Кто такой Енох, который называется «свидетелем»? Енох – это Божий пророк, который жил до Потопа, в те времена, когда была духовная брань между потомками Каина, каианитами, и сифитами, потомками праведного Сифа, духовного преемника Авеля, первомученика на земле. Енох был пророком Божиим в эти древние времена, как сказано, «ходил пред Богом», то есть жил так, что помнил, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга, в которую записываются все его деяния. Вот что значит ходить пред Богом. Сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Господь живьем забрал пророка Еноха из допотопного мира к Себе. Пророк Илия жил во дни Ветхого Завета, это был великий угодник Божий, который совершал очень много чудес; однажды он помолился – и несколько лет не было дождя по его молитве. Господь его живьем забрал на Небеса в огненной колеснице. Эти двое, Енох и Илия, в последнее время явятся опять в этот мир. Именно во дни антихриста. Вот когда власть антихриста достигнет своего апогея, когда замолчат все, кто протестовал против этой власти, – просто будут бояться физической расправы, – вот тогда Бог пошлет этих двух свидетелей, и они будут говорить, они не будут молчать. Пророк Илия будет послан к еврейскому народу, его проповедь будет в основном только к евреям. Почему? Корень еврейского народа – это три Божиих патриарха – Авраам, Исаак, Иаков. Корень свят. Сказано: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» ( Рим.11:16 ). И Бог клялся Самим Собою, что Он не оставит этот народ ( Быт.22:16 ). Сказано: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак… » ( Рим.11:1 ). Этот народ оказался выпавшим из мира благодати, когда они отвергли Христа. Они оказались неверными, но Бог продолжает оказываться верным по отношению к ним. Как сказано: «Бог верен, а всякий человек лжив» ( Рим.3:4 ). Вы знаете, как Бог благословляет их. Среди них много ученых, людей очень образованных, им легко дается познание, есть достаток. Они не верны Богу. Но Бог им верен, потому что Бог не переменчив, как люди. Они превращаются в апостолов антихриста, в апостолов сатаны, и они будут проповедовать везде этот демонизм. И Илия пророк придет именно к ним, и он им докажет, что антихрист – это антихрист, а истинный Христос из Назарета – это Тот, Которого они распяли. Сказано: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» ( Мал.4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Прародитель поколения Сиф первым прообразует Христа: «В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия (см.: Евр. 1:3 ), Который есть образ родившего Его Отца, как Сиф есть образ родившего его Адама» 63 . Следующий – Енох, праведность которого описывается выражением: ходил пред Богом (ср.: Быт. 5:22, 24 ). Слова: не стало его, потому что Бог взял его ( Быт. 5:24 ) – обычно понимаются как свидетельство о его вознесении, согласно апостольским словам: Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его ( Евр. 11:5 ). По этому поводу преподобный Ефрем Сирин излагал следующее предание: «Енох в виду Адама переселен в рай как для того, чтобы не подумал Адам, будто бы Енох убит подобно Авелю, и не скорбел, так и для того, чтобы утешился он о своем праведном сыне Авеле и уразумел, что все ему подобные или до смерти еще, или по воскресении вземлются в рай» 64 . Так как подобным образом, не видев смерти, был взят на небо еще один ветхозаветный праведник, пророк Илия (см.: 4Цар. 2:1 – 11 ), то святоотеческая традиция в двух праведниках, которые во время антихриста будут проповедовать в Иерусалиме (см.: Откр. 11:3 – 12 ), видит Илию и Еноха, представителей, соответственно, дозаконного и подзаконного человечества. Кроме того, Енох, по мысли святых отцов, прообразовал Самого Христа: «В Енохе увидел Адам образ Спасителя нашего, Который отверз рай и ввел в оный изгнанного; увидел тайну Вертоградаря, Который блюдет у Себя благодать – ключ рая» 65 . На Христа указывал и последний из упомянутых потомков Сифа – Ной, самое имя которого обычно истолковывается в прообразовательном смысле: «О Христе пророчествовал Ламех, действительно изъясняя пророчество, заключенное в имени Ноя, которое значит «упокоение», то есть Христос, в Котором почил Отец и Святой Дух Его; в Нем обрели покой и все святые человеки, упокоившись от грехов» 66 . Развращение допотопного человечества (Быт. 6:1 – 8) Повествование о развращении допотопного человечества начинается рассказом о браках сынов Божиих и дщерей человеческих (см.: Быт. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

3. По количеству лет, здесь указанных (и далее в книге Бы­тия), можно исчислить возраст человечества. Согласно греческо­му переводу Ветхого Завета Септуагинта, мы сейчас находимся в году 7490-ом от сотворения Адама. 61 Еврейский текст предос­тавляет несколько другие цифры, исчисляя возраст человечества как на немногим более тысячи лет моложе. Отцов никогда не беспокоила эта разница в исчислении ( блаженный Августин , например, поясняет в Граде Божием, что это вопрос второсте­пенной важности), 62 но принимается без колебаний как дол­гие лета жизни ранних патриархов, так и примерный возраст человечества порядка четырех-пяти тысяч лет в год Рождества Христова (точнее, немногим более 5 500 лет, согласно греческо­му тексту Септуагинты). 63 4. Начиная с пятой главы книги Бытия, мы следуем истории народа, который может быть уже назван, «избранным народом»: народа, посвященного Богу, передающего из поколения в поко­ление предания истинного поклонения и благочестия, и в ко­нечном счете преуготовлявшемуся дать рождение обещанному Мессии. Поэтому немного сказано о потомках Каина; они не принадлежат к избранному народу. Но даже и потомки Сифа развратились и были истреблены с лица земли, кроме одного (Ноя) и его сыновей. ( Быт. 5, 22–24 ) «Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Еноховы лет триста шестдесят пять. И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане прелоди его Бог». О Енохе св. ап. Павел говорит следующее: «Верою Енох преложен бысть не видети смерти; и не обряташеся, зане преложи его Бог . Прежде бо преложения его свидетельствован бысть, яко угоди Богу» ( Евр. 11, 5 ). Святоотеческое предание единодушно в том, что Енох так угодил Богу, что не умер, но вошел в рай живым, возвратится на землю при конце мира вместе с Илией, который был взят жи­вым на небо, проповедовать Второе Пришествие Христа; они умрут мученической смертью , но будут воскрешены после трех дней с половиною ( Откр. 11 ). ( Быт. 5, 25–32 ) «И поживе Мафусал лет сто осмьдесят седмь и роди Ламеха. И поживе Мафусал, по еже родити ему Ламеха, лет седмь сот осьмдесят два, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Мафусаловы, яже поживе, лет девять сот и шестьдесят двесять; и умре. И поживе Ламех лет сто осьмдесят осьм и роди сына, и нарече имя ему Ное, глаголя: сей упокоит нас от дел наших и от печалей рук наших, и от земли, юже проклял Господь Бог . И поживе Ламех, по еже родити ему Ноя, лет пять сот и шестьдесят пять, и роди сыны и дщери. И Быша вси дние Ламеховы лет седмь сот и пятьдесят три; и умре. И бе Ное лет пять сот, и роди сыны три: Сима, Хама, Иафета».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Мрак тьмы: усиленное выражение отсутствия света истины и духа (см. прим. к 2Пет. 2:17 ). 14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – 15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. 14–16. О них пророчествовал и проч.: о них, об этих и им подобных нечестивцах, еще давно, или издавна, пророчествовал, предрекал грозящий им суд Божий и осуждение на погибель (ст. 4, 5), и Енох, между прочими пророками и провидцами, говорившими часто, или постоянно и неослабно, о сем, и Енох, седьмый от Адама, следовательно – с самых древнейших времен мира. Когда, где и по какому случаю пророчествовал Енох о нечестивцах? Из священных книг Ветхого и Нового Завета о таковом пророчестве, и по видимому точно указываемых словах пророчества, неизвестно ничего. И о самом праведном Енохе говорится в книге Бытия ( Быт. 5:21 и далее) весьма кратко. Посему весьма вероятно, что это пророчество, или пророческое изречение, Еноха сохранялось в предании ветхозаветной Церкви, и апостол Иуда почерпнул его именно из предания и, как истинное, включил в свою книгу, как и предание о распре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом (ст. 9). Отголосок этого предания слышен в явившейся после этого послания апокрифической книге Еноха, о которой упоминают древние христианские писатели (между прочими блаженный Иероним в своем каталоге). Это пророчество Енох изрек, можно полагать, в то время, когда нечестивые каиниты беспутствовали и беззаконствовали и нечествовали, идя по следам Каина (ст. 11). И когда, таким образом, мало-помалу растлевалась земля, и суд Божий над нечестивыми готов был уже разразить и разразился потом потопом.– Се, идет Господь и проч.: идет, в подлиннике – пришел; это – пророческое созерцание и настоящего, и прошедшего, и будущего в одном общем времени, не необычное у всех пророков, когда они выражают созерцание и событие в прошедшем времени вместо настоящего и будущего, в смысле полного и всецелого совершения его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Правильное экзегетическое освещение и разумение тех мест Писания, на которых зиждется это верование, имеет важное значение для православных богословов по отношению к неправомыслящим о явлении пророка Илии раскольникам. Так, например, беспоповцы почти безусловно отрицают явление пророка Илии во плоти, полагая, что это нужно разуметь не чувственно, а духовно, в несобственном, иносказательном каком-либо смысле. Имея в виду изречение в «Книге о вере»: «Посланы будут Енох и Илия и Иоанн евангелист с ними к утверждению верных, Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати» (гл. 30, л. 270 об.), беспоповцы утверждают, что под Енохом, Илией и Иоанном следует разуметь не лиц определенных, а законы: естественный (Енох), писанный (Илия) и благодатный (Иоанн). Но в приведенном изречении дается мысль лишь о том, что означенные лица будут посланы для утверждения верных «о законе», то есть от закона или в законе того времени, в которое каждый из них жил, или что они будут обличать антихриста: Енох – естественным законом совести и разума, Илия – писанным законом Моисея и писаниями пророков, Иоанн же – законом благодати, то есть на основании новозаветных священных книг. Если же беспоповцы хотят под именем Еноха разуметь книги и писания, тогда является много несообразностей: ветхозаветный закон был евреям дан задолго до воплощения Спасителя, между тем Он говорит, что Илия приидет ( Мф. 17, 11 ); далее, по учению отцов Церкви и старопечатным книгам, Илия и Енох будут Богом посланы пред самой кончиной мира, а книги и писания существовали уже до Рождества Христова. По мнению беспоповцев, под Илией и Енохом следует разуметь вообще подобных Илии ревнителей веры и благочестия, твердо стоящих против еретиков и мучителей, в частности же самих беспоповцев, так как они ревностно обличают «никоновы новшества». Но такое и вообще аллегорическое понимание явления Илии и Еноха легко опровергается тем, что в Апокалипсисе заключаются определенные указания признаков и свойств обоих великих свидетелей, из которых по крайней мере один имеет близкое (по деятельности) сходство с пророком Илией; затем, к ревнителям веры не могут быть приложены те черты, что оба свидетеля будут убиты антихристом и тела их будут лежать в Иерусалиме в продолжение 3 ½ дней, а потом воскреснут и будут взяты на небо ( Откр. 11, 7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Не только осуждены, но и наказаны будут нечестивые грешники. Блж. Феофилакт: «И Енох пророчествовал о предлежащем им наказании от Бога в последние дни, т.е. в день праведного суда Божия» с. 282]. Блж. Феофилакт различает нечестивых и грешников: Между нечестивым и грешником разность такая: нечестивый грешит в отношении к Богу, а грешный уклоняется в делах жизни от цели правды» [там же]. Но Енох говорит и о нечестивых грешниках, т.е. грех в отношении к Богу производит и злые дела в жизни. Не бывает праведных безбожников. Еще праведный Енох различает дела, которые произвело их нечестие, и все жестокие слова, которые произносили на Него, т.е. на Бога, нечестивые грешники. Грехи дел и слов, грехи жизни и веры. Уже тогда люди предавались не только плотским грехам, но произносили жестокие слова на Бога. Эсхатологическая перспектива, в которой праведный Енох видит Имеющего прийти совершить суд, имеет и свое историческое исполнение. Кроме конечного суда, в ближайшем значении все это относилось к современным Еноху нечестивым каинитам. Епископ Михаил: «Это пророчество Енох изрек, можно полагать, в то время, когда нечестивые каиниты беспутствовали и беззаконствовали и нечествовали, идя по следам Каина (1, И), и когда таким образом мало-помалу растлевалась земля, и суд Божий над нечестивыми готов был уже разразиться и разразился потом потопом» Толк, на Иуд. 1, 14–16 ]. Также рассуждают и другие наши толкователи: проф. А.П. Лопухин Толк, на Иуд. 14–15 ], епископ Аверкий Толк, на посл. Иуды]. Во всемирном потопе началось исполнение пророчества праведного Еноха, но не совершилось (пророчество с двойным и даже более объектом). И в новозаветные времена по пришествии Христа Спасителя мы еще ждем вместе с апостолом Иудой исполнения во славе пророчества Еноха, изреченного на заре человеческой истории. Господь должен явиться вновь во славе с тьмою святых ангелов, чтобы сотворить суд над всеми. Грядет Судия. А в те времена ветры земли готовились собрать облака, а земля разверзнуть бездны свои, чтобы потопить нечестивых каинитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

При этом Бог приказал иному ангелу «каждый день» записывать все деяния самих пастырей, поскольку они погубят гораздо больше овец, чем Бог разрешил им. Таким образом, записываются не деяния людей, а деяния пастырей-ангелов, и эти записи будут свидетельствовать против пастырей, которые в результате получат возмездие от Бога за чрезмерную жестокость к овцам, Израилю. Такой сложный сюжет может быть объяснен тем, что автор Апокалипсиса животных пытался в символическом виде осмыслить особо жестокие гонения Антиоха Епифана и показать, что они произошли не по воле Божией, а из-за превысивших свои полномочия небесных сил. По мнению автора, Бог желал наказать народ Израиля, но не в такой мере – «страдания Израиля превышают всякое заслуженное наказание за его грехи»; можно сказать, что образ семидесяти пастырей и книг с записанными в них делами «выполняет в повествовании функцию теодицеи» 137 . В Апокалипсисе недель (1 Енох 91: 12–17 и 93: 1–10) также упомянуты «небесные скрижали». В начале этого раздела Енох говорит, что будет возвещать то, что открыто ему «в небесном видении… чрез слово святых ангелов и что узнал из скрижалей небесных» (1 Енох 93: 2-З) 138 . Далее повествуется о событиях, которые произойдут на земле в течение «десяти недель», вплоть до последнего суда и наступления вечного Царства. Подобно Астрономической книге, эти небесные скрижали призваны играть роль книги судеб, предвещающей грядущие события. На самом деле автор, пишущий от лица провидца Еноха, изображает события уже произошедшие и известные читателям (так называемый прием vaticinia ex eventu) 139 . В Послании (завещании) Еноха (1 Енох 91–104) 140 центральной темой является духовное блаженство праведников и печальный конец нечестивцев. И образы небесных книг как нельзя лучше служат для выражения идеи загробного воздаяния праведным и грешникам. В обращении к праведным используется образ книги жизни: «Я клянусь вам, праведные, что ангелы на небе напоминают о вас пред славою Великого к вашему благу, и ваши имена записаны пред славою Великого» (1 Енох 104) 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Открытое небо – тоже метафора откровения ( Отк. 11:19; 19:11 ; Ин. 1:51 ), которая восходит к ветхозаветной модели ( Иез. 1:1 ), воспринятой и в других еврейских апокалипсисах (включая и дверь, напр., в 1 Енох.). 4:2. «В духе» означает, что Иоанн получил духовный дар видения (см. коммент. к 1:10); аналогичным образом Дух поднял Иезекииля, и перед ним отверзлись небеса ( Иез. 11:1,24 ). Еврейские мистики подчеркивали смертельную опасность вознесения, позволяющего узреть престол Божий; многие были недостаточно подготовлены, чтобы пережить это вознесение через духовные сферы (см., в частности, 3 Енох, и свидетельства раввинов). В некоторых апокалипсисах допускается также, что ангелы моглинепосредственно вознести кого-то на небо (2 Вар., «Сходства Еноха. 2 Енох., Завет Авраама). Как и Иезекииля, Иоанна подхватил и вознес на небо Дух Божий. 4:3 . Об описании престола см. в Иез. 1:26,28 и 10:1. (Престол символизирует собой честь и достоинство правителя; к нему обычно вели несколько ступеней; в основании престола обычно изображались поверженные враги.) Это простое описание резко контрастирует с пышностью, свойственной римским императорам, а также с другими вымышленными картинами небесных дворцов (1 Енох. 14), гиперболизированными изображениями величия (напр., у поздних раввинов рост венценосного ангела определяется такой величиной, которая равна расстоянию, преодолеваемому за пять тысяч лет) или оборота земли, неба и ада (особенно в более поздних работах); Иоанн даже не пытается соединить вместе другие имеющиеся в Ветхом Завете образы престола (ср., напр., Дан. 7 в 1 Енох. 14). 4:4. «Старцы» (старейшины) – это наделенные полномочиями представители городов в Ветхом Завете и более поздних иудейских сообществ, которые были посланцами своих общин (напр.: Втор. 21:6 ); см.: Ис. 24:23 . В изобразительном искусстве в Малой Азии небольшое число священников могло представлять тысячи молящихся. Число «двадцать четыре» связывают с двадцатью четырьмя книгами еврейских писателей, составлявшими иудейский канон, с двенадцатью коленами плюс двенадцать апостолов и т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В этом случае, как и во многих других, апокалиптика ближайшим образом примыкает к книге пророка Даниила, который говорит о Сыне Человеческом, грядущем с неба (ср. Дан.7:13 ), Но кто грядет с неба, тот –само собою понятно – ранее должен быть на небе 130 . Кроме того, здесь апокалиптики могли иметь в виду Мих.5:2 ; Ис.9:6–7 ; Пс.2:7, 109:5 131 . Но как бы то ни было, несомненно одно: апокалипсическое учение о предсуществовании Мессии вовсе не клонилось в сторону понижения характера представлений о нем в смысле огрубения, а, наоборот, стремилось выразить идею об исключительности Мессии, сверх натуральности. Спор идет лишь о том, насколько сумела сделать это апокалиптика; существование же самой идеи не отрицает и проф. А.В. Смирнов 132 . Для нашей цели достаточно и этого. За явлением Мессии последует вооруженное нападение на Него всех языческих сил (Енох. 90:16; Сивил. III, 663 и дал; апок. Вар. 40 ; 3Езд.13:33 ) 133 . По обычному представлению Сам Мессия уничтожит враждебные силы (Сивил. III, 652 и дал.; апок. Вар. 39–40, 70, 72 ; 3Езд.12:32–33, 13:27–28, 35–38 ). По другому представлению, уничтожение врагов последует через суд над ними (ср. Енох. 90:18 и дал.) 134 . После уничтожения врагов и безбожников наступит мессианское время, когда на место старого земного Иерусалима сойдет с неба новый славнейший Иерусалим, существовавший в раю прежде греха Адама, показанный Аврааму в ночном видении и Моисею на горе Синае ( Вар.4 ), также виденный в видении Ездрою ( 3Езд.10:44–59 ). Этот небесный Иерусалим отличается необычайным благолепием и величием (Енох.53:6, 90:27–29; апок. Вар.32 ; 3Езд.7:6 ) 135 . В царство Мессии соберутся рассеянные иудеи со всех сторон (апок. Вар. 39, 40:72 ). Царство Мессии распространится и над язычниками. При чем, по книге III Сивилл (ст. 710–726), языческие народы придут к сознанию истинности Бога и Его закона, принесут дары в храм Его, будут прославлять Его и поступать по Его закону. Язычники признают Мессию и будут верны Ему, потому что они увидят ту великую силу, которую дарует ему Бог (Енох.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Варух в апокалипсисе пишет: «И будет после того, как наступит время явления Мессии, и он явится в славе, тогда все, которые умерли в надежде его, воскреснут (tunc omnes qui dorkerunt in spe ejus, resurgent)» (апок. Варух. 30 ) 144 . «Возвратит земля тогда умерших, которых приняла теперь, чтобы хранить их». (апок. Варух. 50 . ср. гл. 51) 145 . Раскрытие идеи всеобщего последнего суда, кроме текста из 3 Ездры ( 3Езд.7:33 ), имеет место в апокалипсисе Варуха (апок. Варух.50 ) и книге Еноха. Последний пишет: «И Он изберет между ними (воскресшими) праведных и святых... И Избранный в те дни сядет на престоле своем и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его» (Енох. 51:3). В апокалипсисе Варуха сказано: «Когда познают друг друга (умершие и воскресшие), тогда учредится (получит силу) суд, и наступит то, что предсказано» 146 . За всеобщим судом начнется жизнь вечная. (Ср. апок. Варух. 51 ). Енох пишет: «будет суд в вечность, который совершится над стражами, и явится вечное великое небо, и все силы небесные седмерицею будут светить во век» … (Енох.91:15–16). Это ожидание со стороны апокалиптиков обновления мира, всеобщего воскресения и суда послужило у них, по-видимому, основанием для разделения времени на два века или периода: этот век и век будущий. В книге 3 Ездры читаем: «обратится век в древнее молчание» ( 3Езд.7:30 ). Но «настоящий век не есть конец» ( 3Езд.7:42 )... «восстанет век усыпленный» ( 3Езд.7:31 ). (Ср. Енох. 91:15–16, 45:45). М. Поснов 1 Gfrorer Das Jahrhundert des Heils, Th I, s. 110–113, Othler, Real-Encyclopadie. Herzog’a t. IX, s 656. Leipzig, 1881. F. Weber, Die Lehren des Talmud Leipzig. 1880. IX – Judische Theologie auf Grund des Talmud und verwandter Schriften. Leipzig 1897, s XIII. 2 Зерно религиозного сознания образует теперь, говорит Ширер словами талмуда, положение, что Бог дал народу израильскому многие заповеди узаконения затем, что дать ему возможность получить право на тем большие награды (Makkoth Ш, 16). Schürer, Geschichte des Judischen Volkes, s 498–499, Leipsig 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010