„Apophthegmata“ существуют и в русском переводе 216 , озаглавленном: „Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцев“ 217 . В качестве прибавления (Appendix) к „Апофтегмат“’ам изданы Floss’oм 218 , а затем перепечатаны у Migne 219 „De sancto Macario Historiae», числом три. Что эти истории являются действительно прибавлением к „Апофтегмат“’ам, в том Floss убеждается следующим обстоятельством: „должно заметить“, говорит он 220 , „что в конце предисловия“ к „Апофтегмат“’ам составитель этого сборника „говорит о некоем, им присоединенном, добавлении, где“ помещены „изречения старцев, коих имена не называются“ 221 . Читая один из кодексов Венской (императорской) библиотеки (Hofbibliothek) 222 , Floss нашел, что в нем непосредственно за „Апофтегмат“’ами „содержится еще не изданное прибавление... – собрание рассказов об Отцах без надписания“ их имен. Сначала идут „рассказы о старцах – анонимах“, а затем „следуют некоторые другие – о старцах, имена коих присоединены, и между ними три – о Макариях“... 223 „Хотя“, говорит Floss в другом месте 224 , „эти две истории“ (т. е., 1 и 2) 225 „приличествуют тому и другому Макарию, однако“, из них в частности говорят об „Египетском“. Это следует заключать „как по причине сходства учения одной из них с беседами того Макария, так и по причине связи другой из них с историею о воскрешении мертвого для опровержения“ одного еретика (т. е., с историею под 3) 226 , – с историею, „которая в кодексе ближайшим образом“ приурочивается „к Макарию“ Египетскому 227 . Что относительно преп. Макария Египетского находится в первом из рассмотренных нами источников, т. е., в „νδρν γων ββλος“, в большинстве случаев имеет место и во втором, т. е., в „Апофтегмат“’ах. Это обстоятельство, конечно, и естественно в виду единства их общего источника, т. е., Великого Лимонария. В частности: 1) 1-й у Migne; S. G; t. XXXIV; col. 235–238 (Coteler.; 1; рр. 524–526)=„Патер.“: стр. 286–287; 37 (Rosw. liber V; libell. XV; рр. 623, 2 –624, 1 ; 25. – Rosweyd. lib. III; сар. 99; рр. 515, 2 –516, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

…засматривается на голые локти…— В романе «Обломов» несколько раз упоминается о том, что Обломов любовался голыми локтями вдовы Пшеницыной. 216 …известный анекдот о французской даме, которая не могла ни написать, ни выговорить слова «culotte»…— этот анекдот имеется в «Воспоминаниях Фелиции (ч. 2, стр. 68–69). 217 «Чтение — занятие слишком серьезное…» — измененная и сокращенная цитата из «Воспоминаний Фелиции (ч. 2, стр. 106–107). 218 «И лучшая из змей есть все-таки змея» — вероятно, неточное, по памяти, воспроизведение окончания басни Крылова «Крестьянин и змея»: И потому с тобой мне не ужиться, Что лучшая змея, По мне, ни к черту не годится. 219 Помавал — помахивал. 220 Этаблисман (франц. établissement) — здесь: местопребывание. 221 …богословский вопрос, который вели у Гейне «Bernardiner und Rabiner». — В стихотворении Гейне «Disputation» («Диспут») католический монах-францисканец (а не бернардинец) и еврей-раввин спорят о том, чей бог истинный. Спор должна решить юная красавица — испанская королева. 222 …превыше мира и страстей — неточная цитата из стихотворения Пушкина «Красавица». 223 Madame Dudeffand — Мария Дюдеффан, маркиза (1697–1780); известна, главным образом, своими блестящими письмами к Вольтеру и энциклопедистам. 224 …«слаба глазами стала» — цитата из басни Крылова «Мартышка и очки». В пожилые годы Дюдеффан ослепла. 225 Джиббон, Эдуард (1737–1794) — знаменитый английский истерик. 226 …привожу по известному переводу с французского подлинника…— Далее Лесков приводит несколько измененную и сокращенную цитату из «Воспоминаний Фелиции (ч. 2, стр. 58–61). 227 Вдова Клико — марка шампанского. 228 Кондолеанс (франц. condoléance) — соболезнование. 229 Проминажа — соединение французского существительного «promenade» (прогулка) с русским глаголом «проминаться». 230 Maitr taileur — написано искаженно, вместо «Maître tailleur» (портной). 231 …одна лаферма — вероятно, вместо: фирма (франц. la firme). «Лаферм» — табачная фирма, выпускавшая популярные в то время сорта папирос. 232

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

210 Статья эта пропечатана в книжках за Июль, Август и Сентябрь. О Ректоре же Венедикте Григоровиче изложено в Июльской книжке на стр. 235–240. 212 См. Русск. Старина. 1880 г., Январь, статья: «Записки бывшего проф. Петербургской дух. Академии Д.И. Ростиславова ». В предисловии к этой статье от Редакции (стр. 2) говорится между прочим: Проф. Ростиславов преподавал Физику и Математику и с 1841 по 1849 г. включительно был самый цветущий период его профессорства, хотя он начинал уже с 1848 г. страдать хроническою болезнью; в 1852 г. вышел в отставку; скончался 18 Февраля 1877 г. 214 Об этом расставанье и пр. сообщила нам в последнее время в письме свои воспоминания и сама племянница покойного влад. Антония – протоиерейша Надежда Петр. Ростиславова, которая провожала его и при первом отъезде для поступления в академию и в другие разы, когда он приезжал в Калугу на вакацию из академии. 215 Покойники здесь разумеются, как объяснила на самом этом письму Надежда Петр. Ростиславова, родные его (влад. Антония) сестра и брат любимый Сергий, которые жили у нас (т. е. в семействе П.С. Алексинского) и по смерти которых он (влад. Антоний) остался один единственный у своей матушки, проживавшей тоже у нас, как нашей родной бабушки. 216 Вас. Макар. Вертоградов женат был на родной сестре преосв. Антония; овдовевши поступил в монашество, – скончался в сане епископа Томского в 1867 г. 218 Это Лаврское подворье находилось как раз совместно с двором семинарским и состояло из каменного двухэтажного довольно большого корпуса. В одной части нижнего этажа и доселе помещается Лаврская книжная торговая лавка. 220 Письмо к Протоиерею Александру Ив. Ростиславову и жене его Надежде Петр. от 20 Февраля 1853 года. 222 В его Домашней Беседе известно был особый, и по преимуществу им излюбленный, отдел под заглавием: «Блестки и изгарь». 223 На этот-то Дневник В.И. Аскоченского справедливо указал автор брошюры: «Поминки по преосв. Филарете, Епископе Рижском». 1882 г. Кишинёв. Стр. 12. 224 Чтобы понять значение нестатной выходки Аскоченского, нужно знать, что на оборотной стороне докторского креста написана цитата: Мф. 5:19 и этот стих читается так: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

218 Указание, что Царь уже взял перо для подписи манифеста, во всяком случае надо отнести к числу мемуарных вольностей. 219 Запись фактическаго перерыва не отмечает. А. Шульгин говорит, вопреки утверждениям Рузскаго и Данилова: «кажется, я просил четверть часа – посоветоваться с Гучковым... Но это почему то не вышло». 220 Судя по дневнику Болдырева, сомнения Данилова заключались не только в нарушении закона о престолонаследии, но и в морганатическом браке вел. кн. Михаила. На «совещании в вагоне» возник «серьезный вопрос о супружестве новаго государя» – записал Болдырев. 221 Впоследствии Шульгин, пытался так изобразить ход своей мысли: «пусть будет неправильность!.. Может быть, этим выиграется время. Некоторое время будет править Михаил, а «потом, когда все угомонится, выяснится, что он не может царствовать, и престол перейдет к Ал. Ник.». «Как будто не я думал, а кто-то другой за меня, более быстро соображающий» – пишет Шульгин. Это было просто разсуждение post factum самооправдывающагося носителя идеи легитимизма. 222 Лукомский говорит, что к, составлению проекта он и Базили приступили, вооружившись сводом законов, после телеграммы Рузскаго а том, что Государь просит составить проект манифеста (т. е., около 3 час. дня). 223 На генерала Селивачева на фронте манифест произвел совсем иное впечатление. 3 марта он записал в дневник: «По слогу манифеста совершенно ясно, что он продиктован Государю от перваго до последняго слова». Данныя, нами приведенныя, по существу не оставляют места для сомнений. Разрешить вопрос уже безоговорочно могло бы только недоступное нам ознакомление с оригиналом. 224 Шульгин – показывал 2 авг. Гучков – «сделал два-три замечания, нашел нужным внести некоторыя второстепенныя поправки». Шульгин предложил: «принеся всенародную присягу». Царь написал: «ненарушимую», что стилистически было гораздо правильнее – отмечает Шульгин. 227 Этим придавалась юридическая легальность назначениям, которую в то время хотели иметь делегаты: «Повелеваем быть Председателем Совета Министров» и т. д. Это дало повод Троцкому в «Истории русской революции» говорить о «подделке историческаго акта», так как «дневное решение» было «фактически взято обратно в разсчете на более благоприятный оборот колеса».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

218 Село Кустовцыцы – под именем села Кустовец Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Кустовцы, как владение князя Януша Острожского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 290). 219 Памятники, издав. врем. комиссией для разбора древн. актов в Киеве. Изд. 2, т. 1, отд. 3, стр. 193. 222 В акте от 1601 года 7 декабря в донесении генеральных возных Волынского воеводства Криштофа Щуки и Станислава Янковского Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами, исчисляются следующие сёла, входившие в состав волости Любарской – Березовка, Волыца, Гавротинка, Косковцы, Мотылевка, Ремковцы, Стецковцы и Юровка (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 291, 418; прилож. 483). 223 Село Любомирка упоминается в акте от 1786 года 24 июля в разрешении, данном владельцем села князем Иосифом Любомирским церковному братству этого села – содержать братству пасеку на урочище «Воловая Долина» и освобождающая эту пасеку от десятины в пользу владельца (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 645). 224 Село Михиринцы (или иначе Михерженцы) – под именем села Михиринец Остропольской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Михиринцы, как владение князя Януша Острожского – каштеляна Краковского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 291). 225 Село Онацковцы – под именем села Однаковец Полонской волости – упоминается в акте от 1601 года 7 декабря в донесении возных Луцкому гродскому суду об осмотре ими местечек и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами; в числе этих сёл упоминается и село Однаковцы, как владение князя Януша Острожского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 290). 226 Местечко Острополь упоминается в акте от 1586 года 21 июля по поводу того, что, между прочим, уряднику м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Таким образом, Тениус допускает целых пять ни на чем не основанных предположений. То же самое нужно сказать о Нольдеке и Корниле, так как они расходятся с Тениусом лишь во взгляде на пятую, не алфавитную, главу, прочие же главы, как и Тениус, приписывают трем различным авторам. Какое значение можно придавать подобной аргументации, говорить об этом было бы излишне. Достаточно заметить, что все побочные предположения, допускаемые Тениусом, являются развитием первого предположения – о колебаниях в порядке алфавита. Между тем, в предшествующей главе мы уже видели, что самая гипотеза о колебаниях в порядке еврейских букв не имеет для себя никаких оснований. Слабость такой аргументами сознается даже в среде самих противников единства книги Плач. Будде 218 , Штаде 219 , Лёр 220 и Чейн 221 уже не ссылаются на особенности алфавитной формы плачевных песней, и все, кроме Лёра, усвояют одному автору даже главы с различным порядком алфавита. В частности, принадлежность третьей главы автору 2 и 4 глав Тениус отрицает потому, что форма ее является более искусственной, чем форма прочих алфавитных глав, так как в ней одной и той же буквой алфавита начинается уже не один стих, а каждые три мазоретских стиха. Такая искусственность третьей главы обличает, будто бы, позднейшего и притом менее даровитого автора. 222 К этому Нольдеке прибавляет, что самые стихи в третьей главе почти совсем не расчленены и по форме часто мало отличаются от прозы. 223 Насколько ошибочно такое мнение о стихах третьей главы, видно уже из того, что к этой то именно главе, прежде всех других глав, обращается Будде за доказательствами своей теории «кинаметра». Что же касается искусственности формы, то делать из нее выводы, подобные выводам Тениуса, было бы совсем несправедливо. Если современные поэты могут употреблять в своих произведениях форму сонета, октавы и под., то почему священный еврейский поэт не мог в одном случае избрать для своего произведения форму простого алфавита, в другом – форму тройного? Ссылка Тениуса на искусственность формы третьей главы является тем более странной, что несколькими строками выше сам же он говорит: «было бы гиперкритикой отрицать принадлежность Иеремии четырех первых глав на том основами, что употребленная в них алфавитная форма, как нечто искусственное, недостойна пророка, или потому что, таковой формы не встречается в пророчествах Иеремии».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

214 ...продолжая наблюдатъ за самим собою. – « " Двоящиеся мысли» в большей или меньшей степени болезнь всеобщая, и лишь большими усилиями и терпением, путём молитвенного и общежизненного подвига, по милости Божией, достигается то единство, та «простота», которая сложные две воли в человеке превращает в одну «простую», отданную водительству Духа Святаго» (МвМ. 1, 72). 216 ...несомненно человеческое лицо почти человеческое лицо. – Важнейшее различие для характеристики духовного состояния странного человека. Сердце провидит истинно живое в, казалось бы, давно умершем и разоблачает гнусную подделку. 217 ...текут слёзы... – Ср.: «...наступит последняя тишина ничтожества, «непроглядный чёрный мрак», в котором Некто будет плакать над погибшим человечеством» (Мережковский Д. В обезьяних лапах//Акрополь. М., 1991. С. 206). 218 ...для моего спасения согрешить... – Переворот уже начался: душа возжаждала спасения. И потому враг тут же подсовывает чудовищный соблазн в виде простейшего ошибочного силлогизма. О подобном умственном казусе писал апостол Павел: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?» ( Рим. 6:1–2 ). 221 ...до последней точки дошёл я. – В этой жуткой борьбе за собственную душу странный человек одержал маленькую победу – удержался от греха. И лукавый немедленно порошит глаза ворохом глупостей, от обычной лжи и логических ошибок до уныния. Есть край в грехе – самоубийство (потому что его нельзя истребить исповедью), а в совершенстве предела нет, но от этого благо не лишается своей сути. И жизнь не тосклива, если веришь в цель её; а пока не утвердился в вере, надо терпеть то, чего не понимаешь. 222 ...сторожа, который смотрел с любовью на службу пора. – Это была весть свыше: так Бог через чистые души наставляет нас на путь правый. 223 Всякое ныне житейское отложим попечение. – Строка из Херувимской песни на Литургии верных – третьей, самой важной части литургии. 224 ...кощунственно-дико врезался откуда-то вопрос. – «Двоящиеся мысли никогда так не страшны, как на молитве. Кто-то начнёт в душе молящегося как бы смотреть со стороны на его внешние при молитве действия. Читает молитву. Крестится, кладёт поклоны. Перебирает чётки. Это один человек. Другой – наблюдает, точно совершенно посторонний, откуда-то изнутри. Наблюдает холодно. В молитве не участвует. Чем слабее молитва , тем сильнее враг, который иной раз настолько овладевает душой, что заставляет наблюдающего, вопреки его воле, смеяться над молящимся, делать кощунственные замечания или просто обсуждать вопросы, ничего общего с молитвой не имеющие. Молитва становится ареной мучительной борьбы, от которой душа в смятении и не знает, куда укрыться» (МвМ. 1, 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

214. Когда вред от одного распространяется на многих, тогда не следует быть долготерпеливым, и не своей искать пользы, но спасения многих. Поелику общая добродетель полезнее частной. 215. Если кто впадет в какое-либо согрешение, и не будет печалиться по мере оного, то легко опять впадет в ту же сеть. 216. Как львица не встречается дружелюбно с теленком, так безстыдство не принимает с любовию печали по Боге. 217. Как овца с волком не сходится для деторождения, так болезнование сердечное не соединяется с пресыщением, к зачатию добродетелей. 218. Никто не может иметь болезнование и печали по Боге, если не возлюбит прежде причины оных. 219. Страх Божий и внутреннее себя обличение рождают печаль; а воздержание и бдение соединены с болезнованием. 220. Кто не исправляется от заповедей и учений Писания, тот будет гоним конским бичем, и рожном ослиным. А если и сие отвергнет, то браздами и уздою востягнуты будут челюсти его. 221. Кто малыми искушениями легко бывает побеждаем: тот великими поневоле порабощен будет; а кто малые презирает, тот противостанет о Господе и виликим. 222. Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями; ибо кто любит себя выказывать, тот не может быть любителем истины. 223. Всякое слово Христово являет милость, правду и премудрость Божию, и силу их чрез слух подает охотно слушающим. Посему немилостивые и неправедные, неохотно его слущая, не могли познать премудрость Божию, и даже Учащего оной распяли. Итак, и мы должны смотреть, охотно ли Его слушаем. Ибо Он сказал: Любяй Мя, заповеди Мои соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Иоан. 14,15,21). Видишь ли, как Он явление Свое сокрыл в заповедях? Итак. все заповеди содержатся в любви к Богу и ближнему, к которой ведет удаление от вещественного и безмолвие помыслов. 224. Зная сие, Господь заповедует нам говоря: не пецытеся о утрии (Матф. 6,34). Да и справедливо. Ибо не освободившийся от вещественного и от попечения о нем, как освободится от лукавых помыслов? А одержимый помыслами как увидит скрывающийся под ними существенный грех, который есть тьма и мгла души, и получает начало от лукавых мыслей и дел, так что диавол искушает (человека) без понуждения одним приражением, показывая лишь начало (зла). Человек же, охотно сочетавшись с ним по сластям и тщеславию, хотя и по разсуждению и не желал сего, но делом услаждался и принимал. Если же не познает сего общего греха, то когда помолится о нем, чтобы очиститься от него? А не очистившись, как найдет место чистого естества? Не найдя же его, как увидит внутренний дом Христов? Ибо мы есмы дом Божий по слову Пророческому, Евангельскому и Апостольскому (Иезек. 37,27. Захар. 2,10. Иоан. 14,23. 1 Кор. 3,16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/620/...

Enn. I, 2, 1. 204 В конце концов ( фр.). 205 Учитель сказал ( лат.). 206 Мужа правого, твердого намерения ( лат.). 207 Художникам, как и поэтам, 208 Опись благодеяний ( лат.). 209 Если кто отрицает, что мир создан для славы Божией, анафема ( лат.). 210 Естественная смерть есть абсолютное право, которое природа осуществляет по отношению к человеку ( нем.). 211 Идея, которая осуществляется естественным образом ( нем.). 212 Вещи не могли быть созданы Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены ( лат.). 213 Богатство, почести, жажда наслаждений ( лат.). 214 Любовь к вечной вещи ( лат.). 215 Война отец всех ( греч.). 216 Разумное несчастье ( нем.). 217 Мудрец – одного лишь Юпитера ниже: богат он, 218 Слышать ( лат.). 219 Прежде всего выслушай о четырех корнях всех (вещей). 220 Возможность не существовать есть неспособность; напротив, возможность существовать – способность… Следовательно, абсолютное бесконечное существо, т. е. Бог, необходимо существует ( лат.). 221 Ценность и достоинство философии состоит в том, что она чурается всех не допускающих обоснования предположений и принимает в качестве данных – будь то внешнего, чувственного мира, или форм, создаваемых нашим интеллектом для постижения этого мира, или фактов общего всем сознания собственной индивидуальности лишь то, что может быть надежно доказано ( нем.). 222 Всякая философия, последовательно применяющая только такой метод мышления… с необходимостью будет ложной ( нем.). 223 Я знаю некоторых людей, ворчащих: как же, ведь если все захотят воздерживаться от совокуплений вообще, как же тогда смог бы существовать человеческий род? О, если бы все захотели этого, только – в любви, с чистым сердцем, с чистой совестью и непреложной верой: тогда скорее пришло бы Царство Божие, ибо быстрее наступил конец мира ( лат.). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

217. Как овца с волком не сходится для деторождения, так болезнование сердечное не соединяется с пресыщением, к зачатию добродетелей. 218. Никто не может иметь болезнование и печали по Боге, если не возлюбит прежде причины оных. 219. Страх Божий и внутреннее себя обличение рождают печаль; а воздержание и бдение соединены с болезнованием. 220. Кто не исправляется от заповедей и учений Писания, тот будет гоним конским бичом, и рожном ослиным. А если и сие отвергнет, то браздами и уздою востягнуты будут челюсти его. 221. Кто малыми искушениями легко бывает побеждаем: тот великими поневоле порабощен будет; а кто малые презирает, тот противостанет о Господе и великим. 222. Не покушайся обличениями принести пользу тому, кто хвалится добродетелями; ибо кто любит себя выказывать, тот не может быть любителем истины. 223. Всякое слово Христово являет милость, правду и премудрость Божию, и силу их чрез слух подает охотно слушающим. Посему немилостивые и неправедные, неохотно его слушая, не могли познать премудрость Божию, и даже Учащего оной распяли. Итак, и мы должны смотреть, охотно ли Его слушаем. Ибо Он сказал: «Любяй Мя, заповеди Мои соблюдет, и возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» (Иоан.14,15,21). Видишь ли, как Он явление Свое сокрыл в заповедях? Итак, все заповеди содержатся в любви к Богу и ближнему, к которой ведет удаление от вещественного и безмолвие помыслов. 224. Зная сие, Господь заповедует нам говоря: «не пецытеся о утри» (Матф.6,34). Да и справедливо. Ибо не освободившийся от вещественного и от попечения о нем, как освободится от лукавых помыслов? А одержимый помыслами как увидит скрывающийся под ними существенный грех, который есть тьма и мгла души, и получает начало от лукавых мыслей и дел, так что диавол искушает (человека) без понуждения одним приражением, показывая лишь начало (зла). Человек же, охотно сочетавшись с ним по сластям и тщеславию, хотя и по рассуждению и не желал сего, но делом услаждался и принимал. Если же не познает сего общего греха (который заключает в себе другие грехи и служит им началом), то когда помолится о нем, чтобы очиститься от него? А не очистившись, как найдет место чистого естества? Не найдя же его, как увидит внутренний дом Христов? Ибо мы есмы дом Божий по слову Пророческому, Евангельскому и Апостольскому (Иезек.37, 27. Захар. 2,10. Иоан.14,23. 1 Кор. 3,16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010