17/ Созомен Схоластик ( Ермий Созомен Саламанский) (л. 56, 56 об.) (в списке НБ РК просто «Созомен») – греческий церковный историк V в., автор единственного дошедшего до нашего времени сочинения – «Церковной истории», оконченной предположительно в 40-х гг. V в. 18/Руфин (Тиранний; Tyrannius Rufinus; также известен как Руфин Аквилейский – Rufinus Aquileiensis) (л. 56) (345–410) – римский писатель. Среди сочинений Руфина следует отметить перевод на латинский язык «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , к девяти книгам которой переводчик добавил две свои книги, продолжив повествование с 324 г. до смерти императора Феодосия в 395 г. («Historia ecclesiastica»). 19/Филосторгий (Φιλοστργιος, лат. Philostorgius) (л. 56, 56 об.) (368–433) – греческий церковный историк-арианин, автор «Церковной истории», служащей хронологическим продолжением «Церковной истории» Евсевия, то есть начинающейся с середины царствования Константина Великого и доведенной до 425 г. В полном виде «История» Филосторгия не сохранилась, в настоящее время существует лишь ее сокращение, сделанное патриархом Фотием (ср. у Феофана Прокоповича : «Филосторгий в сокращении истории церковной, книга 7, число 9» – л. 56). Первое издание этого сокращения «Historia ecclesiastica» вышло в 1643 г. в Женеве, с латинским переводом – в Париже в 1673 г. 20/Никифор Каллист Ксанфопул (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Никифор Ксантопул») – патриарх Константинопольский в 1350–1362 гг., автор «Церковной истории», описывающей события от Рождества Христова до 610 г. 21/Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Аммиан Маркеллин») (ок. 330 – ок. 400) – римский историк, грек по происхождению, автор «Деяний» («Res gestae»), задуманных как продолжение «Анналов» и «Историй» Тацита. Из 31 книги «Деяний» до нашего времени дошли лишь книги 14–31, описывающие события с 353 по 378 гг. 22/Юлиан Отступник, Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus Apostata) (лл. 6 об., 55 об., 56 об., 57) (в списке НБ РК «Апостат Иулиан» (л. 56 об.), «Иулиян Апостат» (там же) или «Иулиан Отступник» (лл. 6 об., 55 об.), а также «Иулиан» (л. 57) и «Иулиян» (лл. 56, 57)) (331–363) – римский император в 361–363 гг. В качестве автора Феофан Прокопович упоминает Юлиана только на лл. 56 об.–57, где ссылается на одно из изданий его писем (какое именно, нами не установлено; перечень изданий см. в журн.: Вестник древней истории. 1970. 1. С. 235). Феофан Прокопович цитирует в русском переводе фразу из сохранившегося фрагмента письма к жрецу (ср.: Вестник древней истории. 1970. 3. С. 232), а также имеет в виду обещание восстановить «святой город Иерусалим», данное императором осенью 362 г. в послании «К иудейским общинам» (у Феофана Прокоповича – «в послании к иудеом» (л. 57)).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

56 Письма к Е. З. 56.1 332. Что ты не приносишь пользы монастырю, неправильно 56.2 333. Не смущайся своим несносным характером. Отчего кажется тебе, что ты лишняя. Читанное приводи в дело. Значение книги 56.3 334. Не ревнуй сестрам 56.4 335. Совершенно избавиться от помыслов невозможно 56.5 336. Почему не писал раньше.–Не унывай, что упала 56.6 337. Потерпи сестер 56.7 338. Пойдем за Петром, а не за Иудою 56.8 339. Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут, а только терпение 56.9 340. Слова Св. Исаака Сирина об искушениях 56.10 341. Смирение достигается не сразу. Ложныя подозрения не повредят. Уныние от гордости 57 Письма к Е. 57.1 342. Как избавиться от злых людей 57.2 343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы 57.3 344. Сестрою милосердия ехать не нужно 57.4 345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей 57.5 346. Молитвенный порядок дня 57.6 347. Не смущайся тем, что тебя не жалуют 57.7 348. В Москву в монастырь не советовал поступать еще и Св. Тихон Задонский. Обетования исполняются иногда не скоро 58 Письма к М. Р. 58.1 349. Демонския страхования бывают от самооправдания 58.2 350. Сознанием в грехах побеждается диавол. 58.3 351. Скорбь– эпитимия за грех 58.4 352. Пример томления греховнаго 58.5 353. Спеши высказаться 59 Письма к казначеее N. 59.1 354. Враг препятствует откровению. Неумеренная скорбь о почившем старце–неуместна 59.2 355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным 60 Письма к А. Л. 60.1 356. Проходи набранные уроки делом 60.2 357. Рождественское пожелание понимать цену мирских радостей 60.3 358. Как молиться при домашних. Об истинном покаянии 60.4 359. Чему учит басня: Стрекоза и Муравей 60.5 360. Окончательнаго решения не бери, а попробуй погостить в монастыре 60.6 361. Понять суетность мирской жизни дается от Бога 60.7 362. Не делайся рабой миру – послужи Господу. Святою сразу не сделаешься. Мирския блага– ничто 60.8 363. До последняго вздоха не теряй надежды на исправление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» ( Евр.11:5 ). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо ( 4Цар.2:5 ). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ). Свт. И. Златоуст говорит: «Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317). Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о спасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной «осудил весь мир», ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною. б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19) О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него ( Быт.12–22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; «ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси. Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; «как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском» ( Евр.11:12 ). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а «только издали видели оные и радовались» ( Евр.11:13 ). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Е. Мельниковым , в ходе к-рого вновь подтвердились духовные и чувственные воззрения собеседников. ХХ век ознаменовался резким обострением полемики между этими направлениями, гл. обр. на востоке России, что привело к сближению непримиримых позиций и появлению ряда старообрядческих трудов, допускающих как букв., так и духовное понимание антихриста и пророков его пришествия Е. и Илии. В мусульманской традиции Е. известен под именем Идрис. В Коране о нем говорится, что «он был праведнейшим человеком и пророком», к-рый был вознесен Богом «на высокое место» (Сура 19. Аят 56-57). Он называется «терпеливым» (Сура 21. Аят 85). В «Историях о пророках» сообщается, что Идрис жил на протяжении 308 лет жизни Адама и, согласно Ибн Исхаку, 1-м начал писать тростью (каламом). Там же приводится хадис, в к-ром говорится, что Мухаммад видел Идриса на 4-м небе во время ночного путешествия и вознесения. Апокрифы, связанные с именем Е. Помимо 3 «главных апокрифов» -1-й Книги Еноха, 2-й Книги Еноха и 3-й Книги Еноха - с именем этого ветхозаветного праотца связано еще неск. произведений, к-рые были составлены в средние века. Прор. Илия и праотец Енох. Фрагмент иконы «Воскресение - Сошествие во ад». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Прор. Илия и праотец Енох. Фрагмент иконы «Воскресение - Сошествие во ад». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) «История Еноха и Илии» сохранилась на лат. языке в стихотворном переложении Готфрида из Витербо ( 1191) под названием «Пантеон» ( Esposito M. Un apocrifo «Libro d " Enoch ed Elia»//Città di Vita: Riv. di studi religiosi. Firenze, 1947. Vol. 2. P. 228-236). В этом апокрифе говорилось об острове, на к-ром Е. и Илия ожидают прихода антихриста. Помимо проч. чудес этот остров изобилует золотом. Кельт. монахам удалось доплыть до него и побеседовать с Е. и Илией, к-рые предстали перед ними в образе старцев. М. Эспозито выдвинул гипотезу о том, что этот апокриф лег в основу «Плавания св. Брендана», составленного в IX в. ( Idem. An Apocryphal «Book of Enoch and Elias» as a Possible Source of the Navigatio Sancti Brendani//Celtica.

http://pravenc.ru/text/189985.html

В книге Еноха встречается очень ясное, хотя и символическое, указание на разрушение Иерусалима Халдеями и на вавилонский плен. В 89 гл., после того как изображено религиозно-нравственное падение израильского народа в период царей, дошедшего в своем нечестивом озлоблении до избиения посылавшихся к ним пророков (89:51–54), говорится: «Бог предал их (овец, т. е. иудеев) в руки львов, и тигров, и волков, и шакалов, и в руки лисиц и всех диких зверей (языческих народов); и дикие звери стали разрывать тех овец. И я (Енох) видел, что Он оставил тот дом их и их башню (Иерусалим и храм), и предал их всех в руки львов, чтобы они разрывали их и пожирали, – в руки всех диких зверей» (55–56 ст.); «и львы, и тигры пожирали и истребляли большую часть тех овец, и дикие свиньи пожирали вместе с ними; и они сожгли ту башню и разрушили тот дом; и я (Енох) сильно опечалился из-за башни, так как самый дом овец был разрушен; и после этого я не мог уже видеть тех овец, входили ли они в тот дом» (66–67 ст.) 173 . Что здесь речь идет действительно о завоевании и разрушении Иерусалима Вавилонянами, видно как из предшествующего, так и из последующего рассказа. Впереди говорилось о царствовании Саула, Давида и Соломона, о построении Иерусалимского храма, о деятельности пророков и преследовании их народом, о взятии Илии на небо, о крайнем развращении Израиля, не смотря на увещания пророков, и, наконец, о гневе Господа на развращенный народ (89:45–54); понятно, что за этими событиями должна следовать история иноземного владычества, к которой автор действительно и приступает в следующих стихах. Было бы прямым нарушением хронологической последовательности, если бы в представленном рассказе мы стали видеть указание на разрушение Иерусалима Титом; от взятия Илии на небо до 70 г. после Р. Хр. совершилось столько замечательных событий в истории иудейства, что псевдо-Енох едва ли бы дозволил себе пропустить их без внимания. Кроме того, в стихах, следующих за приведенным рассказом, есть прямое указание на возвращение иудеев в Иерусалим и на восстановление ими храма при Кире (89:72).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

По пришествии антихриста страшное преследование христиан будет продолжаться три с половиною года, или 1260 дней, как сказано в следующем стихе. Это согласно с пророчеством Даниила, в котором годы именуются временами: И они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (7:25). Хотя здесь Даниил говорит об Антиохе Епифане, который три с половиною года жестоко преследовал верных израильтян, но этот Антиох прообразовывал в Ветхом Завете будущего антихриста в Новом. Ст. 3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Ст. 4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. Ст. 5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Во всей книге Откровения нигде не упоминается об именах этих двух свидетелей, но древнейшее мнение, всеобщее, как святых отцов, так и ученых толкователей более позднего времени, принимает их за Еноха и Илию. О первом из них Писание говорит так: ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его ( Быт.5:24 ). Другой же – Илия фесвитянин, знаменитейший пророк во Израиле во времена царя Ахава. Об Илие в Библии написано так: явилась колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо ( 4 Цар.2:11 ). В Библии говорится также: Вот Я пошлю к вам Илью пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного ( Мал.4:5 ); Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов ( Сир.44:15 ). Енох и Илия, которые почитаются живущими и сохранившими свои тела, явятся на землю верными свидетелями Христа. Они, говорит Ефрем Сирин , возвестят человеческому роду благочестие, дерзновенно будут проповедовать всем боговедение, научат не верить мучителю из страха, вопия и говоря: “Это лесть, о человеки, никто да не верит нисколько, никто да не повинуется богоборцу, да не приходит в страх, ибо скоро будет приведен в бездействие. Вот Святой Господь грядет с неба судить всех поверивших знамениям его”.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Ст. 26. Наоборот, сифиты являются наследниками Царства Божьего. Насколько каиниты похотливы, сластолюбивы, кровожадны, нерелигиозны, настолько эти целомудренны, воздержанны, кротки, благочестивы. Все их помыслы — в Боге, все их заботы — как бы лучше угодить и послужить Ему. И они развивают богослужебный чин и углубляют самый образ молитвы. Еврейский подлинник, говорящий, что они стали первыми призывать имя Иеговы (которое LXX переводят обычно словом Κυριος, Господь, и под которым разумеется, в Библии в особенности, Второе Лицо Св. Троицы, Господь Иисус Христос, Единородный Сын Божий, и до своего воплощения действовавший в Ветхом Завете), намекает на подвижнический образ жизни сифитов. Они занимались так называемым «внутренним деланием», нынешней Иисусовой молитвой. Вся разница была только в том, что тогда произносили эту молитву с верою в Грядущего (а не уже Пришедшего) Спасителя, Мессию, и не упоминали Его настоящего имени. Но что самое главное, имя Божие 14 , и притом в святейшей форме Иеговы, постоянно поминалось. Эта-то непрестанная молитва (а не внешнее законническое делание) и произвела то, что один из сифитов — величайший монах и христианин до христианства — настолько очистился от страстей и утончил свою плоть, что Бог живым переселил (Евр. 11, 5: μετεθηκεν) его из здешнего мира (Быт. 5, 24). «И ходил Енох пред Богом — » (Быт. 5, 24). Последние слова Священное Писание употребляет в отношении еще только одного достойного патриарха — великого Ноя (Быт. 6, 9). Еврейское выражение эт — кхаэлокхим, «с Богом», особенно точно указывает на мистическое единение Еноха с Богом в приснодвижимой умно-сердечной молитве. Самое его имя заставляет заключить это, ибо Енох , Ханох: от глагола , ханах — вперять, запечатлеть в памяти, упражнять) должно означать человека, который «вперил» весь свой ум в Бога, «запечатлел» в сердце Его святейшее Имя и заповеди, «упражняется» и непрестанно поучается в молитве («памяти Божией», как выразился бы здесь глубоко и точно преп. авва Дорофей) 15 . Чрез это Енох сделался весь «освященным», «обновленным» (иное значение глагола ханах) и, насколько то возможно было, приблизился к новозаветным понятиям (2 Кор. 5, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Верование, что Илия и Енох снова явятся на землю и на ней примут смерть, можно возвести на степень непреложности. Определение Божие: «смертью умрешь» ( Быт.2:17 ) неизбежно простирается на весь род человеческий: из него не исключен ни один смертный; даже Сам Сын Божий, сделавшись подобным нам человеком, не избег сего удела земнородных и пребывал в сердце земли три дни и три ночи. Следовательно, и эти два великие лица – Илия и Енох, хотя за святость жизни и избегли в свое время острия меча, но, как происшедшие из рода смертных, должны будут когда-нибудь выполнить Божие определение. Но как они на брани примут смерть от руки антихристовой ( Откр.11:7–8 ) – это во власти Бога и от нас утаено. Что от их крови возгорится земля и от этого произойдет кончина мира, – об этом нигде не говорится. А что Илия и Енох будут предтечами и предвестниками второго пришествия Христова, это очень правдоподобно. Ибо если Господь в свое время благословил изъять их из среды живых, не дав им вкусить смерти, то, наверное, пошлет их снова на землю – в эту юдоль плача – и не заставит долго скитаться в стране изгнания, ожидая всеобщего прославления. И, следовательно, явление на землю Илии и Еноха будет несомненным признаком, что близ есть кончина, приближается второе славное пришествие Христово. (Сост. по «Воскресное чтение», 1888 г.). Беседа 7. В день преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября) (О побуждениях ко взаимной любви христианской) I. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, ныне ублажаемый, был ближайшим и любимейшим учеником Господа нашего Иисуса Христа, – по выражению церковной песни, он был другом и наперсником Христовым. Чем же особенно отличался этот апостол от других учеников Господа, и чем заслужил он особенное благоволение и расположение Иисуса Христа? Будучи образцом целомудрия и кротости и имея мягкое и нежное сердце, расположенное любить Бога и ближних, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов всей душой прилепился к Господу, Учителю своему, и полюбил Его с нежностью детского сердца, за что и был ближе других апостолов и доступнее к Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Павел 4 января 2013, 11:45 правильно, что " никто не восходил на небо, как только сшедший с небес " . так ведь Господь Иисус Сам взошел на небо, без посторонней помощи, а Енох и Илия были взяты Божьей силой - сами они не могли взойти на небеса!!! Наталия 27 декабря 2012, 18:05 Спаси Господи.Очень интересная и понятная статья.Дала чёткий ответ на вопрос. Александр 20 ноября 2012, 16:18 Очень интересное исследование... спасибо! Но все это описано в книге Еноха, по крайней мере о его путешествии(когда читал сложилось впечатление о хорошо описанном маршруте и средствах передвижения и вообще интересно читать когда пишут от своего лица), интересны интерпретации тогдашнего человека и нынешнего об увиденном, современного уже не удивишь огненными колесницами. Спаси Господи Боже! Очень интересно и занятно спасибо большое еще раз!!! д. Пётр 1 октября 2012, 01:18 Никита!В полном смысле мы молимся только Богу, остальных святых мы лишь просим о молитве. Сказано: " молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного " (Послание Иакова 5:16). Илия и Енох слышат наши просьбы так же как остальнын святые, т.к. находятся с нами в одной Церкви, в которой все соединены Духом Св. Никита 22 августа 2012, 23:17 А как же мы молимся Еноху и Илии? Если они где-то на земле, то как слышат наши молитвы? Евгений 13 августа 2012, 15:33 Да и в мирской литературе имеются неоднократные упоминания о неком " параллельном мире " недоступном нашему восприятию. Скоро ученые сами придут к выводу, что мир сотворен:бозон Хиггса связан с наделением элементарных частиц атомным весом. А атомный вес определяет свойства материи. Один атомный вес - железо, другой - водород, третий - кислород. Соединяй их в молекулы и из праха вселенского получай мир. Но как это сделать? Об этом знает только Творец! Майя 8 августа 2012, 15:15 Когда читаю такие статьи, понимаю насколько неграмотна в богословии. Все время была уверена, что Господь взял пророка Илию к Себе в рай. Спаси Господи! Константин 7 августа 2012, 04:48

http://pravoslavie.ru/55239.html

Иоанна (12:32–34). Очевидно, образ жизни и действий Иисуса Христа не мирится с определенным представлением народа о Сыне Человеческом 439 . Еще прилагалось к Мессия имя „Избранный“ (См. Енох. XL. 5; XLV, 3; XLIX, 4; LI, 35 и др.). Это имя встречается в пророческих писаниях ( Ис. 42:1 ) и в новом завете ( Лк. 23:35 ). Относительно этого наименования Лянген замечает, что оно только по букве отличается от имени „Помазанный“ (след. „Мессия“) 440 . Из других наименований заслуживает особого внимания „Сын Божий“ (кн. Енох. CV, 2; 3Ездр. 7:28–29; 13:32; 14:9 ). Выше мы уже касались вопроса о смысле этого имени и нашли, что его нельзя понимать в новозаветном, метафизическом смысле, а в смысле несобственном, правственном 441 . Замечательно, что Мессия нигде не называется в апокалипсисах излюбленными именами евреев – Сын Давидов, Царь Израилев, а „Сын Божий“, „Царь Святый» ( γνς ναξ) 442 . Таким образом, по отношению к наименованиям Мессии апокалиптики стоят не ниже, – для нас важен minimum, – ветхозаветных писаний и по букве даже ближе примыкают к новому завету, чем древнейшие пророческие писания. Что же касается наименований Мессии в кн. Еноха „сын мужа“ и „сын жены“ (Ен. LXIJ, 5; LXIX, 29), то резкость их удовлетворительно объясняется неточностью перевода (см. выше). Для выяснения воззрении апокалиптиков на личность Мессии, необходимо иметь в виду апокал. учение о про-экзистенции, или до-мирном (пред)существовании Мессии. Енох пишет: „Он (Сын Человеческий) был избран и сокрыт 443 пред Ним (Господом духов), прежде даже чем создан мир; и Он будет пред Ним до вечности... И прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звезды небесные были созданы, Его имя было названо пред Господом духов“ (XLVIII, 3, 5. 6; Ср. XLVI, 3; XLIX, 1–4; LXII, 7). В апокалипсисе Варуха сказано: „когда начнет открываться Мессия“ 444 („tune incipiet revelari Messias“, гл. XXIX, cp. XXXIX „revelabitur“). Ср. Eздp. VII. 28 ; XIII. 32 и др. Это учение апокалиптиков о предсуществовании Мессии прежде относили на счет христианских интерполяций.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010