небольшой бородой, в шапке, что может указывать на связь с позднесредневек. произведениями московской традиции) изображается на старообрядческих иконах (выговский образ кон. XVIII в. «Ангел-хранитель, Михаил Тверской и мц. Татиана» из поморской Долговой моленной в С.-Петербурге (ГРМ; Святые земли Русской. СПб., 2010. Кат. 194); фигура на полях сызранской иконы 2-й пол. XIX в. «Прп. Мария Египетская, со сценами жития» (собрание В. М. Федотова; Коллекция иконописи В. Федотова. 2013. Кн. 1. Кат. 107)). Образ М. Я. как одного из почитаемых рус. князей входит в состав многофигурных композиций работы старообрядческих мастеров кон. XVIII - нач. XIX в. (невьянский складень «Воскресение, праздники и святые», ГРМ; Святые земли Русской. СПб., 2010. Кат. 306). Вместе с др. князьями он включен в композицию «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанную в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и довольно широко распространившуюся среди старообрядцев-беспоповцев ( Платонов В. Г. Об одном сюжете старообрядческой поморской иконописи (образ Всех Святых Российских чудотворцев)//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Юхименко Е. М. Агиологические разыскания выговских старообрядцев и образ всех святых Российских чудотворцев//XIV науч. чт. пам. И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2010. С. 152-167; Она же. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 329-344). На таких иконах (сохр. по 2 иконы в собраниях ГРМ и ГТГ, по одной - в ГИМ и МИИРК, образ в собрании Г. В. Лепса, 2 - в зарубежных частных собраниях) М. Я. представлен в верхней части композиции в составе группы рус. князей, над кн. равноап. Владимиром, рядом с кн. Феодором Ярославским (см. икону 1814 г. письма Петра Тимофеева и др. памятники в изданиях: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 229. С. 459; Святые земли Русской.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

четв. XV в. Восточнослав. печатные издания Апостола сопровождаются гравюрой ап. Луки с московского 1564 г. В укр. изданиях XVII в., начиная с львовского издания М. Слёзки 1639 г., помещалось значительное число гравюр, выполненных под влиянием западноевроп. иконографии (32 гравюры работы киево-печерского мон. Илии). Иллюстрированное Откровение ап. Иоанна (Апокалипсис) в визант. искусстве появляется поздно и имеет небольшое число миниатюр (Paris. Vod. gr. 239, 1422 г.; Б-ка Чикагского ун-та - поствизант. рукопись XVI в.). В западноевроп. искусстве Апокалипсис, напротив, является одной из наиболее часто иллюстрируемых рукописных книг: Апокалипсис с толкованиями Беата Лиебанского с подробными иллюстрациями в тексте (Нью-Йорк, б-ка Пирпонта Моргана. 644, 950 г.; Жерона (Испания), ризница собора, ок. 975 г.; Мадрид, Национальная б-ка. В 31а, ок. 1047 г.; Эль-Бурго-де-Осма, б-ка собора, 1086 г.; Paris. Lat. 8878, XI в.; Бамберг, Гос. б-ка. 140, после 1000 г.), Апокалипсисы в полных лицевых Б. (напр., Б. из ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме, 1000 г.). У юж. славян в средневековье иллюстрации к Апокалипсису не получили заметного распространения в связи с ограниченной рукописной традицией самого памятника. На Руси живописный цикл Апокалипсиса был известен с нач. XV в. (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, выполненная в 1405 г. Феофаном Греком не сохр.; икона XV в. из Успенского собора Московского Кремля). Бурный расцвет рус. традиции иллюстрации Апокалипсиса в XVI-XVII вв., вероятно, вызван эсхатологическими ожиданиями в 1492 г. «конца седьмой тысячи лет». Новый толчок эсхатологические настроения обрели (в особенности в старообрядческой среде) в связи с реформами Патриарха Никона в сер. XVII в. В XVI-XVIII вв. получили распространение лицевые Апокалипсисы с большим числом иллюстраций (старшие образцы: Псалтирь - РГБ. Больш. Ф. 37. 432, 2-я четв. XVI в.; Апокалипсис толковый. РГБ. Егерев. Ф. 466. 6, 2-я пол. XVI в.); Апокалипсис толковый лицевой чудовской редакции в составе Сборника-конволюта - РГБ. Егор. Ф. 98. 1844. Л. 1-94, посл. четв. XVI в. и др.), иконография к-рых отчасти формировалась под влиянием западноевроп. гравюрных образцов (напр., ГИМ. Увар. 58, сер. XVII в.; ГИМ. Син. 5, 90-е гг. XVII в.). Сюжеты Апокалипсиса рано появляются в южнослав. книжной гравюре. В 1562-1563 гг. в Тюбингене вышло протестант. глаголическое издание НЗ с 26 гравюрами работы неизвестного нем. мастера, а в 1563 г.- кириллическое с 27 гравюрами Апокалипсиса (оба напечатаны словенцем П. Трубаром). В России цикл иллюстраций к Апокалипсису был впервые напечатан в составе лицевой Библии Василия Кореня в 1691 г. В 1712 г. издание толкового Апокалипсиса с 13 гравюрами (переиздано в 1768, а в 1717 в черниговском издании НЗ была издана 21 гравюра на тему Апокалипсиса работы Никодима Зубрицкого и иером. Макария (Синицкого)). Эти гравюры кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. оказали большое воздействие на иконографию лубочных изданий XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Встречаются разночтения в написании имен святых - «Зосима», «Изосим», «Зосим» и «Саватий», «Савватий», «Саватей». Варианты текстов на свитке З.: «Не скорбите, братие, но по сему разумеите», «Братия, подвизайтеся тесным и прискорбным путем идти нужно». Тексты на свитке С. встречаются редко, с вариантами: «Братие, подвизайтеся тесным и прискорбным путем…», «Сице глаголете не целых вод» и др. Иногда святые изображались на фоне мон-ря (прорись с иконы XVII в., ГРМ; икона сер. XVIII в. из Соловецкого мон-ря, АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 436-438. Кат. 206) или без него (икона 2-й пол. XVII в., АОКМ; перевод В. П. Гурьянова с иконы XVII в.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 244-245, 266-269). В 1683 г. изографу Оружейной палаты Симону Ушакову мон-рь заказал икону (не сохр.), с к-рой была сделана прорись (Там же. С. 272-273). В нижней части листа имеется подпись: «7191 го(д) писма, Симон(ъ) Ушаковъ в Соловецкую обитель». Этот образ упоминается в монастырских док-тах кон. XVII в. как икона «нового образца». З. и С. представлены в рост, вполоборота к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» в облачном сегменте. Монастырь представлен в нижней части композиции между фигурами у ног святых, топографически точно, панорама дана с элементами прямой перспективы. На заднем плане - Святое оз. и деревья, на переднем - морской залив с часовней. Этот образец часто использовался в кон. XVII-XVIII в. (икона-пядница кон. XVII - нач. XVIII в. с необычным образом Богородицы в облачном сегменте, из собрания ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 2006. С. 460-463. Кат. 103), был неоднократно повторен соловецкими иконописцами (АМИИ) и вологодским иконописцем И. Г. Марковым в 1709 г. (икона из ц. равноап. царей Константина и Елены в Вологде, ВГИАХМЗ). В. Андреев выполнил аналогичную гравюру, что было отмечено Д. А. Ровинским: «В московском музеуме находится рисунок пером… с подписью: «Изобразил Симон Ушаков 194 г. резал Василий Андреев» ( Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ. М., 1870. С. 152).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Сергиевском мужском мон-ре близ Ливенского детинца. Со 2-й пол. XVII в. активизировалось строительство храмов, большей частью деревянных, появились новые мон-ри, напр. новосильский Свято-Духов. Известны благословенные грамоты Московских патриархов, в к-рых определены внешний вид церквей, формы их завершений, размер и устройство алтарей, порядок местных икон в иконостасах (грамоты рубежа XVII и XVIII вв. на строительство церквей болховского Оптина и мценского Михаило-Архангельского мон-рей). К рубежу XVII и XVIII вв. сформировалась структура городских приходов в древней части Орла и пригородных слободах, на надпойменных холмах и у берега р. Оки. Местное каменное строительство началось в посл. трети XVII в. с Болхова, где при царе Феодоре Алексеевиче предполагалось основать центр Болховской епархии. Провинциальными мастерами из среднерус. земель первым был возведен Троицкий собор болховского Оптина мон-ря (1668 - не ранее 1688): монументальность, формы кирпичного декора, широкая расстановка 5 крупных глав, 4-столпная конструкция, характерная для небольших монастырских соборов и реже для приходских церквей, позволяют отнести это здание к группе сооружений, примыкающих к среднерус. строительной традиции кон. XVII в. Каменное строительство наиболее активно развивалось в мон-рях. Одним из первых каменных монастырских храмов стала Богоявленская ц. (70-80-е гг. XVII - нач. XVIII в.) Богоявленского мон-ря (1641-1680), первоначально, до перестроек XIX в., стилистически близкая по своим формам к архитектуре нарышкинского стиля: высокий восьмерик над низким кубическим односветным четвериком, увенчанный небольшим барабаном с главкой. Отдельно располагалась ярусная колокольня (не сохр.). К 1-му строительному периоду относилось убранство фасада 8-гранной ярусной колокольни, от к-рой остался 1-й ярус (окно с выполненным из белого камня килевидным наличником с цветочным орнаментом вверху и витыми колонками с капителями по бокам на зап. стене под крышей паперти XIX в. уничтожено во время ремонтных работ в кон.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

В книге (не сохр.) было записано ок. 500 чудес, явленных в 1635-1667 гг., в основном - исцеления болезни глаз (281), головы (25), ушей (37), рук (61), ног (38) и др. (145); в нее было внесено чудо 1714 г. (исцеление крестьянина Петра Козмина). Хранившаяся в Оранском мон-ре книга была переложена с церковнослав. на рус. язык и опубликована иером. Гавриилом. Ее список под названием «Сказание о чудесах пресвятыя Богородицы, содеянных от чудотворныя ея иконы Владимирския, яже в новой пустыни на Словеновой горе в различных болезнях и скорбех…» (единственный из сохранившихся) был внесен в сборник кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Забел. 467. Л. 122 об.- 223 об.). Сказание об иконе («Повесть о новоявленных чюдесех от образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Приснодевы Марии, нарицаемаго Владимирския, содеянных… в пустыни близ Аранскаго (вариант - Оранаго.- Л. Щ.) поля на Словенской горе») сохранилось в неск. списках 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в краткой и полной редакциях. Рукописное сказание XVII в. было в XVIII в. переписано в книгу, состоявшую из 3 частей: «Службы перед новоявленным чудотворным образом», «Повести о новоявленных чудесах от образа», «Сказания о чудесах» (с добавлением чуда 1714). Сказание основано на документах и хорошо проверенных исторических фактах ( Шмидт С. О. К истории монастырской колонизации XVII в.: («Повесть о начале Оранского монастыря»)//ВИРА. 1964. Т. 12. С. 297-309); упоминаемые в нем современники Глядкова - известные исторические лица (Патриарх Иоасаф I, митр. Крутицкий Питирим, дьяк И. Т. Грамотин и др.). Перед крестным ходом с Владимирской «Оранской» иконой Божией Матери. Фотография нач. XX в. Перед крестным ходом с Владимирской «Оранской» иконой Божией Матери. Фотография нач. XX в. В кон. 90-х гг. XX в. стало известно еще одно сказание, составленное между 1715 и 1719 гг.,- «Чудо новое Пресв. Богородицы, что на Оране поле, повествующее об избавлении из швед. плена (во время Северной войны России со Швецией) яицкого казака Ивана Голованова (в 1715), благодаря заступничеству Богородицы, повелевшей ему после освобождения из «полона» пойти в обитель, называемую «Орано поле», где стоит ее чудотворная В.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Прп. Макарий Калязинский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1684 г. В Новое время мн. древние престолы во имя М. уже не существовали и ареал почитания преподобного и распространения его изображений несколько сузился, в основном он был ограничен Тверской епархией, включая те территории, к-рые ранее управлялись Новгородскими архиереями, и охватывал соседние земли В. Поволжья. Образ М. как одного из самых чтимых Тверских святых помещался на иконах и в храмовых росписях вместе с др. местными чудотворцами, в т. ч. со святыми некогда новгородских Торжка и Осташкова; иногда он составлял пару с прп. Нилом Столобенским. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и блгв. кн. Михаила Тверских, М. и прп. Нила Столобенского, а также икона, на которой к этим святым были добавлены фигуры преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских (Ист. б-ка Тверской епархии. Т. 1. С. 153-155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Музей русской иконы, Москва; Иванникова А. П. Возрожденные из небытия//Русское искусство. М., 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. сходный по композиции образ св. Иоанна Предтечи, 3 К-польских святителей, преподобных Антония и Феодосия Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. и Нил Столобенский изображены в верхней части композиции на 2-м плане. Сохранились данные и о др. иконах, в к-рых образ М. соседствовал с образами Тверских святых и рус. преподобных, в т. ч. прп. Сергия Радонежского: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского и М., а на парном образе были представлены свт. Арсений и блгв. кн. Михаил Тверские, а также супруга последнего кнг. прп. Анна Кашинская; в ту же обитель кашинский купец И. И. Осекин вложил аналойную икону святителей Иоанна Златоуста и Арсения Тверского, М. и ангела-хранителя с мощами свт. Арсения и М. ( Лебедев А. Н. Описание кашинского Сретенского жен. 2-кл. мон-ря и его пустынно-кладбищенской церкви Тверской епархии. Ярославль, 1866. С. 71-72, 77-78). На рубеже XIX и XX вв. для Троицкой ц. в Кашине была написана икона «Собор Тверских святых и местночтимых угодников Божиих», снимок с к-рой был прислан известному агиологу Казанскому (бывш. Тверскому) архиеп. Димитрию (Самбикину) старостой храма И. Я. Кункиным (см.: Димитрий (Самбикин), архим. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местно чтимых святых. Каз., 1908. С. 3-4. Ил. на с. 2). На этой иконе, отличавшейся полнотой подбора святых, связанных с Тверской епархией, М. представлен в 5-м снизу ряду справа, среди преподобных, рядом со своим племянником прп. Паисием Угличским; мн. преподобные держат в руках макеты храмов основанных ими мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Житийные циклы И. неизвестны (возможно, они не существовали, на что указывает отсутствие данных о таких произведениях в суздальском Рождественском соборе). Однако изображения святителя включены в сцены жития др. Суздальского чудотворца - прп. Евфимия, который, согласно агиографической традиции, был современником И. Житийные циклы преподобного появились не позже сер. XVII в. (скорее всего во 2-й пол. XVI в.); они представлены неск. иконами из Спасо-Евфимиева мон-ря (не сохр.) и неопубликованными лицевыми рукописями 2-й пол. XVII - XVIII в. (подробнее см.: ПЭ. Т. 17. С. 394-395). В сохранившемся цикле, к-рый входит в состав росписи Евфимиевского придела в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря (1689, поновлена в 1867), И. представлен неск. раз: он благословляет пришедшего в Суздаль прп. Евфимия в Рождественском соборе; вместе с прп. Евфимием и кн. Борисом Константиновичем обретает место для Спасского мон-ря; поставляет преподобного в диаконы и в иереи; с сонмом духовенства и мирян совершает крестный ход к месту основания обители или, менее вероятно, для освящения построенного храма (ср. тексты обоих Житий: Клосс. 2001. С. 360-361; Усачёв А. С. Житие св. Иоанна, еп. Суздальского//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 32-33). Святитель везде изображен с нимбом; черты его лика, а также детали облачения (фелонь-полиставрий) традиционны, однако, за исключением композиций диаконской хиротонии прп. Евфимия и обретения места для обители (где изображен в мантии и белом клобуке), И. показан в архиерейской шапке. Вероятно, это связано с изображением тех или иных моментов богослужения (ср. исполненный одновременно с росписью Евфимиевского придела образ Богородицы и Суздальских святых в жертвеннике того же собора); однако этот сравнительно ранний памятник отчасти объясняет причины замены клобука И. митрой на нек-рых подлинниках и на иконах XIX в. Очевидно, аналогичные композиции входили и в число клейм утраченных житийных икон прп. Евфимия. Образы И. встречаются на иконах «Собор русских чудотворцев», бытовавших в старообрядческой среде: на выговских иконах кон.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Кроме единоличных изображений бытовали иконы, на которых Н. предстоял в паре с др. святым. В Описи 1808 г. на левой стороне главного иконостаса Благовещенского собора отмечен несохранившийся «образ преподобнаго Никандра и Гehhaдiя патриарха цареградскаго писанны на дске красками» (Опись 1808 г.//ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 1. Л. 5 об.; икона не сохр.). Т. к. в 1794-1805 гг. строителем, а затем архимандритом Никандровой пуст. был Геннадий, при к-ром на архимандричьем дворе мон-ря построена ц. свт. Геннадия, патриарха К-польского, то, вероятнее всего, упоминаемая парная икона была написана в период настоятельства архим. Геннадия. Из сохранившихся икон кроме упомянутой самой древней иконы образ Н. в паре с прмч. Корнилием Псково-Печерским (2-й пол. XVII в.(?)); до наст. времени дошли неск. икон 2-й пол. XIX в. с парным изображением Н.: со свт. Митрофаном Воронежским (ПИАМ), 2 иконы с прп. Евфросином Псковским из ц. свт. Николая Чудотворца, на родине этих святых. На одной из икон из дер. Виделебье двое преподобных на фоне темно-синего неба в верхней части и розового ближе к горизонту предстоят образу Спаса Нерукотворного, слева - Н. с молитвенно сложенными руками. На другой иконе, в окладе, преподобные предстоят Спасителю в центральном облачном сегменте. Н. держит возле левого плеча раскрытую книгу с молитвой. На иконе 1-й четв. ХХ в. из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в дер. Опоки Порховского р-на Псковской обл. Н. изображен в паре с прп. Иоакимом Опочским (см. в ст. Иоаким Опочский ). Изображение Н. присутствует на упоминавшейся выше гравюре «План, или изображение Свято-Никандровския Благовещенския пустыни» (1799). Фигура преподобного изображена в облаках крайней слева, как и на аналогичной по композиции этой гравюре иконе кон. XVIII - нач. XIX в. в окладе 1804 г. (частное собрание; см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина). М., 2009. С. 135-136, 152-153, 318. Кат. 85). Образ Н. входит в состав композиции «Собор Псковских святых». На иконе с избранными псковскими чудотворцами посл. трети XIX в. из коллекции Ф. Р. Комарова Н. изображается крайним справа, рядом с прп. Елеазаром. Н. изображен также на иконе «Прп. Никандр Псковский, блгв. кн. Гавриил Псковский и прп. Савва Крыпецкий» кон. XIX - нач. ХХ вв. (ПИАМ), на иконе «Собор Псковских чудотворцев» кон. XIX в. из ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

и. была переведена с греч. языка в 1738 г. иером. Димитрием (Райским) и «дидаскалом греченином» Иоанном. Широкого распространения она не получила и встречается преимущественно в сборниках сер. XVIII-XIX в. монастырского происхождения ( Белоброва. 1996. С. 250). В совр. рус. Минее (Минея (МП). Октябрь. С. 338-351) 13 окт. помещена бденная служба И. и.; 12 февр. (Там же. Февраль. С. 398-407) содержится «иная» служба И. и., хотя многие ее песнопения совпадают с указанными 13 окт. Церковные постройки, освященные в честь И. и. В России начиная с сер. XVII в. (особенно во 2-й пол. XIX в.) это были помимо Валдайского Святоозерского мон-ря (1653) самарский жен. мон-рь (1850), Выксунский (Нижегородская обл., 1863), Енисейский (Красноярская обл.; до 1875 в честь Рождества Христова мон-ри), Святоезерская пуст . в пос. Мугреевском (Ивановская обл.; до XVII в. в честь Преображения Господня). Посвященные И. и. храмы были возведены в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (Ярославская обл., 1864-1877, проект архит. И. И. Горностаева, не сохр.), в московском Перервинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1904-1908, архит. П. А. Виноградов), на подворье Новоафонского монастыря в С.-Петербурге (1886, архит. Н. Н. Никонов). Приделы в честь И. и. существовали во Введенской ц. муромского в честь Воскресения Христова мон-ря (2-я пол. XVII в.), в московской ц. вмч. Георгия на Всполье на ул. Б. Ордынка (1686), в здании Сухаревой башни в Москве (с 1693; разобрана к 1934) и др. Традиция освящения престолов в честь И. и. жива и в наст. время. В Грузии И. и. посвящены мон-ри (все женские): близ Зугдиди (Зугдидско-Цаишская епархия Грузинской Православной Церкви), в Цалке (Манглисско-Цалкская), в Марткопи и на горе Махата в Тбилиси (Мцхетско-Тбилисская), в Лагодехи (Некресско-Эретская), а также храмы в Тбилиси (при гимназии 1 на просп. Руставели и в р-не Нахаловка; строящийся в р-не Варкетили), в г. Телави, в с. Асурети (Тетрицкаройский р-н) и др. В честь И. и. освящаются престолы в церквах.

http://pravenc.ru/text/293359.html

В 1681 г., при митр. Иларионе, для Рождественского собора столичным иконописцем Г. Т. Зиновьевым был написан местный образ Христа Великого Архиерея (ГВСМЗ), в нижней части которого помещены фигуры коленопреклоненных Е. и прп. Сергия Радонежского (а не святителей Феодора и Иоанна, чьи мощи почивают в храме). Эта икона, напоминающая по замыслу икону Богородицы с Е. и архидиак. первомч. Стефаном из того же собора (не сохр.), продолжает традицию совместных изображений суздальского преподобного и его «собеседника о Христе» прп. Сергия и, вероятно, отражает аскетические настроения митр. Илариона, к-рый до возведения на кафедру основал Флорищеву пуст., где вел строгую подвижническую жизнь. С прп. Сергием, а также с прп. Евфросинией Суздальской Е. был представлен на иконе, к-рая, согласно описи 1771 г., находилась в ц. Сретения Господня Евфросиниева Ризоположенского монастыря в Суздале ( Георгиевский В. Т. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. С. 46). В той же описи упомянуты «вновь построенные» или вложенные отдельные образы преподобного (Там же. С. 47, 49), очевидно напоминавшие иконы 1-й пол.- сер. XVIII в., где Е. изображен в молении Спасителю, с воздетым свитком (надпись: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами…»), причем иногда с широкой бородой, без куколя, с одетой поверх мантии епитрахилью вместо парамана. Во 2-й пол. XVII-XIX в. во Владимирской и Суздальской епархии довольно часто создавались иконы или ансамбли икон местных чудотворцев, в т. ч. Е. Кроме несохранившейся иконы из Рождественского собора и фрески жертвенника Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря к ранним примерам таких композиций относились иконы местного ряда иконостаса собора суздальского Покровского мон-ря, заказанные в 1674 г. вязниковскому иконописцу М. И. Пономарёву казначеем архиеп. Стефана - старцем Иоасафом (Гребенщиковым) (в 1686 иконостас был заменен новым). Е. был изображен вместе с прп. Софией Суздальской; кроме того, в состав ряда входили иконы прп. Евфросинии, святителей Иоанна, Феодора, Дионисия и Симона Суздальских ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). Др. вариант развернутой трактовки этой темы представлен упомянутой В. Т. Георгиевским ( Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896. С. 127) иконой из Флорищевой пуст., где были изображены святые Феодор, Иоанн, Симон, Дионисий, Е. и Евфросиния Суздальские, а также свт. Димитрий Ростовский (судя по изображению последнего, икона была создана не ранее 1757).

http://pravenc.ru/text/187661.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010