XVII в.) в золотом окладе; икона «Господь Вседержитель с припадающими в молении прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским» («Спас Смоленский», сер. XVI в.) в золотом окладе; «Четырехчастная» икона (на юж. стене). Слева от царских врат стояли «Богоматерь Донская» в раме кон. XVII - нач. XVIII в. с образами праматерей и пророчиц (в 80-х гг. XVII в. стояла в киоте справа; ныне в среднике располагается Шуйская-Смоленская икона Богоматери, XV в., из кремлевского Николо-Гостунского собора), «Христос на престоле, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со святыми на полях» (кон. XVII - нач. XVIII в.; по сведениям XIX в., икона написана «по обещанию» ключарем Б. с. Иваном Афанасьевым); «Богоматерь Тихвинская» в раме с 16 клеймами, иллюстрирующими «Сказание о чудесах иконы Богоматери Тихвинской» (сер. XVI в.); «Никола в житии» (1699; сев. стена). Из местного ряда в кон. XVII-XVIII в. были убраны образ Св. Троицы в серебряном золоченом окладе (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в., перенесена в алтарь, не сохр.), «Богоматерь Одигитрия с 24 праздниками Господскими и Богородичными на полях» в серебряном золоченом чеканном окладе с узорами сканью (перенесена к лев. столпу, не сохр.; с этой иконой связывают раму XVII в. с изображениями праздников, к-рая в наст. время находится в иконостасе ц. Ризоположения Московского Кремля), «Страшный Суд» (XVII в.; на сев. стене). В кон. XVII - нач. XVIII в. старые двери в алтарь были заменены на новые с образами архангелов Уриила (вход в жертвенник) и Рафаила (вход в дьяконник). Особенностью местного ряда Б. с. является существование постоянного места для иконы небесного покровителя самодержца, к-рую писали ко дню венчания на царство, а после смерти царя «переносили ко гробу» в Архангельский собор (сохр. неск. икон, начиная со времени Иоанна IV, одного размера и сходных по композиции). Такой образ всегда располагался справа от царских врат. У юж. столпа, напротив иконы, находилось царское моленное место - деревянное, резное, с шатром.

http://pravenc.ru/text/149295.html

свт. Николая Чудотворца (1594) с. Сухорукова, Троицкая ц. (1628) в с. Сандогора Костромского р-на, Троицкая ц. (1666) в Варнавине (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). В XVIII в. распространение получали храмы ярусного типа с одним или неск. восьмериками на четверике, напр. ц. прор. Илии (1-я пол. XVIII в.) из с. В. Берёзовец Солигаличского р-на (МДЗ), поставленная на подклете «кораблем», с 2 восьмериками, увенчанными луковичной главкой на 8-дольной купольной кровле с полицами. Своеобразием отличались утраченные храмы 50-70-х гг. XVIII в. в Варнавинском у. (ныне Нижегородская обл.), известные по фотографиям нач. ХХ в. По пропорциям они близки к храмам Вологодской губ., для них были характерны вытянутые, иногда до 3/4 высоты здания, четверики с 3 осями проемов, увенчанные низким восьмериком (ц. свт. Николая Чудотворца в Белышеве, 1752, не сохр.; Троицкая ц. в с. Турань, 1760, в руинах; ц. св. Иоанна Предтечи, 1759, и ц. Вознесения, 1768, в Вознесенском на Ветлуге) или 2 восьмериками (ц. прп. Макария Желтоводского в с. Притыки, 1767; ц. прор. Илии в Ильинском на Чебоксарке, 1775). К храму в Ильинском, вероятно, в нач. XIX в. была пристроена колокольня в стиле классицизма, увенчанная шпилем. В этой группе храмов 2-ярусная ц. сщмч. Харалампия Магнезийского (1751) в Белышеве и 3-ярусная ц. арх. Михаила (1755) в Архангельском, что на Волу, завершены 5-главием, скомпонованным по укр. образцу - по сторонам света; аналогичная постановка глав была использована в храмах совр. Галичского р-на - в ц. в честь Воскресения Господня (1783) типа «восьмерик на четверике» в урочище Ст. Георгий (близ дер. Коптево; не сохр.) и в ц. свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVIII в.) в с. Берёзовец на р. Ноле, пирамидальную композицию к-рой формировали примыкающие к 2-ярусному 8-гранному объему 4 пониженных прируба, завершенные бочками, и П-образная 2-ярусная открытая галерея с навесами на колоннах. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Благовещенском. 1858, 1898 гг. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Подобные вклады помещали в личные святыни - ковчеги-мощевики, из к-рых известны также произведения петровского времени: серебряный золоченый крест-мощевик (1720, мастер Г. Ф. Копылов), ковчег из Вознесенского мон-ря Московского Кремля (2-я четв. XVIII в., ныне в ГММК, мощи не сохр.), состав святынь в к-ром указывает на возможную принадлежность святыни матери царя Михаила Феодоровича Марфе Иоанновне. Частицы мощей М. хранятся в Москве (в ц. свт. Николая Чудотворца в Пыжах), в С.-Петербурге (в домовой ц. прп. Андрея Критского дома Об-ва ревнителей веры и милосердия (ныне здание Покровской богадельни в пос. Володарском (Сергиеве)); в Саратове (в Свято-Алексиевском мон-ре). Частицы мощей находились в кипарисовом кресте-мощевике 1699 г., вложенном С. В. Леонтьевым в Воскресенский мон-рь с. Павлова (ныне город Нижегородской обл.); в небольшом кресте-мощевике, вделанном в икону с изображением двунадесятых праздников (не сохр.) в Покровской ц. бывш. Пустынно-Подлесской Николаевской пуст. (ныне дер. Пустое Подлесье Нелидовского р-на Тверской обл.). Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 303; он же. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 17, 63, 66, 97; Ч. 2. С. 175; Редков Н. Н. Историко-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1. С. 352; Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина. Новг., 1993. Вып. 2. С. 41, 47; Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997; Христ. реликвии в Моск. Кремле: Кат. выст./Авт.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2000. Кат. 10. С. 57, 177; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в. М., 2003. Кат. 63, 75, 131, 158, 190, 203, 272, 274, 372. С. 90-92, 104-105, 153-154, 160, 203, 244-245, 260, 335, 339, 439; она же. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. Музеев Моск. Кремля//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 259, 261, 266, 270; Описи имущества Софийского собора 1833 г./Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 595; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Ставрографический сб. 2003. Кн. 2. С. 231-233, 241; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Там же. С. 118; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. Кат. 95. С. 270; Янин В. Л. Денежно-весовые системы домонг. Руси и очерки истории денежной системы средневек. Новгорода. М., 2009; Менжинская Н. К. Новгородская и Венецианская ремесленно-торговые республики в XII-XV вв.//Тр. СПбГУ культуры и искусств. 2010. Вып. 190. С. 479-493.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Во 2-й трети XVIII в. в центральных и западных уездах региона получили распространение списки икон, выполненных в южнорус. традиции 2-й пол. XVII в. и почитаемых на Киевщине и Черниговщине (напр., иконы Божией Матери: Ахтырская, Чолнская, Ченстоховская, «Успение» Печерская). В иконописи края этого периода закрепились элементы укр. барокко, что было обусловлено особым отношением к киевской традиции, к-рая культивировалась в монастырях, связанных с Киево-Печерской лаврой. Эта манера впосл. укрепилась в традиции второго барокко с характерными признаками барочной укр. живописи XVIII в., приверженцами к-рой являлись мастера Киево-Печерской лавры (напр., икона «Святители Афанасий и Кирилл Александрийские», 1777, ц. свт. Николая Чудотворца (Николы на Песках), Орёл). После объединения региона с центром в Орле местная художественная традиция по-прежнему не являлась однородной, т. к. впитала мн. манеры, бытовавшие в регионе. В 70-80-х гг. XVIII в. барокко потеряло вычурность, приблизившись к новому классицистическому идеалу в посл. трети XVIII в. (напр., икона «Св. Троица», 70-е гг. XVIII в., ц. апостолов Петра и Павла, Мценск). В губернском и уездных центрах барочные многорядные иконостасы сер.- 2-й пол. XVIII в. с резными колоннами, увенчанные живописной композицией «Распятие» с отдельными резными фигурами Богоматери и ап. Иоанна Богослова, коленопреклоненными ангелами (напр., сохр. скульптуры из Введенской ц., Болхов), были в XIX в. заменены однорядными иконостасами классической традиции. В XIX в. в местной иконописи, претерпев ряд закономерных изменений, сосуществовало большое количество направлений и манер, бытовавших в предыдущую эпоху, что создавало ощущение стилевого запаздывания. В 1-й пол. столетия в офиц. местной иконописи сильны тенденции классицизма (напр., частично сохранившееся иконное убранство Иоанно-Богословской ц. в с. Платонове Орловского р-на). Позднеакадемическая основа была характерна для произведений, связанных с монастырскими заказами, а также для духовного портрета вплоть до кон. XIX в., когда она утрачивает все характеристики стиля, приближаясь к живописному примитиву (напр., портрет архим. Макария (Глухарёва), Орловский краеведческий музей).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Вознесение Девы Марии. Икона из Троицкого костела с. Гервяты. Посл. четв. XVII в. Белорусская школа (?) (МДБК) Во 2-й пол. XVII в. в храмах, ставших униатскими, иконостасы постепенно уступили место архитектурным алтарям (ц. арх. Михаила в Острове, 1693), во 2-й четв. XVIII в. этот процесс, санкционированный Замойским Собором 1720 г., стал всеобщим. В этой эволюции Гродненщина опережала др. регионы, напр. Полесье. Иногда в храмах сохранялся местный ряд с царскими вратами и иконами Спасителя и Богоматери, ставшими боковыми алтарями. Количество алтарей было невелико, тем самым значительно уменьшалась потребность в иконописи. В течение XVIII в. (особенно к сер. XVIII в.) алтарная живопись униатских храмов все активнее усваивала барочную экспрессию и декоративность, в основном это касалось сюжетных сцен («Благовещение», происходит из церкви в Комотове, сер. XVIII в., МДБК). Однако иконография Спасителя и Божией Матери сохраняла традиц. черты XVII в., допуская свободу в изображении второстепенных персонажей, напр. ангелочков-путти, держащих корону над головой Богоматери (икона «Богоматерь с Младенцем», происходит из церкви в Мостах, 1-я пол. XVIII в., МДБК). Иконография большинства Богородичных образов относится к типу «Одигитрия» Виленского извода (т. е. восходит к иконе Богоматери «Одигитрия» из Виленского Свято-Духова мон-ря; не сохр., известна по гравюре мон. Антония (Тарасевича) 2-й пол. XVII в.), а также восходит к иконам Богородицы «Смоленская», «Ченстоховская», «Римская» «Снежная». В посл. четв. XVIII в. в алтарной живописи заметно смешение черт позднего барочного монументализма и раннего классицизма («Св. Анна с Марией» и «Св. Илия Пророк», происходят из церкви в Комотове, 1797, МДБК). Произведения этого своеобразного местного стиля разного уровня мастерства, в т. ч. примитивные образцы, продлили существование церковной живописи до конца церковной унии (1839), они вошли и в ряд иконостасов 30-х гг. XIX в., созданных по указанию митр. Иосифа (Семашко). Отдельные иконы этого периода, напр. «Богоматерь Умиление», «Вмц. Параскева» (обе - в МДБК), обнаруживают черты классицизма.

http://pravenc.ru/text/168161.html

В левой части полотна в окне - пейзаж с изображением в центре собора и колокольни Киево-Братского Богоявленского мон-ря. Этот портрет описал И. С. Нечуй-Левицкий в романе «Хмари» (Тучи, 1874): «…великий, на цiлuй зpicm, портрет Петра Могили, чорнявого, з гарним грецьким класичним лицем, хоч i трохи аскетичним, в мahmiï i з жезлом». В 1899 г. с раннего портрета была сделана копия для лаврской типографии. Ростовой портрет П. XVIII в. из киевского Софийского собора в 1909 г. был передан в ЦАМ КДА (не сохр.). В росписи интерьера Успенского собора Киево-Печерской лавры (1-я треть XVIII в.) П. был представлен в рост в ряду печерских архимандритов ( Жуковський. 1997. С. 179; П.- 2-й справа, с посохом в правой руке, левая - с поднятым перстом; фотография из собрания НКПИКЗ). Неск. поясных портретов П. XIX в. (НКПИКЗ, НМИУ) по иконографии восходят к ростовому изображению 1-й пол. XVIII в. Среди них портрет 1-й пол. XIX в. из Голосеевской пуст. Киево-Печерской лавры (святитель запечатлен с др. сулком на жезле и с меньшим количеством предметов на столике). На всех портретах П. представлен в относительно молодом возрасте с идентичными чертами лица: большие темные глаза под высоко поднятыми дугами бровей, тонкий острый нос, небольшие уста, черная окладистая борода без проседи. Копия с раннего портрета П. хранилась также в коллекции В. В. Тарновского, «точный» портрет П.- в настоятельских покоях Новоспасского мон-ря в Москве, портрет из галереи Ярославского архиерейского дома - в Ростовском музее церковных древностей (дар архиеп. Тихона (Беллавина), атрибутирован А. П. Барсуковым по изображению герба в 1907, не сохр.; П. «в белом с меховой опушкой клобуке»). На основе живописных портретов были созданы гравированные изображения, в частности эстамп в технике пунктира гравера школы П. П. Бекетова, помещенный в изданиях «Портреты именитых мужей Российской Церкви» (1843) и «Изображения людей знаменитых… Малороссии» (1844). П. представлен погрудно в том же облачении, как и на ранних живописных портретах (экземпляры гравюры - в ГМИИ, ГИМ).

http://pravenc.ru/text/2580094.html

в Кирилловом мон-ре (1754, уничтожена в 30-х гг. XX в.) и Георгиевская ц. на Торгу (1754); близкая к ним по типу Троицкая ц. в дер. Рабежа Демянского р-на (некогда принадлежала Рабежской (Рабехской) пуст., затем приписана к разным новгородским мон-рям как подворье; 1732, разрушается). Ярким образцом барочной архитектуры можно считать колокольню над юж. воротами Хутынского мон-ря с храмом во имя прор. Илии, созданным по проекту архит. Обухова. Имеют архаичный характер по типу 6-столпных 3-апсидных соборов XVII в. Воскресенский собор в дер. Буреги Старорусского р-на с декором в духе узорочья (1764, ныне разрушается), ансамбль с ним образовывали Никольская ц. (1736, ныне руины) и столпообразная колокольня, близкая по архитектуре к колокольне Деревяницкого монастыря (30-е гг. XVIII в., разрушается). Восходящий к XVII в. тип 2-светной кубической, чаще 5-главой, церкви с плоскостным декором представлен перестроенным в 1753-1754 гг. собором во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских Малокириллова мон-ря, декорированным в стиле московского барокко (разрушен после 1944); Воскресенской ц. в дер. Подгорье Батецкого р-на (1763), с трапезной и ярусной колокольней над притвором; одноглавым 5-престольным Введенским собором в г. Боровичи (1777), колокольня к-рого (1785) с чертами барокко и раннего классицизма располагалась отдельно (не сохр.). В 30-х гг. XVIII в. была заново сооружена Троицкая ц. в Ямской слободе Новгорода, 4-столпная, одноапсидная, с 8-скатной кровлей (воспроизводила формы предшествующего храма XIV в.), в 1751-1756 гг. возведена колокольня Сыркова монастыря над зап. стеной собора по типу шестерик на четверике (проект гезеля архитектуры Н. Васильева, не сохр.), такого же типа колокольня была пристроена к Филипповской ц. на Нутной ул. В храмостроительстве 2-й пол. XVIII в. и на рубеже XVIII и XIX вв. на Новгородской земле, как и в России в целом, наиболее распространенным был тип 3-частной церкви с основным объемом, близким к кубу, восьмериком над ним, завершенным шлемовидным куполом, и колокольней над притвором.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

На одной из таких икон (сер. XVIII в., ЦМиАР) М. Г. показан по пояс: он сидит за столом с принадлежностями для письма, на к-ром лежит раскрытая книга, правая рука на странице с текстом, левой он поддерживает книгу снизу. Широкая окладистая борода почти шарообразной формы доходит до пояса и закрывает большую часть одежды. Вокруг головы - нимб белого цвета. Поверх охряного подрясника надета коричневая полумантия с красной подкладкой; на голове - черная скуфья. На полях иконы изображены 2 неизвестных преподобных (подписи не сохр.). Существует ряд аналогичных икон с цветными фонами: кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР), нач. XIX в. (частное собрание), XIX в. (ГЭ), XIX в. (СПГИАХМЗ). На нек-рых иконах XVIII в. (ГИМ); XVIII в. (ПОКМ); XIX в. (ГМИР) М. Г. представлен сидящим за столом, с раскрытой книгой, но без принадлежностей для письма. На иконе XIX в. этого извода (частное собрание) у него на голове скуфья с оторочкой, пышная борода расходится 3 широкими ярусами, десницей он двуперстно благословляет, а 2 перстами левой руки указывает на строки развернутой к предстоящим книги с текстом: «              »; на фоне в неск. ярусов изображены деревья. Прп. Максим Грек. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Максим Грек. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Максим Грек. Икона. XIX в. (Частное собрание) К надгробной иконе М. Г. восходит ряд икон, на которых преподобный представлен с книгой, но не за столом. На невьянской старообрядческой иконе (кон. XVIII - нач. XIX в., ГИМ) над поясным изображением святого, держащего в левой руке раскрытую книгу, помещен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе. В образе М. Г. подчеркнуты аскетические черты: жесткие морщины прорезают лик от переносицы. Широкая окладистая борода закрывает плечи и грудь; на святом коричневый подризник, темно-фиолетовый параман с красной Голгофой и крестами, короткая иссиня-черная мантия, на голове скуфья; на запястье правой руки - лестовка. На иконе с басменным окладом на полях (2-я пол. XVIII в., ГИМ) М. Г. изображен также не за столом, он держит в левой руке раскрытую книгу.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

прор. Илии в Ильинском (ныне Кадыйского р-на), с 5-главым двусветным четвериком, со щипцовыми подвышениями над центрами фасадов. В вост. части епархии преимущество отдавалось шатровым храмам. Самый крупный - Николаевский (не сохр.) был построен в 1916 г. в дер. Соколово близ ст. Шарья (ныне город Костромской обл.), с четвериком, завершенным 8-гранным шатром со щипцовыми кокошниками в основании. Необычную композицию и развитое убранство в рус. стиле имела Троицкая ц. (1904) в с. Новотроицком Ветлужского у. (ныне урочище близ дер. Майтиха Шарьинского р-на; в руинах): крестообразный объем с 2 восьмериками (нижним глухим и более узким световым), со щипцами в основании шатра, небольшие шатры были над углами нижнего объема и на колокольне, примыкавшей к трапезной. Ретроспективные формы, воспроизводящие композицию предшествующего ярусного храма, отличают ц. прп. Макария Писемского (1909-1912) на погосте Макарьева Пустыня Буйского у. (ныне Макариево-Писемский в честь Преображения Господня жен. мон-рь), с убывающими по размерам 2 четвериками и 2 восьмериками, увенчанными главкой на глухом барабане. Существовало много деревянных часовен, число к-рых к нач. ХХ в. достигало 1300. Простейшие представляли собой небольшой квадратный сруб с подскатной кровлей и главкой, напр. часовня во имя прор. Илии (2-я пол. XIX в.) в дер. Грибаново Солигаличского р-на, часовня (1899) из дер. Юркино Чухломского р-на (МДЗ); или 8-гранный объем с шатровым завершением - часовня (2-я пол. XIX в.) в дер. Лаптуново Парфеньевского р-на. Характерно для местных традиций устройство вокруг основного сруба галереи-гульбища с навесом на столбах - часовня (кон. XVIII в.) у Авраамиева Заозерского мон-ря на территории совр. Галичского р-на (не сохр.), часовня (кон. XVIII - нач. XIX в.) из дер. Б. Токарево Солигаличского р-на (МДЗ), 8-гранный сруб которой увенчан вытянутым шатром над широкими скатами кровли и опирается на столбы галереи, поднятой на консольных выступах нижних бревен. Уникальна ярусная композиция часовни из дер.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В 1712 г. Ф. М. Чайка построил в Енисейске 1-й каменный Богоявленский собор. Интенсивное строительство каменных церквей началось в 30-х гг. XVIII в. Были возведены: 3-престольная монастырская ц. Спаса Нерукотворного с колокольней (1735 - 50-е гг. XVIII в.), надвратная ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы (1785-1796), Воскресенская ц. (1736-1750), Преображенская ц. (1747-1750, 2 придела достроены в 1769-1775), храм Воскресения Христова (освящен в 1747, в 1757 к нему был пристроен теплый придельный храм Благовещения), новое каменное 4-престольное здание Богоявленского собора (50-60-е гг. XVIII в.) и др. Всего к нач. XIX в. в Енисейске насчитывалось 9 каменных церквей. Сложившиеся в Енисейске традиции церковного зодчества и иконописи существенно повлияли на облик храмов как приенисейских уездов, так и всей Вост. Сибири. На развитие енисейской и красноярской иконописной школы оказали влияние мастера из сев. и центральных рус. городов, затем из др. сибир. городов, в т. ч. из Тобольска. Известны работы енисейских мастеров 2-й пол. XVIII в. (Е. Баранов, Г. Кондаков, Д. Курышкин, М. Протопопов), 1-й пол. XIX в. (семья Барышевцевых) и др. Значительный вклад в церковное искусство внесли красноярские мастера рубежа XVIII и XIX вв. (представители династии иконописцев Хозяиновых, И. Агапитов, С. Белозёров и др.). В XVIII - нач. XIX в. возводится ряд церквей Приенисейской Сибири в традициях сибир. барокко. В Красноярске 1-й каменный Воскресенский собор (не сохр.) был построен енисейскими мастерами на месте сгоревшей деревянной соборной Преображенской ц.; в 1785-1795 гг. была возведена 3-престольная приходская Покровская ц. (ныне кафедральный собор К. и А. е.; старейшее каменное здание города), имеющая прототипом Троицкую ц. в Енисейске. На 1781 г. в Красноярском у. насчитывалось 37 церквей по сравнению с 22 храмами в 1738 г. Согласно ведомости о составе приходов Тобольской епархии, всего в Красноярске, Красноярском у., Туруханском крае, Енисейске и Енисейском у. было к 1781 г. 74 прихода.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010