256—257. 68 Вальсамон. Толкование 2-го Антиохийского собора. 69 Ипполит Римский. «Апостольское Предание» XXVI. 70 Арх. Керн. Евхаристия. Париж, 1947 г ., стр. 338. 71 Порядок совершения иудейских трапез до некоторой степени дает возможность решить вопрос, принял ли Иуда участие в Тайной вечери Христа. Из описаний Мт. (XXVI, 20 сл.) и Мк. (XIV, 18 сл.) следует, что Иуда покинул помещение до начала трапезы, тогда как согласно Луке он покинул вечерю после установления Евхаристии. Иоанн дает только указание, что Иуда покинул вечерю после умовения ног. Из этого указания видно, что трапеза еще по настоящему не начиналась. Таким образом, Иоанн скорее совпадает с Матфеем и Марком, чем с Лукою. Согласовать эти указания на основании данных Евангелий нет возможности. Надо решить вопрос или в пользу Луки или в пользу остальных евангелистов. Если мы примем во внимание слова Христа: «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо (Мк. XIV:20; ср. Мт. XXVI, 23), то ясно, что речь идет о предварительной части трапезы, когда собственно трапеза по настоящему еще не начиналась. Этим объясняется, что Марк и Матфей два раза упоминают: «когда они ели». Второе упоминание (Мк. XIV:22; Мт. XXVI, 26) непосредственно перед благословением хлеба было бы излишне, если настоящая трапеза уже началась после возлежания. Именно в этот промежуток времени между возлежанием и благословением хлеба вышел Иуда. В этот же промежуток времени совершено было омовение ног. 72 «Апостольские Постановления». VIII, 11: Русский перевод, стр. 267. 73 In Genes. Horn. X. Мы не вполне уверены, имел ли в виду Ориген Евхаристические собрания или синаксисы, т. к. он главным образом упрекал своих современников, что они не охотно идут слушать Слово Божье. 74 21-е правило Элызирского собора. Об этом правиле упоминает Сардикийский собор (середина IV-ro века) в своем 12-м правиле, а также ТрулльскиЙ собор(692 г .) в своем 80-м правиле. 75 2-е правило Антиохийского собора в переводе «Книги правил». 76 9-е Апостольское правило в переводе «Книги правил».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Ищи в 9-й гл. буквы Δ 16-е пр. 1-го и 2-го собора. Глава 13-я – о том, что не должно рукополагать епископа в малый город или деревню Ищи 30-ю главу буквы Ε. Глава 14-я – о рукоположении хорепископов Ищи 31-ю главу буквы Ε. Глава 15-я – о епископе, который, по рукоположении, не хочет отойти в назначенную ему Церковь Ищи 20-ю главу буквы Ε. Глава 16-я – о том, что епископ не должен совершать хиротонии в епархиях, ему не подчиненных 35-е правило святых Апостолов определяет: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и во селах, ему не подчиненных. Аще же обличен будет кто либо, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении оные: да будет извержен и он и поставлении от него». И самому митрополиту области не дозволяется приходить в предел кого-либо из подчиненных ему епископов и совершать какое-либо архиерею свойственное действие без согласия епископа. Ищи в 9-й главе буквы Α Антиохийского собора правило 13-е и 22-е , и II Собора 2-е правило. Глава 17-я – о том, что епископу не позволяется рукополагать клирика иной епархии 54-е (65-е) правило Карфагенского собора – епископов, принимающих чужого клирика и рукополагающих в подведомые им церкви, – отлучает от общения с прочими (епископами). И синодальное определение, которое было при патриархе Михаиле, называвшемся и главою философов, говорит: позволяется архиереям преподавать слово о вере всем некрещеным и оглашать и крестить, откуда бы они ни были, а также преподавать божественные Тайны верным из всякой епархии, а удостаивать рукоположения архиерею предоставлено только принадлежащих к собственной его епархии, как определяют божественные правила, а отнюдь не всех приходящих откуда бы то ни было. Впрочем, жестоким и бесчеловечным почло (синодальное определение) – сделавших это прежде сего определения – епископов отлучать, а рукоположенных лишить священства, разве когда после первого и второго увещания не захотели покориться; и на такой случай определено: епископу быть под запрещением на определенное время, а рукоположенному – священнодействовать в той епархии, в которой рукоположен; синодальное определение повелевает также, чтобы епископским чиновникам и хартофилаксу рукополагаемыми давалось то, что установлено древним обычаем; о сем и ищи в 28-й главе настоящей буквы. Глава 18-я – кому из епископов дано право принимать чужих клириков и рукополагать в подчиненные им церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Так, в 71-м Апостольском правиле упоминается «капище языческое» ( ερν θνν ), в 80-м – о пришедшем «от языческого жития» ( ξ θνικο βου ), во 2-м правиле II Вселенского Собора содержится постановление о Церквах Божиих у иноплеменных народов ( τς ν τος βαρβαρικος θνεσι το Θεο κκλησας ). Это постановление повторяется затем в 28-м правиле IV Вселенского Собора . У Кассия Диона Н. Заозерский указывает два места, где слово θνος действительно переводится словом «провинция»:  Histor Rom. LIV, 30:3 и XLVI, 23:4. Причем для первого случая замечает, что в словосочетании σατ θνος слово θνος хотя и переводится словом «провинция», однако допустим и вольный перевод: «население провинции Асии» . В подавляющем большинстве остальных случаев, как убедительно показывает Н. Заозерский, Кассий Дион употребляет слово θνος не для обозначения провинции, а в смысле племенного, национального союза (лат. gens) или в смысле населения известной местности. В результате Н. Заозерский приходит к заключению, что христианский народ, θνος , о котором говорится в 34-м правиле, есть «поместная национальная церковь». «По точному смыслу 34-го Апостольского правила, – пишет Н. Заозерский, – вся Церковь Христова представляет собой духовный союз или федерацию национальных, самоуправляющихся церквей» . «В основу церковного самоуправления или церковной автономии здесь полагается национальность – это выразительно обозначается термином θνος – народ, нация, язык (курсив авт. – В.С.)» . Представляется очевидным, что аргументы, выдвинутые Н. Заозерским в его полемике с Н. Глубоковским, выглядят более обоснованными и убедительными. Как отмечают в том числе и современные авторитетные авторы, 34-е Апостольское правило, при его большом сходстве с 9-м Антиохийским, все же исходит из более древнего церковного устройства, поскольку говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, хотя, безусловно, и связанному с территориальным . Существование митрополичьих округов, из которого исходит 9-е правило Антиохийского Собора, соответствовало административному делению империи на провинции, введенному в начале IV века при Диоклетиане.

http://bogoslov.ru/article/2607957

3. «Canones et regulae conciliorum Graecorum» (Каноны и правила греческих Соборов - PL. 67. Col. 147-172): Вселенского I Собора (20 правил), Анкирского 314 г. (24 правила), Неокесарийского между 314 и 325 гг. (14 правил), Гангрского ок. 340 г. (20 правил), Антиохийского 341 г. (25 правил), Лаодикийского 343 г. (59 правил) и Вселенского II Собора (3 правила). В своем переводе Д. М. воспроизвел тот порядок Соборов и разделения документов (на 165 глав), который имелся в доступном ему греч. оригинале ( Dionys. Exig. Praef. ad Steph.//PL. 67. Col. 142), соответствующем в свою очередь каноническому сборнику, использовавшемуся отцами Халкидонского Собора (см.: Петр (Л " Юилье). С. 334-335). К правилам этих Соборов Д. М. уже со своей нумерацией присоединил также: 4. «Chalcedonensis concilii Decreta» (Постановления Халкидонского Собора - PL. 67. Col. 171-176), состоящие из 27 правил, как это и было в изначальном греч. варианте соборных постановлений и в древних лат. переводах (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 158. 9-163; Vol. 2(2). P. 31-109; см. также: Петр (Л " Юилье). С. 327-328). 5. «Canones Synodi Sardicensis» (Правила Сардикийского Собора - PL. 67. Col. 175-182). 21 правило этого Собора изначально были составлены на латыни и затем переведены на греческий; хотя среди участников Собора было немало вост. епископов, эти правила не сразу были включены в вост. канонические сборники, а в Риме с сер. IV в. они присоединялись к правилам I Вселенского Собора ( Петр (Л " Юилье). С. 344). Д. М. опустил эти правила в адресованной папе Гормизду редакции сборника, поскольку они «не были приняты всеми» (Praef. ad Hormisd.//CCSL. Vol. 85. P. 51). 6. «Codex canonum Ecclesiae Africanae» (Собрание канонов Африканской Церкви - PL. 67. Col. 181-230) представляет собой собрание из 138 различных соборных документов и постановлений Карфагенских Соборов, проходивших в 348-419 гг., к к-рым присоединены также 1-е соборное послание папы св. Бонифация I , послание свт. Кирилла Александрийского епископам Африки, в к-ром он обещает прислать копию правил Никейского Собора и указывает на дату празднования Пасхи, послание Аттика К-польского, также обещавшего прислать копию правил Никейского Собора, копия Никейского Символа веры и послание папы св. Келестина.

http://pravenc.ru/text/178471.html

9-е правило обязывает «верных» (то есть мирян) пребывать на молитве и святом причащении до конца. Пребывать, то есть присутствовать с молитвой и в момент Пресуществления, и в то время, когда клирики и приготовившиеся миряне причащаются. Мирянин может не причащаться, не объясняя причины. И еще об одном каноническом правиле - 2-м Антиохийского Собора. Его очень часто цитируют с целью доказать, что в древности все присутствующие на Литургии обязательно причащались. Опять-таки из правила извлекается то, чего в нем нет. Этим правилом отлучаются от Церкви (до покаяния, исповеди и плодов покаяния) люди, «не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Святыя Евхаристии». Позвольте! - если я, не подготовившись к Причащению, не подхожу к Чаше, неужели это значит, что я «отвращаюсь» от нее? Никоим образом! Я благоговею пред Святыми Дарами! То есть, здесь речь не о тех, кто сегодня не причащается, а о тех, кто «уклоняется» и «отвращается» и от молитвы, и от Причащения. Мы здесь на самом деле видим начало раскола, сомнения - можно ли здесь молиться и причащаться. И правило пресекает раскол (или отсекает раскольников) в самом начале и самым решительным образом, в чем можно убедиться, прочитав правило целиком. 6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» - например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, - с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей - напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

– Пресвитеры, собирающиеся на молитву без посланного епископом пресвитера, подлежат проклятию – 6 Гангрского Собора. – Пресвитер, отлучённый епископом, если водрузит жертвенник и принесёт жертву, подлежит проклятию – Карфагенского [Собора правила] 10, 11, 29. – Восхищающие недарованное, раздражают Бога – правило апостолов Петра и Павла, лист 30. Монашествующие – вступающие в монастырь дают обед девства – Василия Великого правило 17-е. Монашествующие – проходят трёхлетнее испытание – Двукратного 5-е. Монашествующие – пострижение совершается в присутствии игумена – Двукратного 2-е. Монашествующие – должны жить всегда в монастыре – IV-ro 4-е. Монашествующие – не должны без благословения настоятеля выходить из монастыря – VI-ro 46-е. Монашествующие – не должны переходить в другой монастырь – VI-ro 4-е. Монашествующие – должны быть безбрачны – IV-ro 16-е. Монашествующие – имущества у монахов не должно быть – Двукратного 6. Миропомазание – освящение мира принадлежит епископам – 6-е Карфагенского. Миропомазание – по крещении помазывать миром – 47-е Лаодикийского. О чинопринятии еретиков – 8 правило I-ro, 7-е II-ro; 95-е VI-ro; послание к епископу Мартирию, лист 293 об.; Феофила Александрийского правило 12-е, лист 272; Карфагенского 69-е; Василия Великого 1-е, 47-е; Тимофея Александрийского, лист 606. О безсвященнословных браках – лист 522 и далее. Разность обычаев – сравнить 13 и 55 – VI-ro с 71-м Карфагенского. Разность обычаев – совершение литургии по полудни – 29–41 Карфагенского с 8-м VI-ro Вселенского Соборов. Разность обычаев – градская власть должна помогать церкви – 67, 94 Карфагенского. Разность обычаев – еретики мечом посекаеми да бывают – лист 519 об. Об отмене правил – 15-е Неокесарийского отменено 16-м VI-ro; 5-е апостольское – 12-м VI-ro; 1-е купно всех апостол=29 Лаодикийского; 37-е апостольское=8-м VI-ro; см. ещё предисловие, лист 6, о Пасхе, и ср. с ним 7-е Лаодикийского и 1-е Антиохийского [Соборов]. 9) Большой или Великий катихизис – заключает в себе изложение веры в вопросо-ответах. Составлен протоиереем (Волынская губерния) Лаврентием Зизанием и напечатан в 1627 году в Москве в патриаршество Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Следовательно, раскольники Украины продолжают оставаться раскольниками и отлученными от Евхаристического общения, поскольку Русской Православной Церковью не было упразднено наложенное ею наказание, и всем известно, и множеством канонов утверждено, что те, которые вступают в Евхаристическое общение с отлученными и раскольниками, подлежат отлучению и прерыванию Евхаристического общения. Патриарх Варфоломей, архиепископ Иероним и те, которые причащаются с украинскими раскольниками, подлежат отлучению и прекращению с ними Евхаристического общения. Из многих священных правил показательно мы приводим следующее 11-е Апостольское правило: «Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам». 12-е Апостольское правило: «Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительных грамот: да будет отлучен и принявший и принятый». 33-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиками, или раскольниками». 2-е правило Антиохийского Собора: «…Да не будет же позволено, чтобы имели общение с отлученными от общения, ниже сходиться в домах и молиться с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной Церкви не принимать и в другой Церкви. Если же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном». Так вот, где же видят зло и преувеличение новоявленные канонисты и представители Фанара, осуждая Церковь России, которая соборно наложила запрет на церковное общение и на поминовение Патриарха Варфоломея и архиепископа Иеронима? 4. Вводят войну в Церковь и после смеются при помощи «мирных писем». Мир и благочиние достигается в Церкви, когда соблюдаются священные каноны. Наоборот, бывают разделения и расколы, теряются мир и единство, когда через антиканонические действия нарушаются права Поместных Церквей.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/09/o_mirn...

В нем впервые на языке канонов упоминаются более крупные поместные образования, чем церковные области, возглавляемые митрополитами, о которых речь шла в правилах I Вселенского собора. Эти области были названы диоцезами. Их появление в канун II Вселенского собора связано с развитием административного деления самой Римской империи, поскольку церковная организация последовательно приводилась в соответствие с административным делением империи. Во 2-м правиле упоминаются диоцезы лишь одной префектуры – Востока: «Александрийский епископ да управляет Церквами токмо египетскими; епископы Восточные да начальствуют токмо на Востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами никейскими признанных; также епископы области Асийской да начальствуют токмо в Асии; епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийския области; Фракийские токмо Фракии». Относительно Церквей за пределами империи, «у иноплеменных народов», собор постановил сохранить прежний порядок – «соблюдавшееся доныне обыкновение отцев», которое заключалось в том, что Церкви в Эфиопии находились в ведении Александрийских епископов, Церкви в пределах Ирана, за восточными границами империи, – в юрисдикции Антиохийского престола, а Церкви Восточной Европы зависели от первого епископа Фракии, который имел кафедру в Ираклии. 3-е правило устанавливает место в диптихе епископа Константинополя. В нем говорится: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Известно, что в Риме неравенство чести кафедр связывают не с политическим значением городов, а с апостольским происхождением общин, и поэтому на первые места в диптихе там ставили в древности Римскую, Александрийскую и Антиохийскую Церкви, основанные апостолом Петром и его учеником Марком. В связи с этим Римские епископы в течение нескольких столетий упорно противились возвышению столичной кафедры Константинополя. Но 3-е правило II Вселенского собора недвусмысленно говорит о политических и, следовательно, исторически преходящих основаниях возвышения престолов.

http://pravicon.com/info-3111

Ради Св. Чаши несли долголетнее суровое покаяние грешники, которые так волновали церковную совесть. Благодатные дары священства и елеосвящения подавались за Литургией. На ней также совершались и другие священнодействия, например, пострижение в монашество 27 , освящение мvpa 28 . Такова евхаристическая практика Древней Церкви. Евхаристия – радость в духовной жизни отдельного члена Церкви. Она – основа и благодатное вдохновение на подвиг восхождения по лестнице добродетелей. Она – «лекарство бессмертия, средство целебное, чтобы не умереть, но чтобы жить во Иисусе Христе постоянно». Она – обо’жение верующего во Христа, его теосис. Но Евхаристия имеет и соборный характер. Участие в ней – общее дело всех членов Церкви. И если кто-нибудь по какой-либо причине, чаще всего по небрежению к величайшему духовному сокровищу – Св. Дарам, по небрежению к своей обязанности члена Церкви и заповеди любви к другим членам Церкви, отказывался или уклонялся от этого общего дела, Церковь начинала беспокоиться и немедленно старалась выяснить причины этой духовной язвы, чтобы ее залечить. Этими заботами проникнуты правила соборов в послеконстантиновскую эпоху. Обращение Империи в Христианство привлекло в ряды Церкви многих номинальных христиан. «Из личного, чисто жертвенного подвига христианство для большинства людей превратилось в дело общественного приличия, а иногда даже и выгоды» (Митр. Сергий Московский). Духовная напряженность христиан ослабела, и создалось небрежное и недостойное отношение к Литургии. Учащаются случаи ухода из Церкви после чтения Священного Писания и проповеди. Это поведение огорчало св. Иоанна Златоуста . 2 правило Антиохийского Собора 341 года и 9 правило св. Апостол отлучают «непребывающих на молитве и святом причащении до конца» или, как читается последнее правило в Славянской Кормчей 1787 года, согласно толкованиям Зонары и Аристина, «непребывающих в Церкви до последней молитвы, не причащающихся» 29 . Затем вообще христиане перестали приходить к Литургии. Это небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры и предавшихся делам и заботам мipckuм» 30 , побудило Церковь принять решительные меры.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

На основании этого, православные христиане требовали убедительно твоего удаления и заменить другим лицом, ссылаясь на то, что они не находят в твоем лице ни защитника, ни духовного просветителя: горько им приходится от тебя и твоего сына. Явившихся с ходатайством христиан, тебе подведомственных, едва удалось нам удержать и остановить: они готовились с ходатайством в Деблет (высшее турецкое начальство), рассчитывая, что ты только тогда исправишься и проч. Церковное начальство сочло нужным тогда Амвросию сделать надлежащее внушение. Некоторое время спустя, в сентябре того же года, низложен по указу Порты, что видно из письма к Амвросию, написанного Синодом в сентябре 1841 года; в этом письме Синод советует ему оставаться на покое на родине Энос согласно высочайшему повелению. 5. Не известно также писал ли Иосиф внушительные 4 письма Амвросию, потому что нет нигде указания в письмах церкви митрополиту Иосифу об Амвросии. Сохраняются же три письма при патриархии к Иосифу: 1-е от 14-го декабря 1846 года, в котором говорится, что Амвросий, бежав из Бизилиуссы 5 , находится при каком-то монастыре и подсуден (митрополиту) Иосифу; в виду того, что церковь его считает провинившимся, не имеет он права совершать богослужение, что известно его преосвященству, который конечно не разрешит ему священнодействовать. В этом письме спрашивается между прочим: прибыл ли туда Амвросий? 2-е письмо от 12-го марта 1847 г. В нем сказано, что вселенский патриарх Анфим, вспоминая то, что он слышал, что будто Амвросий бежал в какой-то монастырь еретиков, находящихся близ Вены, что действительно по справкам названный архиерей проживает в местах, подлежащих его ведомству. Сам Амвросий не считает свой поступок бегством. И если вдуматься, говорит патриарх Амвросию, то можно будет видеть, как глубоко заблуждено ваше преосвященство; законы церкви считают вас повинным и лишают права священнодействовать и требуют, чтобы митрополит Иосиф отправил вас сюда 6 . 3-е письмо от 20-го августа того же года. Этим письмом патриарх Анфим напоминает митрополиту Карловичу 7 все то, что было сказано в предыдущих письмах об Амвросии, и удивляется, почему митрополит не отвечает на его письма, прибавляет, что ему известно, что Амвросий священнодействует и рукополагает лиц, не достойных духовного звания. Прибавляет же он в своем третьем письме, ссылаясь на церковные каноны , и поясняет 15 и 35 апостольские правила, 13 правило четвертого вселенского собора и тринадцатое правило Антиохийского собора. Все эти правила нарушены Амвросием; хотя церковь Христова (сказано далее в этом письме) считает митрополита Амвросия нарушителем правил, тем не менее из чувства человеколюбия и уступчивости, нашла нужным внушить Амвросию надлежащее об обязанностях, препровождая ему особенное письмо, приложенное к 1-му 8 . Если он окажется непослушным и будет продолжать свое неповиновение, принуждено будет церковное начальство приступить к исполнению церковных правил – наложить на него надлежащую законоположенную епитимию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010