В переработанном виде Житие И. вошло в Четьи-Минеи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) Ростовского. И. род. в крестьянской семье, его родителей звали Савва и Мария (в монашестве Наталия), имел старшего брата Иродиона. Детство святой провел в небольшой крепости Орлов (Орлец) на р. Юг, «за 30 поприщ» от Устюга, куда переселился вместе с родителями. Такие укрепленные городки основывались во 2-й пол. XV в. для отражения набегов чуди. В раннем детстве И. был воздержан в пище и избегал шалостей. Мать святого после смерти мужа приняла монашеский постриг в Троицком мон-ре в Орлове (упразднен в XVI в.). И. нек-рое время находился при ней, затем переселился в Устюг и, приняв на себя подвиг юродства, стал жить на соборной площади в хижине, устроенной для него устюжанином Андреем Мишневым близ гробницы прав. Прокопия. И. не ходил, а бегал с прискоком («по граду и по улицам рыща груницею»), наготу прикрывал разорванным на лоскуты платом или надевал грязную, никогда не стиранную рубаху («Пребываше наг, лишенен, мовит, ни власяницы не имея, нося един плат рубиа раздранны, имже препоясан по чреслом, в немже бо хождаше праведник… А иногда срачицу ношааше зело уруднену, а не омовенну николи ж» - РГБ. Муз. 1365. Л. 185 об.). Святого преследовали не понимавшие его горожане: «Многа же озлобления подъем, биения, пхания и оплевания от безумных человек». Блж. Иоанн Устюжский. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. Посл. четв. XVIII в. (?) Блж. Иоанн Устюжский. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. Посл. четв. XVIII в. (?) В Житии рассказывается о 2 прижизненных чудесах святого. Он исцелил «от горячки» кнг. Марию, жену наместника города кн. Федора Красного. Свидетелем др. чуда стал свящ. Успенского собора Григорий Долгая Борода. Он увидел в замочную скважину, как И. после молитвы лег в печь церковной трапезной на горящие угли. Священник бросился спасать святого, но И. был невредим и запретил рассказывать об увиденном. Перед кончиной И. молился «о сущих в бедах и во скорбех, наконець о всем мире», после чего, оградив себя крестным знамением, лег на землю. Отпевали блаженного клирики Успенского собора при большом стечении народа. «Неции ж искуснии видеша лице святаго яко аггела Божия и тело плоти его аки снег». Согласно надписи на иконе, вложенной Н. Г. Строгановым в ц. во имя И., святой преставился в возрасте 18 лет. По сообщению Жития, через год после кончины святого над местом его погребения близ Успенского собора на средства устюжанина Федора Тутыгина был построен храм в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в котором над мощами святого стояла рака. В 1602 г. Строганов обновил обветшавший храм и устроил в нем придел во имя И. В 1656-1663 гг. на средства Н. Ревякина вместо деревянной церкви был воздвигнут посвященный И. каменный 5-главый собор (сохр. в перестроенном виде, закрыт в 20-30-х гг. XX в., в 2008 возвращен Церкви). В 1830 г. рака над погребением И. была переделана.

http://pravenc.ru/text/469408.html

В XIX в. в Знаменском храме Г. м. сохранялся древний резной иконостас, устроенный по образцу соборного иконостаса Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , с резными гроздьями винограда и цветами. Особый интерес представляли живописные царские врата XVII в., деревянные подсвечники, выполненные в форме песочных часов, слюдяные оконницы. Клиросы были украшены силлабическими стихами из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника , каждый стих сопровождался соответствующим изображением. Среди святынь собора - икона Божией Матери «Знамение»: сам образ написан внизу, на полях иконы изображены пророки, в центре - Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм и Успение Пресв. Богородицы (не сохр.). Интерьер собора в честь иконы Божией Матери «Знамение». Фотография. 2005 г. Интерьер собора в честь иконы Божией Матери «Знамение». Фотография. 2005 г. В 1677-1685 гг. в Г. м. была построена теплая деревянная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла, вероятно разобранная ок. 1719 г., после возведения каменного собора. Согласно писцовой книге 1686 г., колокольня с 3 колоколами была устроена на столбах, а в 1-й пол. XVIII в. совмещена со св. вратами. Между 1753 и 1763 гг. с запада вплотную к Знаменскому храму была пристроена каменная 3-ярусная колокольня - 4-угольная в плане, с низким массивным основанием, увенчанная шатром с луковичной главкой; каждая грань шатра украшена 2 ложными слухами. В 1678 г. в Г. м. было 5 деревянных келий, в 1687 г.- 7, в 1723 г.- 6 и одна недостроенная, в 1764 г.- 2 каменные и 1 деревянная. В кон. XIX - нач. XX в. в сев.-зап. углу мон-ря находился 2-этажный келейный корпус, низ - каменный, верх - деревянный. С 1678 г. Г. м. окружала деревянная ограда, к 1764 г.- каменная ограда со щелевидными бойницами и башнями по углам. В XVIII в. в Г. м. располагалось 2 крытых дранью хлебных амбара, по описи 1723 г.- «въезжий» двор с кельей, скотный двор с кельей и амбаром, по описи 1763/64 г.- подворье у реки для проживания приезжающих из Флорищевой пуст. работных людей с лошадьми. В кон. XIX - нач. XX в. были вновь построенные дом для приезжающей братии из Флорищевой пуст., сараи и амбары.

http://pravenc.ru/text/166263.html

Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют к.-л. прямые свидетельства об архитектурной деятельности З., его архитектурная графика практически неизвестна. З. обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с др. свидетельствами дало повод считать его главным архитектором Москвы петровских времен. Грабарь и др. исследователи пытались приписать З. ряд известных памятников московской архитектуры нач. XVIII в.- церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700, не сохр.), мч. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717), апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной (1705-1714), соборы Заиконоспасского (1709) и Варсонофиевского (1709-1714, не сохр.) мон-рей, надвратную Тихвинскую ц. Донского мон-ря (1713-1714), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703-1711) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в наст. время не представляется возможным признать З. архитектором, не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода. Лит.: Розанов Н. П. Церковь арх. Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня//Рус. достопамятности. М., 1877. Т. 2. С. 1-17; Грабарь И. Э. И. П. Зарудный и моск. архитектура 1-й четв. XVIII в.//Русская архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы. М., 1954. С. 39-92; Куницкая Е. Р. Меншикова башня//Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 157-168; Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках рус. архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.: 2. Забытое известие о Меншиковой башне//Рус. искусство XVIII в. Мат-лы и исслед. М., 1973. С. 25-30; Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы нач. XVIII в.//Там же. С. 31-44; она же. Зарудный//Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.)/Сост.: А. Ф. Крашенинников.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Н. А. Зонтиков Иконография Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) В иконописных подлинниках под 4 апр. внешность И. уподобляется облику прп. Зосимы Соловецкого: «...надсед, брада Зосимы Соловецкого, схима на плечах» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. 66. Л. 94 об.); «аки Зосима, схима, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 143 об.). В подлиннике XVIII в. представлено описание И., «иже на посаде на Сторожье, Галическаго новаго чудотворца; положен у церкви Бориса и Глеба под алтарем на правой стране; образом и подобием по всему аки Зосима Соловецкий, и ризами; схима на плечах» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). Подобное описание И. с добавлением: «...на гробе его образ, а в церкви другий» - приводится в «Описи предметов старины Галичскаго Николаевскаго Староторжскаго женскаго монастыря» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2486. Л. 80 об.- 81), составленной в 1904 г. настоятельницей мон-ря игум. Ангелиной, к-рая указала, что при создании описи использовалась рукопись XVII в., принадлежащая ОИДР. В описи сообщается, что в 1770 г. деревянный храм во имя блгв. князей Бориса и Глеба и деревянная гробница И. были разобраны по указу Костромской духовной консистории, а образ с гробницы отправлен на хранение в архиерейскую ризницу. Среди монастырских икон игумения особенно выделяет икону И. «древняго письма, выш. в один аршин и пять вершков, шир. в 15 вершков. Риза на иконе из медной фольги. Венец серебряный 84-й пробы, весом в 52 золотника. Икона находится в притворе соборного храма, записана в главной описи под 185-5» (Там же. Л. 82, 102 об., указанные иконы не сохр.). В уникальном рукописном сб. «О живописцах и о честных иконах» 1-й пол. XIX в. дважды представлено миниатюрное изображение И. (Там же. Ф. 558. Оп. 2. Д. 538. Л. 9, 23). Наиболее ранние сохранившиеся изображения И.

http://pravenc.ru/text/200167.html

С сер. XVI в. служба И. Н. широко распространяется в составе «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на Московских Соборах 1547-1549 гг. В 1-й пол. XVII в. канон И. Н. почти дословно (сохр. даже именной акростих по богородичнам) был использован при написании канона вел. кн. Георгию Всеволодовичу ( Спасский. 2008. С. 38, 141-142; Кожухаров. 2004. С. 189-190). Во имя И. Н. был крещен старший сын царя Михаила Феодоровича Романова, родившийся в 1633 г. и умерший в 1636 г. Сохранилась его мерная икона, написанная в 1633 г. (Архангельский собор Московского Кремля. Инв. Ж 550-1/2), в драгоценном окладе с изображением небесного покровителя ( Меняйло В. А. Русская иконопись в 1-й пол. XVII в.// Она же. Иконописцы царя Михаила Романова: Кат. М., 2007. С. 124-125. 47). С этим событием связано посвящение престола И. Н. в составе архитектурного комплекса дворцового Верхоспасского собора («Спас за золотой решеткой») в Московском Кремле - «Иоанн Белгородской, что в Верху». Большие работы по украшению интерьера вновь отстроенного в 70-х гг. XVII в. храма велись в 1678-1680 гг. Храмовый житийный образ («страсти») был выполнен Феодором Евтихием Зубовым ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 254-255). На правосл. землях Речи Посполитой почитание И. Н., судя по рукописной традиции службы ( Kuczy ska. 19913. S. 27-30; Naumow. 1996. S. 51-53), получило распространение только в кон. XVII - XVIII в. по преимуществу в Галиции в связи с перенесением мощей из Сучавы в 1686 г. Житие, по всей вероятности, было здесь известно только в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского. А. А. Турилов Гимнография Вмч. Иоанн Новый, Сочавский, и царевич Иван Михайлович. Икона. 1639 г. (ГММК) Вмч. Иоанн Новый, Сочавский, и царевич Иван Михайлович. Икона. 1639 г. (ГММК) Служба И. Н. была написана тем же автором одновременно с житием ( Спасский. 2008. С. 37-40; Кожухаров. 2004. С. 183-193); мнение А. И. Яцимирского (базировавшееся в немалой степени на отсутствии списков XV в.), что кондак, отпустительный тропарь и молитва мученику были написаны не позднее 1511 г.

http://pravenc.ru/text/471404.html

По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96). Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» ( Ковалёв. 1887. С. 92). В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. 334. Л. 77). В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в. Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря - живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

http://pravenc.ru/text/182479.html

языке, в кон. 1739 г.- «Письмо о правилах российского стихотворства» (опубл. в 1778) с изложением принципов силлабо-тонического стихосложения, а также написанную 4-стопным ямбом «Оду… на взятие Хотина» (опубл. в 1751 в новой редакции, исходный текст не сохр.), т. о. решительно продвинув реформу рус. стихосложения, начатую В. К. Тредиаковским. Летом 1739 г. переехал во Фрайберг (Саксония), где обучался химии, металлургии и минералогии у проф. И. Ф. Генкеля. В мае 1740 г. после острого конфликта самовольно ушел от него. 6 июня (н. с.) того же года в церкви реформатской общины Марбурга зарегистрировал брак с дочерью своей бывшей квартирной хозяйки Елизаветой Христиной Цильх (1720-1766; в Россию приехала в 1743 с 4-летней дочерью и братом, получила имя Елизавета Андреевна; из 3 детей Л. выжила только дочь Елена (1749-1772), в замужестве Константинова). Во 2-й пол. 1740 г. Л. посетил Голландию и ряд городов Германии, в июне 1741 г. вернулся в С.-Петербург. Вся последующая жизнь Л. связана с АН. С янв. 1742 г.- адъюнкт физического класса. 25 июля 1745 г. получил звание профессора химии (одновременно с Тредиаковским, профессором элоквенции; они стали первыми рус. академиками АН). В окт. 1748 г. после продолжительных хлопот Л. при АН была открыта 1-я в России химическая лаборатория. В нач. 1750 г. Л. познакомился и сблизился с фаворитом имп. Елизаветы Петровны И. И. Шуваловым, получив в его лице влиятельного покровителя, к-рый мог способствовать практической реализации его идей. Наряду с императрицей и Шуваловым Л. по праву считается основателем Московского университета (1755). С февр. 1757 г.- член («советник») Академической канцелярии, высшего адм. органа АН, чью деятельность Л. оценивал негативно, постоянно конфликтуя с членами канцелярии с нач. 40-х гг. XVIII в. (см. его «Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей…», 1764, опубл. в 1865). С марта 1758 г. возглавлял Географический департамент АН, в к-ром организовал составление «Атласа Российского»; с янв.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

В кон. XVIII в. над могилой преподобного построили кирпичную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы с приделами во имя И. и в честь Рождества Богородицы. К нач. XIX в. выстроенная преподобным деревянная Рождество-Богородицкая ц. была ветхой, в сер. XIX в. в бывш. пустыни имелся только каменный храм (сохр. в полуразрушенном состоянии). Междуозерский приход объединял 12 небольших деревень, расположенных между озерами Азатское и Ило. В настоящее время жители этих деревень отмечают 11 окт. (28 сент.) праздник «Родионьевская», но не связывают его с И. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено ок. 1831 г. (возобновлено в 1981). И. прославляется в 4-м тропаре 8-й песни канона Всем святым земли Новгородской (составлен в 1831). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 39, 64), где он отмечен как местночтимый святой. А. Л. Лифшиц Иконография Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника житий и повестей. 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 109 об.) Прп. Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника житий и повестей. 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 109 об.) Первый образ И. был написан по заказу Софония, к-рый, согласно Житию святого, воткнул посох в его могилу, ослеп и прозрел после явления ему И.: «И сотвори сеи муж Софонии над преподобным Иродионом гробницу… и написав образ преподобнаго Иродиона по подобию и по образу его» ( Лифшиц. 2009. С. 65-66). Святой - «сединами украшен», «аки жив» - являлся и др. жителям Белозерья, в т. ч. иконописцу иноку Вассиану.

http://pravenc.ru/text/674097.html

(ГЭ), на к-рой он сопровождает изображение в рост Богоматери Оранты, и названию чтимой иконы XIV в. типа Киккотиссы (Византийский музей. Никосия), отражающему ее происхождение из ц. Феоскепасту (не сохр.) близ Калопанайотиса на Кипре (надпись на самой иконе отсутствует). Влахернская икона Божией Матери из церкви с. Влахернского (ГТГ) Влахернская икона Божией Матери из церкви с. Влахернского (ГТГ) Иконографические и эпиграфические аналогии В. и. относятся к XIII-XIV вв., что говорит о ее возможном создании как копии одной из святынь этой эпохи, связанной с Влахернским храмом. Через 20 лет после привоза иконы в Россию из-за ее ветхости потребовалась капитальная реставрация, поэтому, возможно, основой для воссоздания послужила подлинная древняя реликвия. Потребность в изготовлении копии или в реставрации В. и. могла возникнуть во 2-й пол.- кон. XV в., когда после тур. завоевания мн. святыни были повреждены или безвозвратно утрачены. Т. о., В. и. можно датировать 2-й пол. XV в. Наиболее известны 3 копии В. и., также выполненные в рельефе. Одна из них в XVIII-XIX вв. находилась в Высокопетровском мон-ре в Москве, куда была пожертвована родом Дубровских, затем была передана в ГИМ, ныне в храме Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове в Москве. Другая - родовая святыня Головиных - была вложена ими в Спасо-Влахернский мон-рь с. Деденёва под г. Дмитровом, в наст. время в ЦМиАР. Эти копии, точно повторяющие по размеру и иконографии кремлевский оригинал, были изготовлены в 1701 и 1705 гг. в технике деревянного рельефа с росписью темперой и имели сходные драгоценные оклады с чеканным текстом сказания о спасении Царьграда от нашествия врагов. Создателям копий было известно о том, что В. и. представляет собой мощевик-реликварий. На фонах и венцах икон были устроены специальные углубления для св. мощей. Еще одна копия (VII в.- датировка Г. В. Сидоренко, ныне в ГТГ) принадлежала роду Строгановых, а с сер. XVIII в. Голицыных и хранилась в их усадьбе - с. Влахернском (Кузьминках) под Москвой. Первое документальное упоминание о ней относится к 1716 г. Эта копия отличается более высоким рельефом и выполнена целиком в технике литья из воско-мастики. О возможности изготовления таких копий свидетельствует документ, содержащий указания по составу мастики и отливке, из сборника XVII в.: «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» (опубл. в XIX в.). Необычность техники, отличия в иконографии, а также семейные предания Строгановых и Голицыных о привозе царю Алексею Михайловичу не одной, а 2 икон породили предположения о большей древности иконы. Есть сведения и о др. рельефных и живописных повторениях чудотворного образа.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. старообрядцы жили на В., но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев мон-рь (после 1735-1844; не сохр., в наст. время зона отдыха Гомеля), где начал свой иноческий путь в 1834 г. Павел (Великодворский) . В 1832-1839 гг. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников , впосл. старообрядческий епископ), с этой обителью связаны мн. видные деятели Белокриницкой иерархии : Аркадий ( Дорофеев , впосл. еп. Славский), Онуфрий (Парусов, впосл. еп. Браиловский), Алимпий (Вепринцев), И. Г. Кабанов (Ксенос) - автор «Истории и обычаев Ветковской церкви» и Окружного послания . На В. действовали и др. старообрядческие мон-ри: Макариев Терловский, основанный ок. 1750 г. в 32 верстах от Лаврентьева мон-ря иноком Макарием из Вереи, Пахомиев, созданный ок. 1760 г. др. выходцем из России - иноком Пахомием, Асахов (Чолнский или Чонский) скит, устроенный в то же время близ Гомеля в урочище Чолнский обрыв старцем Иоасафом из Гжатска, жен. мон-рь в Спасовой слободе на территории совр. Гомеля. Этим мон-рям, особенно Лаврентьеву, в кон. XVIII - нач. XIX в. покровительствовали фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский и его сын гр. Н. П. Румянцев , на землях к-рых располагались обители. В нач. XIX в. в Макарьевом мон-ре проходил собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на к-ром присутствовали представители Рогожского кладбища, В., Стародубья, Орла и Молдавии. На соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, ветковские старцы от спора уклонились ( Мельников-Печерский. С. 346). В кон. 20-х гг. ХХ в. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской - 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома - 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение мн. исторически значимых поселений, гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В наст. время немногочисленное старообрядческое население живет в Тарасовке, Марьине, Ст. Крупце, Буде.

http://pravenc.ru/text/158276.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010