чист аз, отныне иду во языки " »... – Деян. 18:5 – 6 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «И яко же снидоста от Македония Сила же и Тимофей, тужаше духом Павел, свидетелствуя Июдеом Христа Иисуса. Противящим же ся им и хулящим, оттряс ризы своя,//рече к ним: „Кровь ваша на главах ваших; чист аз; отныне иду во языки» и прочая» – Наставление царю, л. 329 об. – 330). «Аще кто инако учит... Отступай от таковых». – 1Тим. 6:3 – 5 . Этот фрагмент из послания апостола Павла процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «Аще кто инако учит и не приходит ко здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа и еже по благочестию и учению, разгорде, ничесо же сведый, но болезнь о взысканиих и словопрениих, от них же бывает зависть, рвение, хула, мнения лукава, прихождения растленных человек умом и отчюжденных от истинны, мнящих, приобретение быти благочестие. Отступай от таковых» – Наставление царю, л. 330). Л. 74 – 75 «В последняя дни настанут времена люта...//Сих отвращайся». – 2Тим. 3:1 – 5 . Этот фрагмент из послания апостола Павла процитирован по «Наставлению царю» (ср.: «В последняя дни настанут времена люта. Будут человецы//самолюбцы. сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем непокоривии, неблагодатни, непреподобни, нелюбовни, свадливи, диаволи, невоздержливи, некротцы, неблаголюбиви, предателе, продерзателе, горделиви, сластолюбцы паче, неже боголюбцы, имуще образ благочестия, силы же его отметающеся. Сих отвращайся» – Наставление царю, л. 330330 об.). Л. 75 «Вез правды епископ изгнан... бывшего на нем досаждения». – 19-е правило с толкованием поместного Сардикийского собора (в Средце) 344 г.; текст этого правила патриарх Никон поместил в изданную во время его патриаршества книгу Кормчую (Кормчая 1653, л. 114 – 114 об.) и неоднократно использовал в своих сочинениях: в «Наставлении царю», где текст правила написан рукой патриарха Никона (Наставление царю, л. 331; Севастьянова 2003, 360, 396, 424, 426 – 427); трижды цитировал правило в «Возражении» (Никон 1982, 109, 218, 653); кратко изложил содержание правила в послании к газскому митрополиту Паисию Лигариду 1662 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Канонарь, находящийся в типографском уставе XII века, содержит 105 дней со святыми, воторым имеются вондаки и икосы, при пропуске одного листа в январе между 18 и 25 днями. Тогда как в синаксаре устава синодальной библиотеки 330) нет ни одной русской памяти, в кондакаре типографского списка имеется 24 июля память свв. Бориса и Глеба. Но в памятях он весьма сходствует с синаксарем синодального устава, кроме того, что в нем есть 12 памятей, которых нет в синаксаре синодального устава, в котором многие памяти показаны не прямо, например, чтение жития такого-то, слово похвальное такому-то и т. п. Поэтому синаксарь этого устава (Списка синодального) может считаться недостаточно определенным, например, в нем нет знаменитых святых: 22 дек. великомученицы Анастасии, 8 февр. св. великомуч. Феодора стратилата, 1 апреля Марии египетские, 9 мая пророка Исаии, 2 июня св. Никифора, патриарха Цареградского, 18 августа мучч. Флора и Лавра, 25 августа пренесения мощей св. ад. Варфоломея, которые находятся в конданаре типографского устава. Впрочем в кондакаре всего только 12 памятей излишних против синаксаря устава синодальной библиотеки. Кроме вышеозначенных трех экземпляров нам привелось видеть в библиотеках русских еще только три устава студийские: в синод. москов. библиотеке 333 устав, писанный черноризцем Иоанном в 1398 году и 905 устав XV века 167 , в библиотеке синод. типографии 1236 устав XIV-XV веков 168 . Они отличаются от древнейшего студийского устава XII в. 330) главным образом синаксарями, которые в 333 и 905 стоят пред триодным уставом, а в 330 и 1236 после него; синаксари в означенных трех уставах 333, 905 и 1236) имеют памяти на все дни года. Они весьма сходны по памятям святых со славянскими древнейшими прологами студийскими – редакциями месяцеслова императора Василия, а где не сходны с ними, там сходствуют со славянскими студийскими минеями XI века, с мстиславовым евангелием, с древнейшим уставом 330 так, что почти все содержание их объясняется из древних русских источников студийского происхождения и рождается вопрос: не составлены ли они в России по означенным и частию другим, нам неизвестным, источникам 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Муз. творчество Д. Л. Х. охватывает разные жанры. Его «песненные» версии Трисвятого (Ασματικ τρισϒια) на гласы 1-й τετρφωνος, 4-й (с определением συνοπτικν - краткое), λϒετος, 1-й плагальный, 2-й плагальный (συνοπτικν), βαρς в рукописях прилагаются к мелодическим вариантам Великого славословия Петра Византийского, свящ. Баласиса , Йоваска Влаха , протопсалтов Великой ц. Иоанна и Даниила , митр. Нов. Патр Германа (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 120-120v, 124v - 125, 139v, 141v - 141b, 143-143v, 147-147v, 154-154v, 161, 170v, 176-176v; Ath. Xeropot. 305. Fol. 143v). Д. Л. Х. принадлежат распевы Великого славословия на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 167-169, 186v - 189). В надписаниях нек-рых песнопений Д. Л. Х. указано, что они составлены согласно обычаю Смирнской церкви: это заупокойные «краткие» непорочны (Αμωμος συνοπτικς) - 3 статии на 2-й, 1-й плагальный, 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 400v - 402v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 433v - 435; 305. Fol. 114v, кон. XVIII - нач. XIX в.) и стихи «Величит душа моя... Честнейшую» на 1-й глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 165-166; 305. Fol. 119v). В подражание к-польским протопсалтам Иоанну и Даниилу Д. Л. Х. составил калофонические обработки икосов Акафиста Пресв. Богородице: «Сила Вышняго» на 4-й и 4-й плагальный гласы, «Бурю внутрь имея» на 4-й глас и припев «Радуйся, Невесто Неневестная» (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 35-35v, 341v - 345, 362-364v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 351, 353; 305. Fol. 289v - 290v, 291-292v). Д. Л. Х. принадлежат 3 матимы: троичные стихи «Слава Тебе, в Троице воспеваемый» (ξα σοι, ν τριδι μνομενος) и «Моления рабов Твоих» (Τς δεσεις τν δολων σο) 1-го плагального гласа к полиелею «Слово благо» (Λϒον ϒαθν) Петра Византийского (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 84v - 85), богородичен «Красоте девства Твоего» 3-го гласа (Athen. O. et M. Merlier. Fol. 331-333; Ath. Xeropot. 305. Fol. 282v - 283), а также калофонический ирмос «Обстояния и скорби» (Περιστσεις κα θλψεις) на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 371v - 372; 305. Fol. 305v - 307).

http://pravenc.ru/text/178215.html

Смирнов Александр Васильевич (16.11.1857–?) – протоиерей, доктор богословия, духовный писатель. Депутат IV Гос. Думы от Казанской губ., окт., секретарь церковной комиссии. Окончил Казанскую духовную академию. Профессор богословия Казанского университета. – 346 Смирнов Димитрий – старообрядческий священник. – 44 Соколов 1-й Александр Серапионович (1840–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Ярославской губ., умер.-прав., нац. Окончил Ярославскую духовную семинарию, был назначен преподавателем Яранского духовного училища. В 1865 г. рукоположен во иерея. С 1880 г. священник с. Воскресенского Поречья Угличского уезда Ярославской губ. 6 лет преподавал в церковно-приходской школе. Устроил в своем селе 2 церковно-приходские и 1 земскую школы. В 1900 г. в честь 35-летия церковного служения награжден золотым крестом с украшениями. Преподавал в духовном училище. – 320, 324 Соколов 2-й Василий Семенович (1845–08.01.1912) – присяжный поверенный. Депутат III Гос. Думы от Костромской губ., прогр., товарищ секретаря III Думы. Окончил в 1871 г. юридический факультет Московского университета и занялся адвокатурой. 25 лет состоял уездным и губернским гласным. Председатель костромского уездного земства. – 330 Соколов 3-й Иван Иасоннович (1880–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Казанской губ., прогр., товарищ председателя Думы. Окончил в 1901 г. Казанскую духовную семинарию. Священник с. Александрова Ядринского уезда. – 320, 321, 330 Соловьев Владимир Сергеевич (16.01.1853–30.07.1900) – философ-идеалист, богослов, поэт. В 1877–1881 гг. читал лекции в Московском университете. – 29 Соловьевич Стефан Иосифович (1865–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., нац. Окончил Минскую духовную семинарию, был псаломщиком и надзирателем Минского духовного училища. До избрания в Думу священник Городищенской церкви Новоградского уезда Минской губ. Благочинный. – 320, 323, 330 Солуха Виктор Дмитриевич (1870–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Киевской губ., окт., прогр., бесп. Окончил Киевскую духовную семинарию в 1882 г., до 1894 г. был одновременно учителем, законоучителем и псаломщиком. В 1894 г. был рукоположен во иерея и до избрания в Думу священствовал в с. Македоне Киевской губ. Миссионер, духовный депутат при производстве следствия и помощник благочиннного. – 321, 330

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Алексия, обнимающего дни от 11 Июня до 17 Августа. Лисицин. Перв. сл.-р. Тип., стр. 201 и 297–298 примеч.). Устав 905 указывает в этот день (л. 45 об. и 46) празднование освящения Успенского храма Алексеевского монастыря – обновления (γκανια), праздника, соответствующего ныне храмовому (с прот. Лисицина, стр. 106–110), и именно в силу этого назначает для чтения слово Григория Богослова об обновлении (γκανια τιμσϑαι). Устав 330 отменяет этот чисто местный праздник Алексеевского монастыря, опуская всё, относящееся к этому празднику, кроме чтения. Последнее сохранено, всего вероятнее, по непониманию его отношения к исключаемому празднованию; но, как бы то ни было, сохранившееся замечание о чтении свидетельствует, что Устав 905 в изложении службы 14 Августа точнее, полнее передаёт первоначальный текст Алексеевского Устава, чем 330 (а следовательно, копирован независимо от 330). Это обстоятельство даёт достаточное основание полагать, что и в аналогичном случае 23 июня в отношении другого праздника обновления – обновления притвора храма Предтечи – молчание Устава 330 есть плод намеренного, изобличаемого, однако Уставом, 905, отступления от оригинала Алексеевского Устава. 1358 Слов Андрея Критского на Успение (ες τν κομησιν τς περαγας Δεσποενης μν Θεοτκου) известно три:   1. «σοι τ σεπτν τοτο τς Θεοτκου». Migne, p. Gr., t. XCVII, col. 1045–1072. Слав. перев., например, в «Соборнике» Волокол. библ. Москов. Дух. Акад. 132 (иером. Иосифа «Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской Дух. Академии», стр. 98) л. 283: «Елико же вас Богородична сего честного»...   2. Μυστον παροσα πανγυρις. Migne, ibid. col. 1072–1089. Слав. перев. в той же рук. Москов. Акад. л. 148: «Таинство настоящее и торжество»...   3. Kaλε πλιν μς... Migne, ibid., col. 1080–1109. Слав. перев. в том же «Соборнике», л. 265: «съзывает паки нас». В Евергегидском Типиконе указано второе из этих слов (Дмитриевский, Τυπικ, стр. 488). 1359 Слова с таким началом и именем Андрея не известно ни в греческих, ни в славянских рукописях (отмеченных в печатных «Описаниях» их).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но случилось так, что книга окончательно явилась в свет только через несколько лет. Выдача же премии оттянулась на неопределенное время. Вот что именно произошло: прежде печатания митр. Филарет потребовал к себе рукопись на просмотр. Просмотр этот кончился не в пользу автора. Митрополит остался недоволен некоторыми отдельными выражениями, наприм. по поводу фразы историка Руднева: «русская церковь богата раскольниками», он сделал отметку: «неприличная насмешка»; а замену автором употребительного тогда выражения: «греко-российская церковь » другим, имевшим. менее прав гражданства, именно выражением: «греко-русская церковь» критик святитель признал «угодничеством некоторым журналистам» и т. д. в том же роде. Историку Рудневу приказано было снова пересмотреть сочинение, и затем отдать его в духовную цензуру. Так и было сделано. Затем Академия переправила сочинение в типографию для печатания. Но митрополит, узнав об этом, потребовал к себе вторично сочинение: оно было представлено ему часть в печатных листах, часть в рукописи. Рассмотрев его, Филарет опять остался недо- волен и печатными листами, и рукописью. Он предписал Академии тщательно исправить сочинение, а потом печатать. Академия в точности исполнила волю московского иерарха. Исполнив эту волю, Академия легко вздохнула – и думала, что дело наконец окончилось. Но не тут-то было. В сущности, оно только что еще началось. Ознакомившись с печатным экземпляром книги Руднева, Филарет нашел в ней новые недостатки. Академии митрополит сделал выговор и прислал на имя академической конференции (т. е. совета) резолюцию следующего содержания: «1) Сочинение о ересях и расколах рассмотреть вновь (это после напечатания-то!) и представить ему с мнением; 2) обратить внимание на цензора книги – годен ли он к своей должности 1024 ; 3) немедленно взять книгу на хранение и строгий присмотр конференции, чтобы она отнюдь не была распространяема». Можно подумать, что митр. Филарет открыл в книге и невесть какие ереси? Ничуть не бывало. Он, наприм., оказался недоволен следующей фразой: «с века единая соборная и апостольская церковь разделилась на церковь восточную и западную».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Детей надо занимать чем-то полезным и интересным: рукоделием, помощью в приготовлении пищи, несложными покупками, домашними обязанностями, общением и прогулками с младшими братьями и сёстрами, уходом за домашними животными, прогулками со взрослыми на природе, посещением концертов классической музыки, ознакомлением с поэзией, чтением книг, активными играми. Кроме того, нужно сводить к минимуму просмотр телевизора и контролировать телепрограммы, просматривать преимущественно научно-популярные программы по истории, искусству, естествознанию. Верующие могут смотреть специальные религиозные программы. Для этого нужно предварительно просматривать программу телепередач и намечать необходимые В семьях верующих больше возможностей ограничить просмотр телевизора. В таких семьях время можно посвятить чтению Священного Писания, святых отцов, другой религиозной литературы. Если же страсть телемании уже глубоко пустила корни, или прочно поддерживается какими-то весомыми причинами, то необходима помощь врача- специалиста: психолога, психотерапевта, нарколога, психиатра. Чтобы победить психологическую зависимость, необходимо проводить работу с её причинами. Очень часто эти причины неосознанные, это могут быть проблемы личностного роста, проблемы отношений с противоположным полом, семейные конфликты, конфликты на работе. Врач должен информировать пациента и его родственников о проблеме телемании, заппинга как клинической форме зависимых состояний. Задача врача состоит также в том, чтобы психотерапевтическими методами вызвать у пациента признание собственных проблем телезависимости, побудить, мотивировать к избавлению от телемании, и психокоррекцией исправить зависимые формы поведения. Не исключается психокоррекция нарушенных семейных и социальных отношений. Врач может назначить лекарственную терапию. В период выраженного синдрома лишения врач может прибегнуть к непродолжительной терапии антидепрессантами, анксиолитиками, корректорами расстройств сна. Психотерапия и лекарственная терапия не исключают волевой отказ от телевизора или ограничение просмотра его до Если человек верующий, то, безусловно, существенную поддержку ему может оказать Церковь , опытный священник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как говорил духоносный отец Николай Гурьянов, «Русь не умирала». У нас проводятся классные часы с использованием материала под названием «Скверна» (Из Памятки русскому человеку) Союза православных педагогов Тверской области, «Дар слова», «Скверные привычки», «Сила слова, или Яд сквернословия», «Культура внешняя и культура внутренняя», «Чем опасна ненормативная лексика», «Поговорим о воспитанности», «Грех сквернословия», «О «чёрных» словах и жаргонизмах», «О вреде сквернословия», «Слово человека – энергия жизни», «Молодёжный сленг. Как быть?», «Чистый ручеёк нашей речи», «Сквернословие и здоровье». Просмотр и обсуждение видеороликов «Мат – это яд», «Мат поражает физическое, разрушает духовное». Проводятся анкетирования учащихся и родителей, просмотр учащимися начальных классов и дошкольниками мультфильмов православной, патриотической тематики «Лебеди русской Непрядвы», «Детство Ратибора», «Пересвет и Ослябя», «Волшебное слово», «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение с дошкольниками басни С. Михалкова «Зеркало», разучивание мирилок, проведение занятий «Говорим правильно», «Дразнить и обижать», «О правилах хорошего тона», «Правила поведения для воспитанных детей», беседы с использованием мультимедийной презентации «Поговорим о доброте». В классах наших школ и группах детских садов можно увидеть икону Иисуса Христа, икону Пресвятой Богородицы, икону святого апостола Андрея Первозванного, Казанскую икону Божьей матери, Владимирскую икону Божией матери и другие православные иконы и репродукции икон. Сегодня всё больше в наших школах и детских садах используется практика организации во внеклассное время бесед учащихся и родителей со священнослужителями Русской Православной Церкви. Если говорить об эффективности работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей и молодёжи, то нужно сказать о следующем. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи стала более целенаправленной и системной, что, безусловно, оказывает положительное влияние на достижение планируемых результатов. Увеличилось количество детей, участвующих в мероприятиях духовно-нравственной направленности, количество реализованных социальных проектов. Организовано взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Но главное – это приобщение детей к историко-культурному и духовному наследию России, повышение уровня духовно-нравственной культуры детей, что способствует снижению социальной напряжённости в обществе, формированию единства русской нации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/02/es...

Самый отрицательный персонаж фильма, на мой взгляд, - адвокат (или правильнее сказать - адвокаты, не зря они на одно лицо, точнее - затылок). Вот уж у кого на самом деле веры в Бога нет, сам не раз это подчёркивает в диалогах, мол, верю в факты, и точка. Он предаёт Николая, пользуется Лилей, пытается " нажиться " на грехах мера. А в конце фильма, " успокаивая " Николая, уверяет, что о сыне позаботится государство, то самое, которое так честно и " красиво " отражено в фильме... Ксения 16 февраля 2015, 16:18 Простите мне мой комментарий, очень уважаю о.Андрея. Спокойно отношусь к любому мнению, высказанному о любом произведении. " Прочтение " (в данном случае - просмотр) - это новое творчество. Когда смысл, заложенный в творение автором, " раскодируется " читателем/зрителем, то последний неминуемо рождает новый смысл, которого изначально у автора могло и не быть. Не знаю, что задумал Андрей Звягинцев,снимая фильм. К сожалению, не читала его комментариев по поводу картины. Возможно, гордый ум создателя не считает нужным оправдываться или защищаться (а именно в такую позицию виновного поставило режиссёра всеобщее неодобрение). Вот только я увидела в этом кино нечто отличающееся от общих оценок. Соглашусь с большинством, что образы священнослужителей ходульны. Но разве нет среди священства (прости меня, Господи) грешников? Что - сплошь святые? Но ведь два священника - иерей, искажающий историю Иова, несущий мешком хлеб насущный, которого больше свиньи заслуживают, чем люди, потому что, по словам ещё одной героини, " людей в округе нет " , и архиерей, покрывающий мера-беспредельщика, - это ещё не вся Церковь! Бог поругаем не бывает! Людмила 16 февраля 2015, 16:14 Фильм смотрела с ощущение омерзительной брезгливости только для того, чтобы быть в теме. Думаю, что даже мне, человеку немолодому и весьма видавшему всякое в жизни, этот просмотр был вреден. " Депрессивный фильм с антибиблейскими смыслами и суицидальным послевкусием " . Очень метко подмечено!!! Печально другое. Я недавно разговаривала с одним молодым человеком об этом фильме.

http://pravoslavie.ru/77282.html

-- Известны вам, Наталья Александровна, такие приходы, где организуются молодежные встречи, можно их перечислить? -- Это Николо-Кузнецкий храм, храм Царевича Димитрия. -- Можно я добавлю. Оптинское подворье… -- На Крутицком подворье, по-моему, происходят такие встречи… -- Наверное, в Даниловом монастыре, там есть целый центр, который занимается молодежью по благословению Патриарха, Патриарший центр. По-моему, на подворье Троице-Сергиевой лавры тоже проводятся молодежные встречи. Наталья Александровна, а как эти встречи проходят? Удается ли организовать общение между людьми? Ведь, наверное, молодым людям важно не просто прослушать какую-то лекцию или посмотреть какой-то фильм, послушать концерт, а важно пообщаться, познакомиться друг с другом. -- В нашем приходе такие встречи обычно заканчиваются чаепитием и совместным обсуждением темы. А самое главное -- мы стараемся выбирать интересного собеседника. --Вы можете рассказать о самых интересных встречах? -- Для меня самыми интересными были встречи с отцом Сергием Правдолюбовым, который рассказывал о своей семье, и с отцом Владимиром Воробьевым… Отец Сергий рассказывал о святых в своей семье. Да и мы к этой встрече готовились старательно. Мы знали, о чем будет рассказывать о.Сергий и неожиданно для него подготовили слайд-материалы с фотографиями его родственников. Когда он начал рассказывать, на экране появились фотографии его родных. Это было очень неожиданно для него, очень оживило встречу и помогло людям лучше воспринимать такую духовную информацию. После этого слайд-фильмы стали очень модны в нашем приходе, и сейчас эта деятельность постоянно расширяется. Отец Владимиром тоже приезжал со слайд-материалами. Он и сам интересная личность, да еще рассказывал об отце Всеволоде Шпиллере. Еще была очень большая встреча с режиссером фильма «Возвращение» Андреем Звягинцевым. Был просмотр фильма, а потом разговор с режиссером. -- И часто у вас бывают такие просмотры? -- Это был один такой просмотр. Он вызвал очень большой резонанс, режиссера буквально завалили вопросами, встреча после фильма продолжалась около полутора-двух часов, разошлись уже ближе к ночи.

http://radonezh.ru/analytics/flaery-posl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010