Среди рисунков, сделанных в Киеве в 1651 г. А. ван Вестерфельдом, придворным художником литов. гетмана Януша Радзивилла, есть изображение раки со св. мощами М. в соборе Св. Софии. Художник подробно зафиксировал детали интерьера, в т. ч. висящую на стене над изголовьем раки икону с образом святого. Хотя извод недостаточно хорошо просматривается, есть основание говорить, что над св. мощами М. находилась его икона с прямоличным поясным изображением. При мощах святого пребывал и принадлежавший М. резной кипарисовый крест афонской работы (XV в., НКПИКЗ). Во 2-й пол. XVIII в. на юж. фронтоне киевской Илиинской ц. на Подоле была размещена живописная композиция (обнаружена в 1957 под записями XIX и XX вв.) с образом М. В кон. XX в. она была возобновлена в мозаике с сохранением прежней схемы и с повторением первоначальных надписей. В центре композиции помещен образ седовласого с клиновидной бородой архиерея, представленного по пояс в легком повороте влево на фоне пейзажа. Он облачен в саккос, с омофором, с палицей; на голове митра, на груди - крест и панагия. В правой руке держит крест, в левой - жезл с сулоком. По сторонам нимба - надписи: «Священномученик Makapiй» (слева), «Mimponoлum Kiebckiй» (справа). В пейзаже сделана попытка изобразить место кончины священномученика: слева р. Припять, справа в ограде церковные строения - 3-ярусная колокольня с высоким барабаном, увенчанным куполом с крестом, и небольшой храм (архитектура не соответствует реальной). Пространный текст внизу слева сообщает обстоятельства мученической кончины святого, убитого «безбожными перекопскими татарами», справа -вкладная надпись. Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Фрагмент иконы «Собор св. первосвятителей всея Руси». Сер. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Фрагмент иконы «Собор св. первосвятителей всея Руси». Сер. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) В приделе 12 апостолов в юго-зап. части Софийского собора в Киеве в поздней росписи находится образ архиерея (в саккосе, с омофором, с палицей, в митре, с крестом в левой руке и благословляющей десницей), к-рый идентифицируется как М. (надпись не сохр., автор атрибуции и датировки XVIII в. Н. Н. Никитенко). В этом изображении - в типе лика со строгими, правильными чертами, в форме клиновидной бороды - узнаются черты облика, присущие святому.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Архитектурный ансамбль Д. м. сохранился полностью. Собор в честь Всемилостивого Спаса был возведен в 1537-1542 гг. на месте деревянной церкви. Для завершения строительства по жалованной грамоте 1541 г. царя Иоанна IV Васильевича монастырские вотчины на 5 лет были освобождены от всех податей. Собор 5-главый, 4-столпный, с 3 полуциркульными апсидами, на высоком подклете. Имеет подпружные арки, слитые со сводами рукавов подкупольного креста, снаружи переход к барабанам со шлемовидными главами оформлен 2 рядами закомар слегка килевидных очертаний. Благодаря такому расположению закомар, а также тому, что центральная глава значительно выше боковых, композиция обретает выразительную устремленность вверх. Каждая из стен разделена широкими лопатками на 3 прясла. Архитектурный декор отличается скупостью, широкий орнаментальный пояс расположен под карнизами барабанов, пояс полуциркульных нишек украшает апсиды. С постройками ростовских мастеров в Кирилловом Белозерском мон-ре собор Всемилостивого Спаса сближают элементы архитектурного орнамента из кирпича (килевидные арочки, прямоугольные нишки и бегунец, балясины), детали порталов, профилировка цоколя. В кон. XVI в. собор был покрыт белым железом; по описи 1623 г., у большой главы яблоко было золоченое. Собор окружают с 3 сторон 2-этажные галереи, перестроенные в сер. XVII в. в закрытые паперти. Тогда же были сооружены крыльцо и ризничная палатка с северо-востока, имевшая отдельный вход из алтаря, перестроенные в 50-60-х гг. XVIII в. Интерьер ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. В боковых апсидах на верхнем этаже собора располагались приделы во имя прп. Димитрия Прилуцкого (юж.) и ап. Иоанна Богослова (сев.). Димитриевский престол к 1642 г. был перенесен в подклет, а на его место ок. 1655 г. перемещен престол ап. Иоанна Богослова, в 1782 г. переименованный в Преображенский. В 1776 г. в соборе сделаны хоры. Пожар 17 сент. 1811 г. уничтожил все убранство и повредил главы. В 1813-1815 гг. при возобновлении храма крестьянин с. Заозерья Угличского у. Ярославской губ. С. И. Стрелков изготовил новый резной иконостас. 3 июня 1817 г. собор был освящен еп. Вологодским Онисифором (Боровиком) . К 1842 г. был настлан чугунный пол, устроены 4-скатное покрытие кровли и кувшинообразная форма глав. В 1856 г. московский живописец Т. Ф. Волков выполнил роспись на стенах, сводах и в центральном куполе (иконостас и роспись не сохр.).

http://pravenc.ru/text/172064.html

выполнен в виде 2-светного октагона, перекрыт 8-лотковым сводом и куполом на высоком барабане, куполами также увенчаны алтарная апсида с востока и колокольня с запада наоса. Путивльская Никольская ц. имеет 2-этажные не только наос, нои трапезную и колокольню, а многоярусное перекрытие наоса открыто внутрь, что создает головокружительную архитектурную композицию, характерную для деревянных и каменных церквей эпохи барокко. Городские храмы 2-й пол. XVIII в. отличаются многообразием приемов в исполнении композиции и декорации: упрощенный вариант декора и традиц. план с наосом в виде 2-ярусного октагона были использованы при возведении Воскресенской ц. на Торговой пл. в Путивле (1762, не сохр.); изяществом форм 2-светного наоса, перекрытого куполом с главкой на стройном барабане, и многоярусной колокольней выделялась Покровская ц. на той же площади (1772, не сохр.). К образцам столичного рус. барокко эпохи имп. Елизаветы Петровны восходит план и облик Михайловской ц. в пос. Воронеж Шосткинского р-на Сумской обл. (1776–1781, архит. И. Г. Григорович-Барский), которая напоминает церковные постройки Б. Ф. Растрелли и А. В. Квасова. Трехсвятительская ц. в Лемешах, родном селе Разумовских (работы Григоровича-Барского или С. Карлина) послужила образцом для Преображенской ц. в Глухове (1765), возведенной городским архит. В. Квасовым. В плане наос глуховского храма — триконх, перекрыт повышенным лотковым сводом, ставшим основой для 8-гранного барабана с высоким куполом; фасады над апсидами-певницами украшены элементами в стиле раннего классицизма, сохраняющими родство с барочным архитектурным убранством. Те же элементы (фронтоны с вписанными круглыми окнами), только в упрощенном виде, присущи облику Преображенской ц. в Кролевце (1782). Следование столичным образцам было характерно для усадебного церковного строительства, о чем свидетельствует облик ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя арх. Михаила в с. Дубовичи Кролевецкого р-на Сумской обл., построенной в усадьбе и на средства семейства Кочубеев (ок.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

В приделах хранились иконы XVII-XVIII вв., представлявшие собой фрагменты старинных монастырских иконостасов. На сев. стене Рождественского придела помещался шитый золотом и шелком Владимирский образ Божией Матери - вклад Патриарха Иосифа. Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. у юго-зап. угла Успенского собора на средства Патриарха Иосифа была возведена каменная колокольня. Во 2-й пол. XVIII в. на ней находилось 3 больших благовестных колокола и 6 звонных. В 1792 г. верхний ярус был разобран. В 1796 г. над входными воротами мон-ря была устроена новая колокольня, на к-рой к 1900 г. находилось 9 колоколов. Известная с XVII в. паперть собора, устроенная на месте древней галереи, к XIX в. обветшала и была снесена, в 1823 г. была построена новая паперть с 5 килевидными окнами на западе. С юж. стороны паперть была расширена за счет палатки, представляющей собой нижний ярус колокольни. В XIX - нач. XX в. здесь находилась ризница, в сев. части - кладовая. На паперти среди 5 икон «старинного» письма находилась икона мч. Авраамия, некогда служившая доской на гробнице святого (росписи паперти не сохр.). К западу от Успенского собора в нач. XX в. находился храм в честь Казанской иконы Божией Матери (до 1789 во имя свт. Иоанна Златоуста) с сев. приделом во имя свт. Иоанна Златоуста и южным - во имя мч. Авраамия Болгарского. Впервые постройка упоминается как «трапеза камена» в писцовой книге Владимира 1624-1625 гг., впрочем, из текста неясно, идет ли речь о здании столовой палаты или о храме (историки архитектуры усматривают в основных объемах храма помещение 2-столпной трапезной палаты, сооруженной в 1-й пол. XVI в.). Опись сер. XVII в. упоминает «церковь теплую во имя Иоанна Златоустого и трапезу каменные». В 1747-1789 гг. в юж. части мон-ря находилась построенная на средства помещицы Ф. А. Пашковой 2-этажная каменная ц.

http://pravenc.ru/text/154985.html

С этого времени старая колокольня не использовалась, но сохранялась как памятник архитектуры. Из келейных и хозяйственных построек в 1685 г. в Ж. м. находились деревянные кельи, архимандричья, казенная, гостиная, 5 братских келий, келья дьячков, хлебня, конюшенный двор с избой; рядом с обителью - скотный двор с избами, дворы дьячка и стряпчего. В 1-й пол. XVIII в. с востока в линию с трапезной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия были построены каменные настоятельские покои, в кон. XVIII в. с запада возвели братский корпус в скромных классицистических формах (сохр.). Вместе с церковью эти сооружения образовывали сплошной фасад Ж. м. со стороны Тьмаки. По ведомости 1917 г., за оградой Ж. м. находились гостиный двор, 6 домов, скотный двор, бани, сараи, погреба, мельничная изба. Братский корпус, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия настоятельские покои. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Братский корпус, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия настоятельские покои. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Документов о материальном положении Ж. м. в XIV-XV вв. не сохранилось. Вероятно, в монастырь поступали денежные, натуральные, а возможно, и земельные вклады. К сер. XVI в. Ж. м. располагал незначительными владениями в Тверском у. Самое крупное находилось в непосредственной близости от мон-ря, в вол. Суземье, состояло из села, 3 селищ, погоста с деревнями и починками. В вол. Воловичи Ж. м. владел сельцом, 22 деревнями, 2 починками. Происхождение обеих вотчин неизвестно. В вол. Кава на средства тверских владык для Ж. м. было куплено 3 деревни. Обстоятельства поступления в обитель с. Тредубье с пустошами Старицкого у. также не установлены. Сохранился подлинник жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича 1623 г. на все монастырские вотчины, выданной Ж. м. в связи с гибелью архива в Смутное время (РГАДА. Ф. 248). Согласно переписным книгам 2-й пол. XVII в., за монастырем числилось в 1653-1661 гг. 40 дворов, в 1678 г.- 47 дворов, в 1700 г.- 52 двора. В Тверском кремле мон-рю принадлежало подворье.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Мощи прп. Евфросина и его ученика прп. Серапиона пребывали под спудом близ стены за правым клиросом каменного собора во имя Трех святителей (2-я пол. XVI в.). В XIX в. при гробнице св. Евфросина находилась также заключенная в рамку копия завещания, за к-рой был скрыт пергаменный подлинник (скреплен печатью архиеп. Феофила (1471-1480/83); однако в 1908 г. Серебрянский писал о подлиннике как об утраченном. Согласно Первоначальной редакции Жития, монастырский иконописец Игнатий написал 1-й образ-портрет прп. Евфросина еще при его жизни. После кончины Игнатия по благословению игум. Памфила была написана икона преподобного. По благословению архиеп. Новгородского Геннадия (Гонзова) (1484-1504) эта икона была поставлена в соборе «над гробом святаго»; вероятно, именно она упоминается в описаниях монастыря 1861 г. («...на гробнице преп. Евфросина положена древняя икона его, писанная учеником его Игнатием» - Толстой. 1861. С. 91) и 1887 г. (Описание о Российских святых. С. 52). Одним из ранних изображений основателя Е. м. считается сохранившаяся шитая пелена XVI в. из храма Преполовения Пятидесятницы - подворья в Пскове (ПИАМ). В нач. XVIII в. в соборе Е. м. над гробницей прп. Евфросина находилась «древняя» чтимая житийная икона, о чем свидетельствует старообрядческое сочинение паломника, посетившего обитель ( Охотникова В. И. Хождение в Елеазаров мон-рь (в печати)). В соборе Е. м. хранилась и чудотворная икона Спаса Вседержителя - «Спас Елеазаровский» (1-я пол. XIV в.; ПИАМ) в серебряной позолоченной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. По преданию, икону обрел некий благочестивый муж на дереве в лесу в 60 верстах к юго-востоку от Пскова; на месте обретения святыни был основан Великопустынский Спасский мон-рь. В 1766 г. икона была перенесена в Е. м., а в Спасском приходском храме бывш. Великопустынской обители хранились копия чудотворного образа и частица древа, на к-ром была обретена икона. До 1918 г. святыня в новом киоте (1902) находилась в иконостасе собора Е. м. справа от царских врат. С иконой Всемилостивого Спаса совершалось несколько крестных ходов: в Псков в Варлаамовскую ц., затем в Троицкий собор, на подворье и на р. Великую для водоосвящения (в день Преполовения Пятидесятницы); вокруг Пскова в память о победе над войсками Наполеона в 1812 г. (5-13 окт.); с 1811 г. на о-ва Псковского оз.- Талабский и Верхний (29 июня). Также крестные ходы устраивались в окрестные погост Лисье, дер. Будовиж и др., в г. Остров Псковской губ., в Белый погост и дер. Черемшу Гдовского у. С.-Петербургской губ., в Рожницкий погост. Для совершения крестных ходов требовалось более 20 лошадей, повозки, а также более 20 участников, несших иконы и хоругви (ГА Псковской обл. Ф. 340. Оп. 1. Д. 21. Л. 206). Среди др. святынь в соборе у царских врат находился чудотворный Цареградский образ Божией Матери (XV в., не сохр.).

http://pravenc.ru/text/189691.html

Введенский храм соединен со Спасским собором каменным 2-ярусным закрытым переходом. Вскоре после возведения Введенской ц. была построена келарская пала-та, ок. 1675 г.- т. н. Белая палата, к 1717 г. сводчатые помещения палаты были пе-ределаны каменщиками подмонастырского с. Коровничьего под настоятельские ке-льи, в 1766 г. сделано каменное крыльцо. С сев. стороны от Спасского собора находятся св. врата с надвратной ц. во имя вмч. Феодора Стратилата и папертью, построенные в 1588 г. под рук. «церковного каменного дела мастера Тимофея». Церковь, освященная в 1590 г. архиеп. Вологод-ским и Великопермским Ионой (Думиным), имеет необычную 2-столпную конструк-цию, обусловленную, по мнению А. Л. Баталова, редукцией «4-столпного прототипа - ц. Иоанна Лествичника над св. воротами Кирилло-Белозерского мон-ря» (Бата-лов. С. 120). Храм завершен 2 ярусами килевидных кокошников, барабаном со шле-мовидной главой, орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. В сер. XVII в. над св. вратами на сев. и юж. фасадах имелись стенные росписи (не сохр.). После пожара в 1815 г. церковь была переосвящена в честь Вознесения Господня. В 1852-1853 гг. выполнена роспись внутри св. врат. К 1684 г. при ц. вмч. Феодора Стратилата имелась каменная часовня с колесными ча-сами и 9 колоколами, в 1729-1730 гг. перестроенная в одноярусную колокольню с шатровым завершением. В 1830 г. к востоку от Введенской ц. на монастырском кладбище была построена ц.-усыпальница во имя вмц. Екатерины в стиле классицизма. В интерьере частично сохранилась живопись 1-й пол. XIX в., выполненная прилуцкими живописцами. В 1867 г. близ нее похоронен поэт К. Н. Батюшков. Согласно переписным книгам, в XVII в. в Д. м. велось оживленное каменное строительство жилых и хозяйственных зданий, продолжавшееся до 30-х гг. XVIII в. К северу от собора к 1654 г. имелись 4 одноэтажные каменные кельи, построенные ярославскими каменщиками И. Сергеевым и Т. Ивановым, 2 двухэтажные казенные кельи, каменная больничная церковь, кельи для архиеп. Вологодского Симона. В 1712-1737 гг. и 1800-х гг. эти здания были перестроены в 2-этажный братско-настоятельский корпус. В его вост. части находилась больничная ц. во имя Трех свя-тителей (1721), перестроенная и освященная в 1846 г. во имя Всех святых. Здание братских погребов с сушилом было перестроено в 1718 г. в зимние настоятельские кельи, а в 1893 г. превращено в монастырскую гостиницу.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Ф. Казаковым. М. Ф. Казаков также исполнял заказы Барышникова, ктитора ц. вмц. Варвары. Т. о., можно предположить, что и этот храм проектировал не К., а М. Ф. Казаков (что, однако, остается гипотезой). Церковь вмц. Варвары благодаря своей известности сразу же стала объектом для многочисленных подражаний. Храмы Рождества Христова в с. Михалёве (Воскресенского р-на Московской обл.; 1818-1821), Знамения в Волове (Тульской обл.; 1822), Успения в Великополье (Смоленской обл.; 20-е гг. XIX в.) являются довольно точными копиями церкви на Варварке. Церковь вмц. Варвары на Варварке в Москве. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2011 г. Церковь вмц. Варвары на Варварке в Москве. 1796–1804 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2011 г. Еще одна храмовая постройка, часто приписываемая К.,- ц. Сошествия Св. Духа в с. Шкинь под Коломной (1794-1798). Крупное монументальное сооружение с базиликальным планом, увенчанное мощным куполом на высоком световом барабане и имеющее 2-башенный зап. фасад, стилистически очень сходно с ц. св. Мартина Исповедника. В декоре фасадов ярко выражен римско-дорический ордер. С севера и юга здание украшают 4-колонные портики, с запада устроена глубокая 4-колонная лоджия. Апсиду огибает колоннада из сдвоенных колонн. Сдвоенные малые коринфские полуколонны применены на цилиндрических колокольнях. Такие же одинарные полуколонны украшают световой барабан. Помимо обилия ордерных мотивов храм в с. Шкинь роднят с творчеством К. также круглые и полуциркульные окна верхнего света и общая напряженно-драматическая образность сооружения. При этом план храма был в точности скопирован с плана московской ц. Успения на Могильцах Н. Леграна (1799-1806). К. приписывают ряд светских зданий. Одно из них - городская усадьба купца и городского головы П. Хрящева, возведенная во 2-й пол. 90-х гг. XVIII в. неподалеку от Андроникова мон-ря (дом запечатлен в альбомах М. Ф. Казакова, сохр. в сильно перестроенном виде). В 1799 г. была окончена реконструкция дома дворцового типа А.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

В XVII в. церковь была разобрана, и до нач. XVIII в. престол прп. Евфросинии находился в Сретенской ц. 10 сент. 1719 г. каменный придельный храм прп. Евфросинии с юж. стороны Сретенской ц. сгорел, и в 1720 г. на новом месте, с сев. стороны Ризоположенского храма, был построен придел во имя прп. Евфросинии (сохр. до реставрации 60-х гг. XX в., в результате к-рой придел, а также сев. и юж. части притвора были снесены). Этот придел составил продолжение сев. части притвора и завершался у апсиды полукружием с одним окном в алтаре, а другим около клироса. Верх церкви был перекрыт коробовым сводом, покрыт железом и увенчан небольшой луковичной главкой. Трехъярусный иконостас в приделе устроен в 1837 г., иконы написаны в XIX в. В алтаре престол и жертвенник помещались на дубовых столбах, последний антиминс освящен в 1879 г. Согласно писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг., в Е. м. находилась также деревянная «клетцки» теплая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Сретенская ц. 1882 г. Архит. Н. А. Артлебен. Цинкография О. Ренара. Кон. XIX в. (ГПИБ) Сретенская ц. 1882 г. Архит. Н. А. Артлебен. Цинкография О. Ренара. Кон. XIX в. (ГПИБ) Не позднее 2-й пол. XVII в. вместо Знаменской ц. была построена каменная теплая трапезная церковь в честь Сретения Господня. Судя по миниатюрам рукописного Жития прп. Евфросинии, церковь находилась к юго-востоку от Ризоположенского собора. До пожара 10 сент. 1719 г. к ее юж. стороне примыкала придельная ц. во имя прп. Евфросинии Суздальской, так что «у оной де теплой церкви много свету отняла, потому что со оной де страны не возможно за нею... окон сделать». Придельный храм был возобновлен по благословенной грамоте еп. Суздальского и Юрьевского Варлаама (Леницкого) от 1 июня 1720 г. прихожанином Д. И. Грязновым, но уже на др. месте, «близ старой каменной церкви по левую страну». Согласно офицерской описи 1761 г., крытая тесом Сретенская ц. имела каменную «главу», деревянные входные двери, перед к-рыми была небольшая деревянная паперть (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/187868.html

9 окт. 1642 г. еп. Вологодский и Великопермский Варлаам в подклети Спасского собора освятил ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Вероятно, в нач. XVIII в. глав-ный престол церкви был освящен в честь преподобных Димитрия и Игнатия При-луцких; устроены престолы в отделениях алтаря и папертях: в южных - во имя прп. Сергия Радонежского (возможно, в кон. XVII в.) и Сретения Господня (в 1786), в се-верных - Богоявления (в 1788) и Успения св. Анны (в 1831). К 1886 г. все храмы в нижнем этаже были обновлены и украшены на средства московского купца Н. В. Немирова-Колодкина. Согласно Описным книгам 1637 и 1654 гг., на стене зап. паперти собора имелись стенные росписи с изображениями из Апокалипсиса и горы Св. Афон; около церков-ных дверей справа, слева и вверху были помещены изображения Пресв. Богородицы, арх. Михаила, святителей Московских Ионы, Филиппа, прп. Димитрия Прилуцкого, Господа Вседержителя, Эммануила, апостолов Петра и Павла, Креста Господня. В юж. паперти располагался престол во имя святых Платона и Романа (с 1779); в се-верной - во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( с 1799). Одновременно с собором у северо-зап. угла галереи была построена столпообраз-ная каменная колокольня с церковью во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В нач. XVIII в. верхняя часть колокольни была ра-зобрана, в то время как подклет и первый ярус, встроенные в сер. XVII в. в крытую паперть, сохранились. Между 1644-1656 гг. была построена еще одна колокольня с подклетом, ц. во имя св. Алексия, человека Божия, в 2 средних ярусах и открытым ярусом звона. В нач. 20-х гг. XVIII в.ее завершение было перестроено; фигурный ку-пол со шпилем относится к кон. XVIII в. К юго-западу от Спасского собора расположен трапезный комплекс: в 1542-1544 гг. построена одностолпная трапезная палата; в 1545 г.- теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Храм не имеет апсиды, завершен 3 ярусами килевидных кокошников и барабаном с луковичной главой. Верхние ярусы кокошников не свя-заны с конструкцией сводов. Широкие орнаментальные пояса, состоящие из кир-пичного поребрика, балясин и прямоугольных ниш-впадин, располагаются под ко-кошниками, между лопаток, в верхней части барабана. Характерными профилиро-ванными цоколями оформлены уступы на уровне подклетов церкви и трапезной па-латы. В архитектуре Введенской ц. и трапезной Д. м. заметные общие черты с тра-пезной Благовещенской ц. и трапезной палатой Ферапонтова мон-ря. В подклетах обоих зданий в Д. м. располагались хозяйственные монастырские службы (хлебня, сторожня) и погреба. В Смутное время трапезная палата была сожжена, при восста-новлении, очевидно, разобрано крыльцо на сев. фасаде. В 1794-1799 гг. произведен ремонт всего трапезного комплекса; к 1812 г. стены и своды трапезной палаты «рас-писаны живописью» (не сохр.). В 1876 г. в трапезной Введенской ц. устроен придел во имя вмц. Варвары; к этому времени уже была сделана высокая апсида с вост. сто-роны Введенской ц.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010