Ср. Ап. 14; I Всел. 15; IV Всел. 5; Антиох. 13 и 21; Сард. 1; Карф. 59. 3 . Нужно и сие присовокупить, да никто из епископов не приходит из своей области во иную область, в которой есть свои епископы, разве только будет позван от братии, находящейся в оной, да не возомнимся затворять двери любви. Подобает же и сие предусмотреть: если в коей области кто-либо из епископов имеет дело с братом своим и соепископом, то ни один из них да не призывает в посредники епископов из иной области. Если же кто из епископов в некоем деле окажется осуждаемым, но возомнит себе не неправое иметь дело, а праведное, да и снова возобновится суд, то, если угодно вам, любовью почтим память Петра Апостола, и да напишется от сих судивших к Иулию, епископу Римскому, да возобновится, если потребно, суд чрез ближайших к той области епископов, и да назначит он рассмотрителей дела. Если же обвиняемый не возможет представить дела своего требующим вторичного суждения, то единожды присужденное да не нарушается, но, что сделано, то да будет твердо. Шестым правилом I Вселенского Собора, по древнему обычаю, предоставлены в подчинение Римскому епископу многие епархии на западе, подобно как Александрийскому и Антиохийскому – многие епархии на юге и востоке. Согласно с сим разделением, Осий, епископ Испанского города Кордувы, принадлежа к области Римского епископа, предлагает относить на его рассмотрение сомнительные случаи западных епархий; и в сем смысле принял его предложение Поместный Сардикийский Собор, не отступая от 6 Правила I Вселенского Собора. Правила говорят о трех разных предметах: 1) перемещение епископов. Запретив таковое предыдущими двумя правилами, если это делается по инициативе перемещающегося с дурными, своекорыстными целями, правило допускает таковое в интересах Церкви по решению Собора, что согласно с указаниями правил Ап. 35 и Антиох. 13. 2) споры между епископами, которые должны разрешаться подлежащими Соборами, согласно 5 пр. I Всел. Собора. 3) Римскому Папе Юлию предоставляется возобновить законченное судебное дело по апелляции к нему. Это постановление имело обязательное значение только в условиях того времени и места, где был созван Собор. Еп. Никодим разъясняет, что одним из мотивов у епископа Осии при внесении этого предложения было ограждение Св. Афанасия Вел. от новых преследований со стороны восточных епископов, среди которых было много его врагов, сочувствовавших арианству. В нашей Книге Правил с полным основанием сделано к этой части правила пояснение, напечатанное выше.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   Вот те печальные события, которые послужили основанием разделения в Русской Церкви, создали отчуждение закавказских епархий от высшей церковной власти в нашем Отечестве, породили церковную смуту и великий церковный соблазн и наполнили души всех преданных сынов Православной Церкви великою скорбию. Ибо все эти деяния надлежит признать противоканоническими и весьма опасными для церковного благочиния и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете в глубине своего сознания найти оправдание вашим неканоническим деяниям. Прежде всего все вы получили хиротонию по избранию Святейшего Синода и от русских иерархов, все вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротонии клятвенное обещание подчиняться и повиноваться ее Власти. Как же вы исполнили данное вами торжественное обещание? — Вы изменили своей присяге, нарушили обязанность церковного послушания и создали разделение в Церкви. Будучи викариями или полусамостоятельными епископами, вы отвергли власть своего кириарха, архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона, уклонились от повиновения ему, самочинно прекратили возглашать его имя за богослужением; без разрешения Святейшего Синода и своего кириарха вы созвали церковный собор, самовольно вторглись в церковную область, подчиненную вашему кириарху, совершали вне пределов своих епархий рукоположения и вершили другие церковные дела. Все такие действия осуждаются канонами Вселенской Церкви. Именно, 2-е правило II Вселенского Собора ясно говорит: «Не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своея области для рукоположения, или какого либо другого церковного распоряжения». О том же повелевает и 9-е правило Антиохийского Собора: «В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующего, и имеющего попечение о всей области, так как в митрополию отовсюду стекаются все, имеющие дела. Посему рассуждено, чтобы он и честию преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него, по древле принятому от отец наших правилу, кроме того токмо, что относится до епархии, принадлежащие каждому из них, и до селений, состоящих в ее пределах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия. Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад». Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему». В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с. Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они " остризают браду " . То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/13/so...

Это было настоящее, или великое отлучение, иначе извержение, или отсечение от Церкви 4 . Апостольское правило 28-е: «аще кто, епископ, или пресвитер, иди диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного: таковый совсем да отсечется от Церкви». Неокессарийского собора 2-е: «жена, совокупившаяся браком с двумя братиями, да будет отлучена от общения церковного до смерти. Но при смерти, аще обещается разрушити брак по выздоровлении, да будет по человеколюбию допущена к покаянию. Аще же умрет жена, или муж в таковом браке: оставшемуся трудно покаяние». Григория нисского . прав. 5-е: «убийца (вольный) кающийся должен провести девять лет в совершенном отлучении, с преграждением ему входа в церковь ». Но и в этом отлучении можно различать два вида: а) отлучение собственно церковное, или духовное, которое состояло в преграждении виновному входа в церковь и всякого духовного общения с верными 5 : но он еще не совсем лишался внешнего общения с ними, так что еще мог искать помилования, и даже разрешения, если мог доказать, что отлучен неправильно. I-ro вселенского собора правило 5-е: «о тех, которых епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними, не были приемлемы другими. Впрочем, да будет изследываемо, не по малодушию ли, или распре, или по какому подобному неудовольствию епископа, подпали они отлучению. Итак, дабы о сем происходити могло приличное изследование, за благо признано, чтобы в каждой области дважды в год были соборы: чтобы все вообще епископы области, собравшися во едино, исследовали такие недоумения: и, таким образом, достоверно оказавшиеся несправедливыми против епископа, основательно всеми признаны были недостойными общения, доколе не заблагоразсудит собрание епископов произнести о них более снисходительное решение». Антиохийского 6-е: «аще кто своим епископом отлучен от общения церковного, такового другим епископам не приимати в общение, разве когда своим епископом принят будет, или когда составится собор, и он, представ, принесет оправдание, и, убедив собор, получит иное о себе решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Предание Православной Церкви главным образом содержится в книге правил: св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных, и св. Отец, в Уставе Церковном и в других Богослужебных книгах. В книге правил изложены постановления, или правила (καννες) Церкви Вселенской и гражданские законы (νμοι), относящиеся до Христианского благочиния; посему она называется Номоканоном, по-славянски Законоправильником или Законоправилами, и также Кормчей, в том разуме, что Кафолическая Церковь есть как бы ковчег, или корабль, плывущий по бурному морю мира к небесному пристанищу, управляемый книгой правил, как кормилом. Кормчей Православная Церковь издревле неизменно управляется. Подобно писаниям Апостольским, которые первоначально были перечитываемы и пересылаемы от одной Церкви к другой ( Кол.4:16 ), списки соборных деяний и правил были рассылаемы Епископами по Епархиям, и служили руководством для Церкви 15 . Первоначальные собрания этих правил существовали уже в III, IV и V веке. В послании Православных Епископов первого Антиохийского Собора (бывшего около 266–го года) к Павлу Самосатскому до его низвержения, сказано: кто отвергает, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух Богов, того мы почитаем чуждым Церковного канона, и в этом с нами согласия вся Кафолическая Церковь 16 . Указания на собрание правил в IV веке; можно находить во 2, 5, 6, 15-х правилах первого Вселенского Собора, во 2-м правиле второго Вселенского Собора, в 39-м письме Афанасия Великого о праздниках, где он пишет: «рассудилось мне с начала и по порядку изложить вам, какие книги (священные) принять в канон», и проч. В V веке на собрание правил, указывает 5-е правило третьего Вселенского Собора в проч. Греческие книги сего содержания служили первым основанием для Церковных установлений всех народов 17 . Первый с большей точностью привел в состав правила Церковного Предания и Соборов Вселенских и Поместных, присоединив к ним законы гражданские, Иоанн Схоластик, Патриарх Константинопольский, живший в VI веке. На пятом, шестом и седьмом Вселенских Соборах, с 553-го до 787-го года, вновь составленными правилами были умножены соборные правила 18 , равно как и Императорские постановления, относящиеся к Церковному праву, в течение сего времени, развились с большей определенностью и полностью; посему в IX веке все эти правила Церкви и гражданские постановления в систематическом порядке приведены в один свод Фотием, Патриархом Константинопольским . В X веке Греческий Номоканон был известен уже в России 19 . В XII веке Иоанн Зонар, Диакон Аристин, Феодор Вальсамон и другие написали толкования правил. Посему в XIII и последующих веках Номоканон на Славянском языке был издаваем с толкованиями этих писателей. Номоканоном перечислены и отличены от человеческих произведений книги Священного Писания , как Богодухновенные, и в главных чертах определено Богослужение. Употребление священных книг при Богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

После ссылки Патрираха Иосифа в 1275-м году по настоянию императора был поставлен на патриарший трон его латиномыслящий сторонник – Иоанн XI Векк. В этот период, чтобы заручиться помощью латинян, император оказывал давление на всех, чтобы они приняли лжесоюз, и в особенности на ведущих аскетическую жизнь монахов Святой Горы Афон. Письмо, которое святогорские отцы отправили к императору, – это на самом деле не только исповеднический текст, но и незыблемое руководство по спасению веры во времена ереси и опасности, в котором даны ответы на все вышеперечисленные занимающие нас вопросы. 2. Общение с отлученными от общения. Согласно Божественным правилам, суду подлежат те, кто общается с отлученными от общения Святогорские монахи в своем письме по вопросу общения с отлученными от общения называют тех, кто общается с лишенными общения, подлежащими осуждению согласно Священным Правилам: Если мы признаем псевдосоюз, то и мы будем подлежать осуждению согласно Божественным правилам «Как же тогда законно и богоугодно встречаться с теми, от кого мы справедливо и должным образом отделились, если их ереси остаются неизменными? Если мы примем это, мы автоматически раз и навсегда изменим и отменим Православие, и причем в тех моментах, в которых они сами и отличаются, которые теперь недостойно приняты. Потому что Божественные и Священные Правила гласят: Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен” (Правило 10 Святых Апостолов) . И в другом месте: Аще кто с отлученным от общения церковного общается, да будет отлучен яко нарушитель церковных постановлений” (Правило 2 Антиохийского Поместного Собора) . И снова: Аще кто принимает еретиков, подлежит тем же обвинениям, что и они”. Итак, если мы признаем псевдосоюз, то и мы будем подлежать осуждению согласно Божественным правилам, которые в Духе Святом дают определение всему, за что они несут ответственность и в чем обвиняются» . 3. Общение через поминовение. Великий обман – поминовение еретиков как православных. Отдаление от совершивших поминовение

http://pravoslavie.ru/129039.html

2. Признание за Константинопольским патриархом права высшего безапелляционного суда над всеми клириками всех Поместных Церквей. Об этом в томосе сказано прямо: « Сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства Поместных Церквей ». Здесь важно заметить, что высшая судебная власть КП заявляется не только в отношении клириков СЦУ, но распространяется на всех священнослужителей мирового Православия. Теперь они могут судиться в Стамбуле, и данные решения должны приниматься «безапелляционно» любой Поместной Церковью. В томосе делаются отсылки к 9-му и 17-му правилам IV Вселенского Собора, в которых о праве Константинопольского патриарха судить представителей других Поместных Церквей нет ни слова. Авторитетнейший византийский канонист Зонара, толкуя 17-е правило, однозначно отрицает такое право за Константинополем: « Не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский патриарх поставляется судьей, а только над подчиненными ему . Ибо он не может привлечь к своему суду митрополитов Сирии, или Палестины и Финикии, или Египта против их воли; но митрополиты Сирии подлежат суду Антиохийского патриарха, а палестинские – суду патриарха Иерусалимского, а египетские должны судиться у патриарха Александрийского, от которых они принимают и рукоположение и которым именно и подчинены ». А преподобный Никодим Святогорец в известном «Пидалионе», комментируя эти правила, категорически настаивает на том, что: « Константинопольский предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других патриархов, и это правило не дает ему права принимать апелляции по любому делу во Вселенской Церкви ». Приведя множество аргументов, преподобный Никодим делает вывод: « В настоящее время… Константинопольский предстоятель есть первый, единственный и последний судья над подчиненными ему митрополитами – но не над теми, которые подчиняются остальным патриархам. Ибо, как мы сказали, последний и всеобщий судья всех патриархов – это Вселенский Собор и никто другой ». Из вышесказанного однозначно следует, что КП не имеет канонических прав для отмены судебных решений, вынесенных другими Поместными Церквами.

http://pravoslavie.ru/119709.html

34-е и 35-е – правилом III Всел. 8; 74-е – соборными протоколами, составленными в Константинополе относительно Агапия и Вагадия Константинопольским Поместным собором, о котором в «Пидалионе» смотри после Сардикийского. Все 85 апостольских правил подтверждаются правилами VI Всел. 2 и VII Всел. 1. А 6-я и 137-я новеллы Юстиниана, утверждая их, говорят: «Мы верим, что это будет, если только в точности будут соблюдаться священные правила, которые передали справедливо воспеваемые и достопоклоняемые самовидцы и служители Божественного Слова – апостолы, а святые отцы сохранили и истолковали». Упоминают о них и Феодосий с Валентинианом в сакре, выступая против Иринея, еп. Тирского (см.: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 610). Подтверждают их также истолкователи правил, а именно: Зонара, Вальсамон, Алексей Аристин, магистр и логофет Симеон, иеромонах Матфей Властарь , Иосиф Египетский, Фотий. Подтверждает их также Иоанн Дамаскин , говоря: «85 правил святых апостолов через Климента (Изложение православной веры. Кн. 4, гл. 17)» 315 . О правилах святых апостолов говорит также Иоанн Антиохийский в тит. 50, а Иоанн Схоластик Константинопольский в предисловии к сборнику правил учит так: «Святые ученики Господа и апостолы через Климента изложили 85 правил». Остается сказать о том, что 25 правил Антиохийского собора не только по смыслу согласны с апостольскими, но в разрозненном виде содержат в себе целые речения из них. Доказательством подлинности апостольских правил служит и их согласие и близость по смыслу с другими правилами, как соборными, так и отдельных отцов, что показано в этой книге при каждом апостольском правиле. Трудно, а вернее невозможно, поверить, что самопроизвольно и случайно согласовались с ними столь многие соборы Вселенские и Поместные и столь многочисленные правила отдельных отцов. И наоборот, безусловно, легче всего поверить в то, что весьма многие правила, предваряемые этими апостольскими как столь великими первообразами и надежнейшими основаниями, путем подражания согласовались с ними и были воздвигнуты на их основе. Правило 1

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Все миряне, которые отныне будут вступать в церковное общение с бывшими митрополитом Филаретом (Денисенко) и епископом Иаковом (Панчуком), подвергают себя отлучению от Церкви, а клирики – извержению из сана. Ибо, как гласят Божественные каноны, «но и все сообщающиеся с ними (лишенными сана) будут отлучены от Церкви, и наипаче, когда, зная осуждение, произнесенное противу вышереченных, дерзнут имети общение с ними» (4-е правило Антиохийского Собора). «Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженными от клира молиться будет, да будет извержен из сана» (2-е правило святых апостолов). О поиске путей восстановления единства украинского Православия (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 26) 26. Собор выносит пастырскую благодарность верным чадам нашей Церкви в Украине, хранящим единство духа в союзе мира и любви. Собор одобряет деятельность Священноначалия Украинской Православной Церкви по поиску канонических путей восстановления церковного мира и единства украинского Православия. «Обращение к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью» (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 июля 2010 г., журнал 67) Возлюбленные о Господе братья и сестры! Уже более двадцати лет 1 продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине. Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого , несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, «оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо... отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Грузия достигла своего могущества в V веке при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет (446–499). Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для своей Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V века Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора 56 . При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты – вдовы царя Арчила I (413 – 434) -около 440 года впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета 57 . В середине VI века в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская кафедра 58 . Несколько сложным из-за отсутствия необходимых документов является вопрос о времени получения Грузинской Православной Церковью автокефалии. Известный греческий канонист XII столетия Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон, комментируя 2 правило Второго Вселенского Собора, говорит: «Архиепископа Иверского почтило независимостью определение Антиохийского Собора. Говорят, что во дни господина Петра, Святейшего Патриарха Феополя, т. е. Великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы Церковь Иверская, подчиненная тогда Патриарху Антиохийскому, была свободной и независимой (автокефальной)» 59 . Эта неопределенная фраза Вальсамона понимается по-разному. Одни склонны думать, что определение было при Патриархе Антиохийском Петре II (V в.), другие – при Патриархе Петре III (1052 –1056). Отсюда и объявление автокефалии относят к различным периодам. Например, Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в своем послании от 10 августа 1970 года на имя Патриарха Афинагора (переписка по случаю дарования автокефалии Православной Церкви в Америке) писал, что самостоятельность Церкви Иверии «была установлена ее Матерью – Церковью Антиохийской – в 467 году (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010