«И не обреташеся» (LXX, славян.) – Енох, т.е. он не абсолютно уничтожился, а таинственно исчез из среды людей. Уже это одно отступление библейского автора от обычного у него образа выражения о смерти патриархов показывает, что конец земной жизни Еноха не походил на смерть остальных патриархов, не был, следовательно, обычным. Дальнейшие слова текста «потому что Бог взял его» и раскрывают именно эту самую мысль, хотя быть может тоже недостаточно подробно и ясно, обращаясь за выяснением этой фразы к библейским параллелям, мы находим, что они буквально повторены еще раз относительно пророка Илии ( 4Цар. 2:11 ), из истории которого положительно известно, что он чудесным образом был взят живым на небо. То же самое, по толкованию Апостола Павла, произошло еще раньше с Енохом ( Евр. 11:5 ; ср. Сир. 49:16 ). Посему-то, вероятно, и в Священном Писании Илия и Енох выставляются вместе, в качестве предтеч страшного второго пришествия Господа на землю ( Откр. 11:3 , ср. Мф. 17:11 ; Мк. 9:12 ; Лк. 9:8 ). Такое понимание кончины Еноха вполне, наконец, отвечает и контексту, где эта кончина выставляется наградой праведнику за его благочестие; так как смерть есть «оброк греха» ( Рим. 6:23 ), а Енох своим «хождением пред Богом» достаточно искупил свою вину, то он и переселяется в загробную жизнь, не видя истления плоти ( Пс. 15:10 ), которая подверглась мгновенному преобразованию по подобию того, что ожидает, согласно обетованию апостола, и тела верующих – современников второго славного пришествия Господня ( 1Кор. 15:20–23 ; 2Кор. 5:4 ; 1Фес. 4:17 ). Быт.5:25 . Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. Из генеалогии каинитов нам уже известно, что имя «Ламех» значит «свирепый человек, муж войны и разрушения». Трудно только с точностью определить, как мысль сифитов символизируется таким, по-видимому, неподходящим для них именем. Всего вероятнее, что в нем должно усматривать след воинственного и боговраждебного духа каинитов, начавшего с этой генерации заметно сильно ощущаться и в среде сифитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Физическая смерть не рассматривалась всеми ими как важный фактор в их концепции воскресения. Согласно книге Премудрости Соломона, которая была написана, вероятно, эллинистическим иудеем в первом веке до Р. Х., души праведников в действительности не умирают – они в руке Божией, и только «в глазах неразумных они казались умершими» ( Прем.3:1–2 ). Смерть праведников понимается как их восхождение в присутствие Бога, который «испытал их и нашел их достойными Себя; Он испытал их как золото в горниле, и принял их как жертву всесовершенную» ( Прем.3:5–6 ). Неправедные, нечестивые следуют к своему наказанию. Среди древних раввинов существовало разнообразие мнений относительно последнего удела человека. Их учения по этому вопросу нельзя свести к единому общему учению. Тем не менее, все их мнения существенно отличаются от того, что видели и испытали апостолы после воскресения Иисуса. Как пишет Иоахим Иеремиас: «Нигде в иудейской литературе мы не находим воскресения к δξα (славе) как события истории. Скорее воскресение к δξα – всегда и исключительно означает зарю Божьего творения. Поэтому ученики должны были бы переживать явления Воскресшего Господа как эсхатологические события, как начало перемены мира» 34 . Терминология Воскресения Ветхий Завет и иудейская литература предлагали последователям воскресшего Христа не только набор выражений для описания и толкования Его воскресения. Первым терминологическим источников, который они, должно быть, использовали, были истории из Ветхого Завета о Енохе и Илии. Енох «ходил пред Богом» и «Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Илия вознесся на небо в огненной колеснице ( 4Цар.2:1–12 ). Оба они упоминаются в Новом Завете – Енох перечисляется в линии происхождения Иисуса ( Лк.3:37 ), а пророк Илия является и говорит с Христом на горе во время Его преображения ( Мк.9:2–8 ; Мф.17:1–8 ; Лк.9:28–36 ). Хотя мы могли бы ожидать от учеников Христа, укоренных в Писаниях, что они будут использовать термины и образы, уже известные им из историй Еноха и Илии, они по понятной причине предпочитают использовать термин «воскресение». Иисус умер и воскрес из мертвых, тогда как ни Енох, ни Илия не пережили смерти. Смерть Христа и Его телесное воскресение исключают какое-либо подобие вознесению Еноха и Илии на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

420 Енох – седьмой ветхозаветный патриарх, о котором в книге «Бытия» (5, 24) сказано: «И ходил Енох перед Богом, и не стало его, потому что Бог взял его». Эти слова дали повод дохристианским толкователям Пятикнижия утверждать, что Енох, подобно пророку Илие, вознесен на небо живым. Агада расцвечивала это событие красочными подробностями. Благодаря одному из посланий, приписываемых апостолу Павлу ( Евр. 11:5 ), такой взгляд утвердился и в христианской экзегетике. 422 Авраам – родоначальник еврейского народа. Согласно одному из множества толкований этого имени, оно возникло как прозвище и первоначально звучало Га-ивра, т. е. «[прибывший] из-за Евфрата», Книга Бытия рассказывает, как Бог многократно являлся Аврааму и говорил с ним, а устами пророка Исайи даже называл его «Своим другом» ( Ис. 41:8 ). Этот титул закрепился за Авраамом в иудейской, а затем и в христианской литературе. 425 Бет-Эль (евр. «Дом Божий»), в традиционной транскрипции – Вефиль, ханаанский город, расположенный к востоку от среднего течения Иордана и первоначально называвшийся Лузом ( Быт. 28:19 ). Согласно Книге Бытия, ночевавший близ Бет-Эля Иаков выдержал рукопашную борьбу с Самим Богом и «видел Бога лицом к лицу», а потому вновь переименовал местность, назвав ее «Пенуэл», т. е. «Лицо Божие» (32:30). 426 Иосиф – один из сыновей патриарха Иакова, проданный братьями проезжим купцам и перепроданный теми в Египет. Благодаря Божественному наитию, Иосиф сумел истолковать фараону его вещие сны и получил за это титул Цафнаф-панеах ( Быт. 41:45 ), т. е. «охранитель мира». Однако Иосиф Флавий, за которым, видимо, следует в данном случае автор апокрифа, называет другой титул – «Псофомфанех» и толкует его как «Открывающий тайное» (Древности, II; 6, 1). 427 Согласно книге «Исход» (3:1–10), пасшему овец Моисею Бог явился в виде языков пламени на терновом кусте. 428 Перечисляемые Хананией случаи Божественной помощи еврейскому народу во время его бегства из Египта описаны в книгах «Исход» и «Числа». Море Суф (букв, тростниковое) – древнееврейское название Суэцкого залива. В Септуагинте переводчики использовали греческий топоним – Красное море, в русских же переводах его традиционно называют «Чермным».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

3 Христа-Господа книгу, запечатленную… – имеется в виду так называемая «Книга жизни». Ср. стихи Симеона Полоцкого из сборника «Вертоград многоцветный» – «Книга жизни», «Книга», «Мир есть книга» (БАН, 31.7.3, л. 235 об., 235, 293). 3 Тобою клятва прабабки… – то есть клятвопреступление Евы, считавшейся прародительницей человечества. 4 Богу воздали трое очищенных… – речь идет о библейском сюжете: чудесном избавлении трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила из огненной печи, в которую они были ввергнуты по указанию халдейского царя Навуходоносора. Этот сюжет дал основу церковному чину Пещного действа, воспринимавшемуся как символический прообраз Рождества. Piosnka о mierci (с. …) (Песенка о смерти) В средневековой Европе, особенно в XIV в., становится популярной тема «триумфа Смерти», «плясок Смерти», которая нашла самое широкое отражение в изобразительном искусстве и в литературе. «Песенка о смерти» Симеона создана в духе именно этой традиции, получившей дальнейшую разработку в барочной литературе XVII столетия. Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 36 об.) и его перевод печатаются впервые. 1 Енох – согласно второй библейской версии (Бытие, V:1–24), потомок Адама от его сына Сифа, отец Мафусаила и прадед Ноя. Библейские слова «И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» в христианской традиции истолковываются в том смысле, что Енох был взят Богом живым на небо и пребывает в раю. 2 ...палаш – холодное оружие с длинным прямым обоюдоострым клинком, вкладываемым в ножны. 3 Музы с Парнаса и милые Камены… – (древнерим. миф.) девять дочерей Юпитера и Мнемосины, каковая считалась богиней памяти; они же – богини искусств и наук. Камены отождествлялись римлянами с музами. Парнас – двувершинная гора в Фокиде, у подножия которой находились посвященные Апполону и Музам Дельфы и Кастальский священный источник. Nagrobek (Paskowickiemu) (с. …) (Надгробная надпись) Польский текст стихотворения опубликован в книге: R. uny. Pisarze krgu Akademii Kijowsko-Mohylaskiej a literatura polska... Kraków, 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Из сказанного нами доселе открывается, что, по учению св. Отцев и Учителей Церкви, основанному на учении самого Слова Божии, прежде второго пришествия Христова посланы будут Богом в мир Илия и Енох для того, чтобы устроит людей к последнему, всеобщему суду, в частности – чтобы обратить проповедью своею и чудесами ко Христу Иудеев, а потом и других людей, которые, как мы видели, пред кончиною мира забудут Бога и закон Его. Но так как пред пришествием же Христовым явится в мир и антихрист, то отсюда рождается вопрос: прежде ли пришествия человека беззакония посланы будут Богом два свидетеля в мир, или в тоже самое время, когда будет царствовать на земле и сын погибели? На этот вопрос все Отцы и Учители Церкви единогласно отвечают, что Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихристова, именно за три года с половиною до его явления, и тогда, как окончат свое свидетельство, имеющее продолжаться тысячу двести шестьдесят дней, зверь, т. е. антихрист, родившийся и возросший заранее втайне, явится в то время открыто, вступит с пророками в брань и убьет их. Такое учение св. Отцев основывается на свидетельстве об этом Тайнозрителя, который ясно говорит, что егда скончают свидетельство свое, зверь, иже исходит 689 от бездны, сотворит с ними брань, и победит их, и убиет я ( Откр.11:7 ). А если Илия и Енох явятся в мир прежде пришествия антихристова, то само собою понятно, что предметом проповеди их будет, между прочим, и явление в мир сына погибели. Так действительно и учат обо всем этом св. Отцы, и Учители Церкви. Вот их свидетельства: Св. Ипполит говорит: «обоим пришествием Христовым от Писаний научихомся, и первое убо по плоти бывше бесчестно, занеже смирену явитися ему; сице и второе Его пришествие проповедася славно, яко приидет от небес с силою ангелов, и с славою отчею, первому убо того пришествию Иоанна Крестителя имеяше предтечею; второму же Его, в немже хощет приити со славою, Еноха и Илию и Иоанна Богослова явити хощет. И зри Владычнее человеколюбие, како и в последних временех человеческий род промышляет и милует; яко ниже тогда кроме Пророк нас оставляет, но и тех послет к научению нашему, и обращению и извещению о сопротивном пришествии, якоже рече о сем Даниил провещав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Мы оставим тебя с твоими детьми на один год, пока возобновятся твои силы, что бы ты был в состоянии научить свое семейство и описать и объяснить своим детям все предметы, виденные тобою» (глав. 80). Исполняя это повеление, Енох сказал и записал все виденное им: «я все открыл тебе и написал книги о всех предметах. Сохрани, сын мой Мафусал, книги, написанные рукою отца твоего, и передай их будущим векам» (глав. 81). С 82-й (по Дильману – с 83-й) главы начинается четвертая часть книги и продолжается до 92-й главы. В ней рассказываются два сновидения, которые Енох видел еще в молодых летах – первое, когда изучал писание, второе – до вступления в супружество с матерью Мафусала, которому он рассказывает эти сновидения. Первое сновидение касается великого разрушения, или первого великого суда над землею, во время потопа. «Я спал, говорит Енох, в доме деда моего Малелеила и увидел, что небо осветилось светом, и земля погружалась в великую бездну; горы воздымались на горы, холмы падали на холмы, высокие деревья низвергались в пропасть. При виде этого я закричал: земля разрушается. Тогда дед мой Малелеил пробудил меня и сказал мне: от чего ты так кричишь и рыдаешь? Я рассказал ему видение, которое видел. Это великое видение, сказал Малелеил; оно указывает на грехи земли, которую должна поглотить бездна; произойдет великое разрушение. Встань, сын мой, и помолись Господу славы (ибо ты праведен), чтобы он оставил на земле несколько людей, чтобы не все люди погибли. Тогда я встал и помолился Господу и написал молитвы мои для будущих родов»... (глав. 82). Далее в 83-й главе излагается самая молитва Еноха, которая, впрочем, не заключает в себе ничего особенного. В 84–92 главах изображается другое сновидение Еноха. В этом сновидении в кратких чертах представляется обзор всей ветхозаветной истории от Адама до царства Мессии; обзор этот имеет характер не простого исторического рассказа, но символического видения. По подражанию книге пророка Даниила (глав. 7–8), автор всех людей представляет под образом разных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Однако иное отношение к Е. сложилось в Эфиопской Церкви, где 1-я Книга Еноха была включена в канон ВЗ и было составлено неск. новых произведений о Е. («Иная проповедь о рождении Еноха» вошла в «Книгу тайн неба и земли», а также неизд. «Видения Еноха»). Е. сохранял авторитет и в календарных вопросах. В XV в. имп. Зара Якоб утверждал, что никто «не может вычислить время поста, Пасхи и праздников без Еноха» (CSCO. Vol. 235. Aethiop. T. 43. P. 99. 10-14; CSCO. Vol. 236. Aethiop. T. 44. P. 87. 17-21). Память взятия Е. на небеса празднуется Эфиопской и Коптской Церквами 23 янв. (27 тэрра или тобе соответственно) и 18 июля (24 хамле или эпепа). В нек-рых сир. месяцесловах Е. вспоминается во вторник Светлой седмицы или 7 июля. В визант. традиции память Е. в Неделю праотец (в некоторых месяцесловах встречается память допотопных патриархов 1 марта). С XIX в. образ и писания Е. стали особо почитаться мормонами (Церковью Иисуса Христа святых последних дней). В старообрядческой традиции Е. вместе с Илией выступает как пророк близкого прихода антихриста. Представление о том, каким образом осуществится пришествие пророков - чувственным или духовным, вызвало полемику среди старообрядцев, разделившихся на 2 группы. Первые, к к-рым относятся последователи РПЦС, РДЦ и частично ДПЦ, а с ХХ в. значительная часть часовенных, считают, что появление пророков только ожидается и придут они во плоти; др.- беспоповцы разных согласий (в наст. время меньшинство) - утверждают, что духовный приход уже состоялся и антихрист давно царствует в мире. Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Начиная с первых учителей староверов, утверждалась мысль об исполнении всех предсказаний, но в отношении пророков единства не было. Протопоп Аввакум , призывая: «Зри умом зверя летописного» ( Бубнов, Демкова. 1981. С. 150), тем не менее считал, что антихрист еще не пришел в мир, и осуждал тех, к-рые «мудровали, что пришествие пророков Илии и Эноха на обличение антихриста будет духом, а не плотью» ( Смирнов.

http://pravenc.ru/text/189985.html

Рассмотрим подробнее описание Еноха в книге «тайн». На  первом небе, над твердью, он, как и следует ожидать, видит горние воды, «море превеликое, паче моря земного», после чего ангелы приводят перед ним «старейшины и владыкы звездных чинов» ; там же встречает он и     –  360  –   двести ангелов, управляющих звездами и сокровищницами снега, града, облаков и росы. На втором небе Енох видит «тьму паче тьмы земныя» (гл. 4), где в оковах «висят отпадите ангелы, соблюдаемые на день суда». На третьем небе помещается рай (2 Кор. 12, 2, 3) с древом жизни и древом милости и в северной части – ад для грешников, которых терзают «лютые и немилостивые ангелы» . На четвертом небе находятся пути солнца и луны и дивные твари, их окружающие, среди полчищ ангельских, поющих неизреченные песни. На пятом – несметное воинство стражей, или «григоров» (γργοροι), погруженных в грустное молчание: из их среды под предводительством Сатанаила отпали ангелы, которые мучаются на втором небе . На шестом небе Енох видит 7 чинов ангелов, управляющих небесными явлениями, звездами, луною, солнцем: «сии суть архангели, иже над ангели и всяко житие смиряют небесное и земное. И ангели, иже суть над времяни и лети, и ангели, иже над реками и морем, и ангели, иже над плоды земными и над всякою травою и всяку пищу дающе всякому животу. И ангели всех душ человеческих и пишут вся дела их и житие их пред лицем Господним. И посреди их семь финик (фениксов), семь херувимь, семь шестикрылать, един глас суще и поюще единогласно». Затем следует седьмое небо, где в великом свете являются огненные полчища великих архангелов и бесплотных сил – господства, начала, власти, херувимы, серафимы, престолы и многоочитые; за ними на престоле сидит Бог и по десяти ступеням от престола размещаются десять чинов. Соответственно этим десяти чинам в тексте, изданном Поповым («Труды Общ. ист. и древн.», 1880), к     –  361  –   семи небесам прибавляются еще три неба: восьмое «иже наречется еврейским языком Музалоф (mazzaloth – 12 знаков зодиака) пременитель временем сухоти и мокроти, двенадесяти зодиям, еже суть верху седьмого небеси; девятое, еже по еврейскому зовем кухавым (звезды, небо неподвижных звезд?), идеже суть домове небеснии зодиям двенадесяти», и, наконец, десятое небо – «Аравоф», где Енох видит лицо Божие и встречает архистратига Михаила .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Здесь ангел Господень говорит Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его сыне: «И многих из сыновей Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям» ( Лк. 1:16–17 ). То есть Иоанн Креститель и Илия-пророк – это разные люди, разные личности. Но Иоанн пришел в духе и силе Илии, а поэтому, если хотите принять, он есть Илия. Как Иоанн приготовил Господу путь в первом Его пришествии, так Илия должен будет приготовить Ему путь во втором пришествии. Почему же именно Илия-пророк должен приготовить ему путь, а не какой-либо другой пророк, например, Елисей, имевший его дух вдвойне? Ныне в мире царствует всеобщий закон смерти. «Человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9:27 ). Илия же пророк не видел смерти, он «восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями» ( Сир. 48:9 ). «И понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар. 2:11 ). Но в кончину века и он должен будет покориться всеобщему закону смерти, должен будет явиться, пророчествовать и подвергнуться смерти. То же самое можно сказать и об ином пророке – Енохе. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт. 5:24 ). «Енох угодил Господу и был взят на небо... Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, – ибо он был восхищен от земли» ( Сир. 44:15; 49:16 ). «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому, что Бог переселил его» ( Евр. 11:5 ). Итак Писание определенно говорит о пришествии в мир перед кончиной века Илии-пророка. Под вторым же пророком святые отцы разумели Еноха как не претерпевшего, подобно Илье, смерти. Святой Ипполит Римский считал, что вместе с пророками Илией и Енохом явится апостол Иоанн Богослов ( Откр. 10:11 ). Об этом и слова Спасителя: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» ( Ин. 21:22–23 ). Теперь обратимся к другому вопросу: какова цель пришествия пророков Илии и Еноха? В основном они придут для двух дел. Первое из них – обращение евреев ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Понимания под свидетелями двух отдельных действительных личностей требует не только описание их личных особенностей, но и их сопоставление с антихристом и его лжепророком. Но не следует останавливаться даже и на этом. Мало сказать, что эти свидетели будут некоторые две личности, которые ближе определятся только в свое время 769 , нужно сказать и то, кто будут эти личности и какие их имена. В домостроительстве человеческого спасения все события имеют свое значение и должны быть принимаемы во внимание. Есть два события в Библии , которые остались не разъясненными; это – именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть общий удел всего человечества? ( Евр. 9:27 ). Не должны ли и они испытать то, что испытывает всякий человек, не должны ли они снова прийти на оставленную ими землю и здесь испытать на себе силу смерти? Не они ли поэтому суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут прийти в конце времени 770 ? В пользу такого мнения прежде всего говорит определенный член τος, который стоит перед δυσ μρτυσι; значит, это – две личности, уже известные и определенные 771 ; говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба, изведение огня из уст), взятые с исторической личности пр. Илии. Далее, можно сослаться на Мал. 4:5–6 и на слова Спасителя: Илия должен прийти прежде и устроить все ( Мф. 17:2 ). Наконец, в пользу этого толкования говорит и авторитет древних святоотеческих толкований. Самый древний толкователь на Апокалипсис св. Ипполит говорит в своем слове о Христе и об антихристе: «Енох и Илия, облеченные во вретища, будут проповедовать 1260 дней, возвещая людям и всем народам покаяние». Св. Ефрем Сирин писал «Господь, по милосердию Своему, пошлет Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человечком роду благочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение и научили не верить мучителю из страха» 772 . По замечанию Иоанна Дамаскина , перед вторым пришествием Господа «будут посланы Енох и Илия Фесвитянин. Они обратят сердце отцов к чадам, т.е. синагогу к Господу нашему Иисусу Христу» 773 . А Андрей кесар. в своем толковании говорит об этом мнении, как мнении вообще разделяемом церковными учителями. Он пишет: «многие учители думали, что эти два свидетеля, именно Енох и Илия, при конце получат от Бога время для пророчества на три с половиною года, которые обозначены 1260 днями» 774 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010