Второй переходный список, КБ 449/706, близок первому, но имеет ряд отличий, которые характерны и для Минеи 1611 г. (КБ 391/648). На с. 214–215 М. Славнитский перечислил особенные песнопения из этой службы. Кроме того, на с. 215 перечислены дополнения Минеи 1611 г., в том числе и стихиры из минеи Соф. 401 . На основании КБ 442/699 М. Славнитский отмечает две стадии развития службы. Первые два списка показывают, что сначала служба 1-й редакции просто помещается первой, а к ней приписываются новые песнопения. Затем в XV в. появляется 2-я редакция, вошедшая в печатные Минеи. Это уже служба одного из главных праздников года. Группу новых стихир на «Господи, воззвах» открывает текст «Вторыи ты бысть Констянтинъ...», прежние поются на стиховне со славником 1-й редакции «Начальника благочестия...». Стихира «Апостоломъ ревнителя...» поется по 50-м Псалме на утрене, сохранен тропарь «Уподобивыися купьцу...». Добавлены седальны, второй канон, новые стихиры на хвалитех и на литии. Положены особые паримии и Евангелия. 3-й редакцией М. Славнитский назвал единственный список РНБ ОР, КБ 375/632 XVI в. Весь канон совершенно оригинален. 474 Последнее песнопение в 3-й редакции «Яко началнику крещения...» читается в «Минее новым чудотворцам» Сол. 518/537 в качестве единственного тропаря перед каноном. Н. К. Никольский датировал службу св. Владимиру XI в. Он полагал, что слова, сказанные о Владимире в похвале ему в летописной статье 1015 г. «Сего бо память держат Русьские люди, поминающе святое крещение», свидетельствуют о существовании почитания. 475 По мнению Н. К. Никольского , память св. Владимира уже праздновалась, когда канон св. Ольге был написан Кириллом-мнихом. Его ученый отождествил со св. Кириллом Туровским († до 1182 г.). 476 Н. К. Никольский приводит мнение М. Славнитского о существовании трех редакций службы, но списки перечисляет без разделения на редакции. Н. С. Серегина считает, что служба появилась еще в XI в. Во втором тропаре 9-й песни канона из 1-й редакции службы сказано: «Придете вси, снидете ся къ честьнеи церкви святого Володимера, нареченаго Василия, преблаженаго великаго князя, угодника Христова преславного». Н.С. Серегина пишет, что речь идет о церкви св. Василия в Киеве, следовательно, текст появился до разгрома Киева монголами в 1240 г. 2-ю редакцию службы она связывает с событиями 1170-х, 1190-х гг. в Суздальской земле: победа Всеволода Юрьевича над племянниками Ростиславичами 15 июля в день памяти св. Владимира способствовала созданию новой службы. 477 |
Галина И. 13 марта 2018, 17:10 Насчет " реверанса в сторону Америки " . Из текста: " О высокой эффективности существующей уже 20 лет программы «КБ» свидетельствуют результаты американских выпускников, успешно поступающих в лучшие ВУЗы " . Если КБ являются формой " современного христианского классического образования " , то неужели единственным критерием эффективности этой реализуемой программы (аони должны быть обозначены непосредственно в самой программе) являются " результаты американских выпускников, успешно поступающих в лучшие ВУЗы " - чисто практический? При чем здесь христианство и " лестница духовных высот " ? Или современное переложение " Лествицы " прп.Иоанна Лествичника " ,прости,Господи. Была ли сейчас гос.экспертиза программы 13 марта 2018, 15:52 Уважаемый отец Анатолий, было бы странно обучать сегодня детей по программам, составленным в античной Греции или средневековой Европе. Программа " Классические беседы " использует содержание, естественное для России 21 века. Однако, инструменты учебы, которые предлагает КБ, а именно грамматика, диалектика и риторика прекрасны для любого времени и для любого государства. В их основе лежит здравый смысл. К сожалению, в современной школе диалектика и риторика даются детям в крайне скудном объеме. И да, эти инструменты были разработаны задолго до становления русского государства, но разве это является достаточным основанием для того, чтобы от них отказаться? Екатерина 13 марта 2018, 15:43 Спасибо, замечательная статья, помогающая разобраться в основных понятиях. Надеюсь, что каждый, употребляющий слово " классический " в своей повседневной речи, с ней ознакомится. марина 13 марта 2018, 15:27 Спасибо за статью. Она является очень хорошей основой , для дальнейшего изучения темы классического образования. Мне кажется, как раз располагает к углублению в тему, а не деланию выжимок из статьи. Про программу могу сказать, что это действительно первая программа в нашей стране именно академической поддержки семейного образования. Она помогает мне, обычному человеку, выстроить учебный процесс и обучать дома детей разного возраста, не превращая процесс в классно-урочный. Применение классического метода помогает во всех сферах жизни: от составления списка покупок и планирования семейного бюджета, до самообразования. Спасибо! |
Николай Фёдорович Герасюта родился 18 декабря 1919 г. в городе Александрия. В 1941 г. закончил физико-математический факультет Одесского государственного университета. С началом Великой Отечественной войны призван на фронт, где прошёл путь от рядового до офицера. Николай Федорович участвовал в обороне Сталинграда, боях за освобождение Украины , штурме Берлина. После войны Герасюта работал в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, где принимал участие в изучении документации на ракету ФАУ-2 (институт «Нордхаузен»). За период работы с 1947 по 1951 гг. был сначала инженером, потом научным сотрудником. В 1951-1954 гг. работал в КБ завода п/я 186 в Днепропетровске, был начальником сектора баллистики, научным руководителем. Герасюта стоял у истоков КБ «Южное», затем занимал там должности начальника сектора, начальника отдела баллистики (1954-1962), заместителя главного конструктора по вопросам баллистики, динамики и систем управления ракет дальнего действия, и ракет-носителей космических аппаратов (1962-1987). Внёс большой вклад в становление КБ как мощного конструкторского предприятия. Помимо науки, ученый преподавал на кафедре автоматики физико-технического факультета Днепропетровского государственного университета с 1952 по 1985 гг. Получил должность профессора за теоретические исследования в 1961 году, был также заведующим кафедры, проводил научные исследования в отрасли ракетостроения. Под руководством Николая Фёдоровича Герасюты и при его личном участии были разработаны и внедрены методы решения многопараметрических краевых и вариационных задач, связанных с построением оптимальных траекторий движения ракет и космических аппаратов, статистических методов оценки лётно-технических характеристик ракет. Учёный был одним из основных авторов разработки четырёх поколений боевых ракетных комплексов (Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, Р-36М) и космических ракет-носителей «Космос», «Циклон», «Зенит». В 1961 г. Н.Ф.Герасюта получил звание Герой Социалистического Труда за разработку проблем жизнеобеспечения первых космонавтов и успешное возвращение первого космонавта Юрия Гагарина. Ученый стал лауреатом Государственной премии СССР (1967) и Ленинской премии (1972) за успешное решение проблем полёта первых космических кораблей. Член-корреспондент АН УССР Н.Ф.Герасюта ушел из жизни в 1987 г. В 2005 г. в Одесском национальном университете имени И.И.Мечникова была открыта мемориальная доска в память о Н.Ф.Герасюте. |
К., 1898, 2+69 с. Из: Труды КДА, 1898. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 32. Самаряне. Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян . К., 1913, 617 с. с разд. паг. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 33. Толкование на книгу св. пророка Авдия/Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина , т. 7. Отд. издание: К., 1909. 34. Толкование на книгу св. пророка Михея/Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина , т. 7. Отд. издание: К., 1911. 35. Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии . К., 1904, 20 с. Отт. из: Труды КДА, 1903, 10. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. ИИ.Гомилетические произведения 36. Грех Пилата. Слово, сказанное в церкви Киево-братского монастыря в пяток четвертой недели Великого поста, на вечернем богослужении, известном под названием пассии. [К., 1893,] 12 с. Из: Труды КДА, 1893, 4. 37. О хранении церковных уставов. Слово в пяток четвертой недели Великого поста при воспоминании страстей Христовых. К., 1901, 8 с. Из: Труды КДА, 1901, 4. 38. О христианском пользовании даром слова. Слово в пяток четвертой недели Великого поста. К., 9 с. Из: Труды КДА, 1898, 4. 39. Слово в Великий пяток. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 22 марта 1896 г. [К.,] 1896, 10 c. Из: Труды КДА, 1896, 5. 40. Слово в Великий пяток. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 11 апреля 1897 г. К., 7 c. Из: Труды КДА, 1897, 5 41. Слово в Великий пяток, на вечернем богослужении, перед плащаницей. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 4 апреля 1903 г. К., 6 c. Из: Труды КДА, 1903, 4. 42. Слово в пяток второй недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 8 марта 1902 г. К., 1902, 8 c. Из: Труды КДА, 1902, 4. 43. Слово в пяток третьей недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в великой церкви Киево-брат-ского монастыря 19 марта 1910 г. К., 1910, 8 c. |
Отвечает протоиерей Илия ШУГАЕВ, настоятель храма архангела Михаила г. Талдома: -- Я бы изменил формулировку вопроса. Вместо «можно ли?» поставил «полезно ли?». «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12); «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10, 23). И второе, чтобы я изменил бы в вопросе, -- это убрал бы слово «православному». Чем православные хуже или лучше других людей? Или они сделаны из другого теста, или они прилетели с Марса или Луны? Все люди обладают одинаковой человеческой природой, и законы (духовные и душевные, то есть психологические) одинаковы для всех людей. То, что полезно христианину, полезно любому, то, что вредно христианину, вредно любому другому -- и мусульманину, и католику, и протестанту, и язычнику, и безбожнику, и даже сатанисту. Те, кто фильмы ужасов смотрит, делают это по разным причинам. Кто-то из любопытства, и кому-то одноразовый просмотр фильма будет чем-то вроде прививки. Посмотрел, увидел, что там ничего хорошего нет, и теперь у человека не будет потребности смотреть фильмы ужасов. Но даже однократный просмотр фильма для духовно некрепкого человека может быть вредным. Потребность постоянно смотреть фильмы ужасов появляется в том случае, когда картина мира, изображаемого в этих фильмах, близка мироощущению зрителя. Но человек, который видит мир в черных красках, -- духовно болен. Самоубийство, алкоголизм и наркомания уносят всех, кто заражен этой болезнью. «Да что вы сгущаете краски? -- скажет Миша. -- Я не наркоман и не алкоголик, я уже зрелый человек, мне от просмотра этого фильма ничего не будет! Мне просто хочется пощекотать себе нервы». Действительно, степень болезни бывает разная. Но смотреть интересно только то, что созвучно твоей душе, и значит, болезнь в тебе уже есть. Тогда надо ставить вопрос так: «Просмотр фильмов ужасов укореняет твою болезнь или избавляет от нее?» Есть еще один вариант потребности смотреть фильмы ужасов -- исследовательский, когда человек занимается киноискусством. Если он смотрит фильмы без сочувствия к ним, то вред от фильмов будет гораздо меньше, но назвать просмотр в этом случае совсем безвредным нельзя. У святых отцов есть такой образ: если в кувшин часто наливают нечистоты, то постепенно сосуд пропитывается их запахами, как будто он постоянно наполнен ими. |
На базе бывшего Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. Она просуществовала три года. В ноябре 1951 года трудовая коммуна в Сарове была закрыта. После детской колонии силами НКВД в поселке организуется исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. Силами заключенных была запущена деревообрабатывающая фабрика, на которой изготавливали кузова для горьковских автомобилей. Как и монастырь, колония жила в автономном режиме. Позже в поселке был построен специальный цех для производства коньков и санок. В ноябре 1958 года исправительную колонию ликвидировали. Во время войны завод значительно расширился за счет станков эвакуированных предприятий, здесь были построены поточные линии по производству снарядов. В конце 1942 года на заводе началась подготовка к выпуску новой продукции – комплектов деталей к снарядам Ml 5 для реактивных минометов «Катюша». В 1946 году Саров избирается Ю. Б. Харитоном и И. В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После 1946 года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-500, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю. Б. Харитоном и И. В. Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать. Возрождение Саровской обители 26 сентября 1989 года Саров посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай. Он отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму в дальней пустыньке. А в 1990 году в Сарове был организован первый православный приход. 2 августа 1991 года, в рамках празднования второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, город впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В апреле 1992 года, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, в Саров прибыл священник Владимир Алясов. Действующего храма в городе к тому времени не было. Из семи храмов монастыря три главных были взорваны в 1951–1955 годах. Остальные храмы перестроены: в Троицком храме с конца 40-х годов разместился театр, в Церкви Иоанна Крестителя – один из отделов ВНИИЭФ, в храме Всех Святых – магазин. |
Разрозненные группы уцелевших бойцов стали прорываться на восток, пытаясь соединиться с другими нашими частями. Добежали до находившегося неподалеку кладбища, затаились среди могил. Однако вражеские самолеты, пикируя, расстреливали беглецов практически в упор. После бомбежки немногие уцелевшие собрались вместе, снова тронулись в путь. А. С. Мечёв получил тяжелую контузию. Есть было нечего, обувь и одежда изодрались в клочья, но все это не шло ни в какое сравнение с тяготами, которые они испытали, попав в плен. Воспользовавшись случаем, А. С. Мечёв бежал из лагеря. Батрачил у крестьян на Смоленщине. Когда пришли советские войска, немедленно обратился в военкомат, но был арестован как неблагонадежный. В начале 1944 года получил десять лет заключения в лагерях уже советских. Срок отбывал на тяжелейших работах под Соликамском, а затем за полгода до освобождения каким-то чудом был переведен в закрытое конструкторское бюро в Подмосковье. После смерти Сталина это КБ переехало в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область. Алексею Сергеевичу очень много дала работа в заключении с талантливыми инженерами. Они опекали его и по-человечески, и в научном плане. Все свободное время он проводил за штудированием программы технического вуза. После возвращения из лагеря в 1954 году Алексей Сергеевич не смог прописаться в Москве, не приняли его и в Политехнический институт, хотя он сдал все экзамены на «отлично». Тогда по совету своих лагерных друзей он уехал на Украину и устроился на работу в ОКБ при заводе «Пожспецмашина» в поселке Ладан Прилукского района Черниговской области (позднее КБ перевели в Прилуки, и уже до конца жизни А. С. Мечёв оставался в этом городе). Здесь же на заводе он встретил свою будущую жену – Екатерину Моисеевну Виштак. Венчал их в подмосковном Акулове отец Сергий Орлов (в тайном постриге – иеромонах Серафим). В семье родились две дочери – Елена (с отличием окончила Московский авиационнотехнологический институт, проживает в Канаде) и Ирина (по образованию фармацевт, окончила Первый Московский медицинский институт, живет в Москве, прихожанка храма Святителя Николая в Клённиках). |
Он даже не подрывал здесь устоев жизни, не губил эти народы развратом и нравственным растлением… но он отгородил их гордынею, злобою и страхом подозрительности от всего христианского и долго соблюдал их в таком положении» [КБ 1909, вып. 13–14, с. 4]. Проблема соотношения культур Китая и Запада привлекала пристальное внимание православных миссионеров начала XX в. К примеру, в журнале «Китайский благовестник» был напечатан перевод статьи «Возрождение Азии» некоего Р.Брода, опубликованной ранее в «Le Journal de Pkin». Западным автором была поднята серьезная и до сих пор актуальная проблема – «способны ли народы Азии только к усвоению западной культуры или же они будут в состоянии сделать новые и драгоценные вклады в нашу цивилизацию, или лучше – в будущую синкретическую и мировую цивилизацию?» [КБ 1914, вып. 7–8, с. 11]. Брод заявил, что в экономической, социальной и политической областях народы Азии еще долго будут учениками стран Запада, но в области морали и философии Западу нужно учиться у Конфуция, ибо духовные силы азиатских народов обогатят Запад. В итоге «умозрения Востока соединятся с умозрениями Запада», а из этого соединения произойдут новые ценности, плодотворные для нашего искания истины. Православный ответ на эту публикацию дал «И Х.» (предположительно игумен Христофор из Успенского мужского монастыря в Пекине), выразивший несогласие с принижением роли христианской культуры. «Только тогда, когда Китай примет христианство и положит в основу своей жизни христианские начала, начнется действительное возрождение Китая. Постепенно китайская культура, сохраняя свои индивидуальные особенности, будет проникаться Духом Христовым и принимать внешние формы, отвечающие требованиям учения Христова», стремление же Китая заимствовать лишь внешние достижения навсегда закрепит его отставание от Запада. Примечательна мысль о том, что конфуцианство как закон естественной земной жизни и христианство как закон высшей духовной жизни могут быть гармонизированы. «Конфуцианство может быть согласовано с нравственными началами естественной жизни Запада и составить общечеловеческое основание, на котором должен созидаться храм Божий – Царствие Небесное» [там же, с. 19]. Священник сделал обращенный в будущее вывод о том, что, «если Китай возродится духовно, он может создать своеобразную духовную культуру; тогда, может быть, и Западу будет чему научиться у него». |
Т. 6. М. – Л., 1962. Головачев В Ц Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) и его картина «Восемь благородных коней». Картина–автобиография придворного художника. – 28–я НК «ОГК». Тезисы и доклады. Ч. 2. М., 1998. Головачев ВЦ Жизнеописание Лан Шинина (Дж)зеппе Кастильоне) – придворного художника маньчжурских императоров. – 26–я НК «ОГК». Тезисы и доклады. М., 1995. Дубровская Д В Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1551–1775 гг.). М., 2000. Дубровская Д.В Первые иезуиты в Китае: Маттео Риччи – миссионер, китаевед. – 20–я НК «ОГК». Тезисы докладов. Ч. 2. М., 1989. И Н 4 [доратскии]. Исторический очерк католической пропаганды в Китае. Посвящается г. посланник) и гг. членам российской дипломатической миссии. Казань, 1885. И Н А. [доратскии]. Положение миссионерства в Китае. Казань, 1885(а). Иванов П М О христианском мировоззрении Чан Кай–ши. – 28–я НК «ОГК». Тезисы и доклады Ч 2. М., 1998. Иванов П., свящ. Православные переводы Нового Завета на китайский язык – КБ, М, 1999, 1. Иванов П М Христианство на Тайване. – Гоминьдан и Тайвань история м современность. Материалы научной конференции 23 апреля 1999 года М., 1999. Ивановский А Богослужебные книги православной Церкви на китайском языке (1885). – КБ. М., 2000, Исаева М В. Основные моменты христианского вероучения в несторианском памятнике Китая VIII в. – 12–я ЬП < «ОГК». Ч. 2. М., 1981. История Российской духовном миссии в Китае. Сб ст. под ред С.Л.Тнхвин–ского и др. М., 1997. Калюжная Η.М. Восстание ихэтуаней (1898–1901). М., 1978. Калюжная Η М Критические суждения Чжан Бинлиня о христианстве. – 24–я НК «ОГК». Тезисы докладов. Ч. 2. М., 1993. Карпини, Иоанн де Плано. История монгалов. Рубрук, Вильгельм де. Путешествие в Восточный Страны. Введение, перевод и примечания А.П Малси на. СПб., 1911. Киселева В Значение культурной адаптации для католического миссионерства в Китае. – Проблемы Дальнего Востока. 1997, JvT° 1. Киселева ВВ. История католического миссионерства в Китае. Автореферат канд. дне. М., 1996. Кожин П.М Христианство в Китае. |
Отт. из: Труды КДА, 1910, 4. 44. Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 25 марта 1894 г. [К., 1894,] 10 c. Из: Труды КДА, 1894, 5. 45. Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 10 марта 1906 г. К., 8 c. Отт. из: Труды КДА, 1906, 3. 46. Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. Произнесено в церкви Киево-братского монастыря 26 марта 1899 г. К., 9 c. Из: Труды КДА, 1899, 4. 47. Слово, сказанное в церкви Киево-братского монастыря 31 декабря 1899 года в годовщину поминовения учивших и учившихся в Киевской духовной академии. К., 8 с. Из: Труды КДА, 1900, 3. III. Omзыbы и рецензии, полемика 48. Ответ заслуженному профессору протоиерею Феодору Яковлевичу Покровскому на его «Открытое письмо». К., 11 с. 49. Отзыв о сочинении М. А. Кальнева «Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов». Одесса, 1913. К., 25 с. Отт из: Труды КДА. 50. Самарянство и гностицизм: ответ на критику профессора М. Э. Поснова . СПб., 1914, 28 с. Из: «Странник», 1914, 3. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. 51. Самарянство и гностицизм: [второй] ответ на критику профессора М. Э. Поснова . //«Странник», 1916, 1, с. 27–62. Эл. вариант: М.: КБ МДА и Фонд «Серафим», 2005. Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной Академии 26 сентября 1898 г. 1 По библейскому воззрению, одна из целей избрания еврейского народа для служения домостроительству спасения заключалась в том, чтобы, сохранив в неповрежденности богооткровенную истину, он передал ее языческому дохристианскому миру. Соответственно этому, невидимая рука все течение еврейской истории направляла так, что вместе с другими целями избрания достигалась и указанная. Уже в глубочайшей древности, в первые столетия жизни Израиля в качестве самостоятельного и свободного народа, он начинает оказывать религиозное влияние на область язычества и проливать в нее свет истинного богопознания. |
| |