И аще бы возможно было, то дал бы ему царствие всего мира точию да изгладит от мысли человека таковый помысл. Весть бо льстец сей, яко аще помысл сей пребудет в человеке, то не ктому мысль его на земли сей прелести стоит; и хитрости его к нему не приближаются» 213 . 2 . Когда человек, вразумленный Божественною благодатью, презрит слепую привязанноегь свою к земному, решится отречься от мира и начнет служить Господу, тогда и диавол переменяет оружие свое и начинает искушать человека внутренними греховными помыслами. «Обычай бо есть врагу, егда увидит кого с горячею верою наченша благое жительство, приустрашати его различными и страшными искушеньми; да от первого подвига их объемлет их боязнь и явится им путь жесток и неудобопроходен. И рекут: аще начало есть тако неудобно и жестоко, то до конца его кто сопротивиться подвигом многим посреде его учиненным мοжет; и оттоле не могут паки стати или прийти в преднее» 214 . С этой целью диавол, то под предлогом исповеди, возобновляет в памяти соделанные преступления, дабы таким образом вновь воздвигнуть страсти благодатию Божиею забвенные 215 ; то как бы мимоходом пробуждает хульные мысли и ропот на Бога, которые возстают в нас не только дома, но нередко и в храме Божием 216 ; то располагает нас к чревоугодию, болтливости и разсеянности, или возбуждает в нас похоть плоти и омрачает разум, чтобы склонить на преступление 217 ; то старается сблизить нас с людьми развратными и лицемерами, дабы их примером и при их содействии совратить нас с пути истины 218 . Молимся ли мы – диавол побуждает нас сократить моления, погружает в сон и наводит безвременную зевоту 219 ; бодрствуем ли мы, – он производит в нас слабость, дабы прекратили бдение 220 ; размышляем ли о чем-либо полезном и добром, – он хитрым образом обольщает душу и увлекает её к предметам безполезным 221 ; если мы тщеславны и предаемся светской мудрости, диавол внушает нам недоверие к слову Божию, чтобы таким образом прельстив нас, привести к ереси и богохулению 222 ; ежели предаемся разсеянности, он старается вложить в душу вольность и безстыдство 223 ; а если мы благочестивы и думаем о подвигах и делах святых, он внушает нам, что подвиги сии для нас недостижимы, дабы произвести безвременную печаль в сердце и привести нас к отчаянию в спасении 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

Но удивительный и темный набор слов станет вполне удобопонятною речью, если под «божьим» и «человеческим» правом мы будем разуметь две юридически-определенные сферы отношений, из которых в одной (jus humanum) человеческая личность, приходя в соприкосновение с себе подобною, может быть обладательницей известных полномочий, почти всегда связанных с ответными обязанностями, тогда как в другой (jus divinum) она несет на себе только эти последние 217 , безраздельно или в соучастии с кем-нибудь. «Communicatio juris divini et humani» и будет означать именно это соучастие или общение супругов в области «человеческих», т. е. гражданских прав и религиозных, имеющих правовой характер, обязанностей. Чтобы еще прочнее обосновать полученный нами вывод, обратимся к тем «параллельным местам», сходство которых по содержанию и форме с концом модестинова определения брака уже не раз было отмечено учеными исследователями 218 . Обычно указывают две таких параллели к объясняемому тексту. Одна из них, представляющая выдержку из не сохранившихся в подлиннике юридических памятников, усвояемых греческим повествователем о римских древностях Дионисием галикарнасским 219 эпохе первых царей, называет законную супругу κοινωνν πντων χρημτων τε κα ερν мужа 220 . Другая отсылает нас к императорской конституции 242 г., где uxor определяется, как socia rei humanae atque divinae domus 221 . Внимательно сравнив их по частям и в целом, с своей стороны мы решительно склоняемся к тому заключению, что обе они – лишь разноязычные версии одной и той же фразы, греческий перевод которой, сохраненный писателем августова времени, определяет ее хронологическое отношение к модестиновой формуле и представляет очень ценное по самой своей отдаленности от нас свидетельство о понимании технических выражений подлинника. В последнем их два: «res divina» и «res humana». Выражения эти не раз встречаются в юридических текстах 222 , причем из сопоставления fr. I Dig. XLIII, I с fr. 2 § 1 того же титула с совершенною ясностью обнаруживается, что на языке юриспруденции это – простая замена более сложного способа обозначения правового характера вещей соответственно известному уже нам подразделению их на res divini et humani juris.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

– Да не бес ли ты? – Нет, – отвечал Н., – я истинно Н. – А прочитай: да воскреснет Бог, и перекрестись, – тогда поверю, что ты не бес, – заметил ему старец. – Ты меня перекрести, – сказал на это явившийся, – ты прочитай: да воскреснет Бог, тогда и убедишься, что я точно Н. Старец исполнил его желание, и начал читать, и когда дошел до слов: тако да погибнут бесы от лица любящих Бога, Н. перебил старца и прочитал: «тако да погибнут грешницы от лица Божия: а праведницы да возвеселятся» ( Пс. 67:3 ), и, глубоко вздохнув, задумался. Потом начал просить, чтобы иноки помолились о нем. – Разве ты нуждаешься в наших молитвах? – спросил старец. – Ах, и как еще нуждаюсь, – сказал Н., взявши за руку старца, и, крепко сжав ее, продолжал: – помолись обо мне, прошу тебя. – Да я и о себе-то не знаю, как молиться, – возразил ему старец, – об этом нужно духовника просить. – И попроси, – сказал ему Н., – попроси и всю братию, чтоб они помолились обо мне. Старец, зная, что Н., живя на Афоне, часто ссорился с братиею, предложил ему примириться с нею. Н. задумался, вздохнул и сказал: «Не то уж теперь время»... И, еще попросив молитв за себя, сделался невидим (письма Святогорца, собранные после его смерти, 1858 года, стр. 219–222). 2 . Когда иеромонах Аникита, в мире князь Сергий Шихматов, услышав о болезни благочестивой матери своей, отправился к ней, чтобы проститься с нею и получить от ней благословение на вступление в монашество, но, застав ее уже бездыханною, горько плакал о том, что не успел получить от ней благословения, – благочестивая мать слышала его вопли и не замедлила отереть его слезы: во время легкой его дремоты она явилась к нему с светлым лицем и сказала: «Благословить много, а дозволить можно» («О жизни и трудах иеромон. Аникиты»). 3 . Один архиепископ, жестоко страдавшй болезненными припадками, усердно просил у Бога себе помощи, и раз во время вечерней молитвы заметил, что в передних его комнатах разлился свет, который, постепенно усиливаясь, наконец окружил его самого. Тут же увидел он какую-то женщину, и, всмотревшись в нее, узнал, что это была покойная мать его. «Зачем ты так горько плачешь, чадо? – сказала она: – и понимаешь ли, чего просишь у Господа? Для Господа не трудно исполнить твое прошение, но знаешь ли, чего ты через это лишаешь себя?.. Ты и сам не знаешь, чего себе просишь», и, дав ему несколько наставлений, сделалась невидима (письма Святогорца, собр. по смерти его, стр. 218–219).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7)   " О целомудрии» (12 глав, 207 г.) – написано в виде увещания овдовевшему собрату, которого автор старается отклонить от второго брака. Дисциплинарные сочинения IV. К дисциплинарным сочинениям относятся: Домонтанистический период 1)   " О Крещении« (20 глав, ок. 190 г.) – трактат, обращённый к оглашенным. Он вызван тем обстоятельством, что в Африканской Церкви стали распространяться еретические мнения относительно Крещения, отрицавшие его необходимость. В трактате Тертуллиан , по словам архиепископа Филарета, «с полной точностью определяет понятие о Крещении, о видимой и невидимой стороне сего таинства, описывает и самый чин Крещения, и, таким образом, это важно как для догматики, так и для учения об обрядах Церкви» 26 ; 2)   »О Покаянии " (12 глав, 190 г.) – раскрывает понятие о Покаянии, об условиях его действительности и живо рисует картину, как совершалось Покаяние в древней Церкви; 3)   «О молитве Господней» (23 главы, 190 г.) – комментарий к молитве Господней и наставления о молитве вообще. Тертуллиан стремился убедить верующих в необходимости молитвы, как существенного явления в христианской жизни; порицает пустые и суеверные церемонии, заимствованные отчасти у евреев; 4) «Послание к жене» – в двух книгах или частях (I, 9 глав; II, 9 глав, 203 г.) «Сочинение весьма замечательное как по благочестивому духу, так и по описанию весьма многих богослужебных действий времени Тертуллиана » 27 . В нём Тертуллиан смотрит на брак, как на божественное установление, защищает целость и неразрывность брачного союза, но выше ставит девство; Монтанистический период 5) " О посте« (17 глав, после 217–218 гг.) 28 В отличие от кафоликов Тертуллиан требует более продолжительных и строгих постов. Это выражается в трёх пунктах: а) он настаивает, чтобы пост в среду и пятницу был обязателен и продолжался до вечера; б) вводит новый двухдневный пост (искл. субботу и воскресенье); в) защищает сухоядение – воздержание от мяса, вина, варева, сочных плодов; 6) »О стыдливости» (рассматривается в отделе таинств) (22 главы; 222–223 гг.) 29

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Митр. Арсений дал распоряжение завести для этой цели тетрадь: грамотные богомольцы должны были сами записывать в ней случаи помощи им по молитвам к святителю, иноки мон-ря должны были фиксировать чудотворения, происходившие с неграмотными людьми. Спустя 3 года имп. Елизавета Петровна, почитавшая Д. и интересовавшаяся обстоятельствами дела, приказала своему духовнику прот. Ф. Я. Дубянскому выяснить, как совершаются записи о чудотворениях. К ответу на запрос Дубянского митр. Арсений приложил небольшое письмо об этом предмете, к-рое не удовлетворило императрицу. Синод созвал комиссию, которая должна была опросить свидетелей для выяснения обстоятельств чудотворений. Указом от 17 дек. 1756 г. митр. Арсению было предписано посылать в Синод 3 раза в год обстоятельные рапорты о чудотворениях, доказательства исцелений должны были брать под присягой в присутствии архиерея. Сославшись на болезнь, митр. Арсений просил Синод о разрешении высылать отчет 1 раз в год и не присутствовать при присяге свидетелей. Синод удовлетворил просьбу. За 1757 г. была представлена тетрадь с записью 32 чудес, в 1758 г. было записано 36 чудес, в 1759 и 1760 гг.- по 30 чудотворений, в 1761 г.- 37, в 1762 г.- 38 чудотворений (см. «обстоятельные рапорты» в: «Подлинное дело» об обретении и открытии мощей Д., начатое 17 окт. 1752 г., законченное 14 марта 1763 г. (РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. 222. Л. 21-27, 218-224, 295-312 об., 395-538); см. также документы митр. Арсения (Мацеевича) о канонизации Д. с автографами 1757 г.: РЯАХМЗ. КП-10055/881 (Р-890)). В апр. 1757 г. Синод издал указ, по к-рому мощи Д. были признаны нетленными (почти одновременно митр. Арсений получил 2 распоряжения: «словесное объявление» имп. Елизаветы Петровны, посланное через Синод, и указ Синода). Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сент.- в день обретения мощей, 28 окт.- в день преставления. Д. стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/178011.html

7 . Изъявительное наклонение является основным, оно употребляется для описания чего-нибудь, как реально имеющего место, а также в вопросах. Профессор: Третий список посвящен тому, как грек записал бы цифры (например, «1»). 1.α« 2.β» 3.γ 4.δ« 5.ε’ 6.ς» 7.ζ« 8.η» 9.θ« 10.ι» Обратите внимание, что для цифры «6» используется не ζ, а ς, называемая стигмой (не путайте с конечной ς). Это древняя буква, выпавшая из алфавита за несколько веков до периода койне, но она всё ещё время от времени встречалась при записи чисел. Вы встретите и другие буквы, выпавшие из алфавита, самые примечательные из которых – дигамма и согласная йота (Подробнее см. 17.12, 20.27). 216 Замечательное введение в данный вопрос см. в Constantine R. Campbell, Basics of Verbal Aspect in Biblical Greek (Zondervan, 2008). 217 Обратное в русском языке, как правило, не имеет места. То есть глаголы совершенного вида используются почти исключительно для описания действия как чего-то целостного или достигшего предела, тогда как глаголы несовершенного вида могут употребляться для выражения более широкого спектра частных видовых значений. 218 Некоторые утверждают, что «неопределённый» – это не вид, и под «неопределённым» мы подразумеваем отсутствие вида. Это может быть или не быть формально правильным, но если пока такое представление помогает, так и считайте. «Неопределённый вид» – это отсутствие любого определённого вида. 220 Хотя большинство изменений при образовании различных форм связано с окончаниями слова, как и у существительных, основа глагола тоже может претерпевать некоторые изменения. Они могут иметь место и в начале слова, и в самой основе (как и изменение гласной с πατρ на πατρς). Всё это будет обсуждаться в последующих главах. 222 В некоторых старых учебниках грамматики и словарях в качестве лексической формы приводится инфинитив (λγειν, «говорить»), но современные словари приводят глаголы в форме 1л. ед.ч. наст. вр. (λγω, «говорю»). Однако при этом перевод по-прежнему часто даётся в форме инфинитива («λγω –говорить»). Не запутайтесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

4. Последствия посвящения Вступление в клир, как в особое состояние, ведет за собою соответственные юридические обязанности и права. I. Так, законы об обязанностях то указывают добродетели, свойственные званию клириков, то запрещают занятия и развлечения, противные их достоинству, то определяют известными правилами даже внешнее их поведение (форму одежды, напр.), 1) Прежде всего – соответственно своему высокому призванию, священник должен быть учителен, сведущ в изучении божественных писаний и священных правил, чтобы учить порученный ему народ и противящихся обличать 213 ; ибо, по выражению св. апостола, есть много непокорных, суесловов и обманщиков 214 . В нравственной области – священник должен быть целомудрен, трезв и благотворителен 215 . Для удаления поводов к нецеломудрию или к злоречию, священник не должен иметь в своем доме посторонних женщин (если он вдов 216 ), кроме матери, или сестры, или тетки, или вообще кроме тех, которые, по своему возрасту или честному имени, не подают повода к подозрению 217 . Трезвость, как особое качество, требуется еще апостолом Павлом и апостольскими правилами 218 , равным образом, церковные правила требуют от священника щедрости и милосердия к бедным и преследуют скупость, как постыдный порок; от того они запрещают ему отдачу своих денег в рост 219 , под опасением лишения степени 220 . 2) Что до занятий и развлечений, то по отношению к духовным лицам может быть принято такого рода общее правило: «что дозволено другим членам церкви, то неприлично клирикам». В частности, духовному лицу запрещаются: а) мирские занятия, неприличные его сану (он не может торговать с целью наживы, «ради гнусного прибытка» – Халк., 3., содержать гостиницы – Тр. соб. 9 221 , обязываться векселями, давать поручительства по подрядам и поставкам и т. д.), особенно развлекающие 222 , такие, которые удаляют от непосредственной цели служения, каковы: обязанности государственные и общественные – нотариуса, прокурора, адвоката, мирового судьи, присяжного заседателя, члена земской управы и т. д. 223 и б) мирские удовольствия. Так духовному лицу запрещаются разного рода зрелища (внешние чувства его должны быть обращены к одному священному, а не к театральному и мирскому), танцы, игры азартные (при чем игра страстей, потеря времени и проч.)… Впрочем, когда древние правила говорят о зрелищах, о цирках, о театрах, то обыкновенно имеют ввиду древние постыдные игры и представления в честь языческих богов (в честь Диониса, напр.), конские ристалища, игры гладиаторов, где тысячи человеческих жизней приносились в жертву дикости и кровожадности, а посещение таких собраний строго запрещалось не только клирикам, но и всем христианам 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Такою возвышенностью на пути от Кириаф-Хуцофа по направлению к стоянке Евреев у Иордана представлялся возвышающейся недалеко от истоков реки Арнона (близ г. Дивона) священный холм Ваалов, или высоты Вааловы ( Чис.22:41 ср. Чис.13:9 ) 218 . На эту возвышенность Валак в сопровождении своих князей и старейшин ( Чис.23:6 ) возвел Валаама, чтобы он оттуда увидел для большей губительности имеющего совершаться проклятия хоть часть Израильского народа ( Чис.22:41 ) 219 . Но молитвенное обращение к Божеству по воззрениям того времени было немыслимо без жертв, как осязательных выражений преданности, послушания и благоговения. «Жертвы составляли главную часть древнего богослужения и сопровождали предначинания важных деяний; посредством их хотели приклонить к себе божество и доставить успех предприятию. Когда Эней вопрошал Сивиллу о будущем, он принес в жертву 7 быков и 7 овец (Virgil. Аеп. VI, 37 etc.), и при заклинаниях богов и волхвованиях старались воздействовать на богов посредством жертв, гимнов и молитв» (Plato, de legg. 10 р. 909. Appoll. Rhod. 3, 1031 ff. Ovid. Metamorphos. 7,240 и след. стихи). Тоже самое следует сказать и о халдейских жрецах, которые в занятиях мантики, гадания и предсказания старались посредством очищений, жертв и заклинаний отвратить зло и привлечь добро (Diod. Sycul. 2:29); они могли adjuratas sacris precibus potentias alligare привязать священными мольбами заклятые силы, так что последние исполняли желание других (Augustin, civit. Dei. 10, 9. ff.), но при этом они не позволяли себе никаких угроз по отношенью к богам, как это делали Египтяне (Iambl de Myst. 6:7) 221 . Тем менее мог обойтись без жертвоприношений верующий в Бога живого Валаам. Но при этом вследствие ли того, что число семь в халдейской магии, как известно, имеет преимущественно мистическое и магическое значение 222 , или потому, что для полной совершеннейшей умилостивительной жертвы требовались семь жертвенников и семь тельцов и столько же овнов (ср. Быт.21:28 ; Иов.42:8 ; 1Пар.15:26 ; 2Пар.29:21 ), Валаам предложил моавитскому царю построить из камней семь жертвенников и приготовить семь тельцов и семь овнов ( Чис.23:1 ) 223 Такая жертва по-тогдашнему верованию была приятной Божеству и могла снять с Валаама и Моавитян грех и вместе с грехом должна была удалить (мнимо) тяготеющее на них проклятие в виде неприятного соседства Израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Cicero, Tuscul. V, 35); за ним следуют 8 и 3; далее 2, 4, 6 и 5, и наконец низшее место занимают I, 9–13. (Hermann, S. 521, n. 211. Stein, II, S. 190, n. 4 Ueberweg, Untersuchungen, S. 120. 206 Platon’s Phædon mit besonder Rücksicht auf die Unterblichkeitslehre erläutert und beurtheilt vou Kuhnhardt, 1817. 208 Сочинитель предпринял перевести Федона (Федон или о бессмертии, разговор нравственный) на русский язык, присовокупив к нему объяснительные примечания; но в 1-й части Эфемерид поместил из диалога только «вступление» и «философическое рассуждение Сократа о смерти» с примечаниями. Обещанного продолжения не последовало, так как и издание Эфемерид после первой же части прекратилось. 216 ττω пместо στω – τη Βαιοτεα διαλτω. Olimpiod. ad. h. I. – У Карпова неверно переведено: что говорит он и вместо Кевиса отнесено к Зевсу. 218 Одни разумеют здесь Аристофана; но, по комментарию Олимпиодора, Платон имел при этом в виду комика Эвполиса, из которого он и приводит два стиха о Сократе. Cousin, Oenvres, III Série, T. I, 412–413 Cp. Diog. Lært. II, 28. 220 Ибервег смотрит на этот отдел, как на самостоятельную часть (I, 112); многие – как на продолжение (Anhangsel) предыдущего доказательства; Целлер (S, 531) и Циммерманн (S, 47) как на непосредственную подготовку последующего доказательства. Последнее мнение представляется более вероятным, так как отрицание взгляда, что душа есть гармония тела и утверждение самостоятельного бытия души есть необходимая подготовка для рассуждения о существе души. 221 Аристотель приписывает Пифагорейцам это учение (De anima I, 4). Филолай – защитник этого учении. Somn. Scip. I, 14. Cicer. Tuscul. Disp. I, 10. Эхекрат в диалоге (88 D) говорит: «мысль, что наша душа есть некоторая гармонии, мне всегда чрезвычайно нравилась». 222 Нужно признаться, однако, что не все исследователи согласны в истолковании этого места. Шлейермахер и Германн видят в нём указание Платона на собственный ход его развития; но Ибервег относит его к Сократу, от лица которого излагаются эти мысли в диалоге, Ueberweg, Untersuchungen, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

216 Все верующие, поскольку они участвуют в миссии Церкви, имеют право в соответствии со статусом и положением каждого из них способствовать апостольской деятельности или поддерживать её своими начинаниями; однако ни одному из этих начинаний не следует притязать на звание «католического», если на то не будет согласия компетентной церковной власти. 217 Верующие, поскольку они призваны крещением вести жизнь, сообразную с евангельским учением, имеют право на христианское воспитание, посредством которого они надлежащим образом готовятся к достижению зрелости человеческой личности, а вместе с тем к познанию тайны спасения и к жизни сообразно с ней. 218 Занимающиеся священными дисциплинами пользуются подобающей свободой исследования и вправе благоразумно открывать своё мнение в тех вопросах, знатоками которых они являются, сохраняя при этом должное уважение к учительству Церкви. 219 Все верующие пользуются правом на свободу от всякого принуждения в выборе своего жизненного статуса. 220 Никому не позволено без законных оснований посягать на доброе имя того, кто им обладает, и попирать присущее каждой личности право на охрану её частной жизни. 221 § 1. Верующие могут на законных основаниях отстаивать и по нормам права защищать в полномочной церковной инстанции права, которыми они пользуются в Церкви. § 2. Верующим, если полномочная власть призовёт их к суду, принадлежит также право быть судимыми согласно предписаниям права, применяемым по принципу [канонической] справедливости. § 3. Верующие имеют право на то, чтобы канонические наказания не налагались на них – разве что по нормам закона. 222 § 1. На верующих лежит обязанность приходить на помощь Церкви в её нуждах, чтобы она располагала всем необходимым для богослужения, исполнения дел апостольства и христианского милосердия, а также для достойного содержания священнослужителей. § 2. Кроме того, они обязаны содействовать осуществлению социальной справедливости и, помня заповедь Господню, помогать бедным из собственных средств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010