Денис 3 августа 2013, 12:36 Мне кажется, что многое может прояснить " Умозрение о Мехиседеке " прп. Максима Исповедника. http://www.rodon.org/mi/aki.htm#a26 Обратите внимание, что всю новозаветную антропологию прп. Максим Исповедник применяет в ветхозаветному праведнику. Почему это не может быть справедливо и в отношении пророка Илии? Да, никто не восходил на Небо, токмо Сын Человеческий, сшедый с Небесе. Но все те, кто приобщится к Его Божественной природе (по благодати), точно так же восходят на Небо. Почему о приобщении к Божественной природе (по благодати) говорится для праведников Завета Ветхого, тогда как мы знаем, что это стало возможным только благодаря воплощению Бога Слова, Его Сошествию во ад, Воскресению и Вознесению, т. е. в новозаветный период? Ответ можно найти там же, у прп. Максима. Наталья 3 августа 2013, 00:32 Спасибо, о.Петр. Очень доступно и поучительно. Храни Вас Господь! Владимир 2 августа 2013, 15:42 Почему тогда на данном сайте опубликован текст библии без слово " яко " ? Выходит, что бы правильно понять нужна данная статья? Это хорошо когда есть разъяснение, а если нет? Николай 8 июня 2013, 21:28 Уважаемые авторы! До Воплощения и Искупления,безусловно,Лица Божия видеть; и на Небе быть,человекам невозможно. Но после то,Илия беседовал с воплощенным Богом. На иконах он лица своего,при этом,не закрывает уже. И что-же,он после беседы,опять отлучен в неизвестном направлении... Адских узников освободили,а его нет,что-ли... Это язычество,ненавистное пророку! Отцы писали о ветхозаветном периоде,а в Новом совершенное. И потом Ангелы всегда зрят лице Отца Небесного,а об Иоанне Предтече сказано,что посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим... Илия и Енох пламенно верили в Мессию и жил в них Он,подобно,как пишет апостол Павел,что не сам живет,а живет в нем Христос. Или,как Сам Господь говорит,что не сделавшие добра братьям Его меньшим - не сделали Ему. Ведь Он все и во всем. Господь мог именно в этом смысле говорить,что никто,кроме Него не восходил и не нисходил. Поэтому Илия и Енох вполне могли верить в это,и за эту веру сподобиться Неба,даже в Ветхом Завете. Это жизненно,а не схоластично,как при переводах... Отцы могли не говорить этого,т.к.берегли слушающих от язычества,при неверном понимании. Но при современном смешении всего и вся и агрессивном антихристианстве,необходимо выбивать фундамент неверия, безграничным милосердием Бога. Солнце превратится в тьму и луна в кровь... Но призвавший имя Господне спасется...

http://pravoslavie.ru/55239.html

е. прежде чем придет сын погибели и наступит скорбь великая, внегда послет Бог Илию фесвитянина и Еноха, яко милосерд, яко да скажут благоверствие роду человеческому и проповедят с дерзновением богоразумие всем, да не веруют, ни вдадутся в обольщение страха ради ложнаго. Тем же вопиют рекуще; льстец есть, о человецы; никтоже от вас веруй нечестивому, никтоже от вас послушай мучителя богопротивника; никтоже от вас убойся, вскоре бо престанет: Господь же убо святый се грядет с небесе… Обаче мнози тогда приидут и уверовати имут обою пророку... Разумеем возлюбленнии безчисленное милосердие Спаса нашего, яко ни во время оно оставит человеческаго рода без проповедания истины, но послет пророки проповедати Божия разума, да вси на суде без ответа будут, егда приидет с небесе» 117 . То же подтверждает и св. Андрей кесарийский : «под двумя свидетелями многие от учителей разумеют Еноха и Илию, которые примут от Бога время для пророчества на три с половиною года, означаемые тремя стами и шестьюдесятьми днями; они будут облечены во вретище – знак плача и сетования; их ознаменовал Захария в виде двух маслин и двух светильников. И далее говорит, что Енох и Илия будут творить чудеса и, по окончании своей проповеди , будут убиты антихристом; но чрез три с половиною дня, равночисленные летам своей проповеди, воскреснут и будут взяты на небо» 118 . Св. Иоанн дамаскин пишет: «послется Енох и Илия фесвитянин и обратят сердца отцев на чада, т. е. синагогу на Господа нашего Иисуса Христа и проповедь апостольскую, и от антихриста убиются. И приидет Господь с небесе, имже образом святии Апостоли видеша Его шествующа на небо, со славою и силою, и убиет человека беззакония, сына погибели духом уст своих» 119 . Эта же самая мысль встречается в синаксаре – в неделю мясопустную: «прежде седми лет до втораго пришествия Христова, как говорит пророк Даниил, приидет Енох и Илия, чтобы проповедывать людям не принимать антихриста. Сей же будет мучить их и отсечет им главы 120 . Раскольники, не признающие антихриста за лицо действительное, хотят изъяснить и последних двух пророков, имеющих придти пред явлением его, в смысле духовном и несобственном, именно – под Енохом и Илиею будто нужно разуметь многих верных о Господе и ревнителей веры, которые крепко будут стоять против еретиков и мучителей, подобно как и Илия ревновал.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Согласно с этим учением последователи указанных сект напряженно ожидают кончины мира и наступления царства Христова. Конечно, ожидания эти обнаруживаются в разных сектах в различных формах. В подтверждение сказанного приведем здесь некоторые пункты из учения означенных сект. Молокане, проповедуя о скором падении православной церкви в России, ссылаются на пророчество Исайи о падении идолопоклонства в Ассуре, причем под Ассуром разумеют Россию (Ассур – Руса – Россия). Желая доказать это, молокане в тридцатых годах стали переселяться за Кавказ, ожидая там открытия нового тысячелетнего царства Христова на земле. Явился у них в 1836 году и Христос в лице крестьянина Тамбовской губернии Лукьяна Петрова; являлись, кроме того, пророки Илья и Енох. Все это клонилось к доказательству той мысли, что время последнее уже наступило, антихрист воцарился в Ассуре, т. е. в России, – и что после падения Ассура наступает царство Христово. Основатель Сионской вести, капитан Ильин еще яснее называет церковь православную антихристовой, а православных – слугами антихриста. Православные, по его словам, суть дети Езавели, волко-агнцы, талмудисты, эгоисты, ошуйные, отмеченные числом 666. Баптисто-штундисты под антихристом, описываемым во втором послании к Солунянам и саранчой, упоминаемой в Апокалипсисе ап. Иоанна, разумеют православных епископов, а под ключом от бездны – архиерейские жезлы ( Откр. 9:1–11 ). Православное духовенство, по их мнению, заело много истины и вместо поклонения Богу духом и истиной ввело идолопоклонство. Что касается, далее, скопцов, то они с нетерпением ожидают скорого пришествия для окончательного суда над людьми своего батюшки – искупителя. Многие пророчества, относящиеся к времени страшного суда, по мнению скопцов, уже исполнилось; Енох и Илия уже пришли: «кто может видеть, – говорил один скопец, – тот видит, кто у отца – искупителя Илья и кто Енох». Антихрист также явился на земле и давно совершает свои дьявольские дела. Хотя хлысты и скопцы редко говорят прямо, что антихрист воцарился на Руси православной и в церкви, однако если мы припомним здесь, что такое – православные в их глазах, то должны будем прийти к заключению, что, по их мнению, дьявольские, антихристовы дела совершаются больше всего именно у православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Но не в том смысле употребляются подобные выражения у св. Отцев и учителей Церкви. «Божия последнего суда день, говорит бл. Августин (о град. Бож. кн. 20, гл. 1 в русск. перев. 1786 г. ч. IV, стр. 71), называем последним временем». «Несть история си о задних глаголех», говорит Кириллица, приступая к исчислению признаков явления антихристова и второго пришествия Христова, в числе которых помещает и явление Илии и Еноха (л. 47, знам. 8), несть история, но пророчество о сих всех, иже имать быти. Не мы пророчествуем, ибо есмы несмыслени, но писание вам предлагаем и знамение о них же глаголано» (Кирилл. л. 19 об. и 20; сн. Кирилл. Иерус. 15 оглас. поуч. чл. 4, л. 145 об.), т. е., по мысли св. Отцев и Учителей Церкви, все то, о чем они говорили, как о имеющем случиться в последние времена, должно совершиться и совершится именно в последние времена мира – пред самою его кончиною и вторым Христовым пришествием, и есть будущее, а не прошедшее. К последнему же, в собственном смысле, времени должно относить и явление Пророка Илии и Еноха, тем более, что Слово Божие и вслед за ним св. Отцы прямо говорят, что эти св. мужи будут проходить свое служение только три с половиною года, после чего будут убиты антихристом, которого после трех же лет с половиною упразднит своим явлением Иисус Христос. Ясно после этого, как нужно понимать выражения св. Отцев: в последние времена или дни посланы будут Богом Илия и Енох... Наконец, понимая эти выражения так, как понимают их раскольники, нужно будет допустить, что св. Отцы говорили неправду, утверждая, что Илия и Енох явятся в последние времена т. е. во времена Новозаветной благодати, потому что пророческое слово дано и существовало еще во времена Закона – в ветхом завете... Что же касается до приведенных нами слов пролога касательно Еноха, то они не только не дают мысли, какую хотят видеть в них раскольники, но еще прямо опровергают ее, показывая, что Енох, переселенный «на место Рая» живым, до сих пор еще хранится Богом для того, чтобы быть посланным в мир пред пришествием сына погибели и уже в это время – исполнить общий всем людям закон природы: умереть единою, хотя умереть «не общею всем человеком смертью», но единственною, которая будет уделом только его и Пророка Илии, единственною и потому, что она будет причинена им от антихриста, и особенно потому, что последует чрез тысячи лет от рождения – после того, как эти святые мужи были преложены с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

под. И все сии вопросы направлены беспоповцами к тому, чтобы отвергнуть действительное во плоти пришествие пророка, вытолковать духовного антихриста, и тем оправдать свое безиерархическое существование. 19 Это же из Пролога свидетельство об Енохе в таким же образом разъяснял я одному сызранскому наставнику поморской секты, с которым случилось мне беседовать о пришествии пророков. Не видя возможности защитить свое мнение, что Енох не умрет, он стал говорить: «Умрет Енох, но не от антихриста и не прежде Христова пришествия, а по писанному в Пролог, после Христова прихода, до дня же второго пришествия смерти не видит». На это я сказал, ему: «Все мертвые прежде Христова пришествия воскреснут; токмо приближаюшуся Животу всех, все оживут гласом Его и на облацех, по слову апостола Павла, на сретение Христово восхищени будут; а Еноху как можно будет тогда умирать, если он прежде от антихриста убиен не будет? Поморец, не имея, что ответить и в неправильности слов своих сознаться не желая, сказал: «После общего воскресения Енох и умрет». – «Когда все воскреснут, отвечал я, – когда пожерта будет смерть победой, когда Живот явится всех, тогда ты проповедуешь еще державу смерти!» – До такого ослепления доводят людей непокорение гласу Св. Церкви и упорство в сем непокорении. 20 Этим вопросом мои собеседники желали дать другое направление разговору и вместе уронить меня в глазах слушателей, прямо выставив меня проповедником учения, что антихрист еще не приходил; ибо у беспоповцев нет ничего хуже и зазорнее, как сказать, что антихрист еще не пришел. Кто это скажет прямо и решительно, того они и слушать больше не станут. 21 У иудеев инородцы и приступившие к принятию закона Моисеева, принявшие обрезание, не назывались иудеями, но пришельцами, как свидетельствует книга Деяний св. Апостол (зач. 16), называя Николая пришельцем (Благовест. евангелие от Матф. зач. 24, л. 190 на об.). 22 Беспоповцы считают первым доказательством того, что антихрист уже пришел, прекращение у них бескровной жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Отсюда полагают, что пророк Малахия, изображая также и в конце своей книги деятельность предтечи Мессии – Иоанна Крестителя, только сравнивает ее с деятельностью пророка Илии, почему переносит имя последнего на лицо первого. Но этому мнению противостоят другие, хотя немногие, пророческие места Писания, в которых речь относится непосредственно к названному лицу. Так, в 44, 28 и 45, 1–6 книги [пророка] Исаии освободителем евреев из вавилонского плена назван по имени Кир, царь персидский; в пророчестве человека Божия вефильского уже за 300 лет назван иудейский царь Иосия ( 3Цар. 13, 2 ; ср. еще Иер. 32, 6–8 ). Сюда же можно относить и предреченное наименование Мессии у Исаии ( Ис. 7, 14 ; ср. Мф. 1, 21–25 ) или Предтечи Господня – Иоанном ( Лк. 1, 13 ). Почему же теперь к разряду этих отличительных пророчеств не относить и пророчество Малахии об Илии фесвитянине?! От ранее данного обетования о явлении первого, не упомянутого по имени предтечи Мессии в духе и силе Илии (то есть Иоанна Крестителя) Иегова здесь возводит вдохновенно-просвещенный взор последнего ветхозаветного пророка к созерцанию имеющего пред всеобщим днем судным наступить пришествия и деятельности Илии самолично как второго предтечи Мессии. 20 Настоящее время глагола ερχεται не должно приводить нас в смущение, ибо и у классиков оно (этого глагола) нередко употребляется в значении будущего времени, как и здесь, что явствует из соответствия ему последующего глагола в будущем времени: αποκαταστησει. 21 Такой взгляд развит у тех церковных писателей, которые стояли за непреображенное состояние, в каком находятся до второго пришествия Илия и Енох. «И Енох и Илия восхищены и не обрели своей смерти, ибо она отсрочена; они сохраняются, чтобы умереть» ( Тертуллиан ). По мнению многих отцов Церкви (Ириней, Амвросий, Григорий Назианзин , Афанасий, особенно же Златоуст, блаженный Иероним ), Енох и Илия находятся лишь в прославленном состоянии, чем исключается состояние смерти, и означенные отцы Церкви, признавая будущее возвращение их на землю, не говорят о смерти их, а даже о нетлении плоти трактуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Первое, что Илия и Енох будут одеты во вретища. Второе, пророчествовать будут тысячу двести шестьдесят дней. Третье, будут иметь власть закрыть небо, да не сойдет дождь на землю во дни их пророчества, и будут иметь власть воды обращать в кровь и всякою язвою поразить землю. Четвертое, когда окончат пророчество свое после тысячи двухсот шестидесяти дней, тогда антихрист пойдет на них боем, победит и убьет их. Пятое, тела их будут лежать непогребенными в Иераусалиме три с половиной дня. Шестое, после оных дней воскреснут (и видящие все ужаснутся), взойдут на небо. Седьмое, тоща произойдет землетрясение великое, десятая часть города разрушится от него. Услышим и Дамаскина святого, что об этом говорит в книге четвертой, в главе. 27: «Пошлются, – сказал, – Енох и Илия–фесвитящш, и обратят сердца отцов на чадо, то есть собрание еврейское на Господа нашего Иисуса Христа и на апостольскую проповедь , и от него (антихриста) будут убиты». Следовательно, в таком случае те два свидетеля, Илия и Енох, не теперь пришли в мир: явно, что также не антихрист пришел в мир. Читай об этом и Дамаскина святого книгу четвертую главу двадцать седьмую. Глава четвертая. О знамении совокупном втором, как антихрист иудеями воспринят будет вместо истинного Мессии Что антихрист иудеями вместо истинного Мессии, пророками проповеданного, воспринят будет, сам об этом извещает достоверно Христос Спаситель наш, говоря иудеям в Евангелии Иоанна святого, в главе пятой: «Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня: если другой прийдет во имя свое, того принимаете». И так же говорит и Павел святой во втором послании к солунянам, в главе второй: «Так как любви истины не приняли для спасения своего. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. И будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». Антихрист же теми принят будет, которые его со всяким вожделением ожидают. Таковые же есть иудеи, которые ожидают Мессию царем быть временным, каким будет антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

VII. Блаж. Ипполит Римский : а) Когда исполнятся шестьдесят две седмины, и придет Христос, и проповедается евангелие всему миру, и истощатся лета, тогда останется еще одна, последняя седмина, во время которой придут Илья и Енох» (вып. I, стр. 146; Казань, 1898 г.). б) «Он (антихрист) убьет двух свидетелей Христа, которые будут возвещать Его славное пришествие с небес, как сказано чрез пророка: И дам обема свидетелема моима, и прорицати будут дней тысячу двесте и шестьдесят, оболчена во вретище. Об этом же сказано и Даниилу: и утвердит завет мнозим седмина едина: в пол же седмины отимется жертва и возлияние. Здесь указывается седмина, разделенная на две половины потому, что в продолжении трех с половиною лет будут проповедывать эти два свидетеля, а в остальную часть седмины будет враждовать со святыми и опустошит весь мир антихрист» (вып. I, стр. 161). в) «А все это совершилось для того собственно, чтобы евангелие Господа было проповедано по всему миру, и исполнилась полнота времен, и наступила последняя седмина, и были посланы два предтечи Христа, а после них открылась мерзость запустения, и пришел Небесный Судья судей, и настало воскресенье святых, и дано было достойным царство вечное, а для нечестивых, возжегся вечный, неугасаемый огонь» (вып. I, стр. 168). г) утвердит завет многим седмина едина. И будет в пол же седмины: отымется моя жертва и возлияние. Упомянувши об единой только седмице, он обозначил, конечно, ту последнюю, которая имеет быть в последние времена при кончине всего мира. Половину этой седмицы и займут два пророка: Енох и Илия. Они, одетые во вретища, будут проповедывать в продолжении тысячи двухсот шестидесяти дней, возвещая покаяние народу и всем язычникам» (вып. II, стр. 30). д) «Необходимо должно, чтобы предтечи Его и в данном случае явились первыми, как сам Господь говорит чрез Малахию – ангела: Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дня Господня великого и прежде, чем явится Тот, Который обратит сердца отцем на чада и противный в мудрости праведных, да не пришед поражу землю в конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Но кого же, как на таких ревнителей веры, к которым можно было бы приложить все то, что говорится об Енохе и Илие, укажут нам раскольники не только из числа их мнимых ревнителей веры, но и вообще из числа людей, когда-либо живших? Ответа справедливого быть не может. бб) Еще более несправедлива та мысль раскольников, будто под Пророками Илиею и Енохом нужно разуметь «пророческое слово» или вообще закон откровенный, священное Писание 709 . Не входя в подробный разбор всех тех ложных оснований 710 , на которых раскольники утверждают такое учение свое, мы заметим только, что думать так значит допускать, что и под Иоанном Крестителем нужно разуметь не сына Захарии и Елисаветы, но также «пророческое слово», потому что он в том же смысле представляется предтечею первого Христова пришествия, в каком Илия и Енох представляются предтечами второго славного Христова пришествия, и об нем, так же как и о Пророке Илии, говорится в Благовестнике: «усекнуша Иоанна сиречь пророческое слово»... 711 . Но кто же осмелится сказать, что Иоанн Предтеча был не человек, не определенное лице, но пророческое слово, или закон ветхозаветный? Далее, если разуметь под Илиею и Енохом ветхий закон, или частнее – пророчества ветхозаветные: то как понимать слова Спасителя, что Илия приидет, потому что закон дан был Иудеям гораздо прежде явления на землю Искупителя, как разуметь учение святых Отцев и учителей Церкви, утверждавших, что Илия и Енох посланы будут Богом пред самою кончиною мира, потому что пророческое слово за несколько веков до рождества Христова существовало между Иудеями? Но ужели кто-либо решится утверждать, что они говорили ложь? Кроме того, каким образом, разумея под Илиею и Енохом «пророческое слово» или ветхозаветный закон, можно объяснить все то, что говорится в Слове Божием и в учении отеческом о Пророке Илии и Енохе, как предтечах второго Христова пришествия? Как понимать напр. выражения, что Пророки Илия и Енох хранятся Богом живыми до тех пор, пока не наступит определенное время явиться им в мир, что они будут творить чудеса и потом будут убиты, и тела их будут лежать непогребенными три с половиною дня в Иерусалиме, а потом, по воскресении, взяты будут на небо? Ужели это значит, что закон или книги священного писания будут заключать или уже заключали небо, чтобы оно не давало дождя 712 , что пророческое слово имеет тело, которое можно убить, что, наконец, закон будет взят на небо...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Имея же в виду то, что начало царства антихристова раскольники возводят к VIII веку по Рождестве Христове, ко времени царства Карла Великого, надобно полагать, что, по мнению их, антихрист царствует в мире уже более тысячи лет и будет царствовать, может быть, еще столько же времени. В подтверждение своего учения об этом предмете раскольники представляют следующие доказательства. Под седмицею, в первую половину которой придут, по учению св. Отцев, Енох и Илия, а в другую приидет антихрист, нужно разуметь, говорят раскольники, все время от вознесения Иисуса Христа на небо, или вернее: от исполнения 70 седмин, предсказанных Даниилом до второго пришествия Христова. Следовательно, заключают раскольники, «седмица сия есть непредельна, или нечислимая». Значит, далее, под тремя с половиною годами, в продолжении которых, по учению Слова Божия и св. Отцев, будет царствовать антихрист, нужно разуметь время неопределенное. Так разумеет эту седмицу, говорят раскольники, «св. Ипполит, Папа Римский в слове о кончине мира» 269 . Действительно св. Отец упоминает о седмице, в первую половину которой придут для проповеди о имеющем скоро быть пришествии в мир антихриста Енох и Илия, а во вторую придет сам антихрист и будет царствовать на земле; но разумеет эту седмицу св. Ипполит вовсе не так, как понимают ее раскольники, именно он разумеет под нею не все время от вознесения Христова до второго пришествия Его, а только семь лет в собственном смысле. Вот слова св. Отца: «глаголет (Даниил) завет завещаю седмицы единые, и в пол седмицы возмется моя жертва и жрения, едино бо седмицу, седмих лет назнаменает, яже убо напоследок будет. И убо пол седмицы возьмут оба пророка с Иоанном, еже проповедати во всем мире, о антихристове иришествии», и потом, как бы в пояснение того, как он понимает полседмицу, в продолжении которой будут проповедовать Енох и Илия, прибавляет: «сиречь дней тысящу и двесте и шестьдесят» 270 . И в другом месте: «Даниилу рекшу, седмицы единые поставлю завет мой, седмь лет показа, в пол седмицы проповедати пророком, и в пол седмицы, сиречь в триех и пол (вот как понимает последнюю половину седмицы) царствует антихрист на земле, и посем возмется царство его и слава» 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010