Глава 8. Патриарх Филофей и Русь (1364–1376). На С. 211–213 кратко говорится об отношениях между патриахом Филофеем, Иоанном V и Иоанном Кантакузином в свете попыток по объединению западной и восточной Церквей. Подраздел 1. Патриарх Филофей (С. 214–219). Здесь говорится о малой изученности жизни и деятельности патриарха Филофея (С. 214), о происхождении его фамилии (С. 214), очень кратко о происхождении и монашестве на Афоне (С. 214), о захвате Ираклеи (С. 215), об отношениях между Каллистом и Филофеем и избрании свт. Филофея патриархом (С. 215–216), о деятельности свт. Филофея во 2 период патриаршества (С. 216–218), об усилиях патриарха создать единый фронт православный церквей (С. 218–219). Подраздел 2. Династические раздоры в Золотой Орде и усиление Москвы. На С. 221 говорится о поддержке патриархом Филофеем урегулирования разногласий между Москвой и Литвой (в 1371 г. был заключен династический брак между дочерью Ольгерда и двоюродным братом Дмитрия Владимиром Андреевичем). На С. 222–223 автор говорит, что в период усиления Москвы в 70-х гг. XIV в. перед патриархом Филофеем встала сложная задача в дипломатической и государственной деятельности: господство татар над Русью обеспечивало некоторую стабильность при ведении промосковской политики, к тому же «господство татар способствовало экономическому процветанию итальянских колоний на Черном море, от которых всецело зависела собственная экономика Византии» (С. 222). На С. 226–231 говорится о поддержке патриархом Филофеем политики митрополита Алексия, перечисляются документы, подтверждающие этот факт, и указываются особенности этой поддержки. Подраздел 3. Притязания Польши и Литвы. На С. 231–240 говорится о требовании польского короля Казимира рукоположить «в митрополиты Галицкие некоего епископа Антония» (С. 231), о переписке по этому поводу с митрополитом Алексием и о последствиях этого рукоположения и других событиях, связанных со взаимоотношениями с Литвой и Польшей, в том числе о борьбе между Москвой и Тверью, в которую оказался вовлеченным святитель Филофей. Что касается последнего вопроса, то в этом принимали участие еще и татары и генуэзцы. Далее на С. 241–242 автор повествует о том, как патриарх Филофей столкнулся с проблемой разделения московской митрополии в связи с преклонным возрастом митрополита Алексия и отсутствием достойных кандидатов на кафедру, о поставлении на эту кафедру Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

христиане. В книге Rubens’a Duval’я «Histoire d’Edesse» 1892, p. 170... читаем: «Проклятый Вардесан некогда привлек к себе, благодаря хитрости и сладости своих песен, всех важнейших лиц в городе» 71 . По Михаилу Сирийскому 72 , преемник епис. Гистаспа Апи отлучил от Церкви Вардесана. По Феодору бар Куни 73 , Вардесан сам оставил Церковь , когда не удалось ему сделаться епископом. Насколько нужно верить этим свидетельствам – сказать трудно. Н 74 не доверяет им, находя их не соответствующими с высоким положением Вардесана при дворе. По его мнению, св. Ефрем Сирин (306 – 373) – первый противник вардесанитов, тогда всемогущих в Едессе. Весь будто бы рассказ об уклонении Вардесана к валентинианству выдуман, «чтобы найти здесь происхождение последующей ереси вардесанитов». – Деятельность Вардесана в Едессе была прервана в 216 – 217, когда сюда вступил Каракалла. Вероятно к этому времени нужно относить известие Епифания 75 , что Вардесан едва не сделался исповедником, вследствие разрыва с другом Антонина, Аполлонием 76 , безуспешно склонявшим его к отречению от христианства. Вардесан бежал в Армению, где выступил с христианскою проповедью, и, хотя успеха не имел, все таки пребывание его в Армении не было бесплодным: Вардесан, воспользовавшись храмовыми архивами и присоединивши свои личные наблюдения, написал историю Армении 77 . Быть может в следующем ходу, т. е. в 218, Вардесан возвратился на родину, ибо он интервьюирует индийских послов, очевидно, посещавших Антонина из Емессы, т. е. Елагабала, по поводу его воцарения (218222). Услышанное от индийского посольства Вардесан записал в особое сочинение 78 . – После этого Вардесан не долго жил. Смерть его относится к 222 году 79 . Вардесан оставил после себя много искренних приверженцев, душою которых мог быть на первых порах даровитый, хорошо сведущий и в греческой философии его сын и соработник Гармоний 80 . По смерти Вардесана количество лиц, исповедывавших его учение, умножалось. Ясное свидетельство о громадном значении вардесанитов в Едессе во 2-й половине IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИН I ФРАКИЕЦ [Лат. Maximinus Thrax; Gaius Iulius Verus Maximinus; Гай Юлий Вер Максимин] (ок. 173-238), 1-й рим. имп. (20 марта 235 - 11 марта 238) «полуварварского» происхождения, не имевший родственных и социальных связей ни с Римом, ни с традиционно господствовавшей в нем сенаторской и всаднической аристократией. Первый солдатский император, провозглашенный армией и опиравшийся почти исключительно на ее поддержку, и первый из императоров, кто ни разу не посетил Рим за время правления. М. Ф. происходил из деревни во Фракии или Н. Мёзии. В «Истории августов» (IV в.) сообщается, что его отец был готом, а мать аланкой. Современник М. Ф. историк Геродиан считает его полуварваром ( Herod. Hist. VI 8. 1; VII 1. 2). В молодости был пастухом; отличался огромным ростом и физической силой, защищал своих односельчан и их стада от грабителей (Scr. hist. Aug. Duo Maximini. 2. 1). Военную карьеру начал во вспомогательных войсках при имп. Септимии Севере (193-211), к-рый назначил М. Ф. сначала префектом алы (крыла) конницы, а затем префектом пров. Мёзии и Трибалии (Н. Мёзии). При имп. Каракалле (211-217) М. Ф. был центурионом преторианцев. После убийства Каракаллы оставил военную службу по выслуге лет, а также потому, что испытывал неприязнь к убийце Каракаллы имп. Макрину. М. Ф. вернулся в Мёзию, занялся торговлей с задунайскими готами и аланами. При имп. Элагабале (218-222) попытался вернуться на военную службу, был назначен трибуном августиклавия, однако Элагабал не приближал его к себе. Имп. Александр Север (222-235) был более расположен к М. Ф., назначил его трибуном 4-го легиона в Сингидуне (ныне Белград, Сербия). В нач. 235 г. М. Ф. был с войсками на рейнской границе, защищая ее от алеманнов. События прихода М. Ф. к власти античные авторы описали по-разному. Мятеж рейнских легионов против Александра Севера был вызван недовольством войск правлением его матери Юлии Мамеи, оказывавшей сильное влияние на сына. Геродиан утверждает, что М. Ф. был вовлечен в заговор против Александра, но поначалу отказывался становиться императором и выступал против убийства Александра. Однако затем поддался на уговоры своих соратников и фактически организовал убийство Севера в ставке в Могонциаке (ныне Майнц, Германия). Север был убит без прямого приказа М. Ф. Историк Зосим (нач. VI в.) утверждает, что Александр Север и Юлия Мамея, узнав о мятеже, бежали в Рим, и М. Ф. послал за ними 2 префектов, к-рые и убили их. В «Истории августов» отмечено, что М. Ф. вообще не был причастен к перевороту и был провозглашен войсками императором, когда убийство уже свершилось.

http://pravenc.ru/text/2561680.html

Таким образом, проэкт 1813 года требует 1) умысла, 2) прерыва богослужения для наличности церковного мятежа; но этого мало. Его особенность еще в том, что особой статьей, именно § 117, он подвергает тем же самым наказаниям всех, кто такия преступления учинит в церквах других христианских исповеданий. Обратимся к Своду Законовь Уголовных. Здесь нарушению мирянами благочиния в церкви посвящена 204 ст. (по изд. 1832 г., 222 по изд. 1842 г).: «Кто нарушит благоговение при отправлении службы Божией, или к соблазну других придет в церковь пьяный, или пришед в церковь, учинит во время службы Божией суетный разговор о светских или иных делах, или будет ходить взад и вперед по Церкви, или говорить громко, или кричать, или хохотать начнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратить внимание православных словом, делом или движением: того подвергать взысканию штрафа в пользу Приказа Общественного Призрения, или временному аресту, тюремному заключению, или телесному наказанию» (204 ст.; 222 ст.). Недопущение совершить литургию подвергало виновного лишению всех правь состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу (206 ст. изд. 1832 г.; 224 ст. изд. 1842 г.). Духовные особы в этих случаях подлежали духовному суду (ст. 207 изд. 1832 г.; ст. 225 изд. 1842 г.). Что касается Уложения о наказаниях, то в первых изданиях его особыми статьями запрещалось нарушать в церкви должное благоговение и неприлично-громким криком, хохотом или иным шумом производить соблазн (ст. 231 изд. 1845 г.; ст. 243 изд. 1857 г.), – занимать места, предназначенные для священнослужения (ст. 233 изд. 1845 г.; ст. 245 изд. 1857 г.), или места, где стоят особы Императорской Фамилии (ст. 234 изд. 1845 г., ст. 246 изд. 1857 г.), подавать в церкви просьбы кому бы то ни было (ст. 235 изд. 1845 г.; ст. 247 изд. 1857 г.) и наконец – силою врываться в церковь (ст. 236 изд. 1845 г.; ст. 248 изд. 1857 г.). Наказанием за эти проступки служат или денежная пеня от 50 коп. до 1 рубля или арест от 3 до 7 дней. Только остановка богослужения, вызванная в первом случае, усиливает наказание арестом до 3 месяцев maximum. После издания Устава о наказаниях все эти статьи заменены одной 35 ст. Устава, по которой за нарушение благоговевия в церкви, часовне или ином молитвенном доме непристойным криком и шумом или неблаговидными поступками виновные наказываются или арестом не свыше 1 месяца или денежной пеней не свыше 100 рублей. Священнослужители же и церковнопричетники как белого, так и черного духовенства за нарушение благочиния в церквах наказываются по определению своего духовного начальства (ст. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Ум покаявшегося думает по-другому Как прежде покаяния ум занят в земном, временном и суетном имел: так по обращении во всех замыслах и делах к единому вечному и небесному стремится. «Идеже бо сокровище его, тамо и сердце его обращается» ( Мф. 6, 21 ) (2:233). Истинно покаявшийся и внутренне и внешне работает Богу У такого человека все иное, как внутреннее, так и внешнее действие и тщание, как прежде было: все же творит добровольно, без всякого принуждения. Вера бо и благодать Божия, внутрь живущая, поощряет его к тому. Павел, по обращении к вере Христовой, Христа, Которого гнал и спешил гнать, проповедует в Дамаске, так что дивились вси слышащии... Закхей, мытарь кающийся, пол-имения своего нищим дать, и кого обидел, четверицею возвратить обещается; почему и слышит от Сердцеведца Христа: «днесь спасение дому сему быть» ( Лк. 19, 8–9 ). Тако истинное обращение и покаяние пременяет всего человека (2:234). Кто в истинном покаянии находится, тот Богу живет (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 367). Должно каяться в прежних грехах, чтобы сокрушаться сердцем и Бога благодарить Такожде сие разсуждение, и до тех грешников надлежит, которые благодатию Божиею обратилися и, наченши новое житие, тщатся Богу послушание показать и угождать. Ибо должно и им по всяк день до конца живота о том болезновать сердцем, что Бога безстрашным житием прогневляли; должно поминать грехи свои и беззакония прежния, и тако смиряться: пред Богом разсуждать, как в бедственном состоянии были, и от того благодатию Божией избавилися, и за тое Богу, не хотящему смерти грешника, усердно благодарить и милости Божией без сомнения надеяться... И понеже и сии, хотя остали от грехов и в числе благочестивых находятся, однакож темже немощам подлежат, как и прочии благочестивыи, то и они повседневнаго покаяния требуют (3:217–218). О покаянии и его плодах см. глава четвертая, первой статьи, второй части, первой книги «О истинном христианстве» (2:231–235). III. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ИСТИННОМУ ПОКАЯНИЮ Причины, которые могут возбудить грешника на покаяние (2:218–222).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

218 Книга правил, стр. 17, 189, 222. Аристин в толковании последнего правила замечает: «принявшие от Бога власть вязать и решить, должны определять епитимьи, смотря по качеству грехов и обращению согрешившего. А пресвитер без воли епископа не может ни увеличивать, ни уменьшать их, ни разрешать кающихся, и удостаивать их божественных тайн, хотя бы епископ находился и в отсутствии». Правила св. пом. соборов с толк., вып. 2, 504 стр. 222 «Когда он (Новациан) прислал к нам в Африку послов, говорит св. Киприан Карфагенский , желая быть допущенным в общение с нами; то от многочисленного собора бывших здесь священников ему было объявлено, что он, отделившись от нас, не может ни с кем из нас иметь общения, – так как дерзнул воздвигнуть нечестивый алтарь, основать лживую кафедру и, вопреки истинного священника, приносить святотатственные жертвы тогда, как по воле Божией и по избранию клира и народа был поставлен в Кафедральной церкви епископом Корнелием» (Творения священномуч. Киприана, еп. Карф., письмо к Стефану о Маркиане Арелатском, приставшем к Новациану). 225 В повести о печерском Псковском монастыре, о печерской чудотворной иконе Богоматери, писанной во второй половине XVI века, епископ Псковский Геннадий так характеризует веру наших предков: «людие же прости поселяне на Господа Бога надежду возлагающе и на Пресвятую Богородицу… ово просто со вздыханием сердца, тайно в себе, горе ум простирающе: прости человецы, не умеюще писания, еже навыкли звати исперва, егда крести великий Владимир в Херсуне, тогда бывшии с ним самовидцы народи, и корсунский глагол по-гречески навыкоша звати: кирие лиейсон, по-словенски же: Господи помилуй: прости человецы, мужи и жены, и инии прости людие всяк возраст, последствующе сему в себе тайно, елико чего кто умеюще, молящеся глаголют». Сборник Соловец. библ. 857, л. 151 об. 227 «На Белоозере жили люди неверные, гласит одно древнее сказание, да как учали креститься и веру христианскую познавать, и они поставили церковь , а не ведают, котораго святаго нарещи; а на утро собрались, да и пошли церковь свящати, и как пришли к церкви, аже в речки под церковию стоит челнок, а в челноку стулец, а на стульце икона Василий Великий , и они икону взяли в церковь, и нарекли церковь во имя Василия Великаго… И они церковь святили, да учали обедню пети, да как начали Евангелие чести, и грянуло не по обычаю, кабы страшный великий гром грянул, и вси людие уполонились, ино в прежнее место туто было молебище идольское за олтарем, береза да камень, и ту березу вырвало, и камень взяло из земли, да снесло в Шексну и потопило» (Сборн. Соловец. библ., 925, л.117:118).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( < < back 1) ( < < back 2) римский император, царствовал с 218–222 по Р. Хр. Он построил себе, как богу, храм на одном из холмов Рима, Палатинском, рядом с императорским дворцом. Ступени Гелиогабала — ступени его храма. ( < < back 1) ( < < back 2) ристалище, место, где происходил бег коней, состязания с дикими зверями и т. н. гладиаторов друг с другом, что было любимым развлечением Римлян. Сюда же цари-мучители выводили христиан на съедение диким зверям. ( < < back 1) ( < < back 2) святого Севастиана было брошено в ров, предназначенный для стока городских нечистот, называвшийся клоакой Максима и находившийся около ристалища, называвшегося: «Циркус Максимус», т. е. Величайший цирк. — Кончина святого мученика Севастиана последовала 18-го ноября 287-го года. ( < < back 1) ( < < back 2) назывались подземные ходы и пещеры, которые были вырыты первыми христианами в окрестностях Рима (также в Неаполе, Сиракузах и во многих других городах) для погребения усопших. Ранее назывались они иначе, и впервые имя катакомб утвердилось за местом погребения святого Стефана в IV b. В стенах этих ходов были сделаны выемки, куда и полагались тела усопших без гроба и затем замуравливались камнями. Реже в них строились отдельные гробницы. Освещались катакомбы лампадами и отверстиями в потолке. Сюда к могилам родных, друзей, святых и мучеников сходились верующие праздновать дни их памяти, воссылать к Богу общие молитвы и совершать таинство Евхаристии, соединявшееся с общею вечерею, в подражания вечери Иисуса Христа. Мраморные плиты над могилами святых и мучеников служили престолом при совершении таинства Евхаристии. ( < < back 1) ( < < back 2) св. мч. Севастиана почивают в загородной церкви его имени в Риме. ( < < back 1) ( < < back 2) Память святого Модеста, архиепископа Иерусалимского разумеется Севастия Каппадокийская, на востоке Малой Азии, на границе с Арменией. преп. Феодосия Великого, начальника общежительного иноческого жития находилась в Палестине; подле нее, по преданию, провели ночь волхвы, шедшие из Вифлеема на поклонение Воплотившемуся Господу Иисусу. Обитель основана около IV века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

П. собр. р. лет. 2. 3, 115, 375 Св. Симон в первой части своего послания говорит: «Якоже во Отечнице писано...», а в конце сказания о князе Святоше: «Но что пишет блаженный Иванн, иже в Лествицы». Поликарп в начале сказания о пр. Марке печернике упоминает о древних святых, которые описали жития и чудеса отцев, «иже есть Патерик... еже мы почитающе наслажаемся духовных тех словес». «Из всех любя часто почитати учение преп. Ефрема, и великаго вселенныя учителя Иоанна Златоустаго, и Феодосия Печерскаго, бывшаго архимандрита всея Русии, вся же святых Богодохновенных книг жития их и словеса проходя и внимая почиташе...» И далее: «Достойно же есть и зде помянути слово, яже от жития пр. Савы и о патриархе Иерусалимстем Илии...» Еще далее: «Пишет бо в Златых Чепех всея вселенныя святых отец, яко бысть некий отец от преподобных...» Спустя немного: «И се есть подобно помянути повесть некоего отца духовна к сыну духовну...» Сухомлинов. Замечан. о сборниках, изв. под названием «Пчел», в Изв. II Отд. импер. Акад. наук. Т. 2. С. 222–231 Архим. Савв. Указат. для обозр. Моск. Синод. библ. С. 156, 191, 193, 218, М., 1858 Горск. и Невостр. Опис. рукоп. Синод. библ. 2. 1. С. 141; 2. 2. С. 44, 409 Лавровск. Опис. семи рукоп. импер. Публ. библ., в Чтен. Москов. истор. общ. 1858. 4. 24 Бодянск. О врем. происх. славян. письмен. 42. М., 1855 Срезневск. Древн. памятн. русск. письма и языка. 164, 165, 200 Они находятся уже в Кормчей XIII в., которая первоначально положена была в новгородском Софийском соборе «на почитание священником и на послушание крестьяном», как сказано в предисловии ее, и хранится ныне в Московской Синодальной библиотеке. 82 . А потом встречаются и во многих других Кормчих. Мы пользовались, кроме списка, напечатанного с пропусками (Памятн. российск. словесн. XII в. С. 173 списками рукописных Кормчих: Рум. муз. 231. Л. 314 238. Л. 392 и Новг. Соф. библиотеки. 437. Л. 312 . Последний список неполный. В некоторых рукописных сборниках эти записанные Кириком канонические ответы встречаются только в отрывках, иногда даже без его имени и в соединении с другими правилами неизвестного происхождения, например — в сборн. моей библ. 9. Л. 51 и сборн. библ. СПб. Дух. Акад. 129. Гл. 30 под заглавием: «Правило св. апостол и отец» Записки Кириковы изложены и у Герберштейна, но только в сокращении и не всегда верно (Rer. Moscovit. Commentar. 25. Francof., 1600 Кто был сам Кирик? В записках он представляется священником или иеромонахом (печатн. С. 175 Но одно ли он лицо с тем иеродиаконом и доместиком новг. Антониевой обители, который еще в 1137 г. написал краткое сочинение о пасхалии, решительно сказать не можем .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

211 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 363. 212 »…несмотря на то, что Lama означает почему или как, как отглагольное оно связывается с понятием ослепить, и в качестве наречия оно могло бы читаться «как ослепительно». 213 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3. – Новосибирск, 1993, с. 138. 214 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3 с. 139. 215 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2 с. 109. 216 «Нас заставляют верить, что крест – символ спасения. „Спасения“ человечества и плоти – так; потому что жизнь вечная передается от отца сыну; но спасения душевного – никоим образом. Все это перековеркано и грубо материализовано Церковью» (Блаватская Е. П. Письмо А. П. Ганненфельду. Публикация: Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и Теософическое общество. – Спб., 1914, с. 91). Что здесь поразительно: грубо физиологическая интерпетация символа называется «духовной», а духовное понимание креста Церковью называется «грубой материализацией»! 217 Блаватская Е. П. Евангельский эзотеризм. – Рига, б. г. с. 14-15. 218 Блаватская Е. П. Евангельский эзотеризм. – Рига, б. г., с. 20. 219 Евсевий Памфил. Церковная история. – М., 1993, с. 125. 220 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2 – М., 1994, с. 47. 221 Блаватская не дает ссылки на «Исповедь». Возможно, она ее не читала. Августина она цитирует по антихристианской книге некоего Дрэйпера. Это довольно страннно, потому что «Исповедь» Августина – классическая и вполне доступная книга, легко находимая как в оригинале, так и во всевозможных переводах в любой библиотеке Европы, Америки и России. Возможно, Блаватская ссылается на Дрэйпера, а не на первоисточник, чтобы затруднить сверку цитаты. Если же это сделано неумышленно, то здесь все равно научная недобросовестность: столь тяжкое обвинение, которое Блаватская бросает в лицо всему христианству (цитата сопровождается восклицанием Блаватской: «Удивительный дух Христианства!») необходимо было бы проверить. 222 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2 с. 269. 223 «Иоанн в одной из своих проповедей избрал темой обличение суетности женщин. Общественное мнение истолковало слова и нападки Иоанна в том смысле, что он имел в виду императрицу Евдоксию, а враги его в придворной сфере сумели раздуть это дело и дали ему такую огласку, что Евдоксия почувствовала себя оскорбленной». – Кулаковский Ю. История Византии Т. 1. – Киев, 1918, с. 187.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Свято-Троицкий кафедральный собор в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. Свято-Троицкий кафедральный собор в Архангельске. Фотография. Кон. XIX в. В кон. XVII в. на территории епархии находилось ок. 218 храмов; в 1764 г.- 261; в 1850-м - 419, из них: 1 кафедральный и 8 городских соборов, 14 монастырских и 222 приходские церкви, 1 ружная церковь, 1 церковь при казенных заведениях, 14 кладбищенских, 166 упраздненных и приписных храмов, 251 часовня и молельный дом; в 1912 г.- 698, из них: 15 соборов, 50 монастырских церквей, 447 приходских и ружных храмов, 8 церквей домашних и при казенных заведениях, 2 единоверческих, 143 приписных и упраздненных, 33 кладбищенские церкви, 430 часовен и молельных домов. В 1850 г. в клире епархии состояли 8 протоиереев, 240 священников, 41 диакон, 368 причетников; в 1912 г.- 21 протоиерей, 355 священников, 53 диакона, 340 псаломщиков. Число монашествующих: в 1850 г.- 44 инока, 21 послушник, 17 инокинь; в 1912 г.- 162 инока, 58 послушников, 149 инокинь, 161 послушница. Органы епархиального управления В кон. XVII - нач. XVIII в. Архангельские архиереи управляли епархией через приказы: Судный (Духовных дел или Разряд), во главе с судьей духовных дел (духовное лицо), приказным (светским) и 2 дьяками, и Казенный, во главе с казначеем (монашествующим) и 1 дьяком. Местное управление осуществлялось старостами поповскими и десятскими священниками, соборные протопопы осуществляли надзор над духовенством десятин епархии. Особенностью управления в А. и Х. е. являлось ограничение фискальных полномочий поповских старост сбором неокладных пошлин и ежегодная посылка приказных дьяков для сбора церковной дани с наделением их судебными полномочиями. С кон. 20-х гг. XVIII в. функции приказов перешли к архиерейской канцелярии (с 1744 - консистория). С сер. XVIII в. управление на местах осуществлялось духовными правлениями во главе с соборными протопопами (в Вельске - до 1787, в Мезени, Пинеге - до 1847, в Холмогорах, Шенкурске - до кон. 60-х гг. XIX в.). С 1868 г. проводились епархиальные съезды духовенства. На съезде, проходившем 10-24 июня 1917 г. в Архангельске, рассматривались вопросы, связанные с созывом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , обсуждались реформы епархиального управления. Съезд высказался за сохранение консистории при условии введения в ее состав выборных членов от духовенства и мирян, в будущем консисторию должен был заменить выборный епархиальный совет из представителей духовенства и мирян. Съезд высказался за выборность клира, передачу церковных школ в ведение Мин-ва народного просвещения, за свободу совести, против отделения Церкви от гос-ва. В соответствии с решением Поместного Собора 1917-1918 гг. постановлением Временного правительства Северной обл. от 4 дек. 1918 г. в А. и Х. е. духовная консистория епархии была упразднена, ее функции были переданы новоучрежденному епархиальному совету, первое заседание к-рого состоялось 12 дек. 1918 г. Духовные учебные заведения

http://pravenc.ru/text/76432.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010