Почему и Господь наш, будучи тогда на земле, говорящим, что прежде Христа должно приити Илии, сказал: Илия приидет прежде и устроит вся: глаголю же вам: яко Илия прииде и не познаша его: но сотвориша ему елика восхотеша. И писано, что тогда ученики уразумели, яко о Иоанне крестителе рекл им. Якоже еще в живых Моисеови сущу, преложи Бог на Иисуса от духа Моисеова: тако Бог силен был сотворити, чтобы дух и от Илии прешел на Иоанна, дабы, якоже Христос в первом пришествии явился бесславным: тако и первое пришествие духа Илиина бесславным представляемо было» 686 . «Прельщающе народы книжницы, говорит Блаженный Феофилакт Болгарский , глаголаху, яко несть он Христос. аще бо Христос бы глагола Христу, Илия пришел бы прежде: неведяще яко два пришествия суть Христова им же предтеча первому Иоанн, второму же, Илия, еже бо Ic сказуя учеником глаголаше, Илиа приидет прежде... Еже бо глаголет яко приидет, являет, яко и еще не дошел есть, приити же имать, предваряя второму пришествию, и устроит всех обретшихся послушливых к вере Христове: Еврей ко отчему наследию приводит их яко отпадших: а еже глаголет яко Илия убо прииде, предотечу Иоанна глаголет, сотвориша бо ему елика восхотеша, сиречь убиша его. Понеже бо оставиша Ирода убити его, могуще возбранити ему, и не возбраниша, тии убиша его. Тогда убо возстроумившеся ученицы, разумеша яко Иоанна, и Илию глаголет, понеже предотеча беста первому его пришествию, якоже и Илия будет второму пришествию» 687 . Что же касается до второго свидетеля, имеющего предшествовать славному пришествию Христову, т. е. до Еноха, то основанием для такого мнения служили для Отцев Церкви частью следующие слова Иисуса сына Сирахова: Енох угоди Господеви и преложися, образ покаяния родом (44:15), частью же то убеждение, что лежит человеку единою умрети ( Евр.9:26 ), и, следовательно, всего естественнее думать, рассуждали св. Отцы, что вторым свидетелем, который послан будет от Бога в мир пред кончиною мира и которого убьет антихрист, будет Енох, так как он еще не вкусил смерти, потому что, как повествует Бытописатель, преложи его Бог ( Быт.5:24 ), а между тем непременно лежит каждому человеку единою умрети, а потом уже и суд, или скажем словами Благовестника: «Илия и Енох не умроста, но обаче смертна», и, следовательно, должны же когда-нибудь умереть, потому что «лжа поистине лжа, еже без смерти быти человеку» 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Игумен Авраам . Теологические сонеты . – Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь, 2006. – 112 с./Представляет Ирина Свистунова //Фома. - – ноябрь 2007. - С.124. – (рубрика « Что читать »). Каждый из сонетов, написанных игуменом Авраамом, представляет собой законченную проповедь, только очень сжатую, лаконичную и необыкновенно изящную. Можно сказать, что «Теологические сонеты» – это богословие в самой изысканной своей форме. Ефим Сорокин . Енох. - М.: Лепта-Пресс, 2005. - 288 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – ноябрь 2007. – С.124-125. – (рубрика « Что читать »). Повесть «Енох» – фантастическая. В центре повествования – судьба одного из библейских патриархов, Еноха, о котором Ветхий Завет сообщает крайне лаконично (4-я и 5-я главы Книги Бытия). Допотопные времена понадобились автору как фон для разговора о вещах вневременных: о доверии Богу, о соотношении свободы воли и Божьего Промысла, о духовной подоплеке самых обыденных жизненных ситуаций. Иными словами, «Енох» – это не столько попытка детально воссоздать рассказанную в Священном Писании историю (что практически невозможно), сколько притча о нас. Увлекшись сюжетной интригой, мысленно отожествляя себя с героями, читатель начинает размышлять о себе, о своем отношении к Богу и людям. К. В. Лученко . Православный интернет. Справочник-путеводитель . – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, «Арефа», 2007. – 184 с./Представляет Михаил Бузынкин //Фома. - – ноябрь 2007. – С.125. – (рубрика « Что читать »). Путеводитель состоит из нескольких самостоятельных частей и начинается с разговора об этапах становления православного интернета. Епископы, священники, создатели           и редакторы известных сайтов отвечают на вопросы, посвященные актуальным проблемам православного интернета. Следующая часть справочника представляет собой обзор содержания крупных православных сайтов (сайты епархий, монастырей, храмов, новостные порталы, электронные библиотеки). Ряд статей адресован тем, кто создает или собирается создать интернет-сайт. Начинающему пользователю поможет предлагаемый в конце путеводителя небольшой словарик наиболее употребительного сетевого жаргона.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-55-...

Безпоповцы будут доказывать, что теперь нет священства, так как царствует антихрист, а беглопоповцы и австрийцы, – что и без епископов Церковь Христова временно может оставаться. Беседа переходит на другие предметы: с безпоповцами об антихристе, а с австрийцами и беглопоповцами о незаконности их священства. II. О последнем антихристе Вопрос о последнем антихристе тесно связан с вопросом о пришествии на землю пророков Илии и Еноха, обличителей последнего антихриста, а посему прежде всего следует объяснить слушателям, что Енох и Илия были люди чувственные, подобные нам, за свою богоугодную жизнь взяты на небо живыми (Бытия гл. 5, 4Царств гл. 2, Иисуса Сирах гл. 48), и будут посланы на землю «прежде пришествия дне Господня великаго» (Малах. гл. 4; св. Ипполита «слово об антихристе»). Объяснив это, спросить раскольника: приходили ли на землю пророки Илия и Енох для обличения антихриста? Раскольник ответит, что приходили, как сказано в Евангелии Мф. зач. 71. Но всем христианам известно, что в Писании указывается два пришествия Господня, – св. Иоанн тоже предтеча, но только первого, как и Илия второго, пришествия Господня (Благ. Ев. Мф. зач. 77, л. 145; 39 зач. Мк. л. 50 об.): называется же Иоанн Илиею «общаго ради их служения» (Злат. толк. на 71 зач. Мф.). Раскольник возражает, что под пророками следует разуметь не чувственных лиц, а законы: Енох – закон естественный, Илия – писанный ветхозаветный и Иоанн Богослов – новоблагодатный (кн. о вере). Но в «книге о вере» не сказано, что сии пророки суть законы, а говорится, что, пришедши на землю, пророки будут обличать антихриста сими законами. А что пророки, действительно, приидут чувственно и пострадают от антихриста, об этом сказано в толк. на Апокал. св. Андрея Кесарийского (слово 10, зач. 30), Благовест. Ев. Иоанна (зач. 67), Богосл. Иоанна Дамаскина (гл. 26), кн. Кирилловой (л. 47), в службе св. пророку (20 июля). Илия будет последним мучеником из пророков, как св. Стефан первым из апостолов (Пролог 20 июля). Если допустить мысль о духовном страдании Илии, то должно согласиться, вопреки священному повествованию кн. Деяний, что и Стефан не принял мученической кончины телесно. Если же св. Стефан пострадал «телесно», «чувственно», то так же «чувственно» придут и пророки и так же явится последний антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В 2000 г. Мичиганский ун-т (Отделение ближневосточных исследований, Центр иудейских исследований им. Дж. и С. Франкли и Центр исследований раннего христианства) организовал международный «Семинар по Еноху». К наст. времени состоялось уже 4 заседания: 1-е, на тему «Происхождение енохического иудаизма», прошло в июне 2001 г. во Флоренции (материалы опубл.: The Origins of Enochic Judaism: Proc. of the First Enoch Seminar, Univ. of Michigan, Sesto Fiorentino, Italy, June, 19-23, 2001/Ed. G. Boccaccini. Torino, 2002); 2-е состоялось 1-4 июля 2003 г. в Венеции и было посвящено теме «Енох и истоки Кумрана» (Enoch and Qumran Origins: A New Light on a Forgotten Connection/Ed. G. Boccaccini. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2005); 3-е, на тему «Притчи Еноха и Мессия Сын человеческий», состоялось 6-20 июня 2005 г. в мон-ре Камальдоли близ Ареццо (Enoch and the Messiah Son of Man: Revisiting the Parables of Enoch/Ed. G. Boccaccini. Grand Rapids (Mich.), 2007); 4-е прошло 8-12 июля 2007 г. там же и было посвящено теме «Енох и Тора Моисея: Свидетельство Книги Юбилеев» (материалы в печати: Enoch and the Mosaic Torah: The Evidence of Jubilees/Ed. G. Boccaccini, G. Ibba. Grand Rapids; частично - в номерах ж. «Henoch» за 2008); 5-е заседание состоится 14-18 июня 2009 г. в Неаполе и будет посвящено теме «Енох, Адам, Мелхиседек: Образы посредников во 2-й Книге Еноха и в иудаизме эпохи Второго храма». Теории происхождения Вопрос о происхождении Е. п. к. имеет 2 аспекта: происхождение Е. п. к. как лит. текста; происхождение енохической традиции, основная часть к-рой вошла в состав Е. п. к. Еще в 1734 г. протестант. ученый Исаак де Бособр, изучая историю манихейства, предположил, что известная по полемической лит-ре манихейская «Книга исполинов» (в источниках она называется также «Прагматия исполинов») имеет иудейские корни и зависит от книг Еноха, цитаты из которых обнаружил в Хронографии Георгия Синкелла в 1658 г. Иосиф Скалигер. Эта книга упоминается в «Декрете Геласия» (V 6. 3) под названием «Liber de Ogia nomine gigante».

http://pravenc.ru/text/189987.html

Благочестивая ветвь человечества идет от третьего сына Адама – от Сифа, так как о нем сказано: «Тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 26). Вероятно, потомки Сифа названы в Писании сынами Божиими (Быт. 6: 4). Наибольшее внимание из допотопных патриархов, которых было десять, следует уделить Еноху. Почему? Потому что о нем говорится нечто загадочное: «и ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24). Обратите внимание на эти слова: «и ходил Енох пред Богом». В этих трех словах «ходил пред Богом» очень емко выражена норма ветхозаветной праведности. Здесь показывается все устроение души человека, и устроение его сердца, и расположение всех его дел: это человек, который постоянно памятует о Боге, осознает себя пребывающим в присутствии Божием, причем не теоретически, а практически, поскольку говорится, что он «ходил». Не просто размышлял о Боге, но все свои дела, все свои действия располагал именно как раб Божий. О Енохе сказано, что он прожил 365 лет, – остальные патриархи жили гораздо дольше: 800 и 900 лет. О нем же говорится, что он прожил 365 лет, и не стало его, «потому что Бог взял его», – в этом он подобен пророку Илии, который также был взят на небо, так и не вкусив смерти (см. 4 Цар. 2: 11, 12). Енох – первый великий ветхозаветный праведник, хотя о нем ничего не говорится более того, что он «ходил пред Богом». Запомните это выражение, оно нам еще встретится. 2.3. Потоп. Ной и его семья Допотопная история заканчивается на патриархе по имени Ной. При Ное дается первое описание людей, не персональное, а общечеловеческое, и говорится, что когда люди начали умножаться на земле, то они развратились (Быт. 6: 5). «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 3). «Потому что они плоть» – в этих словах удивительным образом изображается состояние допотопного человечества, когда невозможным стало действие Духа Божия внутри сердца человеческого, ибо не было стремления человека к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Пророк Илья Перед Вторым Пришествием мир будет представлять собой нечто страшное. Он и сейчас уже страшен, если сравнить его с жизнью столетней давности. Но там, в будущей неизбежной перспективе, бесы будут безработны, поскольку люди превзойдут их в лукавстве, злопамятстве, гордости и ненависти к Богу. Редкие верующие души будут томиться так, как томился Лот в Содоме, и ради них времена сократятся. В эту гущу развратившегося человечества, в этот воспаленный гнойник сойдет, как блеснувшая молния, Христос — уже не для того, чтобы спасать, но для того, чтобы топтать точило гнева Божия. Христос придет сокрушать и уничтожать то, что воспротивилось исцелению. Апокалипсис на контрасте с Евангелием Рождества, где Господь слаб и беззащитен, описывает Христа как сильного Воина, духом уст Своих убивающего нечестивого. Но как перед Первым Пришествием Христовым и рождением от Девы родился от старицы Елизаветы Иоанн, и как перед проповедью Христовой заиорданская страна огласилась проповедью «большего из рожденных женами», так и перед Вторым Пришествием Христовым в мир придут Илия и Енох. Придут обличать антихриста и проповедовать покаяние. В одном из псалмов Давид спрашивает: Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти? ( Пс. 81:49 ). Енох и Илия — это те, кто не вкусили смертную горечь и взяты с телом живыми из этого мира. Оба они — сильные борцы с нечестием. Енох — седьмой от Адама пророчествовал допотопному человечеству. А Илия, живший в период закона, обличал детей Израиля и ревновал о славе Истинного Бога. Им и придется вернуться на землю в самые нечестивые времена, придется говорить правду, придется и умереть за нее. Смерть они претерпят уже перед самым концом мира, как и Предтеча был убит незадолго до опустошения преисподней Воскресшим Христом. Пророк Илия и Иоанн Предтеча очень похожи друг на друга. Оба девственники, постники, оба жили вдали от людей. Одевались в похожую одежду. Звали людей на прямые пути. Но главное, были одного духа. Иоанн «предшел пред Господом в духе и силе Илии». Потому и спрашивали его книжники: «Ты пророк? Ты Илия?» И Христа спрашивали Апостолы, дескать, книжники учат, что вначале нужно прийти Илии. Христос отвечал, имея в виду Иоанна, что Илия уже пришел, и сделали с ним, что хотели.

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

Данное понимание позволяет говорить о запечатанной книге как о небесной книге судеб. Укажем, что для непосредственных адресатов Апокалипсиса связь между образом небесной книги судеб и идеей владычества могла быть узнаваема. В литературных памятниках того времени, в частности в древней ближневосточной литературе, эта связь проявляется ярчайшим образом. Как уже было отмечено в главе I настоящей работы, в шумерских мифах владение Таблицами судеб приносит неограниченную власть (можно вспомнить миф о птице Зу). Богиня праматерь Тиамат вручает Таблицы судеб Кингу как знак его владычества 384 . Во всех текстах, содержащих упоминания о них, Таблицы судеб приносят их обладателю неоспоримую власть над миром. Эти мифы нельзя считать параллелью Откр 5 , но как культурный фон они могут быть значимыми. Связь толкования книги Откр 5как книги судеб с образностью межзаветных апокалипсисов. Немаловажным является также то, что Откровение Иоанна Богослова принадлежит к апокалиптическому жанру – а именно в апокалиптической литературе образ небесной книги судеб является одним из наиболее распространенных образов небесных книг. В главе I настоящей работы приводились подобные примеры – Дан 10: 21,1 Енох 81: 1–2, 1 Енох 91: 12–17, Юбил 5: 16 и пр. Более того, этот образ не просто многократно возникает, но является важным элементом основной смысловой линии апокалиптических произведений (как, например, в Книге Юбилеев). Зачастую образ книги судеб служит для уверения, что человеческая история идет к благому концу, несмотря на активность сил зла (1 Енох 104, 107); эта мысль была важным утешением для читателей межзаветных апокалипсисов, некоторые из которых явились прямым откликом на кровавые гонения Антиоха Епифана 385 . На основе тщательного анализа литературного контекста Л. Кеп относит запечатанную книгу именно к этому виду небесных книг, «насколько это возможно в библейско-христианской мысли» 386 . Откровение Иоанна Богослова имеет не только жанровое сходство с памятниками межзаветной апокалиптической литературы, но, как и многие из них, оно обращено к читателям, переживающим кризисную ситуацию (ср.: Откр 2: 10, 13; 3: 10 ). Поэтому при обращении к членам малоазийских церквей для ап. Иоанна было чрезвычайно актуально и важно подчеркнуть, что их собственные судьбы, как и судьбы всего мироздания, находятся в деснице Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

400 В греческих словарях значится κατβασις ‘нисхождение, сход, спуск’, в Словаре «Изборника в.» зhaчumcz сълазъ, соответствующий палейному вар. съшести (см.: Истрин–1906. С. 39). Соответствует евр. j a r e d ‘сходить вниз’, ‘cnyckamьcz’ (см.: Истрин–1897. С. 202). 401 Енох – В. М. Истрин указывает, что евр. эквивалентом могло быть значение ‘обучать’, ‘смягчать’, откуда происходи hano k ‘смягчение, размягчение‘ (см.: Истрин–1897. С. 202). В греческом словаре νκαινισμς ‘возобновление’, в Словаре «Изборника в.» в согласии с Палеей – (см.: Истрин–1906. С. 39). Евр. hano k ucmoлkobыbaemcz также в значении ‘учитель’, ‘nocbzmumeль’ (МНМ. Т. С. 435). В значении имени отражена судьба Еноха, bзzmoro на небо Богом и yдocmoubшerocz мистического oбщehuz с Творцом. Судьба Еноха, телесно coxpahzeмoro в ином, тонком мире, предвосхищала Вознесение Христа. 402 Мафусаил (евр.) – это имя толкуется как ‘муж стрелы’. В словаре «Изборника XIII в.» – пщенъ, соответствующее палейному или В соответствии с этими значениями в Палее должно было стоять (см.: Истрин–1897. С. 202; Истрин–1906. С. 39). 403 Эта фраза – «Бог взял его» – почти дословно повторена относительно пророка Илии ( 4 Цар. 2:9–10 ), «из истории которого положительно известно, что он чудесным образом был взят живым на небо. То же самое, по толкованию ап. Павла, произошло ещё раньше с Енохом» (ТБ. Т. I. С. 43); ср.: «Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» ( Евр. 11:5 ). 404 Енох был первым, чудесным образом переселённым на небо. Достойно внимания, что каждый период ветхо- и новозаветной истории ознаменован чудесным переселением живым на небо: в период патриархов – в лице Еноха, в иудейский период – в лице пророка Илии, в христианский – в лице Господа и Спасителя Иисуса Христа. Подробное описание путешествия Еноха на небо, где ему были открыты тайны мироздания, содержится в апокрифической «Книге Еноха», сохранившейся в арамейской, еврейской, эфиопской и славянской версиях (см.: Тантлевский–2000б).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Там же я видел всех грешников, которые отверглись Господа славы и им отвергнуты». Далее повторяется с некоторыми изменениями то, что сказано в предыдущих главах об источниках грома, молнии, ветров, росы, облаков, льда и снега и проч. (глав. 41). В 42-й главе говорится о мудрости, которая не нашла себе места на земле, и потому основала свое жилище на небе. С 45-й главы начинается вторая притча. Она направлена против тех, которые отвергают имя и жилище святых и Господа духов: они не войдут на небо; они будут сохранены для дня казни и мучения. В этот день Избранный (Electus) воссядет на троне славы и решит их участь. 45-я и две следующие главы особенно важны в том отношении, что в них говорится о Мессии, который называется Избранным и Сыном человеческим. «Там, говорит Енох, я видел Ветхого денми (Senem dierum); глава его была подобна белой волне; с ним я видел другого, лицо которого было подобно лицу человека; лицо его было исполнено благодати, как лицо святого ангела». Енох спросил о нем руководившего его ангела. Ангел отвечал: «это Сын человеческий (Filius hominis), 401 с которым обитала и которому принадлежит всякая правда; он откроет все тайны, которые сокрыты, ибо Господь духов избрал Его. Сей Сын человеческий, которого ты видел, возбудит царей и сильных от ложа, усмирит сильных и сокрушит зубы грешников. Он лишит царей их трона и царства, потому что они не хотят воздать чести и смириться пред Тем, Кто дал им царство» (глав. 46). «Я видел, говорит далее Енох, Ветхого денми, сидящего на престоле славы своей; пред ним раскрыта была книга жизни (liber vitae), и все небесные силы стояли пред Ним и вокруг Него... Тогда сердца святых исполнились радости, потому что настало время правды, молитвы святых услышаны и кровь праведных оценена Господом духов» (глав. 47). «В тот час Сын человеческий был призван пред Господом духов и имя Его пред Ветхим денми. И прежде сотворения солнца и светил, прежде нежели были утверждены звезды на тверди, призывали имя Сына человеческого пред Господом духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

8:10,11. Как и в предыдущем случае, этот суд схож с отравлением воды из Исх 7 20,21, но здесь речь идет о «полыни», которая делает воду горькой (см Иер 9 15, 23 15, ср Иер 8 14) и часто используется в фигуральном смысле (для обозначения идолопоклонства – Втор 29 18, последствий прелюбодеяния – Прит 5 4, страданий – Пл 3 19) Э га язва поражает местные источники вод, чго, естественно, вызывает озабоченность читателей Иоанна из Азии, особенно из Лаодикии (см коммент к Отк 3 15,16) 8:12. Эта язва перекликается с девятой язвой из Исх 10 22,23, во многих древних текстах говорится о тьме как о жестоком суде, а в Ветхом Завете (см коммент к Отк 6 12,13) и в ряде других еврейских текстов она также связывается с концом времен 8:13–9Язва, связанная с пятой трубой 8:13. Трижды повторенное слово «горе» показывает, что после трех суровых язв, связанных с четырьмя первыми трубами, надвигается еще более жестокая язва Этим словом часто начинается новое пророчество в 1 Енох , и, вероятно, таково его назначение и здесь «Орел» (в русской синодальной Библии – «Ангел») был символом имперского Рима, он был изображен на храме Ирода, но здесь этот символ вряд ли уместен Возможно, вследствие того, что орлы использовались как посланники, о чем говорится в ряде текстов (4 Вар ), они могут символизировать защиту Божью ( Отк 12 14) или, что более вероятно, этот термин здесь (как и в LXX) означает орла-хищника (см 19 17), предвещая тем самым неминуемое действие рока «Посреди неба» – это небесный уровень между престолом Божьим и самыми низкими слоями атмосферы (о делении неба на три части в некоторых древних моделях см в коммент ко 2Кор 12 2–4 или, напр , во 2 Енох ) 9:1,2. Во многих иудейских преданиях говорится о злых ангелах, заточенных в подземных темницах или в реках, ожидающих своего часа, чтобы выйти на свободу и сокрушить все вокруг Некоторые древние авторы высказывали предположение, что «бездна» была конкретным географическим местом на земле (1 Енох ), считалось, что ангелы были приписаны к таким местам и имели от них «ключи» Свитки Мертвого моря также говорят о нечестивых как о «сынах бездны» (вероятно, в том смысле, что им предназначена смерть в могиле) Большинство язычников считали звезды божествами, а многие иудеи – ангелами, звезды могли самым естественным образом символизировать ангелов в еврейских текстах, как в данном случае Иоанн использует здесь традиционные образы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010