(Иис. Сир. 44:15). О нем же говорит ап. Павел: «Верой Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому что Бог переселил Его [взял живым на Небо]» (Евр. 11:5). А ап. Иуда сберег для нас даже слова праведного Еноха, свидетельствуя в своем послании: «Пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «Вот идет Господь со множеством святых Своих ангелов — сотворить суд над всеми и обличить между ними всех нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произнесли на Него нечестивые грешники».   Блаженный Феодорит говорит, что Господь избавил от смерти праведного Еноха, чтобы уже и древнему допотопному человечеству свидетельствовать, что «определение о смерти временно и подлежит уничтожению». Заканчивает блаженный Феодорит свое толкование об Енохе словами, которые уместно привести: «Итак, что он живым был переселен, и что теперь еще живет — мы знаем, но где и как — неизвестно, так как в Писании не сказано об этом». С именем праведного Еноха связано церковное предание, о котором подробнее всего говорят блаженные Иероним и Августин (пер. Ер. Ad Marcellam; Aug. De gen. Ad Litt. 11:6). Праведный Енох не вкусил смерти. Между тем, по Божиему определению: «Ты — прах и в прах возвратишься» , все люди должны пройти чрез смертные врата, и мы знаем, что даже Честнейшая херувимов и Славнейшая без сравнения серафимов, Матерь Божия, прошла чрез порог смерти, чтобы быть воскрешенной Своим Сыном и Богом. Только о двух людях свящ. Писание говорит, что они не вкусили смерти: о праведном Енохе и о пророке Илии. Об обоих можно сказать словами блаж. Феодорита: «Они и теперь еще живут, но где или как — неизвестно».   Когда в последние времена умножатся беззакония, иссякнет любовь, так что у людей оскудеет вера, тогда явятся «два свидетеля, две маслины, два светильника» (Откр. 11:4), которые будут свидетельствовать правду Божию среди развратившегося человечества. По Божиему попущению они, эти два светильника, будут убиты Антихристом и в третий день воскреснут. Церковное учение говорит, что этими двумя светильниками, свидетелями будут святые Енох и Илия — те праведники Ветхого Завета, которые не вкусили смерти именно для того, чтобы совершить дело Божие в конце веков, когда истощатся духовные силы человечества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Если тебе не нравится Ларионом сказанное об Илие и об Енохе, он это сказал не от себя. Вот смотря свидетельство из Апокалипсиса 11-я глава: «и глагола: и дам двема свидетелема моима, и будут пророковати дней тысячу двести шестьдесят, облечена во вретища, и аще кто хощет их убити, огнь исходит изо уст его и снесте враги его; сия имут власть затворити небо, да не снидет дождь во днех прорицания его, и власть имати над водами, обращати я в кровь и поразити землю всякою язвою». И паки в главе 15 16-го того же Апокалипсиса тоже пишет: «яко наведени будут язвы на род человеческий Енохом и Ильею». Ради же опасного ведения представим по ряду сия знамения, яже сицева будут. Знамение первое: чувственное по плоти пришествие Еноха и Илии пророков в обличение антихристу, в обращение евреев и во утверждение верных; второе знамение: изменение жития еврейского; третье: чудеса на земли быти хотящия Енохом и Ильею; четвертое: яко той антихрист царем назовется; пятое: яко во Иерусалиме граде престол его будет; шестое: убиение от антихриста Еноха и Илии, и паки их воскресение; седьмое: яко тогда не во образе уже, но в самой истине станет мерзость запустения на месте святе; осьмое: яко той антихрист самообразне не у прииде в мире, ниже воцарися; егда той приидет, тогда от сих знамений всяко познан будет бодрствующим, понеже сия знамения не иному кому приличествуют, но самому тому единому антихристу – тогдашнему и будущему, а не нынешнему времени пристойность имут, их же сказанием святаго писания изъявити потщимся. О Енохе убо в книге бытейстей речено: «и поживе Енох и угоди Богу и не обреташеся, зане престави его Бог». Бытие глава 5-я. Сирах в книзе своей глаголет: «Енох угоди Господеви и преложися, образ покаяния родом бысть»; той же: «никто же создан бысть тако, яко Енох на земли, той бо вознесен бысть от земли. Во Апостоле толкование на послание к Евреям беседа 23-я, зачало 328 глаголет: «Ангелом взят был Енох и принесен бысть на место рая, яко не вкусит ему обшия с человеки смерти, даже и до второго снития Господня на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

А Герасим Дмитриевич: Илья и Енох во плоти не будут, чего и помыслить никак невозможно, как вы говорите. Эти слова, что писаны о пророках, надо разуметь о святых книгах. Книги суть Илья и Енох, кои давно уже от нечестивых убиты; а кто говорит, что пророки живы и приидут, то в таком вкисают антихристовы дрожжи, это в нем антихрист дуется. Но кто житие илино поживет, тот и Илья, – и я Илья, и ты Илья. Симеон Метафраст : Яко Илия жив взят с плотию, и доныне во плоти храним в селениях райских. И паки пред вторым Христовым пришествием на землю виден будет смертными человеки (в Минеи-Чет. июля 20 дня). А лютеране глаголют: Енох прежде дне суда не приидет, и от антихриста убиен не будет. А Мартина Лютора за Илию и Еноха почитают и глаголют его же (Лютора Мартина) от Бога на сие дело собственно возбужденного быти, да антихриста обличить – папу, кой был, и обличал. Стефан 3изаний: Яко послет Христос Бог угодников своих, Еноха и Илию, антихриста обличити, не приимати его лживого; он же окаянный пред всеми повелит их убити (в Кирил. л., 47). А Иван Козьмич крестовщик 29 : Кто говорит и проповедует, что пророки приидут, то таковые простирают сеть, загоняюще в погибель, таковии хоронят и защищают антихриста; а мы знаем, что Илия не приидет, а воскреснет. Христа Илиею и Енохом нарицает Писание: вместо того Илии, Христос прииде, измену даде: он свят, он Илия пророк, о нем и Малахия пророк прорицает. Церковь Православная: Плотский ангел и пророком степень, вторый предотеча пришествия Христова, Илия славный, свыше послав Елисеови благодать, недуги прогоняти, и прокаженныя очищати: темже чтущим его точит цельбы (тропарь прор. Илии, июля 20). А Иван Козьмич крестовщик: Что же в тропаре церковью назван Илия вторым предотечей пришествия Христова, и то сказано тут на обман еретикам. А называется Илиею пророком всякий христианин. А что скрытой разум, что ясно Илею не называет всякого христианина, сие того ради, чтобы, познавши себя Илиею, не возгордился. Священный Азарий: Во время пришествия антихристова, послани будут от Бога Енох и Илия по писанному по Апокалипсисе, во главе 11, и Иоанн Богослов с ними, ко утверждению верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В сем-то состоит воплотительное Богочеловека Слова промышление, кое в себе содержит дела высокие. Первое, возведение человеков от земли на небо; второе, разрешения беззакония; третие, Божия Слова воплощение. Знамением возведения человеков от земли на небо Енох был, который не видел смерти, но жив преселился; а Енох был в седьмом роде от Адама: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох. Разрешение беззакония прообразовал закон, восприятый Моисеем; но и он был седьмым же от Авраама, отца обетований; Авраам, Исаак, Иаков, Левия, Вааф, Амврам, Моисей. Воплощение Божия Слова было в седмьдесят седмом роде, якоже родословствует святый Лука. Единица есть началом числа, десятица концем числа; и так седмьдесят семь крайним есть совершенством седмого: а таким совершеннейшим числом надлежало совершеннейшему Божеские силы делу, таинству таинств изобразитися. Бог, Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной, Сим, Арфаксад, Каинан, Салан, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фаран, Авраам, Исаак, Иаков, Иуда, Фарес, Еером, Арам, Аминадав, Наасон, Салмон, Вооз, Овид, Иессей, Давид, Нафан, Матфан, Маинан, Мелеай, Елиаким, Ионан, Иосиф, Иуда, Симеон, Левия, Матфан, Иорим, Елиезер, Иосий, Ир, Елмодам, Косам, Аддия, Мелхия, Нирия, Салафиил, Зоровавель, Рисай, Иоаннан, Иуда, Иосиф, Семей, Маттафий, Мааф, Наггей, Еслим, Наум, Амос, Маттафия, Иосиф, Ианнай, Мелхия, Левий, Матфат, Илий, Иосиф, Иисусъ Дабы мы ведали, как есть свято и почтенно седьмое число, правилом оно всех праздников Ветхого, и знамением вышших таинств Нового, Заветов. Числом же сим изобразил Бог день недельный, который есть день седьмый; да еще освятил Он его и другими особливыми преимуществами; ибо в день недельный начал Он созидать мир естественный; в день недельный возобновил мир благодатный: в день недельный Христос родился; в день недельный воскресл Он из мертвых; в день недельный послал Духа Святого, изволяя, чтобы шесть дней в неделе были нашими, на делание дел наших, а седьмый , то есть недельный, был бы посвящен во славу Его: в шесть дний сотвориши дела, а день седьмый покой святъГосподу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

А Иван Архипович сказует: Кто говорит о Илье и Еиохе, что они в скончание века приидут обличать антихриста в лице, сие учение из бездны вышло; а ежели (кто) по письмени им быть разумеет, тот уподобляется жидом: так жиды рассуждают. Григорий мних и вся Церковь : Илия, иже бе от колена Аароня сын Саваков, на небеса колесницею огненною вознесенный, и в Преображении с Моисеом на Фаворе Христу представый, сей и второму пришествию Христову с Енохом приити, ко обличению всеконечнаго нечестия антихристова и утешению благочестия, уверенный (Пролог, июня 20 день). Ипполит, папа Римский: И зри владычнее человеколюбие, како и в последних временех человеческий род промышляет и милует, яко ниже тогда кроме пророк нас оставляет, но и тех послет к научению нашему и обращению, и извещению о сопротивнаго пришествии (Соборн. л. 137 об.). А Иван Архипович: Зачем Илья и Енох приидут? Кого учить? Чисто, брать, у солдата, около эфеса нечего им взять; но разве трубку табаку отнять! Гладко уже острижены! Илья и Енох в Соловках убиты при Никоне да во Владимире когда кузнеца замучили 26 . Вот они Илья и Енох: да и ты быть можешь Илья, и я Илья. Божественный Златоуст: При времени Христова второго пришествия и скончания мира Илия и Енох посланы будут от Бога на обличение антихриста, и обратят от всякого колена Израилева достойных спасению ко Господу Богу их и к Господу Иисусу Христу, пришедшему плотию спасения их ради (в Толковом Апостоле, зач. 102). А Василий Фадеевич Дмитровской: Пророки были страдальцы и антихриста обличали. Никона патриарха , кои от него и смерть вкусили в Соловках, уже более ста лет. А ежели по-вашему, что приидут, то мы их и спросил: почто вы, пророки Божии, не во свое время пришли? Божественный Златоуст: Илия приидет тогда, верных утверждая, и сие Христос глаголет: Илия приидет и устроит вся. Вся же елика рече Иоанн о Христе, истинна бяху. Якоже сей предтеча бе первого пришествия (Христова), тако Илиа будет предтеча второму и славному его пришествию и на сие храним есть (в Бесед. Апост. стр. 2343).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

А сызранской Шанбаров глаголет, яко Илья и Енох духовно в ревностных токмо мужах есть, но и Христа Спасителя и Пречистую Его Матерь, и крестителя Иоанна духовно, а не чувственно умствует. Священный протопоп Аввакум: Верою Енох преставлен бысть и не виде смерти, донеже Господь паки представит его со Илиею обличити лютого врага последнего антихриста. Пришествие их будет плотию, а не духом; а якоже соблазнившеся нецыи мудрствуют, неправильно глаголют пророков духом, а не плотию прийти; и сие бо есть нечестиво и противно писанию, – духа кто может убити? Виждь, душа бессмертна; а пророков антихрист убиет, не души, но телеса их. Он же убиет их и повержет телеса их на стогнах града пред всеми людьми, и лежав мертвы 3 дни и пол, оживут паки и взыдут на небеса (В Поучении к благоверным). А Иван Федорович Ерш 30 уверял: Отнюдь, православный христианин, того и не думай, да и в голову не забирай, чтоб Илия и Енох из рая пришли в мир антихриста обличать: конечно, не будут; но каждый ревностный муж Илья и Енох есть. Такожде и об антихристе Христос Спаситель ко иудеем рече: Аз приидох во имя Отца моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ев. от Иоанна зач. 71). Божественный Златоуст: Не бо сатана есть антихрист. но человек поспешествуем от сатаны (в Апост. Толк.). Паки Златоуст: Не сатана же сий будет, но человек некий, всякий образ сатанин получивый (Бес. Апост. стр. 2334). Кирилл Иерусалимский : От жидов будет человек волхв и отметник чародей. А Илья Алексеевич: Кто говорит и уверяет, что антихрист будет человек в скончании века сего, того учение есть еретическое. Христос Спаситель: Якоже быша во дни Ноевы: ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дóндеже прииде потоп и взят всех: сице будет и пришествие Сына Человеческого. Толкуя святой Златоуст: Указание полагает ключающиеся вещи. Якоже бо ковчегу бываему не вероваху: они же зряще ковчег, яко и не единому же бывающу люту, сице наслаждахуся. Такожде и ныне: явится убо антихрист, по нем же и скончание, и муки нестерпимые: пиянством же злобы содержимы, ниже ощутят страха бываемых, – нечувственное их показует, якоже сущих при Нои.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

20:10. В иудаизме также предполагалось окончательное поражение сатаны, в соответствии с «ветхозаветной концепцией о том, что Бог будет вечно править после завершающего суда. 20:11–15 Последний суд 20:11. Хотя многие авторы также подчеркивают свершение суда над душами после смерти (некоторые еврейские авторы, находившиеся под глубоким влиянием греческих концепций, такие, напр., как Филон,мало интересовались грядущим «воскресением и судом), иудаизм многое мог сказать о суде перед престолом Божьим. Этот образ нового неба и новой земли (ср.: Отк. 21:2 ) заимствован из Ис. 65:17 . 20:12. Во многих еврейских текстах говорится о небесных скрижалях («Книга Юбилеев, «1 Енох., 2 Енох., 3 Енох., Завет Авраама), на которых запечатлены события человеческой истории или законы Божьи; ангелы постоянно записывают грехи каждого человека. «Раскрытые книги» свидетельствуют о том, что все представлено на общее обозрение (см., напр., также и 4 Езд.). Последний суд будет открытым общественным судом, и ни у кого не будет никакой возможности скрыть свое позорное имя. Образ «книги жизни» появляется в «Ветхом Завете ( Исх. 32:32,33 ; Дан. 12:1 ; Мал. 3:16 ) и затем получает дальнейшее развитие в более поздней еврейской литературе (см., напр., «Свитки Мертвого моря, «Книгу Юбилеев). Все будут судиться в соответствии со своими делами ( Пс. 61:13 ; Прит. 24:12 ; Иер. 17:10; 32:19 ; Иез. 18:30 ), но в прошлых грехах, закрытых истинным покаянием, праведные уже обвиняться не будут ( Иез. 18:21,22 ). 20:13,14. В еврейской литературе часто говорится о последнем дне, когда нечестивые будут брошены в огненную бездну (напр.: 1 Енох.). «Ад» был местом обитания мертвых (назван по имени греческого бога подземного мира Гадеса, но в еврейских текстах ад не связывался с ним), которому в «Ветхом Завете соответствовал шеол. Во многих еврейских текстах, как здесь, нечестивые находились под судом до момента своего окончательного уничтожения или перемещения в место вечных мук. 20:15. Большинство евреев верили, что те, кто соблюдал надлежащим образом предписания иудаизма, будут спасены, а с ними вместе и небольшое число праведных из других народов («язычники), а все остальные погибнут. Вера Израиля всегда была исключительной, единственной в своем роде (поклонение верховному Богу; Иоанн добавляет к этому, что истинное поклонение Богу возможно только через «Христа – ср.: 1Ин. 2:23 ), а ветхозаветные пророки возвещали день суда, который призовет к ответу все народы, так же как и Израиль. В это время для «покаяния уже не будет возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

11. В иудейском предании в большей мере, чем в Ветхом Завете, Каин (см. коммент, к 1Ин. 3:12 ) и Валаам (см. коммент. ко 2Пет. 2:15 ) стали олицетворением не праведности в ее высшем проявлении; Валаам считался одним из наиболее мощных пророков среди язычников, но он использовал дарованную ему силу во зло. Корей поднял восстание против правления Мои сея ( Чис. 16 ) и стал образной фигурой для обозначения мятежного духа, направленного против закона в иудейской традиции. 12 . Последняя вечеря была пасхальной трапезой, и ранняя Церковь продолжила традицию празднования «Вечери Господней», где хлеб и вино были только частью трапезы. Причастие как совместная трапеза верующих также получила название «вечеря любви». «Соблазн», или тайная угроза; в NASB – «скрытые рифы»; они могли погубить мореплавателей, которые не сумели отвести корабль подальше в море; «безводные облака» – те, которые не дали дождя напрасно ожидавшим его фермерам ( Прит. 25:14 ). Образ бесплодных деревьев, которые должны принести урожай поздней осенью, когда деревья сбрасывают свою листву перед наступлением зимы; или речь может идти об отсутствии у них летних плодов и даже признаков плодоношения ранней осенью; в любом случае эти деревья были попросту мертвы (о грядущей второй смерти см. в коммент. к Отк. 2:11 ). 13. В греческой мифологии Афродита, богиня любви, возникла из морской пены при кастрации титана Урана (аллюзия на без нравственность учителей); волны в Свитках Мертвого моря появляются как образ «выбрасывания» скверны греха. «Звезды блуждающие» – это относится к беспорядочному движению планет по орбитам, что иногда приписывалось неповинующимся ангелам, которые были заключены в темницу по суду Божьему и названы «звездами» в 1 Енох. Суд как вечная тьма появляется в 1 Енох, и в других источниках. Образ нечестивых в виде «свирепых волн» восходит к Ис. 57 («море взволнованное») и встречается в более поздних еврейских источниках (Свитки Мертвого моря). 14,15. Иуда приводит цитату из 1 Енох. 1:9; эта история была популярна в свое время, и она помогает ему подчеркнуть свою мысль. Этот отрывок из 1 Енох, представляет несколько тем, которые рассматриваются далее по всей книге.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Но зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, победит их и убьет их, трупы их оставит на улице великого города, в котором распят был Господь наш (т. е. Иерусалим), но после трех дней с половиною войдет в них дух жизни и они вознесутся на небо ( Апок. 11, 3–12 ). Они будут отвлекать людей от обольщения антихристова и проповедовать имеющее быть с небес пришествие Христово. Один из этих свидетелей ясно указан в Писании; это – пророк Илия ( Малах. 4, 5–6 ; ср. Мф. 17, 10–11 ; Марк. 9, 11–12 ; Лук. 1, 17 ). Другим свидетелем древнее предание церкви называет Еноха 722 . Основанием для мнения, что вторым свидетелем будет Енох, служили для отцов церкви частью слова Сираха: Енох угоди Господеви, и преложися, образ покаяния родом (44, 15; сн. 48, 9–10), частью же убеждение, что лежит человеку единою умрети ( Евр. 9, 26 ). Так как Енох не вкусил смерти, ибо преложи его Бог ( Быт. 5, 24 ), а между тем непременно лежишь каждому человеку единою умрети, то естественно думать, рассуждали древние учители, что Енох будет послан Богом в мир пред кончиною, и тогда вкусит смерть (как и Илия), будучи убит зверем. По другому виденью ап. Иоанна, на защиту не покланяющихся зверю семь ангелов с семью язвами будут изливать гнев Божьи на нечестие людей ( Апок. 15 и 16 гл.). Безбожное и губительное царствование антихриста будет кратковременным, – избранных ради прекратятся дни великой скорби. У него будет отнята власть губить и истреблять до конца ( Дан. 7, 26 ), он придешь к своему концу, и никто не поможешь ему (11, 45). Бог ли не защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлить защищать? Сказываю вам, что подашь им защиту вскоре ( Лук. 18, 7–8 ). Так как царство антихриста – не человеческое только, но и сатанинское, то и сила для уничтожения его должна быть более высшая, чем человеческая и сатанинская. Явится Сам Господь И. Христос, Который и убиет антихриста духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего ( 2Сол. 2, 8 ), т. е. погубит антихриста одним дуновением Своим, – легко сокрушит силу его и уничтожите славою пришествия Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«Сей есть Илия, говорится в Прологе под 20 числом июля, иже огнь с небесе трищи сведый и дождь языком своим носивый, и мертвыя воздвигий, и пятьдесятицу двою попаливый, и в горе Хориве Бога видевый, яко же человеку мощно бяше видети, и Иордан милотию разделивый, и на небеса колесницею огненною вознесенный и в преображении с Моисеом на Фаворе Христу представый, сей и второму пришествию Христову с Енохом приити имать ко обличению всеконечнаго нечестия антихристова»... Сами безпоповцы в день пророка Илии поют тропарь, в котором говорится: «во плоти ангел, пророков степень, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный " ... Неужели они славословят здесь не пророка Илию, а каких-то других лиц, ревновавших о вере и благочестии? В 4-х. Если Илия и Енох должны явиться в чувственном виде и быть убиты, а теперь они живут в нетленной плоти, то как они могут быть убиты чувственно? 91 да и в Прологе (8 ноября, пам. арх. Михаила) сказано, что Енох не увидит «общия с человеки смерти». – Енох и Илия будут хранимы на небе и тела их будут нетленны до тех пор, пока они не явятся на землю быть предтечами второго пришествия Христова. На земле же, в условиях земного существования, тела их будут такие же, как наши, т. е. тленные. В одной церковной стихире поется: «Илие фесвитянине, не тленна тя (Господь) сотвори, еже не видети смерти, дóндеже убо проповеси всяческих кончину» (Мин. служ., июля 20, стих. на вел. веч. 2 гл., л. 243. М., 1646 г.). По исполнении же своего назначения, они должны умереть, как и сказано в Благовестнике: «лжа, поистине лжа, еже безсмертну быти человеку: аще бо Енох и Илия не умроста, но обаче смертна» (толк. на Ин. зач. 37, л. 311). Но смерть их будет не общая с другими людьми, не обыкновенная, а единственная в своем роде: последует чрез тысячи лет от рождения и причинена будет антихристом. б) Определение понятия антихрист Слово «антихрист», т. е. противник Христу, обыкновенно употребляется в двояком смысле: общем и частном. В общем смысле антихристом называется всякий противник Христу, отвергающий или извращающий основные догматы христианства ( 1Ин. 2:22; 4:3 ; 2Ин. 7 ), каковы все еретики, начавшие появляться еще со времен Апостолов (И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010