языке, в кон. 1739 г.- «Письмо о правилах российского стихотворства» (опубл. в 1778) с изложением принципов силлабо-тонического стихосложения, а также написанную 4-стопным ямбом «Оду… на взятие Хотина» (опубл. в 1751 в новой редакции, исходный текст не сохр.), т. о. решительно продвинув реформу рус. стихосложения, начатую В. К. Тредиаковским. Летом 1739 г. переехал во Фрайберг (Саксония), где обучался химии, металлургии и минералогии у проф. И. Ф. Генкеля. В мае 1740 г. после острого конфликта самовольно ушел от него. 6 июня (н. с.) того же года в церкви реформатской общины Марбурга зарегистрировал брак с дочерью своей бывшей квартирной хозяйки Елизаветой Христиной Цильх (1720-1766; в Россию приехала в 1743 с 4-летней дочерью и братом, получила имя Елизавета Андреевна; из 3 детей Л. выжила только дочь Елена (1749-1772), в замужестве Константинова). Во 2-й пол. 1740 г. Л. посетил Голландию и ряд городов Германии, в июне 1741 г. вернулся в С.-Петербург. Вся последующая жизнь Л. связана с АН. С янв. 1742 г.- адъюнкт физического класса. 25 июля 1745 г. получил звание профессора химии (одновременно с Тредиаковским, профессором элоквенции; они стали первыми рус. академиками АН). В окт. 1748 г. после продолжительных хлопот Л. при АН была открыта 1-я в России химическая лаборатория. В нач. 1750 г. Л. познакомился и сблизился с фаворитом имп. Елизаветы Петровны И. И. Шуваловым, получив в его лице влиятельного покровителя, к-рый мог способствовать практической реализации его идей. Наряду с императрицей и Шуваловым Л. по праву считается основателем Московского университета (1755). С февр. 1757 г.- член («советник») Академической канцелярии, высшего адм. органа АН, чью деятельность Л. оценивал негативно, постоянно конфликтуя с членами канцелярии с нач. 40-х гг. XVIII в. (см. его «Краткую историю о поведении Академической канцелярии в рассуждении ученых людей…», 1764, опубл. в 1865). С марта 1758 г. возглавлял Географический департамент АН, в к-ром организовал составление «Атласа Российского»; с янв.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Несмотря на разнообразие его жизненных и профессиональных интересов, есть основания полагать, что их основной сферой была именно архитектура; при этом отсутствуют к.-л. прямые свидетельства об архитектурной деятельности З., его архитектурная графика практически неизвестна. З. обычно подписывался в документах как «главный над жилищами директор», что вместе с др. свидетельствами дало повод считать его главным архитектором Москвы петровских времен. Грабарь и др. исследователи пытались приписать З. ряд известных памятников московской архитектуры нач. XVIII в.- церкви св. Панкратия близ Сухаревой башни (1700, не сохр.), мч. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717), апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной (1705-1714), соборы Заиконоспасского (1709) и Варсонофиевского (1709-1714, не сохр.) мон-рей, надвратную Тихвинскую ц. Донского мон-ря (1713-1714), новый фасад палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (1703-1711) и др. Эти атрибуции ценны как свидетельство стилистической общности упомянутых памятников; несмотря на то что в наст. время не представляется возможным признать З. архитектором, не подлежит сомнению его существенная роль во внедрении новой типологии и стилистических черт, сформировавших архитектурное пространство Москвы петровского периода. Лит.: Розанов Н. П. Церковь арх. Гавриила в Москве на Чистом пруде или Меншикова башня//Рус. достопамятности. М., 1877. Т. 2. С. 1-17; Грабарь И. Э. И. П. Зарудный и моск. архитектура 1-й четв. XVIII в.//Русская архитектура 1-й пол. XVIII в.: Исслед. и мат-лы. М., 1954. С. 39-92; Куницкая Е. Р. Меншикова башня//Архит. наследство. Л.; М., 1959. Вып. 9. С. 157-168; Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках рус. архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.: 2. Забытое известие о Меншиковой башне//Рус. искусство XVIII в. Мат-лы и исслед. М., 1973. С. 25-30; Гатова Т. А. Из истории декоративной скульптуры Москвы нач. XVIII в.//Там же. С. 31-44; она же. Зарудный//Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.)/Сост.: А. Ф. Крашенинников.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Келейное одеяние святого (ряса и клобук) использовано в одном из сюжетных изображений - Д. с пером в руке за письменным столом во время работы над агиографическим сводом, как на уникальном образе нач. XIX в. (ГМЗРК), где изображены 2 иконы Божией Матери - Ватопедская и Боголюбская с Ростовскими чудотворцами (последней святитель был встречен по прибытии на кафедру). К этому кругу памятников относится гравюра 3-й четв. XVIII в. (РНБ), включающая текст «Духовного завещания» Д. (занимает основную часть листа, почти дословно совпадает с текстом грамоты 1707), его начальная строка воспроизведена и в книге на изображении. На акварельном рисунке в рукописи «Келейного летописца» кон. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. F. 4. Л. 1 об.) фигура в зеленой рясе и клобуке, с нимбом заключена в овал на постаменте, вверху те же Богородичные иконы, текст в книге - эпиграф из «Келейного летописца». Наиболее распространенный извод на живописных иконах-портретах и традиц. иконах Д.- парадное изображение в богослужебном облачении, саккосе, омофоре и митре, с наперсным крестом и панагией (в таком одеянии «гвоздичного цвета» с желтой палицей, в митре с горностаевой опушкой святитель был погребен, в ногах положен орлец, см., напр.: Голубинский . Канонизация святых. С. 307, 481). Существует 2 варианта репрезентативных живописных изображений Д., восходящих к ранним оригиналам (очевидно, не сохр.). На нек-рых портретах сер.- 2-й пол. XVIII в. большого размера (НКПИКЗ, НХМУ, ГТГ - с текстом в книге «Розыск о раскольнической брынской вере») святитель показан в рост, вполоборота вправо, в интерьере с окном, гербом, с Распятием на столе и др. Указание на прототип можно обнаружить на резцовой гравюре Д. 1825 г., напечатанной в Киево-Печерской лавре (выделена Ровинским в отдельный тип; оттиски на шелке - ЦАК МДА, ГМЗРК) с подписью: «Uзoбpaжehie... снятое с давняго портрета его находящагося в церкви бывшаго Кириловскаго монастыря». Особенностью иконографии является крест в левой руке святителя и жезл в его деснице (возможно, результат «зеркальной» передачи оригинала) и необычная форма митры. Вместе с тем иконы Д., смотрящего вправо, встречаются редко, одно из исключений - образ 2-й пол. XVIII в. (ГМИР) с гербом и большим пространством интерьера, куда введен иконописный сюжет - облако с восседающим Спасителем и слетающим голубем ( Тарасов О . Ю . Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 370-373. Ил. 167,

http://sedmitza.ru/text/814523.html

Н. А. Зонтиков Иконография Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) В иконописных подлинниках под 4 апр. внешность И. уподобляется облику прп. Зосимы Соловецкого: «...надсед, брада Зосимы Соловецкого, схима на плечах» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. 66. Л. 94 об.); «аки Зосима, схима, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 143 об.). В подлиннике XVIII в. представлено описание И., «иже на посаде на Сторожье, Галическаго новаго чудотворца; положен у церкви Бориса и Глеба под алтарем на правой стране; образом и подобием по всему аки Зосима Соловецкий, и ризами; схима на плечах» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). Подобное описание И. с добавлением: «...на гробе его образ, а в церкви другий» - приводится в «Описи предметов старины Галичскаго Николаевскаго Староторжскаго женскаго монастыря» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2486. Л. 80 об.- 81), составленной в 1904 г. настоятельницей мон-ря игум. Ангелиной, к-рая указала, что при создании описи использовалась рукопись XVII в., принадлежащая ОИДР. В описи сообщается, что в 1770 г. деревянный храм во имя блгв. князей Бориса и Глеба и деревянная гробница И. были разобраны по указу Костромской духовной консистории, а образ с гробницы отправлен на хранение в архиерейскую ризницу. Среди монастырских икон игумения особенно выделяет икону И. «древняго письма, выш. в один аршин и пять вершков, шир. в 15 вершков. Риза на иконе из медной фольги. Венец серебряный 84-й пробы, весом в 52 золотника. Икона находится в притворе соборного храма, записана в главной описи под 185-5» (Там же. Л. 82, 102 об., указанные иконы не сохр.). В уникальном рукописном сб. «О живописцах и о честных иконах» 1-й пол. XIX в. дважды представлено миниатюрное изображение И. (Там же. Ф. 558. Оп. 2. Д. 538. Л. 9, 23). Наиболее ранние сохранившиеся изображения И.

http://pravenc.ru/text/200167.html

С сер. XVI в. служба И. Н. широко распространяется в составе «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на Московских Соборах 1547-1549 гг. В 1-й пол. XVII в. канон И. Н. почти дословно (сохр. даже именной акростих по богородичнам) был использован при написании канона вел. кн. Георгию Всеволодовичу ( Спасский. 2008. С. 38, 141-142; Кожухаров. 2004. С. 189-190). Во имя И. Н. был крещен старший сын царя Михаила Феодоровича Романова, родившийся в 1633 г. и умерший в 1636 г. Сохранилась его мерная икона, написанная в 1633 г. (Архангельский собор Московского Кремля. Инв. Ж 550-1/2), в драгоценном окладе с изображением небесного покровителя ( Меняйло В. А. Русская иконопись в 1-й пол. XVII в.// Она же. Иконописцы царя Михаила Романова: Кат. М., 2007. С. 124-125. 47). С этим событием связано посвящение престола И. Н. в составе архитектурного комплекса дворцового Верхоспасского собора («Спас за золотой решеткой») в Московском Кремле - «Иоанн Белгородской, что в Верху». Большие работы по украшению интерьера вновь отстроенного в 70-х гг. XVII в. храма велись в 1678-1680 гг. Храмовый житийный образ («страсти») был выполнен Феодором Евтихием Зубовым ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 254-255). На правосл. землях Речи Посполитой почитание И. Н., судя по рукописной традиции службы ( Kuczy ska. 19913. S. 27-30; Naumow. 1996. S. 51-53), получило распространение только в кон. XVII - XVIII в. по преимуществу в Галиции в связи с перенесением мощей из Сучавы в 1686 г. Житие, по всей вероятности, было здесь известно только в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского. А. А. Турилов Гимнография Вмч. Иоанн Новый, Сочавский, и царевич Иван Михайлович. Икона. 1639 г. (ГММК) Вмч. Иоанн Новый, Сочавский, и царевич Иван Михайлович. Икона. 1639 г. (ГММК) Служба И. Н. была написана тем же автором одновременно с житием ( Спасский. 2008. С. 37-40; Кожухаров. 2004. С. 183-193); мнение А. И. Яцимирского (базировавшееся в немалой степени на отсутствии списков XV в.), что кондак, отпустительный тропарь и молитва мученику были написаны не позднее 1511 г.

http://pravenc.ru/text/471404.html

По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96). Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» ( Ковалёв. 1887. С. 92). В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. 334. Л. 77). В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в. Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря - живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

http://pravenc.ru/text/182479.html

В кон. XVIII в. над могилой преподобного построили кирпичную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы с приделами во имя И. и в честь Рождества Богородицы. К нач. XIX в. выстроенная преподобным деревянная Рождество-Богородицкая ц. была ветхой, в сер. XIX в. в бывш. пустыни имелся только каменный храм (сохр. в полуразрушенном состоянии). Междуозерский приход объединял 12 небольших деревень, расположенных между озерами Азатское и Ило. В настоящее время жители этих деревень отмечают 11 окт. (28 сент.) праздник «Родионьевская», но не связывают его с И. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено ок. 1831 г. (возобновлено в 1981). И. прославляется в 4-м тропаре 8-й песни канона Всем святым земли Новгородской (составлен в 1831). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 39, 64), где он отмечен как местночтимый святой. А. Л. Лифшиц Иконография Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Иродион Илоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника житий и повестей. 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 109 об.) Прп. Иродион Илоезерский. Миниатюра из сборника житий и повестей. 2-я пол. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405. Л. 109 об.) Первый образ И. был написан по заказу Софония, к-рый, согласно Житию святого, воткнул посох в его могилу, ослеп и прозрел после явления ему И.: «И сотвори сеи муж Софонии над преподобным Иродионом гробницу… и написав образ преподобнаго Иродиона по подобию и по образу его» ( Лифшиц. 2009. С. 65-66). Святой - «сединами украшен», «аки жив» - являлся и др. жителям Белозерья, в т. ч. иконописцу иноку Вассиану.

http://pravenc.ru/text/674097.html

(ГЭ), на к-рой он сопровождает изображение в рост Богоматери Оранты, и названию чтимой иконы XIV в. типа Киккотиссы (Византийский музей. Никосия), отражающему ее происхождение из ц. Феоскепасту (не сохр.) близ Калопанайотиса на Кипре (надпись на самой иконе отсутствует). Влахернская икона Божией Матери из церкви с. Влахернского (ГТГ) Влахернская икона Божией Матери из церкви с. Влахернского (ГТГ) Иконографические и эпиграфические аналогии В. и. относятся к XIII-XIV вв., что говорит о ее возможном создании как копии одной из святынь этой эпохи, связанной с Влахернским храмом. Через 20 лет после привоза иконы в Россию из-за ее ветхости потребовалась капитальная реставрация, поэтому, возможно, основой для воссоздания послужила подлинная древняя реликвия. Потребность в изготовлении копии или в реставрации В. и. могла возникнуть во 2-й пол.- кон. XV в., когда после тур. завоевания мн. святыни были повреждены или безвозвратно утрачены. Т. о., В. и. можно датировать 2-й пол. XV в. Наиболее известны 3 копии В. и., также выполненные в рельефе. Одна из них в XVIII-XIX вв. находилась в Высокопетровском мон-ре в Москве, куда была пожертвована родом Дубровских, затем была передана в ГИМ, ныне в храме Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове в Москве. Другая - родовая святыня Головиных - была вложена ими в Спасо-Влахернский мон-рь с. Деденёва под г. Дмитровом, в наст. время в ЦМиАР. Эти копии, точно повторяющие по размеру и иконографии кремлевский оригинал, были изготовлены в 1701 и 1705 гг. в технике деревянного рельефа с росписью темперой и имели сходные драгоценные оклады с чеканным текстом сказания о спасении Царьграда от нашествия врагов. Создателям копий было известно о том, что В. и. представляет собой мощевик-реликварий. На фонах и венцах икон были устроены специальные углубления для св. мощей. Еще одна копия (VII в.- датировка Г. В. Сидоренко, ныне в ГТГ) принадлежала роду Строгановых, а с сер. XVIII в. Голицыных и хранилась в их усадьбе - с. Влахернском (Кузьминках) под Москвой. Первое документальное упоминание о ней относится к 1716 г. Эта копия отличается более высоким рельефом и выполнена целиком в технике литья из воско-мастики. О возможности изготовления таких копий свидетельствует документ, содержащий указания по составу мастики и отливке, из сборника XVII в.: «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» (опубл. в XIX в.). Необычность техники, отличия в иконографии, а также семейные предания Строгановых и Голицыных о привозе царю Алексею Михайловичу не одной, а 2 икон породили предположения о большей древности иконы. Есть сведения и о др. рельефных и живописных повторениях чудотворного образа.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. старообрядцы жили на В., но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев мон-рь (после 1735-1844; не сохр., в наст. время зона отдыха Гомеля), где начал свой иноческий путь в 1834 г. Павел (Великодворский) . В 1832-1839 гг. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников , впосл. старообрядческий епископ), с этой обителью связаны мн. видные деятели Белокриницкой иерархии : Аркадий ( Дорофеев , впосл. еп. Славский), Онуфрий (Парусов, впосл. еп. Браиловский), Алимпий (Вепринцев), И. Г. Кабанов (Ксенос) - автор «Истории и обычаев Ветковской церкви» и Окружного послания . На В. действовали и др. старообрядческие мон-ри: Макариев Терловский, основанный ок. 1750 г. в 32 верстах от Лаврентьева мон-ря иноком Макарием из Вереи, Пахомиев, созданный ок. 1760 г. др. выходцем из России - иноком Пахомием, Асахов (Чолнский или Чонский) скит, устроенный в то же время близ Гомеля в урочище Чолнский обрыв старцем Иоасафом из Гжатска, жен. мон-рь в Спасовой слободе на территории совр. Гомеля. Этим мон-рям, особенно Лаврентьеву, в кон. XVIII - нач. XIX в. покровительствовали фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский и его сын гр. Н. П. Румянцев , на землях к-рых располагались обители. В нач. XIX в. в Макарьевом мон-ре проходил собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на к-ром присутствовали представители Рогожского кладбища, В., Стародубья, Орла и Молдавии. На соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, ветковские старцы от спора уклонились ( Мельников-Печерский. С. 346). В кон. 20-х гг. ХХ в. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской - 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома - 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение мн. исторически значимых поселений, гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В наст. время немногочисленное старообрядческое население живет в Тарасовке, Марьине, Ст. Крупце, Буде.

http://pravenc.ru/text/158276.html

Среди рисунков, сделанных в Киеве в 1651 г. А. ван Вестерфельдом, придворным художником литов. гетмана Януша Радзивилла, есть изображение раки со св. мощами М. в соборе Св. Софии. Художник подробно зафиксировал детали интерьера, в т. ч. висящую на стене над изголовьем раки икону с образом святого. Хотя извод недостаточно хорошо просматривается, есть основание говорить, что над св. мощами М. находилась его икона с прямоличным поясным изображением. При мощах святого пребывал и принадлежавший М. резной кипарисовый крест афонской работы (XV в., НКПИКЗ). Во 2-й пол. XVIII в. на юж. фронтоне киевской Илиинской ц. на Подоле была размещена живописная композиция (обнаружена в 1957 под записями XIX и XX вв.) с образом М. В кон. XX в. она была возобновлена в мозаике с сохранением прежней схемы и с повторением первоначальных надписей. В центре композиции помещен образ седовласого с клиновидной бородой архиерея, представленного по пояс в легком повороте влево на фоне пейзажа. Он облачен в саккос, с омофором, с палицей; на голове митра, на груди - крест и панагия. В правой руке держит крест, в левой - жезл с сулоком. По сторонам нимба - надписи: «Священномученик Makapiй» (слева), «Mimponoлum Kiebckiй» (справа). В пейзаже сделана попытка изобразить место кончины священномученика: слева р. Припять, справа в ограде церковные строения - 3-ярусная колокольня с высоким барабаном, увенчанным куполом с крестом, и небольшой храм (архитектура не соответствует реальной). Пространный текст внизу слева сообщает обстоятельства мученической кончины святого, убитого «безбожными перекопскими татарами», справа -вкладная надпись. Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Фрагмент иконы «Собор св. первосвятителей всея Руси». Сер. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Фрагмент иконы «Собор св. первосвятителей всея Руси». Сер. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) В приделе 12 апостолов в юго-зап. части Софийского собора в Киеве в поздней росписи находится образ архиерея (в саккосе, с омофором, с палицей, в митре, с крестом в левой руке и благословляющей десницей), к-рый идентифицируется как М. (надпись не сохр., автор атрибуции и датировки XVIII в. Н. Н. Никитенко). В этом изображении - в типе лика со строгими, правильными чертами, в форме клиновидной бороды - узнаются черты облика, присущие святому.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010