Правило 10 Святых Апостолов: Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен. Правило 11 Святых Апостолов: Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам. Правило 12 Святых Апостолов: Аще кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый. Правило 15 Святых Апостолов: Если кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отойдет, и совсем переместясь, в другом житии будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служить более, и наипаче, если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем безчинии: там, как мирянин, в общении да будет. Правило 28 Святых Апостолов: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви. Правило 32 Святых Апостолов: Если который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его. Правило 81 Святых Апостолов: Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди. Правило 2 Антиохийского Собора: Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отврашающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/09/so...

1 . Богословы и канонисты Вселенского Патриархата: «Исагога» является по сути тождественной предшествующему церковному законодательству в его развитии. 2 . Богословы и канонисты, не согласные с ними (в соответствии с позицией Иерусалимского Патриарха Досифея): «Исагога» и тем более последующие интерпретации и доказательства восточного «первенства власти» совершенно не тождественны предшествующему церковному законодательству. Для выбора из двух непростых сценариев необходимо изучить основную законодательно-правовую базу о первенстве. 2. Церковно-каноническая законодательная база Первоначально «первенство чести» определяется и подтверждается правилами 34-м и 35-м Апостольскими и 9-м правилом Антиохийского Собора. Согласно 34-му Апостольскому правилу 30 «первый» епископ на епархиальном соборе считается главой собора, председательствует на нём и имеет административную власть. При этом сказано: «Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Таким образом, можно говорить о формулировке, скорее объяснимой с точки зрения «первенства чести», но не «первенства власти». В аналогичном 9-м правиле Антиохийского собора 31 это ограничение выражено следующим образом: «Далее же да не покушается что-либо творити без епископа митрополии, а также и без согласия прочих епископов». Таким образом, 34-е Апостольское правило и 9-е правило Антиохийского собора говорят о древней митрополичьей системе существования Церкви (действовавшей до V-ro в.) и никак не выделяют Константинопольский престол. В данных правилах, однако, можно усмотреть элементы и «первенства власти», – но только первых епископов равночестных между собой митрополий и не более того 32 . 35-е Апостольское правило 33 устанавливает наказания для тех, кто совершает рукоположения за пределами своих епархий. Тем самым оно категорически запрещает проявлять чрезмерную власть одной митрополии по отношению к другой или её части. В начале 2-го правила II Вселенского Собора подверждается этот принцип: «Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области, и да не смешивают церквей…» (τας περοροις κκλησαις μ πιναι, μηδ συγχειν τς κκλησας) 34 – притом что ради миссии Церкви среди язычников разрешалось посылать епископов в дальние миссии, по сути, экстерриториально – «по соблюдавшемуся доныне обыкновению отцов» (κατ τν κρατσασαν συνθειαν τν πατρων) 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  Священные правила Первое упоминание о частом участии в Божественной Евхаристии встречается в 8-м Апостольском правиле. Согласно этому правилу, епископ или пресвитер, либо диакон, или иной кто из клира если не причащается, когда совершается Приношение, должен сообщить причину, и если она будет уважительной, да будет извинен. Если же не представит, да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виной вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, что последний якобы неправильно совершил приношение . Это правило относится к литургической жизни и поведению клириков при соборном служении и регламентирует их участие в Евхаристии. Правило требует, чтобы они участвовали в божественном причащении всякий раз, когда совершается Таинство Божественной Евхаристии, поскольку необходимо оберегать народ от смущения. Если же кто-нибудь из клириков не причащается, то обязан представить причину, поскольку народ будет думать, что совершавший Литургию был недостойным. 2-е правило Антиохийского Собора (341) особо отмечает, что все входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии по причине уклонения от порядка, должны быть отлучены от Церкви до тех пор, пока не исповедаются и покажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и тогда смогут его получить.  Это правило предполагает участие всех верующих в Божественном причащении и требует этого. Тот же, кто избегает или не причащается, должен быть отлучен, пока не исповедается и действительно покается. 66 правило Пято-Шестого Собора (691/692) также касается данного вопроса. Согласно правилу, «от святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся(…)» . Данное правило требует «услаждения» («κατατρφηση»), т.е постоянного физического и духовного пребывания верующих в храме Божием в дни Светлой седмицы и ежедневного причащения Божественной Евхаристии, как вершины этой молитвы. Следуя литургическому ликованию пасхальной седмицы, правило требует ежедневного причащения.

http://bogoslov.ru/article/3594846

Правило 7. Понеже утвердися обыкновение, и древнее предание, чтобы чтити Епископа, пребывающего в Елии 242 : то да имеет он посдедование чести, с сохранением достоинства, присвоеннаго митрополии. Правило 9. Аще некоторые без испытания произведены в пресвитеры, или хотя при испытании исповедали свои грехи, но, после их исповедания, противу правила подвиглись человеки, и возложили на них руки: таковых правило 243 не допускает до священнослужения. Ибо Кафолическая Церковь непременно требует непорочности 244 . Правила Святого Вселенского Второго Собора, Константинопольского Правило 2. Областные Епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей: но, по правилам, Александрийский Епископ да управляет Церквами токмо Египетскими: Епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных: также Епископы области Асийския, да начальствуют токмо в Асии: Епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийския области, Фракийские токмо Фракии. Не быв приглашены, Епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго Церковнаго распоряжения. При сохранении же вышеописаннаго правила о Церковных областях, явно есть, яко дела каждыя области благоучреждати будет Собор тоя же области, как определено в Никеи. Церкви же Божии, у иноплеменных народов, долженствуют быти правимы, по соблюдавшемуся до ныне обыкновению Отцев. Правило 3. Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском Епископе, потому что град оный есть новый Рим. Правило 6. Поскольку многие, желая привести в замешательство, и низпровергнути Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих Церквами православных Епископов некия вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачити добрую славу священников, и произвести смятения в мирном народе: того ради святый Собор стекшихся в Константинополе Епископов заблагоразсудил: не без изследования допускати обвинителей, ниже позволяти всякому приносити обвинения на правителей Церкви, но и не всем возбраняти.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всякая автокефальная Церковь полномочна дать автокефалию части своей Церкви Откуда берется это утверждение? Действия на территории других Поместных Церквей без их на то согласия были предосудительны еще со времен апостолов. Так, апостол Павел пишет: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим 15, 20). Если мы рассмотрим 2-е Правило II Вселенского Собора, то увидим в нем разделение территорий Поместных Церквей и запрет нарушения их границ, а также «смешения Церквей»: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви за пределами своея области, и да не смешивают Церквей: но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами токмо египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на Востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных; также епископы области Асийския да начальствуют токмо в Асии; епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийския области, Фракийские токмо Фракии. Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго церковнаго распоряжения. При сохранении же вышеписаннаго правила о церковных областях, явно есть, яко дела каждыя области благоучреждати будет Собор тоя же области, как определено в Никеи. Церкви же Божии, у иноплеменных народов, долженствуют быти правимы по соблюдавшемуся доныне обыкновению отцев». Как указывает св. Никодим (Милаш) и другие канонисты, правило дублирует нормы, известные еще из 6 и 7 правил I Вселенского Собора. То же самое мы видим и во многих других канонах. О том же говорит и 8 правило III Вселенского Собора, в котором отцы III Собора, рассмотрев случай вмешательства Антиохийской Церкви в дела Церкви Кипра, установили недопустимость подобного, как для конкретной ситуации, так и в целом: «Дело, вопреки постановлениям церковным, и правилам святых апостол, нововводимое, и посягающее на свободу всех, возвестил боголюбезнейший соепископ Ригин, и сущие с ним благоговейнейшие епископы Кипрския области, Зинон и Евагрий.

http://pravoslavie.ru/140462.html

О различных уставах о поклонах – лист 504. О совокупном ядении с неверными – «Тактикон», лист 14 об. Христос Спаситель родился в 5508 году – в конце книги. Старопечатные книги, наиболее уважаемые старообрядцами 8) «Кормчая» , содержащая правила апостольские, седми вселенских и девяти поместных соборов и некоторых отцов церкви, в ней же помещены постановления византийских императоров, касающиеся церкви, и некоторые другие историко-канонические статьи; напечатана при патриархе Иосифе в 1650 году 125 . При собеседованиях с старообрядцами «Кормчая» весьма полезна, так как содержит в себе много сильных доказательств в защиту православия, каковы: Епископ – образ Христа и глава церковного телеси – толкование на 55 апостольское правило. Епископ – поставляется двумя или тремя епископами – 1 и 30 апостольские правила; 4-е I-ro; 3-е VII; 19 и 23 Антиохийского; 13, 49, 50 Карфагенского; 3 Сардикийского [Соборов]. Епископ – поставляет пресвитера – 2-е апостольское [правило]. Епископ – избранный мирскими людьми, не избран – 3-е VII-ro; 13 Лаодикийского; 19 Антиохийского; 5 Сардикийского; 30-е Апостольского Соборов. Епископ – не может самовольно переходить из одного города в другой – 14 и 15 [правила] Первого Вселенского Собора; 5-е IV; 14-е Апостольского; 1, 2 Сардикийского; 3, 13, 16, 21 Антиохийского; 23 Карфагенского соборов. Епископ – судится 12-ю епископами – 12 и 108 [правила] Карфагенского собора в толковании. До суда над епископом от него нельзя отделяться – 13 и 14 правило Двукратного собора. Без вины отделившийся от епископа подлежит извержению – 12, 31 апостольские [правила]; 31-е VI-ro; 20-е Сардикийского; 2-е Двукратного; 5 Антиохийского Соборов. На мзде не поставлять – 2 и 22-е [правила] IV-ro; 5 и 19 – VII-ro: 29 апостольское, и на листах 276, 277, 286, 287, 570. Монастыри и церкви, освящённые без воли епископа и без мощей, да раскопаются – 4, 24-е [правила] IV; 49-е VI; 7-е VII; 84 Карфагенского; 1-е Двукратного Соборов. Пресвитеры и диаконы без воли своего епископа не могут ничего творить – 34, 39 апостольские; 43 Карфагенского; 9 Антиохийского Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

5-е правило I Вселенского Собора определяет, что " о тех, которых епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковнаго, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были приемлемы другими " (см. также 32-е Апостольское правило, 6-е правило Антиохийского Собора). При этом, согласно 2-му правилу VI Вселенского Собора, утвердившего соответствующие постановления Карфагенского Собора, отлученный Собором своей Церкви не имеет права подавать апелляцию на суд Патриарха любой другой Церкви. Таким образом вопрос о снятии прещений с раскольников и принятии их в сущем сане может быть положительно решен либо той Церковью, которая эти прещения наложила, либо Вселенским Собором, но при обязательном участии и учете позиции Поместной Церкви, непосредственно пострадавшей от деятельности раскольников. Характерным примером является прецедент применения икономии к епископам-мелитианам, учинившим раскол в Поместной Александрийской Церкви. Рассмотрением этого случая занимался I Вселенский Собор. Однако решение Собора было вынесено при непосредственном участии и учете позиции епископа Александрийского Александра, который, как зафиксировано в соборных деяниях, " был главным деятелем и участником во всем, что происходило на Соборе " . В новейшей истории подобным образом было положено начало исцелению раскола в Болгарской Православной Церкви на Всеправославном Соборе в Софии в 1998 году, который по икономии принял в сущем сане раскольнических иерархов после того, как последние принесли покаяние и воссоединились со своим законным Предстоятелем Патриархом Болгарским Максимом. Таким образом, одностороннее решение Константинопольского Патриархата о принятии в сущем сане украинских раскольников не может быть признано законным, даже исходя из принципа икономии, поскольку не были выполнены два важнейших условия его применения: покаяние раскольников и их примирение с Церковью, от единства с которой они отпали и которая наложила на них прещения.

http://religare.ru/2_118351.html

Само 34-е правило Антиохийского собора приводит разъяснения, отражающие изменения, произошедшие к IV в. в государственно-административной системе, когда обозначение провинции словом «народ» (θνος) уже вышло из употребления: «Епископам во всякой провинции надлежит знать, что епископ- предстоятель митрополии принимает на себя заботу обо всей епархии в силу того, что в митрополию отовсюду стекаются все, имеющие [какие-либо] дела. Потому и решено, чтобы он первенствовал в отношении чести, а прочие епископы без него ничего лишнего не делали, согласно древнему действующему канону наших отцов...» 9 . Впрочем, уже ранее, на I Вселенском соборе в Никее (325 г.), в знаменитом 6-м правиле, определявшем права трех крупных кафедр, – Александрийской, Антиохийской и Римской, – в отношении митрополитов было постановлено, что только они имеют право поставления и/или утверждения епископов своей провинции: «Вообще же очевидно, что если кто-то станет епископом без согласия митрополита, о нем Великий собор определил, что ему не подобает быть епископом» 10 . Привилегии крупнейших кафедр, существовавших на момент проведения в 325 г. I Вселенского собора в Никее, основывались на давней традиции и были утверждены 6-м никейским правилом, а также 2-м правилом II Вселенского собора в Константинополе (381 г.). Впрочем, в канонах не описывается, как именно должна осуществляться власть Александрийского, Антиохийского и Римского епископов в их церковных областях: практика эта к тому времени уже утвердилась, и в задачи собора не входило ее вырабатывать или как-то регламентировать. Эта практика определялась местной традицией, письменно, по-видимому, не зафиксированной. Впервые права крупной кафедры, власть которой распространилась на многочисленные митрополии, канонически фиксируются и описываются применительно к юрисдикции архиепископа Константинопольского в знаменитом 28-м правиле IV Вселенского собора в Халкидоне (451 г.). Наделяя константинопольскую кафедру равной честью с кафедрой римской, отцы собора так определяют юрисдикцию столичного архиепископа: «Так, чтобы вышеназванным святейшим престолом святейшей Константинопольской Церкви рукополагались только митрополиты понтийского, асийского и фракийского диоцезов, а также епископы вышеназванных диоцезов, которые у варваров. То есть, при том, что каждый из митрополитов вышеназванных диоцезов вместе с епископами провинции рукополагает провинциальных епископов, митрополиты вышеназванных диоцезов рукополагаются, как сказано, архиепископом Константинополя...» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

Во-вторых, даже если чисто теоретически допустить, что с октября 2018 года Константинопольская патриархия все же восстановила свою юрисдикцию над территорией Украины, то принимать в общение Филарета и его сторонников патриарх Варфоломей все равно не имел права. Юридические акты обратной силы, как известно, не имеют. Филарет был рукоположен вархиерейский сан в Русской Церкви и Русской Церковью был извержен из сана. На момент " возвращения в юрисдикцию Константинопольского патриархата " Украины он, строго говоря, был отлученным от Церкви простым монахом, а его последователи - обычными мирянами, также отлученными от Церкви. Те прещения, которые были наложены на Филарета в бытность его архиереем Московского Патриархата, могут быть отменены только с согласия Архиерейского Собора Русской Церкви, поскольку каноны определяют правило, что снять отлучение может только тот субъект церковной власти, который его наложил (Апостольское правило 32-е, правило I Вселенского собора 5-е, правило Антиохийского собор 6-е). Безусловно, в истории Церкви были прецеденты, когда изверженные из сана епископы и клирики по икономии впоследствии бывали восстановленными в прежних степенях священства и даже совершенные ими хиротонии признавались канонически действительными, что избирательно допускается 1-м правилом святителя Василия Великого ( " а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обрашением, и паки присоединяти к церкви. Таким образом даже находящиеся в церковных степенях, отступив купно с непокорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин " ). Дважды такое случалось в истории Болгарской Церкви. Но принятие подобных решений является непременно суверенным правом священноначалия той поместной которая сама непосредственно определила канонические прещения. Без примирения со своими собратьями и соотечественниками, взаимного прощения и забвения нанесенных обид никакого общения в единой Чаше Тела и Крови Христовых быть не может (Мф. 5:24). 2. Бывший митрополит Филарет был осужден и низложен как епископ, публично совершивший  не один аморальный  проступок, собором всех архиереев Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-kanonich...

Об управлении Поместных митрополичьих Церквей есть целый ряд правил, определенных Соборами IV века: Антиохийским (прав. 16, 17, 18, 19, 20 и 9), Сардикийским, или Сердикским (прав. 14). Все эти правила устанавливают, что во главе управления Поместной Церковью стоит Собор и митрополит с особыми, лично ему принадлежащими, правами первоиерарха. И никто тогда не полагал, будто существование первоиерарха противоречит началу соборности. Напротив, возглавление Поместной Церкви первоиерархом-митрополитом считали необходимым дополнением и как бы усовершением самой соборности управления. В правилах Собора Антиохийского (16, 17 и 18) есть понятие «совершенного Собора». Что же такое «совершенный Собор»? «Совершенный же Собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит», — отвечает 16 правило Антиохийского Собора. Так, мы видим, что в дали веков, как только начали образовываться первые Поместные Церкви, — они были в управлении возглавлены первоиерархами-митрополитами по имени главных городов провинций-метрополий. На митрополичьих Поместных Церквах организация Церкви не закончилась. Она продолжалась в соответствии с административными делениями Римской Империи. В этой империи были административные области большие, нежели провинции — диоцезы (dio…khsij). Поместные Церкви, находившиеся в пределах одного диоцеза, скоро объединились между собой, так что Поместной Церковью стала Церковь всего диоцеза. Как только совершилось это объединение Церквей диоцеза, тотчас во главе Поместной Церкви нового типа над всеми митрополитами, становится опять первоиерарх. О таких Поместных Церквах говорит Второй Вселенский Собор в правилах 2 и 6, называя первоиерархов — епископами диоцеза и разграничивая пределы их церковных областей. Четвертый Вселенский Собор именует тех же самых первоиерархов экзархами диоцеза (прав. 9 и 17), а Константинопольского епископа называет и архиепископом (правило 28). Так и при новой форме Поместных Церквей сохраняется неизменно закон о возглавлении их высшего управления первоиерархом.

http://pravoslavie.ru/28791.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010