Он даже не подрывал здесь устоев жизни, не губил эти народы развратом и нравственным растлением… но он отгородил их гордынею, злобою и страхом подозрительности от всего христианского и долго соблюдал их в таком положении» [КБ 1909, вып. 13–14, с. 4]. Проблема соотношения культур Китая и Запада привлекала пристальное внимание православных миссионеров начала XX в. К примеру, в журнале «Китайский благовестник» был напечатан перевод статьи «Возрождение Азии» некоего Р.Брода, опубликованной ранее в «Le Journal de Pkin». Западным автором была поднята серьезная и до сих пор актуальная проблема – «способны ли народы Азии только к усвоению западной культуры или же они будут в состоянии сделать новые и драгоценные вклады в нашу цивилизацию, или лучше – в будущую синкретическую и мировую цивилизацию?» [КБ 1914, вып. 7–8, с. 11]. Брод заявил, что в экономической, социальной и политической областях народы Азии еще долго будут учениками стран Запада, но в области морали и философии Западу нужно учиться у Конфуция, ибо духовные силы азиатских народов обогатят Запад. В итоге «умозрения Востока соединятся с умозрениями Запада», а из этого соединения произойдут новые ценности, плодотворные для нашего искания истины. Православный ответ на эту публикацию дал «И Х.» (предположительно игумен Христофор из Успенского мужского монастыря в Пекине), выразивший несогласие с принижением роли христианской культуры. «Только тогда, когда Китай примет христианство и положит в основу своей жизни христианские начала, начнется действительное возрождение Китая. Постепенно китайская культура, сохраняя свои индивидуальные особенности, будет проникаться Духом Христовым и принимать внешние формы, отвечающие требованиям учения Христова», стремление же Китая заимствовать лишь внешние достижения навсегда закрепит его отставание от Запада. Примечательна мысль о том, что конфуцианство как закон естественной земной жизни и христианство как закон высшей духовной жизни могут быть гармонизированы. «Конфуцианство может быть согласовано с нравственными началами естественной жизни Запада и составить общечеловеческое основание, на котором должен созидаться храм Божий – Царствие Небесное» [там же, с. 19]. Священник сделал обращенный в будущее вывод о том, что, «если Китай возродится духовно, он может создать своеобразную духовную культуру; тогда, может быть, и Западу будет чему научиться у него».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

69 .          Христово уничижение и наше спасение: библейско-экзегетический анализ Филип. 2:5–11 //ПМ, 1930, 2, с. 86–101. То же: София, 1929. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 70 .          Христос и Ангелы: экзегетический анализ Евр. 1:6–14 . Пг., 1915, 43 с. Из: ХЧ, 1915. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 71 .          Экзаменский конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний студентов СПбДА: •      TOC o «1–5» h z в 1895 году. СПб., 1895,6 с.; •      в 1896 году. СПб., 1896,5 с.; •      в 1898 году. СПб., 1898,5 с. 72 .          Эллинская образованность апостола Павла//ХЧ, 1906, март-июль;1907, февр.-март. II.            Исторические, биографические и церковно-публицистические сочинения 73 .          Академик Борис Александрович Тураев как христианский учитель и ученый//Рус. Мысль, 1923, кн. 9–12, с. 387–398. То же//Воскрес. чтение (Варшава), 1929, 11, с. 169–173, 185–187. 74 .  Академик Е. Е. Голубинский . Рукопись. РНБ, ф. 194. Эл. текст: http://www.golubinski.ru/golubinski/glubokoeg.htm 75 .  Архиепископ Орловский Смарагд (Крыжановский) и алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев): два письма первого ко второму//ХЧ, 1913, янв., с. 118–125. 76 .          Архиепископ Рязанский Смарагд как педагог и проповедник//ХЧ, 1914, июнь, с. 689–754. 77 .          Архиепископ Смарагд в своих административных отношениях, иерархическом правлении и личной жизни//ХЧ, 1914, февр, с. 158–174, 299–327. 78 .          Бакалавры С.-Петербургской Духовной Академии: иеромонах Серафим Азбукин и иеромонах Мартирий Горбачевич. СПб., 1909, 29 с. Отт. из: ХЧ, 1909. 79 .          «Война и мир» в Финляндской Православной Церкви. София, 1929, 16 с. 80 .          Возрождение папства и его настоящее положение по сравнению с прошлым. Воронеж, 1891, 47 с. Из: Воронежские епархиальные ведомости,1891. 81 .          Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина//ХЧ, 1913, февр., с. 175191; март, с. 310–324; апр, с. 526–540.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На базе бывшего Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. Она просуществовала три года. В ноябре 1951 года трудовая коммуна в Сарове была закрыта. После детской колонии силами НКВД в поселке организуется исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. Силами заключенных была запущена деревообрабатывающая фабрика, на которой изготавливали кузова для горьковских автомобилей. Как и монастырь, колония жила в автономном режиме. Позже в поселке был построен специальный цех для производства коньков и санок. В ноябре 1958 года исправительную колонию ликвидировали. Во время войны завод значительно расширился за счет станков эвакуированных предприятий, здесь были построены поточные линии по производству снарядов. В конце 1942 года на заводе началась подготовка к выпуску новой продукции – комплектов деталей к снарядам Ml 5 для реактивных минометов «Катюша». В 1946 году Саров избирается Ю. Б. Харитоном и И. В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После 1946 года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, «Населенный пункт КБ-11», надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-500, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю. Б. Харитоном и И. В. Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать. Возрождение Саровской обители 26 сентября 1989 года Саров посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай. Он отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму в дальней пустыньке. А в 1990 году в Сарове был организован первый православный приход. 2 августа 1991 года, в рамках празднования второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, город впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В апреле 1992 года, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, в Саров прибыл священник Владимир Алясов. Действующего храма в городе к тому времени не было. Из семи храмов монастыря три главных были взорваны в 1951–1955 годах. Остальные храмы перестроены: в Троицком храме с конца 40-х годов разместился театр, в Церкви Иоанна Крестителя – один из отделов ВНИИЭФ, в храме Всех Святых – магазин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Т. 6. М. – Л., 1962. Головачев В Ц Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) и его картина «Восемь благородных коней». Картина–автобиография придворного художника. – 28–я НК «ОГК». Тезисы и доклады. Ч. 2. М., 1998. Головачев ВЦ Жизнеописание Лан Шинина (Дж)зеппе Кастильоне) – придворного художника маньчжурских императоров. – 26–я НК «ОГК». Тезисы и доклады. М., 1995. Дубровская Д В Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1551–1775 гг.). М., 2000. Дубровская Д.В Первые иезуиты в Китае: Маттео Риччи – миссионер, китаевед. – 20–я НК «ОГК». Тезисы докладов. Ч. 2. М., 1989. И Н 4 [доратскии]. Исторический очерк католической пропаганды в Китае. Посвящается г. посланник) и гг. членам российской дипломатической миссии. Казань, 1885. И Н А. [доратскии]. Положение миссионерства в Китае. Казань, 1885(а). Иванов П М О христианском мировоззрении Чан Кай–ши. – 28–я НК «ОГК». Тезисы и доклады Ч 2. М., 1998. Иванов П., свящ. Православные переводы Нового Завета на китайский язык – КБ, М, 1999, 1. Иванов П М Христианство на Тайване. – Гоминьдан и Тайвань история м современность. Материалы научной конференции 23 апреля 1999 года М., 1999. Ивановский А Богослужебные книги православной Церкви на китайском языке (1885). – КБ. М., 2000, Исаева М В. Основные моменты христианского вероучения в несторианском памятнике Китая VIII в. – 12–я ЬП < «ОГК». Ч. 2. М., 1981. История Российской духовном миссии в Китае. Сб ст. под ред С.Л.Тнхвин–ского и др. М., 1997. Калюжная Η.М. Восстание ихэтуаней (1898–1901). М., 1978. Калюжная Η М Критические суждения Чжан Бинлиня о христианстве. – 24–я НК «ОГК». Тезисы докладов. Ч. 2. М., 1993. Карпини, Иоанн де Плано. История монгалов. Рубрук, Вильгельм де. Путешествие в Восточный Страны. Введение, перевод и примечания А.П Малси на. СПб., 1911. Киселева В Значение культурной адаптации для католического миссионерства в Китае. – Проблемы Дальнего Востока. 1997, JvT° 1. Киселева ВВ. История католического миссионерства в Китае. Автореферат канд. дне. М., 1996. Кожин П.М Христианство в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разрозненные группы уцелевших бойцов стали прорываться на восток, пытаясь соединиться с другими нашими частями. Добежали до находившегося неподалеку кладбища, затаились среди могил. Однако вражеские самолеты, пикируя, расстреливали беглецов практически в упор. После бомбежки немногие уцелевшие собрались вместе, снова тронулись в путь. А. С. Мечёв получил тяжелую контузию. Есть было нечего, обувь и одежда изодрались в клочья, но все это не шло ни в какое сравнение с тяготами, которые они испытали, попав в плен. Воспользовавшись случаем, А. С. Мечёв бежал из лагеря. Батрачил у крестьян на Смоленщине. Когда пришли советские войска, немедленно обратился в военкомат, но был арестован как неблагонадежный. В начале 1944 года получил десять лет заключения в лагерях уже советских. Срок отбывал на тяжелейших работах под Соликамском, а затем за полгода до освобождения каким-то чудом был переведен в закрытое конструкторское бюро в Подмосковье. После смерти Сталина это КБ переехало в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область. Алексею Сергеевичу очень много дала работа в заключении с талантливыми инженерами. Они опекали его и по-человечески, и в научном плане. Все свободное время он проводил за штудированием программы технического вуза. После возвращения из лагеря в 1954 году Алексей Сергеевич не смог прописаться в Москве, не приняли его и в Политехнический институт, хотя он сдал все экзамены на «отлично». Тогда по совету своих лагерных друзей он уехал на Украину и устроился на работу в ОКБ при заводе «Пожспецмашина» в поселке Ладан Прилукского района Черниговской области (позднее КБ перевели в Прилуки, и уже до конца жизни А. С. Мечёв оставался в этом городе). Здесь же на заводе он встретил свою будущую жену – Екатерину Моисеевну Виштак. Венчал их в подмосковном Акулове отец Сергий Орлов (в тайном постриге – иеромонах Серафим). В семье родились две дочери – Елена (с отличием окончила Московский авиационнотехнологический институт, проживает в Канаде) и Ирина (по образованию фармацевт, окончила Первый Московский медицинский институт, живет в Москве, прихожанка храма Святителя Николая в Клённиках).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Я знаю только один акафист Державной иконе Божией Матери, напечатанный в апреле 1917 года 822 . Посылаю Вам на просмотр и для исправления мой небольшой первичный опыт «Синодик рус[ских] святителей». Есть в нем (нечаянные) досадные пропуски (еп[ископ] Мелетий, апостол Якутии, 2 смоленских митрополита: Сильвестр II и III, митр[ополит] Дорофей Смолен[ский] и архиепископ Чернигов[ский] Варлаам). К зиме надеюсь составить полный синодик и перешлю Вам на просмотр. Простите меня за беспокойство, какое причиняю Вам. Любящий Вас искренно А[рхиепископ] М[ануил]. Д. 34. Л. 116–117. Подлинник. Автограф. 20. 26 декабря 1958 г. Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ ВЛАДЫКА АФАНАСИЙ. Приветствую Вас, дорогой Святитель, с наступившим гражданским Новолетием и Великими праздниками Рождества Христова и Богоявления. Примите от меня сердечное пожелание здоровья и всяческого благоденствия во всех делах и трудах Ваших на благо Церкви нашей и горячо любимой Родины. С глубоким уважением и братской любовью остаюсь богомольцем Вашим Мануил, Архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Декабря 26-го дня 1958 года. Д. 37. Л. 93. Подлинник. Машинопись. 21. 2 апреля 1959 г. Дорогой Владыка Афанасий! Недели полторы тому назад одна старушка дала мне на просмотр акафист рукописи «Семистрельной». В нем оказалось много ошибок, которые один почтенный протоиерей, о. Борис, выправил основные погрешности 823 . Мы перепечатали, и первый экз[емпляр] шлю на Ваше высокопросвещенное внимание. Все, что Вы посчитаете нужным исправить, или заменить, или исключить, делайте во славу Бога. Я верю Вашему опыту, Вашему знанию ц[ерковно]-слав[янского] языка, поэтому и обращаюсь к Вам с этою просьбою. После Пасхи закончу «Архиерейский Месяцеслов». И конечно, первый экз[емпляр] отошлю Вам для проверки, еще пополняется, проверяется «Синодик архиереев подвижников российских». Что касается «Чина архиерейского отпевания», то в данный момент решил с ним обождать, но дела этого не бросил. Рад был читать в «ЖМП» и слышать о Ваших службах у преподобного Сергия. Простите меня за беспокойство. Ваш искренний доброжелатель и недостойный богомолец и брат во Христе убогий А[рхиепископ] М[ануил].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

237 Migne. P. Gr. t. L, col. 597. ‘Εγκμιον ες τν ν γοις πατρα μν ‘Ευ­στθιον ρχιεπσκοπον ’Αντιχεας τς μεγλης. «Σοφς τις νρ»... Творения. III. II, стр. 642–650. 238 Migne. P. Gr. t. XXXV, col. 912. Ες τος Μακκαβαους. «Τ δε ο Maxκαβαοι»... Творения. Ч. II, стр. 58–71. 239 Migne. P. Gr. t. XCVII, col. 932–958. ‘Ανδρου ριεπ. Κρτης... λγος ες τν μεταμρφιασιν το Κυρου μν Χριστο «Οσοι τ κενσι το Λγου». 240 Слово толкования Златоуста на евангельское повествование о преображении. Migne, p. Gr., t. LVIII, col. 549. Творения, ч. VII. 241 Т. e слово Григория Богослова на Антипасху «’Εγκανια τιμθατ»... На­личность этого слова в службе 14 августа – дня предпразднества Успения – являлась бы в Уставе 330 необъяснимой загадкой, если бы не разрешало параллельное указание на тот же день Устава 905 (а равно и Курского фрагмента Устава патр. Алексия, обнимающего дни от 11 Июня до 17 Августа. Лисицин, Перв. сл.-р. Тип., стр. 201 и 297–8 примеч.). Устав 905 указывает в этот день (л. 45 об. и 46) празднование освящения Успенского храма Алексеевского монастыря – обновления (γκανι), праздника, соответствующего ныне храмовому (с прот. Лисицина, стр. 106–110), и именно в силу этого назначает для чтения слово Григория Богослова об обновлении (γκανια τιμσθαι). Устав 330 отменяет этот чисто местный праздник Алексеевского монастыря, опуская все относящееся к этому празднику, кроме чтения. Последнее сохранено, всего вероятнее, по непониманию его отношения к исключаемому празднованию; но, как бы то ни было, сохранившееся замечание о чтении свидетельствует, что Устав 905 в изложении службы 14 Августа точнее, полнее передает первоначальный текст Алексеевского Устава, чем 330 (а следовательно копирован неза­висимо от 330). Это обстоятельство дает достаточное основание полагать, что и в аналогичном случае 23 июня в отношении другого праздника обновления – обновления притвора храма Предтечи – молчание Устава 330 есть плод намеренного, изобличаемого, однако Уставом, 905, отступления от оригинала Алексеевского Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Достигший большего, тот, кто смирен, полностью предается воле Божьей, отсекая собственную волю (см. с. 452)·. Наконец, «душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога...» (с. 361) и всегда воздает Ему хвалу (см. с. 372), ибо быть смиренным – значит признавать, что ты – ничто, а Бог – все и что именно Ему ты обязан всем – и тем, что ты есть, и тем, что ты имеешь. 5. Духовные плоды смирения Смирение – необходимое условие спасения (см. с. 330). Во-первых, «человек... смирился пред Богом – и Господь милостиво прощает ему все...» (с. 406). Посредством смирения человек приобретает или обретает вновь и хранит благодать Божью (см. с. 406, 453, 459, 503). «...Господь смиренным дает благодать Свою» (с. 328). «Если хочешь ощутимо иметь благодать Святого Духа, то смиряй себя, как Святые Отцы» (с. 458). Смирение позволяет человеку победить грех (см. с. 406). Оно дает ему силу торжествовать над своими духовными врагами, над бесами (см. сс. 324, 330, 433, 458, 465–466), и отдаляет их от него (см. с. 434), тогда как гордыня уподобляла его им и заставляла его их опасаться (см. с. 330). Ибо они боятся смирения (см. с. 503). «Кто смирил себя, тот победил врагов» (с. 330, 434). В духовной брани «“припасы” – это наше смирение» (с. 353). Таким образом, война против бесов трудна для гордых, «смиренным же легко» (с. 353). Смирение позволяет на всех уровнях духовной жизни расстраивать козни бесов. «Если душа возлюбит смирение, то все сети наших врагов порваны и все крепости их взяты» (с. 353). Оно охраняет человека, в частности, от опасного духовного заблуждения (прелести) и от ложных видений, которые, напротив, поощряются гордыней (см. с. 439–442). Смирение уничтожает недуги и страдания, которые человек терпит из-за гордости (см. с. 324–325). Оно подавляет и духовные страдания, которые человек испытывает, отчаиваясь в собственном спасении. «...Как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена» (с. 315). «...Скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня» (с. 331).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Им также созданы песнопения для литургии Преждеосвященных Даров: «Да исправится» на 2-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 327v - «краткое» и еще одно «кратчайшее» (συνοπτικτερον); Ath. Xeropot. 305. Fol. 270; Ath. Paul. 132. Fol. 765), цикл «кратких» «Ныне силы небесныя» по гласам и отдельно на гласы 1-й τετρφωνος, 4-й и 4-й плагальный (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 283v - 285; Ath. Xeropot. 330. Fol. 328v, 329; 305. Fol. 272; Ath. Doch. 341. Fol. 347, 1822 г.), «Вкусите и видите» на 4-й и 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 286v - 287v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 331, 381-381v; 305. Fol. 273v, 275; Ath. Doch. 341. Fol. 348). Д. Л. Х. также делал обработки распевов др. мелургов: причастна преподобным женам «Терпя потерпех» на 4-й глас Петра Пелопоннесского (Ath. Xeropot. 330. Fol. 326v), калофонического ирмоса вмч. Георгию «Звезда воссияла» (Αστρον νατταλκε) на 4-й глас протопсалтов Иоанна и Даниила (Ath. Xeropot. Fol. 376v; 305. Fol. 309v - 310), перевел в аналитическую нотацию аллилуиарий Великого понедельника на 4-й плагальный глас Петра Пелопоннесского (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 35v - 36). Сохранилась обширная переписка Д. Л. Х. с ученым А. Кораисом. Лит.: Στθης Π. Γ. Ο φλος το Κορα . Λτος κα τ μουσικ χειρϒραφα το//Ερανιστς. Αθναι, 1973. Ετος 3. Τεχος 59. Σ. 157-190; idem. Η δεκαπεντασλλαβος μνοϒραφα ν τ βυζαντιν μελοποι. Αθναι, 1977. Σ. 121-122. (Ιδρυμα Βυζαντινς Μουσικολοϒας - Μελται; 1); idem. Χειρϒραφα; Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 202-206, 334-335; idem. Χειρϒραφα κκλησιαστικς μουσικς, 1453-1820: Συμβολ στν ρευνα το νου Ελληνισμο. Αθναι, 1980. Σ. 50, 97, 279-280; Καραϒκονης Κ. Χ. Η παρδοση κα ξϒηση το μλους τν χερουβικν τς βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003. Σ. 535-544; Χαλδαικης Α. Ο πολυελος στν βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003. Σ. 456-457; Κρητικο Θ. Ο Ακθιστος Υμνος στν βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2004. Σ. 206-208; Αναστασου Γ. Α. Τ Κρατματα στν Ψαλτικ Τχνη. Αθναι, 2005. Σ. 378-379.

http://pravenc.ru/text/178215.html

Дир, князь-варяг 9, 34 Дмитриевский А., проф. 318 Доброклонский А. П., проф. 5 Добролюбов А., прот. 410, 411 Добронравов Викторин, свящ. 434 Добрынин Никита, протопоп 203 Добрыня, князь 10, 13 Довмонт-Тимофей, князь 88, 135 Долганов Ефрем, прот. 401 Долгорукий С., князь 356 Долгорукий Юрий, князь 36, 93, 95 Долгоруков В. А., князь 399 Домна Карповна (Слепченко), старица 337 Дорошенко, гетман 257 Досифей, патриарх 59, 228, 230, 258, 259, 261 Досифей, архиеп. 373 Досифей, епископ 262 Досифей, затворник 330 Досифея (княжна Августа Тараканова) 330 Древинский Лаврентий 243, 245 Дубнянский Феодор, прот. 272 Ева, княжна, 138 Евгений,папа 59 Евгений Болоховитинов, митроп. 4, 277, 278, 279, 315, 318, 323, 349 Евгений Казанцев, архиеп. 366 Евгений, архиеп. 433, 434, 435, 438, 439 Евдоким Мещерский, архиеп. 417, 419 Евдокия Лопухина , царица 262 Евдокия (Евфросиния), княгиня 129 Евдокия, княгиня 93, 129 Евлогий Георгиевский,митроп.453, 454, 468, 469, 477, 478, 479, 480, 481, 482, 484, 486 Евлогий, митроп. 381, 382 Евлогий, епископ 476 Евсевий, митроп. 477 Евстафий, муч. 52, 88, 136, 292, 403 Евстафий, сингел 72 Евфимий, патриарх 56 Евфимий Беликов, епископ 281 Евфимий Зигабен 494 Евфимий Офиеш, епископ 468, 485 Евфимий Суздальский, преп. 106, 121 Евфимий, архиеп. 63 Евфимий, еп. 21, 58 Евфимий II, еп. 94 Евфимий, инок 226, 227, 228, 232 Евфимия Попова, старица 337 Евфросии, еп. 21 Евфросин Псковский, преп. 107 Евфросин Синозерский, преп. 175 Евфросин, преп. 195, 291 Евфросиния Полоцкая, преп. 96, 98, 117, 127, 293, 325 Евфросиния (Феодосия), княгиня 129 Екатерина, велмуч. 293 Екатерина I, Императрица 268 Екатерина II, Императрица 273, 274, 275, 293, 296, 301, 303, 305, 307, 324, 325, 328, 329, 330, 333, 334, 338, 339, 348, 354, 357, 358, 361, 365, 370, 371, 372, 373, 409 Елагин Н. 412 Елевферий Богоявленский, митроп. 453,468 Елена, дочь Uoahha III 141, 142,145 Елена, княгиня 72 Елисавета Петровна,Императрица 271, 272, 273, 293, 295, 296, 301, 302, 313, 320, 324, 325, 328, 329, 330, 332, 338, 353, 356, 365, 371

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010