нашей стране именно академической поддержки семейного образования. Она помогает мне, обычному человеку, выстроить учебный процесс и обучать дома детей разного возраста, не превращая процесс в классно-урочный. Применение классического метода помогает во всех сферах жизни: от составления списка покупок и планирования семейного бюджета, до самообразования. Спасибо!

http://pravoslavie.ru/111258.html

19. Греческий язык Библии – особенно в Новом Завете, по современному состоянию науки. СПб., 1902, 34 с. Отт. из: ХЧ, 1902. 20. Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. Пг., 1915, 36 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 21. Дидаскалия и Апостольские постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению//ХЧ, 1916, март, с. 339–360; апр., с. 434–456. То же: София, 1935, 127 с. 22. Евангелие и Евангелия//ВР, 1896, 7, с. 417–424. То же: Харьков, 1896. 23. Евангелия и их благовестие о Христе-Спасителе и Его искупительном деле. София, 1932, 160 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 24. Замечания о 1-м Послании св. апостола Иоанна Богослова//ХЧ, 1904, июнь, с. 857–877. 25. Из лекций по Священному Писанию Нового Завета, читанных студентам СПбДА в 1896–1897 уч. году. СПб., 1897, 493 с. 26. Искупление и Искупитель (по Евр., гл. 2). Пг., 1917, 100 с. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 27. Историческое положение и значение личности Феодорита , епископа Киррского: речь и библиографический указатель новейшей литературы о блаженном Феодорите. СПб., 1911, 30 с. 28. К вопросу о пасхальной вечере Христовой//ХЧ, 1897, март, с. 508– 511. 29. К вопросу о пасхальной вечере Христовой и об отношениях к Господу современного Ему еврейства: по поводу исследования проф. Д. А. Хвольсона//ХЧ, 1893, июль–авг., с. 84–121; сент.–окт., с. 289–320. То же: СПб., 1893, 70 с. 30. Католический Index и римско-католическая цензура//Странник, 1906, 4, с. 630–634. 31. Конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний гг. студентов 1–2 курсов СПбДА: • в 1900 году. СПб., 1900, 5 с.; – в 1902 году. СПб., 1902. – в 1904 году. СПб., 1904, 8 с. 32. Лекции по Священному Писанию Нового Завета, читанные студентам СПбДА: – в 1891–1892 уч. году. СПб., 1892, 365 с. – в 1892–1893 уч. году. СПб., 1892, 432 с., литогр. – в 1893–1894 уч. году. СПб., 1893, 530+VI с., литогр. – в 1894–1895 уч. году. СПб., 1895, 415, XVI с., литогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Отвечает протоиерей Илия ШУГАЕВ, настоятель храма архангела Михаила г. Талдома: -- Я бы изменил формулировку вопроса. Вместо «можно ли?» поставил «полезно ли?». «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12); «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10, 23). И второе, чтобы я изменил бы в вопросе, -- это убрал бы слово «православному». Чем православные хуже или лучше других людей? Или они сделаны из другого теста, или они прилетели с Марса или Луны? Все люди обладают одинаковой человеческой природой, и законы (духовные и душевные, то есть психологические) одинаковы для всех людей. То, что полезно христианину, полезно любому, то, что вредно христианину, вредно любому другому -- и мусульманину, и католику, и протестанту, и язычнику, и безбожнику, и даже сатанисту. Те, кто фильмы ужасов смотрит, делают это по разным причинам. Кто-то из любопытства, и кому-то одноразовый просмотр фильма будет чем-то вроде прививки. Посмотрел, увидел, что там ничего хорошего нет, и теперь у человека не будет потребности смотреть фильмы ужасов. Но даже однократный просмотр фильма для духовно некрепкого человека может быть вредным. Потребность постоянно смотреть фильмы ужасов появляется в том случае, когда картина мира, изображаемого в этих фильмах, близка мироощущению зрителя. Но человек, который видит мир в черных красках, -- духовно болен. Самоубийство, алкоголизм и наркомания уносят всех, кто заражен этой болезнью. «Да что вы сгущаете краски? -- скажет Миша. -- Я не наркоман и не алкоголик, я уже зрелый человек, мне от просмотра этого фильма ничего не будет! Мне просто хочется пощекотать себе нервы». Действительно, степень болезни бывает разная. Но смотреть интересно только то, что созвучно твоей душе, и значит, болезнь в тебе уже есть. Тогда надо ставить вопрос так: «Просмотр фильмов ужасов укореняет твою болезнь или избавляет от нее?» Есть еще один вариант потребности смотреть фильмы ужасов -- исследовательский, когда человек занимается киноискусством. Если он смотрит фильмы без сочувствия к ним, то вред от фильмов будет гораздо меньше, но назвать просмотр в этом случае совсем безвредным нельзя. У святых отцов есть такой образ: если в кувшин часто наливают нечистоты, то постепенно сосуд пропитывается их запахами, как будто он постоянно наполнен ими.

http://pravoslavie.ru/36361.html

Отт. из: Труды КДА, 1910, 4. 44.      Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 25 марта 1894 г. [К., 1894,] 10 c. Из: Труды КДА, 1894, 5. 45.      Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 10 марта 1906 г. К., 8 c. Отт. из: Труды КДА, 1906, 3. 46.      Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 26 марта 1899 г. К., 9 c. Из: Труды КДА, 1899, 4. 47.      Слово, сказанное в церкви Киево-братского монастыря 31 декабря 1899 года в годовщину поминовения учивших и учившихся в Киевской духовной академии. К., 8 с. Из: Труды КДА, 1900, 3. III.      Omзыbы и рецензии, полемика 48.      Ответ заслуженному профессору протоиерею Феодору Яковлевичу Покровскому на его «Открытое письмо». К., 11 с. 49.      Отзыв о сочинении М. А. Кальнева «Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов». Одесса, 1913. К., 25 с. Отт из: Труды КДА. 50.       Самарянство и гностицизм: ответ на критику профессора М. Э. Поснова . СПб., 1914, 28 с. Из: «Странник», 1914, 3. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 51.       Самарянство и гностицизм: [второй] ответ на критику профессора М. Э. Поснова . //«Странник», 1916, 1, с. 27–62. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной Академии 26 сентября 1898 г. 1 По библейскому воззрению, одна из целей избрания еврейского народа для служения домостроительству спасения заключалась в том, чтобы, сохранив в неповрежденности богооткровенную истину, он передал ее языческому дохристианскому миру. Соответственно этому, невидимая рука все течение еврейской истории направляла так, что вместе с другими целями избрания достигалась и указанная. Уже в глубочайшей древности, в первые столетия жизни Израиля в качестве самостоятельного и свободного народа, он начинает оказывать религиозное влияние на область язычества и проливать в нее свет истинного богопознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010