В настоящее время можно добавить к этому проблему функциональной атрибуции. Хронологическая атрибуция – один из важнейших элементов анализа исторического (в том числе и археологического) памятника, но именно датировка зачастую становится неразрешимой проблемой. Для монументальных недатированных крестов это обычная ситуация. Сохраняется она и в случае с Молотковским крестом. Архимандрит Макарий датировал его временем около 1378 года, опираясь на дату постройки Спасской церкви, сообщенную Новгородской IIIлemonucью 217 . На этом же Рис. 1 Серапионов (Молотковский) крест основывался И. А. Шляпкин, указывавший дату около 1379 года 218 . Более осторожно, за конец XIVbeka, высказался А. С. Орлов 219 . Иную датировку предложил А. А. Спицын. Опираясь на морфологическое сходство Новгородского Чудного креста 1548 года с Молотковским, он датирует последний XVbekoм 220 . Последовательность рассуждений известного археолога в данном случае восстановить сложно. Дополнительные исследования по Молотковскому кресту проводила Г. И. Матюшкина, которая датировала его серединой XVbeka, используя следующие доводы: по ее мнению, «восьмиконечный крест получил широкое распространение именно в XVb.», а крест «на Голгофе со страстями» характерен для 30–40-х годов этого столетия 221 . В одной из последних публикаций, упоминающих данный крест, во избежание неточностей приведена широкая дата – XIV–XV Рис. 2.Новгородский Чудный крест века 222 . В таком состоянии находится проблема датировки Молотковского креста в настоящее время. Для того чтобы как-то продвинуться в этом вопросе, необходимо разобраться в аргументации предыдущих исследователей. Начнем с аргументов за датировку креста XVcmoлemueм. А. А. Синицын обосновывает свою точку зрения ссылкой на Чудный крест 1548 года, стоявший в Новгороде близ Волховского моста (рис. 2). Сходство обоих крестов действительно имеется, особенно на уровне первоначального восприятия. При детальном же сравнении обнаруживаем некоторые различия в их пропорциях и конструкции. Так, верхняя часть ствола у Молотковского креста несколько длиннее, а Чудный крест не имеет круга. Тем не менее это не уменьшает значения тех черт, что объединяют оба памятника (например, медальоны на концах). Единственное, о чем все же не стоит забывать, это изъяны метода аналогий и недостаточность наших знаний о формах средневековых крестов. Ведь Чудный крест мог воспроизводить прототипы и более раннего времени, не обязательно лишь XVbeka.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Касерес), затопленной в 1963 г., сохранился 4-колонный портик, перенесенный на новое место; считается, что он украшал здание курии. Раскопаны остатки ок. 10 амфитеатров (самый крупный построен имп. Адрианом в Италике). Амфитеатр в Тарраконе был возведен на месте бывшего кладбища в кон. II в., перестроен в 220 г. на средства имп. Элагабала (218-222), что отражено в надписи (самой длинной в И.) вокруг подиума. Отчасти сохранились амфитеатры Эмериты Августы (VIII в. до Р. Х.) и Сегобриги (близ совр. Таранкона, пров. Куэнка; I-II вв. по Р. Х.). Крупнейшим театром был театр в Кордубе (ок. 5 г. до Р. Х., перестраивался): диаметр его кавеи ок. 124 м, т. е. всего на 6 м меньше, чем у театра Марцелла в Риме (13-11 гг. до Р. Х.). Театр в Эмерите Августе (16-15 гг. до Р. Х., перестраивался) - лучший по сохранности в Зап. Европе, с 2 ярусами мраморных колоннад скены (нач. II в., восстановлена из подлинных фрагментов). Театр в Нов. Карфагене (не позднее 4 г. до Р. Х.), устроенный в склоне горы, избежал перестроек; это типичный римский театр со строгим полукругом сидений, с крытой колоннадой над верхним рядом и с ложами по бокам от сцены для представителей власти. Неплохо сохранились театры в Италике, Тарраконе, Сагунте и в др. городах. От немногочисленных ипподромов лучше всего сохранились фундаменты цирка в Тарраконе (между 81 и 96 гг. по Р. Х., размером 340×117 м). Более крупным (440×115 м) был ипподром в Эмерите Августе (20-50 гг. по Р. Х.); он сохранился хуже, но хорошо раскопан и показывает устройство сооружения,перестраивавшегося при имп. Константине I Великом и позднее (сохр. остатки надписи IV в.). Остатки одного из наиболее сохранных римских цирков (сер. I в. по Р. Х.) изучены в Толедо; позже он стал кладбищем мусульман (IX-XI вв.) и христиан (XIII-XIV вв.). Относительно хорошо сохранились 2 небольшие триумфальные арки - однопролетная Бера (или Бара), построенная ок. 13 г. до Р. Х. по заказу Луция Лициния Суры близ Тарракона, и 3-пролетная в Окцилисе (ныне Мединасели, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

216. Как львица не подступает дружески к теленку, так безстыдство не принимает печали, яже по Бозе (2 Кор. 7, 10). 217. Как с волком не сходится овца для деторождения, так с сытостию болезнование сердечное для зачатия добродетелей. 218. Никто не может возыметь болезнования и печали по Боге, если не возлюбит прежде причины их. 219. Страх Божий и обличение принимают к себе (в содружество) печаль; воздержание же и бдение сговариваются с болезнованием. 220. Кто не вразумляется заповедями и внушениями Писания, того надо подгонять конским бичем и остном ослиным (Притч. 26, 3)  ; если же он и это отвергнет, то броздами и уздою челюсти его востягнеши (Псал. 31, 9). 221. Кто малыми искушениями легко побеждается, тот большими поневоле порабощен бывает; а кто малыя презирает, тот о Господе воспротивится и большим. 222. Не берись обличениями врачевать того, кто хвалится добродетелями; ибо один и тот же не может быть и любителем показности и любителем истины. 223. Всякое слово Христово являет милость, правду и мудрость Божию, и силу их чрез слух влагает в души тех, которые охотно слушают его. Посему немилостивые и неправедные, неохотно его слушавшие, не только не могли познать премудрость Божию, но Учащаго оной распяли. Так–то и нам надобно смотреть, охотно ли Его слушаем. Ибо Он сказал: любяй Мя заповеди Моя соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Иоан. 14, 15, 21). Видишь ли, как Он в заповедях сокрыл явление Свое? Всех же заповедей объемнейшая есть любовь к Богу и ближнему, которая раждается по отрешении от всего вещественнаго в безмолвии помыслов. 224. Зная сие, Господь заповедует нам говоря: не пецытеся о утрии (Матф. 6, 34). Так и следует. Ибо не отрешившийся от вещественнаго и от заботы о нем как избавится от порочных помыслов? Помыслами же объятый как увидит сокрытый под ними существенный (коренный) грех, который есть тьма и мгла души, и от котораго получают начало все порочныя помышления и желания, когда диавол, искушая посредством приражения не насилующаго, указывает на грех, а человек, тщеславием и самоугодием побуждаемый, сочетавается с ним? Пусть, по разсуждению он не решился на него, но движением его усладился и сосложился с ним. Если же не познает он сего главнаго греха, когда и как возмолившись о нем, очистится от него? А не очистившись, как найдет место чистаго естества (Иезек. 37, 27)? Этого же не нашедши, как увидит внутренний дом Христов? — если мы дом Божий, по слову Пророческому. Евангельскому и Апостольскому (Захар. 2, 10; Иоан. 14, 23; 1 Кор. 3, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Хор: Аминь. Стихиры на стиховне Канонарх: Глас (называет номер гласа и читает первую строку первой стихиры). Хор поет первую стихиру 217 . Воскресные стихи (запевы) к стихирам на стиховне: Стих 1: Господь воцарися 218 ,/в лепоту облечеся. Стих 2: Ибо утверди вселенную,/яже не подвижится. Стих 3: Дому Твоему подобает святыня, Господи,/в долготу дний. Слава, и ныне 219 : Богородичен . Молитва праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши 220 раба Твоего, Владыко, по глаголу 221 Твоему, с миром; яко видеста 222 очи мои спасение Твое, еже еси уготовал 223 пред лицем всех людей, свет во откровение языков 224 , и славу людей Твоих Израиля 225 . Чтец: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. ( Трижды ) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради. Господи, помилуй. ( Трижды ) Слава, и ныне. Отче наш, Иже еси 226 на Небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный 227 даждь нам днесь 228 , и остави 229 нам долги 230 наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение 231 , но избави нас от лукаваго 232 . Иерей: Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Тропарь праздника, трижды. Если бдение под воскресенье: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса 233 родила еси душ наших. ( Трижды ) Если в воскресенье есть празднуемый святой, то: Богородице, Дево... ( дважды ) и тропарь святому . [ Если была лития, благословляются хлебы, пшеница, вино и елей . Молитва на благословение хлебов Иерей: Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей; и умножи сия во граде сем ( или : в веси сей, или : во святей обители сей) и во всем мире Твоем; и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8494 Здесь разумеется Тит Ливий – величайший римский историк конца І-го века до Р. Х. и начала І-го по Р. Х. История его состоит из 142 книг, из которых до нас дошло только 35. 8495 Капитолий – внутренняя крепость Рима. Под Франками разумеются Галлы, обитавшие в Цизальпинской Галлии (Северной Италии). Нашествия Галлов было во 2-й половине IV века до Р. Хр. и окончилось первоначально полным поражением Римлян и разорением римской республики, от которой она долгое время не могла оправиться. 8496 Св. Гаий был папою Римским с 283 до 296 года, в котором пострадал за веру Христову 11 августа. 8497 Кампания – приморская область древней Италии, к югу от Рима, на западном берегу Аппенинского полуострова. 8499 Венера (греческая Афродита), дочь Зевса и Дианы, – языческая богиня любви и красоты; в период упадка Римской империи, к которому относится страдания мученика Севастиана и дружины его, считалась богиней и нечистого сладострастия, возбуждающей плотские похоти; изображалась на статуях в бесстыдно обнаженной форме, и в честь ее совершались буйные празднества, сопровождавшиеся безнравственными обрядами. 8500 Ермий – иначе Гермес (римский Меркурий) почитался древними Греками и Римлянами сыном Зевса и Маии, глашатаем богов, гонцом, исполняющим волю Зевса, посредником между богами и людьми, а также богом разнообразных открытий, изобретений и ремесл, богом промышленности и торговли, которые будто бы только тогда и доставляют богатство, когда идут рука об руку с хитростью и обманом, даже кражей и ложной клятвой, лишь бы всё это прикрывалось известного рода благовидностью; отсюда Гермес – иногда покровитель даже кражи и обмана, одобряющий всякого рода ложь и клятвопреступления. 8503 Гелиогабал – римский император, царствовал с 218–222 по Р. Х. Он построил себе, как богу, храм на одном из холмов Рима, Палатинском, рядом с императорским дворцом. Ступени Гелиогабала – ступени его храма. 8504 Ипподром – ристалище, место, где происходил бег коней, состязания с дикими зверями и т. н. гладиаторов друг с другом, что было любимым развлечением Римлян. Сюда же цари-мучители выводили христиан на съедение диким зверям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

е. управлял бы ею так, как управляли прежние Митрополиты, в зависимости от Князя Киевского, а не Московского. Но Патриархи, в видах сохранения Православия, всегда поддерживали Князя Московского, защитника Православия, и боясь вторжения Католичества через Литву и Польшу не соглашались даже и на то, чтобы Митрополиты жили в областях, подвластных Литве и след. под влиянием князей Литовских, большей частью католиков. Доказательства на это мы уже видели и прежде. То же случилось и в настоящее время. Патриарх Матфей не думал исполнять желания Витовта и 2-го Сентября 1408 г. посвятил в Митрополиты всея России Грека Фотия 218 . Фотий был уроженец Морейский из города Монемвасии 219 . С юности, как он говорит о себе, он воспитывался у благочестивого старца Акакия, уважаемого всеми Патриархами и Царями за его благочестие. Посвятив себя богомыслию, Фотий отказался от всех мирских связей. «Одно было у меня желание, говорит он, спасти душу свою и представить себя непорочным Владыке и Богу, Творцу моему». При таком распоряжении духа он никогда не думал домогаться высших степеней. Промысл судил иначе. В то время, когда было получено требование нового Митрополита в Россию, он находился в Константинополе, по поручению от Акакия и, не смотря на все отрицания, должен был принять жезл святительский 220 . С горестью оставлял Фотий пустыню, как бы предчувствуя свои будущие горести. Незлобивый инок, не знавший мира, он не умел бороться с миром и искусившийся в борьбе с диаволом, явился не искусным в борьбе со злобой людей и не всегда чистыми, благородными и бескорыстными целями и действиями государственной политики того времени. 1409 г. 1-го Сентября он явился в Киев 221 , и здесь представил настольную грамоту, в которой Патриарх, описывая его достоинства и обязанности, просил князей и духовенство – оказывать ему должное послушание, как своему духовному отцу и наставнику в вере и благочестии 222 . Но Витовт, оскорбленный отказом Патриарха посвятить Феодосия, не хотел сначала принимать Фотия; только клятвенное обещание последнего бывать часто в Киеве отклонило его от этого намерения 223 и он предоставил Фотию управление всеми Православными Христианами, жившими в его областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Эти правила, по крайней мере во времена Баудхаяны, а вероятно и раньше, носили характер обязательный, «обетный» для «давших согласие следовать уставу». 218 Устав же предусматривал два разряда «пустынного жития»: один – «для варящих пищу», а другой для «обходящихся без варки пищи». Первые имели пять дальнейших подразделений: 1) питавшиеся чем попало из встречающегося в лесу; 2) вкушавшие только дикорастущие злаки; 3) питавшиеся одними кореньями, клубнями и луковицами; 4) – одними плодами; 5) – только зелием, пригодным для варки. Второй разряд распадался опять на пять видов, сообразно со способами вкушения невареной пищи: одни собирали и кое как изготовляли ее, однако без помощи железных и каменных орудий; другие без всякой обработки клали ее в рот руками; третьи брали ее прямо ртом, «подобно животным»; четвертые, тояхары, жили одной водой, а пятые, вайубхакши, «воздухоглотатели», ничего не ели! 219 Дробление на многочисленные секты по различию религиозных верований, встречающееся в позднейшую пору, 220 в описываемые нами времена, по-видимому, не существовало или не замечалось; по крайней мере оно не устанавливается памятниками этой поры, за немногими исключениями, каковы адживаки, ниргранты или джайны, а затем – буддисты. Зато сейчас указанным десяти разновидностям отшельников, определявшихся по образу питания, соответствовало, кажется, десять различных форм посвящения по уставу Викханы. 221 Сами правила признавали пустынный образ жития «чистым» по трудно выполнимым, подобным быту зверей и птиц, с коим должны жить отшельники, беря пример с их нравов относительно заботы о пище не более, как на один день». Но каковы бы ни были трудности, а, может быть, именно по этому, полагали, что «следующие этим правилам, и в особенности те, которые воздерживаются от пищи, получают очищение от грехов», ибо совершенно ясно, что жизнь, подобная жизни диких животных, есть дорога к небу». 222 Для вернейшего прохождения этого пути некоторые советовали соблюдать строгую постепенность: пройти последовательно два светских образа жизни, ученика и домохозяина, а затем – два подвижнических, придерживаясь и в них постепенного возрастания ограничений, переходя, например, в питании «от растений к воде, затем – к воздуху и, наконец, к эфиру» и ожидая за каждый подъем на высшую степень лишений соответственной прибавке в награде. 223

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Когда-то отчуждённые один от другого, Уэст- и Ост-Лондон братски протянули друг другу руки, – и стучавшаяся в ворота революция должна была покинуть эти страны и на европейском материке искать себе благоприятной почвы. Очень жаль, что берега Невы оказались для неё приветливее берегов Темзы! Впрочем, «подобает бо и ересем быти» ( 1Кор.11:19 ) не в церковной только, но и в гражданской жизни для того, чтобы явились «искуснии». Наученные горьким опытом, они будут жить своим русским умом и твёрдою верой в необходимость практического осуществления для человеческого благополучия дарованной заповеди. Сам Христос да «снимет покрывало с ослепленных» умов, и да озарятся они Господним Духом, единым Подателем истинно-христианской «свободы»! ( 2Кор.3:14–14 ). Протопресвитер Е. Аквилонов. 9 февраля 1911 г. 2 Подробнее об этом см. у Berthoud A., Apologie du Christiauisme Lausanne, 1898, pp. 38–46 et. 218–222. 3 По евр.; kabbed – «почитай», повелит. Накл. 3-ей формы (пиэль) от глагола kabad с первонач. значением «быть тяжёлым» (напр. Пс.37:5 : «беззакония моя..., яко бремя тяжкое отяготеша [jikbedû] на мне»); затем, оч. часто – «быть почитаемым» («быть с весом», как и греч. Βαρ – τιμος – «глубокочтимый», латин. gravis «тяжёлый» и «важный»), а в 3-ей форме: «почитать»; отсюда kabod «честь» и «слава» человеческая и, особенно, Божественная. 7 Златоуст, Творен. в рус. пер. Спб. 1899, Т. 5, стр. 9. «Богом дана заповедь: «чти отца твоего и матерь» ( Исх.20:12 ), и её преступил сын Давидов. Почему последний, (т.е. Давид), для исправления его (Авессалома) и для вразумления многих молит Бога не долготерпеть, но восстать гневом, восстав, отомстить за Свою заповедь ( Пс.7:7 ). Он говорит: отомсти не за меня но за пренебрежение заповеди, которую Сам Ты дал» (Васил. Вел. Толк. на пс., рус. пер., Моск., 1845, стр. 199) 9 «Последов. благодарств. и молебнаго пения… в воспониминание избавл. Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяте язык». 13 Гр. А. Толстой, стих.: «Пустой дом».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Каллист I, еп. Римский. Мозаика апсиды в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. 1130–1143 годы Каллист I (Каликст; лат. Callistus, Callixtus; + 222 ?), епископ Римский (218 - 222), священномученик Память 14 октября (Итал. ) Важнейший источник сведений о Каллисте - сочинение " Опровержение всех ересей " ( " Философумены " ), которое приписывается Ипполиту Римскому . В трактате получила отражение позиция противников Каллиста, описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Официальное жизнеописание Каллиста содержится в источниках IV-VI веков, самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 года (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что Каллист был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 год, его понтификат продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому , Каллист возглавлял Римскую Церковь 5 лет . Более подробные сведения включены в раннюю редакцию " Liber Pontificalis " (составлена вскоре после 530), где утверждается, что Каллист был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение трёх постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. Каллист рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христианское кладбище на Аппиевой дороге, которое впоследствии именовалось кладбищем Каллиста. Папа принял мученическую смерть, 14 октября был похоронен на кладбище Калеподия, на третьей миле Аврелиевой дороги. Большая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель " Liber Pontificalis " , не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам . Схожие сведения приведены в Мученичестве Каллиста , предположительно составленном в конце V века. Согласно этому источнику, Каллист принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://drevo-info.ru/articles/13679973.h...

Это употребление крестного знамения основывается на том, что св. Крест есть охрана христиан от злых демонов и всяких бедствий (209 аб ). Учат, наконец, отцы церкви о характере православного почитания Креста: «мы христиане», говорит, напр., св. Леонтий, епископ Неаполя иже в Кипре, «образу Креста кланяющеся, не древа естество почитаем: но знамение и перстень и образ самого Христа, смотряюще на Крест, распеншемуся Крестом покланяемся» (209 б –210 а ). (Гл. V). В-четвертых, – на основании чудес, совершавшихся силою св. Креста. Из церковной истории известию, что обретение царицею Еленою Креста Господня сопровождалось воскресением мертвого. Во времена Константина Великого и последующих византийских императоров св. Крест был носим на воинских знаменах, как символ победы (212 б –213 б ). Что касается чудес, совершенных силою крестного знамения, то свидетельства о них так многочисленны, что «вся невозможно собрати в малую книжицу, тыя бо и великою книгою объяти едва мощно» (222 б ). Так, от крестного знамения уничтожалась сила яда (214 б –215 б , 221 б –222 а ), исцелялись различные болезни (215 б –216 а , 220 аб ), ослаблялось вредоносное действие огня (216 а ), укрощались дикие звери (там же), языческие идолы падали и рассыпались, а обитавшие в них бесы оставляли свои храмы (216 а –217 а ), так как знамение крестное особенно страшно и нестерпимо для злых духов (217 а –218 б , 219 аб , 222 аб ); осенение крестным знамением прекращало как волнение морское (218 б –210 а ), так и движение греховных помыслов в душе человека (220 б –221 б ). 1) Если христиане не стыдятся псповедывать Иисуса Христа Распятого, то не должны иметь в пренебрежении и Крест Христов (224 а –225 а ). «Како могут сия быти, срамлятися Креста, а не срамлятися укрестованного? Может ли быти укрестованный, по елику укрестованный, без креста»? (224 а ). 2) «Всяк любяй знаменанную вещь, любит и знамение тоя. Но Крест есть знамение Христа распят аго» ( Мф.24:30 ; Кол.2:14–15 ); поэтому должен быть в чести у христиан (225 а –226 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010